Реферат по предмету "Социология"


Общество в эпоху постмодерна и особенности его социально-экономических и политических процессов

СмоленскийИнститут Экономики Филиал НГОУ
Санкт-ПетербургскойАкадемии Управления и Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине: «Исследование социально-экономических и политических процессов»
на тему: Общество в эпоху постмодерна иособенности его социально-экономических и политических процессов
Выполнила:
Студентка гр. ГМУ 593
Карелина А. Н.
Преподаватель:
Карелин Е. Г.
Смоленск 2010

План
Введение
1.        Модернизация иглобализация современного общества
2.        Социальная,экономическая и политическая система постмодернизма
3.        Проблемы модернизациинезападных обществ
Заключение
Список литературы

Введение
Современный образ жизни исовременные социальные институты радикальным образом отличаются от своих дажеближайших по времени аналогов в прошлом. За какие-то два-три века — для историиэто минута — человечеству удалось покончить с социальным порядком, определявшимего жизнь в течение тысячелетий.
На протяжении последнихдесятилетий интенсивно развиваются новые явления, имеющие далеко идущиепоследствия. Они связаны со становлением и развитием общества модернизма и егопереходом к постмодернизму. На современные социальные процессы повлияло нетолько изменение способа мышления, изменилось и само содержание идей. Идеалысамосовершенствования, свободы, равенства и демократического участия явилисьмобилизующим началом глубоких социальных и политических перемен, в том числереволюций. Эти понятия ассоциируются не с традицией, а с постоянным обновлениемобраза жизни в целях совершенствования и развития человека. Несмотря на то, чтоэти идеалы возникли изначально на Западе, они были восприняты повсеместно ипривели к переменам в большинстве регионов мира.
Многие исследователивысказывают мысль, что современная эпоха есть не что иное, как переход к новомуобществу, основанному уже не на индустриальном порядке. Они утверждают, чточеловечество вступает в фазу развития, выходящую за пределы индустриальнойэпохи.
Появление постмодернизмасвязывается с ощущением изжитости основных принципов на которых базироваласьзападная цивилизация. Переход к эпохе «постмодерн» не являетсякаким-то радикальным, чётко обозначенным хронологически событием. Растянутое вовремени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается вплоть досегодняшних дней.
Главными историческимисобытиями, с которыми следует считать начало становления постмодерна – этоизменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половинешестидесятых годов, которые в общем виде можно охарактеризовать как началоперехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационномуобществу. Именно в тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии,которые в дальнейшем составят базис культуры постмодерна.
Становлениепостмодернизма связано с утверждением и распространением принципиально отличныхот существующих ранее форм и подходов в сфере художественной деятельности,которые стали выразителями начального процесса постмодернистских трансформацийзападного общества.
Концепции постмодернизманаиболее адекватно описывают современное состояние общества, передают широкораспространённое умонастроение не только интеллигенции, но уже и широкой массынаселения. Наша реальность и жизненный мир стали «постмодерными».Таким образом, под постмодернизмом следует понимать специфическоемировоззрение, получившее распространение в конце ХХ века, главнойотличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременногососуществования разнообразных точек зрения.
Осознание неприглядныхсторон сегодняшних социальных изменений не должно лишать нас реалистическоговзгляда, взгляда который поможет выработать оптимальный путь выхода изкритической ситуации, которая может возникнуть в будущем.

1. Модернизация иглобализация современного общества
Понятием модернизация вмировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, азатем и к постиндустриальному обществу. Термин модернизация относится не ковсему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному.То, что в отечественной историографии называют Новым временем, в большинствеевропейских стран звучит как модернити, т.е. современность. Она датируется отсередины 17 в. до середины 20 в. Современность — не только Новое время,историческая эпоха, охватывающая нынешний этап развития западной цивилизации.Английское «modernity»- современность — указывает не просто на толькочто произошедшее, существующее сегодня, но характеризует еще и высокиестандарты, наивысшее качество процесса или состояния. Выражение«современная техника» означает не только созданную сегодня технику,но и самую передовую. Подобно этому понятие «современное общество», сточки зрения европейских представлений, означает наилучшее и самое передовоеобщество.
Наиболее полноеопределение модернизации дал в 1960-е годы Ш.Эйзенштадт: «Модернизация — это процесс поступательного развития общества в направлении тойсоциально-экономической и политической системы, которая сформировалась вЗападной Европе и Северной Америке в период с XVII по XIX век, затемраспространилась на другие европейские страны, охватив в XIX и XX векахюжноамериканский, азиатский и африканский континенты»[1, 167].Модернизация предполагает создание рыночного общества западного, т.е.капиталистического типа. Начало тому было положено еще в эпоху Реформации идостигло пика в эпоху Просвещения. В те времена происходит рождениекапитализма, индустриального общества и новой, основанной на рационализме ипротестантских ценностях, культуры.
В Западной Европе и СШАмодернизация закончилась в 1970-80-е годы, когда развитые страны перешли наболее высокую, постиндустриальную фазу развития, основным содержанием которойвыступают информационное общество и культура постмодернизма. Однако во всехдругих уголках планеты, а это большинство стран мира, приобщение к современномумиру продолжается. Стало быть, продолжается и процесс модернизации.
Теория модернизацииопирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества,в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались,вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождениячеловеческого общества от дикости к цивилизации.
Культурный аспектмодернизации связывался с рационализацией сознания людей на основе научныхзнаний и отказом от традиционных моделей поведения. Большинством сторонниковновой социологической парадигмы формирование нового менталитета считалось чутьли не единственным стержнем, на котором держится весь процесс модернизации.Культура «модернити», вот уже четыре века определяющая развитиеевропейской цивилизации, основывается на идее прогресса и общечеловеческихценностях, которые ныне дороги сердцу каждого европейца: демократическуюполитическую систему, экономическую свободу, профессиональное мастерство,автономию личности, институты гражданского общества и правовое государство.
Неотъемлемым элементомновой жизни является изменение политических отношений на основе уважения правчеловека, установления принципа разделения властей, обеспечения свободы слова ивсемерного вовлечения граждан в политический процесс. Лидеры модернизации — СШАи Западная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и добилисьпотрясающих экономических результатов. Казалось бы, ничего не мешает отставшимв своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать, используязападные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Такрассуждают авторы теории модернизации.
Они советовалиправительствам слаборазвитых стран прилагать максимум усилий для того, чтобыфорсировать у себя процесс индустриализации, до известной степени копируяэволюцию западных обществ. Ускоренная индустриализация предполагаетиспользование новых технологий, эффективных источников энергии, углублениеразделения труда, развитие товарного и финансового рынков. В ее орбиту должныбыли включиться все без исключения отрасли экономики, а не отдельныеэкспортоориентированные производства. В качестве превентивной меры требовалосьотказаться от практики подбора госслужащих по признакам их статуса,происхождения и личных связей.
Однако насаждение, иногдапринудительное, западных ценностей на восточно-европейскую, мусульманскую илиафриканскую почву приводит к множеству конфликтов, порождает такие общественныедвижения, которые противоборствуют модернизаторским устремлениям, пытаютсявернуть общество вспять. Они получили название фундаментализма. Этообщественное движение, принявшее в исламском мире экстремистские формы,выступает против всего, что несет местной культуре западная цивилизация. Приполном отвержении и подавлении традиционных укладов процесс модернизации можетзамедлиться и даже пойти вспять, как это случилось в 1978 г. в Иране.
Поток иностранныхинвестиций в слаборазвитые страны напоминает тонкий ручеек, поскольку длячастных вкладчиков они не всегда выгодны. Если нет инвестиций, а деньги экономикенужны, их приходится брать в долг. Долговая кабала перед международнымсообществом, невозможность вовремя проплачивать ссуду неизбежно ведет к ещебольшему обеднению населения. А там, где бедность, там создается благодатнаяпочва для экстремистских движений. Таков порочный круг бедности, долгов итерроризма.
Слепая вера внаучно-технический прогресс и западную демократию, в их способность решитьлюбые проблемы общества, в конечном итоге оборачивается дорогой в никуда изабвением культурного своеобразия своей страны. Если она пытается найтисобственный путь в общем потоке обновления, то поиски оборачиваютсяприостановкой, задержкой в пути, а потом и отставанием. В частности, Россия,пытающаяся двигаться «особым путем», вот уже три века интенсивно догоняетЗапад — и отстает от него все больше. Сегодня специалисты вынуждены говорить отом, что Россия двигается во втором эшелоне модернизации.
Таким образом,модернизация — всемирно-исторический процесс, узаконивающий институты иценности современности: демократию, рынок, образование, разумноеадминистрирование, самодисциплину, трудовую этику и т.д. Если сделатьсоциологическое обобщение сказанному выше, то модернизация — это в первуюочередь культурное, во вторую — социально-экономическое и в третью — политическоестановления современного европейского (а затем уже всех других) общества втечение последних 400 лет.
Содержательное ядромодернизации составляют рационализм, расчетливость, урбанизация,индустриализация и глобализация.
Глобализация-сравнительно новый термин, получивший в последнее десятилетие распространение внаучной и политической литературе. По поводу его определения до сих пор идутгорячие дискуссии. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены,религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатовслужит буквально все — что такое глобализация, когда она началась, как онасоотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие иотдаленные последствия.
В США глобализацияописывает процесс интенсификации экономических, социальных, политических икультурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ. Егоитогом становится гомогенное мировое пространство, которое охватывает все илибольшинство стран. Это пространство, воспринимаемое как глобальная сцена,включает такие сегменты, как 1) геоэкономика, 2) геополитика и 3) геокультура..
Глобальное общество — этоновый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок,духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов,экономических институтов. Оставаясь клеточками национальных организмов, людистановятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чащевступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать вмире без границ.
Глобализация — историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные границы иобщества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже внедавнем прошлом.
Вместе с тем глобализация- это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельныестраны и которые касаются всего человечества. К ним, в частности, относитсяугроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, атакже техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны сугрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционныхисточников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этойпроблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов,загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевойводы и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая можетпривести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередьсвязан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуетсяглубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный ростнаселения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождаетогромные трудности для экономического и социального развития.
Одновременно обостряетсяпроблема «Север-Юг», т.е. растут противоречия между развитымистранами и развивающимися странами «третьего мира». Всё большеезначение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращенияраспространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождениякультурных и нравственных ценностей.
Сегодня специалисты ООНопределили три первоочередных глобальных проблемы для всего человечества:
·         климатическиеизменения, вызванные деятельностью человека;
·         исчезновениебиологических видов;
·         продолжающийсярост народонаселения и уровня потребления.
Поскольку именно нищетаявляется той движущей силой, которая провоцирует действия, нарушающиеокружающую среду, то ее можно причислить четвертой глобальной проблемой. Именнов бедных странах быстрее всего растет население и крайне ограниченными являютсязапасы продовольствия, именно здесь меньше всего денег на защиту окружающейсреды, в то время именно отставшие в техническом развитии страны продолжаютинтенсивно вырубить леса и загрязнять природу.
Прошлое обществопредставляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную изизолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй икончая появившемся недавно национальным государством. Каждая из этих единицимела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру.
Нынешнее общество — совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различногомасштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывшийсоциалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большаясемерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирныемеждународные организации (ООН).
Доминирующей в культурестановится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ)превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людейстановятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионыприобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), чтоунифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары.Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни инравами других стран. Формируется единый или по крайней мере общепринятыйразговорный язык — английский. Компьютерные технологии разносят одни и те жепрограммы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной,а местные традиции размываются.
Начиная с середины ХХвека и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественноповлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеютсмысла. В глобализованном мире история протекает иначе, у нее новые движущиесилы, механизмы и направления.
В соответствии ссобственными представлениями о глобализации каждый трактует происходящие всовременном обществе сдвиги по-разному. Одни — как безграничные возможности иперспективы, открываемые информационными технологиями перед человечеством,другие — как историческую победу принципов свободного рынка, третьи — каквиртуализацию реальности, четвертые — как угрозу возрождения колониальныхпорядков на базе новейших технологий.
Мотором глобализацииэкономической системы наряду с мировыми финансовыми рынками сегодня выступают1) мультинациональные предприятия (МНП) и мультинациональноепредпринимательство, 2) неправительственные организации (НПО), которыевыступают межгосударственными объединениями людей по интересам. Их спектрвесьма широк — от медицинских союзов, опекающих пленных и заключенных вкризисных регионах мира, до научного исследования антропогенных измененийклимата. Особенно активна их деятельность в странах третьего мира.
В мировом сообществемоментально распространяются не только потоки информации, но и любые социальныенововведения, интеллектуальные открытия. Государства заимствуют у другихгосударств программы социальной защиты, структуры школьной системы и т.д.Взаимообмен неизбежно ведет к гомогенизации мирового общества, повышениюстепени его однородности: молодые россияне одеваются так же, как их сверстникив Лондоне или Нью-Йорке, одинаково проводят досуг и разделяют общие музыкальныепредпочтения.
Современность обладает нетолько положительными, но и отрицательными чертами. Одна из них отчуждение. Ине только в области труда, но и в политике, культуре образовании, религии,искусстве отдыхе, семье и т.п. Концентрация рабочей силы в городах, установкана получение прибыли, использование в производстве достижений науки и техники,возникновение антагонизма между хозяевами и наемными работниками, усилениесоциального неравенства, формирование экономической системы, основанной насвободном предпринимательстве и конкуренции.
Другая негативная черта — аномия. Это состояние безнормативности, когда царят анархия и социальный хаос,люди отрываются от корней, бегут в извращения и самоубийство. Угроза ядернойвойны и возможность тотального самоуничтожения человечества — последнийаргумент против современности .
У глобального обществаесть свой темный двойник — обширный набор теневых, асоциальных и простопреступных видов деятельности, быстро приобретающих глобальный характер.Разнообразные виды незаконного промысла позволяют мафиозным группировкам,действующим поверх границ, собирать астрономическую дань — 1,5 трлн. долл. вгод. С такими деньгами они могут прибирать к рукам политиков, чиновников,бизнесменов, журналистов, создавая преступные империи — глобальное зазеркалье[7,89].
Противостояние властей иорганизованной преступности насчитывает не одну сотню лет. Однако, по мнениюэкспертов, теперь у криминального мира появилась возможность выиграть этувойну. Процесс глобализации, серьезно изменивший мир, более всего сыграл наруку именно криминалитету. Прозрачность границ, упрощение обмена информацией,беспрецедентный рост объемов международной торговли и инвестиций вырвал из рукправительств различных стран мира ряд рычагов, которые ранее позволяли успешнопротивостоять криминалу.
Быстрый экономическийрост в XX веке, приведший к появлению глобальной экономики, не привел ее ни кстабильному социальному развитию, ни к решению основных проблем в социальнойсфере.
2. Социальная,экономическая и политическая система постмодернизма
С точки зрениясоциологии, новое общество, или общество модернизма, характеризовалосьсовершенно новой структурой социальной системы — это общество с разделеннымиили дифференцированными общественными подсистемами в рамках социальной системы.Прежде всего, религия, религиозное сознание и чувство, пронизывающее всеотношения средневекового общества, были отделены от него — появилось обществокак таковое или светское общество, появились наука, культура, искусство,государство, отделенные от церкви. Новое стало противостоять старому, переменыстали господствовать над традицией. Конечно, этот процесс либерализацииобщественного сознания был постепенным, еще долго деревенский уклад жизни былнепоколебим, но центром становился город, подчиняя себе все общество. Городскойобраз жизни уже не так сильно контролировал сознание человека, чтоспособствовало развитию индивидуализма, а затем и созданию нового класса людейнового времени, не зависимых ни от кого и полагающихся только на себя.Постепенно в обществе модерна социальная система отделяется от системы культурыи традиций — уже не благородное происхождение, родственные или иные связиявляются значимыми, а личные действия человека, его доходы, богатство,собственность обеспечивают его место на социальной лестнице. Положение человекав обществе, по выражению К. Маркса, становится случайным — разорившийсядворянин оставался дворянином, а разорившийся капиталист капиталистом уже неявляется [2, 97]. Экономика отделяется или дифференцируется от общества, онаболее не является непосредственной частью общества, обеспечивающей егожизнедеятельность, она не просто обслуживает общество в целях поддержания еговоспроизводства, а становится самостоятельной и самодостаточной системой, имеясвои собственные цели, динамику и результаты. Экономика как простое средство кжизни становится самой жизнью общества, происходит гениальное преобразование — простое хозяйствование, обычная функция жизнедеятельности, становится отдельнымзанятием, которое круто переворачивает как жизнь отдельных людей, так и классови общества в целом. В условиях крестьянского хозяйства и даже цехового ремеслатрудно было найти грань, разделяющую экономические действия (работу) и семейныеотношения — само хозяйство было домашним и семейным, и здесь именно тип семьиопределял возможный тип хозяйствования. В новое время появилось то, что мысейчас привыкли называть «работа» — некоторая область, отделенная отсемьи, домашнего хозяйства и родственных отношений. Экономика наглядно дляобычного человека выделилась в самостоятельные организации, которые сталиназываться фирмами.
Постепенно этическиеотношения людей в экономической сфере, ранее всегда построенные по схеме «свой- чужой», когда своим всегда отдавалось предпочтение и свои всегда былигарантированы от обмана или несправедливости, стали формироваться по другомупринципу: теперь уже где свои, где чужие, стало неважно [5, 112]. Например,если раньше согласно христианским канонам процент был совсем запрещен(поэтому-то ростовщиками в средние века становились нехристиане), то теперьпроцент был не только разрешен, но даже стал этическим критерием оценкичеловека — вряд ли человек, не отдавший взятые в долг деньги, будет считатьсяпорядочным. Само занятие экономикой, считавшееся недостойным человекаблагородного происхождения, постепенно стало общественно признанным: еслисредневековому рыцарю богатство достойно было завоевать, отнять, получить какнаследство или вознаграждение за службу своему королю, то в новое время «makemoney» стало правилом хорошего тона. Итак, постепенно, где свой, гдечужой, разобраться стало невозможно, поэтому отношение к своим, как к чужимстало этической нормой, то есть началом капитализма.
Но время модернизма — этоне только экономика, существующая сама по себе, экономика не простодифференцировалась от общества, но постепенно стала господствующей над всемидругими областями общественной жизни, экономика стала базой, которая определялавсю надстройку.
Причем цели экономики моглиотличаться от целей общества, развитие экономики могло привести и приводило купадку общества или торможению его развития. Например, Португалия в погоне заамериканским золотом, большими прибылями от внешней торговли и колонизациейполностью растратила все силы нации, вскоре уступив место Англии, а затем исовсем сойдя со сцены мировой истории. Интересно отметить, что кроме золота иработорговли, громадные обороты внешней торговли Португалии были основаны натаких казалось бы незначительных вещах как пряности и шелк.
Постепенно политикастановилась, концентрированным выражением экономики, она теперь отражаетинтересы и следует целям крупного капитала. Там, где есть реальная опасностьдля экономики капитала, правительства без колебания идут на любые, даже вполненедемократические меры, в конце концов, когда вложения капитала в другие странык началу ХХ столетия стали нешуточными, защищать их пришлось весьма жесткимимерами — война стала продолжением политики защиты интересов капитала.
Культура, в средние векасформированная в Европе христианской традицией, меняет характер — становитсямассовой (как и индустриальное производство), буржуазной или мелкобуржуазной(копируя взгляды лидирующего класса) и денежной (отражая господство капитала).Многие культурные институты, созданные ранее, несут на себе теперь отпечатокдвух экономических принципов нового времени — массовости и разделения труда.Например, образование становится массовым: ведь обществу модерна нужен человек,обладающий навыками первичной рациональности — отсюда, кстати, стремлениерабочего класса к поверхностным знаниям — кружкам, запрещенной литературе ипрочему. Обучение строится по принципу разделения труда между педагогами — каждый отвечает за свой предмет и свою область знаний, даже в науке времяученых-энциклопедистов проходит, наука теперь дифференцируется по отраслям.
Принцип массовостиохватывает и собственно социальную систему: социальная структура делится теперьпо экономическому признаку — возникают классы, а прежнее сословное деление постепеннотеряет свое значение. Большие массы людей теперь оттесняют элиту от управления,возникают и начинают играть решительную роль демократические институты. Номассами нужно манипулировать, поэтому создаются средства массовой коммуникации,так начинается эра масс. Разделение труда функционально теперь связано с типомсоциального взаимодействия, вместе с различными видами труда появляютсяразличные виды людей, общество строится по типу различия, а не сходства,органическая солидарность замещает механическую. Другие принципы организацииэкономики также активно преобразуют общество, например, рыночные механизмыхозяйства трансформируют само общество в рыночное общество, где все имеет своюцену (есть единый универсальный инструмент оценки — деньги), все продается ипокупается. Отношения между людьми строятся по принципу отношений обмена — «ты- мне, я — тебе», личность человека дифференцируется в его экономическуюфункцию (в хозяйственных отношениях участники заинтересованы лишь в адекватномвыполнении своих институционально установленных обязательств, например,продавец в магазине как человек вас мало интересует, важно выполнение им своихфункций — хотя, как и везде, здесь возможны и исключения). Этот процессобезличивания, то есть независимости человека от конкретных личностей, означаетразвитие формальной свободы и индивидуализма, являющихся неизменными атрибутамипостмодернизма.
Господство экономическойсистемы приводит в обществе модерна и к изменению принципов движения общества,теперь уже не просто существование или воспроизводство является нормой,экономика капитала требует бешеных темпов, без этого она просто не можетсуществовать, поэтому все силы общества теперь подчиняются не эволюционнымизменениям, а развитию. Общество развивается в целях материальногопроизводства, а потребности являются лишь второстепенным моментом. Капитализм,по мнению многих, основан на постоянном накоплении капитала и расширениипроизводства, но как возможно было достичь этого накопления — ведь капитал этоне просто деньги, а большие деньги? В свое время в Европе такой источникпервичного накопления был найден: все пионеры капитализма — Венеция,Португалия, Голландия, Англия — обращались к внешней торговле и колонизации,что давало быструю и большую прибыль, собственно индустриализация и развитиевнутреннего производства за счет расширения потребностей населения в самих этихстранах если и начинались, то гораздо позже. Накопление капитала в конце концовприводит к высокой норме производственных инвестиций — начинается развитие производства,причем без всякого учета потребностей общества, что через некоторое времяобязательно приводит к кризисам перепроизводства. Если цеховой ремесленниквсегда знал объем своего спроса, причем часто знал этот спрос в лицо — зналвсех своих постоянных покупателей и даже, скорее всего, динамику ихплатежеспособности, и никогда не производил более того, что мог продать, токапиталист знает только одно — объемы производства должны расти.
Но капитализм прирасширенном воспроизводстве требует реализации капитализируемой частиприбавочной стоимости. Как будет происходить продажа вновь произведенныхтоваров и услуг, где найти покупателей все увеличивающегося количества товарови услуг? Ведь сами капиталисты всегда ограничивают свое личное потребление,определяя большую часть своих доходов в инвестиции, а заработная плата рабочихвследствие конкуренции всегда ограничена разумным минимумом. Поэтомукапитализму для своего развития требуется некапиталистическое окружение — внешние рынки сбыта, дешевой рабочей силы и природных ресурсов. Поэтомуобщество модерна — это общество, постоянно втягивающее в свою орбитутрадиционные общества, без этого оно существовать не может. Но как только всенекапиталистическое окружение становится капиталистическим, встают проблемы напути существования всей системы модернизма в целом.
Итак, некоторыйпредварительный итог: модернизм — это дифференциация социальной системы:общественные подсистемы отделяются друг от друга, экономика становитсясамостоятельной, одновременно подчиняя себе все общество.
В экономике в эпохуперехода к постмодерну, прежде всего, меняется значимость экономики,хозяйственной жизни для человека и общества. Если раньше все основные силыобщества были отданы экономике, то теперь эффективность экономики становится таковой,что все меньшие усилия общество прилагает для получения большего количестваблаг и услуг. В обществе, где уровень развития производства позволяетудовлетворять основные потребности всему населению. В современном обществе,которое Дж. К. Гэлбрейт предложил называть обществом изобилия («affluentsociety»), ограниченность ресурсов, всегда бывшая аксиоматическимопределением экономического вообще, больше не является значимой, по крайнеймере настолько, насколько это было раньше [1, 208]. Нарушается основной принципстоимостной экономики — принцип эквивалентности затрат и результатов, теперьменьшие затраты ведут к большим результатам (особенно ярко это проявляется всфере применения новых изобретений и технологии — один раз совершенное научноеоткрытие не требует далее повторения самого процесса совершения открытия, можнопросто купить патент и пользоваться изобретением). Сама экономика по своейвнутренней структуре вряд ли может называться теперь индустриальной — всебольшее количество занятых отвлекается в сферу обслуживания или в такую область,как образование, науку, рекламу, туризм и прочее. Рабочая неделя в развитыхстранах имеет тенденцию укорачиваться до четырех дней, и борьба рабочего классатеперь идет в обратном направлении — за увеличение рабочей недели. Все этозначит, что все меньшее количество производительного труда дает возможностьсуществовать все большему количеству непроизводительного, меньшая часть людей,непосредственно занятая в сфере экономики, теперь может прокормить большую частьлюдей, не связанных с экономикой вовсе.
В эпоху постмодернизмакоренным образом меняется соотношение производства и потребления: общество изпроизводительного опять возвращается в состояние потребительного. Важно то, чтоосновные потребности населения — в питании, жилье, медицинском обслуживании, втруде, — так или иначе удовлетворяются, и более важное значение приобретаютдругие потребности, бывшие ранее вторичными, кстати, и сами эти потребноститеперь могут регулироваться обществом с помощью рекламы и других средстввоздействия на массовое сознание. Производительное общество требовалорасширенного воспроизводства и высоких темпов развития, высокого уровняинвестиций. В обществе постмодерна темпы экономического роста становятся болееумеренными, все большая часть прибыли не реинвестируется, а уходит в заработнуюплату и в налоги, с помощью которых содержится государство, где развитасоциальная помощь и социальная защита. В производительном обществе труд,затраты труда, стоимость, прибавочная стоимость, прибыль являются основнымикатегориями, в потребительном обществе затраченный труд и стоимость уступаютместо потребительной стоимости и потребительностоимостным механизмам. Например,доля затрат собственно на производство и продажу нового товара гораздо меньше,чем доля затрат на рекламу этого товара, научно-технологическую подготовку егопроизводства, на продвижение торговой марки, кстати, основным объектомраспространения является уже не сам товар, а торговая марка. Нестоимостныекатегории также начинают играть все большую роль в оценке эффективностипроизводства — теперь уже ни одно предприятие не может не учитывать требованийэкологической эффективности.
Новые принципывзаимоотношения экономики и общества в эпоху постмодерна особо ярко проявляютсяво взаимодействии экономики и политики. Начиная с 20-х годов ХХ века политикавсе больше и больше вторгается в сферу экономики и подчиняет ее целям общества,которое не довольствуется уже системой саморегулируемого рынка. Рынок,оказывается, не обеспечивает равновесного положения хозяйства, не гарантируетполную и эффективную занятость, стабильное развитие и необходимую обществусоциальную справедливость. Для начала государство берет под контроль финансовуюсферу, отказываясь от принципов золотостандартного регулирования и вводяинститут центрального банка, но затем государство само становится крупнымучастником экономических отношений, обращается к регулированию с помощью ставкипроцента и других экономических методов экономического развития в целом. Всамое последнее время мы видим, что не только национальные государства активновоздействуют на экономическое развитие: возникают новые наднациональные союзы — такие, как Европейское сообщество, — способные обеспечить дальнейшее подчинениеэкономики общественным целям.
В самой экономике в ХХвеке проявляются весьма важные тенденции — такие первичные факторы экономики,как труд и капитал, стремятся выйти из системы чисто экономического рыночногорегулирования. Бизнес стремится организоваться в крупные корпорации или монополии,которые сами бы могли регулировать экономические процессы. Существование такихкрупных корпораций уже строится по совершенно иным экономическим законам,опасность теперь в том, что сами эти корпорации стремятся подчинить своим целямгосударство. Труд, как и капитал, также организуется в крупные монополии — профессиональные союзы, которым под силу весьма решительные действия. С помощьюсистемы коллективных договоров рабочая сила как товар выводится из сферынерегулируемого рынка и свободной конкуренции, что приводит к тому явлению,которое Дж. М. Кейнс называл «негибкостью» заработной платы, котораяне может изменяться вместе с динамикой рыночного цикла. Таким образом, и труд,и капитал выходят из-под экономического контроля, все больше подчиняясь обществу[8,154].
Конечно, надо понимать,что большинство стран не только не приблизились к состоянию постмодерна, нонаходятся еще в стадии традиционного общества или на этапе перехода оттрадиционного к обществу модерна (80% населения планеты проживает в развивающихсястранах). Поэтому говорить о тотальном наступлении постмодерна еще рановато. Ноесли учитывать тенденции развития капитализма в Китае, Индии, России, странахЮжной Америки и юго-восточной Азии, то, видимо, некапиталистическое окружениеразвитых капиталистических стран будет все больше и больше сужаться,следовательно, сам капитализм и система модерна в целом будут испытыватьнеобходимость трансформации для того, чтобы выжить в новых условиях. Переход кновому обществу постмодерна осуществляется медленно и постепенно, и вряд лицифры, процентные соотношения и экстраполяции могут подтвердить илиопровергнуть наличие этого процесса, важно лишь вовремя увидеть зарождениеновых тенденций и направления перемен, а остальное — дело времени.

3. Проблемы модернизациинезападных обществ
 
Проблема модернизациинезападных стран появляется в конце 1950 — начале 1960-х гг., когда страныАзии, Африки, Латинской Америки освободились от колониальной зависимости.Первые теории модернизации, выдвинутые к тому времени на Западе, представлялисобой своеобразный вариант европоцентристской концепции исторического развития,сложившейся в период индустриального капитализма.
Отличительной чертой этихтеорий являлся универсализм. Процесс развития рассматривался в них как имеющийвсеобщий характер для всех стран и народов, одни и те же этапы изакономерности. Теории модернизации 1950-1960-х гг. признавали некоторыеособенности развития у разных стран и народов, но считали их несущественными,второстепенными в сравнении с единственно верным путем развития общества.Французский философ Р. Арон писал в те годы: «Ничто не мешает странамАзии, Африки и Латинской Америки идти в своем развитии по стопам высокоразвитыхстран Запада, используя их капиталовложения, технологию и опыт»[10, 141].
Методологической основойидеи универсальной догоняющей модернизации выступает технологическийдетерминизм, который выводит развитие общества непосредственно из прогрессатехники и видит в нем рост благосостояния, решение социальных проблем. Однимсловом, по мере изменения материально-технической базы экономики меняютсясоциальная структура общества, политические институты, культурный облик страны.
Однако осуществлениепрограмм модернизации в бывших колониях и полуколониях с самого началастолкнулось с серьезными трудностями. Становление индустриального сектора вэкономике быстро приводило к ослаблению и даже к разрушению многих социальныхинститутов, управлявших традиционным обществом, что порождало хаос инестабильность. Незначительный индустриальный сектор оказывался накрепкопривязанным к капиталистическому мировому хозяйству, в то время кактрадиционные аграрные виды деятельности продолжали сохраняться. Так что в целомобщество лишалось ясных перспектив развитии.
С середины 1960-х гг.начинается критика западного варианта модернизации на основе идеологиииндустриализации, которая начинает рассматриваться как неоколониализм, илитеория зависимого развития. Были предприняты попытки создания иных вариантовмодернизации. Их общий смысл сводился к тому, что превращение страны всовременную не обязательно должно трактоваться как вестернизация. Так возникаетпотребность в применении цивилизационного подхода к анализу историческогопроцесса, когда все незападные страны столкнулись с тем мощным вызовом, которыйбросил им Запад, вступавший в постиндустриальную фазу развития.
Суть найденного решениясостояла в том, что модернизация в постиндустриальную эпоху может быть успешнойлишь при сохранении каждой незападной страной своей цивилизационной специфики,идентичности. Это означает сохранение сложившихся в национальной культурепредставлений о смысле и целях человеческого существования, о роли конкретногообщества в историческом процессе. Впервые это поняли Япония, Сингапур, Тайвань,Корея. При таком подходе становится ясным, что нельзя построить единую модельмодернизации, на которую можно было равняться, как в случае с догоняющеймодернизацией. Поэтому в настоящее время резко возрастает роль научнойпрогностики и социальных технологий применительно к каждой отдельной стране.
В эпохупостиндустриализма должна быть создана особого рода идеология модернизации какстановления страны современной страной. Проблема заключается в сложностиобъединения на платформе национального согласия тех, кто ориентируется назападный путь развития, и тех, кто выступает за сохранение национальной,цивилизационной идентичности страны.
Еще одна проблема,которая проявилась в ходе применения цивилизационного подхода, заключается втом, что вектор развития отдельной цивилизации и даже некоторых стран, входящихв нее, может не совпадать с векторами развития других стран. Появляется большоеразнообразие конкретных путей движения стран к своему будущему. В настоящеевремя в незападном мире одни страны пытаются развиваться по прежним моделям модернизациив надежде на солидную помощь Запада, другие осуществляют на практике синтезновейших достижений постиндустриального капитализма с национально-культурнымиосновами. Третьи продолжают движение по социалистическому пути, внося серьезныекоррективы в прежнее понимание социализма. Есть и такие страны, которыезаявляют о своем нежелании заниматься вообще модернизацией своих обществ.
Мощный рост взаимосвязи ивзаимозависимости цивилизаций, регионов и стран, становление мировыхпроизводственных и информационных структур есть объективный процесс. Будущеечеловечества оказывается зависимым от того, какой характер будет носитьвзаимодействие всех цивилизаций и стран — будет ли это диалог и согласие, илионо окажется диктатом и насильственным подчинением всего мира самоймогущественной ныне цивилизации — западной. После падения советского социализмав мире, к сожалению, не стало спокойнее.
Важную роль в выборемеждународным сообществом путей выживания и дальнейшего развития может сыгратьосознание им всей сложности проблем глобализации мира, в первую очередьэкономических и финансовых проблем, необходимости их неотложного решения.Нельзя забывать и о глобальных проблемах. Важно успеть отвести от человечестваглобальную катастрофу с ее непредсказуемыми последствиями.

Заключение
 
Главными историческимисобытиями, с которыми следует считать начало становления постмодерна – этоизменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половинешестидесятых годов, которые в общем виде можно охарактеризовать как началоперехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационномуобществу. Именно в тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии,которые в дальнейшем составят базис культуры постмодерна. Наступлениепостмодерна неразрывно связано со становлением постиндустриального илиинформационного общества. Отличительными чертами постиндустриального обществаявляются массовое распространение творческого, интеллектуального труда,качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитиесредств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки,образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством. Развитиеновейших электронных технологий оказало на жизнь общества и отдельного человекатакое влияние, что уже невозможно абстрагироваться от них при рассмотрениилюбой области реальности конца ХХ века.
Таким образом, следуетотчетливо понимать, что постмодернизм отражает технотронный характерсовременности, стремится осмыслить и воплотить его в своих категориях и, посути, представляет не что иное, как мировоззрение информационного общества.
Становление постмодернасвязано не только с социально-политическими процессами в обществе. Какизвестно, индикатором смены эпох всегда являлось возникновение новых течений вискусстве, где расшатывались модернистские догмы и выворачивались наизнанкустереотипы модернистско-авангардистской логики.
Завершая обзор различныхинтерпретаций постмодернизма, попытаемся определить смысл этого понятия. Подпостмодернизмом следует понимать специфическое мировоззрение, получившеераспространение в конце ХХ века, главной отличительной чертой которого являетсяплюрализм, т.е. допущение одновременного сосуществования разнообразных точекзрения. Именно принцип плюрализма является фундаментальным для осмысленияпостмодернизма, и уже непосредственно из него вытекают такие производные егохарактеристики как фрагментарность, изменчивость, контекстуальность,неопределенность, ирония, симуляция, которые, в свою очередь определяютспецифику постмодерной культуры – культуры пронизанной постмодернистскиммироощущением. Задачи, которые ставят перед собой теории постмодернизма:
• критика принциповклассического рационализма и традиционных ориентиров мышления;
• интерпретация процессов,происходящих в современном обществе;
• разработка основ новогомировоззрения, которое будет способствовать преодолению кризисных явлений,ставших следствием внедрения модернистских проектов.
Подчеркивая всюпротиворечивость феномена постмодернизма последних десятилетий ХХ века,необходимо еще раз подчеркнуть, что постмодернизм следует понимать не как некую«химеру», сочетающую в себе несоединимое, а как непосредственноеотражение реальных, хотя и противоречивых и иногда не вписывающихся в привычныерационально мыслимые рамки процессов, происходящих в современном фантастическисложном обществе.
Пытаясь заглянуть вбудущее, мы не можем предвидеть, будет ли новое столетие отмечено мирнымсоциальным и экономическим развитием или умножением глобальных проблем до такойстепени, что человечество будет не в состоянии их разрешить. Сейчас мыпрекрасно понимаем, что современная промышленность, наука и технология чреватыне только благими последствиями. Наш сегодняшний мир гораздо более многолюден ибогат, чем когда-либо раньше. Мы можем управлять своей судьбой и перестраиватьсвою жизнь к лучшему в такой мере, что предыдущие поколения не могли себе дажепредставить; и в то же время мир вот-вот подойдет к ядерной и экологическойкатастрофе. Если социология и может нам что-то дать, так это осознание того,что автором всех социальных институтов является сам человек. Именно мы, люди,осознающие свои достижения и недостатки, творим свою собственную историю.Осознание неприглядных сторон сегодняшних социальных изменений не должно лишатьнас реалистического взгляда, взгляда с надеждой на наше будущее.

Список литературы
 
1. Добренькова В. И. Американская социологическая мысль. — М.: Аспект Пресс, 1999.
2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество:природа, противоречия, перспективы. — М.: 2000.
3. Веселов Ю.В. Экономическая социология постмодерна. –М.:Социология и социальная антропология, 1998.
4. Веселов Ю. В., Мацукова Т. К. Экономическая социология. — СПб.: Алетейя, 1997.
5. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н. Социология. СПб.: Алетейя,2004.
6. Кравченко А. И. Социология. — М.: Алетейя, 2000.
7. Панарин А.С. Искушение глобализмом.- М., Дрофа, 2000.
8. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. — М.:Инфра, 1996.
9. Уваров П. А. Социализм в перспективе постиндустриализма. — М.: Печать – С, 1999.
10. Хохловец С. В. Проблемы модернизации общества. – Спб.:Нева, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.