КУРСОВАЯРАБОТА
Национальныеконфликты как социальное явление
Содержание
Введение
Глава 1. Национальный конфликт:понятие, сущность, причины
Глава 2. Способы предотвращения иразрешения национальных конфликтов
2.1 Национальная политика как условиепредотвращения национальных конфликтов
2.2 Правовые основы разрешениянациональных конфликтов
Глава 3. Авторская программа«Воспитание национальной толерантности у школьников»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность изучения этнических конфликтов впоследние десятилетия обусловлена трудноразрешимостью подобного родаконфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенныхисточников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинствосуществующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать какэтно-религиозно-территориальные. Это косовский, карабахский, грузино-абхазскийкризисы и другие. Для Российской Федерации данная проблема также одна изнаиболее серьезных. Можно уже говорить о том, что один из конфликтов,развернувшихся на территории России – чеченская война, в основе которой лежит,в том числе этническая компонента, – одно из крупнейших политических событийконца ХХ века.
Межнациональный конфликт- это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего родатормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей.Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы;затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствиямежнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями, они осложняютсябольшими потоками беженцев. Все это может быть причинами социальнойнестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций.
Объектом данной работы являются социальныеконфликты в обществе.
Предметом исследования выступают национальныеконфликты как одно из проявлений социального конфликта.
Цель данной работы – рассмотретьнациональные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу повоспитанию толерантности у школьников.
Для достижения даннойцели выдвигаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие,сущность, причины национальных
конфликтов;
2) проанализироватьспособы предупреждения и разрешения национальных конфликтов;
3) создать авторскуюпрограмму «Воспитание национальной толерантности у школьников».
Теоретической основойпослужили работы таких авторов, как Акиевой М. Х., Козера Л., Осипова А. Г.,Маценова Д. В., Платонова Ю. В., Тишкова В. А., Торшина А. П., Байбородовой Л.В., Кокшарова Н. В.
Правовой основой работыпослужили такие документы как Конституция РоссийскойФедерации, ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РоссийскойФедерации», ФЗ «О государственной политике Российской Федерации вотношении соотечественников за рубежом», ФЗ «О национально-культурнойавтономии», ФЗ «Об общих принципах организации общин коренныхмалочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РоссийскойФедерации», Единый перечнь коренных малочисленных народов РФ, “Концепциигосударственной национальной политики Российской Федерации”, Закон Саратовскойобласти «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитиенародов Саратовской области» на 2008-2010 годы». Таким образом, всего 8нормативных источников. Общее количество использованных в работе источниковсоставило 17.
Структураработы состоит из 3 глав (2 теоретические и авторская программа), 2 параграфов,введения и заключения. Авторская программа направлена на воспитаниенациональной толерантности у школьников. И призвана сформировать у них чувства и сознания граждан мира.
Глава 1. Национальныйконфликт: понятие, сущность, причины
Одна из фундаментальныхпотребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности —семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежитобщности этнической. Самоидентификация «я — русский» или «я — украинец»— это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальныхкоординат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной изнаиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этойпотребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.
Несмотря на уже довольнодолгую историю науки этнологии общепризнанного понятия «этнос» так и невыработано. Разные этнологические школы выдвигают на первый план то объективныефакторы формирования этносов (связь с природной средой, общность территории,языка), то субъективные (самоназвание, общность духа, религии, чувствосолидарности), то природные, то исторические. В. А. Тишков предлагает следующееопределение: «Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчиваясовокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, котораяподдерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры(языковые, родственные или другие контакты)»[1].
/>/>Этническая идентичность задается,прежде всего, внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируютсяязыковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными ипрочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придаютобщность истории и сплоченность вокруг общих символов.
Наряду с понятием«этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие«нация». В мировой практике оно означает союз граждан одногогосударства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии —Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических иликультурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называтьнациональными потому, что, как правило, государства Нового времениформировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяясоотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация — этоэтнос, обретший свою государственность.
Только при этом надообязательно подчеркнуть, что границы между государствами никогда точно несовпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов.Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств(поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктоваланеобходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу».Например, американцы (граждане США) — это одна нация. Хотя этносов в нейперемешано множество.
В сегодняшнем миренасчитывается около 200 суверенных государств. «На подходе» — еще примерностолько же (имеются в виду этносы, официально заявившие о своих притязаниях насамостоятельную государственность). А всего этносов, по некоторым оценкам,более 5000. В одной только России их около тысячи.
И естественно междуэтническими общностями существовали и существуют конфликты и столкновенияинтересов. Существуют самые разные точки зрения на суть, происхождение,структуру, типологию конфликтов. Одни исследователи считают конфликт логическимконцом, предельным случаем обострения противоречий, другие называют его особымвидом социального взаимодействия, третьи — социальной болезнью, четвёртые — нормальным состоянием динамического общества[2]. В принципе, любое изэтих пониманий конфликта содержит в себе рациональное зерно, и не следуетотбрасывать его с ходу. Однако необходимо помнить, что хотя чаще всегонациональный конфликт рассматривается лишь как частный случай социальногоконфликта, он всё же обладает рядом специфических черт.
Понятие «этническийконфликт» — шире понятия «национальный конфликт», поскольку к числу субъектовконфликта относит не только нации, но и любой тип этноса (племя, народность ит.д.).
Понятие «межнациональныйконфликт» — напротив, более узкое, поскольку акцентирует внимание только наодной стороне национального конфликта — внешней, в то же время не включаетрассмотрение внутринациональных конфликтов.
Понятие «межэтническийконфликт» подразумевает внешний аспект этнического конфликта. Наконец, понятие«национально-этнический конфликт» представляет одну из сторон национального конфликта,а именно — этническую сторону. Но национальный конфликт может быть не тольконационально-этническим, но и национально-политическим,национально-конфессиональным и т.д.
Национальный конфликт вцелом можно определить как особую разновидность социального межгрупповогоконфликта, когда группы с противоположными интересами (или с интересами,которые осознаются как противоположные) поляризуются друг против друга понациональному признаку.
Корни национальныхконфликтов находятся, как правило, в области экономических, политических,правовых, социальных противоречий, однако национальные конфликты имеют и своюопределённую внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влиянияпсихологических факторов, мощь эмоционального потенциала национального самосознания.
Национальный конфликтвсегда формируется в определённой ситуации, содержащей проблему (или проблемы),т. е. такие противоречия, которые представляются данным национальным группам(этническим общностям) как значимые для них противоречия между сущим и должным.Конфликтная ситуация есть «совокупность факторов и предпосылок (включаяопределённое состояние массового сознания) конфликта, выступающего как формамежэтнических отношений»[3].
Конфликтная ситуацияпорождается обычно резко противоположными позициями сторон по существеннымвопросам, или коренным несовпадением интересов сторон, или разнонаправленнымицелями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения поставленных целей.
Развитие конфликтнойситуации начинается обычно с роста этноцентризма, который имеет место в большейили меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при достаточноразвитом национальном самосознании. Этноцентризм есть такая позиция, прикоторой своё национальное рассматривается как средоточие всего позитивного, авсё инонациональное — как отклонение от нормы. Нарастанию напряжённостиконфликтной ситуации способствует усиление негативных этнических стереотипов,т.е. оценочных суждений представителей одних народов о представителях других.Эти суждения отражают прошлый и настоящий опыт контактов между народами и могутносить как положительную, так и отрицательную эмоциональную окраску. Впоследнем случае наступает межнациональное отчуждение, усиливаетсянапряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданнымобразом.
Непосредственнымисточником этнического конфликта является столкновение национальных интересов,т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под угломзрения гипертрофированного национального самосознания. На практике, какправило, «общие национальные интересы», принимая самодовлеющую форму,оказываются оторванными от действительных индивидуальных и групповых интересов,а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональномупотенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большейчасти нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) вситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.
Структура национальногоконфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта(противоречия, порождающие конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны,оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию).
Однако чтобы ситуацияпереросла в конфликт, необходим импульс — инцидент. В случае национальногоконфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (какправило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересовпутём ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических,политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если врезультате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можносчитать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становитсяреальным.
Имеются различные точкизрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта.Наиболее типичной из этих схем является следующая: а) стадия конфликтнойситуации (или потенциального конфликта), б) переходная стадия (стадия перехода,перерастания потенциального конфликта в реальный), в) стадия непосредственносамого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных действий), г)стадия разрешения или снятия конфликта.
По мнению американскогоэтносоциолога М. Хейслера, национальные конфликты есть исключительное явлениетолько в двух группах стран: в промышленно развитых странах с устойчивойдемократией и в странах с авторитарными режимами.
Другие группы стран — недостаточно развитые, или с неустоявшейся демократией, или толькоосвободившиеся от наследия авторитарных или колониальных режимов и т.п. — сталкиваются с конфликтами довольно часто. В Азии к странам с повышенной конфликтностьюотносятся Индия, Шри-Ланка, Филиппины, Афганистан, Ливан, Кипр, Израиль, Бирмаи т.д., в Африке — ЮАР, Ангола, Сомали, Эфиопия, Чад и т.д., в Европе — бывшиесоцстраны, особенно республики бывшей Югославии (Хорватия, Босния и т.д.) иприбалтийские государства. В СНГ национальные проблемы, противоречия иконфликты в той или иной мере затронули почти все республики, но наиболееострый характер приняли в Закавказье, Молдове, Таджикистане, на СеверномКавказе.
Из развитых страндостаточно остро национальные проблемы затронули Великобританию, Канаду,Бельгию, Германию и т.д. Таким образом, большинство государств мира познало,что такое национальные конфликты и связанная с ними нестабильность.
Даже поверхностный анализпоказывает, что первопричины основной массы конфликтов кроются вдисгармонизации национальных интересов. Следовательно, эффективноеурегулирование возможно только путём выработки норм мирного сосуществованияразличных народов в рамках единой социальной, политической, экономической системы.Гармонизация национальных интересов возможна лишь в условиях бесконфликтногососуществования (бесконфликтного — не значит беспроблемного).
Понятие «национальныйконфликт» — далеко не однозначно, и включает в себя целую группу явлений,различных по глубине, генезису, характеру, механизму протекания, методамрешения и т.д.
Генезис национальногоконфликта зависит от тех проблем и противоречий, которые реально существуют вобществе, и в определённый момент всплывают на поверхность в виде конфликта. Всвоей развитой форме конфликт является проявлением тех или иных тенденций вразвитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицироватьследующим образом: сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские,этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные),антимиграционные.
Деление навышеперечисленные типы достаточно условно, тем более что одно национальноедвижение может нести в себе признаки сразу нескольких типов, иметь в себеразличные тенденции. Например, ирландское национальное движение в Ольстереможно квалифицировать одновременно и как сепаратистское (стремление к отделениюот Великобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией),и как этноконфессиональное (католическое движение против засильяпротестантизма).
Нередкоэтнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают взаимосвязаны,особенно если религиозное меньшинство одновременно является и языковым.Национальные движения могут также трансформироваться в ходе историческогоразвития, например, автономистские движения по достижении своих целей(получение национальной автономии) могут перерастать в сепаратистские илиирредентистские и т.д.
Характер национальногоконфликта зависит не только от генезиса, но и от целей. По этому признакувыделяют конфликты: реалистические, нереалистические, смешанные[4].
Реалистические конфликтыпредполагают, что субъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликтныедействия выступают только средством их достижения. Это подразумевает поискальтернативных способов решения конфликтов при постоянстве целей сторон.
Нереалистическиеконфликты имеют место тогда, когда субъекты конфликта не очень отчётливоосознают цели и мотивы конфликта, а сам он является лишь средством агрессивнойэмоциональной разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственнаальтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистическиеконфликты более непредсказуемы, стихийны, иррациональны, менее подвластныконтролю и управлению.
«Смешанные конфликты» — наиболее тяжёлый случай, когда субъекты совершенно поляризованы в целях,способах и функциях конфликта. Это происходит, как правило, когда для одного изсубъектов конфликт выступает как реалистический, а для другого — какнереалистический. Примерами реалистических конфликтов могут служитьармяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский.Нереалистические конфликты — осетино-ингушский. Смешанные конфликты — таджикский,грузино-мингрельский, чеченский и т.д.
По длительностипротекания национальные конфликты можно разделить кратковременные,долговременные (большинство конфликтов на Кавказе, на Балканах, на БлижнемВостоке и т.д.) и промежуточные. С длительностью связана, как правило, ещё однахарактеристика конфликта — острота. Кратковременные конфликты бывают обычноострыми, долговременные — хроническими. Однако возможны и острые долговременныеконфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский и т.д.).
Ещё одним основаниемделения конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е.роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западнойконфликтологии выделяют следующие типы: насильственные конфликты(сопровождаемые реальными актами насилия и плохо управляемые); чреватыенасилием (готовые в любой момент обернуться реальными насильственнымидействиями); насильственные, но управляемые; потенциально насильственные (вглубине имеющие предпосылки к насилию, но пока не проявляющие себя);ненасильственные, управляемые[5].
Следует отметить, что чембольше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. Наинтенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый рядфакторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованностьзадействованных в конфликте групп, характер целей и средств и т.д.
Субъекты конфликта могутбыть одного уровня — группы, общины, партии, организации, государства, а могутбыть и разного уровня, например, с одной стороны может выступать организацияили партия, как выразитель интересов одного субъекта конфликта, а с другойстороны — государство, как выразитель интересов другого субъекта. Одной изсамых больших проблем многонациональных государств является то, что государствовоспринимает себя и воспринимается многими не как выразитель интересов всегонаселения, всего общества, а лишь основного этноса страны. Именно поэтому многиемногонациональные государства остаются этническими государствами титульногоэтноса.
Анализ конфликтныхситуаций только в пределах бывшего Союза даёт нам широкий спектр разнообразныхнациональных конфликтов: конфликты реальные и потенциальные, острые и хронические,межнациональные и внутринациональные, локальные и глобальные, длительные икратковременные, более насильственные и менее насильственные, вооружённые иневооружённые, внутригосударственные и межгосударственные.
Нередко один конфликтпредставляет собой совокупность различных конфликтов. Например, один из самыхстарых конфликтов — армяно-азербайджанский — представляет собой сплетение самыхразных проблем: социально-экономическая отсталость карабахского региона,стремление армянского населения к воссоединению с исторической родиной,религиозные противоречия, больная историческая память, межгосударственныепротиворечия двух суверенных республик, попытки отвлечь военным конфликтомнаселение от внутренних проблем обоих государств и т.д.
Таким образом, современныепроблемы, противоречия и конфликты в сфере национальных отношений являютсясложной и специфической частью социальной реальности. Недооценка их чреватасерьёзными последствиями для общественного развития, а это требует раскрытиепричин, порождающих проблемы, противоречия и национальные конфликты, механизмапротекания, поиски вариантов решения и возможностей управления ситуациями и ихвозможными социальными последствиями. Но наиболее эффективный способ разрешениялюбого конфликта, в том числе и национального, это его предотвращение. И здесьочень важную роль играет грамотная национальная политика государства.
Глава 2. Способыпредотвращения и разрешения национальных конфликтов
2.1 Национальнаяполитика как условие предотвращения национальных конфликтов
Для современноймногонациональной России, строящей демократическое общество, где проживаютсовместно более 170 народов, существенно важное значение имеет развитие иукрепление межнациональных отношений и предупреждение конфликтов нанациональной почве. Национальные вопросы нельзя считать решенными раз инавсегда. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особоевнимание со стороны государства для недопущения межнациональных конфликтов,дестабилизирующих общество. И сегодня, при общей тенденции к снижениюмежнациональной напряженности, в нашем обществе предпринимаются попыткииспользования межнациональных конфликтов для решения определенными лицамиполитических и экономических вопросов.
За последние годыдостаточно сильно изменились состояние межнациональных отношений и характерконфликтов в этой области. Удалось снизить накал открытых массовых вооруженныхконфликтов и их последствий (чеченский конфликт, осетино-ингушский конфликт)[6].
Нынешние конфликты имеюточевидный местный характер и проявляются в столкновениях относительно небольшихгрупп людей. Вместе с тем наблюдаются рост числа и жестокость таких конфликтовв различных регионах (убийства и нападения с использованием расового инационального мотива), усиление враждебности, отражающееся в языке, особенно вслабо контролируемых сегментах информационного пространства – Интернете, атакже тенденция перерастания возникших мелких конфликтов в групповыестолкновения. Характерно и то, что конфликты проявляются, в том числе врегионах, которые считаются весьма спокойными в межэтническом отношении. Ужеэти факты свидетельствуют о том, что во многих регионах растет латентнаянапряженность.
Среди факторов, которыеможно рассматривать как непосредственно провоцирующие, – слабо контролируемыемиграционные процессы, социально-экономическая неустроенность игипертрофированное неравенство этнических групп, этнизация многих процессов вряде республик, распространение психологии насилия.
В целях предупреждениямежнациональных конфликтов, укрепления межнациональных отношений в субъектахРоссийской Федерации необходима целостная система законодательного обеспечениягосударственной национальной политики в сфере межнациональных отношений,которая должна содержать основы регулирования национальной политикигосударства; полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вобласти регулирования межнациональных отношений; формы участия органов местногосамоуправления, общественных объединений и граждан Российской Федерации вреализации государственной национальной политики; меры, направленные напредупреждение конфликтных ситуаций.
Национальная политикаотносится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности.Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет иотносительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством,направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственнаянациональная политика включает стратегические задачи жизнедеятельностигосударства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так этопринято понимать во всем мире[7].
Внутренняя политикагосударства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычноназывается этнической политикой или политикой в отношении этническихменьшинств. Национальная политика — это и целенаправленная деятельность порегулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию,цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации. Главной задачейгосударственной национальной политики является согласование интересов всехпроживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для ихразвития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодногосотрудничества. Учет этно-национальных особенностей в жизни социума долженосуществляться в границах соблюдения прав человека. Путь к гармонизациимежэтнических отношений лежит в значительной степени через культуру.
Основной принципсовременной государственной национальной политики — равенство прав и свободчеловека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношенияк религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям. Можновыделить и другие принципы, которые могут быть положены в основугосударственной национальной политики:
1) принцип национальногопаритета и межнационального партнерства — состоит в признании всех народовРоссии государствообразующими и в утверждении того, что ни один народ не можетобладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтамивласти и природными ресурсами;
2) принцип национальнойсамоорганизации — означает создание государством условий, позволяющихпредставителям разных народов самостоятельно определять и реализовывать своинационально-культурные потребности;
3) принцип национальногопатернализма — состоит в обязанности властей всех уровней защищать правачеловека в национальной сфере и оказывать поддержку наименее защищеннымэтническим группам, категориям этнических беженцев, переселенцев.
В национальной политикенаиболее выделяются два аспекта: политический и культурный. Политический аспектпредставлен через деятельность государственных, в том числе и местных, органоввласти, например, через выделение соответствующих статей в бюджетах,законодательные акты, постановления по конкретным проблемам (например, овозвращении культовых зданий, открытии классов или национальных школ).
Культурный аспект — этонепосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций,национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия можетрассматриваться как элемент гражданского общества. Это экстерриториальноеобразование, она не наделяется какими-то властными полномочиями, а деятельностьее определяется в области этнокультурных проблем. В качестве примера можно привести факт, что только в Краснодарском крае в2003 году в управлении юстиции зарегистрированы три грузинскихнационально-культурных общественных объединения: в Новороссийске — Грузинскоекультурно-просветительское общество “Сакартвело”, существующее с 1997 года, вКраснодаре — Краснодарская региональная общественная организация «Грузинскаяобщина “Иверия”», с 1999 г., в Сочи — Краснодарская краевая общественнаяорганизация «Грузинский культурный центр “Иверия”», с 1999 г.)
Национальная политикатолько в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всёмногообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть,этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сференеобходимо реализовать обществом и государством следующие задачи:
1) формирование ираспространение идей духовного единства, дружбы народов, межнациональногосогласия, культивирование российского патриотизма;
2) распространение знанийоб истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
3) сохранениеисторического наследия, развитие национальной самобытности традицийвзаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и другихнародов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве,создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
4) обеспечениеоптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России,использование русского языка как общегосударственного;
5) укрепление исовершенствование национальной общеобразовательной школы как инструментасохранения и развития культуры и языка каждого народа, наряду с воспитаниемуважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурнымценностям;
6) учёт взаимовлияниянациональных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозныхорганизаций в миротворческой деятельности[8].
Наибольшее политическоезначение имеет государственный язык, которому государство оказывает поддержку иразвивает его. В нем усматривается сила, обеспечивающая стабильность и единствообщества. Знание государственного языка во многих странах входит в кругтребований, необходимых для получения гражданства. По Конституции 1993 года,государственный язык России — русский, хотя республики могут устанавливать своиофициальные языки. Как средство межнационального общения язык должен бытьприемлемым для всех этносов. Языковая политика — деятельность государства идругих политических сил по установлению статуса языка в обществе. Наибольшейсилой отличается языковая политика в отношении государственного языка, которыйявляется монополией официальной сферы коммуникации, всячески поддерживается истимулируется государством. С этой целью создаются соответствующие структуры —переводческие, документооборота, вводятся экзамены на доступ к административнымдолжностям и т. п. В любом государстве языковая политика всегда есть отражениеполитики государства.
Русский вопрос — самыйважный в рамках российского национального вопроса. Согласно международнымнормам, государство, в котором не менее 67% населения представлено однойнациональностью, является мононациональным. С этой позиции, Россия – хоть иполиэтническое, но мононациональное государство. Русский народ, составляябольшинство населения страны, является в России системообразующей нацией. Отположения и национального самочувствия русских во многом зависит национальнаябезопасность государства в целом. У русских сейчас на первом месте стоят задачиулучшения их положения в обществе, т.е. повышения качества жизни по всемуспектру существующих проблем национального бытия — от социально-экономическихдо духовно-нравственных. Причём доминирующими являются потребности повышениянациональной солидарности и уровня государственной защищённости русских.
Русская проблема имеетсейчас несколько основных проявлений. Это продолжающийся отток русскогонаселения из большинства регионов России, нарушающий сложившийся балансэтнополитических сил и интересов. И недостаточное участие русских вполитической жизни ряда регионов, включая и те, где они являются численнонаибольшей этнической общностью, как по причине существующих в некоторыхреспубликах политико-правовых ограничений, так и в силу собственной слабойполитической активности и самоорганизации. И проблема адаптации вынужденныхпереселенцев из других стран к новым условиям проживания в регионах России. Атакже ухудшение общего психологического самочувствия русских.
Также предметом особоговнимания национальной политики должны стать нерегулируемые этнические миграции,как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы России, так инелегальный приток мигрантов из-за рубежа.
2.2 Правовые основы разрешениянациональных конфликтов
В настоящей конституцииРФ говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы,национальности, языка, отношения к религии. «Запрещаются любые формыограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,языковой или религиозной принадлежности»[9] (статья 19), то есть предусматривается,что государство должно создавать для народов равные социальные и политическиеусловия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру.
Основное достижениероссийской национальной политики 90-х годов XX века состоит в разработке“Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, котораябыла одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утвержденаУказом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепциивыделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения:
1) развитие федеративныхотношений, обеспечивающих гармоничное сочетание субъектов РФ и целостностироссийского государства;
2) развитие национальныхкультур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян;
3) обеспечениеполитической и правовой защищенности малочисленных народов и национальныхменьшинств;
4) достижение и поддержкастабильного, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
5) поддержкасоотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитиюсвязей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья;
В целом концепциягосударственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но иотличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности вплане урегулирования и решения многообразных этнических проблем, а в некоторыхситуациях даже усугубляет их. Существует тенденция подмены национальнойполитики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальнаяполитика в принципе не может быть направленной на решение проблем сегодняшнегодня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными для страны.
Концепция сыграла важнуюроль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничногогражданского общества на принципах равноправия народов. Многие предусмотренныеею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования федеративных инациональных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии,позволяющий гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различнымнациональным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения иразвития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Отдельные задачи,предусмотренные Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день,оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируютсяпредусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленныена национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народовРоссийской Федерации.
Реализующаяся в настоящеевремя в России концепция государственной национальной политики составляеттеоретическую основу государственного регулирования межнациональных отношений.
Однако принятие базовогофедерального закона в сфере национальной политики затягивается. Если ранее егоотсутствие частично компенсировалось наличием Концепции государственнойнациональной политики, то со временем ее актуальность становится все менеезначимой, а потребность разработки и принятия закона об основах национальнойполитики – очевидной.
Помимо данной Концепции всфере национальной политики реализуются такие законы как: Федеральный закон от17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», в которомопределяются правовые основы национально-культурной автономии в РоссийскойФедерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества длязащиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбораими путей и форм своего национально-культурного развития. Раскрывается понятиенационально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя копределенной этнической общности, находящейся в ситуации национальногоменьшинства на соответствующей территории, на основе их добровольнойсамоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранениясамобытности, развития языка, образования, национальной культуры.Национально-культурной автономии предоставляются гарантии поддержки со стороныорганов государственной власти, даются права на создание собственных средствмассовой информации, образовательных учреждений, на участие в международныхнеправительственных организациях.
В национальной политикеРоссии остро стоит проблема коренных малочисленных народов. В России к коренныммалочисленным народам, согласно Единому перечню коренных малочисленных народовРФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255,отнесены 63 народа. Это особая группа этносов, проживающих в местахтрадиционного расселения их предков. Этим народам присущи своеобразие языка,культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни в целом, несущее на себеотпечаток природных условий и исторического пути развития. В последние годысозданы законодательные основы правового статуса коренных малочисленныхнародов. В 1993 году права этих народов впервые были закреплены наконституционном уровне, когда государство гарантировало их права в соответствиис общепризнанными принципами и нормами международного права и международнымидоговорами Российской Федерации (ст. 69). В 1999 году принят федеральный закон“О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ” и в 2000 году — федеральный закон “Об общих принципах организации общин коренных малочисленныхнародов Севера, Сибири и Дальнего Востока”. Но, несмотря на все недостаткизаконодательства, более серьезной проблемой является его осуществление напрактике.
В настоящее времяпродолжается отток русского населения за пределы Российской Федерации. В связис этим в сфере национальной политики был создан закон «О государственнойполитике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»,где устанавливается порядок признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам,основания въезда в Российскую Федерацию и передвижение по ее территории,правовое положение соотечественников — иностранных граждан и лиц безгражданства на территории Российской Федерации. Соотечественники, проживающиеза рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлениисвоих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав,сохранении самобытности.
Что касается Саратовскойобласти, то здесь тоже создан законопроект в сфере улучшения межнациональныхотношений и профилактики конфликтов на национальной почве. Это ЗаконСаратовской области «Об областной целевой программе «Национально-культурноеразвитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы», направленный наулучшение атмосферы межнационального общения в области; предупреждение и снижениеконфликтов и преступлений на национальной почве; развитие социально-экономическогопартнерства в рамках межнациональных отношений.
Также стоит сказать, чторазжигание ненависти или вражды на национальной почве классифицируется какуголовное преступление и предусматривается наказание в соответствии со статьей282 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы.
Таким образом,государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий,позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание,осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определятьсвою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть факторомнациональной консолидации народов России. Эта политика должна быть направленана поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народови принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать впротиворечие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности иконфликтов между народами.
Глава 3. Авторскаяпрограмма «воспитание национальной толерантности у школьников»
Происшедшие в России идругих странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнилимежнациональные отношения населяющих их народов. Рост национальногосамосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальныхкультур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верованийприводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация кмежэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое вниманиенеобходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям другихнаций.
Национальнаятолерантность в словарях трактуется как специфическая черта национальногохарактера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета,ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либофактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональнаятолерантность — это свойство личности, которое проявляется в терпимости кпредставителям другой национальности (этнической группы) с учетом еементалитета, культуры, своеобразия самовыражения[10].
При организациивоспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов, которыесегодня составляют сердцевину национальных отношений, как на мировой арене, таки внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматриваетвключение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности,как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, онопризвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящееи будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки поотношению к чужим культурам (и к своей собственной) возникают из-за отсутствияу людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.
Данная программа созданас целью развития у учащихся школы национальной толерантности.
В соответствии споставлено целью выдвигаются следующие задачи:
1) приобщение учащихся ккультурам и традициям различных национальностей;
2) ознакомление смногообразием различных религий;
3) формирование уучащихся чувства и сознания граждан мира;
4) выработкапротиводействия учащихся вредным националистическим влияниям.
Для осуществления данныхзадач предлагается комплекс мероприятий для учащихся школы. Естественно, чтокаждое мероприятие должно соответствовать возрасту учащихся. Поэтому содержаниеработы можно дифференцировать следующим образом.
Так, в первом классе детизнакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можнозавершить праздником сказочных героев. Во втором классе учащиеся глубже изучаюттворчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края,участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этапзавершается игрой «Поле народных чудес». В третьем классе дети продолжаютзнакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводятбеседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашегогорода», выставки народного творчества, встречаются с творческойинтеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».
В 5-7 классах — основусоставляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новыхинтересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся ородном крае, национальной культуре. Главное — это деятельность, направленная наразвитие творческих способностей детей, воспитание патриотических иинтернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры,стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре.В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициямидругих народов, организация концертов народных песен для родителей и учеников.
Для старшеклассниковпривлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которогоопирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники,традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры,в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японскаясемья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавскаясемья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники,традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовнуюжизнь и культуру.
Можно предложить в планевоспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религийнародов России, включив в него, прежде всего изучение религии своего народа,во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих вРоссии. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение,составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно наранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни иментальность народа.
Важную роль в приобщениик культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышениякультуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языковявляется сегодня одной из приоритетных задач государственной политикиРоссийской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному,но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности икультуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.
Изучение языковпредставляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духетерпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открываетвозможность для ее всестороннего и достоверного понимания.
В связи с этимпредлагается в качестве факультативных занятий изучать языки различных народовмира, Знакомить учеников с отдельными фразами (приветственными, прощальными), сгуманистическими понятиями, такими как любовь, красота, добро, дружба и такдалее.
Необходимо особоевнимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении иразвитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важностьдля установления объективной истины, формирования личной позиции. Впедагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначаетнезыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманиюи взаимообогащению народов. Таким образом, много внимания нужно уделять урокамистории России, рассматривать становление Российского государства в параллели сдругими странами, делать акцент на взимозаимствовании различных культур,языков, традиций, обычаев и так далее, приводить исторические примерыдружественных союзов разных стран.
Могут быть созданыисследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанныхс культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах — этооснова формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. К томуже совместная групповая работа сплачивает классы, детские коллективы и учитработать сообща, вместе, организованно.
Не менее важнымисредствами усвоения знаний служат игры и игрушки, особенно эффективные приработе с младшими школьниками. Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности детей,которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечиваетнеобходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культурымежнациональных отношений учащихся. Учащиеся старших классов могут статьорганизаторами игры для начальных классов, что будет способствоватьактуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не толькообогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки,необходимые в жизни, учатся общаться. Педагогическая практика подтверждаетцелесообразность использования народных игр в качестве одного из основныхсредств воспитания культуры межнационального общения.
Также необходимоустраивать частые посещения учениками краеведческих и литературных музеев,различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорныхконцертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.
Проведение вышепредставленных мероприятий и осуществление программы в целом предполагаетсяреализовывать усилиями классных руководителей, учителей, социальных педагогов,школьных психологов.
Подводя итоги, нужносказать, что воспитание национальной толерантности со школьных лет это залогполучения в дальнейшем полноценной, развитой личности, толерантной и гуманной.А главное выработка иммунитета к различным вредоносным попыткам повлиять на умымолодого поколения различных националистических движений и организаций.
Заключение
В результате исследованиямы пришли к следующим выводам:
1) Межэтническиеконфликты являются важной проблемой в современном мире. Межэтнические конфликтыпроисходят между отдельными представителями, социальными группами различныхэтносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей итрадиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие врезультате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место влюбой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностныхмежэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями вкультуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.
2) Межэтническиеконфликты множественны по своей природе. Исследователи предлагают самые разные ихклассификации. По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликтстороны, межэтнические конфликты можно подразделить на:социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданскогоравноправия (от прав граждан до равного экономического положения);культурно-языковые и конфессиональные, при которых выдвигаемые требованиязатрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры,религии, этнической общности; политические, если участвующие в них этническиеменьшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов властидо полномасштабного конфедерализма); территориальные — если в их основе лежаттребования изменения границ, присоединения к другому («родственному» скультурно-исторической точки зрения) государству или создания новогонезависимого государства. Кроме целевого подхода, природу межэтническихконфликтов можно рассматривать с точки зрения структурных изменений в обществекак основы противоречий, приводящих к конфликтам.
3) Межнациональныеконфликты весьма вредны как для любой страны, так и для всего общества в целом.Они порождают множество социальных проблем, психологическую напряженность всоциуме, нестабильность в обществе.
4) Поэтому необходимаграмотная национальная политика для предотвращения межэтнических конфликтов. Политикадружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть неразными политиками, а единой государственной национальной политикой России.Гармоничное соотношение двух факторов — этнического, национального, иинтернационального, общечеловеческого, — должно составлять суть государственнойнациональной политики России в современных условиях.
5) В данной работе былапредставлена авторская программа «Воспитание национальной толерантности ушкольников». В авторской программе предлагается ряд мероприятий, направленныхна формирование национальной толерантности посредством приобщения учащихся ккультурам и традициям различных национальностей, ознакомления с многообразиемразличных религий. А осуществить данные мероприятия предлагается за счетпосещения учениками краеведческих и литературных музеев, различных национальныхкультурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотровфильмов национальных студий, проведения классных часов, направленных на изучениеразличных культур, национальных обычаев и традиций разных народов, религий,введения специальных предметов в школьную программу, проведение различныхпраздников, концертов силами учащихся и т. д.
Список используемойлитературы
Нормативные документы
1) Конституция РоссийскойФедерации. — М.: Проспект, 1997
2) Федеральный закон от30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народовРоссийской Федерации»
3) Федеральный закон от24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации вотношении соотечественников за рубежом»
4) Федеральный закон от17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»
5) Федеральный закон от20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренныхмалочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РоссийскойФедерации»
6) “Концепциигосударственной национальной политики Российской Федерации” от 15 июня 1996года № 909
7) Закон Саратовскойобласти «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитиенародов Саратовской области» на 2008-2010 годы» от 29 августа 2007 года N 166-ЗСО
8) Единый перечнькоренных малочисленных народов РФ от 24 марта 2000 года № 255
Учебно-справочные издания
1) Акиева М. Х.Взаимодействие культур как фактор политической консолидации общества /Духовно-культурные процессы в современной России. — М.: ИНФРА-М, 1998
2) Козер Л. Функциисоциального конфликта. — М.: Идея-прес, 2000
3) Осипов А. Г. К вопросуо генезисе межэтнических конфликтов. Этнические конфликты в СССР: Причины,особенности, проблемы изучения. — М.: ИЭА РАН, 1991
Журнальные и газетныестатьи
1) Маценов Д. В. Западныеполитологи о межнациональных отношениях в СССР // МЭиМО.- 1991.- № 9
2) Платонов Ю. В.Социальные конфликты на производстве // Социс.- 1991.- № 11
3) Тишков В. А.Социальное и национальное в историко-антронологической перспективе // Вопросыфилософии.-1990. -№12
4) Торшин А. П.Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2007.-№ 17 (334)
Интернет-источники
1) Байбородова Л. В.Воспитание толерантности школьников как функция деятельности классногоруководителя // www.yspu.yar.ru
2) Кокшаров Н. В.Современная национальная политика в России // credonew.ru/content/view/336/55/