--PAGE_BREAK--Второе событие 1802 года — создание по инициативе Российского Императорского дома Человеколюбивого общества, действовавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже реформами Екатерины II, получает свое первое организационное оформление. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связано, но именно МВД формирует правила гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские управления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к церковной и административной благотворительности присоединяется новое ее направление – гражданское.
Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решительный отказ от общественного призрения и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приводящих к социальной защите, известной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание.
На первом этапе формирования в № 3 газеты «Временного рабоче-крестьянского правительства» (а таковым оно останется до разгона Учредительного собрания в январе 1918 года) декларируются планы новой власти в отношении всех наемных рабочих, городской и сельской бедноты. Пять основных принципов рабочей страховой программы включали:
• полное самоуправление застрахованных;
• распространение социального страхования на все виды потери работоспособности и безработицу;
• возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;
• расширение круга страхуемых за счет городской и сельской бедноты;
• возмещение полного заработка при страховании.
Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принципов не был осуществлен, даже соответствующее законодательство не было принято, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер.
Следующий этап предусматривал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сентябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправления в августе 1918 года). Обнародовано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудящихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взятого на себя государством:
• оказание всех видов врачебной помощи и родовспоможения;
• обеспечение средств к существованию для временно утративших трудоспособность, независимо от причины, вызвавшей утрату (общие заболевания, увечья и т.п.);
• обеспечение всех или части средств к существованию для посто-
янно утративших работоспособность в результате увечья, болезни, старости, обеспечение средств к существованию для безработных. Определены круг лиц (трудящиеся) и случаи необходимости обеспечения со стороны государства. Однако и это пока лишь декларация.
На третьем этапе Декретом, принятым в апреле 1919 года, вводится единый источник обеспечения: «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Государственного казначейства в сметном порядке по смете Наркомтруда».
Освобождение дворянства Екатериной II среди прочих имело важное следствие в виде появления думающего «праздного класса». Примечательно, что в результате в России общественное сознание взрастает на фундаменте призрения. Первоначально призрение фрагментарно и сословно. К середине XIX века начинается создание всесословных обществ, укрепляя единство гражданского общества. Постепенно расширяется круг лиц, получающих помощь от общества в той или иной форме. Помощь малоимущим начинает рассматриваться не как самоцель, а как средство возврата «сирых и убогих» к нормальному гражданскому состоянию, не требующему общественных подачек. Все более важную роль начинают играть формы взаимопомощи граждан как в области финансовой поддержки, так и в кооперации малоимущих и среднеимущих.
Таким образом, к началу XX века общество, все более объединяясь, выделяет как минимум три уровня благотворительности:
• имущие и среднеимущие получают ее как поддержку в виде кредитов и страхования;
• малоимущие трудоспособные используют помощь для возврата в нормальное гражданское состояние;
• недееспособным обществе оказывает опеку и берет на себя призрение условий их существования.
Необходимо понять, что институт призрения не самостоятелен. Он является следствием гражданскогс развития, которое ныне находится в самом зачаточном состоянии. Он предполагает наличие свободных средств у части населения (имеющей достаточно высокий уровень жизни), которых нет в нашей сегодняшней действительности. Он может быть обеспечен лишь при условии существования развитой многоукладной собственности, что сегодня не реализовано. Он требует высокого уровня образования и культуры. Сегодня уровень образования достаточно высок, а уровень культуры достаточно низок, что, в свою очередь, обесценивает образование. Наконец, институт призрения невозможно представить вне развитой нравственности и морали, само упоминание о которых выпало из традиций советского аппарата всех уровней. Не идеализируя путь, пройденный Россией, приходится признать, что институт призрения сыграл огромную роль в истории ее, и не столько в объеме и результатах конкретной помощи, сколько в побуждении развития государства, вышедшего к 1913 году на рубежи формирования крупной державы мирового масштаба. Все институты, следствием которых стало призрение, и все организации, ставшие результатом его созревания, оказались соединенными в едином итоге эволюции.
Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы.
Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.
Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом [11, 126].
Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить что фактически все структуры общества, т. е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.
В общем виде организационную структуру институтов социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.
В структуре реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяются два глобальных уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Вся система выглядит следующим образом: высшие органы власти республик, краев и областей, входящих в РФ, и система местных администраций всех уровней; президент РФ и его администрация; Правительство Российской Федерации. Эти законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций. Вниманию читателя предлагаются структурные подразделения 2-го и 3-го уровней социальной работы.
Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.
Субъектами управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.
Функции органов социальной работы — это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения. Для органов социальной работы характерными функциями являются:
♦ осуществление защищенности, страховки и гарантии социальной обеспеченности, покровительства;
♦ реализация государственной политики по созданию необходимых предпосылок для улучшения материального положения и условий жуизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.
2.1. Государственные органы социальной защиты населения.
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. [1]
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[5], 10.12.95 г. — «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[6], 24.11.95 г. — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[7].
В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
—граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);
—инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
—инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;
—инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
—граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
—безработные;
—вынужденные беженцы и переселенцы;
—дети — круглые сироты;
—дети с девиантным поведением;
—семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты, алкоголики и наркоманы;
—малообеспеченные семьи;
—многодетные семьи;
—одинокие матери;
—молодые, студенческие, семьи;
—граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;
—лица с ограниченными возможностями;
—бомжи.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации [2]. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
—страховых взносов работодателей;
—страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
—страховых взносов иных категорий работающих граждан;
—ассигнований из федерального бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
—обязательных страховых взносов работодателей;
—обязательных страховых взносов с заработка работающих;
—ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
продолжение
--PAGE_BREAK--Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:
—предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
—оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
—организация бесплатного питания;
—предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
—обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
—создание собственных предприятий;
—содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.
Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.
2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями [3].
Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство [14, 58].
Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные задачи Департамента, его структуру.
Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Основные задачи Департамента
1. Организация совместно с территориальными органами исполнительной власти государственного пенсионного обеспечения.
2. Создание государственной системы социального обслуживания населения, содействие ее развитию.
3. Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.
4. Организация социальной поддержки семьи, пожилых граждан и ветеранов.
5. Участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
6. Участие в формировании и проведение финансово-экономической и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий по социальной защите населения.
7. Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.
8. Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.
9.Осуществление контроля за правильным применением действующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.
10.Привлечение на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по вопросам социальной защиты.
11.Информирование населения по вопросам социальной защиты и трудовых отношений.
Функции Департамента
А. В области пенсионного обеспечения:
—организует работу органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;
—создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты государственных пенсий;
—организует и осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социальной защиты населения;
—осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодарского края выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации.
Б. В области социального обслуживания населения:
—организует и развивает совместно с органами исполнительной власти с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и специализированных государственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения, учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и т. д.;
—участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного места жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
В, В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
—разрабатывает предложения по формированию государственной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти; осуществляет меры по организации и развитию службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, а также по обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за ними; обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при протезировании;
—содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
—оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов.
Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов:
—разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов действующим законодательством.
Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
—разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
—осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей действующим законодательством;
—осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:
—подготавливает проекты нормативных актов, краевых программ, а также обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы, ветеранов войны и военной службы;
—координирует создание и совершенствование системы социальной реабилитации инвалидов военной службы.
Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной политики:
—финансирует подведомственные Департаменту учреждения и организации, краевые программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реализацию краевых программ и мероприятий по социальной защите населения;
—рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему учреждений и организаций; осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации и нормирования труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:
— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для государственной системы социальной защиты населения, организует подготовку и повышение квалификации работников и специалистов органов социальной защиты населения и их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
—осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров между работодателями, наемными работниками и профсоюзами;
—осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате труда;
—изучает причины возникновения коллективных трудовых конфликтов и принимает участие в их разрешении;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдения норм и правил по охране труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
Структура Департамента
Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.
Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению главой администрации края.
Генеральный директор Департамента:
—распределяет обязанности между своими заместителями;
—руководит на принципах единоначалия деятельностью Департамента;
—координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений, организаций, предприятий;
—в пределах своей компетенции издает приказы, инструкциии дает указания, обязательные для исполнения всеми подведомственными организациями и органами системы социальной защиты населения края;
—назначает и освобождает от должности работников аппарата Департамента и руководителей подведомственных организаций, предприятий;
—налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;
—представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград;
—имеет другие права в соответствии с действующим законодательством.
В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят: генеральный директор (председатель Коллегии), его заместители, руководящие работники аппарата Департамента. В состав Коллегии могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.
Коллегия Департамента по социальной защите населения администрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важным и сложным вопросам деятельности Департамента.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и воспитания кадров и другие основные вопросы деятельности Департамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.
Постановления Коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами генерального директора. В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.
2.1.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения.
Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.
Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.
В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет:
подразделения:
— пенсионный отдел;
—отдел по труду и социальным вопросам подведомственные учреждения:
—Центр социальной помощи семье и детям;
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей;
—службы социального обслуживания;
—социальную гостиницу и др.
Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с «Положением об управлении социальной защиты населения», которое утверждает глава администрации города или района.
Управление социальной защиты населения администрации города (именуемое далее Управление) является муниципальным органом управления в структуре администрации города и подчиняется в своей деятельности как администрации города, так и Департаменту по социальной защите населения администрации края.
Рассмотрим как функционирует Управление социальной защиты населения.
1. Управление и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
2. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Краснодарского края, главы администрации края и города, актами Законодательного собрания края, приказами, указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края и другими нормативными актами.
3. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления.
4. Управление состоит на бюджете города.
5.Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, бланки, обладает правом оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
6. Структура Управления:
подразделения:
—пенсионный отдел;
—отдел по труду и социальным вопросам;
—централизованная бухгалтерия;
подведомственные учреждения:
—Центр социальной помощи семье и детям «Доверие»;
—Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка»;
—служба социального обслуживания;
—социальная гостиница;
—строящийся центр «Надежда».
Основные задачи Управления социальной защиты населения
1. Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития города.
2. Разработка на основе прогнозирования социальных процессов и реализация городских программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения.
3. Разработка мер, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения.
4. Организация социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях.
5. Обеспечение реализации государственной политики в области пенсионного обеспечения, проведения пенсионной реформы.
6. Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
7. Осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.
8. Развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений.
9.Координация вопросов охраны и условий труда.
Функции Управления социальной защиты населения
А. В области пенсионного обеспечения:
—обеспечивает правильное и своевременное назначение, перерасчет и выплату пенсий, пособий и других компенсационных выплат в соответствии с действующим законодательством;
—осуществляет контроль за расходованием средств, предназначенных на пенсионное обеспечение;
—ведет прием граждан, представителей предприятий, учреждений и общественных организаций по вопросам пенсионного законодательства, дает необходимые консультации, оказывает правовую помощь в подготовке документов;
—рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан и организаций по вопросам пенсионного обеспечения и готовит ответы на них; анализирует причины возникновения жалоб и заявлений и принимает меры к их устранению;
—ведет кодификацию пенсионного законодательства;
—формирует и отправляет выплатные документы в городской узел федеральной почтовой связи и отделения Сбербанка, формирует и отправляет почтовые переводы, осуществляет ежемесячно
расчеты с узлом связи;
—ежемесячно обрабатывает исполнительные машинограммы и списки Сбербанка, готовит по итогам соответствующую отчетность для представления в вышестоящий орган социальной защиты;
—ведет всю статистическую и бухгалтерскую отчетность по назначенным и выплаченным суммам пенсий, оформляет заявки на выделение средств для выплаты, производит массовые перерасчеты пенсий и замену выплатной документации;
—ведет учет переплат, разрабатывает меры по их погашению;
—обеспечивает накопление и хранение информации на ПЭВМ, осваивает и внедряет новые программные средства, организует прием и эксплуатацию новых версий программ, их установку;
—организует документальные проверки предприятий связи, сбербанков по вопросам целевого расходования средств, своевременной и правильной выплаты пенсий, пособий, компенсаций;
—распоряжается средствами, ассигнованиями на выплату пенсий, пособий, компенсаций с последующей отчетностью по всем источникам финансирования перед Департаментом по социальной защите населения администрации края, казначейством и местными финансовыми органами;
—взаимодействует с Департаментом по социальной защите населения администрации края, городским управлением финансов, казначейством, соцстрахом и другими службами в вопросах финансирования.
В. В области социального обслуживания:
—с учетом социально-демографических особенностей города и потребностей различных категорий и групп населения вносит предложения о создании на правах юридических лиц муниципальных
учреждений социального обслуживания и социальной помощи для инвалидов, граждан пожилого возраста, для малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей;
—оформляет документы на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные дома-интернаты;
—оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев; осуществляет координацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных на территории города, и оказывает им организационно-методическую помощь;
—проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения.
В, В области реабилитации инвалидов:
—осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;
—оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;
—оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов и ветеранов;
—вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
Г. В области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:
—осуществляет в пределах своей компетенции разработку и реализацию городских программ по улучшению положения пожилых граждан и ветеранов;
—осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов и других льготных категорий граждан действующим законодательством;
—координирует работу общественных организаций в вопросах улучшения социального положения ветеранов войны, воинов-интернационалистов, ветеранов труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
—осуществляет обеспечение граждан документами, дающими право пользования льготами;
—осуществляет обеспечение санаторно-курортными путевками льготных категорий граждан и контроль за их использованием;
—производит компенсационные выплаты льготным категориям граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Д В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
—осуществляет реализацию краевых и городских программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки наиболее нуждающимся в ней;
—осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей действующим законодательством;
—производит назначение и выплату ежемесячных пособий на детей;
—осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными физическими возможностями;
—осуществляет социальную поддержку выпускникам школ-интернатов, не имеющим родителей или оставшимся без попечения, на начальном этапе их самостоятельной жизни;
—обеспечивает совместно с органами исполнительной власти, негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул.
Е. В области труда и охраны труда:
—осуществляет контроль за реализацией государственной политики в области труда, трудовых отношений;
—осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных договоров, организует работу по заключению коллективных договоров на предприятиях и организациях
города;
—проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров;
—осуществляет контроль соблюдения трудового законодательства Российской Федерации на предприятиях и организациях города всех форм собственности;
—координирует работу по подготовке и заключению «Соглашения о социальном партнерстве» между администрацией города, профсоюзами и товаропроизводителями;
— проводит анализ заработной платы, сложившейся в городе, осуществляет контроль за уровнем минимальной и максимальной заработной платы на предприятиях;
—принимает участие в работе конфликтных комиссий по урегулированию трудовых конфликтов, возникших на предприятиях города;
—с целью определения уровня жизни населения осуществляет по единой методологии расчет прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения;
—проводит анализ демографической ситуации в городе;
—организует работу в пределах своей компетенции по реализации единой государственной политики в области охраны и улучшения условий труда;
—разрабатывает городские программы по охране и улучшению условий труда;
—анализирует состояние условий и охраны труда в городе;
—осуществляет работу по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях, в организациях и учреждениях города;
—осуществляет работу по обеспечению взаимодействия администрации города с государственными органами надзора и контроля по вопросам охраны и условий труда;
—осуществляет методическое руководство службой охраны труда предприятий и организаций города.
Организация деятельности Управления социальной защиты населения
1. Управление через средства массовой информации консультирует население по вопросам социальной защиты и трудовых отношений. Взаимодействует со службами Департамента по социальной защите населения администрации края.
2. Управление осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учреждений социальной защиты, а также контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью.
3. Управление возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности главой города по согласованию с Департаментом по социальной защите населения администрации края.
Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих функций.
4. Начальник Управления распределяет обязанности между заместителями начальника Управления, руководит деятельностью Управления на принципах единоначалия, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пределах своей компетенции, издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Управления и подведомственными ему учреждениями [10, 24].
Начальник Управления утверждает штатное расписание подведомственных учреждений, не являющихся юридическими лицами, в пределах установленного фонда оплаты труда и численности его работников, а также смету расходов на его содержание в пределах средств, выделяемых из городского бюджета, утверждает положения о структурных подразделениях Управления, а также устав положения подведомственных Управлению учреждений; вносит предложения по назначению на должность и освобождению от должности работников аппарата Управления и руководителей подведомственных учреждений, возлагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, предоставляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград.
2.1.5. Отдел по труду и социальным вопросам.
Структурным подразделением Управления социальной защиты является Отдел по труду и социальным вопросам, поэтому перед этим отделом стоят те же задачи, что и перед Управлением социальной защиты населения.
В сферу компетенции Отдела по труду и социальным вопросам входят следующие области социальной защиты населения:
а) социального обслуживания;
б) реабилитации инвалидов;
в) социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан;
г) социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
д) труда и его охраны.
Организация деятельности Отдела по труду и социальным вопросам
Отдел осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учреждений социальной защиты.
Отдел возглавляет заведующий, который назначается и освобождается от должности главой города по согласованию с начальником Управления по социальной защите населения администрации города [9, 152].
Заведующий несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций.
Заведующий отделом распределяет обязанности между специалистами, руководит деятельностью отдела на принципах единоначалия, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пределах своей компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками отдела и подведомственными ему учреждениями.
Рис. 1. Структура Отдела по труду и социальным вопросам.
2.1.6. Пенсионный отдел города или района.
Пенсионный отдел является структурным подразделением Управления социальной защиты населения. Пенсионный отдел города или района организует свою работу или по участковой системе, или с применением функциональной специализации.
Как бы ни была организована работа Пенсионного отдела, назначения, выплаты пенсий, делопроизводство, бухгалтерские операции производятся с помощью компьютеров.
Если Пенсионный отдел организует свою работу по участковой системе, то город или район разбивается на определенные участки по улицам города или районам и по почтовым отделениям связи. Каждый участок возглавляет специалист, который ведет прием граждан, принимает документы для назначения пенсий, работает с ответственными представителями предприятий, учреждений, организаций, отвечает на письма граждан и т. д.
продолжение
--PAGE_BREAK--Если Пенсионный отдел строит работу с применением функциональной специализации, то город или район не разбивается на участки, а специалисты по назначению и выплате пенсий разбиваются на определенные группы. Например, одна группа специалистов занимается только приемом граждан и документов для назначения пенсий, другая группа готовит проект решения комиссии по назначению пенсий, третья группа специалистов занимается выплатой пенсий и т. д. Можно выделить столько групп специалистов, сколько необходимо для успешной работы региона. В Российской Федерации некоторые пенсионные отделы организуют работу по участковой системе, а некоторые отдают предпочтение функциональной специализации. Структура такого Пенсионного отдела дана на рис. 2.
Рис. 2 Структура пенсионного отдела.
2.2. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения.
2.2.1. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения.
Внашей стране проделана и ведется значительная работа по созданию условий, обеспечивающих успешное применение в народном хозяйстве принципов научной организации труда (НОТ); создана государственная система планирования мероприятий по научной организации труда; многие передовые формы и методы организации труда закреплены в правовых документах и стандартах.
На предприятиях и в учреждениях созданы подразделения и группы, осуществляющие руководство работой по внедрению НОТ; организованы подготовка и систематическое повышение квалификации специалистов по НОТ.
Научной надо считать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость.
Таким образом, НОТ рассматривается как высшая ступень организации труда, призванная решить три основные задачи:
1. Экономическую. Суть ее состоит в том, чтобы на основе внедрения НОТ повысить производительность общественного труда при экономии времени и энергии человека.
2. Психофизиологическую. Она направлена на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, в конечном счете позволяющие сохранить здоровье и трудоспособность работающих.
3. Социальную. Ее решение должно способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, воспитанию нового человека, превращению труда в жизненную необходимость.
При внедрении НОТ широко используются выводы и достижения общественных и естественных наук, прежде всего экономики, социологии, психологии, трудового права, медицины (гигиены, санитарии, физиологии) и др. Она тесно связана с праксеологией — наукой, исследующей и формулирующей правила «хорошей работы» в любой сфере человеческой деятельности.
Основные направления НОТ, применяемые в работе органов социальной защиты населения
1. Разделение и кооперация труда. Подбор и расстановка кадров. Организация творческого труда. Сплочение коллектива.
2. Совершенствование оплаты труда работников. Ликвидация уравниловки в оплате труда.
3. Организация рабочего места. Оснащение, планировка, эстетизация (вкус).
4. Создание благоприятных условий труда: санитарно-гигиенических и психофизиологических (отношения в коллективе).
5. Рационализация приемов и методов труда.
6. Воспитание сознательного и творческого отношения к труду. Укрепление дисциплины труда.
7. Подготовка и повышение квалификации кадров. Например, в работе районных (городских) органов социального обеспечения сейчас применяются:
—компьютеризация назначения и выплаты пенсий;
—консультационные пункты;
—«горячие» телефоны (когда работник собеса целый рабочий день отвечает на звонки по телефону); время работы «горячего» телефона публикуется в местной печати;
—выступления с консультациями по радио, телевидению, в печати;
—проведение выездных заседаний комиссий по назначению пенсий на крупных предприятиях;
—подготовка памяток для пенсионеров и др.
2.2.2. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения.
В районных (городских) органах социальной защиты населения составляются графики и планы. Графики работы утверждаются администрацией города или района.
Графики работы органов социальной защиты
1. График работы всего районного (городского) органа социальной защиты населения с указанием рабочих дней, выходных, начала, окончания работы, перерыва в работе. Отдельно указываются приемные дни с указанием времени приема. При участковой системе в районном (городском) органе социальной защиты населения 2 — 3 дня приемных. Если районный (городской) орган социальной защиты населения работает с применением функциональной специализации, то все рабочие дни — приемные.
2. Графики работы каждого специалиста. На двери обязательно указывается фамилия, имя, отчество специалиста и обязательно приемные дни и время приема.
Приемные дни должны совпадать у всех работников районного (городского) органа социальной защиты населения, чтобы в случае неудовлетворения ответом специалиста можно было обратиться к заведующему или заместителю.
3. График работы консультационных пунктов.
4. График работы МСЭК.
5. График работы вышестоящей организации (департамента, отдела и т.д.).
Кроме графиков в районном (городском) органе социальной защиты населения составляются текущие и годовые перспективные планы.
Перспективные планы
1. Годовой план основных мероприятий. Он утверждается администрацией города или района. Этот план обязательно содержит разделы:
—пенсионное обслуживание и обеспечение;
—обеспечение пособиями;
—методическая работа;
—работа с общественностью;
—пропаганда правовых знаний;
—культурно-массовая работа.
2. На основании годового плана основных мероприятий составляются квартальные планы основных мероприятий, которые в администрации не утверждаются.
3. Годовой план работы по НОТ.
4. Годовой план повышения квалификации работников районного (городского) органа социальной защиты населения.
5. Годовой план практических мероприятий по трудовому устройству и материально-бытовому обслуживанию пенсионеров. Его составляет отдел по трудовому и бытовому устройству (ТБУ).
Сотрудники районного (городского) органа социальной защиты населения составляют свои текущие рабочие планы на месяц с разбивкой на недели и дни.
Требования, предъявляемые к рабочим планам
Планы должны быть конкретными, реально исполнимыми, обязательно содержать дату исполнения и исполнителя.
Все планы и графики, составляемые в районном (городском) органе социальной защиты населения, должны быть подписаны заведующим.
Закон не предусматривает обязательной формы плана, но на практике применяется следующая форма.
Глава III. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти.
3.1. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти.
Одним из видов организационно-правовой формы социального обеспечения является государственная социальная помощь. Финансирование социальной помощи осуществляется за счет бюджетов всех уровней, а также Федерального и региональных фондов социальной поддержки. Законодательством определен круг лиц, имеющих право на социальную помощь, ее виды и размеры.
Основными получателями государственной социальной помощи являются лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам, не работали и не платили обязательные страховые взносы и не имеют средств для существования в объеме прожиточного минимума. Основными видами государственной социальной помощи являются: социальные пенсии, социальные пособия и социальные услуги. Социальная пенсия — это гарантированная государством минимальная помощь, предоставляемая в связи с достижением установленного возраста, инвалидностью или потерей кормильца лицам, не имеющим других средств существования, независимо от трудового вклада и уплаты страховых пенсионных взносов. Получателями социальных пенсий являются: мужчины, достигшие 65 лет, женщины 60 лет, инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства, инвалиды 3 группы, дети-инвалиды до 16 лет и дети, потерявшие кормильца, в возрасте до 18 лет. Основными видами социальных пособий являются единовременные пособия.
На территории г.Тольятти основным правовым документом в области социальной поддержки населения является Постановление мэра г.Тольятти №131-1/п от 14.09.2005г. «Программа обеспечения доступности городской среды жизнедеятельности и сохранения ранее достигнутого уровня жизни для отдельных категорий населения Тольятти на 2005 год», утвержденной постановлением Тольяттинской городской думы №173 от 22.0б.2005г (Приложение 1). Одной из особенностей данной программы является ее постоянное дополнение и корректировка в связи с изменениями в распределении бюджета города, ростом стоимости услуг, увеличением количества получателей услуг и качества их предоставления, а так же множества иных факторов, отображающих экономическое развитие города. Данным правовым актом устанавливаются:
— порядок предоставления единовременных и ежемесячных выплат отдельным категориям граждан (Приложение 2);
— порядок назначения и выплаты отдельным категориям граждан компенсаций затрат по проезду в общественном транспорте городского округа Тольятти;
— порядок назначения и предоставления бесплатного питания обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста городского округа Тольятти.[4]
3.2. Анализ реализации программы социальной поддержки населения г.Тольятти.
Проведя анализ выполнения программы социальной поддержки населения г.Тольятти можно сделать вывод, что начиная с 2000 года размеры выделяемых из городского бюджета денежных средств на реализацию программы росло с каждым годом.
Вместе с тем растет и количество получателей услуг, пособий: в 2002 году составило около 10 тыс. семей, что на 60% превысило количество получателей государственной социальной помощи в 2001 году. В 2003 году было выплачено городское социальное пособие 12 тыс. семей Так например, на выполнение мероприятий Программы социальной поддержки населения города Тольятти за 2001 год из городского бюджета было выделено 49,3 млн. руб. Расходы на выплату городского социального пособия составили 16 млн. руб. В среднем его ежемесячно получало более 6 тыс. семей или 9,5 тыс. человек. 55% получателей городского социального пособия составляли пенсионеры и инвалиды.
Так в 2002 году наиболее социально значимым и затратным мероприятием социальной поддержки нетрудоспособного населения являлось городское социальное пособие, на выплату которого в 2002 году было израсходовано 50 млн. руб. Право на городское социальное пособие имели пенсионеры, инвалиды, дети, безработные граждане предпенсионного возраста и с ограничениями по состоянию здоровья. Для семей, имеющих в своем составе безработных граждан, для назначения государственной социальной помощи существовало условие отработки на общественных работах. Ежемесячно городское социальное пособие получало более 9700 семей — на 60% больше, чем в 2001 году. Средний размер государственной социальной помощи на семью увеличился до 560 руб. (204 руб. в 2001 году). На ежемесячные выплаты дотаций и доплат отдельным категориям граждан в 2002 году было направлено 19,3 млн. руб. Получали доплаты около 34 тыс. граждан. Это: инвалиды, Почетные граждане, военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, получившие инвалидность вследствие военной травмы при участии в боевых действиях, родители военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при участии в боевых действиях, студенты — бывшие военнослужащие, принимавшие участие в защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций.
С 2002 года введен новый вид адресной, регулярной социальной помощи, в форме ежемесячных дотаций инвалидам, проживающим в семьях, получающих государственную социальную помощь, где среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Такие дотации ежемесячно получали около 2500 человек. Выплата единовременной материальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, осуществлялась в денежной форме и в виде талонов на питание. Основными критериями такой помощи являлся низкий среднедушевой доход семьи и принадлежность к социально уязвимым категориям.
В 2002 году материальная помощь гражданам оказана на общую сумму 5,7 млн. руб.
Мероприятия по формированию безбарьерной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями предусматривали ремонт квартир инвалидов и переделку квартир инвалидов-колясочников, санаторно-курортное лечение 600 ветеранов и инвалидов в пансионате «Радуга», медико-социальную реабилитацию инвалидов-колясочников в МРЦ «Преодоление», установку пандусов и поручней. Анализ выплаты городского социального пособия в 2002 году показывает, что среди получателей городского социального пособия по-прежнему доминируют пенсионеры. Их доля — 55,3%, продолжает оставаться выше аналогичного показателя по детям — 44,4%. То есть, пенсионеры продолжают оставаться самой социально уязвимой и малообеспеченной категорией населения. В 2003 году право на городское социальное пособие, как и прежде, будут иметь пенсионеры, инвалиды, дети, а также безработные граждане предпенсионного возраста и с ограничениями по состоянию здоровья. Для семей, имеющих в своем составе безработных граждан, для назначения государственной социальной помощи сохранено условие отработки на общественных работах. Максимальный дифференцированный размер пособия на семью в 2003 году установлен в твердых суммах, равных: 400 руб. — на семью с одним получателем; 760 руб. — на семью с двумя получателями; 1080 руб. — на семью с тремя получателями; 1360 руб. — на семью с четырьмя получателями; 1600 руб. — на семью с пятью и более получателями. Инвалидам из числа получателей городского социального пособия одновременно с выплатой пособия производилась выплата ежемесячной дотации в размере 80 руб. для инвалидов 2 группы и 110 руб. для инвалидов 1 группы и детей инвалидов. Количество инвалидов, получивших эти дотации, составило 3,5 тыс. чел, т.е. около 10% от общего количества инвалидов. Были намечены мероприятия:
Наименование мероприятий Программы
Кол-во чел.
Размер затрат на 1 чел (руб.)
Сумма затрат (тыс. руб.)
Дотации инвалидам I, II групп, детям-инвалидам. Размер дотации 55 руб. для инвалида I группы и ребенка-инвалида, 40 руб. для инвалида II группы(с учетом почтовых расходов)
33860
17700,0
Инвалиды I группы
2730
55,0
1802,0
Инвалиды II группы
27880
40,0
13382,0
Дети-инвалиды
3250
55,0
2146,0
Дополнительные дотации инвалидам I, II групп, детям-инвалидам, являющимся получателями городского социального пособия. Размер дополнительной дотации 55 руб. для инвалида I группы и ребенка-инвалида, 40 руб. для инвалида II группы
3500
1765,0
Инвалиды I группы
230
55,0
152,0
Инвалиды II группы
3030
40,0
1455,0
Дети-инвалиды
240
55,0
158,0
На возмещение расходов по предоставлению льгот по проезду на дачных маршрутах направлено 715 тыс. руб. Пенсионерам предоставлялись 50% льготы при проезде на дачных автобусных маршрутах. Предприятиям речного флота частично возмещались расходы по перевозке граждан, имеющих право льготного проезда в соответствии с законодательством РФ.
конецформыначалоформыВ порядке контрольной деятельности тольяттинская городская дума рассмотрела вопрос о ходе выполнения „Программы социальной поддержки населения 2005 года“. Были приведены некоторые цифры по ее реализации. Губернские аналитики считают, что почти все пункты программы выполнены на сто процентов. Исключением стала выплата пособий людям трудоспособного возраста с очень низкой заработной платой. А также безработным. По этой статье были проведены некоторые ограничения. Таким образом, мэрия города пытается бороться с иждивенческими настроениями, кроме того, с августа материальная помощь нуждающимся выделяется из областного бюджета. Однако спикеры Думы заметили, что экономия происходит за счет самых малоимущих, а не чиновников и работников бюджета. Всвязи с этим решено было устранить некоторые перегибы и обязать мэрию предоставить направления расходов материальных средств. Из сэкономленных на этой статье 22 миллионов, 3 миллиона 800 тысяч рублей будет доплачено пенсионерам и инвалидам в течение ноября. Остальные средства пойдут на повышение зарплаты бюджетных работников и реализацию целевых программ города.
продолжение
--PAGE_BREAK--