Реферат по предмету "Социология"


Культура в общественной системе, ее элементы, функции и формы проявления

Уральская государственная академия ветеринарной медицины
Контрольная работа
по предмету: «Социология»
на тему:
«Культура в общественной системе, ее элементы, функции
и формы проявления»
Студентка гр.51 «З»
заочного отделения факультетаветеринарии
Преподаватель
Троицк, 2009
Содержание
Введение. 3
1. Основные элементы культуры… 6
2. Функции культуры… 16
3. Формы проявления культуры в жизни человека. 25
Заключение. 31
Список использованных источников. 32
Введение
Когда заходит разговор окультуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественнуюлитературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения.Но художественная литература, книги, кинофильмы — небольшая, хотя и оченьважная частица культуры.
Культура — это, прежде всего,характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. Всоциологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности,регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единуюцелостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанциячеловеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразныхформах, включая художественную культуру.
Слово «культура»произошло от латинского cultura и первоначально имелосмысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова«возделанное человеком», «облагораживание» стал одним изглавных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тотширокий круг явлений, свойств, объединённых словом культура.
Культура включает в себя теявления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличаютчеловека от природы.
Прежде всего, в круг этихявлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковымиследует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическуюорганизацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) иобычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку,искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих внеприродных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные,«серьёзные» феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, ноочень важные и нужные для человека.
В круг явлений, объединяемыхсловом «культура», входят такие свойства людей, которые нерегулируются биологическими инстинктами.
Конечно, в современной жизничисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узоккруг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементычеловеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституциичеловека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда такжевходят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениямвпрямую культурной оценки не применишь.
Значителен круг человеческихдействий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт лиречь о половом влечении или о потребности в пище — даже в этих случаях мысталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренногосодержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенностик употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, большихфизических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, — весной. Культура жепроявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том,сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собойноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся икулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.
Существует ещё одна категорияявлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так,предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, кбыстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, какправило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) можетбыть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д.И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природнымиинстинктами — важнейший элемент культуры. Причём в различных культурахконкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какойстепени подавляется и по какому поводу инстинкт — приобретают достаточноощутимую специфику.
Итак, культура связана свнеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, чтовозделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.
Рассмотрим основные элементыкультуры, ее функции и формы проявления.
1. Основные элементы культуры
Язык. Первоосновой любойкультуры является понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятиютого или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют егоэлементы в чём-то по-своему, по-особому. У малых народов Севера, живущихохотой, сбором ягод, своё название имеет каждое особое состояние зрелости, например,клюквы. Давно известно, что у народов, где искони развито овцеводство — ягнёнок,овца, баран в зависимости от возраста имеют свои многочисленные названия; то жемногообразие названий рыб, их упитанности, возраста — у народов, живущих рыбнойловлей.
В начале ХХ века исследователямибыло обращено внимание на то, что южноафриканские племена, связанные соскотоводством, имеют очень дифференцированный цветовой словарь, касающийсяокраса домашних животных (96 оттенков мастей у коров). Однако для них былозатруднительно обозначить синий и зелёный цвета, поскольку в их языке не былосоответствующих наименований. Кстати, сейчас в русском языке и другихевропейских языках более 11 базовых цветовых категорий и 12-я — голубой. Но ванглийском на роль 12-ой категории претендует «charteuse»(желтовато-зеленоватый).
У одних народов только человек«кто», всё остальное — «что» (в том числе домашние животные).У других наряду с человеком «кто» относится и к животному миру. Вязыках одних народов жёсткое построение фразы с подлежащим обязательно напервом месте, у других — подлежащее может стоять как в начале, в середине, таки в конце фразы.
Казалось бы, какое всё это имеетотношение к социологии? Имеет. Ведь человек через понятийно-логический аппаратструктурирует и воспринимает окружающий мир. Люди, которые не знают числа более100, видимо, осмысливают множество, количество в чём-то по-своему. Задумаемся: есличеловек собаку, кошку, не говоря уже о диких животных оценивает как вещь,аналогично мебели, изгороди будут ли его отношения к животным отличаться ототношения тех, кто видит в них своих младших собратьев, живых партнёров поприроде. Каково мировосприятие человека, его умение передавать своё видениеприроды другому, если он не может выразить главный цвет природы — зелёный?
Конечно, способпонятийно-логического упорядочивания и восприятия мира зависит от многихобстоятельств, в том числе — от типа хозяйственной деятельности. То, что болеезначимо, по той или иной причине оказывается более точно и подробно структурировано,а это может сказаться на стилевом разнообразии культур, стать одной изсоставляющих трудноуловимого аромата каждой культуры.
Отметим и роль языка какретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом,обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки,строй мысли в вещественных формах и т.д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудьможет конкурировать с наиболее ёмким, доступным, точным ретрансляторомкультуры, каким является язык.
В оценке языка как ретрансляторакультуры встречаются две крайние позиции. Одни вообще считают, что для передачинационального своеобразия роль языка незначима. Поэтому практика вытесненияродного языка языком, имеющим международный статус, — явление дескать вполнедопустимое, не наносящее реального вреда развитию национальной культуры.
Вместе с тем, нельзяабсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителякультуры, как это пытаются сделать некоторые исследователи, и в особенностиполитики. Очень часто, тем более в ХХ веке, язык выступает лишь средствомкоммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана инерусская культура. На английском языке — неанглийская.
Например, социологи,исследовавшие типы карьеры в Англии и США, получили, используя тонкие методы, ипо этому поводу любопытные данные. Оказалось, в этих двух странах, пользующихсяформально одним языком, в одни и те же термины, описывающие карьеру человека,его продвижение по службе, вкладывались разные смыслы.
Знания, убеждения. Основнымиэлементами культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чемулюди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневнойдеятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения.
Убеждение — определённоедуховное состояние, свойство, для которого характерно генетическаянерасчленённость интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального иволевого компонентов. Это чувственное переживание знания какличностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждениямогут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.
Любые убеждения, связаны ли онис объектами природы или с социальными объектами, в свою структуру включаютопределённые сведения, информацию (которая может быть научной или обыденной) оданном явлении, о существе норм, принципов поведения, то есть знания. Убеждения,связанные с объектами природы, — информацию о природных процессах в видепредставлений о физической картине мира, естественнонаучные, технические знания,технологии, соответствующую информацию о способах действий, приёмах, как и чтоследует выращивать, производить и т.д. Убеждения, связанные с социальнымиобъектами, — этические, экономические, политические знания, представления отрадициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения, сведения о том, что считаетсяв рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым илинесправедливым и т.д.
Следует иметь в виду одно важноеобстоятельство: между существующей и распространяемой в обществе информацией,знаниями о тех или иных явлениях и убеждениями людей, воплощаемых в поведении,связь устанавливается сложно и неоднозначно. Время от времени врачи напоминаютнам о «двух белых врагах человека» — сахаре и соли, призываютпрекратить их потребление. Но число людей, для которых эта информация сталаруководством к существенной перестройке рациона питания — гораздо меньше тех,кто информирован об этом.
Ещё более сложно и драматичноскладывается связь между знаниями и убеждениями по поводу социальных объектов. Знаниезаконов отнюдь не удерживает даже работников правоохранительных органов от ихнарушений. Нигде и никогда не услышишь одобрительных слов в пользу коррупции,взятки. Но на деле…
Если знания, идеи противоречатпотребностям человека, но имеют при этом статус господствующих идей,навязываются обществу, люди рано или поздно начинают сопротивляться ихреализации. Разум человека в этой ситуации чаще всего «хитрит», насловах оставаясь приверженцем моральному кодексу строителя великого общества, ана деле, что вполне естественно, добиваясь удовлетворения личных потребностей,сплошь и рядом переступает через признаваемые на словах принципы и нормы. Врезультате возникает невиданное в истории массовое раздвоение духовного миралюдей, культуры, разрыв между распространяемыми знаниями, словами с однойстороны, убеждениями, действиями — с другой.
Но история знает и другие типырассогласования знаний и убеждений. Знание может и опережать реальнуюдействительность, практику. В нём могут быть зафиксированы идеи, способныеусовершенствовать мир. В этом случае разрыв идеи и убеждений вполне естественен.Преодоление его за счёт активного распространения подобных знаний, идейявляется важным условием прогресса общества. Идеи Христа с большим трудом,медленно, но верно доходили до душ людей. Сегодня идеи христианства составляютстержень европейской цивилизации.
Именно знание придаёт убеждениямсмысл, одаривает идеей. Бедность, скудность культуры в немалой степениопределяется узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлечённых воборот данной культуры. При этом речь идёт не только о знаниях, ставшихубеждениями. Следует иметь в виду, что существуют разные формы освоения знанийкультурой. Учёный может и не соглашаться с той или иной теорией, научной идеей.Но информированность о ней, подробное знание теории, несомненно, сказывается нааргументированности его собственных концепций. Подобное знание представляетэлемент культуры, хотя оно и не стало убеждением.
Ценности. Убеждения как единствознаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах. Среди нихследует назвать ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципыповедения и непосредственные мотивы действий, поступков. Одни определяютстратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативнорегламентируют её, третьи — непосредственно, ситуационно детерминируютповедение людей. Данные феномены духовного мира образуют иерархизированнуюсистему, в вершине которой — ориентация на ценности.
Как сознательное существо, человекзначимые для себя поступки осуществляет осознанно, то есть взвешивает,оценивает, примеряется. Естественно, ценности изучаются под различным угломзрения различными науками. Особая роль в их исследовании принадлежит философии,этике. Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющийопределённую роль в регуляции социальных взаимодействий, давая определённыекультуры. В данном случае ценности рассматриваются как составной элементкультуры, выступающий основой идеологии, ценностно-нормативного механизмасоциальной регуляции.
Ценности — определяющий элементкультуры, её ядро. Для того, чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет,что полезно, а что — вредно, что является добром, а что злом, то есть длявыявления ценностей человек должен применить определённые критерии, мерки, покоторым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий,предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Их и называютценностями (ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следуетпутать с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью длячеловека).
Культура, рассмотренная вданном, сугубо ценностном аспекте, — это своеобразный социальный механизм,который выявляет, систематизирует, упорядочивает, адресует, воспроизводит,сохраняет, защищает, развивает и передаёт ценности в обществе.
Ценности представляют собойсложный мир. Среди ценностей, выступающих регуляторами взаимодействия людей вобществе, (социальные ценности) следует различать ценности экономические инравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той илииной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, набор, сумму. Онисуществуют, прежде всего, как целостность, система. Менталитет — выражение этойцелостности — проявляется как в общей логике, характерной для данной системыценностей: её подчинённости материальной чувственности или задачам духовногосовершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы иответственности, так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очерёдности,последовательности.
Каждая система ценностей имееткак бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, вкоторых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношениялюдей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой,адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг иответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю системуценностей, апеллируют к свободному выбору человека, подкрепленывнутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяниеи т.д.).
Конфликты ценностей проявляютсяв различных формах. Так, художественные ценности при строительстве дома оченьчасто вступают в конфликт с экономической целесообразностью. Политическиеценности обеспечения стабильности государства — с экономическими ценностямиразвития конкуренции как средства достижения высокой эффективности иприбыльности производства. Преодоление последнего конфликта осуществляется,прежде всего, на базе нравственных ценностей. Если в обществе приоритетны несвобода, самостоятельность индивида, а идеи равенства между людьми, социальнойзащиты, то соответствующие политические ценности будут брать верх надэкономическими ценностями, ориентированными на эффективность, прибыльность.
Немалыми различиями могутхарактеризоваться системы ценностей социальных слоёв, классов, групп общества. Этиспецифические черты выражают особенности социальных функций, выполняемых тойили иной социальной группой, в них представлены желательные для еёпредставителей варианты общественного устройства и т.д. Но возможные конфликтыценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни,а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей, признающихприоритетность сохранения единства нации, целостности государства и т.д. Применимоли для данной культуры решение спорных вопросов в острой конфликтной форме,переходящей в открытое вооружённое противоборство, насколько в культуре конфликтующихсоциальных сил, всего общества развито уважение к общечеловеческим ценностям,наблюдается ли в обществе, среди всех её слоёв признание как одной из высшихценностей единства нации, сохранения государства, недопустимость гражданскойвойны — от этих социокультурных факторов зависит, в каких формах будетразворачиваться социальный конфликт, будут ли стороны искать компромисс и т.д.
В стабильных обществах конфликтыценностей, как правило, решаются в рамках имеющейся культуры. При этом«вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают«вечные» проблемы с ценностями, которые несут новые поколения, и т.д.Общество живёт, развивается культура, сохраняя свою целостность. В нашем жеобществе резко сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могутбыть решены в рамках старых представлений и идеалов — всё это резко усложняетпроблемы, создаёт реальную угрозу существованию общества. В этих условияхумение разрешать конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное,что необходимо учесть, — на базе каких основополагающих ценностей будутрегулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты.
Различие в системах ценностей,идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры(да и человеческой цивилизации в целом). Осознание своих социально-групповых,классовых интересов не должно вести к их абсолютизации. Важно обеспечить вкультуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяютнацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека,его права, мир на земле — это великий урок, который преподала нам наша нелёгкаяистория; это вывод, который делает наука, анализируя природу социальныхвзаимодействий, роль ценностей в их регуляции.
Идеология. Мир ценностейсуществует в разных видах. Когда мы рассматривали убеждения, мы отмечали, что вкачестве своей основы убеждения имеют определённую информацию, утверждения,обоснованные на теоретическом или обыденном уровне. Соответственно ценностимогут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логическиобоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений,чувств. В первом случае речь идёт об идеологии, во втором — об обычаях,традициях, ритуалах, обрядах, воздействующих и передающих своё содержание насоциально-психологическом уровне.
Рассматривая идеологию, еёвнутреннее строение и многообразие, к ней следует применить классификацию,которая использовалась нами выше по отношению к самим ценностям.
Идеология при таком подходепредстаёт как достаточно сложное и многоярусное образование. Она можетвыступать как в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретногообщества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Но это отнюдь неозначает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностьюизолированную, лишь её «собственную» идеологию. Сведение всех видовидеологии к классовой идеологии в своё время привело к подчинению идеологиичеловечества, идеологии общества специфическим узкоклассовым аспектам. Последниеприобрели в деятельности некоторых государств доминирующее значение. Делалсяакцент на том, что различает, обособляет социальные объекты, группы, классы, аэто волей-неволей усиливало конфронтационное начало и не только в сфере идеологическойдеятельности.
Идеология любого социальногообъекта имеет как бы несколько пластов, ярусов. Первый — базисный,общечеловеческий, в котором находят своё идеологическое выражениеобщечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов,принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального субъекта. Вистории встречались человеконенавистнические, расистские, крайненационалистические идеологии (фашизм, апартеид, прежде всего). Они былиосуждены всем человечеством в лице ООН. Международный трибунал в Нюрнберге,достаточно широкие санкции против ЮАР и т.д. — всё это есть не что иное, какформа контроля за выполнением общечеловеческих норм, правил. Сегоднягосударства — члены мирового сообщества берут на себя обязательстваруководствоваться общечеловеческими ценностями, получившими своё идеологическоевыражение, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека и т.д.
Общественные (общенародные,общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются,в частности, в Конституции конкретного государства, представляют второй ярусидеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основойединства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Т. Парсонс,отмечая роль ценностей в жизни общества, выполнения определённых норм,подчёркивал, что «ценностные предпосылки американского обществасформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларациянезависимости, преамбула в Конституции и Билль о правах». Из этихидеологических источников во многом черпается уверенность американцев вравенстве возможностей, что ни один член общества не должен быть лишёнвозможности добиться того, чего он желает.
При этом следует учесть, чтокаждое современное цивилизованное государство включает в свою Конституцию в томили ином виде общечеловеческие ценности в виде норм, обеспечивающих приоритетправ человека.
Третий ярус идеологии, выражаяспецифические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательныедля данного класса, слоя формы социального устройства общества и т.д. Классовые,групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятсяобъединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые ценности, чтобыбороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательномварианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитиесоциально-групповых, частных идеологий не должно противоречить, входить вантагонизм с общенародными и общечеловеческими ценностями. Признание ценности иединства государства, конституционного порядка являются условием идеологическойдеятельности отдельных партий.
В ходе голосования гражданефактически высказываются за те или иные ценности (либерализм, консерватизм и т.д.).В результате в ходе парламентских выборов ценности, которые претендуют на то,чтобы выражать новые тенденции в развитии общества, получают или не получаютподдержку большинства общества.
2. Функции культуры
Культура в самом широком еепонимании и в своих двух проявлениях — материальном и духовном — являетсяединственной силой, связывающей некогда разрозненные биологические особи вединый общественный организм и превращающей их в человеческие существа. Культураобъединяет, «цементирует» людское сообщество во времени ипространстве, предопределяет для него особую и, быть может, весьма опасную рольв общей системе мироздания, угрожая ей будущим атомным или экологическимапокалипсисом.
Предначертанная культуре задача- связывать людей в единое человечество — находит выражение в целом ряде ееконкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково,да и обозначаются они иногда по-разному. Как один из вариантов, можно было быпредложить следующий перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:
а) функция приспособления ксреде,
б) познавательная,
в) информативная,
г) коммуникативная,
д) регулятивная,
е) оценочная,
ж) разграничения и интеграциичеловеческих групп,
з) социализации (иличеловекотворческая).
Рассмотрим их более подробно.
Функция приспособления к средеможет считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека иживотных, хотя в отличие от животных человек вынужден приспосабливаться к двумвидам обстоятельств — природным и социальным. Если для ископаемых людей,например, первыми проявлениями культуры, прямо указывавшими на приспособление,были предметы одежды из звериной шкуры и огонь, то для нашего современника этоили космический скафандр, или глубоководный батискаф, или сложнейшиеконструкции и приборы. Все, что помогает первобытной, а позднее ицивилизованной человеческой особи выжить и благоденствовать в окружающей ееестественной среде, будучи порождением культуры, выполняет функциюприспособления. Однако, как уже сказано, человек «вписан» не только вмир природы, но и в общество, где, к сожалению, достаточно часто, несмотря науспехи цивилизации, а иногда и прямо по их вине, то и дело дает о себе знатьзвериный закон: «человек человеку — волк». И здесь тоже в рамкахкультуры (или антикультуры!) в течение тысячелетий вырабатываются средстваприспособляемости: от государственных структур и законов, удерживающих людей отвзаимного истребления, до оружия, изготовляемого в целях обороны или нападения.Именно на абсолютизации функции приспособляемости в обществе построенанебезызвестная доктрина «социального дарвинизма».
Познавательная (илигносеологическая) функция находит свое выражение прежде всего в науке, внаучном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-техническойреволюции. У познавательной функции культуры двойная направленность: с однойстороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы иобщества; с другой — на познание человеком самого себя. Как это нипарадоксально, на нынешнем этапе развития цивилизации первое направлениенеизмеримо преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше,чем глубины собственной души, собственного интеллекта. До сих пор не утратилисвоей актуальности слова великого итальянского поэта эпохи ВозрожденияФранческо Петрарки (1304-1374): «Какая польза, спрашиваю я, в том, чтобызнать природу зверей, птиц, рыб и змей и не знать природы людей, не знать идаже не стремиться узнать, для чего мы существуем, откуда пришли и куданаправляемся». Через 500 с лишним лет в другой, совсем непохожей на Италиюстране, на Украине, выдающийся философ, просветитель и поэт Григорий СаввичСковорода (1722-1794) высказал ту же самую мысль: «Пока мы не познали, чтов нас, какая нам польза звать, что вне нас? Да и можно ли, не познав себя,познать мир? Может ли тот, кто слеп дома, быть зрячим в гостях? ».
Свидетельства нашего незнаниясамих себя окружают нас повседневно. При этом возникает и чисто логическийвопрос о естественных границах человеческого интеллекта. Если мы согласны, что,скажем, собаке никогда не подняться до полного понимания мира, созданногочеловеком, то почему он самоуверенно полагает, что ему в перспективе доступно «абсолютное»знание мира, которого он сам не создавал? Английский исследователь Р. Хиггинс,например, прямо указывал на тот предел в постижении мира, к которому подошланаука. Связывая спасение человечества с «пробуждением религиозного духа»,он пишет, что «объяснив почти все, мы сознаем теперь, что не поняли почтиничего» и что люди «все больше сознают абсурдность современности всвете таинственного и неизмеримого, все чаще отказываются от того обедненноговзгляда на мир и человека, который породила наука, выступая в роли дурнойметафизики. Воскресшая духовная жажда устремляется к тысячам источников, многиеиз которых кажутся странными и экзотическими. Есть и обманные. Но границавсегда привлекала к себе всякого рода эксцентриков, изгоев и шарлатанов,торгующих волшебными эликсирами».
Говоря о естественных границахдостижения тайн самого человека силами науки, не следует, однако, впадать визлишний пессимизм. У научного знания есть могучий союзник — интуиция иоткровение. Внутренний мир личности в не меньшей степени, если не в большей,раскрывается и с помощью других проявлений культуры, а именно литературы и всехостальных видов искусства. Вспомним Шекспира, Достоевского, Толстого, Бальзака,выдающихся живописцев, скульпторов, музыкантов, актеров, поэтов, а в наше времяи гениальных кинорежиссеров уровня Феллини, Бергмана или Тарковского, втворениях которых важнейшие законы существования человеческой души и еебездонная глубина показаны гораздо убедительнее, чем в любых научных трактатах.Бердяев на эту тему писал: «Философы и ученые очень мало дали для учения очеловеке. Антропологии мы должны учиться у великих художников, у мистиков иочень немногих одиноких и мало признанных мыслителей. В науке же первое местопринадлежит Фрейду, Адлеру, Юнгу».
Информативная функцияобеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. Учеловечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения вовремени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Культуране наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путем. Инымисловами, человек приходит в этот мир как в той или иной степени чистый листбумаги, на котором старшие поколения — носители предшествующей культуры — пишутсвои письмена. Считается, что биология в этом процессе не участвует, хотятемперамент, способности и таланты могут передаваться по наследству. Такпроисходит во времени. А в пространстве?
Представим себе, чтокакой-нибудь утонченный носитель культуры, скажем, современный французскийинтеллектуал переезжает на жительство из Парижа в Африку и находит себе супругуиз племени зулу. Естественно, их физическая близость и их ребенок сами по себене станут фактором распространения культуры, а вот взаимный обмен информацией всемье о жизни во Франции и о жизни негров в ЮАР прямо приведет их к общемудуховному обогащению. Об этом когда-то очень хорошо сказал Бернард Шоу: «Еслиу Вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остается пояблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаем их друг другу, тоситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно — обладателемдвух идей». И даже трех или нескольких, ибо каждое сопоставление идейактивизирует человеческую мысль.
Каналом передачи информации вовремени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура.Любое орудие производства или предмет потребления, как указывал еще Э.Б. Тайлор,представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделийили явлений, по законам семиотики, несет на себе определенную информацию очеловеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны. По отдельнымчерепкам и обломкам опытный археолог может воссоздать живую картину прошлого,так же как этнограф — быт и верования какого-нибудь далекого племени.
Коммуникативная функция культурынеразрывно связана с информативной, подобно семиотике, неотделимой отинформатики. Носителями коммуникативной функции выступают главным образомсловесный язык, специфические «языки» искусства (музыки, театра,живописи, кино и т.п.), а также язык науки с ее математическими, физическими,химическими и другими символами и формулами. Если первоначальные знаковыесистемы в течение длительного времени существовали и передавались из поколенияв поколение, от человека к человеку, лишь устно и графически, на сравнительнонебольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейшихтранспортных средств и средств массовой информации (печати, радио, телевидения,кино, аудио — и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры, т.е. ееспособность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности,неизмеримо возросли. Люди, которых уже нет в живых, продолжают существоватьсреди нас духовно, как это показывает судьба многих выдающихся личностей. Совторой половины ХХ века после физической смерти многим из них фактически удалосьобеспечить и свое аудиовизуальное бессмертие. Усиление коммуникативныхвозможностей культуры приводит к известному стиранию ее национальныхособенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации.
Регулятивная (или нормативная) функцияпроявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своимчленам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, межгрупповых,межклассовых, межнациональных, межличностных отношениях. Т. Парсонс наряду ссимволичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейшихпризнаков культуры. Главная задача регулятивной функции — поддерживатьсоциальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельнымигруппами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.
Регулятивная функция культурыосуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали. Конечно,они изменяются в ходе истории и от народа к народу. Однако по мере ростадуховной культуры, развития средств массовой коммуникации, сокращениярасстояний и неизмеримого усиления контактов и взаимообменов между народами,растет осознание каждым жителем Земли своей индивидуальности и одновременносвоей принадлежности ко всему человечеству. Взаимо-обогащаются и становятся всеболее общечеловеческими и нормы морали. Люди все более сознают, что все они — пассажирыодного корабля, начиненного атомной смертью, и только единство, питаемое общейнравственностью, способно спасти их от гибели. Древнейшим социальныминститутом, формулировавшим и поддерживавшим нормы морали, была церковь, ееразличные религии и конфессии. Показательно, что, несмотря на определенныерасхождения, основные заповеди всех крупнейших религий мира во многомсовпадают, т.е. носят общечеловеческий характер. Этим они резко отличаются отнорм так называемой «классовой морали», согласно которым заповеди «Неубий! » противопоставляется призыв «Если враг не сдастся, егоуничтожают! », а заповеди «Не укради! » — призыв к «экспроприацииэкспроприаторов» или еще более выразительный — «Грабь награбленное!».
Следующим уровнем, на которомосуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормыморали содержатся главным образом в религиозных текстах и документах, а также всветской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь нанормах морали и конкретизируя их, подробно излагаются в конституциях и законах.При этом они приобретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Различияв нормах права у разных народов гораздо более заметны, чем в нормах морали. Этообъясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутымуровнем культуры и другими факторами. Например, представляется весьмапоказательным в разных государствах отношение к смертной казни: чем вышекультура того или иного общества и его благосостояние, тем оно гуманнее к своимпреступникам и выступает за ее отмену. И наоборот, чем менее культурна, аследовательно, и беднее нация, тем ее граждане более озлоблены и безжалостны кправонарушителям.
Неотъемлемой частью культуры,еще одним уровнем, где проявляется ее нормативная сторона наряду с моралью иправом, выступают обычаи и обряды. Обычай — устойчивая система поведениячеловека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаясяиз поколения в поколение. Приняв форму определенного образца, обычаи весьмаустойчивы и консервативны, сопровождая народы в течение веков, несмотря ни накакие общественные потрясения. По сравнению с нормами права обычаи изменитьгораздо труднее, почти невозможно, ибо «простой» народ, несмотря нина что, живет не так, как указывает ему тот или иной режим, а как завещанопредками. Обычаи в гораздо большей степени, чем нормы морали или юридическиенормы, национально окрашены, сохраняют неповторимую самобытность и, большетого, как бы выражают душу народа. Их своеобразие во многом объясняетсяспецификой природной среды и сельскохозяйственной деятельностью, — причина, покоторой они более характерны для деревни, чем для города. Что касается обрядов,то в отличие от обычаев, они носят чисто религиозный характер и тесно связаны сопределенными конфессиями или видами веры.
Помимо норм морали, права,обычаев и обрядов, регулятивная функция культуры проявляется и в нормахповедения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе.Этот уровень нормативности включает широкий круг требований, начиная сэлементарной опрятности и соблюдения принятых в данном обществе или в даннойсоциальной группе правил «хорошего тона» и кончая общими требованиямик духовному миру человека и качеству его труда. Это, так сказать,повседневно-бытовой, «цивилизационный» уровень культуры. К этому жеуровню относятся правила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общенияс людьми и т.п.
Оценочная (аксиологическая) функциякультуры выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практикестремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?». На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как быклассифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их «полезности»или «вредности» для выживания грядущих поколений. В ходе практическойдеятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых человеческиминтеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опытамногие ценности пересматриваются и «отпадают», появляются новые,обогащающие уже сложившуюся традицию. У разных народов на разных этапахразвития понятия о «добре» и «зле» и выработанные системыценностей различны, однако все они имеют в некое общечеловеческое «ядро»,которое постепенно расширяется.
Чем примитивнее отдельно взятыйиндивидуум или общество, тем круг его ценностей ограниченнее и проще. В этомсмысле существует огромная разница между первобытным человеком и современныммыслителем, между племенами «дикарей» и правовым государством.
Функция разграничения иинтеграции человеческих групп сводится к следующему: как нельзя себепредставить языка «вообще», ибо он существует лишь в виде множестваконкретных языков, так и культура всегда предстает перед нами в какой-тоопределенной национально-исторической форме. Больше того, именно в этоммногообразии и состоит богатство мировой цивилизации. Вот почему, как писал Н.А.Бердяев, «невозможно и бессмысленно противоположение национальностей ичеловечества, национальной множественности и всечеловеческого единства». Идалее: «Чувствовать себя гражданином вселенной совсем не означает потеринационального чувства и национального гражданства. К космической, вселенскойжизни человек приобщается через жизнь национальную». А культура и являетсячаще всего выражением национального духа.
В действительной жизни этносы,нации и страны разделены не столько географией и политическими границами,которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическимиособенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость кассимиляции и чужеродным влияниям. Это искомая, целомудренная «душа»народа, по которой проходят последние рубежи его индивидуальности и суверенитета.Весь ход мировой истории учит: несмотря на утрату и экономической, иполитической независимости, несмотря на попытки создания огромных «империй»,малые этносы и народы сохранялись и возрождались как таковые именно благодаряверности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравам иобычаям, вере и т.д. Не об этом ли говорит неудержимый взлет национальногочувства у больших и малых народов распавшегося Советского Союза или культурноевозрождение многочисленных национальных государств Азии, Африки и ЛатинскойАмерики, в разное время сбросивших имперское ярмо колониализма? Таким образом,культура выступает как могучий фактор дифференциации и разграничения междусравнительно небольшими, а порой и весьма значительными человеческими группами,что не исключает, однако, и процессов их взаимного обогащения. Больше того,именно они, эти процессы межнационального обмена, по диалектическому законуотрицания отрицания, обеспечивают взаимосвязь между культурами разных эпох инародов, способствуя их «симфоническому» слиянию в многоголосуюмировую цивилизацию. Свидетельство тому — появление всемогущегонаучно-технического слоя современной культуры, который не имеет национальнойспецифики, постепенно охватывал все страны и нейтрализуя тенденцию к размежеваниючеловечества по признаку рас и национальностей.
Функция социализации (иличеловекотворческая), по существу, связана с выполнением одной-единственной иважнейшей задачи: сделать из первобытной биологической особи разумногообщественного человека. Иными словами, все перечисленные выше функции культуры- от функции приспособления до функции разграничения и интеграции человеческихгрупп — объединяются в этой одной синтетической функции и подчиняются ей. Процесссоциализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системызнаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправногочлена общества. При этом речь идет не только о том, что каждого из насформирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и о необходимостиактивной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условияхсохранить и усовершенствовать свою неповторимость.
Приведенное выше раздельноерассмотрение основных функций культуры в обществе, конечно, весьма условно. Вреальной жизни разграничить их так, как это сделали мы, невозможно. Они тесносплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единыйпроцесс, в целом обеспечивая движение человечества по извилистым и частонепредсказуемым путям прогресса. 3. Формы проявления культуры в жизни человека
Культура играет в жизни человекавесьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплениюнаиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующимпоколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миромживотных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. Сдругой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепитьнесправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданноев рамках культуры для покорения природы может быть применено в целяхуничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобыполучить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденнойим культурой.
Этноцентризм. Существуетизвестная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр егородного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер назвалэтноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группасчитается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
Без сомнений мы допускаем, чтомоногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбиратьпартнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что наше искусствоявляется самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащеедругой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуруэталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, онибудут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда поотношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивныхвыражениях, как «избранный народ», «истинное учение»,«сверхраса», и в негативных — «отсталые народы»,«примитивная культура», «грубое искусство».
В какой-то степени этноцентризмприсущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют своепревосходство над всеми остальными. Они, например, могут считать культурувысокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинствосоциальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленныеисследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, чтолюди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать вседругие. Этноцентризм — всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группыв обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут бытьисключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры,выступающие против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, чтотакие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.
Возникает естественный вопрос: этноцентризм- это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить наэтот вопрос четко и однозначно. Попытаемся определить положительные иотрицательные моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм,Прежде всего следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженныепроявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы,полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачиваетгруппу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; безнего невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм — необходимое условиепоявления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно,возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение ккультурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляетсяв более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю моиобычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть вчем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практическиежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста,представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когдаимеются различия в культурных образцах представителей социальных групп. Всякийраз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления как быпримеряя их на себя.
Этноцентризм может бытьискусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группампри конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например, длясуществования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровеньгрупповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях междунациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивностиэтноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группык борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.
Говоря о той значительной роли,которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочениичленов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и егоконсервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно,если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать,изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, чтоподобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития,протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером можетслужить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенныйпериод стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также бытьинструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так,привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым истремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма.Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение,что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому вышедругих народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоямиримского общества.
Культурный релятивизм. Есличлены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормыдругих социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти кпониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другимкультурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути ксотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из такихподходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, чточлены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп,если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Длятого чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ееконкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурныйэлемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой онявляется. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только вконтексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа втропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах ио комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женскойкрасоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важнотолько подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования«нашей» культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признаваяза другими культурами возможности иных, отличных от «наших»интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Этаточка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитиюразличных культур.
Нужно понять основное положениекультурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельнойкультурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошосебя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными иненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтныепоследствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самыйрациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание черт иэтноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувствогордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженностьосновным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры,поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.
Заключение
Культура как явление многозначнои ему сложно дать научное определение, которое могло бы достаточно точновскрыть его столь подвижную и трудно фиксируемую сущность.
Культура не наследуетсягенетически, это возделанное, сотворённое самим человеком в себе, в другихлюдях, во внешней среде.
Культура — это способ духовногоосвоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собойцелостную систему логически сопряжённых, устойчивых идей, оценок, ориентаций,норм, приёмов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых ввещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых отпоколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающимспособом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество. Врамках любой культуры, общества встречаются социокультурные различия междупоколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципецелостность культуры — состояние, далёкое от однообразия, застоя. Она(целостность) обеспечивается через многообразие субкультур, в её недрахформируются и развиваются новые элементы, а вместе с этим возникают исущественные различия, которые могут привести к противоречиям, конфликтам. Целостностькультуры достигается не автоматически, а предполагает усилия, обеспечивающиесинтез общечеловеческого, общенационального и специфического начала, поиск компромиссовценностей в рамках единой культуры, преодоление конфликтов. Западники как столет назад, так и сегодня «воюют» со славянофилами, коммунисты — слибералами и т.д. В наличии конфликта ценностей ничего сверхъестественного инеобычного нет. Но сегодня в нашей стране, находящейся в стадии фактическогообновления системы ценностей — самого сложного, драматичного (и даже подчастрагичного) социального процесса — резко увеличивается конфликтность общества.
Список использованных источников
1 Волкова Ю.Г. Социология.– М.: Гардарики, 2003
2 Добреньков В.И.,Кравченко А.И. Социология. — М.: Инфра, 2000
3 Матецкая А.В. Социологиякультуры. – Ростов: 2006
4 Фролов С.С. Социология.– М.: МИРЭА, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «утверждаю» Начальник отдела образования
Реферат 2. Глава I. На грани миров и эпох: работа и жизнь Лу Андреас-Саломе с
Реферат Александр борисов русь, куда же несешься ты?
Реферат Александра Фёдоровна
Реферат Адміністративне право як галузь права
Реферат Показатели и пути улучшения использования оборотных средств
Реферат Аллергия, кожные заболевания
Реферат Алевтина Сержантова
Реферат Общие технические требования к детской обуви. Аккредитация испытательной лаборатории
Реферат Українські колядки і щедрівки
Реферат Разработка алгоритмического и программного обеспечения стандарта IEEE 1500 для тестирования гибкой автоматизированной системы в пакете кристаллов
Реферат Александр Углов Серебряный Бор Драма в двух действиях
Реферат Реализация системного подхода к отбору и организации лексики в учебниках ВГ Будая Русский
Реферат Александр Трофимов
Реферат Самые уязвимые в нашем мире- это дети