Реферат по предмету "Социология"


Молодая семья и конфликтность в период первой адаптации

Содержание
Введение
1 Молодая семья как особая социальная категория
1.1 Теоретические подходы к понятиям «брак» и «семья»
1.2 Молодая семья
1.3 Студенческая семья как особая категория молодыхсемей
2 Типы молодой семьи и стадии её развития
3 Молодая семьяи конфликтность в период первичной адаптации
3.1 Проблемы молодой семьи
3.2 Причины конфликтности молодой семьи в период первичнойадаптации
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Семья – объект исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики, как комплекса междисциплинарных исследований семьи, а для проведения этих исследований в нашей стране организован Институт семьи.Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественноймысли прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчиваясовременными реформаторами. И это неудивительно, ведь семья представляет собой системусоциального функционирования человека, один из основных институтов общества. Онанаходится в движении, меняется не только под воздействием социально-политическихусловий, но и в силу внутренних процессов своего развития. В современных условияхжизни семья, как ее основополагающая ячейка, переживает многочисленные трудностии проблемы. Особенно это касается молодой семьи.
Молодые люди часто вступают в брак, находясь во власти романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся. Молодым людям необходимо знать не только этику и психологию, но и педагогику супружеской жизни, уметь увидеть разницу между влюбленностью, любовью и страстью; разобраться в своем чувстве, учесть особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибаться; чтобы уметь извлекать полезное из допущенных ошибок и исправлять их. Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи — дело не простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с осознаем своей огромной ответственности.
Поэтому изучение причин возникновения конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации является необходимым и очень важным.
Все выше сказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
Целью данной работыявляется всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ попроблеме молодой семьи и конфликтности в период первой адаптации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключенияи списка использованной литературы. Общий объём работы 26 страниц.

1 Молодаясемья как особая социальная категория
1.1 Теоретическиеподходы к понятиям «брак» и «семья»
 
Термины брак и семья, как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья – не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.
Брак — это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт.
Русское слово«брак» происходит от слова «брать». Это означает, что, вступая в брак, каждая сторонаберет на себя некие обязательства в отношении другой. Причем делается это передзначимой инстанцией – перед Богом (в церкви), перед законом (в загсе), и перед людьми,в частности, перед «свидетелями», которые до сих пор участвуют в регистрации брачногосоюза. Это придает браку свойство публичности, делает отношения между супругамизначимыми в глазах других людей, социума. Вступление в официальный брак придаетмужчине и женщине новый социальный статус. Брак оказывается легитимным признаниемотношений между мужчиной и женщиной. Таким образом, брак – это, прежде всего, официальноепризнание взаимных обязательств двух взрослых людей, один из способов сохраненияи развития общества.
Теория семейногоправа различает социологическое и юридическое определение семьи.
В социологическомсмысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятиидетей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. Вданном случае во главу угла ставятся фактические семейные отношения, забота и внимание.Семья с социологической точки зрения может существовать и тогда, когда в юридическомпонимании таковой не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины,которые не состоят в зарегистрированном браке[1].
Семья — это, прежде всего, отношения между её лицами. Создать семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.
В юридическомсмысле семья – это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями[2].Другими словами, семья понимается как правоотношение. Юридически семья может существоватьи в том случае, когда семья в социологическом плане уже распалась или вообще никогдане существовала. Так, например, сохраняются семейные правоотношения ребенка с отцом,который ушел из семьи и уже много лет не интересовался своим ребенком, но однакоисправно выплачивает алименты.
Семья относится к особым, фундаментальным группам общества и оказывает довольно заметное воздействие на общество: прежде всего, своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда. В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения – все эти вопросы находятся под влиянием семьи, именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви, привязанности и заботы.[3]
Итак, первоначальнооснову семейных отношений обычно составляет брак. Но семья, как правило, представляетболее сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не толькосупругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматриватькак систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводствачеловеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальномуконтролю через систему позитивных и негативных санкций. В то время как термин «брак»употребляется для обозначения юридически оформленного союза, «семья» выражает внутренниесущностные характеристики межличностных отношений брачных партнеров, родителей идетей, а также родственников.
1.2Молодая семья
 
В отечественнойи зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификациисемьи; в качестве основания для классификации выступает и семейный стаж. Именнов зависимости от возраста супругов и от количества прожитых совместно лет принятовыделять молодую семью.
В разделе «Общиеположения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1,«Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации»дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья – это семья в первые 3года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительностибрака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста» [4].
Таким образом,законодательно установленными признаками молодой семьи являются: наличие официальнозаключенного брачного союза; продолжительность совместной жизни – до 3 лет; границавозраста супругов – от 18 до 30 лет.
Молодую семью отличает от остальных типов семьи то,что в ней основная ось отношений определяется не родством и родительством, а супружескимиотношениями, которые доминируют по сравнению со всеми остальными.
Однако для того, чтобы исследовать молодые семьи иих проблемы необходимо включение в совокупность молодых семей и следующие характеристики:
-         молодыелюди состоят в зарегистрированном браке либо проживают совместно и ведут общее хозяйство(гражданский брак);
-         возрастсупругов до 30 лет;
-         продолжительностьсовместной жизни – до 3 лет (в случае рождения детей – без ограничения продолжительностисовместной жизни).
Согласно статистикеоколо четверти детей рождаются вне брака. Родители этих детей не состоят в браке,хотя зачастую и проживают совместно, ведут общее хозяйство, то есть являются семьей.Отказ от регистрации брака в фактически сложившихся молодых семьях продиктован целымрядом причин, важнейшей из которых является желание лучше узнать друг друга (такназываемые пробные браки). После возникновения беременности или рождения ребенкабраки чаще всего регистрируются по инициативе женщины, желающей упрочить свое положениеи обеспечить защиту интересов ребенка. Однако также обнаруживается тенденция отказаот регистрации брачных отношений для получения льгот и преимуществ, право на которыеприобретает одинокая мать.

1.3Студенческая семья как особая категория молодых семей
 
Большое количествобраков в наше время заключается среди студентов. Под студенческой семьей понимаетсятакая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебногозаведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Этомолодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает5 лет.[5]
Выбирая себе спутникажизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие емуили ей — идеальный вариант в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт,объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постояннонаходятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтомупонятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе- 70% опрошенных первокурсников считают возможным вступление в брак.
Как правило, вступлениев брак для студенческой молодежи не является опрометчивым решением. Понятна тревогародителей, что, создав семью, студенты оставят учебу. В ходе опросов выяснилось,что намерения оставить учебу после вступления в брак или после появления ребенканет ни у кого из семейных студентов. Ко всему и успеваемость у семейных студентовстабилизируется, учеба становится более организованной.
Было доказано,что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовьи близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания. Характери сила чувств определяют уровень «социального оптимизма» супругов-студентов, а именно:невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, впервую очередь материально-бытовым.
Студенты заключаютбраки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание ВУЗа и распределениена работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22-24года, у женщин – 20-22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные парысо стажем от года до двух лет (39.8%), чуть меньшую – со стажем до одного года (37.7%).Остальные (22.5%) имеют стаж семейной жизни более двух лет.
Нередко студентыполагают, что во время обучения в ВУЗе города легче создать семью, особенно женщинам,так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменениемместа жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т.д.).
Уже есть наблюденияза приезжающими на встречи выпускников через пять-десять лет, что наиболее удачныебраки у тех, кто создал семью в институте.
Особенностью отношенийв студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов появлением конфликтов,независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческогобрака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основнымисторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемыхсупругами в период адаптации.
Это свидетельствуетоб активности адаптационных процессов.
Если в зрелойсемье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодойсемье поводом для столкновений становится буквально все.

2      Типы молодой семьи и стадии её развития
 
По мнению Ф.А.Мустаевой, существует три типа молодыхсемей[6].
Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуетсяориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более)семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Досуг чаще совместный,закрытый.
Второй тип – супруги ориентированы преимущественнона развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевоеравновесие (по возможности используется помощь родителей супругов).
Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественнона развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих изчисла, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетнуюили малодетную семью.
Весьма интересным представляется вопрос о стадияхразвития молодой семьи. Например, по мнению Н.Акермана[7],молодая семья в своем развитии проходит три стадии.
Первая стадия – стадия монады – когда одинокий молодойчеловек или девушка, финансово самостоятельные, живут отдельно от родительской семьи,самостоятельно реализуя свои потребности, вырабатывая некий опыт самостоятельнойжизни, проверяя на своем опыте правила, усвоенные в родительской семье. На этойстадии формируются осознанные и проверенные на практике правила собственного существования,очень важные для развития будущей семьи.
В российских семьях стадия монады очень редка, ееотсутствие связано исключительно с невозможностью приобретения отдельного жильядля финансово зависимых молодых людей. Соответственно молодые люди не имеют возможности«посмотреть со стороны» на те семейные правила, которые существуют в их родительскихсемьях.
Диада – поиск компромисса, когда молодожены устанавливаютправила своей совместной жизни, проходят период адаптации, привыкают к новым семейнымролям. Стадия диады чрезвычайно трудна и важна для молодоженов, и от того, как ив какой обстановке будут выработаны правила совместного существования, будут лиэти правила действительно приняты супругами, или один из них будет доминировать,а другой просто подчинится навязанным ему правилам в силу более слабого характераили под влиянием каких-то других обстоятельств, зависит жизненный стиль развитиясемьи: будут ли там накапливаться проблемы или супруги с позиции сотрудничествабудут решать проблемные ситуации на стадии их возникновения.
Со временем молодая семья, часто вне зависимости оттого, насколько успешно она решила проблемы диады, вступает в следующую стадию жизненногоцикла – триаду: у молодоженов рождается ребенок. Это время серьезного кризиса длялюбой семьи. Супруги думают, что с рождением ребенка все станет лучше, ведь традиционнопринято идеализировать материнство. Существует чуть ли не заговор молчания относительнотого, каким тяжелым оно в действительности является. Действительно, отношения вмолодой семье подвергаются серьезным испытаниям, например таким, как структурныйкризис семьи. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше друг от друга.Именно на эту стадию приходится пик мужских измен, который связан скорее с трудностьюпересмотра семейных правил и обязанностей. Эти трудности являются главной причинойконфликтов, возможного эмоционального «развода», который может спровоцировать инастоящий развод. И то, как реально будет развиваться семья при появлении новорожденного,во многом будет зависеть от того, какую базу, не только эмоциональную, но и материальную,заложили супруги, понимая, какой трудный период им придется пережить.
Если папа не может полностью обеспечить семью в товремя, пока мама не работает и занимается малышом, то часто бывает так, что молодыесупруги приглашают бабушек. Пока мама и папа ищут возможность зарабатывать деньги,а бабушка воспитывает малыша. На этой стадии жизненного цикла вообще непонятно,чей это ребенок, потому что бабушка становится его функциональной матерью, а мамуможно считать его функциональной сестрой. От такой спутанности ролей начинаютсянарушения материнского поведения, специфического контакта между матерью и ребенком.Как следствие – семья не справляется с важнейшей воспитательной функцией.
В современной России рождение ребенка откладываетсяна более долгий срок (более трёх лет с момента заключения брака). Соответственнои возраст молодых родителей оказывается большим, чем 30 лет. По этой причине многиемолодые семьи не успевают дойти до стадии триады в срок, когда они юридически считаютсямолодой семьёй.
Эта трехстадийная модель Н.Акермана построена на основеисследования американских молодых семей, однако специфика российской ситуации требуетиного подхода к выделению этапов развития молодой семьи.
При создании альтернативной классификации во главуугла необходимо поставить содержательные аспекты межличностных отношений. Динамикаразвития этих глубоко личностных, интимных отношений молодой пары предполагает обычноэтапность, с постепенным переходом от одного этапа к другому. Можно выделять в развитиимолодой семьи следующие этапы:
1.        Этап взаимногоинтереса, возникающего как при первом знакомстве, так и в ситуациях, когда уже знакомыепрежде люди попадают в обстоятельства, предполагающие более тесный личный контакт.На этом этапе отношения характеризуются возникновением взаимной симпатии, интереса.
2.        Этап пробы,когда личные контакты становятся более глубокими и постоянными. Молодая пара переходитк пробе отношений (исследованию совпадений вкусов, пристрастий, мнений). На этойстадии развития отношений происходят обыкновенно и первые сексуальные контакты,которые тоже являются специфической пробой, тем более важной, если молодые людиуже имеют сексуальный опыт. На этих стадиях формирование отношений происходит обычнобез их афиширования, напротив, иногда предпринимаются меры для того, чтобы скрытьфакт их существования.
3.        Этап публичныхотношений, когда пара демонстрирует отношения окружающим людям. Наступает периодболее продолжительных контактов (в том числе и сексуальных), которые происходят,так сказать, «на разных территориях»: молодые люди встречаются, а иногда непродолжительноевремя вместе живут то в квартирах родителей или знакомых, то в комнатах общежитий,то в гостиницах. Однако на этом этапе развития отношений денежные средства у каждогосвои, нет, «общей кассы». Этот период отношений характеризуется тем, что молодыхлюдей знакомые и родственники воспринимают как устойчивую пару. Для молодых людейважно то, как их отношения «вписываются» у каждого в систему уже существующих отношенийи связей. На этой стадии происходит знакомство с родителями и родственниками, сдрузьями. В связи с этим особую роль играют те оценки, которые дают окружающие.
4.        Этап гражданскогобрака – не является обязательным, поскольку предполагает в обязательном порядкеэкономическую независимость молодых или хотя бы их «территориальную автономию» –проживание отдельно от родителей. Гражданский брак, предполагающий совместное ведениехозяйства и совместное проживание, – это следующая стадия развития молодой семьи,которая становится возможной в связи и в зависимости от экономической самостоятельностимолодых.
5.        Этап официального,зарегистрированного брака – стадия, на которой отношения оформляются для приданияим значимого с точки зрения правовых последствий статуса. Момент регистрации бракаможно считать днем официального рождения молодой семьи. Однако необходимо учитыватьтот факт, что семьей молодая пара может считать себя и на более ранних стадиях развитияотношений. Речь в этом случае может идти о существовании семьи в социологическомсмысле.
Необходимо заметить, что такое последовательное, поэтапноеразвитие отношений – это теоретическая модель. В реальности отношения на любом этапемогут быть прерваны, возможна и регрессия отношений, с возвращением их на болееранние стадии развития.

3 Молодая семья и конфликтность в период первичной адаптации
 
3.1 Проблемы молодой семьи
Для того чтобы научиться делать что-товсерьез, люди долго и упорно учатся, приобретают знания, осваивают определеннуюпрофессию, набираются опыта и т.д. Иначе обстоит дело с заключением браков. Здеськаждый сам себе учитель и ученик, начальник и подчиненный, скульптор и глина, изкоторой он отважно лепит нечто, что ему самому видится еще очень и очень смутно.
Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит,как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбитьвсе, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супруговк еще большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами другдруга. Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрыватьсяс самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных.И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида...
Будущие супруги, прежде чем встретиться, прожили уже определенную жизнь и накопили пусть небольшой, но собственный опыт. Случается, что между молодыми, только что встретившимися, сразу же возникает такая горячая симпатия друг к другу, что они и слышать не хотят о каких-либо преградах, которые могут помешать их союзу. Опять-таки в этом нет ничего плохого, но, если они проявят хоть каплю благоразумия, это никоим образом не повредит их зарождающемуся или уже зародившемуся чувству. Опросы очень часто свидетельствуют, что за первым «решительным шагом», как правило, следует глубокое разочарование. Почему возникает разочарование?
Пусть небольшой, но собственный опыт, накопленный каждым из молодых перед встречей, не всегда совпадает с опытом партнера. Это вполне естественно, как естественно и то, что влюбленные, зная о собственных недостатках, никогда не спешат открыть и друг другу (дружба, к слову сказать, в этом смысле откровеннее, чем любовь, вот еще, почему мы, как и ваши родители, советуем вам для начала лучше узнать друг друга). Но предположим, что чувство, зародившееся, не вызвало разочарования, а, напротив, укрепило во мнения, что вы сделали правильный выбор. Что ж, как говорится, в добрый час! Однако постараемся запомнить: брак, который заключите, не просто юридическое закрепление любви, а еще и быть может, прежде всего союз двух любящих людей. То, что скрывали друг о друга до заключения брака, может против воли раскрыться в браке. Необходимо научиться искренности‚ когда чувствуете в себе готовность в любую минуту прийти на помощь партнеру и принять его помощь. Грустно видеть, когда молодые, даже не сделав попытки разобраться в себе и понять партнера, начинают обвинять друг друга во всех смертных грехах — в том числе и в тех, который никогда не были им присущи. Если вы до супружества привыкли что-то считать вполне естественной и само собой разумеющимся, то это еще не значит, что-то же самое будет считать естественным и само собой разумеющимся ваш партнер. То, что нравится нам, вовсе не обязательно должно нравиться всем, и это не свидетельствует о «дурном» вкусе всех и «утонченном» пашем собственном вкусе. У вас теперь не просто своя семья, свой союз двух, одна любовь на двоих, но еще и то, что издавна называется словами «свой дом». А свой дом это, между прочим, не только ваша квартира, мебель, ваши любимые книги и т.д.; это, прежде всего, атмосфера взаимного доверия, понимания друг друга, это ваш новый общий Мир, в котором отныне и жить вместе, и совершенствовать этот мир тоже вместе.
 

3.2 Причины конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации
 
В период брачнойадаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодойсемье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейнойжизни, в чем-то противоречащих друг другу.
В психологии подконфликтом понимается противостояние-оппозиция-столкновение противоположных целей,интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентовв процессе общения.
Под супружескимконфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванноепротиворечием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношениюк конкретному предмету или ситуации.
Многие образцысемейной жизни молодые семьи наследуют от родителей. Как правило, те, кто оцениваютбрак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтовбыло в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чьесупружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный примертого, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.
Важное место вструктуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом невсегда супруги способны их осознать (так, например, 56% молодых семей отметили входе одного из социологических опросов, что у них вообще не бывает конфликтов[8])и самостоятельно с ними справиться.
Структурируя супружескиепроблемы, Ю.Е.Алешина[9] приводит списокпроблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию:
-         различногорода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролейи обязанностей;
-         конфликты,проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейнуюжизнь и межличностные отношения;
-         сексуальныепроблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумениеналадить нормальные сексуальные отношения;
-         сложностии конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;
-         проблемывласти и влияния в супружеских взаимоотношениях;
-         отсутствиетепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения;
-         болезнь(психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванныенеобходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающимсамого больного или членов семьи.
Все они могутвстречаться и в молодых семьях (хотя две последние крайне редко), однако имеют своюспецифику.
М.Стуколова предлагает классификациюсемейных конфликтов в зависимости от причин, их породивших. Важнейшими из них являются:
— ограничение свободы активности,действий, самовыражения членов семьи;
— отклоняющееся поведение одногоили нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и так далее);
— наличие противоположных интересов,устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одногоиз членов семьи (с его точки зрения);
— авторитарный, жесткий тип в отношениях,сложившихся в семье в целом;
— наличие трудноразделимых материальныхпроблем;
— авторитарное вмешательство родственниковв супружеских отношениях;
— сексуальная дисгармония в бракеи другие[10].
Большая частьиз этих причин – психологического плана.
Е.С.Калмыкова,рассматривая межличностные отношения в семье, особое внимание уделяет психологическимпроблемам первых лет супружеской жизни. Первые год-два совместной жизни – это перваястадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения,согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этойстадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений,который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формированияструктуры семьи, распределения функций (ролей) между мужем и женой и выработки общихсемейных ценностей. Под структурой семьи понимается способ обеспечения единстваее членов; распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельностикаждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру; семейныеценности представляют собой установки супругов по поводу того, для чего существуетсемья. Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходимодостижение совместимости их представлений по трем указанным параметрам [11].Не случайно именно в первое время после заключения брака молодые люди интенсивнообщаются: более 85% молодоженов проводят вместе всё своё свободное время. Семьяпо субъективным представлениям молодых пар – место более комфортное, чем для людей,имеющих больший стаж семейной жизни.
Отношение к семьев зависимости от стажа семейной жизни (распределение ответов на вопрос «Семья дляВас это – …», %)Стаж семейной жизни Радость Поддержка Покой Заботы Огорчения Обуза Другое До года 39,71 41,18 5,88 8,82 1,47 0,00 2,94 1-3 года 31,27 45,45 10,91 8,82 1,45 0,00 1,09 3-5 лет 29,32 43,23 10,90 13,16 0,75 0,00 2,63 5-10 лет 24,43 43,56 12,50 13,64 1,52 0,38 3,98 10-15 лет 22,60 43,38 11,42 16,21 1,37 1,83 3,20 Свыше 15 лет 16,91 47,40 8,66 18,64 1,07 2,00 5,33 Всего 23,47 44,88 10,49 15,09 1,25 1,07 3,74
Как видно из таблицы,семья приносит «радость» молодым семьям чаще, чем семьям старших возрастных групп,правда, справедливости ради следует отметить, что и источником «заботы» она являетсядля них менее всего. По всей видимости, последнее связано с отсутствием в семьедетей (о которых нужно заботиться), некоторым эйфорическим недопониманием масштабовэкономического и психологического «груза» ответственности за семью в целом и закаждого её члена в отдельности и, наконец, жизненным оптимизмом, которым молодоепоколение обладает в большей степени, чем последующие. Заметим, что практическивдвое меньше респондентов из молодых семей рассматривают семью как источник «покоя».Это вполне естественно, поскольку молодая семья проходит период взаимного узнаванияи «притирки». Источником беспокойства становится несходство характеров, привычеки вкусов.
В повседневнойжизни молодой пары не всё происходит гладко. Это связано с тем, что молодые не всегдаумеют разрешать конфликты, но при этом менее других склонны обращаться за помощьюк специалистам.
Распределениеответов на вопрос: «Вы чувствовали бы себя в семье комфортнее, если бы …», %Стаж семейной жизни
Могли лучше относиться
к близким
Близкие лучше относились
к Вам
Умели
разрешать
проблемы
Получили бы
помощь
специалиста
Соответствовали ожиданиям
близких Не мешали обстоятельства До года 3,08 12,31 40,00 3,08 4,62 36,92 1-3 года 3,50 14,01 34,24 11,28 3,50 33,46 3-5 лет 5,39 14,94 33,20 9,54 5,39 31,54 5-10 лет 6,61 11,36 33,88 8,47 4,96 34,71 10-15 лет 5,70 14,01 35,39 10,69 4,75 29,45 Свыше 15лет 6,40 16,30 31,44 8,15 2,33 35,37 Всего 5,75 14,29 33,55 9,10 3,94 33,46
В.П.Меньшутинсчитает, что адаптационный процесс значительно усложняется вследствие того, чтокаждый из супругов приносит опыт родительской семьи, супружеских отношений родителей:довольно часто в молодой семье сталкиваются и переплетаются между собой две «психологии»:«психология» семьи, где вырос муж, и «психология» родительской семьи жены [12].
Т.А.Гурко, рассматриваяпроблему стабильности молодой семьи, полагает, что сложности во взаимоотношенияхмолодых супругов обусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведениямужа и жены становятся все менее жесткими. В прошлом преобладали традиционные образцыповедения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильцаи носителя социального статуса, а женщина – хранительницы домашнего очага, хозяйкии воспитательницы детей. В настоящее время в результате массового вовлечения женщинв производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространенияидей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статуси заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществефункционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточносоответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населениясвязаны с традиционной семьей; с другой – укрепляется мнение о прямом равенствемужчины и женщины в выполнении семейных функций [13].
Описанная ситуацииподтверждается результатами нашего исследования: 28,5 % молодых пар указали на то,что в их семье нет типично женской и типично мужской работы, и, тем не менее, большеполовины из них констатировали, что чаще всего разногласия в семье связаны с вопросамираспределения ролей в домашнем хозяйстве. Анализ полученных данных позволяет такжеопределить наиболее конфликтные сферы семейных отношений: сфера ближайшего окружениясупруга или супруги, к ней относятся родители, друзья, коллеги по работе (32,1 %),сфера ведения домашнего хозяйства и распределения домашних обязанностей (28,5 %)и сфера расходования материальных средств (25,0 %). Стоит также отметить, что изопрошенных молодых пар 30,3 % считают, что при определенных обстоятельствах разводбудет являться приемлемой формой решения проблем (решение пойти на развод можетбыть продиктовано изменой супруга или супруги – 47,0 %, жестокостью партнера и физическимнасилием в семье – 35,2 %, утратой чувств – 23,5 %). В то же время 69,6 % молодыхпар полагают, что для них развод не является приемлемым из-за глубокой эмоционально-психологическойпривязанности (51,2 %) и из-за нежелания воспитывать детей в неполной семье (25,6%). Молодые семьи из-за неминуемой первичной адаптации друг к другу на первых этапахсовместной жизни могут испытывать достаточно много проблем психологического и педагогическогохарактера, при этом не всегда пара способна осознать данные трудности и найти ихпричины самостоятельно, без помощи специалиста.
Психологическийклимат в молодой семье может существенно осложняться и специфически видоизменятьсяв том случае, если молодая пара вынуждена жить вместе с родителями. Решение жить совместно с родителями одного из супруговможет быть продиктовано не только отсутствием материальной возможности купить квартируили хотя бы ее снимать, но и другими соображениями. Например, молодожены-студенты,которые не решаются отделиться материально от родительских семей из-за отсутствияпостоянного заработка. Иногда молодые супруги не решаются на ведение самостоятельногодомашнего хозяйства из-за занятости или отсутствия опыта. В любом случае, если естьвозможность жить отдельно от родителей, а молодожены не стремятся к этому есть болееили менее осознаваемый отказ от принятия на себя ответственности за собственнуюсемью. Но независимо от того, живут ли молодожены отдельно или совместно с родителямиодного из супругов, выстраивать правила совместной жизни, как-то обозначить границысвоей семьи и, наконец, определиться с семейным бюджетом, все-таки приходится. Еслимолодые люди, создавая семью, полностью зависят от родителей, не имея собственногобюджета, по мнению некоторых исследователей, вряд ли есть смысл говорить о созданииновой семьи как таковой [14]. Такое сожительство– всего лишь санкционированные законом и потому не осуждаемые обществом сексуальныеотношения между молодыми людьми. В этом случае пара полностью принимает семейныеправила, традиции родительской семьи, на территории которой она проживает.
В случае еслимолодожены имеют собственный бюджет, но живут вместе с родителями одного из супругов,у них есть возможность выстроить собственные правила и границы семьи, но эти правиладолжны быть серьезно скорректированы с тем, что принято в родительской семье. Дажеесли родители настроены доброжелательно по отношению к вошедшему в их семью зятюили невестке, конфликтные ситуации могут возникать довольно часто по самым ничтожнымповодам: молодые слишком громко включают музыку, к ним очень часто приходят друзья,они поздно ложатся спать и поздно встают, старшее поколение – наоборот, и так далее.В целом, молодые ведут себя не так, как поступали в своё время их родители, нормативныепредставления у двух поколений разные, что зачастую может служить дополнительнойпричиной конфликтов. Но есть и гораздо более серьезные причины. В такой расширеннойсемье, даже если молодая пара попытается выстроить свои правила семейного функционирования,их постоянно придется менять в зависимости от требований старшего поколения, любоесвое решение молодые должны будут согласовывать, часто в ущерб собственным желаниям.Если же молодые станут настаивать на автономности своих семейных отношений, то родителимогут посчитать это неуважением или пренебрежением их мнением. Понятно, что семейнаяатмосфера от этого не улучшится. В случае же подобного конфликта один из молодоженов(муж – если молодожены живут в квартире свекра и свекрови; или жена – в случае проживанияс тещей и тестем) будет находиться «между двух огней», пытаясь погасить конфликт.Очевидна возможность возникновения конкурентных отношений между зятем и тещей вслучае проживания в квартире родителей жены или между невесткой и свекровью, есликвартира принадлежит родителям мужа.
Немаловажен и тот факт, что в традициях наших семейназывать мужа дочери (зятя) сыном, а жену сына (невестку) дочерью. Получается простаямодель – в семью новый член входит на правах ребенка. Считается, что назвать родителейсупруга мамой и папой – признак хорошего отношения. Говорят про зятя или невестку:«он нам как сын» или «она нам как дочь», «мы взяли в свою семью» и так далее. Старшеепоколение имеет заранее заложенную (хотя бы на уровне названности) возможность осуществлятьродительские функции: не только контролировать новоиспеченных «сына» или «дочь»,но и диктовать им свои правила и даже наказывать, то есть выполнять любые воспитательныефункции.
Понятно, что если молодая пара в большей или меньшейстепени материально зависима от старших, то возможность контроля или наказания находитсяв прямой зависимости от «длины материального поводка», на котором держат молодуюпару. Такое положение приводит к нарушению границ молодой семьи, их полной прозрачности,к изменению или даже полному исчезновению правил функционирования молодой семьи.И, как итог, происходит нарушение эмоционального взаимодействия, возникают напряженность,чувство общей неудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальныхотношений на фоне невысказанных обид и нерешенных проблем[15].
Этих наиболее часто встречающихся обстоятельств ужедостаточно, чтобы молодая семья приложила максимальные усилия для того, чтобы житьотдельно от родителей. Хотя, по данным исследования, более 67 % членов молодых семейв Красноярском крае отмечают, что их родители хорошо относятся к браку своих детей,поддерживают их и помогают, и только 8 %, что родители мешают их браку[16].
В зарубежной литературе есть специальный термин дляроссийской семьи – ENMESHED FAMILY – слитная, спутанная, пророщенная друг в другасемья[17]. Такая спецификароссийской семьи во многом сложилась из-за низкого уровня материального благосостояниялюдей. Ведь очевидно, что если бы у молодой семьи была реальная возможность взятьдолгосрочный кредит в банке под умеренный процент, то появилась бы возможность обзавестисьсобственным жильем. Тогда и период взаимной адаптации прошел бы менее болезненнобез влияния ближайших родственников, поскольку, когда у молодых людей есть возможностьжить отдельно, у них постепенно вырабатывается определенный эмоциональный и психологическийопыт разрешения трудных ситуаций и, наконец, просто больше возможностей общаться,разговаривать (а это одно из самых главных обстоятельств) на всей территории своегожилья, будь то кухня или ванная комната. Процесс взаимной адаптации пройдет быстрееи безболезненнее, безусловно, при необходимом условии – любви и желании жить вместе.
Таким образом, для формированиясобственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей,достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеетместо психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяетих чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери) [18].
Существуют в молодых семьях и сложности с умениемраспределять бюджет, которое формируется обычно трудно, методом проб и ошибок, иногдапо схеме «как делает моя мама». Но вся беда в том, что девушка или молодой человек,стремясь опираться на родительский опыт, не осознают с достаточной полнотой, чтоспособ расходования средств, принятый в их семьях, был весьма далек от оптимального,и таковым он кажется только в силу отсутствия знаний об альтернативных вариантах.Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимогоодному из супругов, для удовлетворения общей потребности. Кроме того, причиной конфликтовстановится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решенияобщей проблемы.
Создает серьезные конфликты и процесс физиологической,сексуальной адаптации молодых партнеров.
Распределениеответов на вопрос: «Что мешает удовлетворенности в браке …», %



Стаж семейной жизни Недостаток доверия и любви Сексуальная безграмотность
Привычка
и скука
Усталость
от работы Плохое здоровье Другое До года 16,13 6,45 6,45 41,94 6,45 22,58 1-3 года 14,65 6,37 10,83 48,41 4,46 15,29 3-5 лет 14,49 5,07 13,04 54,35 2,17 10,87 5-10 лет 16,35 3,21 12,50 49,36 6,41 12,18 10-15 лет 12,69 5,97 7,84 52,24 8,21 13,06 Свыше 15лет 17,06 5,14 8,64 42,99 14,02 12,15 Всего 15,44 5,02 10,04 48,13 8,55 12,82
Молодых (чутьболее, чем остальных) волнует недостаток «доверия и любви», «сексуальная безграмотность»;меньше – «привычка и скука» и «усталость от работы». Крайне интересны проблемы,скрывающиеся за вариантом ответа «другое». Этот вариант набирает у молодых семейв совокупности более 38 %, однако, к сожалению, в ходе краевого мониторинга этипроблемы не были выявлены.
Распределениеответов на вопрос:«Условия, влияющие на улучшение сексуальной жизни …», %Стаж семейной жизни Смена партнера Сексуальное просвещение Лечение Консультации Другое До года 12,50 12,50 16,67 25,00 33,33 1-3 года 17,21 21,31 6,56 24,59 30,33 3-5 лет 12,24 34,69 6,12 18,37 28,57 5-10 лет 17,76 22,43 10,75 21,03 28,04 10-15 лет 17,00 17,50 9,50 25,50 30,50 Свыше 15лет 20,32 13,65 18,10 20,63 27,30 Всего 17,68 19,42 12,02 22,10 28,78
Ответы на вопросрисуют интересную картину. Прежде всего, интригует вариант ответа «другое». Этотвариант набирает у молодых семей в совокупности более 31 %, однако, к сожалению,в ходе краевого мониторинга не были выявлены эти – «другие» – условия. Вероятно,они достаточно интимны и разноплановы. Их выявление требует дополнительного исследованияпо методике углубленного интервьюирования.
Среди предложенныхреспондентом вариантов ответов наиболее действенными молодые люди считают «консультации»(25 %). Любопытно, что (как было нами отмечено ранее) только 3 % пар на первом годужизни и 14 % от года до трех лет хотели бы проконсультироваться по семейным проблемамв целом. Сексуальная сфера вызывает у них большее беспокойство. 16,7 % полагают,что их сексуальную жизнь улучшит «лечение». Мы не располагаем точными данными, окаких именно заболеваниях идет речь, однако можно с достаточной уверенностью предположить,что нашими респондентами имелись в виду, например, не сердечно-сосудистые заболевания,а заболевания половой сферы. Одинаковое число набирают варианты ответа «сменитьпартнера» и «сексуально просветиться» – по 12,5 % – фактически самый низкий процентсреди всех групп при выборе этих вариантов ответов.
Отдельную психологическую проблему представляет собойнесовпадение представлений мужа и жены относительнопрофессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует впрофессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основныхсемейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семьеили же работе, часто является предметом споров между супругами. По-видимому, мненияна этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы. Ныне в молодых семьях, какпоказало наше исследование, распространено мнение, что замужняя женщина должна работать,но не в ущерб интересам семьи (так считают 46 % жен и 61 % мужей). При этом в 52% случаев установки супругов расходятся: например, в 41 % пар девушки ориентированына профессиональную деятельность в большей степени, чем это хотелось бы юношам.В то же время практика показывает, что семьи, в которых принята эгалитарная модельраспределения хозяйственно-бытовых обязанностей, и установки мужа и жены в этомотношении совпадают, отличаются большей стабильностью.
Конфликты в семье, о которых речьшла выше, в своей основе имеют проблему определения структуры внутрисемейной власти.Иначе говоря, при решении вопросов распределения бюджета, устройства жены на работу,выбора места для летнего отдыха и множества других во многих молодых семьях в действительностикаждым из супругов решается главная задача – настоять на своем, упрочить свои позициив семье, обеспечить свое главенство. Однако, только с приобретением опыта семейнойжизни к молодым супругам приходит понимание того, что глава семьи – это не почетноезвание, это нелегкий труд и большая ответственность.
Очень важная проблема молодой семьи – несовпадение ценностныхиерархий у супругов, что часто приводит к разрыву отношений. Для молодых супруговболее актуальным является умение разрешить конфликты. Каждый день для супругов встаютпроблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободноевремя, как и на что потратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умениенаходить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.
 

Заключение
Анализируя вышесказанноеможно сделать ряд выводов.
В молодой семьев период первой адаптации формируются общие представления о браке и семье. Как правило,это происходит в результате столкновения взглядов мужа и жены на семейную жизнь.Конфликт в молодой семье происходит из-за наличия у молодых супругов представленийо семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу.
Доказано, чтосемей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодымсемьям.
Основными проблемамимолодой семьи являются: материально-бытовые, жилищные проблемы, психологические,проблема трудоустройства молодых супругов.
Студенческая семья– особый вид молодой семьи, который характеризуется большей стабильностью и большейзависимостью от родителей, но в целом – сталкивается с такими же материально-бытовымипроблемами, как и любая другая молодая семья.
Главные проблемымолодой семьи — это эгоизм и стремление властвовать. Отсюда общий, очень простойсовет: научиться подчинять себя стремлениям вашего партнера, как и ваш партнер долженнаучиться подчинять себя вашим стремлениям. Жить для блага близкого человека, угадыватьего желания, стремиться во всем помогать друг другу и понимать друг друга, не рассчитываяна немедленное признание и награду, — в этом видится и лучшее признание, и высшаянаграда за любовь.

Списокиспользованной литературы
 
1.        АзисовН.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях современной России / Н.Н. Азисов.- Саранск, 2002. – 35 с.
2.        АлешинаЮ.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е.Алешина. –М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
3.        ГришинаН.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
4.        ЗаговорскаяИ.А. Курс семейного права / И.А. Заговорская. – Одесса, 1992. – 312с.
5.        Молодаясемья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / Краснояр. Гос.ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет; под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д.Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 300 с.
6.        Молодаясемья на рубеже ХХ – XXI веков: региональный опыт и проблемы // Материалы региональнойнаучно-практической конференции. — Иваново: Изд. центр «Юнона», 2000. — 54 с.
7.        ТюгашевЕ.А. Семьеведение: Учебное пособие / Е.А. Тюгашев, Т.В.Попкова. – Новосибирск: СибУПК,2002. – 225 с.
8.        ШуманС.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман.– М., 1997. – 225 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование кредитования жилья в Казахстане (на примере АО "Kaspi Bank")
Реферат Основы фотографии. Фотохимические реакции
Реферат Великобритания праздники
Реферат “Акорд смерті” у Шопена
Реферат Innamorta Essay Research Paper Just a string
Реферат Пищевые добавки, используемые в хлебопечение
Реферат Останній дюйм
Реферат Финансовый контроль и его роль
Реферат Информационное неравенство в социологии массовой коммуникации
Реферат Алабушева Наталья Петровна Учитель химии Верхневская оош использование информационных технологий на урок
Реферат Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности
Реферат Управление развитием предприятия
Реферат Гадамер Истина и метод
Реферат «О заверении документов, представляемых для цели государственной регистрации»
Реферат Ахматова а. - я научила женщин говорить. .. 1