--PAGE_BREAK--
6.
Социальные действия, связи и взаимодействия.
Базисными элементами общества выступают: индивиды, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные общности, институты, нормы, ценности. Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.
Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, либо в форме социального взаимодействия - как системы взаимообусловленных социальных действий.
Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
Социальные отношения - это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами.
Обществу присуще множество связей, взаимодействий и отношений (межклассовые, межнациональные, групповые), межпоколенческих.
Человеческое действие приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого деятеля.
Субъекты вступают во взаимодействие т.к. зависят друг от друга. Социальная связь это зависимость, реализованная через социальное действие.
7.Социальные группы и общности
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, что понимать под понятием “социальная группа”, по какому критерию следует вычленять их из многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
В современной науке нет однозначного понятия “социальной группы”. Одна группа ученых трактуют социальную группу как часть более крупных социальных общностей. Другие же смотрят на это соотношение по-другому. Социальная группа (С.Г.), по их мнению, есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения понятие С.Г. является родовым по отношению к понятиям “класс”, “социальный слой”, “нация”, а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и др. общностям, т.к. фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жительства и др.
Социальные группы — относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, отличающиеся по роли и месту в системе социальных связей исторически определённого общества — племя, род, классы, профессиональные группы. Возникают на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества (так в свое время возникли род и племя, в связи с разделением труда возникли профессиональные группы, с появлением частной собственности – классы; в связи с возникновением потребности в получении и передаче знаний, формированием определенных черт личности и развитием инновационного характера деятельности складывается социальная группа учителей, ученых), а принадлежность к группе — на основе объективного положения индивида в системе соц. ролей. Становление соц. группы — сложный процесс её социального созревания, связанный с осознанием своего положения, общности интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Именно это превращает группу людей в субъект социального действия. Важные признаки группы — самоидентификация, совместное отстаивание интересов.
Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:
– устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и времени;
– относительно высокой степенью сплоченности;
– отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
– вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.
Группы могут различаться между собой по степени организованности, которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято делить группы на формальные, имеющие четкую структуру, упорядоченную иерархию позиций и строго предписанные ролевые функции, и неформальные, структура которых не имеет строгой нормативной регламентации. Формальные группы обычно имеют свое название (школа, завод, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения работников. Они создаются для выполнения специальных целей – решения определенного круга задач, в которых заинтересовано общество. Школа, например, имеет целью обучение и социализацию подрастающего поколения, армия создается для обороны страны, фирма выпускает вид продукции, товаров. Поэтому в формальных организациях существует строгое разделение труда, деятельность его членов регулируется специальными правилами и распоряжениями. Формальные группы могут быть и малыми по составу участников.
Неформальные группы, представляющие собой одну из разновидностей малых групп, часто возникают стихийно, особенно внутри больших формальных организаций. Как можно понять из самого названия, для неформальных групп свойственны дружеские, интимные, доверительные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, мироощущению.
Социальные группы можно классифицировать на основании того, как взаимодействуют участники группы – непосредственно или опосредовано.Большие и малые группы. Для малых групп характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, которые могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Большие группы — это многочисленные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные взаимодействия.
Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т.д. Согласно взглядам Ч. Кули, противоположностью первичной группы являются вторичные группы, образующиеся из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, – организация (политическая, производительная, религиозная и т.д.), в которой преобладают формально-ролевые, официальные отношения.
Другой тип малых групп, имеющих важное значение для поведения личности, это так называемые референтные группы, идеалы и ценности которых индивид принимает. Они служат для него своеобразным эталоном, образцом для сравнения и оценки собственного поведения.
Социальные общности — исторически сложившиеся объединения людей на базе объективных условий их существования и имеющие своё место в системе социальных связей.
Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др.
Важнейшие социальные общности — национально-этнические и демографические. С развитием общ. появляются специфические общности, связанные с профессиональной деятельностью, поселенческой структурой и т.д. В связи с этим появляются подструктуры общества: социально-демографическая, национально-этническая, социально-профессиональная, поселенческая, соцклассовая, статусная и т.д. Все подструктуры взаимосвязаны и влияют друг на друга.
К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).
8. Социальная стратификация
Социологи выделяют различные социальные страты (лат. stratum— слой). Страта — более общее понятие, чем класс. Классами сейчас обычно называют социальные слои, различаемые по экономическим (как у Маркса и Ленина) или политическим признакам. Страты же могут различаться и по другим социально важным критериям.
Страта — слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства.
Стратификация, т. е. разделение людей на страты, характеризует неоднородность общества. Понятие стратификации взято общественной наукой из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали: под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т. д. Аналогично этому и в обществе страты представляют собою иерархически расположенные социальные слои. Каждый из них состоит из людей, находящихся по некоторому социальному критерию на одном и том же уровне — например, имеют приблизительно одинаковый уровень дохода или власти. Не может существовать страта, которая одновременно включала бы в себя людей, обладающих большими доходами и властью, и безвластных бедняков. Бедные, зажиточные, богатые — типичная модель стратификации.
В социологии существуют разные варианты стратификации общества. Макс Вебер, положивший начало стратификационному подходу, рассматривал три «яруса» или аспекта разложения общества на страты:
в экономическом ярусе страты различаются по размерам дохода и собственности (классы в марксовом смысле);
в социальном — по статусу (зависящему от образования, профессии, репутации семьи и т. д.);
в юридическом — по политической позиции (степени обладания властью).
Т. Парсонс в разработанной им «теории социального действия» выделяет три универсальных критерия стратификации:
«качество» — социально важное свойство индивида (общительность, ответственность и т. д.);
«исполнение» — оценка успешности деятельности индивида;
«обладание» — имеющаяся в распоряжении индивида собственность, талант, культурные ресурсы. Критериями стратификации могут служить также авторитет (по Р. Дарендорфу), степень доступа к информации (по А. Турену) и др.
В настоящее время к наиболее значимым основаниям социальной стратификации чаще всего относят:
— богатство или доход;
— степень власти;
— род занятий и их социальный престиж;
— уровень образования;
— «стиль жизни» — условия быта, тип поведения, социальные контакты, круг интересов и т. д.
Считается, что эти критерии определяют круг социальных благ, к которым стремятся люди (точнее, не самих благ, а каналов доступа к ним). Между указанными критериями имеется определенная связь. Богатый дом, отдых на лучших курортах мира, лечение у лучших врачей — социальные блага, которые недоступны большинству и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти. А доступ к ним может быть получен благодаря высокому образованию и престижу, которые, в свою очередь, тоже могут быть достигнуты с помощью денег и власти.
Если критерии социальной стратификации выразить количественно в виде шкал, то на них можно отмечать статус индивида или группы в сравнении с другими индивидами или группами. Положение индивида (и группы) в обществе можно изобразить точкой в многомерном пространстве, координаты которой определяются его положением на каждой из шкал.
9.
Социальные институты и организации.
Социальные институты (от лат. Institutum– установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.
Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.
Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:
• регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);
• воспитания, образования, обучения, производства;
• обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);
• регулирующие деятельность в сфере культуры.
По характеру организации различают формальные и неформальные институты.
Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.
Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.
Из каких элементов состоит социальный институт?
Каждый институт включает в себя:
- определённую сферу деятельности;
- группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
- организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);
- материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами [2]:
1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.
5. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.
10.
Культура, социальные ценности и нормы.
Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.
Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.
Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.
Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.
Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.
Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.
11.
Личность в структуре общества.
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество, осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него воздействие. Человек становится не только элементом системы, но и сам представляет систему, умеющую сложную структуру. Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т.е. как продукт общества.
Люди с их конкретными интересами, с одной стороны составляют основу общества, делают возможным само его существование, а с другой — представляют для него большую угрозу, вносят дестабилизирующее начало. Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самовыражении, он стремиться к большей свободе действий. Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии сознания людей необходимости совместного существования и соответственно — принятия единых правил, норм, ценностей.
Это противоречие между общими частными интересами каждое общество решает по-разному. В тоталитарных государствах личный интерес низводится до второстепенного и подчиняется общественному. При этом происходит деформация самого общего интереса.
Демократические государства с большим или меньшим успехом пытаются уравновесить два противоположных интереса путем поиска соответствующих социально-политических ниш, в которых тот и другой интересы могли бы получить наивысшее развитие, не ущемляя и не огранивая себя взаимно. Например, путем разграничения гражданского права, призванного создать систему институтов, представляющих единые национально-государственные интересы.
Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, — противоречие между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Решить это противоречие можно по-разному. Можно перекрыть доступ информации или сделать эту информацию, влияющую на мировосприятие индивида дозированной и тем самым затормозить обновление духовного мира. Стабильность, достигаемая принуждением, неизбежно оборачивается замедлением темпов развития и даже деградацией, если прекращается в массовое сознание приток новых идей и в рамках старых социальных институтов нельзя удовлетворить новые потребности и реализовать новые цели.
Индивид с изменившейся, обновленной системой ценностей, взглядов и интересов представляет угрозу старым социальным структурам. Видимо, в обществе должны складываться структуры достаточно гибкие, способные выразить растущее многообразие интересов (например, многопартийность), обеспечить распространение разнообразной информации, создать возможности овладения через систему образования, науки, производства новыми знаниями, умениями, технологиями. продолжение
--PAGE_BREAK--
12.
Проблема типизации обществ.
Проблема типизации обществ заключается в том, как то или иное решение позволяет классифицировать общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга и объединяющих общества одной и той же группы. Тем самым выявляется многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.
Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как её начальную, первую фазу). Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.
Немецкий социолог Ф. Теннис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ — допромышленного, традиционного (Гемайншафт — сельская, крестьянская община) и современного, промышленно — городского ( Гезельшафт).
Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном понимании- отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения).
13.
Функциональный аспект анализа общества как социальной системы
Как способ существования людей, общество должно функционировать, т. е. выполнять определенный набор функций:
· производство материальных благ и услуг;
· воспроизводство и социализация человека;
· духовное производство и регулирование активности людей;
· распределение продуктов труда (деятельности);
· регламентация и управление деятельностью и поведением.
Для реализации этих функций формируются соответствующие структуры — организации (институты) и отношения.
Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют большую роль в жизни как отдельного человека, так и групп людей, регионов и всего общества. Эта роль состоит прежде всего в том, что и само общество, как способ существования человека, и производство выполняют основную функцию — удовлетворение потребностей людей. Потребности, как личные, так и общественные, выступают одной из основных движущих сил развития производства. Но чтобы потреблять продукт, его необходимо произвести. Человек также является результатом определенного процесса воспроизводства.
В воспроизводстве человека следует различать два аспекта:
биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей;
производство социальное, т. е. включение индивида как социального субъекта в функционирование общественного механизма.
В общественном производстве выделяется духовное производство. В процессе духовного производства осуществляется создание духовных ценностей, социальная роль которых состоит в духовном регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных вещественных формах, которые в совокупности со спецификой содержания выступают как искусство, религия, философия, мораль, что составляет содержание духовной культуры.
Распределение продуктов труда (деятельности), как элемент функциональной структуры общества, осуществляется в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями на рынке. Поэтому рынок — это широкая социальная система, охватывающая все сферы социальной жизни.
Регламентация и управление деятельностью и поведением людей представляют собой установление правил и норм, и принуждение к их исполнению. Процесс регламентации осуществляется в политических и правовых отношениях, поэтому играет объединяющую роль для всех функциональных структур общества.
14.
Социальная жизнь.
Главным признаком, на основе которого выделяется социальная сфера жизни общества, являются общности людей. Сюда не входят, к примеру, средства производства, технологии и т.п.; они выступают, скорее, основанием для трудового коллектива, взаимодействующего с ними, являются условием проявления его активной деятельности и т.п. В таком аспекте трудовые коллективы оказываются предметом внимания социальной политики государства. Здесь слово «социальный» берется лишь в узком смысле, а не в широком, как это бывает.
Принято считать основными элементами социальной структуры: индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в социальные группы (например, классы), социально-территориальные, этнические и другие общности; социальная структура выражает существенные и устойчивые функциональные связи между этими элементами, специфичными для различных общественно-исторических условий.
Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми (для их выделения в самостоятельные общности) будут потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; различие между ними усматривают также в степени их социальной однородности и устойчивости.
Различия между социальными общностями имеются и в так называемом количественном их составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы; к малым относятся социальные группы — трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, в средних школах, больницах и т.п.; среди малых социальных групп существует такой важнейший институт общества, как семья.
Генетически первой малой группой, из которой формировалась крупная общность, была семья. Она имела ряд форм, одна из которых — нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, — преобладает в нашу эпоху. Отношения в современной семье характеризуются неформальностью межличностных взаимоотношений, совместным трудом, единым бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом; одной из важнейших целей семьи является продолжение рода и воспитание детей. В данном случае имеется в виду и фамильный род, и род человеческий. Но в первобытном обществе из семей складывался род как первая этническая общность. Род, понимаемый в качестве кровнородственного объединения людей, являлся основной социальной и производительной ячейкой первобытного общества. Объединение же двух и более родов (иногда оно насчитывало несколько тысяч человек) составляло племя. Объединение не означает механического сложения родов. Как отмечают исследователи, племя есть объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, так как в основе его продолжают находиться кровнородственные связи. Но формирование племени уже кладет начало разделению функций внутри общности: хозяйственная функция остается за родом, другие общественные функции закрепляются за племенной организацией. Позднее появляется тенденция к обособлению кровнородственных связей.
15. Культура и общественная жизнь.
Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Если применять деятельностный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).
Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура — это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Культура выполняет важные социальные функции. Во все времена существовал интерес к культуре как к социальному явлению, стремление понять ее место и роль в жизни общества. Назовем главные функции культуры.
1. Адаптационная функция заключается в том, что культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин «адаптация» означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной. Он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различается в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным, приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационной функции культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшой полнотой раскрыть себя.
2. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство. Об особенностях мифологического и религиозного миропонимания говорилось выше, когда речь шла о дописьменной и письменной культурах. В данной теме рассмотрим познавательную роль науки и искусства. Следует обратить внимание на то, что научное и художественное познание имеют свою специфику. Они не дублируют, а взаимодополняют, взаимообогащают друг друга. Наука изучает в явлениях и процессах общее и необходимое. Она стремится за явлениями обнаружить сущность, за совокупностью фактов — закономерности развития. Если обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов, то научное знание стремится к объяснению явлений и процессов и предсказанию их дальнейшего развития. Основные задачи научного познания — объяснить и предсказать. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, категориях, принципах, законах, теориях, которые принимают формализованный характер (это абстрактные формулы математики, химические знаки, схемы, графики, диаграммы).
Художественное познание в отличие от научного является образным и наглядным. Можно сказать, что наука — это мышление в понятиях, а искусство — это мышление в образах. Что мы познаем с помощью искусства? — Благодаря искусству мы знакомимся с различными историческими эпохами, можем «перенестись» в прошлое, «заглянуть» в будущее. Не случайно искусство называют своеобразной машиной времени. Ни с чем не сравнимо значение искусства в познании человека, его духовного мира, психологии. Еще до того, как проблема бессознательного стала предметом научного анализа, она была художественно постигнута, например, в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
Отметим еще одно важное различие между художественным и научным познанием. Познавая природные и общественные явления, ученый стремится к максимальной объективности. Он, конечно, не перестает быть живой человеческой личностью, испытывая в процессе исследования различные чувства и переживания. Но они не включаются в результаты научного исследования. Изучая закон стоимости или периодический закон химических элементов, нельзя обнаружить эмоции, которые испытывали в процессе их открытия Маркс и Менделеев. В отличие от научных понятий и законов художественный образ отражает не только объективную реальность, но и субъективный мир художника, его эмоциональное состояние, оценочное отношение к миру. Специфика познавательной деятельности художника — в неразрывности познания и оценки, мысли и чувства.
Кроме того, ученый стремится устранить единичное и неповторимое, выявить общее и существенное в объектах исследования. И порой он не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом ему помогает художник, поскольку для искусства важно не только типическое, но и уникальное, неповторимое, единичное. Поэтому искусство не дублер науки, не простой иллюстратор и популяризатор ее достижений, а самостоятельный исследователь жизни, ведущий свой поиск истины.
3. Одной из важнейших функций культуры является функция трансляция (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, формулах науки, своеобразных языках искусства, орудиях труда, обычаях и традициях.
16.
Социализация и институционализация.
Социализация — процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу («очеловечивается») и способность участвовать в социальной жизни.
Наиболее развёрнутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Парсонсом Т. По Парсонсу Т., она происходит путём интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (напр., в детстве — с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте — с фигурой лидера и т.д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек (за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы — начальный (социализация ребёнка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли — супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кр.того, выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, пр.всего семьёй (а также др.родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.) и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д.
Социализация — двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.
Институционализа́ция — превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
17. Социальная мобильность
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Виды социальной мобильности:
• Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз. Социальная мобильность и ее виды.
• Вертикальная мобильность — перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую.
• Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).
• Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
• Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (Например: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Подобные движение происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
• Географическая мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (Например: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно).
• Миграция — перемещение из одного места в другое с переменой статуса (Например: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
• Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (Например: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (Например: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода).
• На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
18. Отклоняющееся поведение и аномия.
Девиантное (от лат. deviatio – отклонение), отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.
На одном полюсе девиантного поведения находятся лица, проявляющие максимально неодобряемое поведение: террористы, предатели, преступники. На другом – лица с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, учёные, писатели, художники. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.
Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально преступное) поведение. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.
Делинквентное поведение (от лат. delictum – проступок, англ. – delinquency – правонарушение, провинность) – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Формы девиантного (неодобряемого) поведения: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийства.
Аномия (греч. a – отрицательная частица, nomos – закон), беззаконность, безнормность, неуправляемость – 1) психическое состояние человека, когда для него ничто не свято и не обязательно (индивидуальная аномия); 2) нарушения в ценностно-нормативной системе общества (отсутствие или неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм), всеобщая апатия, разочарованность, рост преступности, массовое стремление к нетрудовому образу жизни (массовая аномия); 3) стремление к реализации политических целей путем попрания правовых и нравственных норм (политическая аномия); 4) конфликт норм в культуре (аномия культуры). продолжение
--PAGE_BREAK--