Реферат по предмету "Социология"


Обществознание. Глобальный мир в ХХ веке

Общество.Общественное сознание
Познаниесовременного глобального мира — интересная, важная и трудная задача.
Интересная—потому, что мир, в котором мы живем, открывает множество возможностей каждомуиз нас. И чем больше мы о них узнаем, тем полнее и разнообразнее сможемреализовать себя, свои творческие способности, воплотить в дела наши мечты,идеалы.
Важная—потому, что, только зная устройство окружающего нас мира, его происхождение,тенденции развития и закономерности, которым он подчинен, мы — народ и страна —можем жить и действовать самостоятельно.
Трудная—потому, что знание о человеческом обществе формируется с помощью большого числаспециальных наук: от истории и теоретической социологии до культурнойантропологии и лингвистики. Соединить вместе все специальные знания и построитьединую науку об обществе — это мечта многих знаменитых философов и ученых напротяжении многих веков. Конечно, полностью эта мечта никогда не осуществится.Но все же уровень знаний о человеческом обществе, достигнутый учеными в концеXX в., позволяет нам сегодня представить образ среды нашего обитания всистематизированном виде. С представления о том, что такое человеческоеобщество, мы и начнем.
Какиееще характеристики вы могли бы предложить для познания современного глобальногомира? Каким образом можно познать современный мир? Вспомните известные вамопределения общества.
 

 
§1.Основные функции и подсистемы общества
 
К: размышлению
«Человекесть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого родастадные животные» (Аристотель).
«Поступайтак, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице такжевсякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как ксредству» (И. Кант).
«Обществоесть, таким образом, подлинная целостная реальность, а не производноеобъединение отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность,в которой нам конкретно дан человек» (С. Л. Франк).
Чтообъединяет приведенные высказывания известных мыслителей? Как они, с вашейточки зрения, связаны с рассматриваемой темой?
 
Человек— существо общественное
Человек— самое сложное существо во Вселенной, которое мы знаем. Будучи частью природы,человек в то же время оказывается избранной ее частью. Он наделен такимиспособности ми, которыми не обладает ни одно другое существо: речью, мышлением,способностью совершать сложнейшие коллективные действия и, наконец, создаватьто, чего природа сама по себе никогда бы не создала. Весь наш современный мирцеликом и полностью творение человеческих рук.
Ещедва тысячелетия назад облик Земли был совершенно иным. И всего лишь двастолетия назад он существенно отличался от современного.
СегодняЗемля — это в буквальном смысле дом человечества, созданный и обустроенныйтрудами множества предшествующих поколений, дом, возведенный из искусственныхматериалов, начиненный сложнейшей и умнейшей техникой и электроникой,предназначенный для жизни всех рас и народов, наций и государств, составляющихсовременное человечество.
Извсех мировых чудес человечество представляет собой самое большое чудо. Сэволюционной точки зрения мы произошли от высших приматов — человекообразныхобезьян. Но, глядя на братьев наших меньших, мы должны беспрерывно задаватьсявопросом: как же нам удалось стать такими, какие мы есть?
Чтовы знаете об эволюционной теории? Какие еще существуют сегодня теориипроисхождения человечества?
Уэтого чуда есть научное объяснение. Не прибегая к вмешательству различныхпотусторонних сил, мы можем объяснить собственное развитие и все нашидостижения одним-единственным обстоятельством. Это обстоятельство —человеческое общество.
Наначальных этапах своего развития человеческое существо отличалось от всехостальных животных тем, что не имело таких органов и строения тела, которыепозволяли бы защищаться, добывать пищу, выдерживать колебания температур.Человек, лишенный мощных клыков, острых когтей, меховой шкуры, крыльев и ещемногого другого, был самым слабым существом в природном мире. И онкомпенсировал свою слабость тем, что объединился в сообщество с себе подобными.А жизнь сообща требовала умения передавать и закреплять опытным путемполученные знания об окружающем мире. Так люди обрели язык как набор звуков,способных передавать определенные смыслы. Постоянно общаясь с помощьюосмысленных звуков, разные человеческие сообщества создали свои языки. Внутритаких сообществ люди понимали друг друга и легко отличали «своих» от «чужих».Кроме того, регулярное пользование языком привело к развитию способности,которую можно назвать внутренней речью, т. е. общением с воображаемымсобеседником. Умение вести внутренний диалог положило начало тому, чтосчитается исключительно человеческой способностью, — развитию разума.
Привсей очевидной значимости разума для определения человека как высшей формыжизни еще важнее то, что способность мыслить была использована человеком дляпреобразования природы в соответствии со своими потребностями. Именноцелесообразная деятельность, в результате которой меняется окружающая среда,сама, в свою очередь, изменяющая человека, — вот что составляет самый главный«секрет» человеческого общества.
Итак,появление речи как способа передачи опыта, развитие разума (сознания)как внутренней речи и совместная деятельность, направленная наудовлетворение потребностей и поэтому преобразующая окружающую среду, — вот чтосоставляет особую — общественную — человеческую природу. Это значит, чтообщество есть одновременно и условие возникновения человека, и результат егодеятельности.
 
Функциии подсистемы общества
Убесконечного множества разнообразных форм общества с самого его возникновения ипо сегодняшний день имеется нечто общее, без чего все они просто не могли бысуществовать. Любое общество для того, чтобы просто существовать, должновыполнять несколько основных функций.
Основныефункции общества:
Приспособлениечеловека к окружающей природной, а потом и социальной среде. Можно назвать этофункцией адаптации.
Обеспечениеучета многочисленных разнонаправленных интересов индивидов и групп. Будемсчитать это функцией координации.
Постановкацелей развития и определение путей их достижения. Это функция целеполагания.
Сохранениесамотождественности общества и преемственности его форм во времени. Это функциясохранения идентичности.
Еслимы представим себе общество не как случайное собрание незнакомых людей, а как систему,в которой все люди объединены множеством взаимосвязей и полностью зависятдруг от друга в своем выживании и развитии, то для каждой основной функцииможно выделить особую общественную подсистему.
Основныеподсистемы общества:
□функцию адаптации выполняет подсистема экономики;
□функцию координации — подсистема права;
□функцию целеполагания — подсистема политики;
□функцию сохранения идентичности — подсистема социализации.
Чтовы знаете о каждой из подсистем общества? Дайте краткое определение ихарактеристику.
Итак,с точки зрения основных функций и подсистем все человеческие обществаодинаковы. Но из исторической науки нам известно, что и отдельные общества, ичеловечество в целом не стоят на месте. Главным признаком человеческогообщества, в отличие от внешне похожих на него сообществ так называемых«социальных животных» (муравьев, пчел), является развитие. А можем ли мывоссоздать полную картину развития всех ранее существовавших и существующихсегодня человеческих сообществ?
Этазадача явно непосильна. Но и ставить ее нет необходимости. Для того чтобыпонять направление и характер развития человечества, достаточно будет выделитьнаиболее крупные этапы в эволюции человеческих обществ.
 
Триосновных типа обществ
Наиболеераспространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласнокоторой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.
Основныетипы обществ:
Первые,самые древние сообщества относятся к типу обществ аграрных, илитрадиционных.
Следующийтип — общества индустриальные.
Ипоследний тип — общества постиндустриальные (их также называют технотроннымиили информационными).
Этаклассификация типов позволяет нам точно охарактеризовать любое данноесообщество. Но она вовсе не предполагает, что Все человечество одновременноэволюционирует, переходя от общества традиционного к индустриальному и затем кпостиндустриальному. В реальной истории можно отметить лишь то, что сначала(приблизительно с периода 8000 лет до н. э. и до XVII в.) все общества являлисьтрадиционными, тяготея к своей наиболее развитой форме — аграрному обществу.Затем среди большинства традиционных обществ возникает меньшинство, совершающеедовольно быстрый переход к обществу индустриальному. И лишь в конце XX в. частьиндустриальных обществ начинает превращаться в постиндустриальные.
Чтовы знаете о характерных чертах каждого из типов обществ?
Втечение последних примерно трехсот лет человечество живет одновременно вобществах трех типов. И это придает процессу его объединения (глобализации)особый, конфликтно-противоречивый характер. Дело в том, что в обществах разноготипа по-разному понимаются и выполняются основные функции.
Вобществах традиционных подсистемы социализации, права, политики иэкономики еще не обособились в полной мере. И нередко в качестве правовых нормвыступают нормы религиозные, социализацию осуществляют формы хозяйственнойдеятельности, экономическая подсистема становится, по сути, политической.
Например,общества в древней Месопотамии, относимые к восточным деспотиям, целикомзависели от наличия воды, й потому системы осушения земель и орошения полейоказывались главным объектом властного контроля. Поэтому вся политическаяподсистема превращалась в многоуровневую иерархию чиновничьего контроля надпроцессом производства и распределения сельскохозяйственной продукции, во главекоторой стоял полновластный деспот.
Споявлением обществ индустриальных (их нередко называют обществамимодерна) можно наблюдать значительно большую дифференциацию подсистем взависимости от выполняемых функций. Особенно это заметно на примере того, какобособляется и стремительно развивается экономическая подсистема.Научно-технологические открытия XVII—XVIII вв. подготовили промышленнуюреволюцию начала XIX в., благодаря которой новые виды энергии, примененные вразличных машинах и механизмах, многократно увеличили производительность труда.Индустриальные общества стали развивать рыночную экономику, что способствовалостановлению демократических политических систем и развитию правовой подсистемыобщества. Широкое распространение получило начальное и среднее образование.
Какиеоткрытия XVII—XVIII вв. подготовили промышленную революцию XIX в.?
Споявлением обществ постиндустриального типа меняются и содержание, испособы действия подсистем, характерные для индустриальных обществ.
Особеннозаметными становятся изменения в подсистеме социализации. В обществахпостиндустриальных вместо сохранения идентичности (тождества себе) предлагаетсяпринять наличие в об-~ ществе людей и групп, которые не вписываются вобщепринятые (разделяемые большинством) образцы мышления и поведения. Такиегруппы называются «меньшинства» и образуются по разным признакам. Это можетбыть расовое или этническое, религиозное или сексуальное меньшинство, котороенастаивает на своем праве быть непохожим на большинство, сохранять собственнуюидентичность. Общество начинает разделяться, как, например, на окраинах многихфранцузских городов, населенных выходцами из стран Северной Африки.
Существенноизменяется подсистема права. Теперь вместо интеграции всех членов общества внекое единое пространство универсального закона, ориентированного на общий длявсех набор ценностей и норм, утверждаются принципы терпимости (толерантности) вотношении других ценностных и правовых систем.
Подсистемаполитики также претерпевает значительные изменения. Политика перестает бытьцелеполаганием с точки зрения'' национальных интересов (т. е. выгод единой нации)и превращается в восстановление ранее нарушенной справедливости. На первый планвыходит так называемая политическая корректность, начинающаяся с требованияправильного употребления слов (например, названий различных меньшинств) идоходящая до предоставления исключительных прав меньшинствам.
Трансформацияэкономики в обществах постиндустриальных столь же радикальна. Экономикаперестает выполнять только приспособительную функцию в том виде, как это былохарактерно для индустриальной стадии ее развития. Теперь она стремится приспособитьвсю окружающую ее глобальную среду к собственным целям. Она разрывает границыгосударств, создает транснациональные корпорации (ТНК), становится виртуальной(«цифровой») и глобально-регулирующей (так называемой «штабной»).
Всеэти перемены особенно заметны в обществах постиндустриальных, которых пока ещена нашей планете не так много. Но именно эти общества наиболее богаты инаиболее технологически развиты. Поэтому они оказывают наибольшее влияние навесь остальной мир. Это и составляет существо того процесса, который называетсяглобализацией.
 
Вопросыдля проверки знаний
1.Что в природе человека является уникальным, а что носит универсальный характер?
2.На чем основано развитие у человека уникальной способности — разумности?
3.Какие элементы составляют общественную природу человека?
4.В чем состоят основные функции общества? Какие примеры могут иллюстрироватькаждую из перечисленных функций?
5.Из каких подсистем состоит система общества? Какие подсистемы представляютсявам наиболее важными, если вы считаете возможным такое выделение?Аргументируйте свою позицию.
6.Какие определения понятия «общество» вы знаете из курса «Обществознание» для8—9 классов?
7.Вспомните исторические события, которые были связаны с появлением первых индустриальныхобществ в XVII в. Для аргументированного ответа советуем обратиться к курсу«Новой истории».
8.Укажите признаки, которые могут характеризовать плюралистичность общества.
9.Каковы основные различия трех типов обществ? Каких обществ, на ваш взгляд,больше в современном мире? Почему?
10.Как в каждом из типов обществ меняются общественные подсистемы?
 
Выполнитезадания
1.Вам хорошо известно художественное произведение Р. Киплинга, главным героемкоторого является Маугли. В этой истории сочетаются правда и вымысел. Назовите,что, на ваш взгляд, является вымыслом, а что правдой. Заполните (в тетради)таблицу «Общие и различные черты у человеческих и животных сообществ».Сообщества Общее Различия Человеческие Животные

2.Заполните (в тетради) схему «Функции и подсистемы общества».
Функция
Подсистема
Функция
Подсистема
ФУНКЦИИИ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Функция
Подсистема
Функция
Подсистема
3В средствах массовой информации (в том числе в Интернете), публицистике,словарях найдите информацию о термине «политическая корректности. Какиеаргументы используют противники и сторонники политической корректности? Кто, свашей точки зрения, более убедителен? Почему? Чем политическая корректностьотличается от научной корректности?
4Попробуйте представить человеческое общество через сто лет. Напишите три самыхзначительных изменения, которые, на ваш взгляд, произойдут по сравнению ссегодняшним днем. Поясните, почему вы считаете, что они произойдут, и почемувыделяете их как наиболее важные.
 
Выскажитесвою точку зрения и обсудите
1.Как вы понимаете фразу «человек — существо общественное»? Общество способствуетразвитию человека или сковывает его?
2.Могут ли в одной стране одновременно быть черты традиционного, индустриальногои постиндустриального обществ? Какие примеры доказывают вашу точку зрения?
3.В каком типе обществ человеку легче реализовать себя? Почему?
4.Почему процессы глобализации в современном мире идут сложно?
5.Какие положительные и отрицательные изменения несет с собой глобализация?
6.Можно ли остановить процесс глобализации?
 
Темыдокладов и рефератов
1.Открытия XVI—XVIII вв., подготовившие промышленную революцию XIX в.
2.Теории развития человечества.
3.Успехи, трудности и перспективы процесса глобализации.
 

 
§2. Общественное сознание и его формы
 
Кразмышлению
«Язнаю только то, что ничего не знаю» (Сократ).
«Человек— существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ,восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» (Платон).
«Самыйнепобедимый человек — это тот, кому не страшно быть глупым» (В. О.Ключевский).
Какданные высказывания связаны с темой параграфа? Какие характеристики сознанияможно сформулировать на основе их анализа?
Мыуже знаем, что важнейшее свойство человека и человеческого общества, выделяющееих из всей природной среды, — наличие сознания. Оно возникает вследствие того,что люди, общаясь между собой посредством звуковых сигналов (речи), постепенновырабатывают способность строить общение с воображаемым собеседником. Человеккак бы разговаривает сам с собой, сам задает себе вопросы и находит на нихответы. Умение делать это последовательно, доказывать и опровергать каждоеутверждение, строить цепочку высказываний, которые все вместе передают какой-тосмысл, и называется мышлением.
Чтообщего и в чем различия между сознанием и мышлением? Могут ли они существоватьдруг без друга? Как вы могли бы определить понятия «сознание», «общение»,«мышление»?
 
Индивидуальноесознание
Важноразличать разумную способность и сознание. Разумная способностькак умение формировать знание об окружающем мире в различной степениобнаруживается и у животных. Животные в соответствии со своим сложением ипотребностями определенным образом отражают окружающую среду, т. е. формируютзнание о ней и это знание используют в своей жизнедеятельности. Но толькочеловек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствоватьсам процесс формирования знания, т. е. человек не просто отражает реальность,не просто обладает знанием, а сознает, что он осуществляет познавательнуюдеятельность, которая становится главной, управляющей по отношению к его общейжизнедеятельности.
Сознание— это способность контролировать свою деятельность с помощью анализапредшествующего опыта, способность переносить положительные итоги прежнихопытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учетомдостижений и ошибок.
Какойпример из вашей жизни мог бы стать иллюстрацией этого определения? По какимкритериям вы различаете положительные и отрицательные итоги жизненного опыта?Всегда ли легко это сделать? Как жизненный опыт влияет на изменение сознания?
Делов том, что, когда люди, образующие общество, вырабатывают единые стандартыповедения, формы взаимодействия, способы освоения природной среды, они при этомтакже вырабатывают совместные представления о своей деятельности. Сознание —это не только индивидуальный акт, но обязательно и акт общественный. Если япостоянно общаюсь с людьми в процессе моей жизнедеятельности, то у нас у всехвырабатываются общие (необязательно одинаковые!) «взгляды» на то, что мыделаем, и на окружающий мир. В этом смысле сознание означает также и общеенам-' всем знание, которым мы обладаем сообща.
 
Формыобщественного сознания
Ивот это общее сознание можно назвать общественным, поскольку оно содержит всебе наиболее общие, присущие всем членам данного общества формы отношения ксобственной деятельности и окружающему миру. Эти формы можно построить какпоследовательное восхождение от простых реакций на мир и вплоть до самыхсложных способов его описания и даже умственного преобразования.
Самаяпервая известная нам форма общественного сознания это коллективные впечатлениялюдей от совместной деятельности (например, охоты), передающие их эмоционально-чувственноеотношение к миру. Такие впечатления индивидуализируются и передаются вформе примитивных изображений животных, людей, иногда вымышленных(фантастических) существ. Эти изображения в виде немногих сохранившихсянаскальных рисунков есть не что иное, как самые ранние свидетельства зарождениятакой формы общественного сознания, как искусство. Основная особенностьэтой формы — соединение впечатления (эмоции) от какого-либо события и ответногочувства (одобрения, страха и т. д.) в наглядном, полученном с помощью условныхзнаков (символов) изображении этого события.
Практическиодновременно с этой формой общественного сознания в первичных человеческихсообществах вырабатывается следующая, более сложная. Она строится как эмоционально-доверительноеотношение не только к отдельным событиям в жизни данного коллектива, но и кокружающей реальности в целом. В отличие от предыдущей формы здесь в ответ наполученные извне впечатления люди формируют не просто чувство (восторга, ужаса,отвращения и пр.), а устойчивое отношение доверия к тем силам и сущностям,которые, как полагают первобытные люди, управляют всем миром! Этоэмоционально-доверительное отношение к миру образует такую форму общественногосознания, которая обозначается термином религия. Здесь так же, как и вискусстве, очень важную роль играют символы, с помощью которых люди передаютдруг другу и тем сверхъестественным силам, в существование которых они верят,свое отношение. И не случайно в большинстве известных нам религий графические искульптурные изображения этих сил (богов) являются символическимипредставителями сверхъестественной реальности, вокруг которых строитсярелигиозный культ со всеми ритуалами.
Следующаяформа общественного сознания возникает как дальнейшее развитие иуниверсализация предыдущей. Сообщества людей, разделяющих веру в общий наборсверхъестественных сил, переносят религиозные (священные) правила (обязанности,запреты и разрешения на какую-либо деятельность) в повседневную жизнь. Здесьони руководствуются не непосредственными указаниями жрецов культа(священников), а выведенными из религиозных правил нормами и таким образомформируют доверительно-практическое отношение друг к другу и миру вцелом. Практика общения по правилам закрепляет нормы, набор которых и образуеттакую форму общественного сознания, как мораль. Она выполняет рольрегулятора человеческих отношений, являясь важнейшим компонентом процессасоциализации.
Помере формирования разумной способности и такой собственно человеческой ееформы, как сознание, в человеческих сообществах начинает возникать новый типотношения к окружающему миру. Первичные эмоции можно чувственно окрашивать,можно воспринимать их как информацию о сверхъестественном. Но можно попытатьсяподвергнуть их разумному анализу и сопоставить с окружающей реальностью. Тоесть прочитать наши эмоции как информацию о естественном, как таковом, оприроде, в которой действует самый универсальный закон — причины и следствия.Это эмоционально-рассудочное отношение к миру порождает формуобщественного сознания, которую принято обозначать понятием наука. Самоэто слово, происходящее от старославянского «наук», т. е. «навык» — привычка,умение что-то делать на основе многократного повторения, указывает напроисхождение этой формы. Находить повторяющиеся в определенном порядке событияи выяснять причины этих повторений, т. е. устанавливать закономерность, — вэтом цель науки.
Какойпример закона о причинно-следственных связях можно привести? Постарайтесь датьпримеры из технических, естественных и гуманитарных наук. В каких науках вбольшей степени заметно действие этого закона?
Эмоциикак нейтральная информация о происходящем во внешнем мире составляют основунаучного познания. Это познание в первую очередь на внешний — природный мир. Ипо нему оно не нуждается вдобавлении чувственного компонента. Мы можем восхищаться звездным небом надголовой, но нашу способность познавать управляющие им закономерности этонисколько не Нилит. Для ее усиления астрономы используют мощные телескопы идругие высокоточные приборы. Но когда мы направляем нашу познавательную способность на человеческий мир, на само общество,то мы не можем и не должны совершенно исключить наше отношение к тому, что мывидим. Наши чувства выступают здесь важнейшей информацией об обществе, позволяянам ставить вопрос о справедливости. Подвергая разумному рассмотрению самопонятие справедливости, выстраивая классификацию наиболее типичных случаевнарушения справедливости и процедуры ее восстановления, мы создаем такую формуобщественного сознания, которая исходит из чувственно-рассудочного отношенияк миру и определяется с помощью понятия право. Как мы выяснили раньше,эта форма общественного сознания является ключевой для подсистемы, отвечающейза общественную интеграцию.
Наконец,в обществах современного типа появляется еще одна форма общественного сознания,которая выступает своеобразным интегратором всех предыдущих. Она рождается наоснове мировоззрения, присущего крупной общественной группе, и выражаетпрактическое стремление преобразовать окружающий мир в интересах этой группы.Такое практически-преобразовательное отношение к миру и составляетособенность формы общественного сознания, определяемой как идеология. Онасоединяет в себе эмоционально-чувственные и веровательно-рассудочные компонентытаким образом, что предлагает человеку понятный образ окружающего мира иодновременно побуждает его к активному воздействию на этот мир.
Формыобщественного сознания в их развитии и взаимосвязи:
□эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство;
□эмоционально-доверительное отношение к миру — религия;
□доверительно-практическое отношение к миру — мораль;
□эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука;
□чувственно-рассудочное отношение к миру — право;
□практически-преобразовательное отношение к миру идеология.
Каки в случае с основными подсистемами общества, формы общественного сознанияпо-разному проявляют себя в различных типах обществ.
 
Общественноесознание и типы обществ
Вобществах традиционных искусство, религия и мораль первоначально существуют вслабо дифференцированном единстве. Наука очень тесно связана с донаучнымиформами познания (астрология, алхимия, различные виды магии и пр.), а право восновном существует как частное — кодификация отношений между индивидами.Идеология же в таких обществах еще не возникает, поскольку даже крупные общественныегруппы (патриции и плебеи в Древнем Риме, феодалы и крестьяне в средневековойЕвропе) разделяют общий взгляд на мир.
Вобществах индустриальных каждая форма общественного сознания достигает своеймаксимальной автономии. Искусство отделяется от религии и превращается всамостоятельную отрасль человеческой деятельности, нацеленную на воплощение вслове, звуке, красках и пластических формах идеала Красоты.
Помере того как религия теряет свою господствующую роль объединяющей формыобщественного сознания, мораль приобретает светский характер. Право частноедополняется правом публичным, в котором формулируются права и обязанности вотношениях между индивидом и государством. И мораль, и право имеют своей цельюутверждение в обществе идеала Добра.
Наука,опираясь на экспериментальные методы познания природы, все больше отделяется отразличных донаучных форм знания и формулирует третий идеал современных обществ— идеал Истины.
Религияв обществах индустриальных становится, как правило, частным делом. Ее отделяютот государства, а государство отделяет опорный институт подсистемы социализации— школу от ключевого религиозного института — церкви. Но с исчезновениемрелигии в качестве духовного интегратора общества само стремление создатьинтегральное видение мира — целостное мировоззрение, объясняющее смысл жизни инаправляющее деятельность людей к определенным целям, — не исчезает. Онореализуется теперь посредством создания идеологий, отражающих картину мира иценностные установки крупных общественных групп.
Существуютли в современном мире государства, в которых религия не отделена от школы?Остается ли влияние религии на образование в индустриальном обществе?
Постиндустриальноеобщество (информационное) приносит с собой новую конфигурацию формобщественного сознания. В нем более всего происходит развитие высокихтехнологий передачи информации — телевидения (наземное и спутниковое) иоснованного на компьютерной технике Интернета. Плотная среда массовыхкоммуникаций, осуществляемых в режиме реального времени (on-line),создала у людей этих обществ совершенно новое отношение к миру.
Прежняяуверенность в том, что мир имеет смысл, прогресс — цель, что есть универсальныеценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что всеотносительно. А ели так, то важнее того, что означает та или иная информация, еважнее ее смысла, становится сама форма ее передачи. Если все истинно, иликрасиво, или морально приемлемо, то вы-ffnмы делаем, лишь ориентируясь на то, как нам сообщают о предмете выбора. Знак,переносящий определенный смысл, становится как бы главнее смысла. Знак, илипосредник, как определил эту ситуацию один из первых исследователейпостиндустриального общества Маршалл Маклюэн, сам становится смыслом.
Чемможет грозить обществу тенденция увеличения роли формы передачи информации надсмыслом информации? Согласны ли вы с тем, что универсальные ценности впостиндустриальном обществе становятся относительными? Приведите примеры,подтверждающие вашу позицию.
Вобществах постиндустриальных искусство теряет ориентацию на Красоту, становясьчастью рынка и вместе с тем протестуя против этого, зачастую облекая свойпротест в нетрадиционные художественные формы. Религия становится частнымделом, а мораль ориентируется не на Добро, а на справедливость. Право из свободы,определяемой законом, превращается во множество ничем не ограниченных правразличных меньшинств. Наука становится критикой всех традиционных образовИстины и традиционных способов ее получения. А идеология как содержательнаяпозиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия наинформационную среду. Знаменитый рекламный лозунг «Имидж — все!» выражаетхарактер политики в обществах постиндустриальных. Из этого следует, чточеловечеству, возможно, предстоит войти в такую фазу своего развития, когдаправить миром и менять его будут не создатели новых смыслов, а создатели новыхзнаков — новых технологий передачи информации.
Однакопостиндустриальное общество, хотя и приобретает глобальный характер, все ещеостается локализованным в основном в западной цивилизации. Остальныецивилизации в большей степени являются обществами традиционно-индустриальными.А потому важно понимать и различать те смыслы, которые выработали этицивилизации и которые сегодня являются их вкладом в глобализационный процесс.
Вопросыдля проверки знаний
1-Вчем различие между сознанием и знанием? Есть ли между ними сходство?
2.В каких формах может быть закреплено сознание?
3.Какова Роль общения в формировании сознания?
4.Каковы основные формы общественного сознания и на каких отношениях ониосновываются?
5.Вчем особенности каждой из форм общественного сознания? Что их объединяет?
6.Какие символы искусства и религиозные символы являются наиболее известными всовременном мире? Существуют ли символы, которые относятся и к искусству, и крелигии?
7.Какаяиз форм общественной жизни является важнейшим компонентом социализации? Что вызнаете о понятии «социализация»?
8.Чемотличается функционирование различных форм общественного сознания втрадиционном и индустриальном обществах?
9.Накаких идеалах основываются разные формы общественного сознания в индустриальноммире? Что происходит с идеалами в постиндустриальном обществе?
 
Выполнитезадания
1.Приведите по одному примеру простой реакции на мир, способа описания мира ипреобразования мира.
2.Если бы вам предложили соотнести различные формы общественного сознания, токаким бы образом вы это представили — в виде восходящей линии, в виденисходящей линии, в виде горизонтальной линии, в виде синусоиды или каким-тодругим образом? Ответ поясните.
3.Составьте схему «Формы общественного сознания». Расположите эти формы поопределенному принципу — по мере их значимости (с вашей точки зрения) или помере их появления. Поясните свою позицию.
4.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Своясистема… — повторил он. И снова ущипнул себя за ухо. — Сегодня это уже неимеет смысла! Все равно что ламповый усилитель собственной сборки. Чем тратитьсилы и время на то, чтобы собрать, проще пойти в аудиомагазин и купить себеновенький на транзисторах. И дешевле, и звучит получше. И если сломается, сразудомой приедут и починят. А будешь новый покупать — и старый заберут подешевке… В наше время нет места индивидуальным системам. Согласен, быловремя, когда это представляло некую ценность. Но сейчас — не так. Сейчас всеможно купить за деньги. В том числе и человеческое мышление. Сходил, купил, чтонужно, и подключаешь к своей жизни. Очень просто. И сразу используешь в своеудовольствие. Компонент «А» подключаешь к компоненту «Б». Щелк — и готово,.Устарело что-нибудь — сходил да заменил. Так удобнее. А будешь цепляться за«свою систему» — жизнь тебя выкинет на обочину. По принципу: кто любит срезатьуглы, тот мешает уличному движению» (из книги X. Мураками «Дэне, дэнс, дэнс»).
 
Вопросы
1)Все ли можно купить за деньги?
2)Что значит жить по «своей системе»? Как вы поняли это выражение?
3)Как связаны размышления героя с происходящими процессами глобализации в мире?
4)Как соотносятся индивидуальное и коллективное в современном мире?
5)С какими мыслями автора вы согласны, а с какими нет? Аргументируйте своюпозицию.
 
Выскажитесвою точку зрения и обсудите
1.Часто в повседневной жизни можно встретить выражение «несознательный человек»или «несознательный гражданин». Что под этим имеется в виду? Корректно лииспользовать такое выражение? Ответ поясните.
2.Какая из форм общественного сознания наиболее важна в современном мире? Почему?Корректно ли сравнивать эти формы с точки зрения их значимости?
3.Какова роль религии в современном мире?
4.Может ли мораль быть отделена от религиозных норм? Существует ли прямаявзаимозависимость между моралью и религией? Какие исторические событияиллюстрируют попытки создать светскую мораль?
5.Рынок (рыночные отношения) и красота несовместимы или между ними нетпротиворечия?
 
Темыдокладов и рефератов
1.Современные символы как отражение общественного сознания.
2.Роль общения в формировании индивидуального сознания.
3.Факторы, влияющие на развитие общественного сознания.
4.Наука и мораль: моральная ответственность ученых за их открытия.
5.Глобализация и общественные идеалы.
 
Краткиевыводы к главе
Мы,люди, живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется термином«общество». Вся история человечества — это появление, развитие и разрушениеобществ самых разных видов. Однако у всех можно найти постоянные свойства ипризнаки, без которых ни одно общество не может существовать, воспроизводя себяи сохраняя собственную идентичность (самотождественность).
Приспособлениюобщества к окружающей среде и обеспечению преемственности в череде поколенийслужит культура. Созданием материальных оснований существования обществазанимается экономика. Постановка целей общественной жизни и обеспечение ихДостижения — функция политики. Координация интересов и уст-млений индивидов ичеловеческих групп — задача права.
Небыло и не может быть общественной системы, где не существовали бысоответствующие подсистемы — культура, экономика, политика, право. Даже есликогда-то они строились и выглядели совсем не так, как в наше время, все равноони выполняли те же самые функции.
Всеобщества можно разделить на три основных класса — традиционные, индустриальныеи постиндустриальные.
Людиобладают разумной способностью, которая позволяет познавать мир и оцениватьего. Кроме разумной способности, люди обладают сознанием, т. е. способностьюконтролировать процесс собственного мышления и познания мира. Сознаниесуществует как индивидуальная способность. Однако общий образ жизни, общиеценности и интересы больших групп людей порождают формы общего, илиобщественного, сознания.
Взависимости от способа отношения к миру образуются формы общественногосознания: искусство, религия, мораль, наука, право, идеология. В каждом из трехосновных типов общества эти формы по-разному проявляют себя и вступают вразличные взаимодействия.
 
Словарьключевых понятий и терминов, использованных в главе
Идентичность— относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе иокружающем мире, в которой происходит его отождествление с определеннымиценностями, с другим человеком или группой.
Индустриальныеобщества — человеческие сообщества, осуществившие индустриальную революцию.Большинство населения в таких обществах — городское, занятое промышленным,предпринимательским, управленческим, сервисным, посредническим,интеллектуальным трудом. Такие общества имеют своей целью постоянное изменение,развитие, совершенствование.
Общественноесознание — общие представления о мире и человеческом обществе, свойственныекрупным социальным группам.
Общество— большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию,имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себякак вполне самостоятельное образование.
Подсистема— относительно независимая часть системы, ответственная за выполнение одной избазовых функций.
Постиндустриальныеобщества — человеческие сообщества, развитие которых обеспечивает уже неиндустриализация, а высокие и информационные технологии. Большинство населенияв таких обществах занято в индустрии создания услуг на глобальномпотребительском рынке. Цель таких обществ — победа в глобальной конкуренции зарынки сбыта, отмена государственных, экономических, культурных, религиозных ивсех прочих границ, превращение человечества в единое глобальное сообщество.
Разумнаяспособность — способность человека с помощью мышления воспроизводить окружающиймир, устанавливать приследственные связи и вырабатывать план деятельности всоответствии с закономерностями мира.
ТВСистема — такое объединение любых объектов в природе, об-ве мышлении, в которомкаждый зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может бытьпонят только как часть этого объединения.
Сознание— использование разумной способности для контроля процесса мышления.
Социализация— процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.
Традиционные(аграрные) общества — доиндустриальные общества, члены которых в основномзаняты аграрным трудом. Такие общества зависимы от окружающей среды, имеютстрого определенную социальную структуру господства и подчинения. Их цель —сохранение прошлого как образца в неизменном виде, т. е. сохранение традиции.
Функция— деятельность системы, направленная на реализацию одной из ее потребностей.
Эволюция(от лат. evolutio —развертывание) — развитие, при котором медленные, постепенные количественныеизменения преобладают над резкими качественными изменениями.
 
Вопросыи задания к главе
1.Выполните (в тетради) следующие задания:
1)соотнесите формы общественного сознания с определенными видами отношений к миру(поставьте стрелочки между соответствующими парами):
ИСКУССТВО
НАУКА
ИДЕОЛОГИЯ
ПРАВО
РЕЛИГИЯ
МОРАЛЬ
Доверительно-практическое
Чувственно-рассудочное
Эмоционально-чувственное
Практически-преобразовательное
Эмоционально-рассудочное
Эмоционально-доверительное
2)рядом с каждым квадратиком напишите по одной характеристике данной формыобщественного сознания.
2.Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выскажите свое мнение.
Пифагорбыл одним из первых, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией.Согласно легенде, когда владыка одного греческого города спросил его: «В какойнауке ты считаешь себя сведущим?», Пифагор ответил: «Ни в какой — я только философ».«Что такое философия?» — спросил с удивлением правитель. «Человеческую жизнь, —был ответ Пифагора, — можно сравнить с рынком и Олимпийскими играми. На рынкеимеются продавцы и покупатели, которые ищут выгоды. На играх участники ихзаботятся о славе и известности. Но есть еще зрители, внимательно наблюдающиеза тем, что там происходит. Так и в жизни людей. Большая часть их заботится обогатстве и славе, и только немногие среди шумной толпы не принимают участия вэтой погоне, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любятбольше всего. Они называются философами — любителями мудрости, а не софосами —мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющеймудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней».
 
Вопросы
1)В чем вы согласны с Пифагором и с чем могли бы поспорить?
2)Какова главная мысль Пифагора в приведенном документе?
3)Могли бы вы привести другие образные примеры о философии?
3.Обсудите мысли наших соотечественников. Какова их основная идея? Какие примерымогут подтвердить или опровергнуть мнения авторов?
Русскийлитератор В. Белинский писал: «Общество не то, что частный человек: человекаможно оскорбить, можно оклеветать — общество выше оскорблений и клеветы…Указать же на истинный недостаток общества — значит оказать ему услугу,избавить его от недостатков».
В.Вернадский считал, что в будущем эволюция нашей планеты будет направлятьсяразумом, а биосфера постепенно превратится в ноосферу (от лат. разумнаясфера), под которой понимают область планеты, охваченную активностьючеловека, его разумной деятельностью.
4.Рассмотрите разные понимания термина «общество». Какие из этих пониманийявляются более общими, а какое — более частным? Приведите примеры по каждому изпониманий.
Подобществом можно понимать:
1)различный тип образа жизни;
2)образованные народами единства;
3)основанные на договорах экономические и идейные объединения;
4)социальное образование, совокупность разных социальных единиц.
5.Вставьте пропущенные слова в данном определении.
Сознание— одно из основных понятий философии, психологии и
(1),означающее высший уровень отражения объективной
(2),присущий лишь
(3).Сознание —
Продуктобщественно-исторического развития, функционального свойства _(4).
6Перечислите людей, с чьими именами могут ассоциироваться представления отрадиционном, индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществах.
7Какие понятия выпадают из следующих логических рядов?
A.Перечень основных подсистем общества: экономика — культура —
религия— политика.
Б.Перечень форм общественного сознания: мораль — искусство —
политика— наука.
B.Перечень идеалов индустриального общества: вера — добро —
красота— истина.
8.Выполнитетестовые задания.
1.Верны ли следующие суждения о структуре современного общества? А. Подсистемакультуры выполняет в обществе функцию адаптации.
Б.Подсистема политики выполняет в обществе функцию координации.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
2.Верны ли следующие суждения об общественном сознании?
А.Индивидуальное сознание есть результат внутреннего развития, а общественноесознание — результат общения людей.
Б.В индустриальном обществе все формы общественного сознания становятся болееавтономными по сравнению с традиционным.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.