Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова

Министерство общего испециального образования РФ
Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Гуманитарно-юридический лицей»№86
Реферат
Сравнение романтическогогероя Байрона и романтического героя Лермонтова

Выполнила: Скобелева А.И.
Преподаватель: КнязеваГ.Г.
Ижевск
2008

Содержание
 
Введение
Часть 1
1.1  Романтизм как направлениев мировой литературе. Предпосылки его появления
1.2  Джордж Ноэл Гордон Байрони его лирика
1.3   Характерные черты лирикиМ.Ю. Лермонтова
Часть 2
2.1  Характерные черты лирическогогероя Лермонтова. Мцыри
2.2  Характерные черты лирическогогероя Байрона. Шильонский узник
Часть 3
3.1  Сравнение романтическихгероев. Сравнение русского и западноевропейского романтизма
Заключение
Приложение
Библиография

Введение
 
Тема моейреферативной работы – сравнение романтического героя Байрона и романтическогогероя Лермонтова. Я поставила перед собой задачу найти сходства и различия междурусским и западноевропейским романтизмом. Для этого мне предстоит рассмотретьтворчество двух романтиков – представителей русского и английского романтизма.Мой выбор пал на М. Ю. Лермонтова и Д. Г. Байрона, так как они, на мой взгляд,являются одними из самых ярких писателей своего направления. Чтобыпроанализировать их лирику более детально, я сделаю это на примерах конкретныхромантических героев.
Исходя извсего вышеперечисленного, целями моей работы являются:
— Сравнениеромантического героя Байрона и романтического героя Лермонтова.
— Выявлениепричин отличия русского романтизма от романтизма западноевропейского.
Поэтому входе работы были поставлены следующие задачи:
— Выявлениехарактерных черт романтического героя Байрона.
— Выявлениехарактерных черт романтического герояЛермонтова.
 

Часть 1
 
1.1 Романтизмкак направление в мировой литературе Исторические предпосылки его появления
 
XIX век стал для человечествавременем значительных общественных потрясений. Это была эпоха распадафеодально-средневекового мира и возникновения на его обломках капиталистическогостроя. Волна буржуазных революций прокатилась по Европе и не оправдалавозлагавшихся на неё надежд, не разрешила основных общественных противоречий,не принесла людям свободы и справедливости, не привела к построению на земле«царства разума», которое предсказывали столь популярные в XVIII векефилософы-просветители. Возникшее в результате революций буржуазное обществовыглядело немногим привлекательнее старого – феодального. Основано оно было навласти денег, на расчёте и корысти, и оказалось, по выражению Ф. Энгельса «Злой,вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещанияпросветителей»*.
Также в эту тревожнуюэпоху мир потрясло другое явление – сильный технический прогресс. На заводах и фабрикахстали появляться механизмы новых технологий. В результате промышленногопереворота утвердилось машинное производство и капиталистические отношения. Нопоявление машин нового образца существование человеку не облегчило. К. Маркс,словно подводя итоги первой половины века, сказал на юбилее английской рабочейгазеты в 1856 году: «Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращатьи делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям
голод иизнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства, благодарякаким-то странным, непонятным чарам, превращаются в источники нищеты…Человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей,либо же рабом своей собственной подлости»*.
В это тяжёлоевремя человек чувствовал себя одиноким и неприкаянным, выбитым из привычнойколеи. Ещё не успевший свыкнуться с новыми порядками, он ощущал себя напереломе двух жизненных укладов. Вера во всемогущество человеческого разумаоказалась теперь подорванной. Мыслящим людям нового столетия дальнейшие путиобщественного развития представлялись крайне неопределенными и туманными. И,тем не менее, они понимали: остановить начавшееся обновление жизни уженевозможно.
В этихсложных условиях, в вихре новых идей, в столкновении противоречивых настроений,возникает художественное направление, получившее наименование романтизма. Романтизм- одно из ведущих направлений в искусстве начала XIX века, появившееся насмену классицизму и просветительскому реализму. Романтизм, возникшийпервоначально в Германии и чуть позднее в Англии, получил затем широкоераспространение едва ли не во всех европейских странах и оказал влияние намировую культуру. Он выдвинул множество поэтов и прозаиков, художников искульпторов, актеров и музыкантов. Писателей-романтиков, отличает невиданнаяранее интенсивность и острота переживаний, сознание могущества и свободычеловеческого духа. Беспощадно требовательные к обществу, миру и личности, онибезудержны в своей ориентации и в своих мечтах.
Характернойчертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью,подчас полное разочарование в ней, глубокое сомнение в том, что жизнь обществав целом и даже жизнь отдельной личности может быть построена на началах добра,разума и справедливости. Обличение буржуазного общества, духовной скудости иограниченности «людей плоти», которые, по выражению немецкого поэта-романтикаНовалиса «живут лишь обыденным»*, стало одной из главных тем романтическогоискусства, романтической литературы. Также получила широкое распространениетема противопоставления «гения», человека исключительного, сильную личность, непонятую обществом, и «толпы», с их точки зрения тупой, косной массы.
И всё-таки некритику современного общества, не обличение буржуазного образа жизни считалиромантики главной задачей. Свою цель видели они в том, чтобы вырвать читателяиз тесного и ограниченного житейского мирка, увлечь его как можно дальше отпрозаической повседневности. Они хотели бы вознестись вместе с ним в заоблачныевыси идеала. Романтическая личность «живёт не в обыденности, но создает свойсобственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам»**, — писалодин из представителей немецкого романтизма Фридрих Шлегель. Мечтой романтиковявлялось коренное переустройство мира и человека. Им свойственно страстноестремление (наперекор логике, фактам, реальности) к возвышенному идеалу,недостижимому, не всегда ясному, но властно подчиняющему себе душу художника.Противоречие между идеалом и действительностью (оно находило выражение и втворчестве писателей, принадлежавшим другим литературным направлениям)достигает у романтиков невиданной остроты, становится источником напряженных, трагическихпереживаний.
И этодвоемирие, то есть сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва,пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения, являетсяважнейшей, определяющей чертой романтического искусства. При этом в творчестве одних писателей-романтиков (нередко их называют пассивными или консервативными)преобладала мысль о господстве в мире каких-то высших, роковых сил, недоступныхразуму человека, не подвластных его воле, мысль о необходимости подчинятьсясудьбе. В творчестве других писателей романтического направления преобладалинастроения борьбы и протеста против царящего в мире зла. Отстаивая правочеловеческой личности на свободу и независимость, они горячо выступали противдеспотизма и социальной несправедливости. Их романтизм часто называют активнымили революционным.
Однако, всебез исключения романтики были едины в своем отрицании существующего общества,царящих в нем расчета, пошлости, скуки. Главным своим врагом они считалиблагоразумного и самодовольного обывателя, человека с мертвой душой, длякоторого смысл жизненного существования состоит в сытости, покое и материальномблагополучии.
Романтиковстрастно влекли к себе народные предания, фольклор. Их манили дальние страны иминувшие исторические эпохи, жизнь племён и народов, ещё не тронутыхевропейской цивилизацией. В романтических произведениях присутствует мир народныхповерий и легенд, а иногда в них действуют чудесные силы, явь причудливопереплетается с мечтой и сном.
Влюбленные вприроду, романтики проникновенно изображали её жизнь. Они нашли невиданныеранее художественные средства, новые звуки и краски, чтобы передать красоту ивеличие этой вольной стихии.
Романтиковпритягивали высшие сферы духа, прежде всего – философия и искусство, а такжевнутренняя жизнь личности – её мысли, чувства, переживания. Им впервыеоткрылась сложность и глубокая противоречивость внутреннего мира человека, богатствои неисчерпаемое многообразие его духовной жизни.
Романтическийгерой всегда в конфликте с обществом. Он – изгнанник, скиталец, странник.Одинокий, разочарованный, нередко бросает он вызов несправедливым общественнымпорядкам, устоявшимся формам жизни, и превращаются в бунтарей, мятежников,протестантов. К другому распространенному типу романтического героя относятсячудаки, фантазёры, мечтатели. Чаще всего это люди, преданные искусству, тоже,разумеется, непонятые и отвергнутые обществом.
Только вискусстве, думали романтики, полностью раскрываются творческие способностичеловека. И поэтому они проповедовали абсолютную свободу художника, горячоотстаивая его независимость от власти, от невежественного суда тупой ипрезренной «толпы». В оппозицию сторонникам классицизма, направления,стремящегося подчинить искусство строгим и общеобязательным правилам, романтикибыли убеждены, что вдохновение и творчество не могут быть ничем ограничены, авсякий настоящий художник создаёт собственные правила. В своих художественныхпроизведениях – словно бы в насмешку над теориями классицизма – смело сочеталивысокое и низменное, трагическое и комическое, фантастику и реальность.
Романтикивидоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие как историческийроман, лироэпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открылибесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором. Онирешительно изменили представления о драматическом искусстве, необычайнорасширили возможности поэзии, проложили новые пути в лирике.
В творчествеписателей-романтиков, живших в разных странах и даже в разное время, можнообнаружить немало сходного. Но между ними существуют и серьёзные различия,порождённые своеобразием культур и традиций в разных странах, и, безусловно, индивидуальностьюличностей писателей.
Рассмотрим творческоенаследие Д. Г. Н. Байрона и М. Ю. Лермонтова.
1.2 ДжорджНоэл Гордон Байрон и его лирика
 
До Байрона небыло поэта, который с таким же правом мог бы притязать на роль кумира своегопоколения, и не только в Англии. Стихами Байрона зачитывались, а самому ему(вернее, тому лирическому герою, в котором видели автопортрет поэта) откровенноподражали. Когда Байрон погиб, его смерть оплакивала вся мыслящая Европа. Еготворчество представляет собой одно из самых значительных явлений в историимировой литературной и общественной мысли. В его поэтических произведенияхвоплотились наиболее острые, жизненно актуальные проблемы его эпохи. Огромная художественнаяценность наследия Байрона неотделима от его исторического значения. Его поэзия,явившаяся откликом на революционные потрясения конца XVIII – начала XIX века, отразила общуюпозицию европейского романтизма как особого направления духовной жизни эпохи.
Байрон был привержен просветительским идеалам и эстетике классицизма, однако, он является поэтом-романтиком. Преклонение перед разумом сопровождается мыслью о неразумности современной действительности. Признание классицистической строгости и ясности сочетается с изображением сложных и неясных чувств, окрашенных мрачным настроением. Действительность испытывается не только разумом, но и романтической иронией. Идеи просветителей выступают в творчестве Байрона в новом, трансформированном виде. У поэта уже нет оптимистической веры во всесилие разума.
Пафос жизни и творчества Байрона — в борьбе против тирании.
Главной мечтой его была мечта о свободе человечества. Однако идеал свободы у Байрона лишен социальной конкретности, поэтому стремление к свободе у него индивидуалистично. Свободу Байрон видит либо в борьбе, ведущей к разрыву с обществом, либо в эпикуреизме.
Личность Байрона весьма противоречива. В его сознании и творчестве борются различные начала — стремление к борьбе за освобождение народов от тирании и индивидуалистические настроения; устремленность вперед, в будущее и «мировая скорбь». Веря в то, что в будущем свобода восторжествует, поэт, тем не менее, не может отрешиться от скепсиса и пессимизма.
Тяжёлое детство поэтаповлияло на его характер и мироощущение. Ранимость, надменность, служившаяформой самозащиты, тоска – качества, определяющие для личности Байрона –нередко задают главную тональность его поэзии. Особенно отчётливо онапроступает в знаменитом лирическом цикле «Еврейские мелодии»(1815г.), навеянномчтением Библии:
Неспящих солнце! Грустнаязвезда!
Как слёзно луч мерцаеттвой всегда!
Как темнота при нём ещётемней!
Как он похож на радостьпрежних дней!
Так светит прошлое нам вжизненной ночи,
Но уж не греют насбессильные лучи;
Звезда минувшего так вгоре мне видна;
Видна, но далека –светла, но холодна!*
(Перевод А. К. Толстого)
Байрон вольноперелагает библейские мотивы, и они обретают романтическое звучание. Скорбнаялирика поэта, исполненная неотступного чувства одиночества и стоическогомужества в испытаниях, посылаемых
судьбой, очаровываласовременников. Переводя «Еврейские мелодии», юный М. Ю. Лермонтов вкладывал встроки Байрона и собственное ощущение мира:
И если не на век надеждырок унёс, -
Они в груди моейпроснутся,
И если есть в очахзастывших капля слёз, -
Они растают и прольются.*
«Душа моя мрачна»
Жгучеепрезрение к благоденствующей толпе, добровольная отверженность, напряженностьтрагических переживаний, звучащие в лирике Байрона, сделали её воплощениемромантизма — и как миропонимания, и как эстетической доктрины. Стихи передавалине только окрашенную в мрачные тона гамму чувств, но и энергию протеста,вольнолюбие, отказ от моральных компромиссов. Прежде считалось немыслимым сподобной откровенностью говорить в стихотворении о любви и ненависти, озаренияхи очарованиях, муках и яростях, скрупулезно воссоздавая прихотливые порывы души,и делая это так, что хроника сердечных смут одновременно оказывалась хроникойвека. До романтиков в поэзии преобладали обобщенность и почти неизбежнаяусловность чувства. Байрон первым превратил лирику в исповедь и дневник вличности, уникальному по своему духовному опыту, но в месте с тем типичной длясвоей эпохи.
«Тоскиязвительная сила» стала опознавательным знаком поэзии Байрона, которая отразиладраму поколения, задыхавшегося в европейской атмосфере после наполеоновскихвойн. Лермонтов передал основной мотив этой лирики исключительно верно и остро:
Нет слёз вочах, уста молчат,
От тайных думтомится грудь,
И эти думывечный яд,-
Им не пройти,им не уснуть!*
«Прости! Кольмогут к небесам…», 1808
До Байронагосподствующим жанром в области поэзии была эпическая поэма; новый шаг Байронав литературе заключается в том, что он создал поэму лирическую, которая затем широкораспространилась по всем европейским литературам XIX века. Также появляетсятакой термин, как байронизм (так стали называть подобное умонастроение ещё прижизни поэта). Его суть афористично определил А. С. Пушкин: «преждевременнаястарость души» как драма времени. Всего выразительнее она описана в поэме«Паломничество Чайльд-Гарольда». В ней предстаёт новый тип героя, на которомлежит мета времени. Он томим «мировой скорбью», потому что нигде не нашёлпристанища для изверившейся души. Скепсис, эгоистическое своеволие, несчастныйжребий человека, неспособного обрести призвание, а от того страдающего глубокои безысходно, — вот та «болезнь ума и сердца роковая», которую первым распозналБайрон. Тот же самый человеческий тип был обрисован в других поэмах поэта,созданных в пору высшего расцвета его славы.
Байронувлекался сатирой. Сатирическое направление в его творчестве развивалось в различныхжанрах – поэмах, эпиграммах, пародиях, сатирических эпитафиях. В совершенствеБайрон владел малой формой – в нескольких строках, в остроумной игре слов емуудавалось передать и злободневность события, и его точность.
При чтениинекоторых поэм Байрона («Гяур», «Корсар», «Паломничество Чайльд-Гарольда»)может создаться впечатление, что в главных героях автор описывает себя. Вдействительности дело обстоит сложнее. Между автором и его героем сохраняетсядистанция – порой владеющая персонажем апатия и неверие в собственныеспособности вызывают у Байрона горькую насмешку над его несостоятельностью.
Байрон –выдающийся представитель прогрессивного романтизма. Лиризм, скепсис, скорбь,«угрюмый холод» переплелись в его поэзии, создавая неповторимую тональность,которая захватывала и покоряла буквально всех. Через много лет после его гибелиБ. Жуковский дал тзамечательно-точную характеристику поэта: «Дух высокий,могучий, но дух отрицания, гордости и презрения. Байрона сколь ни тревожит ум,ни повергает в безнадёжность сердце, ни волнует чувственность, его гений имеетвысокость необычайную»*. Его образ останется навсегда как символ высокойромантики, творческого горения, нераздельности поэтического слова и реальноговыбора в общественной борьбе. Определяя место Байрона в мировой литературе,Белинский указывал, что «всякий великий поэт потому велик, что корни егострадания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он,следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества».
1.3 Характерныечерты лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
 
Пистолетныйвыстрел, убивший Пушкина, пробудил, по словам Герцена, душу другого великогопоэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Как приговор прямым и косвенным убийцамПушкина прозвучало его гневное стихотворение «Смерть поэта», написанное вфевральские дни 1837г., выразив одновременно и боль от постигшей утраты, илюбовь к поэту, и презрение к «жадной толпе, стоящей у трона». Лермонтов былслишком юным, чтобы участвовать в восстании декабристов, но воспламененным этимвеликим днём. Он видел лишь казни и изгнания, поэтому в его мировоззренииосновными были мысли, полные ярости. Они и определили содержание его поэзии,преобладающее её настроение. Неприятие поэтом окружающей среды, горькоеощущение одиночества, обнаженная исповедь души отличают уже раннюю лирикуЛермонтова:
Но пылкий, но суровыйнрав
Меня грызёт от колыбели…
И в жизни зло лишьиспытав,
Умру я, сердцем не познав
Печальныхдум, печальной цели.
Безпреувеличения тему одиночества в лирике Лермонтова можно назвать ключевой:
На жизньнадеяться страшась,
Живу, каккамень меж камней,
Излитьстрадания скупясь:
Как страшножизни сей оковы
Нам водиночестве влачить.
Делитьвеселье все готовы –
Никто не хочет грустьделить…
Не покидающеепоэта ощущение отверженности рождает в его душе чувство своей исключительности,мысль о своём особом предназначении – черта, характерная для романтизма, нодоведённая у Лермонтова до предела. Я хочу, чтоб целый мир был зритель
В поэзииЛермонтова достигает предельного напряжения основное противоречие романтизма –противоречие между идеалом и действительностью. Его творчество поражает беспощадностьюотрицания и полётом мечты, и оба эти начала тесно взаимосвязаны. Глубина и силаразочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности клюдям, миру, к самому себе. Поэт даже склонен упрекать в бездействии своихсоотечественников:
Сыны снегов,сыны славян,
Зачем вымужеством упали?
Зачем?Погибнет ваш тиран,
Как всетираны погибали!..*
«Новгород»,1830
Это было непросто данью элегической традиции русского и европейского романтизма. Чувствапоэта носили не литературный, а ярко выраженный социальный характер. Онпонимал, что его отрицание существующих порядков и самодержавно-крепостническогоуклада жизни носит исторический характер, что страна, народ, общество стоят напороге социальных потрясений:
Настанет год,России чёрный год,
Когда царейкорона упадёт;
Забудет чернь к нимпрежнюю любовь,
И пища многих будетсмерть и кровь…**
Ценность самой жизни поэтопределяет мерой человеческих деяний, борьбой, которая может оправдатьсуществование человека и сделать его достойным высокого призвания: …жизньскучна, когда боренья нет…
Мне нужно действовать, якаждый день
Бессмертным сделать быжелал, как тень,
Великого героя и понять
Я не могу, что значитотдыхать.
Лермонтовчувствует в себе силы для каких-то больших дел и свершений:
Боюсь несмерти я. О нет!
Боюсьисчезнуть совершенно.
Хочу, чтобтруд мой вдохновенный
Когда-нибудьувидел свет…**
 «1830 Мая,16 число»
Вместе с темпоэт горько осознаёт своё одиночество, свою неприкаянность в современном емумире, своё бессилие что-либо изменить.
В небесахторжественно и чудно!
Спит земля всиянье голубом…
Что же мнетак больно и так трудно?
Жду ль чего?Жалею ли о чём?
Уж не жду отжизни ничего я,
И не жаль мнепрошлого ничуть
Я ищу свободыи покоя!
Я б хотел забыться изаснуть!..***
 «Выхожу один я надорогу…», 1841
Презираясамодержавно-крепостническую Россию, «страну рабов, страну господ», Лермонтовпишет проникновенные строки о Родине, о её просторах, о своей любви к ней:
Люблю дымок спаленнойжнивы,
В степи ночующий обоз.
И на холме, средь желтойнивы,
Чету белеющих берёз.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
Непримиримое столкновениедобра и зла, веры и неверия, стремление отъединиться от мира людей и желаниесоединиться с ними составляет самую суть глубокого внутреннего конфликта влирике Лермонтова. Порой кажется, что одно из этих начал одерживает победу, ноненадолго. Просветление уступает мрачному демонизму – и наоборот.
Умилением икротостью дышит его «Молитва»(1839):
С души какбремя скатится
Сомненьедалеко –
И верится, иплачется,
И так легко,легко…

А рядом с нейвозникают холодные и дерзкие слова «Благодарности» (1840) – гордый вызов Богу:«Устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я ещё благодарил»***.
В основелирики Лермонтова лежит двоякий, но внутренне единый конфликт – трагедияодинокой, гордой личности, вызвавшей на бой целый мир и переживающей внутренниеборенья. Лирика поэта поражает цельностью жизнеощущения. В ней резче выступаетуникальность самого душевного строя личности автора, её внутреннее, психологическоеединство. Она не умещается в границах традиционных Жанов: оды, сатиры, элегии.Поэт смешивает их между собой, а чаще всего обращается к свободному жанрулирического монолога.
В своейлирике Лермонтов открыл простор для самоанализа, самоуглубления, диалектикидуши. В этой сфере он открыл путь прямому предметному слову, точно передающемусостояние души в той или иной драматической ситуации. Активный, героический духпоэзии Лермонтова, её лиризм, глубина мысли, тонкость психологического анализа,простота в сочетании с высоким совершенством формы, наконец, удивительная музыкальностьего стиха и прозы – всё это ставит Михаила Юрьевича в ряд величайших писателеймира.

Часть2.
 
Чтобысравнить романтических героев Байрона и Лермонтова, я решила рассмотретьконкретные примеры из лирики романтиков, остановила свой выбор на МцыриЛермонтова и на Шильонском узнике Байрона. Оба они – узники обстоятельств, нотак ли похожи они, как нам может показаться на первый взгляд? Схожи ли их мысли,чувства, переживания? На эти и другие вопросы мне предстоит ответить в ходесвоей работы, а сейчас познакомимся поближе с романтическим героем Лермонтова –Мцыри.
2.1 Характерные чертыромантического героя Лермонтова Мцыри
 
С грузинскогоМцыри переводится как 1-послушник и 2-пришелец, чужеземец, прибывшийдобровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек, неимеющий родных, близких. Наш герой относится к обоим из приведённых определений– он послушник при монастыре, ещё в детстве привезённый туда с родины,оторванный от родных. Характер героя обозначен в эпиграфе из первой книгиЦарств (Библия): «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Этот библейскийэпиграф имеет символическое значение запрета, а также свидетельствует ожизнелюбии героя и о его трагической обреченности. Но изначально поэманазывалась иначе – «Бэри», с примечанием «по-грузински монах»- и имела другойэпиграф:«On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»).
Существуетрассказ П. А. Висковатова о возникновении замысла поэмы, основанный насвидетельствах А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова. «Поэт, странствуя в 1837 г. постарой Военно-грузинской дороге, наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха или,вернее, старого монастырского служку, «Бэри» по-грузински. Сторож был последнийиз братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов разговорился с ним иузнал, что родом он горец, ещё ребёнком пленённый генералом Ермоловым во времяэкспедиции. Генерал хотел увезти его с собой, но был вынужден оставить приодном из монастырей по причине неожиданной болезни мальчика. Там он и вырос;долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал, делал попытки к бегству в горы.Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на краймогилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особеннопривязался к старику монаху»*. Любопытный и живой рассказ «Бэри» произвёл наЛермонтова огромное впечатление.
Если дажесведения, сообщенные Висковатым, не совсем достоверны, нельзя не учитывать тогообстоятельства, что захват русскими в плен горцев-детей был в период завоеванияКавказа типичным явлением. Известно, например, что художник-академик П. З.Захаров ребёнком был взят в плен русскими, и генерал Ермолов отвёз его вТифлис. Лермонтов мог знать полную драматизма историю Захарова и другие,аналогичные ей. Сюжетная ситуация и образы вполне конкретны, хотя одновременнои символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с ним –символ современного Лермонтову человека, переживающего в условиях послевосстания декабристов подобного рода драму.
Вся поэма,кроме эпического зачина, представляет собой исповедь-монолог Мцыри, главногогероя и рассказчика. Он повествует нам о трёх днях жизни на свободе, за стенамимонастыря. Образы монастыря и главного героя символичны, они контрастны по духу.Мцыри – воплощение порыва к воле, монастырь – ограниченное жизненноепространство, символ неволи и чуждого герою уклада жизни.
Мцыри – геройдействия, непосредственного поступка. Жить для него значит действовать. Он«естественный человек», вынужденный жить в неволе монастыря. Бегство в естественнуюсреду означает для него возвращение в родную стихию, страну отцов, к самомусебе, куда зовёт его «могучий дух», и этот «могучий дух» дан ему с рождения. Игерой откликается на этот зов природы, чтобы ощутить жизнь, предназначенную емупо праву. Однако пребывание в монастыре наложило свой отпечаток – Мцыри слабтелом, жизненные силы его не соответствуют могуществу духа. Состояние души ивозможности тела находятся в разладе. Причина в том, что герой отдалён отестественной среды. Раздвоённость сознания Мцыри выражается как в тоске породине, так и трагической гибели иллюзии, будто он может стать частьюприродного мира и гармонично слиться с ним. Убежавший на волю Мцыри оказываетсянеприспособленным к такому близкому, родному, но одновременно и непривычномуукладу. Это выражается в его метаниях по кругу. Путь героя внутренне замкнут.Природа сначала оправдывает его надежды. Он ликует, рассказывая старику-монахуо первых впечатлениях от родного края:
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил.
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней.*
Емустановятся понятными и доступными «думы скал», духовная жизнь природы в целом.Он будто сливается с природой, постигая смысл мироздания («О, я какбрат//обняться с бурей был бы рад!//Глазами тучи я следил//Рукою молнии ловил…»**)
Ноодновременно он и страшится стихийных сил («Мне стало страшно,
накраю//Грозящей бездны я лежал». «Всё лес был, вечный лес кругом//Страшней игуще каждый час//И миллионом чёрных глаз//Смотрела ночи темнота//Сквозь ветвикаждого куста…») Естественная природа угрожает Мцыри, становится его врагом, ипреодолеть её дикость, необузданность, сжиться с ней он не может. («И смутнопонял я тогда,// Что мне на родину следа//Не проложить уж никогда»).Оказывается, возвращение героя, выросшего в неестественной ему среде, в роднуюприроду невозможно, как невозможно и пребывание в монастыре (В этом выражаетсяодна из черт романтического героя – его неприкаянность). Мцыри терпитпоражение, но это не уничтожает порыва к свободе, жажды гармонии с природой.Уже сам по себе этот порыв – неуступного и неуспокоенного духа. Несмотря на то,что сила духа угасает, и Мцыри ищет «приют в раю, святом, заоблачном краю», онвсё-таки готов отдать «рай и вечность» за вольную и полную опасностей жизнь встране отцов. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним, не воплощаясь, идостижение свободы остаётся нереальным. Герой бежит не в чуждое ему, а вродное, бежит в естественный для него мир. Он родился в той самой природе,откуда его вырвали. Но, пожив в монастыре и будучи там воспитан, он оказываетсяне в силах окунуться в природную жизнь. «Природность» героя искаженамонастырём. И Мцыри, сравнивая себя с «в тюрьме воспитанным цветком…»признаётся: «На мне печать свою тюрьма оставила…» В этом и заключается проблемапоэмы: предвосхищение Мцыри свободной жизни на родине (у героя естественнаясреда ассоциируется со свободой и родиной) и невозможность реализовать своёстремление к ней.
2.2 Характерные чертыромантического героя Байрона
Шильонский узник
 
Поэма«Шильонский узник» была написана в деревне Уши близ Лозанны, где Байрон и ПерсиБиши Шелли, посетившие 26 июня 1816 года Шильонский замок, задержались из-заплохой погоды на два дня. Написана она была между 24 и 29 июня, а окончательныйвариант был готов 10 июля. Несколько позже Байрон предпослал поэме предисловиеи назвал его «Сонет Шильону». В поэме использованы реальные факты биографиишвейцарского гуманиста Франсуа Бонивара, прославившегося своим мужеством, когдаего родина сражалась за независимость, отражая натиск армий Карла X Савойского. Бонивар был заточенв подземелье вместе с двумя братьями, все трое были прикованы к разным стенам ив темноте не видели друг друга. И все же в этих жестоких условиях герой старалсяне дать младшим братьям потерять надежду. Но, не выдержав страшных мучений,один из братьев умер, и Бонивара охватило отчаяние. В темнице остались двое. Иновой, единственной целью жизни Бонивара стал младший брат. Герой желал, чтобыон бодрее был в неволе, надеялся на то, что когда-нибудь, покинув стены тюрьмы,он сможет стать по-настоящему свободным. Однако, как долго тот ни держался,пришел день, когда силы стали покидать его. Старший брат с ужасом наблюдал,«как силится преодолеть смерть человека». Со смертью младшего брата Бониварпотерял все, что было ему дорого, все, что так сильно любил. На свете он былтеперь сиротой, и, казалось, ничто уже не влечет его в мир земной. Однако онпродолжал жить мечтой хоть раз еще увидеть красоту родных гор, утесов и лесов,услышать шум ручьев, посетить «хижины веселых сел», «кровы светлых городов».Разлука с родиной, с родным народом болью отдавалась в его душе. Шли годы, игерой постепенно примирился со своей неволей. Когда же пришло долгожданноеосвобождение, он осознал, что привык к тюрьме.
СудьбаШильонского узника во многом схожа с судьбой Бонивара, но существует односерьёзное отличие в мировоззрении литературного героя и его прототипа. Бонивар всегдабыл народным героем, в душе которого жила ненависть к угнетателям и стремлениек свободе. Это стремление не смогли сломить холодные застенки тюрьмы – Бонивармечтал о свободе до конца дней заключения. Что касается Шильонского узника, он болеепассивный герой, смирившийся со своей судьбой и мечтающий о смерти.
Такимобразом, это произведение о том, как мужественно сражается закованный в кандалыгерой с самой судьбой. Он стремится сохранить веру, надежду и поддержать ее всвоих умирающих мучительной, медленной смертью братьях. Но постепенно отчаяниеберет верх и над ним; суровая жизнь, мрак и холод подземелья постепенноподтачивают его волю, и он уже полностью смиряется со своей участью. Однако,несмотря на то, что пришедшее освобождение уже не радует его, чувствуется, чтоодного герой не потерял за годы заключения — ненависти к угнетателям, любви кродному народу, веры в торжество справедливости и свободы на земле. Этопроизведение до сих пор волнует сердца людей своим стремлением к свободе,уверенным призывом к протесту и борьбе.
Поэмапредставляет собой монолог главного героя – узника Шильонского замка. Он повествуетнам о своей судьбе и судьбе своих родственников – шести братьев и отца. Все онитрагически погибли.
Шильонскийузник — пассивный герой. Он считает, что судьба его предрешена: умереть взаточении, подобно его братьям. Он не пытается её изменить. Он свыкается сосложившимися обстоятельствами настолько, что «безнадёжность полюбил», хотяпоначалу это ему трудно даётся – замок «душит» его. Впоследствии свобода дажестанет для него нежеланной («И равнодушно цепь скидал»). Герой считает, что единственное,что избавит его от заточения – это смерть:
И содрогаласяскала;
И с жадностьюдуша ждала,
Что рухнет и задавитнас:
Свободой былбы смертный час!*
СамШильонский замок весьма неоднородный образ. В связи со сменой обстоятельств онменяет свои роли, точнее, герой пересматривает своё отношение к нему. В началепоэмы Шильон выступает как холодная тюрьма, убившая родственников героя. Порой Шильонскийузник замечает за собой, что забывается в своих мечтах:
Вдруг луч внезапныйпосетил
Мой ум… то голос птичкибыл.
Им очарован, оживлён,
Заслушавшись, забылся я,
Но ненадолго…мысль моя
Стезей привычною пошла,
И я очнулся...
Герой постоянно находитсяв беспамятстве:
Но что потом сбылось сомной –
Не помню…Свет казалсятьмой,
Тьма – светом; воздухисчезал;
В оцепенении стоял,
Он не считаетни дни, ни годы, проведённые в заключении. Шильонский узник так убит своимгорем, что не всегда понимает и хочет понимать сложившуюся ситуацию. Этовызвано усталостью от заточения и мыслями о безысходности.
Заточение «съедает» герояизнутри. Мы не знаем, сколько ему лет, но из контекста понятно, что выглядит оннамного старше своих лет, и всё это благодаря годам, проведённым в тюрьме:
Взгляните на меня: я сед,
Но не от хилости и лет;
Не страх внезапный в ночьодну
До срока дал мне седину.
Я сгорблен, лоб наморщен мой,
Но не труды, не хлад, незной –
Тюрьма разрушила меня.
РодственникиУзника погибли – во что он долгое время отказывается верить — и с течениемвремени герой понимает, что он один в этом мире, и что Шильон – единственное,что он имеет. Возможно, он сам не хочет сознаваться себе в этом, но, обретядолгожданную свободу, он особо остро понимает это, вспоминает приятные моменты,проведённые в тюрьме, при этом всё в тюрьме называет своим:
И подземелье стало вдруг
Мне милой кровлей…всётам, друг,
Всё, одноземец, было мой:
Паук темничный надо мной
Так мило ткал в моёмокне;
За резвой мышью при луне
Я там подсматриватьлюбил;
Я к цепи руку приучил;
И… столь себе неверны мы!
Когда за дверь своейтюрьмы
На волю я перешагнул –
Я о тюрьме своейвздохнул.

Часть 3.
 
3.1 Сравнениеромантических героев
 
Итак,охарактеризовав двух романтических героев, попробуем сравнить их характеры,мысли, чувства, судьбы.
Для началаотметим черты, присущие обоим героям.
Первое, начто я обратила внимание при прочтении произведений – схожесть судеб. Создаётсявпечатление, что и Шильонскому узнику, и Мцыри, суждено было умереть, но оничудом остались в живых, словно по ошибке. В детстве Мцыри тяжело заболел и«тихо, гордо умирал», ведь «в нём мучительный недуг развил тогда могучий дух»,но мальчик оправился от болезни. Что касается Шильонского узника, он,единственный из своих погибших родственников – шести братьев и отца – выжил(«Удел несчастного отца – за веру смерть и стыд цепей – уделом стал и сыновей»).Судьба как бы хотела убить героев, но решила оставить скитаться их на этойземле неприкаянными.
Также яобратила внимание на одиночество героев. Это – характерная черта романтизма. Ябы назвала их одиночество «абсолютным». Поясню введённый мною термин: каждый изнас когда-либо чувствовал себя одиноким, при этом зная, что его окружаютдрузья, родственники. Обычно такое состояние появляется в сложных жизненныхситуациях и со временем проходит. Одиночество моих героев — абсолютно, у нихнет ни родственников, ни друзей, ни даже врагов – никого в этом мире. Как этоникого? – спросите вы, — а как же монахи и смотрители Шильонского замка? Да,они окружают героев, они постоянно рядом. Но есть ли страже дело до      несчастного узника,томившегося в подвале, а монахам – до маленького послушника, страдающего отневоли и их мнимой опеки? Согласитесь, эти люди только исполняют свой долг.
Ещё односходство – своеобразная «болезнь» героев, съедающая их изнутри, болезнь,вызванная неволей. Мцыри болен, он чахнет на глазах, с каждым днём он всё ближек смерти. В те короткие дни, которые ему
удаётсяпровести за пределами монастыря, он «оживает», «распускается» как цветок, которыйдолго нуждался во влаге. Но позже беглеца находят, и он вынужден вернутьсятуда, откуда сбежал. Он умирает в стенах монастыря от гнетущего чувстванесвободы, сопровождавшего его почти всю его недолгую жизнь. А узникШильонского замка? Он рассказывает нам, что его глубокие морщины лишь следствиедолгого нахождения в заточении: «Я сед, но не от хилости и лет…Тюрьма разрушиламеня». Несвобода давит на героев, убивает их. Они терзаемы мыслями о пленении.
Оба героя неимеют имён. Просто Узник и просто Мцыри. И это символично, так как судьбы этихгероев – не истории каких-то определённых людей. На их месте может оказатьсякто угодно в любое время – их положение актуально во все времена.
Обратимвнимание также на то, что повествование в поэмах Лермонтова и Байронапредставлено в виде монолога главного героя. Это тоже является характернойчертой романтической поэмы. Также оба автора обращаются к поэзии, а не к прозе.Возможно, это не существенно, но, думаю, стоит обратить на это внимание, таккак это сближает романтиков. Ещё одно сходство: размер стиха. Вот что об этомговорит В. Г. Белинский: «Стих поэмы «Мцыри» чрезвычайно выразителен; этотчетырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями, как в «Шильонском узнике»,звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость,энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют ссосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическимположением героя поэмы»*.
Как«Шильонский узник», так и «Мцыри», были написаны на основе реальных событий,произошедших с настоящими людьми. Причем сюжет произведений очень близок посодержанию к судьбам этих людей.
Итак,основные сходства двух романтических героев мы разобрали. Рассмотрим отличия.
При чтениипоэм я обратила внимание на мысли героев, на их восприятие сложившихся ситуаций,на их действия. В течение всего повествования Шильонский узник рассказывает намо своей жизни, а точнее – обо всех испытаниях и мучениях, которые он пережил.Жизнь для него – сплошная чёрная полоса. Недовольство жизнью байроновскогогероя не вызвано конкретным поводом. Жизнь сама по себе кажется ему ужасной,она угнетает его. В его рассказе чувствуется усталость существования. Вкакой-то степени он мечтает о смерти, правда, чтобы обрести свободу. Онрассуждает: «Хладость к жизни жизнь спасла?» Мцыри же наоборот – любит жизнь, несмотряна то, что в ней предостаточно проблем, печали. В его рассказе присутствуютпозитивные настроения. Он тихой радостью рассказывает старому монаху о трёх счастливыхднях, проведённых на свободе. Герой понимает, что его смерть близка инеизбежна, но его переполняет радость и светлая печаль.
Герой Байронане считает ни дни, ни годы. Смысл его жизни иссяк. Узник не делает попыток кбегству, хотя у него есть все возможности для этого, ведь смог же он прорытьоковами отверстие в стене. В своих действиях он пассивен — в его сердце уже нетнадежды на освобождение – ему достаточно видеть сквозь проём в стене красотуприроды. Шильонского узника уже не привлекает свобода — он смирился со своейсудьбой. А когда настал час его освобождения, он «равнодушно цепь скидал». А Мцыри?Его поведение полностью определяется устремлениями к свободе. Он активен всвоих действиях. Герой совершает побег из монастыря и ни в коем случае не хочетпринимать навязанные ему условия существования. Он хотел сбежать и добилсяэтого. Мцыри умер, но насладившись свободой. Шильонский узник тоже обретаетсвободу, но тогда, когда он уже не нуждается в ней. Тюрьма стала для герояродным домом, а освобождение потеряло смысл. Ему не важно – в цепях его рукиили нет, он привык к неволе: «На волю я перешагнул – я о тюрьме своейвздохнул».
Оба герояоказались на свободе, но разными путями. Мцыри сбежал из монастыря, обретясвободу. И, хотя природа, в образе родины, отвергла его, он не терял надеждыслиться с ней воедино. А узник Шильона, уже не мечтающий о свободе, неожиданнообрёл её, не прилагая никаких усилий и уже не нуждаясь в ней.
Мы сравнилидвух романтических героев – представителей западноевропейского и русского романтизма.Но почему в их идеологии и характерах наблюдается такое несовпадение? Почемурусский романтизм имеет черты, не характерные западноевропейскому? Коснёмсяистории, чтобы ответить на этот нелёгкий вопрос.
Русскаялитература весьма своеобразно откликается на появление в западной Европе такоголитературного направления как романтизм. От романтизма западноевропейского онамногое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национальногосамоопределения. Русский романтизм по сравнению западноевропейским имеет своюспецифику, свои национальные корни.
Напомню, чтоконец XVIII века в истории христианской Европы был ознаменован глубокимсоциальным катаклизмом, взорвавшим до основания весь общественный порядок ипоставившим под сомнение веру в человеческий разум и мировую гармонию. Кровавыепотрясения Великой французской революции 1789-1793 гг., наступившая вслед заними эпоха наполеоновских войн, установившийся в результате революциибуржуазный строй – всё это заставило интеллектуальный слой европейскогообщества усомниться в истине просветительских учений XVIII века, обещавшихчеловечеству торжество свободы, равенства, братства на разумных началах. Крах верыв разум привёл европейское общество к «космическому пессимизму», безнадёжностии отчаянию, сомнению в ценности современной цивилизации.
В Россииромантические веяния тоже возникли под влиянием событий Великой французскойреволюции, окрепли в годы либеральной политики начала царствования Александра I, пришедшего на русскийпрестол после дворцового заговора и убийства его отца – императора Павла I. Эти веяния питал подъемнационального самосознания в ходе в ходе отечественной войны 1812 г. Отказпосле победоносной войны правительства Александра I от либеральных обещаний началаего царствования привели общество к глубокому разочарованию, которое обострилосьпосле краха декабристского движения и по-своему подпитывало романтическоемироощущение. Впоследствии в России сформировался романтизм, несколькоотличающийся от западноевропейского. Русский романтизм сохранил историческийоптимизм – надежду на возможное преодоление противоречий между идеалом идействительностью. В романтизме Байрона, например, присутствует пафос свободолюбия,бунт против несовершенного миропорядка; поэт не понимает этот мир и гордозаявляет всем об этом. А. С. Пушкин говорит о нём: Байрон «одному дал своюгордость, другому – свою ненависть, третьему – свою меланхолию»* (Письмо кРаевскому, 1825). Русским романтикам оставались чужды байронический скептицизм,«космический пессимизм», настроение «мировой скорби». Они не приняли так жекульт самодовольной, гордой и эгоистичной человеческой личности,противопоставив ему идеальный образ гражданина-патриота или гуманного человека,наделённого чувством христианской любви, жертвенности, сострадания.Романтический индивидуализм западноевропейского героя не нашёл на русской почвеподдержки и встретил суровое осуждение. Существенную роль в национальномсамоопределении русского романтизма сыграла православно-христианская культура сеё тягой к общему согласию и неприятием индивидуализма и тщеславия.
Такимобразом, различие в мировоззрении Мцыри и Шильонского узника объясняется особенностямиисторически сложившегося национального характера русского народа. Аподтверждением моим словам пусть служат слова М. Ю. Лермонтова:
«Нет, я неБайрон, я другой,
Ещё неведомыйизбранник,
Как он,гонимый миром странник,
Но только срусскою душой».

Заключение
Задачи,которые я поставила перед собой вначале моей работы, выполнены, а цели –достигнуты. В ходе работы я рассмотрела особенности творчества М. Ю. Лермонтоваи Д. Г. Байрона, проанализировала поведение двух романтических героев – Мцыри иШильонского узника. В итоге я сравнила романтических героев Байрона иЛермонтова и объяснила их несхожесть, выяснив причину различия русского и западноевропейскогоромантизма.
Русский изападноевропейский романтизм имеют много общих черт. Но существует так жесерьёзное отличие. Западноевропейскому романтизму присуща «мировая скорбь», а русскийромантизм сохранил исторический оптимизм, так как существенную роль внациональном самоопределении этого литературного направления сыгралаправославно-христианская культура с её тягой к общему согласию и неприятиеминдивидуализма и тщеславия. Поэтому различие в мировоззрении Мцыри иШильонского узника объясняется особенностями исторически сложившегося национальногохарактера русского народа.

Приложение
 
Отрывки поэмы«Мцыри», которые имелись в первоначальной редакции, но в последствии неиздавались*.
Отрывок послестроки «Люблю, как жизнь мою» (окончание песни золотой рыбки), в которомзаключалось описание горцев – соотечественников Мцыри, в том числе и его отца,сражавшихся за свободу. В этом отрывке повествуется о том, что Мцыри хорошопомнит своих соотечественников и своего отца. Вместе с тем он понимает, чтовозвращение на Родину невозможно, так как пребывание в монастыре сильноизменило героя, воспитало не по законам его отцов и дедов, которые принять егоуже не смогут. Это свидетельствует о том, что Мцыри совсем одинок в этом мире.
«Но скоровихорь новых грёз
Далече мысльмою унёс,
И пред собойувидел я
Большуюстепь…Ее края
Тонули впасмурной дали,
И облака понебу шли
Косматойбурною толпой
С невыразимойбыстротой:
В пустынемчится не быстрей
Табуниспуганных коней.
И вот яслышу: степь гудит,
Как будтотысячу копыт
О землю ударялисьвдруг.
Гляжу сбоязнию вокруг
И вижу: кто-тона коне,
Взвивая прах,летит ко мне,
За нимдругой, и целый ряд…
Их бранныйчуден был наряд!
На каждом былстальной шелом
Обёрнут белым башлыком,
И под кольчугою одет
На каждом красный былбешмет.
Сверкали гордо их глаза;
И с диким свистом, какгроза,
Они промчались близ меня.
И каждый, наклонясь сконя,
Кидал презренья полныйвзгляд
На мой монашеский наряд
И с громким смехомисчезал…
Томим стыдом, я чутьдышал,
На сердце был тоскисвинец…
Последний ехал мой отец.
И вот кипучего коня
Он осадил против меня,
И тихо приподняв башлык,
Открыл знакомый бледныйлик:
Осенней ночи был грустней
Недвижный взор его очей.
Он улыбнулся – но жесток
В его улыбке был упрёк!
И стал он звать меня ссобой,
Маня могучею рукой,
Но я как будто бы прирос
К сырой земле: без дум,без слёз,
Без чувств, без воли ястоял
И ничего не отвечал».
Отрывок послестроки «И кинул взоры я кругом» (глава 20), в котором Мцыри упрекает Бога зато, что тот ему «дал вместо родины тюрьму», а так же вспоминает, как впервыепопал в монастырь и понял, что его возвращение на Родину невозможно, так как онстал слабеть духом. Этот отрывок свидетельствует о том, что Мцыри родился вмире природы, откуда его вырвали. Пожив в монастыре и будучи там воспитан, оноказывается не в силах окунуться в природную жизнь.
Тот край казался мнезнаком…
И страшно, страшно сталомне!..
Вот снова мерный в тишине
Раздался звук: и в этотраз
Я понял смысл его тотчас:
То был предвестникпохорон,
Большого колокола звон.
И слушал я, без дум, безсил,
Казалось, звон тотвыходил
Из сердца, будтокто-нибудь
Железом ударял мне вгрудь.
О Боже, думал я, зачем
Ты дал мне то, что дал тывсем,
И крепость сил, и мысливласть,
Желанья, молодость истрасть?
Зачем ты ум наполнил мой
Неутолимою тоской
По дикой воле? Почему
Ты на земле мне одному
Дал вместо родины тюрьму?
Ты не хотел меня спасти!
Ты мне желанного пути
Не указал во тьме ночной,
И ныне я как волк ручной.
Так я роптал. То был,старик,
Отчаянья безумный крик,
Страданьем вынужденныйстон.
Скажи, ведь буду япрощён?
Я был обманут в первыйраз!
До сей минуты каждый час
Надежду темную дарил,
Молился я, и ждал, и жил.
И вдруг унылой чередой
Дни детства встали предомной,
И вспомнил я ваш тёмныйхрам,
И вдоль по треснувшимстенам
Изображения святых
Твоей земли. Как взоры их
Следили медленно за мной
С угрозой мрачной инемой!
А на решетчатом окне
Играло солнце в вышине…
О, как туда хотелось мне,
От мрака кельи и молитв,
В тот чудный мир страстейи битв…
Я слёзы горькие глотал,
И детский голос мойдрожал,
Когда я пел хвалу тому,
Кто на земле мне одному
Дал вместо родины – тюрьму…
О! Я узнал тот вечныйзвон!
К нему был с детстваприучён
Мой слух. И понял ятогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
И быстро духом я упал.
Мне стало холодно.Кинжал,
Вонзаясь в сердце,говорят,
Так в жилы разливаетхлад.
Я презирал себя. Я был
Для слёз и бешенства безсил.
Я с тёмным ужасом в тотмиг
Своё ничтожество постиг,
И задушил в груди моей
Следы надежды и страстей,
Как душит оскорблённыйзмей
Своих трепещущих детей…
Скажи, я слабою душой
Не заслужил ли жребийсвой?

Библиография
 
1.  Энциклопедия для детей«Аванта +», «Всемирная литература XIX-XX вв.» том 15, часть вторая. Издательский центр«Аванта +», Москва, 2001.
2.  «М. Ю. Лермонтов в жизнии творчестве» Издание второе. В.И. Коровин. Издательство «Русское слово»,Москва, 2002.
3.  «Детская энциклопедия длясреднего и старшего и среднего возраста». Третье издание. Академияпедагогических наук СССР. Издательство «Педагогика», Москва, 1976.
4.  «История зарубежнойлитературы XIX века» под редакцией Я. Ню Засурского и С.В. Тураева. Издательство«Просвещение», Москва, 1982.
5.  «Зарубежная литература»Р.М. Самарин. Издательство «Высшая школа», Москва, 1978.
6.  «О Голдсмите, о Байроне,о Блоке…» статьи о литературе, Борис Кузьмин. Издательство «Художественнаялитература», Москва, 1977.
7.  «Литература» учебник политературе в двух частях для общеобразовательных учреждений, 8ое издание,переработанное, Ю.В. Лебедев. Издательство «Просвещение», Москва, 2006.
8.  «Романтизм в русскойлитературе», А. М. Гуревич. Издательство «Просвещение», Москва, 1980.
9.  «История русскойлитературы XIX-XX веков» краткий очерк, А.С. Курилов, К. Н. Ломунов, В. Р. Щербина.Академия наук СССР. Издательство «Наука», Москва, 1983.
10. «Хрестоматияпо зарубежной литературе», составитель В. А. Скороденко. ИздательствоПросвещение», Москва, 1968.
11. «М.Ю.Лермонтов. Поэмы» Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2ой. Здание второе,исправленное и дополненное. Академия наук СССР. Издательство «Наука»,ленинградское отделение, 1980.
12. «ДжорджГордон Байрон. Звезда отважных. Избранные поэтические произведения».Составление, комментарии, предисловие А. Зверева. Издательство «Детскаялитература», Москва, 1988.
13. http;//www.angl.biz./w_Byron.htm
14. www.encyclopedia.com/doc/1E1_English_lit.html
15.http://www.encyclopedia.com/category/Literature_and_the_Arts/Biographies/eng.lit3bio.htm
16. English.wikipedia.orglwik./Romanticism./Romantic
_hero


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.