Неформальныемолодежные объединения: субкультура граффити
Неформальные объединения
В настоящее время при описании неформальных молодежных объединенийиспользуются различные термины, взятые из области права, культурологии,биологии, социологии и со-циальной психологии или просто из средств массовойинформации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разноезначение, особенно если отсутствует их юридическое определение.
«Неформальные объединения» — это неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес«формальным», то есть официально определенным (зарегистрированным)организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и ихпринято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь попризнаку субкультуры.
«Неформальные объединения»(социол.) — вид социальных объединений различных категорий людей, отличительнойособенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутреннихсоциальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом неинституциональной(т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихсяинститутах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.
Все неформальные движения могут называться движениями толькоусловно, так как в общепринятом юридическом понимании ни движениями, ниобъединениями они не являются. Единственным признаком, объединяющим входящихтуда подростков является субкультура — то есть, прежде всего, специфическаявнешняя символика и атрибутика, во вторую очередь — нормы поведения, и только втретьих — какая-либо идеология и мораль. К примеру, скинхедами являются не те,кто имеет пронацистскую идеологию, а те, кто бреет голову и имеет иную внешнююатрибутику скинов.
Всем этим неформальные движения отличаются от незарегистрированныхполитических и религиозных радикальных формирований, которые, хотя и могутпринадлежать к какой-либо субкультуре, однако имеют свое объединение, нередкодаже с персональным членством.
В последние годы социологи уделяют много внимания изучениюмолодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что всоциалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи неможет и не должно быть своих специфических ценностей.
Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивалисьлибо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другаяпозиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможностьзаявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин«неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной ипублицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении.
Длятого чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надознать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причинывозникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение инаметить средства воспитательного воздействия.
Неформальныемолодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время.Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в ихстранах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Этопротест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойныхформ человеческого существования.
Культуралюбого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации инародности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются своиценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группыпринято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические,религиозные, классовые, молодежные и др.
Субкультура– это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторыхнегативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры,функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую формуорганизации людей (чаще всего молодежи), автономное це лостное образованиевнутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления еёносителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и дажеинститутами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностейтрадиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.
Впедагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позициипоявления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений,работы педагогов и специалистов группы поддержки с ними.
Поднеформальными объединениями принято понимать социальные объединения различныхкатегорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанноскладывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаясяпродуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.
Каковыже основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характернойособенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная,эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. Вмассовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативныйхарактер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическимиидеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается какконтркультура.
Другойхарактерной особенностью современной молодежной субкультуры являетсяпреобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность,потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь вактивной самостоятельной культуротворческой деятельности.
Третьейхарактерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность,устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаютсяс отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.
Неформальноемолодежное движение существует как стихийный, не управляемый государствомпроцесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации.Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностямвозрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.
Неформальныемолодежные движения дискретны и могут состоять из нескольких неформальных группмолодежи, часть групп может объединяться в группировки, крылья, течения,движения.
Отдельныенеформальные группы, активно взаимодействуя друг с другом, формируютгруппировку, которая может стать ядром неформального молодежного движения.
Условияжизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менеекрупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором,формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятиясоциально-культурных ценностей.
Основной причиной возникновения неформальных молодежных группявляется нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальнойсреде. Сам факт появления этих групп – процесс закономерный, поскольку вюношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнениюкоторых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых.Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребеноквыбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации,дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются вгруппировки различной асоциальной направленности.
В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразныеродоплеменные отношения.
Присущуюим символику можно рассматривать не только как явление эстетическое,социальное, психологическое, но и как этнографическое способ выживания исамоорганизации большого числа людей.
Каждаясубкультура явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистскоепо содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.
Посоциально-правовому признаку выделяют следующие неформальные объединения:
1)просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностьюдеятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников,окружающей среды.
2)социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальнымпроцессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.
3)асоциальные — хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
Понаправленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединенияи группы:
— увлечение современной молодежной музыкой;
-устремлениек правопорядковой деятельности;
-активнозанимающиеся определенными видами спорта;
-околоспортивные
-различныефанаты;
— философско-мистические;
-защитникиокружающей среды.
ПрофессорС.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
— романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известнымиоговорками — байкеры).
— гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),
-криминальные(«гопники»,«люберы»)
— анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и«правого» толка), которые можно также назватьрадикально-деструктивными.
ПрофессорЗ.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельногодвижения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе можетбыть связана:
1)соспособом времяпрепровождения — музыкальные и спортивные фанаты, металлисты,люберы и даже нацисты;
2)с социальной позицией — экокультурные;
3)с образом жизни — «системники» и их многочисленные ответвления;
4)с альтернативным творчеством — официально не признанные живописцы, скульпторы,музыканты, актеры, писатели и другие.
Личноя считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:
— Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальныхстилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
— Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи,индианисты, панки, растаманы.
— Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры,байкеры.
— Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
— Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
— Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники,люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
— Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
— Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременныехудожники, скульпторы, музыкальные группы.
— Элита: мажоры, рейверы.
Субкультураграффити
История граффити: от пещерных людей до хип-хопа
Многие проявления социальной активности нынешних молодых людейвызывают резкое неприятие у среднестатистического обывателя. Однако стоит ли категорическиосуждать любые творческие порывы представителей так называемых субкультур,выходящие за рамки привычного? Возможно, порой имеет смысл подробнееразобраться в сути явления.
Одним из таких явлений, приобретших массовый характер, сталоразрисовывание городского ландшафта – так называемое граффити. На самом деле,первыми граффити можно назвать наскальные рисунки первобытного человека. Ведьэто слово в переводе с итальянского языка (от graffiare) означает –нацарапанное. А именно таким методом создавались первые изображения, созданныепещерным человеком. К «граффити» также можно отнести настенную роспись древнихи современных зданий, начиная с творений античных живописцев, расписывавшиххрамы, и заканчивая, увы, надписями в общественных туалетах. Однако в узкомсмысле словом «граффити» принято называть одно из направлений современногоискусства, тесно переплетающееся с молодежными субкультурами.
Сегодня граффити – это рисунки на домах, заборах и прочих удобныхдля этого поверхностях города. Отцом современных граффити, какими мы привыкливидеть их сейчас в виде ярких, красочных рисунков и надписей, можно считатьподростка из Манхэттена, с фамилией Деметроис, грека по национальности, которыйв конце 60-х годов XX века написал на стене свою кличку и добавил к ней номерсвоей улицы, получилось «TAKI 183». Такой способ выделиться сразу же подхватиломножество тинэйджеров. Через некоторое время все стены домов были испещреныназываемыми «тэгами» – кличками, которые зачастую было очень сложно прочитать.Постепенно начинающие граффитисты перебрались в подземку, где с начала 70-х до конца80-х от непонятных загогулин перешли к рисункам на весь вагон. Основнойпричиной такого перехода стало желание выделиться среди бесконечных прозвищ и имен.Подписи, естественно, остались, но сместились в угол и выполнялись единообразнои узнаваемо. Работали writer'ы по ночам, проезжая вечером в отстойники поездов.Наутро, поезд отправлялся на линию, демонстрируя горожанам свежее граффити.Многие такие рисунки жили всего один день, т. к. стирались на мойке вагоноввечером. В 1989 году власти Манхэттена запретили расписывать подземку, послечего часть граффитчиков продолжили заниматься своим художеством в других штатахи в Европе, а другая часть вернулась к стенам и заборам.
Мода на подобного вида искусство прошла в середине 80-х и рядыспрейщиков сильно поредели, оставались только те, кто по-настоящему был фанатомграффити. Однако с приходом 90-х вернулась и мода на настенное рисование вместес новой волной художников, но уже более высокого класса. Сегодня искусствограффити напрямую связанно с хип-хоп-культурой: именно ее сторонники открылиграффити для России в начале 90-х, хотя тогда этим еще занимались радикальнонастроенные панки.
Сегодня граффити занимаются очень многие, но доминируютпредставители хип-хоп-культуры. Они, как правило, пишут на стенах названиялюбимых рэп-групп или отдельных исполнителей, название своего города, ну или жепросто слова «hip-hop» и т.п. Многие рэп-группы первое время после своегообразования везде ставят свои tag'и, что бы их узнавали на различныххип-хоп-фестивалях и подобных мероприятиях, на которых нередко можно увидетьлисты ДВП или фанеры, изрисованные граффити. При некоторых группах появилисьдаже свои crew, которые таким образом воплощают в визуальных образах информациюо своих музыкальных коллективах, нередко этим занимаются непосредственно самиисполнители. Чего же хотят добиться хип-хоперы, рисуя граффити? Безусловно,ответ один: продвижения своей субкультуры – хип-хопа.
В принципе нынешние граффити можно разделить на три условныхгруппы:
1. Трафаретное. Само название говорит за себя – эти рисункивыполняются по заранее приготовленному шаблону, т.е. к стене прикладывают,например, кусок картона с вырезами в форме нужных букв или рисунка.
2. Художественное. Художественные граффити – это рисунки илислова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше трафаретных. Для тогочтобы нанести его на стену, может потребоваться не один день. Такие граффитиценятся больше всего.
3. Малохудожественные. Чаще всего представляют собой надписи илиже отдельные слова, очень часто нецензурные и несвойственные литературной речи.
Граффити рисуют по разным причинам: высказать протест или призыв,сообщить о каком-либо факте или происшествии, о своих чувствах – злости,ненависти, счастья, радости или любви, или же просто украсить серый и унылыйпейзаж города. Можно считать это способом самовыражения. Но почему именно такойспособ? Просто потому, что зачастую это единственный способ заявить о себе,доступный буквально каждому подростку. Граффити редко остается незамеченным,особенно если оно яркое и красивое, к тому же достать все необходимое, начинаяот элементарного баллона с краской и заканчивая разнообразными насадками,совсем не сложно. Многие могли бы высказывать свои идеи, мысли в стихах, песняхи еще множеством способов, но далеко не у всех это получается, некоторые простостесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их достижения заметят –возможностью продвигать свое творчество в массы обладают единицы. Уже поэтомуимеет смысл относиться к граффистам внимательнее – возможно, им действительноесть, что сказать представителям старшего поколения, да и всего общества в целом.
Художников нужно отличать от вандалов В России на сегодняшний деньпреобладает негативное отношение общества к этому направлению молодежнойкультуры, что легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков инецензурных надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедеврызачастую остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своихидей в массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежныеорганизации. Например, проходя по улицам, мы можем часто наблюдать надписи в стиле«Россия для русских!» или просто свастику с преобладанием черного цвета. Эторабота представителей радикального националистического молодежного движения,которые отличаются агрессивным поведением – SkinHead'ов, в народе просто«скины». Для них граффити – это способ сказать, что, мол, «мы здесь были!», «мысуществуем!». Наряду с другими авторами заборных надписей, среди которых многомалоприличных и даже откровенно нецензурных, они компрометируют стиль граффитив глазах обывателей, склонных объединять всех любителей рисовать на стенах в общуюкатегорию – «хулиганов», к тому же именно так расценивает закон все этихудожества на стенах города. Еще большее неприятие общества граффисты вызываютиз-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом –уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурныхценностей. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусствуграффити. Существует неписанный кодекс чести, который стараются выполнять всеуважающие себя граффитчики:
1. Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях представляющихкакую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.
2. Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах,надгробиях.
3. Никогда не рисуй на работах других writer'ов, это позорно и бесчестно,этим ты сделаешь хуже только себе.
4. Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылыйгородской мир ярче и красивее.
Таким образом, отделив граффити как направление современногомолодежного искусства от бездарного хулиганства и «заборного» творчества, мы можемизменить и само отношение общества к тем, кто выходит на улицы с баллончиками вруках. Можно предположить два варианта дальнейшего развития событий. Первый:граффити, как и многие другие субкультуры, постепенно будет уходить, все меньшеи меньше людей будут им интересоваться, и о нем будут вспоминать лишь как о затянувшемсяувлечении подростков. Второй: граффити будет легализовано и официально признаноновым направлением в современном искусстве, как это произошло на Западе, гдекультурологи относят граффити к авангардизму конца ХХ века. Категорическийзапрет на роспись городских стен ведет не только к полному смешиваниювыдающихся и бездарных, асоциальных рисунков, но и к еще большей сепарациирадикально настроенной молодежи от общества.
«Протестный» баллончик лучше, чем разбитые стекла Легализация граффити может помочь государству взять это явлениепод контроль. Например, в некоторых странах Европы граффитчики имеютвозможность получить лицензию на законное творчество, для которого специальновыделяются урбанистические районы города. Таким образом, действительноталантливые люди получают возможность для самореализации, унылые пейзажиначинают радовать глаз окрестных жителей яркими рисунками, а маргиналов, не имеющихлицензии, и других любителей писать на стенах правоохранительные органы могут счистой совестью штрафовать. В данном контексте любопытен опыт властей одного изукраинских областных центров: здесь начинающих спрейщиков будут учить правильнорисовать, для чего открыта специальная секция в местном доме детскоготворчества. Будут проходить не только теоретические занятия, но и практические,а весной юные художники с листов ДВП перейдут на бетонные заборы, стоящие на однойиз улиц города, которую мэрия отвела для этих целей.
Американцы решили привлечь к проблеме настенной живописи высокиетехнологии. В крупных городах будут установлены обыкновенные цифровые камеры с GPS-оборудованием,которые будут делать снимки рисунков и отсылать в центр для обработкиэкспертами. Если изображения не будут соответствовать определенным нормам, их авторможет оказаться в суде. В Англии к граффити давно уже относятся именно как к искусству.
Присмотревшись к искусству граффити внимательнее, мы сможем не тольколучше понять настроения и приоритеты современной молодежи, но и дадим возможностьдействительно талантливым ребятам развиваться и самосовершенствоваться. Прислушиваяськ мнению тех, кто берет в руки баллончик из чувства протеста, государство можетизбежать многих асоциальных проявлений и молодежной агрессии. Кроме того,поощряя творческие порывы этих нелегальных художников, мы действительно можемсделать окружающий мир красивее, ярче и интереснее.
Виды граффити
Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородноеявление — от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому уместнопривести некоторые классификации. Заметим, что эти классификации не являютсяочень строгими и абсолютными, но все же они помогают увидеть различные формырассматриваемого феномена.
Эйбл и Бекли различают публичные и личные граффити. К первымотносятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешнихсторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всегосообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К нимотносят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, партах и т.п. Этинадписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состоянийили внутриличностных конфликтов. Кроме того, в личных граффити в большейстепени обнаруживается воздействие обстановки.
Рассматривая феномен городских надписей, Кокорев выделяет тривида. Первый — содержательные граффити, т.е. надписи, содержащие эксплицитноесообщение разнообразной тематики. Второй — разрушающие граффити. Они появляютсяпреимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающиецелостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К нимотносятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые илиприписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанныев стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростковой субкультуре.Субкультура «хип-хоп» появилась вначале 1970-х гг. в Нью-Йорке и включает всебя музыку рэп, брейкдансинг и настенную живопись. Впоследствии этасубкультура распространилась не только в США, но и в большинстве европейскихстран. Граффити в стиле «хип-хоп» представляют собой надписи и рисунки,выполненные чаще всего пульверизатором с краской. Наиболее распространенный вид- динамичные росчерки — автографы, украшенные различным символами (крестами,коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встречаются и целые многоцветныекартины большого размера, снабженные текстами. Рассматривая эти три типанадписей применительно к Франции, Кокорев отмечает последовательное ихраспространение, начиная с 1960-х гг., и преобладание в последние годы граффититретьего типа.
Стили граффити.
Баббл крупные округлые, как быпузырчатые буквы, которые сливаются друг с другом. Один из самых популярныхстилей у новичков.
Вайлд спутанные, нечитабельныебуквы, понятные только самому райтеру. Одним словом, авторский шрифт со сложнымплетениям и лишними элементами
FX сложный стиль объемногограффити-письма. Практикуется только очень опытными и талантливыми райтерами.
Мессия изобретенная в Нью-Йоркеманера. Буквы выглядят многослойными, как будто несколько изображений однойбуквы наложены друг на друга.
Характер сложный художественный стильграффити, изображение героев комиксов. Невозможен для райтеров, не имеющиххудожественных талантов. При работе используются разные насадки, чаще над«характером» трудится целая группа райтеров — крю (crew).
Throw up стиль используемыйбомберами. Смысл в том, чтобы изобразить свои инициалы, имя, авторский знак какможно быстрее и в наибольшем количестве мест. Бомберов райтеры не очень любятиз-за низкого мастерства их граффити.
Блокбастерс огромные буквы сиспользованием фона, который делается валиком. Блокбастеры рисуют целымикомандами.
Граффити постоянно развивалось и развивается. Придумываются новыестили букв, каким-то образом совершенствуются баллончики с краской. Надписи,сменили полноценные рисунки. Некоторые рисуют граффити с помощью трафарета,некоторые создают настоящие произведения искусства с помощью пары баллончиков.
У граффити своя субкультура, не спортивная, но имеющая большоеотношение к экстриму. Ведь на большинстве объектов рисовать запрещено. Только всамых продвинутых городах, мерия выделяет специальные зоны под граффити. Восновном же оформление бетонных зданий, поездов и т.д. делается на страх и рисксамого райтера. Поэтому граффитистам часто приходится работать под покровомночи и быстро сматываться от полиции, милиции и рассерженных граждан. Этотребует очень хорошей физической подготовки, многие райтеры используют дляскоростного передвижения, скейты, ролики, велосипеды.
К тому же, особый престиж для райтера, изобразить свои авторскиерисунки на каком-то труднодоступном объекте. Команды райтеров карабкаются навысокие стены, забираются в закрытые железнодорожные депо. Для этого тожетребуется отличная физическая форма. Не трудно догадаться, что развитие паркураможет стать для райтеров настоящей находкой. Такое сочетание было бы простоуникальным экстрим-занятием.
Одеваются райтеры в обычном уличном стиле. Одежда похожа наскейтерскую или биэмиксерскую. Главным для человека, который называет себярайтером, является культура граффити. Райтер не должен портить по настоящемуценные здания, совсем другое дело оживить пресный и мрачный пейзаж новостроекили индустриальной зоны.
Второе правило — никогда не закрашивать рисунки коллег-райтеров.Это не делает художнику чести, а если личность вредителя будет установлена, тогрозит неприязнью и позором.
Граффити слэнг
· Bomb (или throw-up) – быстрый рисунок, который, как правиловыполняется с помощью «bubble letters» и отражает название командыили имя самого райтера. Распространенные цвета – черный/серебряный (белый) ижелтый/красный.
· Outline – окантовка букв, тени контрастным цветом.
· Crew – несколько райтеров, объединенных в одну команду.
· Writer – райтер – художник, рисующий граффити.
· Tag – тэг – подпись райтера. Выполняется с помощью краски илимаркера одного цвета.
· Piece (от «masterpiece», шедевр (англ.)) – рисунок, которыйотражает стиль, умение, и, собственно, степень дерзости райтера. Выполняется спомощью краски; количество цветов не ограничено.
· Burner – особо яркий и выдающийся рисунок (имеет значениеколичество использованных цветов, а также размер).
· Background – фон, на котором помещается основная часть рисунка.
· Taggers – тэггеры – художники, оставляющие на стенах и другихповерхностях исключительно свои подписи в виде логотипов.
· Cap – кеп, кэпс – насадка на баллон. Существуют различные типынасадок, позволяющие регулировать толщину линии.
· To piece – создавать рисунок (piece).
· To kill – полностью зарисовать стену, вагон (например: He killedthе whole car).
· To rack some cans – воровать баллоны. Изначально большинстворайтеров воровали краску в магазинах хозяйственных товаров.
· Yard, train yard – депо, отстойник для поездов
· Whole car – рисунок, занимающий всю поверхность вагона.
· Filling – зарисовка внутри контура (кроме прорисовки деталей).
· To fill in – заполнять контур.
· Highlights – блики, которые наносятся на рисунок в последнююочередь и помогают в создании ощущения завершенности.
· Blackbook, piecebook, sketchbook – блокнот, в котором райтерделает зарисовки.
· Sketch – набросок, эскиз. Может быть как черно-белым, так ицветным.
· Toy – 1) неопытный райтер; 2) человек, который занимается граффитине из любви к искусству, а по каким-либо другим причинам.
· To bite – копировать чей-либо стиль.
· To buff – закрашивать рисунок. Зачастую закрашивание делается пораспоряжению городского начальства.
· To cross out –нанести свой рисунок поверх рисунка другого райтера.Считается актом неуважения.
Граффити в России
Первые серьезные отечественные граффити начали появляться всередине 90-х, одновременно с модой на брейк-данс. И это вполне естественно,ведь то и другое — часть хип-хоп-культуры. В то время по стране волнойпрокатились break-фестивали. Декорации к ним доверили оформлять первымграффититам, которые, несмотря на свою незрелость, при помощи баллонов савтоэмалью просто творили чудеса. Смысл граффити не столько в том, чтобынаписать что-нибудь очень важное, передать информацию, но и в том, чтобыразрисовать запретные стены, поработать спреем там, где нельзя, и бороться засвободу творчества — рисовать, где угодно. Чтобы отличаться от конкурентов,райтеры начали разрабатывать свои стили. В надписях стали использовать разныефишки: пузырьки, разлапы, торчащие из букв предметы. В рисунках сталивставляться прикольные персонажи. Появились компьютерные и готические шрифты.Приобрел значение цвет, символ мультипликации. Сейчас модно рисовать граффити,которые невозможно прочитать, так называемый wild stiyle.
Cамыми сложными являются изображения людей. Эти разноцветныекомпозиции скрашивают «серые» улицы и нашего города, радуют своейоригинальностью, изобретательностью, разнообразием. И недаром граффити прозвалиискусством улицы.
В 2006-ом году в Санкт-Петербурге проходил международный фестивальграффити «Meeting of Styles», показавший реальный уровень российского уличногоискусства. Организаторами фестиваля выступили одни из сильнейших райтеровстраны, команда DS cru
Также ежегодно во многих городах страны проводится урбан-фестиваль«Snickers URБANиЯ», в рамках которого проходит всероссийский конкурс граффити.На развитие граффити в России сильно повлияло появление в свободной продажеспециализированных красок для граффити, маркеров и насадок.
Межкультурные различия в граффити
Исследований, посвященных сопоставлению граффити в разныхкультурах, крайне мало и касаются они только различий в содержании надписей, ане самого обычая.
Секрест и Флорес изучали надписи в туалетах и других общественныхместах на Филиппинах и в США. Граффити гетеросексуального содержания обнаруженопримерно одинаково в обоих выборках, тогда как граффити гомосексуальногосодержания были представлены лишь в американской выборке. Подобное различиеавторы объясняли разницей установок по отношению к гомосексуализму. НаФилиппинах этот вид сексуального поведения не являлся необычным. Меньшаяконфликтность по отношению к гомосексуализму, по мнению авторов, вызвалаотсутствие этой темы в надписях.
Олову сопоставил коллекции, собранные в туалетах двух британских идвух нигерийских университетов. По сравнению с британской коллекцией внигерийской оказалось больше гетеросексуальных граффити. Здесь отсутствовалигомосексуальные граффити, но было несколько больше политических надписей,связанных с местными властями, и меньше надписей, касающихся международнойполитики. Кроме того, в нигерийской выборке появились граффити, посвященныесуевериям и анимизму, чего не было в британской выборке. Следует заметить, чтопоследнее исследование не претендует на репрезентативность в отношении обеихкультур.
Восприятие граффити, их влияние на поведение, отношение крисовальщикам
Большинство горожан настенные рисунки и надписи воспринимаются какгрязь, признак вандализма, символ деградации общественного пространства ипризнак упадка нравственности.
Вместе с тем, согласно данным исследования Мозера и др., посравнению с другими видами вандализма рисование, выцарапывание надписей икаракули воспринимаются горожанами как менее значимое явление. При этом оценкасерьезности поступка производится исходя из отношения, установленного междуиндивидом, совершающим поступок, и средой, и не зависит от возраста последнегои социальных обстоятельств. Факторами, влияющими на оценку серьезности,являются степень причиненного неудобства, масштабы ущерба и ценностьповрежденного объекта. Так, выцарапывание надписей на памятниках расцениваетсякак более серьезный поступок, чем вырезание инициалов на деревьях.
Имеются некоторые данные о различиях в оценке социальнойприемлемости надписей и рисунков разного содержания. Мак Мэнэми и Корнишклассифицировали граффити, собранные в туалетах Университета Белфаста, ивыделили четыре типа — сексуальные, политические, юмор и «разное». Студентыобоего пола признали сексуальные и политические граффити как гораздо менееприемлемые, нежели надписи, отнесенные к категориям «юмор» и «разное».Поскольку мужчины и женщины неодинаково придерживаются конвенциональных норм,ожидалось, что отношение и к этому виду поведения будет различаться. Однакоисследование не выявило гендерных различий в оценке социальной приемлемости ниграффити в целом, ни отдельных их типов.
Исписанные стены и другие объекты городского пространства создаютвпечатление «ничейности», создавая тем самым дополнительный стимул для ихразрушения и облегчая нарушение социальных запретов. Уизинтал и сотрудникипровели экспериментальное исследование среди 15-18-летних старшеклассниковОнтарио. Им были представлены смоделированные с помощью компьютера изображениязданий, различавшихся особенностями пространственного дизайна, знакамипринадлежности, ухоженностью. Испытуемые должны были оценить, насколько сильноим хочется нанести какие-либо разрушения каждому строению. Наиболеепривлекательным оказалось здание с граффити. Его избрали для повреждения 25 %старшеклассников.
Выявлены некоторые факторы, влияющие на отношение к авторамнастенных рисунков и надписей. Оценка оказалась связанной с тем, имеет лиреспондент собственный опыт такого поведения в прошлом. Те, кто сообщил, чтохотя бы раз за последний гол рисовал или писал на партах и стенах, применялидля описания рисовальщиков нейтральные термины, тогда как остальныеиспользовали более отрицательные.
Предотвращение и контроль вандализма, в частности граффити
Вандализм влечет за собой серьезные финансовые, материальные исоциальные издержки. Существуют две стратегии борьбы с этим социальнымявлением. Первая делает акцент на устранении возможности разрушения. Вторая жесвязана с воздействием на установки и мотивы потенциальных вандалов.
Стратегия устранения возможностей проявляется в следующих способах(тактиках):
«Укрепление мишени». Способ заключается в созданиифизических барьеров для разрушения за счет использования более прочныхматериалов и конструкций, уменьшении количества деталей, которые можнооторвать, отбить и т.п. Нужно стараться изменить конструкцию таким образом,чтобы ее разрушение доставляло наименьшее удовольствие. Так, например, дляборьбы с рисунками и надписями рекомендуют делать поверхности стальными,ребристыми, шероховатыми, избегать контраста грунта и верхнего слоя. Возможно иполное устранение потенциальных объектов разрушения. Тактика «укреплениямишени» имеет существенные ограничения. Во-первых, ее реализация можетоказаться слишком дорогостоящей, так как потребует использования не серийного,а специально созданного оборудования. Во-вторых, изменение дизайна всоответствии с этим способом трудно совместить с эстетическими требованиями,вплоть до того, что эстетика дизайна входит в противоречие с целямиорганизации. Так, например, школа, оформленная в стиле «укрепления»,будет больше походить на тюрьму с минимумом необходимой мебели, стальнымирешетками и бетонными полами. В-третьих, укрепление конструкций и деталей можетвосприниматься как вызов и не снизит, а увеличит вероятность намеренныхразрушений и поломок. Если основным мотивом вандализма является поиск острыхощущений, связанных с опасностью и запретностью, то возможность наказания можеттолько усилить притягательность такого поведения.
Оперативный ремонт. Как указывалось ранее, появление первыхразрушений резко увеличивает вероятность дальнейшей порчи объекта. Поэтомуследует быстро устранять дефекты, как естественного происхождения, так ипоявившиеся по вине человека.
Ограничение доступа. Предлагается ограждать уязвимый объект отпотенциальных разрушителей. Используются замки, ограды, заборы, решетки наокнах. Устраняются деревья, по которым можно забраться в окна здания.Уменьшается количество растительности, затрудняющей обзор и наблюдение заобъектами, улучшается освещенность улиц и помещений.
Охрана и наблюдение. Данная тактика предусматривает как формальныйконтроль (сторожа, охранные патрули, сторожевые собаки, дежурства), так иоблегчение возможности неформального контроля (прохожие, служащие учреждений).Практика показывает, что использование помещения школы во внеурочное времяснижает вероятность вандализма. Наиболее простое средство защиты — предупреждающие или запрещающие знаки. Хотя имеющихся данных явно недостаточно,можно предполагать, что эффективность знака существенно зависит от содержаниясообщения, которое он несет. В ходе исследования Коллинз и Батзл стены двухтуалетов колледжа были вымыты и в течение четырех дней подсчитывалоськоличество появлявшихся слов, предложений, рисунков. Затем стены вновь быливымыты и установлена надпись «Не пишите на стенах». В последующие четыре днятакже подсчитывалось число граффити. Запрещающий знак практически не повлиял наколичество граффити.
О другом эксперименте по предотвращению граффити в туалетахсообщает Уртсон. В течение двух недель в трех только что отремонтированныхтуалетах появлялись граффити. Затем стены были выкрашены и установлена надпись,сообщавшая, что некое лицо будет перечислять определенное количество денегучреждению за каждый день, в течение которого стены останутся чистыми. Послеэтого ни в одном из трех туалетов в течение 35 дней не появилось ни одногознака. Они продолжали оставаться чистыми и в течение 3-х месяцев после того,как надпись убрали. Возможное объяснение этого удивительного результата Уртсонвидит в том, что знак устанавливал возможность для появления альтруизма,формулируя конкретную цель.
Стратегия воздействия на мотивы и установки потенциальногоразрушителя проявляется в следующих способах:
Задержание, наказание, возмещение ущерба. В качестве наказаниямогут применяться штрафы, исключение из школы, уголовное преследование. Многиеисследования показывают, что акцент на санкциях зачастую вызывает ответноеувеличение вандализма и агрессии, активизируя ценности силы, протеста и вызова.Одновременное ограничение карательных мер, и одобрение желаемых моделейповедения снижает вандализм.
Социальные и психологические характеристики рисовальщиков.
С точки зрения социально-статусных характеристик рисовальщиковспециально изучалась лишь одно разновидность граффити — настенная живопись«хип-хоп» и сообщества граффити. Рисовальщики в большинстве своем были мужскогопола. Если встречались девушки, то для них был характерен разрыв с половой идентичностью,и они подчинялись мужским правилам поведения (одежда, реакции). Возрастныерамки составляли — 12-20 лет, но встречались рисовальщики и младше 12 лет, анекоторые продолжали свою деятельность и после 20. Большинство авторов граффити- выходцы из семей с низким социальным статусом и представители национальныхменьшинств. Тем не менее, все исследователи отмечают, что среди рисовальщиковвстречаются выходцы из среднего и высшего классов. Каких-либо сведенийотносительно социального состава российских авторов граффити у нас нет, нолюбопытно, что среди московских рисовальщиков, обнаруженных журналистами,оказывались преуспевающий 30-летний сотрудник иностранной фирмы и 22-летнийаспирант МГУ. Можно также предположить, что некоторые разновидности надписей(например, политические) делаются представителями более старших возрастныхгрупп.
Насколько широко распространен данный вид поведения среди детей иподростков? Опрос, проведенный Моуби среди 11-15-летних жителей Шеффилда,показал, что это свойственно почти каждому второму подростку, 48,1 % мальчикови 45,5 % девочек сообщили, что за последний год хотя бы делали надписи настенах. Следует отметить, что хотя другие акты вандализма (разрушение, поджоги)девочки совершают гораздо реже, чем мальчики, граффити являются разновидностьювандализма, характерной в одинаковой степени для обоих полов. Другая оценкавовлеченности кается надписей в общественных туалетах. По данным Райн и Ульман,каждый 15-й студент колледжа оставляет граффити в туалетах.
Осуществлялись некоторые попытки установить, какие личностныечерты обусловливают данный вид поведения. Соломон и Яджер изучали взаимосвязьмежду синдромом авторитарной личности и граффити среди студентов колледжа. Наосновании данных опроса ими были выделены две группы субъектов: те, ктосообщил, что пишет или рисует на стенах часто, или когда есть возможность, ивсе остальные. Затем обе группы заполняли F-шкалу. Студенты первой группыпоказали значимо более высокие баллы по шкале авторитарности. Авторыисследования объясняют этот результат тем, что граффити представляют собойспособ высвобождения свойственных авторитарной личности подавленных,агрессивных и враждебных импульсов. Кроме того, содержание многих надписейоказалось заданным предыдущими, поэтому новые граффити можно интерпретироватькак конформный вид поведения, что отражает конвенциальность авторитарнойличности. Хотя некоторые авторы отмечают методологическую и методическуюограниченность данного исследования, его результаты согласуются с данными.
Шварц и Довидио изучали взаимосвязь данного вида поведения, локусаконтроля и креативности личности. В качестве гипотез ими были высказаныследующие предположения: граффити представляют собой эффективный способсообщения о чувствах и установках, отклоняющихся от нормативных стандартовгруппы, а оригинальное, ненормативное самовыражение присуще творческимличностям; в тоже время граффити дают возможность оставаться анонимным, чтопозволяет избежать негативных санкций. Поскольку экстерналы ощущают меньшийконтроль за последствиями своего поведения, то анонимное высказывание своихточек зрения в виде рисунков и надписей должно быть им более свойственно, чеминтерналам. Результаты подтвердили гипотезы. Студенты колледжа, сообщавшие, чтоза последний год «редко», «иногда» или «часто» писали на стенах и партах,оказались более креативными и более экстернальными, чем те, кто сообщал, что ниразу не делал рисунков и надписей.
Мотивы рисовальщиков
Каких-либо специальных исследований, посвященных изучению мотивовданного поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностейсубкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунковможно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити.
Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффитипорождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразитьпривязанность. Знаки, подчеркивающие идентичность, составляют значительнуючасть надписей и рисунков. По данным Седнева, на них приходится 50,3 % отобщего количества.
Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т.п.передает чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к тои илииной группе, приверженность определенному стилю жизни. Субкультурная символикаэмоционально наполнена. Как отмечают некоторые исследователи, идентифицирующиеграффити насыщены чувствами гордости и радости. Особенность российских граффитисостоит в том, что многие из них сделаны на английском языке. Объясняется это впервую очередь тем, что он является языком молодежной музыкальной субкультуры.
Многие исследователи отмечают ценность популярности и славы всубкультуре граффити. Желание достичь признания и уважения, особенно в пределахсубкультуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, ихдолговечности и месторасположения, которое подразумевает большой риск.
Протест против социальных и культурных норм. Граффити влечет порчуобщественного или частного имущества, что само по себе является нарушениемсоциальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения супотреблением слов и символов, которые в большинстве культур являютсясоциальным табу. Как отмечает Эйбл, надписи и рисунки дают возможность человекувыразить его асоциальность одновременно на трех уровнях — поведения,высказывания и языка. Причем граффити представляют собой относительнобезопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции закону или социальныминститутам.
Стремление обозначить свою непринадлежность к господствующейкультуре является важным фактором отбора субкультурных символов. При этом, какпишет Щепанская, отбираются символы, максимально противоположные символамобщепринятых ценностей. Так, для субкультуры российских хиппи в годы, когдарелигия подавлялась, были характерны образы, связанные с христианством. По мереутверждения церкви в качестве официально признанного института все большеераспространение начали получать знаки чертовщины. Из этого следует, чтозначение символа, используемого граффити, не всегда выражает традиционноприписываемые ему установки.
Злобные реакции. Многие надписи, представляют собой обидное илигрубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и другихсоциальных групп, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффитисодержать мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.
Мотивы творчества. Некоторые граффити весьма изощрены по стилю.Встречаются целые картины. Усложненность стиля представляет собой не толькосредство достижения славы, но и самоцель. Многие рисовальщики считают себяхудожниками, придающими унылой и безликой городской среде красивый вид.Подготовка к раскрашиванию включает в себя долгие тренировки и упражнения посовершенствованию умений.
Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто содержат сексуальныежелания. Иногда граффити служат средством коммуникации, когда они расположены вопределенных местах (например, в туалетах). Кроме того, познание сексуальностиявляется важным мотивом детских граффити. Так, изучая надписи и рисунки втуалетах начальных школ Пуэрто-Рико, где учатся дети 6-11 лет, Лукка и Пачекообнаружили, что более половины граффити связаны с сексуальной тематикой:комментарии по поводу гетеро- и гомосексуальных контактов, рекомендации,выражения сексуальных желаний, изображения половых органов. По мнению Лукки иПачеко, посредством таких надписей и рисунков дети исследуют поведение,соответствующее сексуальным ролям.
Развлекательные мотивы. Практически во всех эмпирическихисследованиях граффити фигурирует категория «разное». В «разное» включаюткаракули, отдельные слова, которые нельзя отнести ни к одной из содержательныхкатегорий. По-видимому, рисование является частью игры и само по себедоставляет удовольствие.
Гендерные различия в граффити
Выше упоминалось, что участие в сообщения, систематическирасписывающих стены, характерно для мальчиков, но как случайный вид поведенияграффити свойственны в одинаковой степени обоим полам.
Специально вопрос о гендерных различиях изучался только вотношении надписей и рисунков в общественных туалетах. Рассмотрим эти различияподробнее по количеству граффити, по их содержанию и стилю.
Данные различия в количестве противоречивы. Некоторыеисследователи обнаружили большее число надписей и рисунков в мужских туалетах,другие — в женских.
Более последовательны результаты, полученные относительно различийв содержании. Мужские граффити чаще сексуальны, тогда как в женских преобладаетромантическая тематика. Это отличие объясняется двояко. Либо несхожесть вграффити отражают особенности природы женской и мужской сексуальности:возможно, для первой важнее романтические импульсы, а для второй — эротические.Либо эти различия отражают не столько природу сексуальности, скольконеодинаковость культурных предписаний в ее выражении. Однако с ростомсоциально-экономического статуса вышеупомянутые различия в граффитиуменьшаются. По данным Уэлс и Брюер, в школе, где обучались дети из низшихслоев, женские надписи носили преимущественно романтическую направленность. Вшколе, где учились представители среднего класса, число эротических граффитиувеличилось, а в элитарной школе эти две категории практически сравнялись повеличине. Отта и сотрудники обнаружили уменьшение различий в тематике мужских иженских граффити с ростом образования. Это касается не только сокращенияразницы в количестве эротических и романтических надписей, но и граффити другойтематики. Если в старшей школе значимые различия наблюдались в семи категориях,то в университете только в двух.
Третье гендерное различие связано со стилем граффити. Как показалиисследования, мужские граффити носят более изобразительный характер. По даннымЛукки и Пачеко, рисунки составили 13 % в туалетах для мальчиков и лишь 6 % втуалетах для девочек. Причем мальчиками присущ более усложненный стиль. Ихрисунки гораздо чаще содержат детали, особенно сексуальные. Отта и др. такжеобнаружили большее число рисунков среди мужских граффити, нежели среди женских.
Следует заметить, что хотя исследований граффити в туалетахдовольно много, обобщение результатов затрудняется тем, что они были полученына материале разных культур и в разное время.
Граффитиможет носить случайный характер, может становиться систематическим дляличностей определенного склада и является непременным элементом субкультурыподростковых сообществ.
Имеютсяупоминания о том, что граффити являются характерным типом поведения длямолодежных банд, но нет специальных исследований, позволяющих установитьналичие связей с другими видами разрушительного поведения. Мало исследованароль граффити в коммуникации. Неизвестно, кто читает граффити и какуюинформацию получает. Скудны сведения об оценке данного вида поведенияпредставителями разных социальных слоев и субкультур. Следует отметить явнуюнедостаточность исследований личностных черт рисовальщиков и практическоеотсутствие репрезентативных межкультурных исследований.
Исследованиеграффити, особенно имеющих агрессивную направленность, может позволитьпродвинуться в понимании других форм человеческой деструктивности и нахожденияспособов стимулирования заботливого отношения к окружающей среде и другимлюдям.