Реферат по предмету "Социология"


Объект и предмет социологии 8

--PAGE_BREAK--
Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе.

Одни социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы.

Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.

Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами.

При этом, естественно, в поле зрения исследователя, попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, то есть социологическое поведение изучается в динамике.

Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных изменений, религиозного поведения и семейной жизни.

Наконец, конкретные социологические исследования. Они проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или иных процессах общественной жизни или же выявить отношения людей к этим процессам. Социология разрабатывает технику и методику подобных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой бы области научного знания они ни проводились, позволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах. Это дает возможность не только всесторонне рассматривать отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или иной социальной системе и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества.

Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии.

В истории социологии выделяются 2 этапа: 1) до научный; 2) научный, когда формируются критерии научности социологических знаний.
До научный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины 19 в. Предшественницей научной социологии является социальная философия. В трудах философов античности Платона и Аристотеля и др; ранних христианских учениях создавались первые теории об общественном устройстве, положении и роли человека в обществе. В середине века господствовали теологические теории, объяснявшие принципы миропорядка и государства с позиции христианских, буддийских, исламских учений о жизни людей. В новое время (17-18 вв.) в трудах Д. Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли и др. получили распространение рационалистические теории устройства общества. Но все эти учения были умозрительными, не имели научной основы, их нельзя было проверить точными методами.
Возникновение социологии как науки приходится на З0-е годы XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир. Истоки социологии следует искать не только в природе капиталистического общества. Ее корни имеют общецивилизованную природу ввиду постепенного складывания мирового рынка, возникновения сходных политических структур, процесса формирования взаимосвязи различных культур.
Идейными предпосылками социологии целесообразно считать: консервативную и либеральную ориентации в социальном мышлении, взгляды Сен-Симона, французских историков периода Реставрации, Гегеля.
Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.
Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма.
Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать идеи К. Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др.
Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX — начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.
Профессионализация социологии связана с именами прежде всего двух крупных немецких социологов — Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй — Г. Зиммель — акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих «сквозной» для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же «клеточкой» общества Зиммель считал взаимодействие.
Один из выдающихся представителей социологии — Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной им системы были а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.
Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской деятельности ученого. Это привело к появлению «понимающей социологии», исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера — связь экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое воздействие на социологию.
Русская социологическая мысль XIX — начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил — от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).
Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого этапа охватывают, начиная с 20-х годов, пол-столетия.
Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.
Эмпирические исследования в промышленности (выполненные в рамках индивидуальной социологии, прежде всего Хоторнский эксперимент) показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты ( а затем и европейские) стали энергично заниматься ее удовлетворением. Возникла нужная, модная и не плохо оплачиваемая профессия социолога.
Эмпирические исследования, наряду с важными и актуальными больными проблемами, касаются вопросов, не всегда значимых с социальной точки зрения. Это вызывает определенную неудовлетворенность общественности, часть которой начинает относиться к социологии как науке, которая мало что дает, к тону же скатывается в ползучий эмпиризм и мелкотемье.
Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование. Решающую роль здесь сыграли концепции социокультурной динамики и интегрального типа общества П. Сорокина, теории структурного функционализма и социального действия Т. Парсонса, теории аномии и среднего уровня Р. Мертона.

 Структура (уровня) социологического знания.

 Структура социологического знания
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:

Первый уровень социологического знаниясвязан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.

Второй уровень социологического знанияносит название теорий среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности.

Третий уровень социологического знаниявключает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.

Типы социологических теорий.

Существует несколько путей для типологизации социологических теорий
1. по времени появления (и направлениям)
1) первые социологические теории. Сюда относятся натурализм, позитивизм (19 в)- Конт, спенсер. Милль — и психологизм в социологии на рубеже 19-20 вв. – Л. Уорд
2) Основополагающие социологические теории (теория Маркса, Фердинанда Тённиса, фор-мальная социология Георга Зиммеля, понимающая социология Макса Вебера, Объясняющия социология, Социологизм Э. Дюркгейма, теория элит В. парето)
3) Современная социология (структурно-функционалистская парадигма, бихевиоризм, сим-волический интеракционизм, феноменологическая социология, неомерксизм Франкфурт-ской школы)
4) современные (постмодерные) теории (конструктивный структурализм Бурдье, теория структурации Гидденса, Теория коммуникативного действия хабермаса, Теория саморефе-рентных систем Лумана)

2. По уровням социологического знания по Мертону
1) Макротеории, которым у Мертона соответствует уровень общесоциологических теорий, парадигмы (Структурно-функциональная и конфликтологическая)
2) Микротеории (теории среднего уровня, специальные и отраслевые) – Символический ин-теракционизм, Мида, теория зеркального «Я» Кули, феноменология Щюца, теории социали-зации, теории политических элит и т.д.

3. По соотношению человек – общество
1) Социологический реализм – объясняющая социологи (объективизм, холизм, структурный подход) (позитивистские теории, натурализм, органицизм, социологизм, структурный функ-ционализм )
2) Социологический номинализм – понимающая социологи (субъективизм, индивидуализм, деятельностный подход) (феноменология, поним. Социология Вебера, символический инте-ракционизм)
3) синтетические теории в социологии (конструктивистский структурализм бурдье, Гидденс, Хабермас, Луман)

  Основные функции социологии.

Функции социальной науки:

      — теоретикопознавательная;

      — критическая;

      — описательная;

      — прогностическая;

      — преобразовательная;

      — информационная;

      — мировоззренческая.
Основная     из     гносеологических     функций     социологии     — теоретикопознавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов  личности.  Реализуя  критическую  функцию,  социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны  показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить  ведь  не  все  надо  менять перестраивать, и т. п. С другой  стороны  выявляет  то,  что  действительно требует радикальных преобразований.  Теоретико-познавательная,  критическая функция, естественно, состоит в том,  что  социология  накапливает  знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину  социальных отношений  и  процессов  в  современном  мире.  К  теоретико-познавательной функции социологии относятся  объективные  знания  об  основных  социальных проблемах  развития  современного  общества.  Что  же  касается  прикладной социологии, то она призвана  обеспечить  надежную  информацию  о  различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества,  а  именно,  о изменении социальной структуры,  семьи,  национальных  отношений  и  т.  п. Очевидно, что  без  конкретных  знаний  о  процессах,  происходящих  внутри отдельных  социальных   общностей   или   объединений   людей,   обеспечить эффективное  социальное  управление  невозможно.  Степень   системности   и конкретности знаний  социологии  определяет  эффективность  реализации  ее социальной функции.
       Описательная  функция  социологии  -  это  систематизация,   описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются  попытки  воссоздать  идеальную  картину социального объекта, его  действие,  взаимосвязи  т.  п.  При  исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота  и  порядочность ученого,  потому  что  на  основе  данных,  фактов  и  документов  делаются практические выводы и принимаются  управленческие  решения.  Эти  материалы есть  точкой  Отсчета,   источником   сравнения   для   будущих   поколений человечества. Социология не только  познает  мир,  она  позволяет  человеку внести в него свои  коррективы.  Но  человек  должен  всегда  помнить,  что

преобразование общества — не самоцель, И преобразования нужны  лишь  тогда, когда соответствуют  потребности  и  ценностям  людей,  ведут  к  улучшению благосостояния и общества  и  людей.  Как  бы  ни  была  хороша  полученная социологами социальная информация,  она  автоматически  не  превращается  в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии  находит

продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
       Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов.

Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или  долгосрочного  прогноза  изучаемого  объекта.  Краткосрочный   прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального  явления,  а  также  на зафиксированную  закономерность  в  открытии   фактора,   который   решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого  фактора  -  сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической  практике  чаще  всего

используются  краткосрочные  прогнозы.  В  современных  условиях   развития Украины, когда научному обоснованию социальных  проблем  придается  большое значение, социальный  прогноз  занимает  важное  место  в  исследованиях  о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится  выявить  оптимальные  пути  ее  решения,  естественно,  движимый желанием показать перспективу и конечный результат, который за  ней  стоит. Следовательно, так  или  иначе,  прогнозируется  ход  развития  социального

процесса.
       Суть  преобразовательной  функции  социологии  в  том,  что   выводы, рекомендации,  предложения  социолога,  его  оценка  состояния  социального субъекта служит основанием для выработки и принятия  определенных  решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется  не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь  наука,  ее  функция  -

разработка  практических  рекомендаций.  Что  же  касается   их   внедрения реализации — это прерогатива органов управления, конкретных  руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство,  что  многие  весьма  ценные  и полезные  рекомендации,   разработанные   социологами   по   преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации.  Более  того, нередко органы  управления  поступают  вопреки  рекомендациям  ученых,  что

приводит к  тяжелым  последствиям  в  развитии  общества.  Шире  и.  глубже раскрыть  основные  направления  обновления  общества  и  дает  возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть  реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в  создании  условий  и возможностей  для  сознательной,  целенаправленной  Деятельности   личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной  деятельности,  в  оптимизации  и  качественном  повышении  ее

эффективности.   Задача   социологии   теоретически   обеспечить   успешное протекание  процесса  реформации  и  демократизации  общественной  жизни  в Украине.  Процесс  трансформации  общества  в  Украине   идет   от   одного качественного  состояния  к  другому  как  раз  в  связи   с   сознательным Превращением целей в результат, а  результатов  в  предпосылки,  условия  и

средства развертывания сознательной деятельности, демократизации  общества. Игнорирование   социологических   рекомендаций   объясняется   не   столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад),  сколько  несформированной  у  большинства  управленческих   кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.
       Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление    информации,    полученной    в    результате    исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее  могут использовать   социологи,   руководители    объектов,    где    проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
       Мировоззренческая  функция   социологии   вытекает   из   того,   что объективно,  участвует в социально-политической  жизни  общества  и  своими исследованиями содействует прогрессу  общества.  Мировоззренческая  функция социологии выражается в использовании действительно  корректных  выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что  такое  идеология?  Это  один  из  уровней общественного сознания, система идей,  выражающая  интересы,  мировоззрение какого-либо,    социального    слоя,    социальной    общности.     История свидетельствует,  что  в  большинстве  социальных   революций,   реформ   и реконструкций, трансформаций  именно  социологические  концепции  того  или иного рода выступали  ведущими  в  общественном  развитии.  Социологические взгляды  Джона  Локка  сыграли  важную  роль  в  революции  1688   г.   При установлении либерально-демократического режима  в  Англии,  труды  Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и  других  энциклопедистов  сыграли  преобразующую роль во Франции и т. п.; Длительный период  идеология  марксизма  выступала

ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология  стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Методы исследования социальных наук.

Эксперимент — это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ. Многомерный контролируемый эксперимент, как мы увидим в дальнейшем, соответствует самым строгим стандартам научного вывода и незаменим при сравнении объяснительных возможностей разных теорий. В некоторых отношениях процедура экспериментальной проверки гипотез даже превосходит эталоны вышеописанного , так как возникающая при планировании эксперимента необходимость в формализации теоретической модели, операционализации переменных, определяющих , а также в нахождении инструментов контроля посторонних, смешивающих влияний, ведет не только к прояснению основной гипотезы, но и к анализу всех тех внешних условий и факторов окружения, для которых соблюдаются постулируемые теорией соотношения (такой анализ, как будет показано в гл. 4, призван гарантировать внешнюю валидность эксперимента). Недостатки экспериментального метода являются продолжением его достоинств (что, впрочем, верно и применительно ко всем остальным методам). Возникнув в натуралистической традиции социологического исследования, экспериментальный метод был изначально ориентирован на лабораторный или квазилабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных. Кроме того, сторонники экспериментального метода с самого начала отдавали предпочтение скорее абстрактным и общим понятиям научной теории в ущерб специфическим и уникальным понятиям, используемым при описании социального взаимодействия его непосредственными участниками или наблюдателями. Иными словами, эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее и развитых социологических и социально-психологических теорий, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов. Кроме того, следует помнить об этических проблемах, иногда возникающих при экспериментальном манипулировании переменными социального окружения. Эти проблемы могут касаться не столько гипотетического влияния нежелательных факторов, сколько возможного социального неравенства, возникающего в крупномасштабных полевых экспериментах при распределении участников по экспериментальным и контрольным группам, так как в результате члены контрольных групп не получают экспериментального воздействия (на оценку эффективности которого и направлен эксперимент), например, социального пособия, нового прогрессивного метода обучения и т. п. Наконец, экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть широкомасштабных социальных процессов. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от (справедливости ради нужно отметить, что социальным наукам далеко не всегда следует стремиться к отражению многообразия ). Результаты полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к , однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость.

Массовый опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом. Он превосходит эксперимент с точки зрения дескриптивных возможностей и служит не только сугубо академическим целям, являясь наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни — от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений. Современные подходы к построению выборки и анализу данных, о которых рассказывается в гл. 7 и 8, позволяют максимально приблизить возможности проверки причинных гипотез, предоставляемые методом массового опроса, к возможностям экспериментального метода. Недостатки опросного метода отчасти также совпадают с недостатками последнего. Речь идет прежде всего о низкой чувствительности этого метода к уникальным чертам исследуемой социальной ситуации, об относительно меньшем внимании к субъективным и индивидуальным характеристикам опыта исследуемых людей и групп, к их самоописаниям, интерпретациям и . Описанные недостатки, в свою очередь, являются обратной стороной стремления к теоретическому обобщению результатов и концептуальной строгости.

Преимущества включенного наблюдения и биографического метода заключены, прежде всего, в возможности получения детальной информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных , знакомство с которыми, как будет показано далее, является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа. Хотя ученый не может других людей, особенно принадлежащих к чужой культуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно. Сравнительно абстрактные и высокосодержательные термины научного описания, в свою очередь, позволяют социологу или этнографу превратить спонтанное переживание и изменчивые культурные формы в предмет собственно теоретического анализа, сделать еще один шаг к увеличению достоверного, доступного коллективному пониманию и проверяемого научного знания. Наиболее очевидные недостатки включенного наблюдения и, в несколько большей степени, биографического метода связаны с излишне дескриптивным характером получаемых данных, опасностью подмены научных объяснений высокохудожественными и вполне субъективными повествованиями, в которых на смену внятным теоретическим представлениям и эмпирическим доказательствам приходят риторические фигуры и суггестивные авторские интонации.

 Специфика исследовательского метода социологии.

Метод – это путь, направление, способ познания.

Особенностями социологического метода являются:
1) Социология, будучи наукой, стремится к знанию, а не оценке социальных явлений и процессов в соответствии с критериями научности.
Критерии научности: определение своего предмета и своего метода.
А) Идеологическая нейтральность, объективность, беспристрастность.
Б) Доказательность, аргументированость.
В) Системность
2) Социология выявляет типическое, повторяющееся в социальных явлениях и процессах. Создает модель, конструкт социального явления и процесса.
3) Социология стремится к целостному осмысления социальных явлений и процессов. Применяет целостно – интегрированный подход к анализу.
4) Социология основывается на социальных фактах, фактах реальной жизни общества, эмпирические данные.

Основные законы и категории социологии.

Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления. Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.

Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.

Особенностью категориального аппарата социологии является его универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин.

Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др. Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.

Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:

По времени действия:

1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);

2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).

По способу проявления:

1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;

2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;

3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;

4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

Однако несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро. Дело в том, что в ходе исторического развития многие исторические события выходили за рамки существующих законов. Поэтому можно утверждать, что законы на самом деле оказываются лишь описанием вероятных тенденций развития.

Это является важным аргументом противников возможности создания всеобщих универсальных социологических законов.

Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях.

Эти закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, определяющих жизнь общества: власть, идеология, экономика.

Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:

1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность. т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;

2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;

3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности) (пример: чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом);

4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности) (пример: необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин);

5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (вероятностные закономерности) (пример: рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).

При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении получаем результирующие, т. е. закономерность.

Таким образом, можно утверждать, что объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей.

 Понятие социального и его роль в социологическом знании.                 

Для социологии предельно широкой и центральной категорией является категория «социальное» (от лат. Socialis— совместный, товарищеский, общностный, общественный). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля социальность определяется как «общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности гражданского быта, жизни», т.е. как конкретно — эмпирическое, проявляющееся в поведении людей и их взаимодействиях. В этом определении «социальное» присуще личности — через гражданственность позиции, и общности — через социальные отношения.

Социальное, во-первых, — это свойство, внутренне присущее индивидам и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействия между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности.

В-третьих, социальное есть результат взаимодействия и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.д.

Как видим, категория «социальное» служит, прежде всего, для выделения и отражения сущности общественной жизни людей (теоретические и прикладные проблемы взаимодействия природы и общества); специфики социальной формы движения материи, т.е. отличия общества от объединения животных; противоречивого единства человека как общественного существа и вместе с тем биологического организма; структуры общественных систем с точки зрения оптимизации их функционирования и развития.

Следовательно, категория «социальное» отражает и выражает специфику бытия общества как субъекта жизненного процесса в целом, а соответственно — специфику всех социальных процессов и социальных субъектов. В силу этого знания «социального» проявляет себя в следующих функциях:

а) как критерий оценки соответствия общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; это касается различных сфер общественной жизни и системы отношений;

б) способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве;

в) выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;

г) детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей;

д) оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни;

е) выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, соответствия их реальной практики, интересам общества и человека.

В тоже время сложность фактического осуществления социального процесса, многообразия его социальных субъектов, каждый из которых представляет собой социальную целостность, отражается соответствующей категорией (например, личность, коллектив, семья, социальная группа, общность, общество и т.п.), а также имеет свои сущностные характеристики, которые проявляет через социальное.

Социология в современной России: актуальные задачи.

Если общество хочет выжить, оно должно заниматься социологией. Социология как наука об обществе направлена в первую очередь на искоренение дилетантизма в управлении обществом. Решая эту задачу, она берет на вооружение весь арсенал современной науки.
Наиболее актуальная сейчас задача социологии — разработка теоретико-методологических основ социологического знания на уровне тех научных стандартов, которые ныне общеприняты, неотъемлемы и даже элементарны в западных странах.
Возникает очень сложный и одновременно интересный вопрос о «социологической истине». Сейчас социологическая истина понимается зачастую извращенно и отождествляется с результатами опроса общественного мнения, то есть с мнением арифметического большинства: социальной группы, класса, нации, религиозной конфессии, политической партии и т. д. Если, скажем, большинство считает так-то и так-то, то это якобы и есть истина, так оно будто и есть в действительности, таковой этой действительности и быть. Это свойственно и некоторым нашим политикам, которые считают, что голосованием можно решить любой жизненный вопрос, в том числе научный. То, что большинство может заблуждаться, а саму истину всегда открывали одиночки-подвижники, то есть отдельные личности, которым очень часто приходилось несладко в отношениях со «всегда правым большинством», — об этом почему-то забывают. И история знает тому массу примеров.
Но дело здесь еще и в другом. Подтверждающие или опровергающие теорию факты также в свою очередь подвергаются языковой «обработке» на основе того или иного истолкования. Что имеется в виду? Прежде всего — вопрос об объективной реальности, отражающейся в сознании человека. Как она понимается человеком? Есть исходный принцип социологии: человек есть продукт социальной системы. Но и социальная система — продукт человеческой деятельности, а человек может создать такую систему, которая превращает его самого в раба этой системы, что и произошло очень со многими в нашем обществе. С теми, кто позволили системе оказать на себя такое влияние. С теми, кто, несмотря ни на что, этого не позволил, ничего подобного не произошло.
Нельзя считать человека полностью обусловленным чем-то внешним — той же социальной системой, например. В нем всегда есть что-то его собственное, «человеческое», неотчуждаемое никакой системой и ни при каких обстоятельствах. Это надо помнить, иначе мы всегда будем приходить к самым жестоким формам тоталитаризма (отчуждение людьми своей человечности в пользу безликой репрессивной общности) и авторитаризма (отчуждение людьми своей человечности в пользу такой же безликой, но не общности, а одиночки-самозванца). Вот вам прикладная роль «социологической истины», рассмотренной с позиций теоретической социологии!
Но есть и другой подход, и он заключается в том, что «социологическая истина» рассматривается в контексте многомерного, комплексного подхода к функционированию создаваемой человеком социальной системы. При этом подходе создаваемая система постоянно сопоставляется с той целью, во имя достижения которой она строилась. Пока же, к сожалению, нередко любое априорное (внеопытное) или эмпирическое, основанное на результатах опроса, но должным образом не осмысленное высказывание выдает истину. А это — прямая профанация науки, а не «социологическая истина». Например, можно сослаться на «одномерные», но претендующие на решение всего и вся высказывания типа: «все решает аренда» или «рынок», или «цены», или «приватизация».
Социология сложилась как наука, вернее приобрела статус науки, в основном в XX в. Объект ее познания — общество, его социальные и личностные структуры — чрезвычайно сложен. И познать закономерности взаимодействия этих структур в конкретных условиях места и времени, механизмы и формы их использования в интересах общества и человека не менее сложно, чем открыть закономерности ядерного синтеза и разработать технические средства их использования в интересах человеческой цивилизации.
Особенность социальных изменений в современном российском обществе состоит в том, что они связаны с системным переходом от одного общественно-экономического устройства общества к другому. Это нечто иное, нежели урбанизация, демографические перемены или просто модернизация. Здесь налицо комплекс всех видов и типов социальных изменений, взаимодействие всех факторов.
При всем разнообразии и разбросе мнений, видимо, можно сказать, что необходимость демократизации российского общества (хотя и понимаемой далеко не идентично) признается различными политическими партиями и движениями, разными ветвями власти, центром и субъектами федерации одним из главных, ведущих направлений в осуществляемых преобразованиях. Сейчас становится особенно очевидным, что объективной, исторической альтернативы у этого процесса нет. Встречающиеся рассуждения и предположения о целесообразности какого-либо варианта просвещенного авторитаризма вновь возвращает страну к состоянию до марта 1917 г. и даже в XVIII в. Именно поэтому имеет смысл рассмотреть некоторые аспекты процесса демократизации с социологической точки зрения, то есть как составной части происходящих ныне в российском обществе социальных изменений, основываясь не на партийных пристрастиях и предпочтениях, а на сущностном, научном понимании демократии и логики ее развертывания в конкретных социально-исторических условиях.
В научной и справочной литературе демократия обычно трактуется как политический или политико-правовой феномен. Подчеркивают, что это форма государственной власти, форма политических отношений, признающая народ, его большинство носителем государственной власти. При таком ее истолковании демократия противопоставляется автократии, аристократии (как форме государственного устройства и правления), при которых носителем государственной власти признается единоличный правитель либо сравнительно узкий и замкнутый элитарный слой.
Демократическое государственное устройство предполагает целую систему конституционно и законодательно закрепленных так называемых противовесов, с помощью которых образуется баланс различных ветвей и органов власти. Каждая власть действует строго в пределах своей компетенции, и ни одна из них не обретает и не может обрести абсолютного доминирующего положения.
Однако возникает вопрос: распространяются ли принципы демократии на другие сферы жизни общества, кроме политической, и какова в таком случае может быть социологическая интерпретация демократии? Справедливости ради надо сказать, что принципы демократической организации охватывают не только политическую, и правовую сферы, но и сферы экономики, равно как и социальной, духовной, культурной областей. Разве можно не обращать внимание на то, демократично или не демократично организована культурная жизнь общества, его экономическая жизнь, социальная, то есть развито или не развито гражданское общество (как некий противовес государству, государственной организации), общественность в различных ее формах и проявлениях?
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. А. Терехин курсовая работа по ботанике методические рекомендации
Реферат А. В. Костров Официальные оппоненты
Реферат Уголовный закон – юридическая основа квалификации преступлений
Реферат А. В. Ивашкин доктор искусствоведения
Реферат А. В. Карпов общая характеристика работы
Реферат Семья и проблемы охраны здоровья и экологии
Реферат Акционерные общества в Республике Беларусь
Реферат "Люблю Отчизну я, но странною любовью"
Реферат Разработка нормативных параметров системы жизнеобеспечения животных в телятнике на 1000 голов
Реферат Подготовка и организация массового взрыва в блоке
Реферат Донецький економічний район. Роль агропромислового комплексу в економіці України
Реферат А. А. Якушев 2012 г
Реферат Нейролептическая терапия в геронтологической практике
Реферат А. С. Пушкина Кафедра английской филологии Курсовая
Реферат Great Expectations God