Реферат по предмету "Экономика"


Формирование доходов населения и политика их регулирования

Реферат курсовой работы
«Формирование доходовнаселения и политика их регулирования»
Объем работы _____ с., в томчисле 2 табл., 2 рис., 17 наим. лит.
Ключевые слова: доход,формирование дохода, регулирование дохода, распределение дохода, социальноенеравенство.
В ходе выполнения курсовойработы раскрыты понятие и формы доходов населения, а также факторы,определяющие доходы населения.
Проанализированы доходынаселения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт механизмреализации политики государства по регулированию распределения доходовнаселения.
В результате проведенногоанализа установлено, что содержание политики доходов населения в РеспубликеБеларусь вытекает из социальной направленности развития государства. Деятельностьгосударства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечениероста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения,предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальнойнесправедливости и социального напряжения в обществе.
Белорусская модель формированиядоходов населения строится на создании высокоэффективной экономики с развитымпредпринимательством, действенным государственным регулированием, направленнымна заинтересованность предпринимателей в расширении и совершенствованиипроизводства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Онагарантирует высокий уровень доходов добросовестно работающим членам обществапри соблюдении законодательства, обеспечение увязки доходов населения срезультатами труда, социальную защиту нетрудоспособным и другим группам граждан.В то же время малообеспеченные в Беларуси, как правило, имеют сравнительнохорошие жилищные условия, высокий уровень образования, относительно неплохоездоровье.

Оглавление
Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь ипроблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населенияв республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследованияобуславливает тот факт, что Конечные результаты экономических преобразованийоцениваются не только по критериям макро- или микроэкономической стабилизации,но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровнематериального и духовного благосостояния людей, в их положении в системе социальныхотношений. Осуществляемые преобразования, связанные с формированием рыночныхотношений, актуализируют вопросы регулирования социально-экономическихпроцессов, в рамках которых особое значение приобретают проблемы регулирования,доходов населения, обеспечивающие рост его благосостояния.
На начальном этапе коренныхэкономических преобразований в бывших республиках СССР заметно снизилась рольгосударства в регулировании социально-экономических процессов, в результатекоторого оно не смогло обеспечить должный переход от централизованногомеханизма распределения доходов с его «уравнительной» направленностьюк гибкому рыночному распределению. В итоге, с начала проведения реформ,происходит резкое падение реальных доходов населения, ухудшение структуры потребленияблаг и услуг, рост бедности, наблюдается резкая отраслевая и территориальнаядифференциация в уровне доходов населения, снижающая уровень благосостояниялюдей.
Исходя из этого, проблемаразработки эффективного механизма регулирования доходов населения становитсячрезвычайно актуальной. Доходы членов общества являются важнейшим факторомблагосостояния, так как определяют возможности удовлетворения материальных идуховных потребностей людей. Причем, государство призвано способствоватьусилиям человека по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежитполучение стабильно высоких доходов.
Рыночная экономика предполагаетне только выработку новых теоретических подходов, но и выбор таких форм,методов и средств регулирования доходов населения, которые соответствуютпринципам экономической и социальной эффективности. Разработка методологическихпринципов определения основных направлений государственной политики ростаблагосостояния населения, ее целей, методов, приоритетов и научно обоснованныхположений позволит решать социально-экономические проблемы переходного периода.
С позиции концепциичеловеческого развития как фактора экономического роста, регулирование доходовнаселения выполняет важную роль в создании условий для формирования высококвалифицированныхработников и решении социальных проблем общества, способствующие ростублагосостояния населения и развитию экономики. Важность проблемы созданияэффективного механизма регулирования доходов населения в системегосударственной политики роста благосостояния, ее сложность и актуальностьтребуют теоретического осмысления, разработки методологических подходов инаправлений ее решения.
Актуальность и недостаточнаянаучная разработанность проблемы государственного регулирования денежныхдоходов населения определили выбор темы, цели и задачи исследования.
Цель данной курсовой работы — наосновании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источникиформирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
— изучить понятие, формы и факторы доходов населения;
— проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники ихобразования;
— разработать политику государства по регулированию распределения доходовнаселения.
Предметом исследования выступаетсистема экономических отношений, складывающаяся в процессе формирования,регулирования доходов населения и роста благосостояния общества.
Объектом исследования являютсядоходы населения как основной фактор роста благосостояния в условиях рыночнойэкономики.
Методологической основойисследования выступают совокупность общенаучных методов познания и, преждевсего, диалектический, историко-генетический, системно-функциональный, единствокачественного и количественного анализа и другие методы.
Взаимосвязь основных задачисследования и элементов механизма регулирования доходов населения позволилоиспользовать и последовательно реализовать системный подход в процессе анализапредмета и объекта исследования. С помощью данного подхода была определенаструктура механизма регулирования доходов населения, определены его звенья,формы, методы и инструменты. Системность исследования позволила провести микро-и макроэкономический анализ формирования к регулирования доходов как факторароста благосостояния населения.
1. Доходы населения, формы и факторы ихопределяющие1.1 Доходы населения и их формы
Переход от экономики, основаннойна общей собственности на средства производства, а также централизованноуправляемом производстве и распределении, к экономике с многообразием формсобственности обуславливает трансформацию экономических и, в частности,распределительных отношений, источников и механизмов возмещения затрат трудапосредством формирования и регулирования доходов.
Переход к рынку внессущественные изменения в структуру доходов населения, в которой важное значениеимеют новые формы — предпринимательский доход, доход от собственности и другие,значение которых для различных групп населения неодинаковы. Для большей частиграждан заработная плата остается основной формой дохода, и ввиду того, что впоследние годы ее доля в общем доходе населения падает, ее реформированиепредстает как одна из самых значимых социально-экономических проблем общества. Чрезмернаядифференциация доходов и заработной платы по отраслям и территориям ведут кнарастанию негативных процессов и обострению противоречий в обществе.
Исходя из вышеизложенного и сцелью разработки действенных мер по преодолению негативных моментов в сфереформирования и распределения доходов населения, учитывая национальныеособенности, необходимо обозначить контуры концепции государственной политикидоходов.
Доходы населения являются однимиз наиболее значимых индикаторов уровня жизни в стране. Доходы населения — средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтовсогласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда,капитала, земли, предпринимательства [1, с.630]. Доход может быть получен отпроизводственной деятельности, от собственности, а также в результатеперераспределительных операций.
Доходы населения представляютсобой сумму натуральных и денежных поступлений. Денежные доходы весьмаразнообразны по форме — заработная плата, предпринимательский доход, социальныетрансферты (в том числе пенсии, стипендии, пособия), поступления от продажиличного и домашнего имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости,от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды. Натуральные доходы — этов стоимостной оценке натуральные поступления от личного подсобного хозяйства,товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата трудапродукцией [2, с. 203].
Реальные доходы населения — количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут бытьфактически приобретены человеком на свой доход. Таким образом, реальные доходынаселения определяются размером номинальных доходов, уровнем цен на товары иуслуги и налогами. Доходы могут быть легитимными, то есть получаемыми законнымпутем, или нелегитимными. Доходы, получаемые от незарегистрированной вустановленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющиекриминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значитнелегитимными [2, с. 204].
На основе баланса денежныхдоходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующиестатистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:
денежные доходы населения,включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажипродуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов повкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательскойдеятельностью; страховые возмещения и пр.
денежные расходы и сбережениянаселения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательныеплатежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах иценных бумагах;
располагаемые доходы населения,определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей ивзносов;
реальные располагаемые денежныедоходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен [7, с.350].
/>

Рисунок 1.1 — Основные формы доходов
Кроме перечисленных показателейорганы государственной статистики строят следующие показатели доходов на основеданных статистической отчетности:
среднемесячную номинальнуюначисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслямэкономики. Социальные пособия, получаемые работниками из государственных инегосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы исреднюю заработную плату;
средний размер назначенноймесячной пенсии одного пенсионера;
реальную начисленную заработнуюплату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекспотребительских цен (ИПЦ);
реальный размер назначенныхмесячных пенсий [7, с.351].
Сопоставление показателей междусобой позволяет расширить возможности анализа. Сравнивая динамику располагаемыхденежных доходов с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризоватьрост (ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения при опережении (отставании)индекса по первому показателю над вторым.
Стремлениек максимизации своегодохода диктует экономическую логику поведениялюбому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участникарыночной экономики, объективным и мощным стимулом егоповседневной деятельности.
Но высокиеличные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете,являются единственным источником удовлетворенияобщих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных инетрудоспособных граждан.
Получателейрыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников,эффективность использования дохода и оправданностьналогового бремени. Доход есть денежная оценкарезультатов деятельности физического (илиюридического) лица как субъекта рыночной экономики.В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно изаконно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.
Доход всегда представлен деньгами,это значит, что условием его получения являетсяэффективное участие в экономической жизни общества, сам факт получения денежного дохода естьобъективное свидетельство участия данного лица вэкономической жизни общества, а размер дохода — показательмасштаба такого участия.
Прямая зависимость дохода отрезультатов рыночной деятельности нарушается лишь в одномслучае — при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособномвозрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названныекатегории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежныепособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элементсовокупного дохода, но «рыночными» они,строго говоря, не являются.
Номинальные денежные доходынаселения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторныедоходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в видевыплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы,из страховых учреждений и т.п.) и др. [1, с.634].
Средства, получаемые населением,работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда),составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата,доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы отсобственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплатыфактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит своюведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочнуюперспективу.
Соотношение в доходах населениядоли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формированииэкономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработнойплаты в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, какпредприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линиигосударственных программ помощи нередко происходит формирование пассивногоотношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения,получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
выплат по государственномустрахованию;
банковских ссуд наиндивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодымсемьям, членам потребительских товариществ
процентов по вкладам всберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
доходов от увеличения стоимостиакций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
выигрышей по лотереям;
временно свободных средств,образующихся в результате покупки товаров в кредит;
выплат различного родакомпенсаций (увечья, ущерб и пр) [7, с.352].
Прочие денежные поступлениявключают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочныемагазины и др.
Номинальные доходы населения,как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, иобязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет черезфинансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляциюналоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формированиечасти своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики черезперераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. Вцелях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостоянияниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государствоустанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же времядля высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Несмотря на разнообразиеисточников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходовнаселения яв/>ляются оплата труда, доходы отпредпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
На уровень доходов населениянепосредственное влияние оказывает состояние экономики страны, проводимаясоциальная политика. Вместе с тем нельзя исключать также влияния на уровеньдоходов населения индивидуальных свойств людей, имеющих существенное значениедля труда и трудовых отношений, особенно их работоспособности и трудолюбия,установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности клидерству, предрасположенности к индивидуальной или совместной работе и т.п. Изчисла факторов, оказывающих влияние на уровень доходов нельзя исключить такжевлияние везения и удачи [2, с. 207].
С другой стороны доходы самиоказываются фактором многих социальных явлений, в частности, влияющим назанятость, на профессионально-трудовую карьеру, качество жизни, социальныеотношения, поведение и сознание людей. Так, имея достаточные средства, человекможет сменить одну работу на другую, получить образование и сделатьпрофессиональную карьеру, приобрести средства производства и статьсобственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником.
Доходы являются факторомрасслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различаютсоциальное неравенство и экономическое. Социальное неравенство заключатся внеодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам,дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Экономическое неравенство состоит втом, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Этоявление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнемдоходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.
С одной стороны, население любойстраны неравномерно распределяется по уровню доходов, с другой стороны, общийобъем доходов также неравномерно распределяется по группам населения. Дляизмерения уровня неравенства в распределении доходов используются такназываемые кривые Лоренца и индексы Джини.
Кривые Лоренца — это кривые,показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различныепроцентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств икончая самыми богатыми [1, с.635].
Методика построения кривыхЛоренца следующая. Прежде всего «ранжируются» граждане илидомохозяйства в соответствии с уровнем полученного ими годового дохода. Гражданеили домохозяйства подразделяется либо на пять так называемых квинтильных групп(по двадцать процентов в каждой группе), либо на десять децильных групп (подесять процентов в каждой группе). Далее подсчитывается годовой доход каждойтакой группы и выражается в процентах от общей суммы доходов населения илидомохозяйств. Затем подсчитываются доли доходов, которые выделенные группыграждан или домохозяйств получают кумулятивно, т.е. «нарастающим итогом».На график сначала наносится точка, показывающая долю доходов беднейшей группы,затем — точка, показывающая долю суммарного дохода беднейшей и последующей заней группы и т.д., вплоть нанесения последней точки, соответствующей долисуммарного дохода (сто процентов) всего населения или домохозяйств (тоже стопроцентов). Соединив все точки на графике линией, начинающейся из точки,соответствующей нулю процентов доходов и нулю процентов населения, азаканчивающейся — точкой соответствующей ста процентам доходов и ста процентамнаселения, получается кривая Лоренца, характеризующая распределение доходов встране. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным являетсяраспределение доходов в стране.
Кривая Лоренца абсолютногоравенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает формупрямой линии в случае, когда первая группа, например, первые двадцать процентовнаселения, получают ровно двадцать процентов всех доходов, сорок процентовнаселения — соответственно сорок процентов всех доходов и т.д. Чем большекривая Лоренца, построенная по данным распределения доходов в той или инойстране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее вэтой стране неравенство в распределении доходов между различными группаминаселения.
Индекс Джини показывает, какуюдолю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет отплощади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини,равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индексДжини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве».Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ниабсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля,но меньше ста процентов и чем больше его значение, тем выше неравенство враспределении доходов в стране [1, с.636].
Более простым способомопределения неравенства в доходах населения является определение соотношения вдоходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например между«верхней» и «нижней» квинтильными группами населения илидомохозяйств.
2. Распределение доходов населения республикибеларусь и проблема социального неравенства
Государственная политикадоходов, будучи составной частью социальной политики, не сводится только кразработке государственных прогнозов и программ и представляет собой достаточносложный механизм государственного регулирования перераспределения доходов спомощью налоговых, бюджетных, кредитных, ценовых и других рычагов. Она включаетмеры и нормы законодательного, исполнительного и контролирующего характера,направленные на обеспечение роста денежных доходов населения и создание условийдля повышения их реального содержания и справедливого распределения.
О важности продуманных шагов вэтой области говорит то обстоятельство, что снижение стимулов к высокопроизводительномутруду, ставшее следствием уравнительной системы распределения доходов, послужилоодной из причин краха советской социально-экономической системы. Распад СССР ипереход к новой для страны форме социально-экономического развития, основаннойна рыночных отношениях, потребовал совершенно новых социальных институтовновообразованного суверенного государства, регулирующих, в том числе, и формированиедоходов населения.
Результатом начального этапапереходного периода (1991-1995 годы) явился экономический спад и, как егоследствие, падение доходов населения. Однако последовательная и взвешеннаяполитика государства позволила к концу 1995 года добиться стабилизации, аначиная с 1996-го обеспечить их постоянный рост, который продолжается и в настоящеевремя [13].
За период 1996-2008 годовреальные денежные доходы увеличились в 5,3 раза, чему способствовали высокиетемпы роста ВВП, изменение доли в нем конечного потребления, а также снижениеинфляции. В течение 1996-1998 годов денежные доходы населения выросли в 1,7раза. Однако последствия российского дефолта (1998 год) негативно сказались ина благосостоянии белорусских граждан — в 1999 году их доходы снизились доуровня 97,5% по отношению к предыдущему году. В последующие годы целенаправленныемеры правительства позволили обеспечить дальнейший стабильный рост денежныхдоходов, темпы которого в 2008 году составили 112,7% по сравнению с 2007 г. ВБеларуси, в отличие от других стран с переходной экономикой, не произошло значительногорасслоения населения по доходам: децильный коэффициент не превышает 6 (пороговымзначением считается 8-10 раз).
При развитии рыночных отношенийвозможно нарастание дифференциации населения по доходам, которую следуетудерживать в рамках, не превышающих критического значения. Вместе с тем в сфереденежных доходов населения сохраняется ряд проблем, в частности, доля оплатытруда в общей сумме доходов, несмотря на увеличение темпов их роста, продолжаетоставаться относительно невысокой — 56,1% в 2008 году (таблица 2.1) [14].
Таблица 2.1 — Структураденежных доходов населения (в процентах к итогу) Показатель 1996г. 1998г. 2000г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. Денежные доходы населения — всего 100 100 100 100 100 100 100 Оплата труда 46,4 49,9 55,9 58,0 63,7 58,9 56,1 Трансферты населению 16,9 16,8 19,3 21,6 21,8 21,0 19,8 Доходы от собственности 36,7* 33,3* 2,0 1,6 1,5 1,7 2,0 Прочие доходы 22,8 18,8 16,0 18,4 22,1
* Доходы от собственности всумме с прочими доходами
Содержание политики доходовнаселения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развитиягосударства. Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего,сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основыулучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущениепроявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
В 2001-2008 гг. денежные доходынаселения, скорректированные на рост потребительских цен, возросли в 2,7 раза,в том числе реальная заработная плата — в 2,9, реальный размер пенсии — в 2,7раза. Высокие темпы роста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволилиминимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м — только 6,1%. В 2008году денежные доходы населения республики возросли на 29,4%, а с учетоминфляции — на 12,7%. Наиболее пристальное внимание уделяется государствомобеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и всовокупных доходах семей, и в доходах бюджета [13].
В 2008 году среднемесячнаязаработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8%и составила 886 тыс. руб. В декабре 2008 г. она достигла 1 млн. руб. Реальнаязаработная плата выросла на 9,9% (прогноз — 8,5%). В региональном разрезе самыйвысокий уровень оплаты труда — в г. Минске (1 178 тыс. руб), самый низкий — вБрестской (775 тыс. руб) и Могилевской (795 тыс. руб) областях. Среди отраслейэкономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельскомхозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%),промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сферахобразования (115,6%), социального обеспечения (118,4%), здравоохранения (118,5%).
Лидерами по размеру заработнойплаты по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органовгосударственного управления, науки и научного обслуживания, строительства,физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаютсяв сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении и образования. При этом вреспублике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработнойплаты как основной государственной гарантии в области оплаты труда и формысоциальной защиты низкооплачиваемых работников. Осуществляется индексациязаработной платы и других доходов граждан.
Предметом особой заботыгосударства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.За 2008 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% припрогнозе 18,3% и составил 382 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрастуувеличился на 9,1% (прогноз — 8%). Финансирование выплат пенсий и пособий производитсяв полном объеме и в установленные сроки.
В последние годы в Беларусиосуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовомуукреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиковвзносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионногострахования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего годавступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионномстраховании». В нашей стране существует широкая система материальнойподдержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка,обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготныхжилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительствожилья и др. Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% отих общей численности). В 2008 году размер пособия по уходу за ребенком ввозрасте до 3-х лет увеличен на 46%. Среднемесячный размер пособия на детейстарше 3-х лет вырос на 18%.
В течение 2008 года дваждыпересматривались размеры стипендий учащейся молодежи. В настоящее время взависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузовварьируется от 98 до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учрежденийпрофтехобразования — от 82 до 131 тыс. руб. Размер социальной стипендиистудентов вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся ссузов и учреждений профтехобразования- 63 тыс. руб.
С начала 2008 года существеннорасширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся гражданамгосударственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Врезультате в 2008 году адресную помощь получили 286 тыс. человек, или каждыйтретий нуждающийся (в 2007 году — каждый двенадцатый). Средний размер помощи врасчете на одну семью составил 350 тыс. руб.
Финансовые потрясения последнегогода заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы корганизации и управлению производством, оптимизировать численность персонала,пересматривать условия оплаты труда.
В начале 2009 года в Беларуси вотличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходовнаселения, хотя их рост временно замедлился. В январе 2009 г. в республикеноминальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на8%. Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем2008 г. возросла на 5,5%. При этом Правительством осуществляется комплекс мер,направленных на либерализацию условий хозяйственной деятельности,предоставление предприятиям широких полномочий в управлении производством, вобласти оплаты труда, недопущение необоснованного роста цен в торговле,проводится ежемесячный мониторинг уровня зарплаты работников всех сфер экономики.Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всехзвеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельностидолжен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной,инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержаниитрадиционных и завоевании новых рынков сбыта [16].
Одна из интересных особенностейнеравенства в Беларуси в том, что неравенство расходов здесь больше неравенствадоходов, хотя обычно в странах с переходной экономикой оно меньше, потому что домашниехозяйства с низким уровнем доходов используют долги или какие-то другие способыдля поддержания уровня потребления. Если предположить, что домохозяйства неутаивают ни доходы, ни расходы, тогда разное неравенство доходов и расходовбудет означать разные уровни сбережений для разных уровней дохода. Если жеимеет место частичное сокрытие доходов (которое обычно происходит привыборочных обследованиях домашних хозяйств), большее неравенство расходов можетозначать, что более богатые люди и скрывают свои доходы в большей степени. Ксожалению, в Беларуси вдобавок еще и нельзя исключить сокрытие расходов: из-заболее высоких цен и меньшего выбора высококачественных (импортных) товаровмногие белорусы отправляются за покупками за границу, обычно в Москву, Киев,Вильнюс или Варшаву. Конечно, это относится, прежде всего, к богатым людям. Этосокрытие расходов невозможно измерить, можно лишь приблизительно оценить,например, по количеству виз, выданных белорусам. Кстати, видимое сближениеуровней неравенства доходов и расходов (рисунок 2.1) [13] может означатьувеличение сокрытия расходов до уровня сокрытия доходов.
На рисунке 2.1 тонкие линиипоказывают 95% доверительные интервалы (вычислены с помощью bootstrapping впрограмме Stata, модуль ineqerr). Другие индексы неравенства (Theil, Varlogs,коэффициент вариации) изменяются так же.
Неравенство доходов достиглосвоего максимума в Беларуси в середине 1990-х годов. С 1995 года оно оставалосьна довольно низком и стабильном уровне, выраженное как в индексе Джини, так и виндексе Тайла. Неравенство расходов (но не доходов) достигло максимума в 1999году, после российского финансового кризиса, после чего снижалось. Трендизменился в 2004 году, когда начался небольшой рост неравенства как доходов,так и расходов.
/>
Рисунок 2.1 — Изменение индексаДжини в Беларуси
Интересная особенность — вБеларуси неравенство расходов выше, чем неравенство доходов, хотя обычно онониже (этот феномен детально рассмотрен в отдельном разделе). Тем не менее, обавида неравенства в Беларуси ниже, чем в других постсоветских странах.
Региональное неравенствораспределено почти равномерно между областями, ни в одной из них оно не отличаетсяв значительной мере от других. Изменения в уровне неравенства для всей страны восновном обусловлены изменениями неравенства в Минске, который также имеетнемного больший уровень неравенства в сравнении с другими городами.
3. Политика государства по регулированию доходовнаселения в республике Беларусь
Центральное место в доходахнаселения занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования оплатытруда реализуется через Конституцию Республики Беларусь; Трудовой кодекс РеспубликиБеларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законовРеспублики Беларусь и декретов главы государства, а так В нашей стране с января1992 года в организациях и отраслях экономики применяется тарифная система,представляющая собой совокупность нормативных актов, при помощи которыхосуществляются дифференциация и регулирование размеров заработной платы различныхгрупп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивноститруда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств иотраслей, в которых заняты работники. Это позволяет при равных экономическихусловиях добиться единства меры труда и его оплаты, равной оплаты за равный труд,дифференциации основной части заработной платы в зависимости от признаков, характеризующихкачество труда [13].
Основными элементами тарифнойсистемы являются Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, имеющаяв настоящее время обязательное применение в бюджетной сфере и для работниковкоммерческих организаций; тарифные ставки (должностные оклады); тарифно-квалификационныесправочники. В нее также включаются предусмотренные законодательством повышениятарифного характера (выплаты компенсирующего и стимулирующего характера). Вкачестве регулятора оплаты труда используется также тарифная ставка первогоразряда.
На протяжении продолжительноговремени минимальная заработная плата (МЗП) не выполняла роли минимальнойгарантии, поскольку служила основой не для определения размеров оплаты труда, адля выплат штрафов и пенсий. Для преодоления сложившегося противоречия всоответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 3 от 15 февраля 2002года «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы»она стала применяться исключительно в сфере трудовых отношений в качестве минимальнойгарантии оплаты труда. С 1 января 2009 года МЗП установлена в размере 229700рублей, однако ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума (БПМ) составляеттолько 98%.
За 1996-2008 годы заработнаяплата в нашей стране выросла в 4,9 раза. Как показал анализ, истекший периодхарактеризуется положительными тенденциями ее номинального и реального значений.Намеченные высокие темпы экономического роста в минувшем году, предпринятыемеры по смягчению последствий мирового кризиса помогли обеспечить рост реальнойзаработной платы — 109,9%.
В 2008 году, согласноутвержденному правительством графику, дважды повышалась тарифная ставка первогоразряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. С декабря минувшегогода ее размер составляет 77 тыс. рублей. Однако в силу начавшихся кризисныхявлений в экономике страны не удалось сохранить планируемую с ноября 2008 годавеличину тарифной ставки первого разряда на уровне 91 тыс. рублей.
МЗП к концу 2008 года не достиглауровня бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, что повлеклонеобходимость ее повышения с начала 2009 года.
Последствия мирового финансовогокризиса не должны существенно повлиять на уровень заработной платы в нашейстране. Однако темпы ее роста в нынешнем 2009 году будут несколько ниже, чем впредыдущем: ожидается, что применительно к среднемесячной заработной плате онисоставят 113%, к реальной — 100,2-101,1%. В связи с этим в I полугодии 2009года будут разрабатываться шаги по сдерживанию роста заработной платы иповышения тарифной ставки первого разряда. Тем не менее, вопросы регулированиязаработной платы, в том числе график ее повышения в бюджетной сфере, намеченорегулярно рассматривать правительством и увязывать с финансовыми возможностями,развитием производственных процессов, динамикой макроэкономических показателей[16].
Политика оплаты труда будет идальше основываться на сочетании государственных, рыночных иколлективно-договорных механизмов регулирования заработной платы припостепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования. Приоритетами остаютсясоздание равных прав на труд, условия труда и его оплату для всех субъектов хозяйствования,обеспечение формирования экономических предпосылок для роста заработной платы, легализациивсех трудовых доходов.
На первый план выходятнеобходимость увеличения заработной платы у низкооплачиваемых работников,снижение доли малообеспеченности среди занятого населения. К этому должнопривести последовательное повышение размеров оплаты труда в отраслях с низкимуровнем заработной платы, совершенствование налогообложения в интересахнизкооплачиваемых работников, ужесточение ответственности нанимателей за несоблюдениеминимальных гарантий в области труда. Названным целям отвечает разработкаэффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередьвысококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена,способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи национальнойэкономики в условиях мирового кризиса.
В связи с этим важнейшимнаправлением совершенствования государственной политики доходов населенияпризвано стать упрощение системы оплаты труда руководителям организаций,сокращение ограничений, влияющих на размеры их премий и надбавок. В частности,в соответствии с утвержденными в начале 2009 года нормативными правовыми актамиустанавливается единый норматив отнесения стимулирующих выплат работникаморганизаций независимо от формы собственности в затраты, учитываемые приналогообложении и ценообразовании, в пределах 80% тарифной части заработнойплаты по организации в целом и 100% — для работников организаций, обеспечившихвыполнение установленного задания по уровню рентабельности реализованнойпродукции. Наниматель вправе самостоятельно определять приоритетность видовстимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольшийвклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.Руководителям, обеспечивающим поступление валютной выручки, разрешеноустанавливать персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенныеразмеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).
Следующим этапом должна статьотмена обязательного установления министерствами и другими органамигосударственного управления предельного норматива прибыли, направляемой наоплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставкипервого разряда.
Главное в условиях либерализацииэкономики — предоставить больше самостоятельности коммерческим организациям вустановлении форм и систем оплаты труда исходя из сложившейся рыночнойконъюнктуры и собственных целей организаций. Но в то же время не следуетзабывать, что оплата труда в бюджетной сфере является приоритетомгосударственного регулирования. Ее дальнейшее совершенствование обязано базироватьсяна изменении тарифной ставки первого разряда и Единой тарифной сетки.
Нужно отметить, что в условияхконтролируемой инфляции и объективного метода ее оценки заработная плата и еепокупательная способность должны прирастать в меру роста производительноститруда. Об обязательности их увязки свидетельствует практика стран с развитойрыночной экономикой.
Что касается Беларуси, в период1996-2000 годов наблюдался устойчивый рост коэффициента эластичности реальнойзаработной платы по производительности труда от 1,3 до 2,1%. В результатестабильного роста экономики реальная заработная плата вплотную приблизилась куровню 1990 года уже в 2000 году, а в 2001 превысила его на 23,1%. Однако в ее динамикеобозначилась явная тенденция падения эластичности относительно производительноститруда (таблица 3.1) [14].
Таблица 3.1 — Эластичностьреальной зарплаты по производительности труда в экономике Беларуси в 1991-2007годахГоды Индекс производительности труда в% к предыдущему году** Индекс реальной заработной платы в% к предыдущему году Коэффициент эластичности реальной заработной платы по производительности труда 1996 103,8 105,1 1,3 1997 111,3 114,3 1,3 1998 107,2 118,0 2,5 1999 102,8 107,3 2,6 2000 105,8 112,0 2,1 1996-2000* 6,15 11,3 1,84 2001 105,2 129,6 5,7 2002 105,9 107,9 1,3 2003 108,0 103,2 0,4 2004 112,0 117,4 1,5 2005 108,5 120,9 2,5 2001-2005* 7,95 15,4 1,94 2006 108,6 117,3 2,0 2007 107,7 109,5 1,2 2008 109,3 109,9 1,06
* Среднегодовые темпы прироста (снижения)
** Расчет на основе данных,представленных в Статистическом ежегоднике Республики Беларусь. Минск, 2008 год.С.36,37.
Соотношение между темпамиприроста этих двух показателей зависит от конкретных условий развития той илииной страны. В переходных экономиках ускоренный прирост заработной платыинициирует перераспределительные процессы, направленные на снижение социально-экономическогонеравенства населения и сокращение уровня его малообеспеченности. Необходимостьсущественного повышения заработной платы связана с ростом цен на жилье,жилищно-коммунальные услуги, переходом на платные медицинские и образовательныеуслуги, отменой многих льгот населению, ликвидацией такого института, какобщественные фонды потребления. Сегодня многие социальные расходы из государственногобюджета и внебюджетных фондов перенесены на самих граждан.
Размер заработной платы долженустанавливаться на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семьеудовлетворять возросшие материальные и духовные потребности и создаватьденежные накопления для развития человеческого потенциала.
Кроме того, макроэкономическаястабилизация в условиях переходной экономики требует расширения внутреннегорынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличенияпокупательной способности населения, что, в свою очередь, обусловливаетнеобходимость повышения реальной заработной платы.
К тому же следствием перехода крынку стала необоснованная дифференциация заработной платы в различных отрасляхэкономики. Поэтому до ее устранения более быстрый рост заработной платы посравнению с производительностью труда в отдельных отраслях является правомерным.
Вместе с тем, несмотря надопустимость и даже известную желательность, в качестве фактора увеличениястоимости живого труда в структуре цены конечной продукции и повышения уровняжизни населения опережение темпов роста заработной платы по сравнению спроизводительностью труда должно носить кратковременный характер, а именно, довыхода на оптимальное соотношение оплаты труда в ВВП, за которое может бытьпринят, например, средний уровень в развитых странах (55-60%).
Значимая статья доходов населения- пенсии. Сегодня получателями их различных видов являются 2,6 млн. человек, изних 74,6% начисляются пенсии по возрасту, 11,3% — по инвалидности, 5,3% — послучаю потери кормильца. Доля расходов на эти цели достаточно высока иравняется в настоящее время около 11% ВВП.
За период с 1996 по 2007 годсреднемесячный размер назначенной пенсии реально увеличился в 4,4 раза. Минимальныйразмер пенсии по возрасту был доведен до бюджета прожиточного минимумапенсионера, что явилось важным социальным достижением. Выплата социальныхпенсий стала производиться в размере не ниже 50% БПМ в среднем на душунаселения.
С 1997 года у нас в странеосуществляется пенсионная реформа — многоаспектная программа, реализуемая винтересах основной массы нетрудоспособных граждан. Избран достаточно «мягкий»вариант совершенствования действующей системы с ориентацией на последовательноеиспользование результатов экономического роста.
Привязка повышения пенсий вреспублике к росту средней заработной платы позволяет реально увеличивать ихразмеры и соответствующие надбавки.
В рамках последовательныхпреобразований у нас в стране установлена зависимость права на трудовую пенсиюот уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизмповышения пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный отдых по возрасту.
Усилена дифференциация вотношении тех, кто в свое время был занят на высокооплачиваемых работах и,соответственно, внес наибольший финансовый вклад в пенсионную систему.
В 2000 году изменен порядокопределения и механизм корректировки минимальных пенсий. Теперь минимальнаяпенсия по возрасту состоит из двух частей, одна из которых автоматическиперерассчитывается в связи с изменением БПМ, а вторая (доплата) — в связи с ростомзаработной платы, одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. В таком жепорядке производится перерасчет минимальных пенсий по инвалидности, по случаюпотери кормильца. Социальные пенсии, надбавки и повышения также регулярноавтоматически пересматриваются.
Была введена еще однарациональная норма — расширен временной период, из которого определяетсязаработок для исчисления пенсии. Пятилетний период, за который он учитывался, атакже 15-летний период, из которого избирался обратившимся за пенсией, сталежегодно увеличиваться на один год (но не более чем до числа полных лет фактическогостажа работы, в течение которых работник подлежал государственному социальномустрахованию).
Наступившее с 2002 годаухудшение финансового состояния Фонда социальной защиты населения (ФСЗН),связанное как с ростом числа лиц пенсионного возраста, так и с образовавшейсязначительной просроченной задолженностью субъектов хозяйствования по уплатевзносов на пенсионное страхование, потребовало принятия дополнительных мер. Вчастности, было введено обязательное социальное страхование индивидуальных предпринимателей,что в целом позволило расширить доходную часть ФСЗН.
Важным шагом по совершенствованиюорганизации пенсионной системы стал переход с 2003 года на индивидуальный (персонифицированный)учет плательщиков взносов на социальное страхование. Он обеспечивает сбор и хранениеполных и достоверных сведений о каждом застрахованном лице, позволяетмаксимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключает нецелевоерасходование средств социального страхования, является инструментом адаптациипенсионной системы к современным условиям и создает необходимую базу для формированияее многоуровневой структуры. Кроме того, индивидуальный учет способствуетлегализации трудовой деятельности и заработка, а также помогает решать проблемусохранности документов, которые необходимо предоставлять для начисления пенсий.В перспективе его роль будет еще более значимой, поскольку исчисление размеровпенсий предусматривается производить в зависимости от объема уплаченных взносовна пенсионное страхование.
Сегодняшнее развитие пенсионнойсистемы происходит в условиях неблагоприятной демографической ситуации, приопережающих темпах роста численности пенсионеров над численностью занятого вэкономике населения. Причем этот процесс будет усиливаться в последующиедесятилетия, что связано с достижением пенсионного возраста лицами, рожденнымив послевоенные годы.
Важным элементом комплекса мерпо снижению нагрузки на пенсионную систему стал вступивший в действие с 1января 2009 года Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионномстраховании». Им предусмотрено финансирование пенсий в рамках профессиональнойсистемы за счет целевых страховых взносов нанимателей по накопительной схеме спостепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочныхпенсий, связанных со страхованием производственных рисков.
Один из резервов пенсионной системы,используемый многими странами мира — стимулирование более позднего выхода на пенсию.К концу текущего года будет подготовлен законопроект, призванный сбалансироватьинтересы пенсионеров и возможности пенсионной системы.
Дальнейший ход преобразованийпенсионной системы в Беларуси видится как продолжение процесса поэтапногосоздания всех необходимых новых компонентов пенсионной системы на основезакрепления и развития имеющегося опыта и достижений.
Одно из важнейших направленийполитики доходов — оказание государственной материальной поддержки семьям сдетьми.
В Республике Беларусьназначаются следующие виды государственных пособий семьям, воспитывающим детей:по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учетв медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности; по уходу заребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей в возрасте от 3 до 16 лет (до 18лет); по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком ввозрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни материлибо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; по уходу заребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человекаили больных СПИДом.
Система социальной поддержкисемей в связи с рождением и воспитанием ребенка постоянно совершенствуется. Сегоднядействующей в стране системой государственных пособий охвачено более 512 тыс. детейв возрасте до 18 лет. В 2008 году вступил в действие Закон Республики Беларусь«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь „Огосударственных пособиях семьям, воспитывающим детей“, в которомсодержится норма об установлении пособий по уходу за ребенком в возрасте до трехлет в размере 80% БПМ вместо ранее действующей — 65% БПМ.
Помимо этого в Беларуси широкоераспространение получили и другие социальные выплаты семьям с детьми. Среди них- льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях (количествополучателей которых составляет почти 60 тыс. семей), бесплатное питание детямпервых двух лет жизни, бесплатное питание школьникам из малообеспеченных семей,льготы по оплате за пользование учебниками и другие.
Существенным достижениемсоциально-экономического развития страны последних лет является сравнительнонизкий уровень регистрируемой безработицы. Даже в условиях мировогофинансово-экономического кризиса за 2008 год в Беларуси уровень регистрируемойбезработицы снизился с 1,0 до 0,8% от экономически активного населения [13]. Этоодин из самых низких показателей среди европейских стран.
В республике создана действеннаясистема адресной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения. В 2008году увеличение объема ресурсов, направляемых на эти цели, повышение критериянуждаемости для предоставления такой помощи с 60% бюджета прожиточного минимумадо 100% позволило расширить охват нуждающихся. Увеличились размеры единовременнойи ежемесячной помощи. Количество белорусов, которым государство помогло таким образом,в последнее время значительно возросло: в 2008 году поддержку получил каждыйтретий малообеспеченный житель Беларуси (в 2007 году — каждый тринадцатый). Социальноуязвимым слоям населения предоставляется гарантированная адресная социальнаяподдержка в виде натуральной помощи, а также выделения безналичных жилищныхсубсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями икоммунальные услуги.
Рост заработной платы и другихдоходов населения позволил существенно снизить в Беларуси уровеньмалообеспеченности (бедности), который в 2007 году равнялся 7,7% [13]. Необходимоиметь в виду, что бедность как социально-экономическое явление присуща всемгосударствам мира.
Согласно определению бедных как»отдельных лиц или семьи, чьи средства настолько малы, что они оказываютсяисключенными из минимального приемлемого образа жизни населения стран, вкоторых они проживают" [13], определенный минимум здесь
необходимо увязывать снациональными и культурными особенностями страны, и он может существенноразличаться по странам.
В Беларуси в основе официальнопринятого метода измерения уровня бедности лежит концепция абсолютной бедности,базирующаяся на учете величины среднедушевого дохода (лица) и его соотнесения сбюджетом прожиточного минимума. В стране, как известно, рассчитываются двапотребительских бюджета — минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджетпрожиточного минимума (БПМ).
Порядок формирования МПБ,представляющего собой расходы на приобретение набора потребительских товаров иуслуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурныхпотребностей человека, определен Законом Республики Беларусь от 9 января 1992года «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета».Правовой основой для определения БПМ, под которым понимается минимальный наборматериальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельностичеловека и сохранения его здоровья, является Закон Республики Беларусь от 6января 1999 года «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь».
Первоначально к малоимущим (бедным)категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых доходовниже 60% минимального потребительского бюджета. Указанный норматив не былзакреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Однако негативныеявления в экономике середины 90-х годов прошлого века вызвали необходимостьвведения нового, усеченного норматива для оказания государственной социальнойпомощи, которым стал БПМ. В натурально-вещественном выражении в состав БПМ, вотличие от МПБ, не включены расходы человека или семьи на культурно-просветительскиемероприятия, отдых, услуги связи и некоторые другие услуги. Остальные же статьирасходов в обоих бюджетах совпадают и включают: продукты питания, одежду,обувь, предметы общесемейного пользования; лекарства; предметы санитарии игигиены; жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги; услуги детскихдошкольных учреждений.
Таким образом, в соответствии сбелорусским законодательством малообеспеченными гражданами (семьями) считаютсяграждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджетапрожиточного минимума. Для международных сравнений ООН и Всемирным банком в качествепороговых значений бедности в стране было предложено использовать показателидолей населения, имеющих различный доход на человека в день, — менее 1 доллараСША, менее 2,15 доллара и менее 4 долларов в день по паритету покупательнойспособности (ППС).
Перед международным сообществом(Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) была поставлена задача к 2015 годусократить вдвое долю населения, чье материальное положение можно охарактеризоватькак бедность. Беларусь взяла на себя повышенные обязательства: сократить болеечем втрое в период 2000-2015 годов долю населения, живущего ниже национальнойчерты бедности. Анализ ситуации в данной области в нашей стране в соответствиис методическими рекомендациями ООН дает основание заключить, что эта задачауспешно реализована уже сегодня.
В Беларуси наблюдаетсяпозитивная тенденция сокращения малообеспеченности, что подтверждается в томчисле и международной статистикой. По данным последнего Доклада о развитиичеловека, в Беларуси на 4 доллара США в день в 2005 году проживало 15,9% населения.Для сравнения: в России — 45,3%, Казахстане — 56,7%, Украине — 44,7% населения.Из восточноевропейских стран бывшего социалистического лагеря: в Польше — 20,6%,Болгарии — 39,9%, Румынии — 54,8% населения [13].
Наибольшему риску бедности вБеларуси подвержены лица, проживающие в сельской местности, малых городах, атакже семьи с высокой степенью иждивенчества. Однако следует отметить, что всельской местности значительная доля населения занята в личных подсобныххозяйствах, что позволяет компенсировать расходы семей, связанные с приобретениемпродуктов питания. Поэтому для проживающего там населения наибольшуюактуальность имеют «денежные» аспекты бедности, связанные с доступностьюнепродовольственных товаров и услуг.
Вторым по значимости местомконцентрации бедности в Беларуси выступают малые города, где проживает примерно6% населения страны. Это явление в малых городах страны, как и в сельскойместности, во многом определяется неразвитостью локальных рынков труда, а такженеудовлетворительным финансово-экономическим состоянием градообразующихпредприятий.
К наименее проблемным в данномотношении регионам Беларуси относится Минск, областные центры (Брест, Витебск,Гомель, Гродно, Могилев), а также Борисов, Барановичи, Бобруйск и некоторыедругие крупные города, обладающие достаточно развитым экономическим,социально-культурным и интеллектуальным потенциалом.
Для решения проблеммалообеспеченности (бедности) в Беларуси разработаны и реализуются ежегодныепрограммы занятости населения, государственные программы поддержки и развитияпредпринимательства, Комплексная система мер по социальной защите населенияРеспублики Беларусь, Государственная программа возрождения и развития села на2005-2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малыхи средних городских поселений на 2007-2010 годы, Комплексная программа посовершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилоговозраста в Республике Беларусь до 2010 года и другие.
Расходы на социальные программыв Беларуси являются одними из самых высоких среди стран СНГ. Широкозадействуется и такой механизм, как предоставление социальных льгот и гарантий,доступ к которым осуществляется по категориальному принципу. В последние годыбыла проведена рационализация льгот и выплат населению и их значительноесокращение. Высвобождаемые средства направляются на программы адреснойсоциальной помощи, предоставляются наименее защищенным гражданам, а такжеветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам.
Не менее значимый аспектпредотвращения бедности — обеспечение доступности жилья для малообеспеченныхграждан и снижение социальных издержек при повышении оплаты населениемжилищно-коммунальных услуг. Для этого разработаны и реализуются программыжилищного строительства с учетом потребности в социальном жилье, использованиепо соответствующему назначению пустующих домов в сельской местности, сохранениесистемы безналичных жилищных субсидий для малообеспеченных граждан, снижениепредельной нормы расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупномдоходе семьи для предоставления жилищных субсидий.
Заключение
В результате проведенногоанализа можно сформулировать следующие выводы.
Доходы населения рассматриваютсякак основной фактор роста благосостояния людей. Авторская концепция, основанана системной парадигме, позволяющая рассмотреть доходы населения:
во-первых, как подсистему,входящую в систему доходов общества, поскольку последние, кроме доходовнаселения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государства;
во-вторых, доходы населенияпредставлены как сложная система, имеющая внутреннюю поэлементную структуру,объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределения;
в-третьих, доходы населения этоцелостная система, имеющая свои характерные черты, цели и функции, выражающаясложную структуру экономических отношений, возникающих по поводу их образованияи регулирования;
в-четвертых, рассмотрениедоходов населения как фактора роста благосостояния обосновывается тем, что отих уровня зависит степень удовлетворения материальных и духовных потребностей,качество жизни и поведение людей в обществе;
в-пятых, регулирование доходовнаселения, осуществляемое многозвенным механизмом, выражающим совокупностьсвязей между хозяйствующими субъектами, государством и домохозяйствами.
Особенно важное место всоциальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применениенаиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным еесодержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активнойчасти населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммыполучаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат изобщественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровеньдоходов осуществляется через договорные отношения между работниками иработодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработнойплаты и другие элементы.
Список использованных источников
1. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономическихспециальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. — Минск:Книжный дом, 2004. — 608 с.
2. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. — Минск: ООО«Новое знание», 2002. — 289с.
3. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебноепособие для вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2004.- 576 с.
4. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводныйкурс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ»,2002. — 632 с.
5. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. — Минск: ОДО «Равноденствие»,2004. — 377 с.
6. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина[и др.]; Под ред. Э.А. Лотухиной. — Минск: Тесей, 2003. — 320 с.
7. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов идр.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. — Минск: Вышэйшая школа,2007. — 480 с.
8. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зеньковаи др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. — Минск: Новое знание, 2002. — 244 с.
9. Морова, А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений / А.П. Морозова.- Минск: ИСПИ, 2000. — 176 с.
10. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. — Минск: КнижныйДом «Мисанта», 2005. — 407 с.
11. Социальная политика: Учеб. Для вузов экон. и неэкон. Специальностей /Под ред. Н.А. Волгина. — Москва: Экзамен, 2002. — 734 с.
12. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича.- Минск: ООО Новое знание, 2000. — 664 с.
13. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2008 году. — Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. Минск,2009. — № 2.
14. Статистический ежегодник Республики Беларусь. — Минск, 2008.
15. Тур, А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: пособие для студентов иучащихся / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий. — Минск: Мисанта, 2007. — 120 с.
16. Электронный ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь[Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: www.belstat.gov. by. — Дата доступа: 01.08.2010
17. Электронный ресурс Министерства труда и социальной защиты населенияРеспублики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: www.mintrud.gov. by. — Дата доступа: 01.08.2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.