Реферат по предмету "Социология"


Медико-социальная помощь семьям "группы риска"

Содержание
Введение
1. Характеристика семей «группы риска»
1.1  Общая характеристикасемей «группы риска»
1.2  Особенности семей «группыриска»
2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группыриска»
2.1 Медико-социальная помощь семьям «группы риска»
2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств воказании помощи семьям «группы риска»
2.3 Цели и стратегии программ социальной помощи детям исемьям в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Введение
Главным социальным фактором, влияющим настановление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, ототношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит намир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит своиотношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек вдальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первыйжизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок, вблагополучной или неблагополучной.
Семейное воспитание − это одна изформ воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленныедействия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которойпроисходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесссоциализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место втрудах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрик и многих других.
В настоящее время семья как социальныйинститут переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное числосемейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушенпсихологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готовавзять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиесяэкономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искатьисточники к существованию в ущерб воспитания детей.
Пристальный интерес к семье объясняется ирядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране;усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением;усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современногочеловека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.
О необходимости оказания семье медико-социальнойпомощи говорится в ряде работ (Е.И. Холостовой, А.В. Мартыненко, А.Н. Елизароваи другие), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейноговоспитания, направленности этой помощи на формирование у родителейпедагогических знаний и умения и эффективно их использовать.
Семья в своей воспитательной деятельностистала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороныспециалистов.
Специалисту по социальной работеприходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с семьей группыриска первоочередная задача специалиста по социальной работе − эторазрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, вкоторых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семьяносит название семья «группы риска».
Общественное мнение, средства массовойинформации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества семейгруппы риска, что становится одной из самых острых проблем современнойРеспублики Беларусь.
Категория семей социального рискануждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов:психологов, наркологов, юристов. Однако специалисту по социальной работе отводитсяосновная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно онможет оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям.
Цель: выявить особенности деятельности специалистапо социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группыриска».
Задачи:
1. определить сущность и особенности семей«группы риска»
2. выявить основные направления медико-социальнойпомощи семьям «группы риска».

1. Характеристика семей«группы риска»
 
1.1 Общая характеристикасемей «группы риска»
В научной литературе нет чёткогоопределения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в негосвой смысл. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретитьтакие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска»,«негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваютсяподобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической,педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречаетсядовольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Тем не менее, не всякая семья,сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семейдовольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет,сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе,взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличиене только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как насемье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.
Для того чтобы не путаться в понятиях,определяющих специфику семьи, специалисты по социальной работе выделяют тритипа семей: условно-адаптированные, это благополучные семьи, но у каждой семьиесть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи «группы риска» − те,в которых несколько функций подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи,работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, скоторыми столкнулись члены таких семей.
Семьей социального риска считается семья,имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятныхусловий для жизни и полноценного развития всех его членов. Такие семьисправляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил.
Факторы риска не обязательносвидетельствуют об отсутствии комфортной среды для ребёнка [13, c. 4-7.] Наличие названныхфакторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учёт, но еслиони сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейныхотношений, то семья «группы риска» помещается в категорию проблемных семей, апри наличии определённых причин − переходит в категорию семей, находящихсяв социально-опасном положении.
1.2 Особенности семей«группы риска»
По каким же критериям можно определить,что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему социальныйработник должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?
Существуют признаки здоровой семьи [4]:
– возможность выражать свои чувства
– каждый член семьи является признанным,так как является членом семьи
– у каждого члена семьи есть право выбора
– в семье существуют ритуалы и обычаи длявыражения близости
– проявление открытой привязанности членовсемьи друг к другу
– чувство юмора, шутки в общении
– ясные и понятные ожидания членов семьидруг от друга
– наличие общих ценностей
Авторы выделяют также базовые функциисемьи:
– экономическая (материальноеобеспечение семьи);
– репродуктивная (рождение детей,планирование семьи, половая идентификация детей и т.д.);
– рекреативная (восстановление иотдых, планирование и проведение семейного досуга, отпуск и т.д.);
– функция заботы о доме (уход задомом, чистота, гигиена в помещении и т.д.);
– социализирующая (обучение детейнавыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);
– терапевтическая (привязанность, взаимнаяподдержка, проявление чувств и т.д.) [14, с. 6-7].
Зубкова Т.С. также выделяетдемографическую, эмоциональную, социально-статусную функции [2 с. 19].
Невыполнение семьёй хотя бы несколькихфункций может повлиять на вхождение семьи в «группу риска».
Любая семья стремится противодействовать ипредотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказываютмобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливаютпротиворечие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностямобъясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем вотношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболееподходящее решение). Авторы считают, что существуют группы семей, которые легкоприспосабливаются к неблагоприятным условиям – семьи «группы риска» [7].
Существует деление семей по степени ихвоспитательного воздействия на детей. Так, благоприятным для формированияличности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеютцелесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Вовнутрисемейных отношениях − полное взаимопонимание, демократический стильобщения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственнаяатмосфера, организован культурный и рациональный досуг.
Как показывают данные психологических,социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периодысвоего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаютсякак семьи в целом, так и отдельных её членов, − например, беременность,помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классешколы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизнидетей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьивызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждаюткаждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановитьсяиз-за страха перемен.
Именно во время появления и нахождениясемьи в подобных кризисах она особенно уязвима и может войти в «группу риска».Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной [13, с. 80-81].
Зубкова Т.С. выделяет такие семьигруппы риска:
– дисфункциональные (неполные,многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, с детьми инвалидами)
– «социопатические» (семьи алкоголиков,наркоманов, родители или дети-правонарушители, с отклонениями от нормальногоповедения)
К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которыхзатруднено. Это, прежде всего, семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, сдетьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми,т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимовключить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьибеженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы ипроживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные,с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи снедееспособными родителями.
В группу с асоциальным поведением относятсемьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью,родителями или детьми-правонарушителями [2, с. 27].
Елизаров А.Н. в своей работе определилхарактеристику семей группы риска.
Семьи группы риска характеризуются:
– слабой способностью членов этих семей канализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигатьцели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.
– слабой способностью обсуждать словеснопроблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается имобъяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.
– засильем в семье эмоций, связанных сдостижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным слюбовью, заботой, взаимопомощью.
– высокой степенью риска по отношению кпроблеме приема алкоголя и наркотиков [1, с. 114–115].

2. Медико-социальнаядеятельность в работе с семьями «группы риска»
 
2.1 Медико-социальнаяпомощь семьям группы риска
Медико-социальнаяпомощь рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональнойдеятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правовогохарактера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение иукрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работапринципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья,предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапахразвития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинамитяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.
Цель медико-социальной работы – достижениемаксимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическойи психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане [12, с. 200].
Медико-социальнуюработу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую(реабилитационную).
Медико-социальнаяработа, имеющая профилактическую направленность, – это предупреждение социальнозависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья;формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информациипо вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальнойпомощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальнойзащиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Медико-социальнаяработа, имеющая реабилитационную направленность, предусматривает организациюмедико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы;осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитацииинвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины издравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; созданиереабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственностиво взаимодействии специалистов смежных профессий и др. [12, с. 203].
Имея много общего с медицинской помощью идеятельностью органов здравоохранения в целом, медико-социальная работа невыходит за рамки своей компетенции, не претендует на выполнение лечебныхфункций, а предусматривает тесное взаимодействие специалистов по социальнойработе с медицинским персоналом и четкое разграничение ответственности.
Являясь видом мультидисциплинарнойдеятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения исоциальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы иметоды, сложившиеся в системе здравоохранения – профилактические,реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения– социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание надому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневногопребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временногоприюта и др.
Объектом медико-социальной работы являютсяразличные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальныепроблемы, которые тесно взаимосвязаны и их решение затруднительно в рамкаходносторонних профессиональных мероприятий [12, c. 200].
Для полноценной медико-социальной помощи семьямгруппы риска главным принципом является раннее выявление таких семей. Раннеевыявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названыприоритетными направлениями. До 21 века деятельность реабилитационных центровбыла направлена только на реабилитацию детей. Семья находилась вне поля зренияспециалистов. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенныхтехнологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь всяответственность за качество и эффективность поддержки ложится на плечи командыспециалистов, в том числе и специалистов по социальной работе. При этомспециалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи.Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих,своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, атакже при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и ихродителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. Главнаяцель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи(то есть решение проблем и взрослых и детей) [4].
Основными задачами отделениямедико-социальной помощи являются: медико-социальный патронаж в семье,выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся вмедико-социальной защите и поддержке. Патронаж дает возможность наблюдать семьюв ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежитна поверхности.
Патронаж может проводиться со следующимицелями:
– диагностические: ознакомление сусловиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных,бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
– контрольные: оценка состояния семьи иребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный);
– анализ хода реабилитационныхмероприятий, выполнение родителями рекомендаций [12, c. 66].
Диагностика состояния семьи позволяетсоставить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформироватькомплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьии детей или медико-социальный патронаж. Работа специалиста по социальной работес семьёй «группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельностистановится поступление информации от других субъектов. Источником информациимогут выступать школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи,родители других детей и. т. д. С момента поступления сигнала специалиступо социальной работе рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов поданному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только присоставлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий [13, с. 80–81].
Сначала осуществляется сбор первичнойинформации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад,школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции,соседей, коллег родителей по работе и т.д. Далее сбор информации завершаетсяобобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания ивоспитания в ней ребенка. Первую встречу специалиста по социальной работе спроблемной семьей рекомендуют организовать за пределами места проживания семьи.Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинетеили в помещении органов опеки и попечения. Такая официальная обстановкаспособствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственномдоме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует рядотвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п.Наконец, родители могут вообще не впустить специалиста по социальной работе всвой дом. Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не толькоспециалиста по социальной работе, но и психолога или классного руководителя. Ихсовместные действия позволяют вести беседу в строго избранном направлении,лучше владеть ситуацией.
Известно, что родители из семей «группыриска» склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям,уклонению от обсуждаемой темы. Наибольшую трудность по установлению контакта идальнейшему взаимодействию, по словам О.А Селивановой, специалисты посоциальной работе испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными,имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость,проявляющими неадекватное поведение. Поэтому, приглашая таких родителей насобеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательноподготовиться к нему.
В начале беседы следует представиться,назвать официальное учреждение, в котором работают специалист по социальнойработе и другие участники разговора. Затем специалист по социальной работе формулируетцель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии спозицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой,готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижениядоверительной атмосферы, снятия психологического напряжения рекомендуетсяиспользовать такой прием как беседа за чаем с печеньем и конфетами.Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с небольшим перерывомчерез 30 минут. Перерыв используется работниками для совещания в соседнейкомнате с целью определения правильности выбранной тактики, и принеобходимости, корректировки направления дальнейшей беседы. В ходе этой встречинеобходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно естьпроблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребенка,мешают его полноценному развитию и воспитанию. В результате первой встречи ссемьей «группы риска» специалист по социальной работе должен получить ответы наследующие вопросы:
1) позволяет ли атмосфера внутри семьиоставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему(аргументы)?
2) какие именно характеристики семьивнушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?
3) какие жизненно необходимые качестваотсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно впроцессе реабилитационной работы?
Если ответ на первый вопрос будетотрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка сродителями, то специалист по социальной работе вправе поставить вопрос о егонемедленной передаче в учреждение защиты детства. Однако при этом следуетпомнить, что родительская семья – наиболее благоприятная среда пребыванияребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы егоздоровью и жизни. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждениекомиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейшихдействиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании можетприсутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседаниирассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованностив судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье. Независимо отрешения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа поопределению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполненияродительских функций. Разрабатывается план работы с семьей по ее реабилитации иповышению воспитательных способностей родителей. Далее следует посещение специалистомпо социальной работе семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе частовозникает по причине нежелания семьи идти на контакт со специалистом посоциальной работе как представителем власти. Родители используют при этом свое правона неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. Втакой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визитсовместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних.Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта специалистапо социальной работе с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуетсяиспользовать этот прием лишь в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальнаяопасность. Кардинальная задача специалиста по социальной работе: демонстрируямиролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визитпродиктован добрыми намерениями; его задача − не инспектирование иприменение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в деласемьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.Результатом успешной работы специалиста по социальной работе в этом направлениистанет готовность семьи идти на контакт с представителем власти и следоватьпредлагаемым рекомендациям. Визит в семью позволяет специалисту по социальнойработе провести углубленное обследование условий проживания семьи и ребенка: санитарно-гигиеническаяобстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью,наличие у ребенка собственной постели, своего угла или комнаты и т.п.Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характервзаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так и между родителямии детьми. Необходимо зафиксировать реакцию родителей на приводимые социальнымпедагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли онипринимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга,поддерживать супруга и т.п. При проживании в семье других взрослых следует определитьотношение к ним каждого из супругов, а также отношение ребенка к этим членамсемьи (нейтральное, доброжелательное, уважительное, неприязненное боязливое ит.п.). Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить вниманиена особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы,стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями,несовпадение в его ответах при беседе наедине со специалистом по социальнойработе и при родителях и т.п.). Углубленное ознакомление с семьей «группыриска» позволяет специалисту по социальной работе сделать ряд выводов,необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлениювоспитательной функции семьи. Специалисты рекомендуют подключать членов семьи кразработке плана действий или, по крайней мере, согласовывать предполагаемыемеры с каждым взрослым ее членом. Семья должна быть поставлена в известностьотносительно всех методов, которыми будет; проводиться работа, включая возможностьвидеозаписи и применение других визуальных, психологических, медицинских и иныхтехнологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методикбез информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека [12, с. 66–75,230–233].
Учитывая свойственную таким семьямвнутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты применяют практикуподписания совместного соглашения между органами опеки как представителямивласти и семьей. В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственныесемье и мешающие ей осуществлять воспитание ребенка; определяются причиныухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачипредстоящей работы специалиста по социальной работе с семьей. Содержательнаячасть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненныхпараметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четкорасписываются права и обязанности сторон − участников соглашения.Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срокдействия соглашения в целом. Отдельным пунктом оговариваются оценки результатовосуществляемых мер по созданию необходимых условий жизнедеятельности ребенка всемье.
Схематично структура соглашения выглядитследующим образом:
– причины заключения соглашения,социальные проблемы семьи;
– цель совместных действий сторон;
– срок действия соглашения;
– обязанности сторон;
– права сторон;
– процедуры совместных действий;
– оценка эффективности проведенной работы [11,с. 16–22].
Необходимо учитывать, в какой семье будетпроводиться медико-социальный патронаж, так как от этого зависит, какую помощьв дальнейшем будет оказывать специалист по социальной работе.
Практика свидетельствует о том, чтоспециалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощьсвоему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями вобласти медицины и здравоохранения.
При проведении медико-социального патронажа в многодетной и неполнойсемье необходимо выявить материальные и жилищно-бытовые трудности данной семьии учитывать трудности, которые испытывает мать в связи с необходимостьюпосещения детской поликлиники. Социальная незащищенность таких семей,постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальноесамочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной инеполной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всехчленов семьи, имеет место распространение хронической патологии.
При обслуживании таких семей необходимо более обстоятельно контролироватьвыполнение рекомендаций разного вида патронажей: приобретение предметов уходаза новорожденным, организация уголка новорожденного (выбор места кроватки сучетом освещенности, расположения дверей), режима питания, бодрствованияребенка и др.
В семье, проживающей в плохих материально-бытовых условиях, еслинет возможности их улучшить, необходимо проводить работу по активизации усилийсемьи в проведении санитарно – гигиенических мероприятий с обязательным постояннымконтролем над выполнением данных рекомендаций по созданию надлежащих условий надому для развития здорового ребенка. Дети из таких семей должны первоочередно устраиватьсяв детские учреждения, обеспечиваться бесплатным питанием и лечением при заболеваниидетей первого года жизни. Медико-социальная помощь таким семьям состоит ворганизации медицинской помощи больным детям, в выдаче путёвок в санатории, в информированиио льготах и других выплатах, в проведении профилактических занятий, всоциально-правовом консультировании, в санитарно-гигиеническом просвещении, впроведении мероприятий на формирование ЗОЖ.
При проведении медико-социального патронажа в семье, где мать илиоба родителя являются учащимися или несовершеннолетними необходимо учитывать трудностипо воспитанию ребенка (отсутствие жизненного опыта, навыков по уходу заребенком, материальных средств, плохих или неустроенных материально-бытовых условий),трудности, связанные с учебой, нервные перенапряжения, особенно во время сессии.Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения. Медико-социальнаяпомощь таким семьям состоит в проведении профилактических мероприятий попланированию и жизнедеятельности семьи, формированию ЗОЖ.
Специалист по социальной работе должен наладить контакт с родителямимолодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до ипосле рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения длявозможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места вдетском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный графикпосещения занятий. Дети первого года жизни из таких семей должны получатьбесплатное питание. Несовершеннолетние матери должны получать психологическуюподдержку и квалифицированную психолого-медицинскую помощь, находиться подпостоянным контролем медицинских и социальных работников, так как такие семьинуждаются в повышенном внимании, моральной и материальной поддержке [2, с. 126–127].
При работе в семьяхалкоголиков специалист по социальной работе должен постоянно разъяснятьпагубное влияние алкоголя на здоровье членов семьи, особенно детей.Злоупотребление алкоголем приводит к семейным конфликтам, увеличивает числоразводов, разрушает семью. Почти всегда в семье отмечается общий дискомфорт,резко снижается трудовая деятельность, производительность труда, ухудшаетсяматериальное положение. Постоянная напряженная обстановка в семье значительноотражается на успеваемости детей, приводит к развитию у них неврозов,заболеваемости, травматизму. Заболеваемость в семьях, злоупотребляющихалкоголем, в 3,5 раза выше, чем в благополучных [2, c. 128].
Мартыненко А.В.выделил особенность социальной работы с данной группой – целенаправленнаяпрофилактика как неадекватного поведения больного члена семьи, так и развитиядекомпенсации психического и соматического статуса у членов его семьи и егоближайшего окружения, информирование соответствующих служб о наличии социальныхпроблем, организация наркологической и другой помощи с целью оптимизацииличностного и социального статуса [12, c. 205].
Специалистомпо социальной работе составляется программа работы с наркозависимым лицом, егосемьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации,психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самогоалкоголика и его семьи [12, c. 233].
Кмероприятиям, направленным на социальное оздоровление, относятсякоммуникативный тренинг, социально-психологический тренинг, техникасамоконтроля, семейная психотерапия, оценка социального статуса семьи в целом иотдельных ее членов, выявление потенциальных проблем, приобщение к социальноблагополучному кругу общения и др.
Особенностимедико-социальной работы с этой группой клиентов – выявление окружающегобольного неблагополучного контингента и его оздоровление,личностно-ориентированная психотерапия, психическая саморегуляция, содействие впроведении наркологического лечения и реабилитации в условиях, оптимизирующихсоциальный статус (терапевтические сообщества, группы взаимопомощи),комплексная оценка социального статуса и предупреждение потенциальных проблем,содействие в решении материальных проблем больного за счет реализации егособственного потенциала (в частности, профессиональное обучение итрудоустройство [12, с. 205].
При работе с семьёй, в которой есть ребёнок-инвалид специалист по социальнойработе должен взять на учет и составить характеристику семьи, имеющей ребенка сОВ, с учетом всех ее членов [2, c. 158].
Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальнуюреабилитацию. Главным результатом медико-социальной реабилитации какнаправления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида,когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям[8].
Совместно с медицинскими учреждениями он должен составить план лечебно-оздоровительных,профилактических мероприятий с учетом динамического состояния больного, оказать помощь в организации стационарана дому, санаторно-курортном лечении, приобретении корректирующих медицинских аппаратов, тренажеров и т.д. Ондолжен также содействовать оздоровлению, диспансеризации, семейному отдыху всех членов семьи. Специалист по социальнойработе должен оказывать консультативную помощь семье юридического, психолого-педагогическогохарактера, представлять собойсвоеобразную службу доверия и т.д.
Специалист по социальной работе должен помочь ребенку вести образ жизни,соответствующий возрасту, помочь ему максимально приспособиться к окружающейсреде и обществу, привить навыки самообслуживания, помочь в приобретениизнаний, профессионального опыта для участия в общественно полезном труде.
Такие семьи нуждаются в консультации икоррекции внутрисемейных отношений специалистом по социальной работе [2, c. 158–159].
Таким образом, раннее выявление семей «группыриска» и своевременная медико-социальная помощь им является самым эффективнымметодом профилактики и реабилитации семейного неблагополучия [13, с. 80–81].
2.2 Рекомендации ксовместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска»
Специалистами СПЦ г. Бреста былиразработаны рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказаниипомощи семьям «группы риска».
Если мы имеем дело с семьёй, где один илиоба родителя злоупотребляют алкоголем, то необходимо оказывать такие видыпомощи семье и детям:
– наблюдение и консультация психологаобразовательного учреждения
– оказание психиатрической, наркологическойпомощи семье или отдельным её членам
– дополнительные занятия с ребёнком пооказанию помощи в учёбе
– вовлечение ребёнка в системудополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
– консультации врача-психиатра, нарколога,других специалистов
– приглашение на родительские собранияспециалистов
– организация родительских собраний «надому»
– консультирование ребёнка на ПМПК иопределение программы обучения
– работа с родителями специалистовнаркологической психиатрической помощи
Службы, центры, специалисты, которыеоказывают данную помощь:
– ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог,СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН.
Если мы имеем дело с семьёй после разводаили во время развода, то необходимо ей оказывать такие виды помощи:
– наблюдение и консультация психологаобразовательного учреждения социального педагога, учителей–предметников.
– привлечение родителей к совместнойдеятельности с детьми в госучреждениях
– консультационная помощь психолога ипсихотерапевта
– дополнительная помощь в выполнениидомашнего задания в учёбе
– постановка ребёнка на учёт (понеобходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу
– помощь ребёнку со стороны его окружения
– помощь ребёнку со стороны егосверстников (по рекомендации учителя)
– привлечение родителей к семинарам повопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительскимсобраниям
– использование видеоматериалов для работыс родителями (последствия развода)
Службы, центры,специалисты, которые оказывают данную помощь:
– психолог, социальный педагог, учителя –предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитеткласса.
Если мы имеем дело с неполными семьями,то необходимо им оказывать такую помощь:
– привлечение ближайших родственников квоспитанию ребёнка
– привлечение семьи к занятиямдетско-родительской группы
– наблюдение и консультации психолога исоциального педагога (по запросу семьи)
– активная деятельность классногоруководителя по вовлечению ребёнка в систему внеклассной и внешкольной работы
– проведение родительского лектория, тематическогородительского собрания
– обучение родителя навыкам воспитаниядетей при отсутствии одного из супругов
– постановка на учёт в учреждение и органысоциальной защиты
– оказание материальной помощи малоимущейнеполной семье
Службы, центры,специалисты, которые оказывают данную помощь:
– классный руководитель, социальныйпедагог, психолог, отдел социальной защиты, Дом творчества, ЦКРОиР.
Если мы имеем дело с опекунской семьёй,в которой родители престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогическинесостоятельные опекуны, то оказывается семье такая помощь:
– вовлечение детей и подростковучителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы
– консультации психолога образовательногоучреждения для опекунов
– индивидуальная работа психолога сребёнком
– помощь педагогов школы ребёнку в учёбе
– консультации психиатра
– возбуждение образовательным учреждениемходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав наопеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детскийдом, приют и т.д.)
– направление ребёнка образовательнымучреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровняего развития и программы обучения
Службы, центры,специалисты, которые оказывают данную помощь:
– учитель-предметник, психолог, психиатр, отделохраны детства и попечительства, социальный педагог, руководитель кружков,секций, ПМПК.
Если мы имеем дело с семьёй, у которойнедостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, то ейоказывается такая помощь:
– наблюдение и консультации классногоруководителя, психолога, социального педагога
– помощь психотерапевта семье и ребёнку
– проведение семинаров, бесед, терапевтическихродительских собраний на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов
– вовлечение детей в кружки, студии, центрыдневного пребывания, секции
Службы, центры,специалисты, которые оказывают данную помощь:
– ДОУ, социальный педагог, психолог, ЦКРОиР,Дом творчества, спортивная школа, педагог-организатор, классный руководитель.
2.3 Цели и стратегиипрограмм социальной помощи детям и семьям в Республике Беларусь
Правительство Республики Беларусь ратифицировалоКонвенцию о правах ребенка в 1990 году. Первый доклад страны был представлен вКомитет ООН по правам ребенка в 1995 году. Национальная программа действий(НПД) по защите прав ребенка. В январе 1998 года Президентом страны былаутверждена президентская программа «Дети Беларуси». НПД предполагает осуществлениетаких мероприятий, как распространение информации о правах ребенка,гармонизация национального законодательства с положениями Конвенции о правах ребенкаи помощь детям в особо трудных обстоятельствах [9].
В мае 2006 года Глава государстваАлександр Лукашенко своим Указом утвердил президентскую программу «ДетиБеларуси» на 2006–2010 годы.
Главной задачей программы являетсяулучшение качества жизни, защита подрастающего поколения, укрепление престижа иавторитета женщины-матери и крепкой семьи в обществе.
Президентская программа определяет шесть основныхнаправлений: социальная защита семьи и детей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети Чернобыля,развитие социального обслуживания семьи и детей, развитие индустрии детскогопитания. Для поддержки этих инициатив был создан специальный президентскийфонд. Беларусь стала одной из первых стран бывшего Советского Союза, где был принятЗакон о правах ребенка. Закон не только закрепляет правовой статус детей, нотакже определяет принципы государственной политики в отношении детей иответственность государственных органов по защите прав и интересов [5].
В подпрограмме «Социальная защита семьи идетей» предусмотрено повышение к 2009 году размера пособия по уходу за детьми ввозрасте до 3 лет до 100% бюджета прожиточного минимума, расширения кругасемей, которым предоставляется бесплатное питание детей первых двух лет жизни.Реализация подпрограммы обеспечит увеличение размера финансовой поддержкисемей, имеющих троих и более детей, в погашении задолженности по льготнымкредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, а такжепредоставление финансовой помощи молодым семьям на строительство(реконструкцию) или приобретение жилья при рождении первого и последующихдетей.
В подпрограмму «Дети-сироты» включенымероприятия по повышению престижа семей, которые взяли на воспитаниедетей-сирот, строительству для таких семей домов усадебного типа и квартир.
В подпрограммах «Дети Чернобыля» и«Дети-инвалиды» предусмотрены меры по совершенствованию медицинской помощи иоздоровления детей, профилактики заболеваемости и инвалидности в детскомвозрасте, улучшению системы профессионально-трудовой и социальной реабилитациидетей-инвалидов.
Подпрограмма «Дети и закон. Воспитаниеличности» направлена на повышение эффективности воспитательно-профилактическойработы с детьми, предупреждение семейного неблагополучия и детской безнадзорности.
Подпрограммой «Детское питание»запланированы техническое переоснащение и реконструкция предприятий детскогопитания с целью полного удовлетворения потребностей белорусских семей в данномвиде продукции.
Реализация президентской программыпозволит усилить государственную поддержку семьи и детей, создать благоприятныеусловия для повышения рождаемости, профилактики социального неблагополучия всемьях, сохранения и укрепления здоровья, физического, умственного и духовногоразвития подрастающего поколения.
24 ноября 2006 года принят ДекретПрезидента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственнойзащите детей в неблагополучных семьях», ответственным за подготовку которогоявлялось Министерство юстиции. Данный акт призван обеспечить регулирование всехаспектов данной сферы отношений − от отобрания ребенка из неблагополучнойсемьи, определения его на государственное обеспечение, до мер воздействия народителей в целях их ресоциализации и обеспечения возмещения ими средств насодержание детей.
Ребенок будет отбираться изнеблагополучной семьи, родители, чтобы, не скрылись от исполнения обязанностейпо возмещению средств, будут браться на учет в органах внутренних дел.
Если родители не работают, они будуттрудоустраиваться в целях обеспечения выполнения родителями обязанностей посодержанию и воспитанию детей. Подбор организации для трудоустройства возложенна органы государственной службы занятости.
Контроль за явкой родителей длятрудоустройства будут осуществлять наниматели, органы внутренних дел, органыгосударственной службы занятости.
За уклонение от явки для трудоустройствапредусмотрена уголовная ответственность.
В настоящее время Правительствомзавершается работа по принятию мер по приведению законодательства всоответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучныхсемьях».
В рамках указанной работы разработанпроект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений внекоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей внеблагополучных семьях», которым внесены изменения в четырнадцать законовРеспублики Беларусь.
Кроме того, внесены изменения и дополненияв семь постановлений Совета Министров Республики Беларусь.
В целях реализации Декрета потребоваласьразработка ряда нормативных правовых актов Правительства Республики Беларусь. Вчастности, порядка признания детей нуждающимися в государственной защите;порядка предоставления детям, нуждающимся в государственной защите, статуса детей,оставшихся без попечения родителей, и утраты этого статуса, а также порядоквозврата таких детей родителям; порядка трудоустройства лиц, обязанныхвозмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся нагосударственном обеспечении; порядка закрепления временно свободных жилыхпомещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством насодержание детей, находящихся на государственном обеспечении, за этими детьми;правила проставления в удостоверяющих личность документах лиц, обязанныхвозмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся нагосударственном обеспечении, отметки о наличии указанной обязанности; размерабазовой ставки платы за поднаем жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы,затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственномобеспечении, сдаваемых по договорам поднайма; порядка и условий перечислениясумм, полученных от сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы,затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственномобеспечении, на погашение указанных расходов.
В соответствии с нормами Декрета вреспублике создается банк данных о лицах, обязанных по решению суда возмещатьрасходы по содержанию детей.
Создание такого банка позволит:
– усилить контроль над состояниемисполнения судебных постановлений о взыскании расходов на содержание детей,находящихся на государственном обеспечении;
– обеспечить своевременность сбора иактуализации данных как об обязанных лицах (месте жительства, месте работы,сведений о заработке и иных доходах должника, о наложении ареста на имуществообязанного лица), так и о детях (учреждения в которых они находятся, суммарасходов на их содержание);
– накапливать информацию онеисполнении или неполном исполнении ежемесячных обязательств по возмещениюрасходов по содержанию детей, что позволит своевременно решать вопрос опривлечении таких лиц к ответственности в соответствии со статьей 174Уголовного кодекса Республики Беларусь.
18 ноября 2008 г. состоялосьсовещание с участием Главы государства Александра Лукашенко по реализации Декретаот 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защитедетей в неблагополучных семьях».
Как было доложено Главе государства,наметилась положительная тенденция к возмещению затрат на содержание детейгосударством: в 2008 году по сравнению с 2007 годом сумма взысканий возрослапочти в 2,3 раза. Кроме того, из 5903 детей, нуждающихся в государственнойзащите, 3261 ребенок возвращен в родные семьи, еще 606 детей возвращенородителям, ранее лишенным родительских прав и восстановленных в них по решению [9].

Заключение
Изучив литературу по социальной работемногих авторов, я определила сущность и особенности семей «группы риска». Ксемьям «группы риска» относятся неполные, многодетные, молодые, замещающиесемьи, семьи, где дети-инвалиды или родители инвалиды, семьи с опекунами(престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), семьи вовремя или после развода, семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем,семьи с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей. Такиесемьи имеют относительные материальные блага, жилищные проблемы.
В семьях «группы риска» наблюдается слабаяспособность членов к анализу того, что происходит в семье, неспособностьвыдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов, слабаяспособность обсуждать словесно проблемы семьи. Члены такой семьи часто агрессивнонастроены друг к другу.
Семьям «группы риска» необходимамедико-социальная помощь. Данная помощь оказывается разными структурами, которыеработают сообща. Но главная ответственность на восстановлении данной семьилежит на специалисте по социальной работе.
Медико-социальная помощь направлена нетолько на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различныхгрупп населения.
Медико-социальная помощь семьям «группыриска» заключается в оказании наркологической, психотерапевтической поддержкиродителей и детей, обеспечении детей до 1 года детским льготным питанием,направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности, медицинскомобследовании и лечении, формировании установок на здоровый образ жизни,обеспечении доступа к информации по вопросам здоровья, проведении медико-социальнойэкспертизы, санаторном оздоровлении, выявлении проблем жизнедеятельностиребенка в семье «группы риска», социально-педагогической поддержке семьи, в восстановлениигармонизации взаимоотношений между членами семьи, разработке индивидуальногоплана социально-педагогической поддержки семьи.
Правильная организация медико-социальной деятельностиспособствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условиядля успешной социализации ребенка.

Список литературы
1. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога ссемьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практическойконференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегосяповедения детей и юношества» 13–15 апреля 2004 года. – М.: Консорциум «Социальноездоровье России», 2004. – С. 114–115
2. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальнойзащите женщин, детей и семьи:Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина.– 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
3. Краткий словарь современной педагогики. Сост. К 786 Т.Б. Сажиева,Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под ред. Л.Н. Юмсуновой.Изд-е 2-е, перераб. доп. – Улан-Удэ: Издательство Бурятскогогосуниверситета, 2001. – 100 с.
4. Особенности семьи группы риска – steps.ucoz.ru/publ/2–1–0–5
5. Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь– www.president.gov.by/press28084.html
6. Раннее выявление семей «группы риска» – steps.ucoz.ru/publ/2–1–0–10
7. Сайт «Кто такой социальный работник» // Причины ипоследствия семейного неблагополучия – sw.myalmalyk.ru/publ/2–1–0–13
8. Сайт «Научные публикации» // Медико-социальные ипсихолого-педагогические проблемы реабилитации детей-инвалидов kraspubl.ru/content/view/149/1
9. Сводный план действий правительства Республики Беларусь идетского фонда ООН (юнисеф) на 2000–2001 гг. // Законодательство РБ. –http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd2399.htm
10. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействиесоциального педагога с детьми «группы риска» // Педагогика. – 2006. – №6.– С. 58–62.
11. Стош Н.Н. Организация работысоциально-педагогической службы с учащимися «группы риска» // Сацыяльна-педагогагічнаяработа. – 2006. – №7. – С. 16–22.
12. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА‑М, 2001. – 400 с.
13. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи:книга для педагогов и родителей // Понятие и типы неблагополучных семей –М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.
14. Целуйко В.М. Психология современной семьи. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. – 134 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :