Реферат по предмету "Социология"


История развития и становления социологии

I.   Социальныеусловия и теоретические предпосылки возникновения социологии
Современнаясоциология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многиестолетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое местозанимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонансрезультатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.
Этанаука возникает в конце 30-х — начале 40-х годовXIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачейв Германии (1844 г/>.), чартистское движение в Англии, чутьпозже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризисаобщественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людейвозникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, кудадвижется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место исвою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельсначинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при техже обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной внемецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия вреволюционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепциинаучного социализма, сердцевиной которой является теория социалистическойреволюции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер — предложили реформистский путь развитияобщества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. Вусловиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожаргражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установитьсогласие и солидарность между различными социальными группами. Социология какраз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработкирекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с ихточки зрения, является «позитивный метод».
Этимиразличными идеологическими установками было продиктовано и различие вистолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х — 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развитиянауки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времениявляются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), наоснове которого была создана клеточная теория строения живого вещества, исоздание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса этитеории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектическогоматериализма, основным элементом которого является учение о диалектике — «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э.Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе,основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества».
Покаречь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучныхпредпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого вЕвропе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания.Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывалисьглавным образом естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунти Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественногоисследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применилих в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика иматематика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена наколичественном описании динамики народонаселения.
Особенноактивно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться вначале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивноеразвитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов — урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальнаядифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличениепреступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренноформируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие запорядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастаетчисло различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезниобщества», с другой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы вих лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологическихисследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

II. Основные этапы развитиясоциологической мысли
 
2.1Представления об обществе в древнем мире
Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается уистоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей дажепрежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяетсебя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности,когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество илиличность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражениядействительности?» и возникают представления о социальном равенстве инеравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифахположительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Однако по мереразвития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представленияо неизбежности социального неравенства.
В середине первого тысячелетия до н. э. осознаниенеизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование егонеобходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок,заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды,Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем ирелигиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность впреодолевшем первобытную неструктурированность обществе.
На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V—IV вв. до н. э. втворчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях которых оформились дваважнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей историисоциальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею приоритета общего,общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона,рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство». У Платона обществоуподобляется «огромному человеку». Трём началам человеческой души (разумному,яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала(совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют трисословия — правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы).Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималосьсвоим делом. Неравенство с помощью «благородного вымысла» обосновывается какестественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но уодних примешано золото, значит, они должны править; у других — серебро, ипосему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваныбыть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильностиобщества. Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных,пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу егосохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средствомподдержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшимислоями. «Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона неотдельная личность, и даже не класс, а только все общество, все государство вцелом. Утопия Платона — не теория индивидуальной свободы граждан, а теориятотальной свободы — свободы государства в его совокупности, целостности,неделимости».[1]. Целостностьгосударства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другучленов общества за судьбу этого государства.
Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности,индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний критикует«Государство» Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищаяправо личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению,например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнениюАристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени,усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.
В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальноепротиворечие социальной жизни и внутренней жизни индивида — противоречивоеединство общественного и индивидуального. Представители каждого направлениявплоть до настоящего времени отстаивают свое право быть «проводником»человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический образ. Еслимыслителям первого направления свойственно представление о лучшем будущем как остабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на ответственность засудьбу целого, то для ученых второго — характерна выработка социального идеала,в котором лучшее будущее обозначается как динамичное, быстро совершенствующеесяобщество, ориентирующее его членов на открытость, свободу, ответственность за собственнуюсудьбу. Мыслители, отстаивавшие приоритет общественного интереса над личным, всоциальной политике делали акцент на идее «равенства равных», сторонникам жеприоритета индивидуального интереса над общественным более важнымпредставлялось решение задачи обеспечения «неравенства неравных». Такимобразом, оба направления социальной мысли обосновывали оправданностьнеравенства, но расставляли разные акценты.
 
2.2 Эпоха Средневековья
В период Средневековья развитие социальных отношенийосуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозныхнорм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли.
Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мыслиэтого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневековогохристианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) сталоважным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальнойжизни (в 1879 г. это учение было объявлено «единственно истинной философиейкатолицизма»), но не остановило Реформацию католицизма. Идейное оформлениеРеформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина,представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т. Мюнцера, вождя народнойРеформации. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственностичеловека, отрицание посредничества церковной иерархии.
Реформация оказала серьезное влияние на развитиесоциально-критического мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала«правового государства». Она способствовала разрушению феодально-религиозныхпредставлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации вхозяйственной практике. М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становленияевропейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса,обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость,честность, расчетливость. В социальной мысли на новом уровне возрождаетсяпротивостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Идея приоритета индивидуальногоинтереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегосякласса предпринимателей, буржуазии.
Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в. постепеннооформляется социалистическое социально-политическое течение как идеологиянарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принятосчитать Т. Мора (1478—1535 гг.), изобразившего в «Утопии» общество, в которомнет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд являетсяобязательным для всех.
Критикуякапитализм и вскрывая его антигуманную сущность, социалисты-утописты считалиидеальным такое общество, в котором осуществляется государственное илиобщественное руководство экономикой, не знающей товарно-денежных отношений. Ноони не смогли найти стимулы к труду в обществе без конкуренции, частнойсобственности и самоорганизации экономической жизни. Главное — ставка на прямоегосударственное регулирование и социальный контроль.
 
2.3. Социальная мысль нового времени — непосредственное предшествиесоциологии
Непосредственноподготовившими условия для появления социологии считают представления обобществе, возникающие в рамках теоретических направлений общественной и вособенности философской и политической мысли, начиная с XVI в. и до моментаприобретения социологией статуса самостоятельной науки в XIX в. Наибольшеевнимание проблеме общества уделяла в данный период философия, за ней следуютполитическая экономия, наука о государстве и праве и история. В историческойнауке по существу с момента ее возникновения развиваются элементы эмпирическогоисследования общественных явлений.
Представленияоб обществе, складывающиеся в этот период в рамках философии, а затем и прочихнаук, обозначали по-своему начало новой общественно-экономической формации — капитализма — и представляли собой надстройку над экономическим базисом этойформации, которая по своим характеристикам выступала отрицанием феодализма какобщественно-экономической формации.
Капиталистическийспособ производства, который в данный период все больше становитсядоминирующим, требовал упразднения правового неравенства людей. Правовоеравенство и свобода всех граждан становятся более или менее общим политическимидеалом. Попытки найти наиболее адекватный способ его реализации приводят квозникновению многочисленных теорий, рассматривающих отношение междугосударством и индивидом как свободным человеком. В то же время предпринимаютсятакже усилия открыть как законы, господствующие в хозяйственной жизни, так изаконы исторического развития общества как целостности всех социальных явлений.Как результат этих попыток возникают разнообразные теории. Общими чертами этихтеорий являются их рационально-научный характер и их постепенное освобождениеот теологического взгляда на мир и, в особенности, на общество, а такжестремление не только расширить рамки понимания человеком общества, но и вовлечьчеловека в осуществление социальных перемен.
Философия вXVII в. особенно сосредоточилась на изучении закономерностей развития общества.Подобная ее ориентация привела к возникновению философии истории какотдельной философской дисциплины, которую, учитывая ее предметнуюнаправленность, вполне можно считать непосредственной предтечей общейсоциологии. Философия истории возникает как особая научная дисциплина,выражающая потребность в объяснении развития общества в данный период. В этовремя европейское общество — в наиболее развитых странах — находилось в фазеперехода от феодализма к капитализму, что делало его весьма подвижным идинамичным, требуя пересмотра характерных для феодализма представлений обобществе как о чем-то неизменном. В это же время разного рода путешественники имиссионеры приносят известия о народах дальних стран, их обычаях, об их образежизни, отличном от европейского. Наука должна была ответить на вопрос, почемусуществуют различия в образе жизни отдельных народов, почему разным народамприсущ отличный от других общественный строй. Практически возник вопрос одвижущих силах развития общества и законах этого развития. Все это заставилофилософов обратиться к проблеме общества и попытаться объяснить его историю изакономерности развития.
Наука иобщественная мысль данной эпохи, рассматривая государство и право, стремилисьосвободиться от влияния характерного для феодализма учения о божественномпроисхождении власти. Представление о божественном происхождении властисковывало молодую буржуазию в ее политической эмансипации, и поэтому во вновьпоявляющихся теориях это представление отвергалось, а отношения междугосударством и индивидом становились частой, если не основной, темойрассуждений. Данные теории выражали стремление установить причины возникновениячеловеческого общества, основные законы и фазы его развития и сущностьотношения между обществом и государством. Наиболее видными мыслителями,рассматривавшими в своих трудах эти проблемы, являлись: Никколо Макиавелли, ЖанБоден, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан Жак Руссо и Томас Гоббс.
НикколоМакиавелли(1469—1527) являлся в определенном смысле олицетворением итальянского Возрождения,ибо, истолковывая социальные проблемы, он черпал вдохновение в светских идеалахантичной мысли и восставал против христианства, поскольку считал, что оноделает невозможным всякое социальное сопротивление. Его основными сочинениямиявляются “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия” и “Государь”. Н. Макиавеллине занимался проблемами общества в целом, но изучал государство и искусствополитики. В трактате “Государь” он рисует картину самой беспощаднойполитической борьбы за власть и показывает все те низменные побуждения, которыетолкают человека на эту борьбу. Политические события он объясняет, преждевсего, психическими свойствами человека и, с другой стороны, совпадениемобстоятельств. Несмотря на его во многом идеалистические представления, Н. Макиавеллистремится к реалистичному описанию событий, которые он принимает такими, какиеони есть, даже если они носят негативный характер.
Жан Боден (1530-1596) — другой мыслительданной эпохи, которому, подобно Н. Макиавелли, присущ реалистический подход визучении государства. Наиболее значительной его работой явилось сочинение“Шесть книг о республике”, в котором он дает целостную картину развитияобщества и государства, главным образом развивая мысли Аристотеля. Государство,согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем развитиясемьи и разделения ее на новые семьи. Новые семьи сохраняют известное единство,и таким образом возникают новые социальные общности, в которых осуществляютсяпроизводство, торговля, совершаются религиозные обряды и т.д.
ШарльМонтескье(1689-1755), известный как автор теории о разделении властей, был сторонникомнекоторых общих социологических идей, которые позже повлияли на развитиесоциологии, и которые он изложил в своих “Размышлениях о причинах величия ипадения римлян” и в сочинении “О духе законов”.
В рамкахнауки о государстве и праве, а также в политических доктринах данной эпохиполучает новую жизнь развитая первоначально греческими софистами договорнаятеория происхождения государства — теория “общественного договора”. Эта теорияполучила новое развитие в связи с борьбой между буржуазией и феодалами.Буржуазия, заняв доминирующие позиции в экономической сфере общественной жизни,стремилась взять у феодалов политическую власть. В процессе борьбы буржуазии заполитическую власть получают развитие представления, основывающиеся на теории“общественного договора”. Согласно этим представлениям, существует различиемежду договором, на основе которого создается человеческое общество и которыйзаключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основываетсягосударственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, сдругой стороны, правитель. Эту теорию использовали не только те, кто выступалза ограничение абсолютной власти правителя, но и сторонники абсолютизма.Главными представителями этой теории являются Томас Гоббс (1588-1679), ДжонЛокк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т. Гоббс и Руссопо-разному объясняют общественное развитие. Т. Гоббс считает естественноедогосударственное существование людей негативным, “войной всех против всех”, ао человеке говорит, что он по природе является злым и эгоистичным, аобщество его облагораживает. Руссо имеет противоположную точку зрения, считаядогосударственное, естественное состояние человеческой жизни чем-то вродеземного рая. Человек, по его мнению, существо по природе доброе, но обществоего портит. И та и другая точки зрения представляются идеалистическими,поскольку за основу для объяснения общества принимают некие врожденные и вечные,неизменные элементы человеческой природы, тогда как в действительности именночеловека и происходящие с ним изменения нужно объяснить, отправляясь отобщества.
Теорииобщественного договора незначительно способствовали развитию научного взглядана общество, поскольку основывались на абстрактных и априорных суждениях очеловеческом обществе, вместо того чтобы уделять особое внимание реальнымфактам.
Наряду своззрениями, о которых мы говорили как о непосредственных предвестникахсоциологии и которые появились в рамках философии истории, экономических наук инауки о государстве и праве, следует еще отметить целый ряд мыслителей, чьивзгляды и представления предвосхищали возникновение социологии и позже влиялина ее развитие.
Выдающийсяфилософ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) оказал сильноевлияние на развитие социальных теорий. Будучи идеалистом, Гегель, тем не менее,развил понимание единства универсума во всем многообразии его проявлений, аобщество он понимает как составную часть универсума, отличающуюся своимиспецифическими, качественно определенными характеристиками.
Значительнымвкладом Гегеля в становление социологии являются его представления об историичеловеческого общества как процессе, связанном с целостной действительностью, ио том, что историю следует принимать такой, какая она есть. Большое значениеимеют гегелевское понимание человека как деятельного существа, а такжепредставления Гегеля о государстве, которое он понимает идеалистически.Очищенное от примеси идеализма, гегелевское диалектическое понимание общества иотдельных социальных явлений предвосхищает появление социологии.
Значительнуюроль в качестве предшественника социологии играет также Адам Фергюсон(1723-1816) — историк, философ и теоретик политики, который в своем “Очеркеистории гражданского общества” пытается осуществить периодизацию историческогоразвития общества. Опираясь на результаты, полученные этнографией, он делитисторию человеческого общества на три периода: дикость, варварство ицивилизацию.
А. Фергюсондоказывал, что человеку от рождения присуща социальность, из которойпроистекают социальные установления и обычаи. Общество он считал органическимявлением и был одним из первых, кто поставил проблему общественного разделениятруда, подчеркивая в то же время взаимную связь и обусловленность отдельныхобластей общественной жизни. Точно так же он указывал, что конкуренция иконфликт имеют важное значение для общественного развития, вследствие чего егосчитают первопроходцем идеи о борьбе между отдельными социальными группами какдвижущей силе общественного развития.
Социологиикак науке, а также многочисленным социологическим теориям предшествовали учениясоциалистов-утопистов. Эти учения возникли как результат критического отношенияк действительности буржуазного общества и приобрели свой завершенный вид втрудах Сен-Симона (1760-1825), жившего во Франции — стране, в которой нетолько совершилась первая полноценная буржуазная революция, но и былаосуществлена первая систематическая критика капитализма. Сен-Симон рассматривалразвитие общества как строго закономерный процесс, а задачу науки об обществеон видел в раскрытии законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.
Особенноважное значение имеют присущее Сен-Симону понимание социальной структуры, а такжеего указание на то, что форма собственности определяет все общественныеотношения — как экономические, так и политические.
УчениеСен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние как наразвитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так и на развитие — прежде всего усилиями О. Конта — социологии.
Эти и ряддругих учений об обществе в целом или об отдельных социальных явленияхнепосредственно предшествовали и обеспечили возникновение социологии,поскольку, при всех своих недостатках, поставили ряд фундаментальныхсоциологических проблем и аккумулировали в себе ту сумму знаний об обществе, изкоторой впоследствии развились все значительные социологические теории.
 
2.4 Современный этап развития социологии
 
2.4.1 О. Конт – родоначальниксоциологии. Учение о трех стадиях развития общества
Дляответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться накритерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, чтодля решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какоговремени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаватьсянаучным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии»в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинулзадачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия — поставитьучение об обществе на научную основу — и явились тем отправным фактом, которыйпривел к формированию и развитию социологии.
Какже конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этойновой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основесформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуальногоразвития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической,стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений,оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии онотказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить припомощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задачавторой стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливаеттретью стадию — позитивную, или научную. На этой стадии человекперестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причиныявлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянныхсвязей, которые могут устанавливаться между ними.
Переходот одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но неодновременно. И здесь действует один принцип — от простого к сложному, отвысшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливаетсяпозитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется вматематике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же — этовершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивныйметод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупностьэмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительномисследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Другойважный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки обобществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Этифакторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря импоявляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществеи повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут кразрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрациюбогатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующуюличность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии,заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации ивнутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительствеспособны разрушить основу общества — чувство солидарности и согласия междулюдьми. Способствовать установлению солидарности и согласия ипризвана, по мнению О. Конта, социология.
О.Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию надве части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучаетусловия и законы функционирования общественной системы. В этом разделеконтовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья,государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли вустановлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Контразвивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по егомнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
2.4.2 Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма
Какотмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отраслизнания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако вистории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерийнаучности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считаетнеобходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, покрайней мере, трех типов научности: классического, неклассического ипромежуточного, эклектического.
Классическийтип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, какО. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологиисводятся к следующим:
1)Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.Нет никаких специфических социальных законов.
2)Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных»наук.
3)Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими.Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4)Важнейшимкритерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическоезнание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительныерассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к нейотношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наукадолжна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
Наиболеечетко принципы классического типа научности были сформулированы в работефранцузского социолога 3. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В даннойработе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которыепозволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первоеправило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Этоозначает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные фактымогут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы ибезличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактовотношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционированияобщества.
Второеправило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденныхидей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связисо всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должнаосвободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношениисоциальных фактов.
Третьеправило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого надсоставляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источниксоциальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами,не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак,социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов.Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, нокачественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровнеиндивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат — коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указываетДюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединилисвои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Апоскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как онобразуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеетследствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либообразцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуютобъективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральнымпунктом социологического метода, по Дюркгейму.
2.5 Развитие социологической мысли вРоссии
Социологическаямысль в России развивается как часть общемировой социологической науки.Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместес тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развитияроссийского общества. В развитии социологической мысли в России исследователивыделяют три основных этапа.
Первыйэтап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей,как П. Л. Лавров и Н. М. Михайловский. Развиваемое ими направление социальноймысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этогонаправления был впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах»
П. Л. Лаврова. Как и удругих классиков социологии, в центре внимания субъективной социологии стоялиразработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей инаправленности его развития. Значительное внимание представители субъективнойсоциологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущностьобщественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: впереработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизации,характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.
Цивилизацияистолковывается субъективными социологами как сознательное историческоедвижение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Номысль реально осуществляется только через действия личности. Личность вконцепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силойобщества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развитияявляется создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки длявсестороннего развития личности. Полноценное развитие личности, по мыслисубъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будутреализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако концепциясоциализма в субъективной социологии довольно существенно отличилась отмарксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого «реальногосоциализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистическогосодружества. Н. М. Михайловский определял социализм как «творчество личногоначала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективнойсоциологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути ксоциализму России, при котором должны быть учтены особенности российскогоопыта. Субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом путиразвития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму.
В тесной связи собщесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. Вней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия междуприродными и общественными явлениями.
Естественнонаучный методв своей основе – объективный метод. Социологический же должен быть субъективнымметодом. Социальную деятельность личности определяют не какие–то внешниефакторы, а ее субъективные помыслы и цели. Изучение личности социологом можетбыть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражениюМихайловского, «наблюдатель ставится себя в положение наблюдаемого». Всоответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция истины.Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещейсамих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение егопознавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерностей.Чтобы избежать произвола мнений, Н. М. Михайловский выдвигает идею, что закритерий истины необходимо принимать познавательную способность «нормальногочеловека». Позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющейчасти общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должнаначинать с некоторой утопии, обеспечивающей полнокровное развитие человеческихспособностей.
Заметное место в наукетого периода занимают работы М. М. Ковалевского. В своей теории ведущую роль онотводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитиисолидарности между социальными группами, классами и народом. М. М. Ковалевскийактивно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощьюкоторого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях. Он верил,что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное изучениефактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую формупоступательного движения общественной жизни».
Параллельно ссубъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними вРоссии развивалась социология марксизма, представленная двумя основнымитеориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представлял две ведущие фигуры –Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марксизм» –
П. Б. Струве, М.Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.
При решении конкретныхпроблем общественного устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Ленинымсуществовали серьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешлив стадию непримиримой борьбы. «Легальный марксизм» как течение социальной мыслиносил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральнойинтеллигенции марксистскими идеями в период кануна Первой русской революции1905-1907 годов. После поражения этой революции либеральная интеллигенцияотошла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое существование.
В 1869 году вышла светработа В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». В этойработе автор обобщил значительный статистический материал в личные наблюдения,касающиеся социального и экономического положения рабочих крестьян в различныхгуберниях России. Знаменитым событием в развитии социальной мысли России быладвухтомная работа. Ю. Янсона «Сравнительная статистика России изападноевропейских государств», в которой автор представил богатый фактическийматериал о социальных процессах в после реформенной деревне.
Второй период развитиясоциологической мысли в России характеризуется нарастание процесса институционализации,приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919годах в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедрысоциологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 году был учрежденСоциологический институт. В 1920 году в Петроградском университете прифакультете общественных наук было создано социологическое отделение. На второмэтапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издаетсяобширная социологическая литература. Основная направленность этих работсостояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли исоциологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологиюмарксизма и определить ее место в системе марксизма.
В 30-х годах марксизмокончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социологиябыла объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «историческиймарксизм – это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирическиеконкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификойфилософской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическаяпредпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Социологическиеисследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были ненужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандойтак называемых «социалистических завоеваний». Социология как социальныйинститут полностью прекращает свое существование.
Возрождение социологиикак науки начинается в конце 50-х – начале 60-х годов. В этот период былипроведены масштабные социологические исследования по изучению влияниянаучно-технического процесса на социальную и профессиональную структуруработников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальноепланирование», составление планов социального и экономического развитияпромышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов.
В 60-х годах социологиявновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года былосоздано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследованийв институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований приЛенинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированныйжурнал «Социологические исследования». С 1988 года образованы социологическиефакультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. Внастоящее время существует ряд академических, вузовских и независимыхсоциологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретическиеисследования в самых различных областях общественной жизни.
Важным фактом в развитиисоциологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М.М.Ковалевского (1851-1916) «Социология». Максим Максимович Ковалевский(1851-1916) — выдающийся русский историк, юрист, социолог эволюционистскогонаправления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала (1909-16). Труды по истории общины, Французской революции, проблемамзападно-европейского феодализма и общим вопросам социального развития. Понимаясоциологию как науку об организации и эволюции общества, Ковалевскийподчеркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических,психологических, географических факторов, ни один из которых не являетсяопределяющим. Поэтому свою задачу он видел в преодолении односторонностисоциологических школ, в необходимости интегрировать все положительное в них напочве «теории социального прогресса». Тенденция синтеза позитивныхсторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, сталахарактерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.
Третий период развитиярусской социологии ограничен двумя первыми десятилетиями XX века. В этот периодраспространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирическиеисследования (Г.П. Зеленый, А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, А.С.Лаппо-Данилевский и др.). Центральной темой их анализа стала структура«социального взаимодействия» и изучение элементов среды в видесоциальных групп и слоев.
Профессора, читавшиекурсы по политической экономии, истории и правоведению, знакомили студентов ссодержанием теорий О. Конта и К. Маркса. К концу столетия (в 1896/97 учебномгоду) прочитан первый в России систематический курс социологии, которыйподготовил известный профессор Санкт-Петербургского университета Н.И. Кареев.Этот курс был немедленно опубликован в виде пособия для студентов«Введение в изучение социологии. Лекции» (СПб., 1897). Первая кафедрасоциологии открылась в 1908 г. в Петербурге при частном Психоневрологическоминституте. А в 1916 г. при Петербургском университете учреждается Русскоесоциологическое общество имени М.М. Ковалевского (сразу же после кончиныученого). И, наконец, к 1920 г. в Петербургском университете был открытсозданный на базе факультета общественных наук (ФОН) первый в Россиисоциологический факультет. Его организатором, первым деканом и ведущим лекторомстал П.А. Сорокин. Со временем в некоторых российских университетах регулярноначинают работу социологические семинары, студенческие кружки, на заседанияхкоторых обсуждаются проблемы общества, заслушиваются научные доклады. Занесколько лет до революционных событий 1917 г. ученых и педагогов-энтузиастов социологию под разными предлогами удается включать как предмет изучения впрограммы некоторых средних учебных заведений, различных училищ, курсов. Впоследнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высшихженских курсах, в биологической лаборатории П.Ф.Лесгафта. Основысоциологического образования давала Высшая русская школа общественных наук вПариже, куда со всех концов России обращались за программами, учебнымматериалом, пособиями. В ее аудиториях раздавались голоса М.М.Ковалевского,Л.И.Мечникова, А.И.Чупрова, Н.И.Кареева, П.Н.Милюкова, Е.В. де Роберти.Несмотря на первые удачные шаги в дореволюционной России система регулярногосоциологического образования так и не сформировалась.
-Становление и развитиесоциологии как науки
-Предыстория социологии
-Античный период
Момент возникновениячеловеческого общества невозможно точно определить, но, во всяком случае, этопроизошло не менее чем 40 — 50 тыс. лет назад. И нет никакого сомнения, что стех давних времён людей стали интересовать механизмы взаимодействия индивидовмежду собой, т.е. общественные отношения. Человек всегда пытался понять, какустроено общество себе подобных.
Одними из первых, кто далдостаточно полные объяснения о строении общества, были античные философы Платони Аристотель. Хотя, к социологическим исследованиям эмпирического и прикладногохарактера также можно условно отнести и деятельность Сократа, т.е. считать егоодним из первых известных социологов, поскольку он ходил по Афинам и задаваллюдям вопросы философского характера. Но, к сожалению, он не вёл никакихзаписей и о его выводах мы можем судить лишь по работам его учеников исовременников.
Платон был идеалистом иучеником Сократа. Он создал первый в истории труд по общей социологии, которымсчитается его сочинение «Государство». В этом труде Платонподчёркивал особую роль разделения труда и создал модель идеального общества,основанную на впервые в мире разработанной им теории стратификации. По этой теориилюбое общество делится на три основных страты (класса, сословия), которыесуществуют на паритетных началах.
Высшая страта — философы,мудрецы, управляющие государством; средняя, включающая воинов («силовойблок» по современной терминологии), — охраняющая общество от смуты ибеспорядков; низшая — ремесленники и крестьяне, т.е. люди труда, поддерживающиегосударство материально. Отношения между стратами основаны на взаимном уважениии общности интересов, поскольку они должны служить идее справедливости.Справедливость же, по мнению Платона, заключается в том, что все гражданесвободны, равны и счастливы. Свободны — потому что внутренне осозналинеобходимость своего положения, равны — потому что каждый занимаетпредназначенную для него социальную ячейку общества, в рамках которой человекрасполагает всеми возможностями, а значит — равен и, соответственно, счастлив,поскольку не ощущает дисгармонии и чувства неравенства.
Поскольку Платон считал,что зло кроется в частной собственности, которая развращает людей, то он предлагаллишить права на обладание ею членов высшей страты, дабы они не злоупотребляливластью в силу своих огромных привилегий. К управлению же обществом необходимодопускать лишь людей высокообразованных, талантливых и перешагнувших 50-летнийвозрастной порог. Они должны вести аскетичный образ жизни, исключающий земныеутехи. У воинов должны быть общие жёны, а детей надлежало изымать из семьи длявоспитания их государством. В общем, вполне коммунистическая парадигма.
Идеи государственногоустройства, высказанные Платоном, основывались на этическом рационализме.Наилучшей формой правления он считал аристократию — власть избранных, наилучшихпредставителей общества. Далее в порядке ухудшения располагаются тимократия — власть воинов, олигархия — власть богачей, и демократия — власть народа.Наихудшей формой правления Платон считал демократию, поскольку из неё обычновырастает тирания, А тирания — самая отвратительная форма правления при которойцарят произвол и насилие, несмотря на то, что тиран приходит к власти какнародный избранник в условиях демократии. Примеров тому в истории предостаточнои по нынешний день.
По Платону, в плохомгосударстве над всеми стоят правители, а в разумном — выше всего стоят законы.Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. Настраже законов должно стоять правосудие, к осуществлению которого должны бытьпричастны все граждане государства.
Учеником и последователемПлатона был Аристотель — крупнейший учёный античности, философ и энциклопедист,оставивший после себя огромное научное наследие. В своём научном труде«Политика» Аристотель критиковал своего учителя с позиций защитычастной собственности, семьи и прав граждан. Он считал, что обобществлениеПлатоном имущества, жён и детей ведёт к уничтожению государства, хотя былсогласен с тем, что наихудшими формами правления являются олигархия, демократияи тирания. Частная же собственность не вредит обществу, но развивает здоровыеэгоистические интересы. А при наличии коллективной собственности все люди, илиих большинство, бедны и озлоблены. Опорой государства должен служить среднийкласс — класс собственников. Кроме этого существуют ещё два класса: богатаяплутократия и пролетариат без собственности. Государство, по Аристотелю, лучшевсего управляется тогда, когда:
1) бедняки имеютвозможность участвовать в управлении;
2) ограничиваютсяэгоистические интересы богатых;
3) наиболеемногочисленным является средний класс.
Аристотель различает двавида справедливости — уравнительную и распределительную, соответственно выводяих из платоновских определений «арифметического равенства» и«геометрического равенства». Первая действует в сфере обмена иприменяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда,преступления и наказания. Вторая — это проявление справедливости прираспределении всего (власти, почести, выплат и т.п.), что может быть разделеномежду членами общества пропорционально вкладу каждого в общее дело, т.е.,деления соответствующих общих для всех граждан благ «по достоинству».Несовершенства же общества исправляются не уравнительным распределением, аморальным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщемуравенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Наилучшей мерой во всёмАристотель видел «золотую середину», а лучшим состоянием общества,защищающим его от застоя и разложения, он считал состояние войны.
Первых социологовантичности, живших в V-IV вв. до н.э., называют социальными философами. Ихвзгляды принято классифицировать как донаучный этап развития социологии.
 
2.6 Средневековьеи Новое время (XV-XVIII вв.)
Данное время неознаменовано какими-либо новыми значимыми подходами к изучению общества, хотяотдельные мыслители и внесли весомый вклад в предысторию социологической науки.Так, итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527), отталкиваясь от идейПлатона и Аристотеля, пытался создать собственную теорию общества игосударства, делая при этом акцент не на их структуру, функции изакономерности, а на поведение политического лидера и его роль в судьбе страны.Этот вопрос остаётся весьма актуальным и до нашего времени.
В своём главномпроизведении «Государь» Макиавелли утверждал, что только при сильномправителе можно создать независимое государство, свободное от чужеземного ига.При этом для упрочения государства допустимы любые средства (впоследствииполитику, пренебрегающую законами морали, стали обозначать термином«макиавеллизм»). Макиавелли резко отрицательно относился к политикефеодалов, приводившей к постоянным раздорам и препятствующей образованию единогогосударства. Но он опасался и «черни», отдавая симпатии средним ивысшим слоям торгово-ремесленнического сословия, т.е. делал упор на личносвободный, обладающий частной собственностью средний класс. Важнейшей движущейсилой общества Макиавелли считал политическую борьбу, являющейся видомсоциальной, классовой борьбы (социальные конфликты).
Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-материалист, оставивший после себя теорию общественногодоговора, положил начало учению о гражданском обществе, как высшем этапесоциальности. Согласно этому учению общество должно покоиться не на стремлениик личной выгоде, понимаемом каждым по-своему, а на законах, признаваемых всеми.
В гражданском обществе,по Гоббсу, возможны три формы правления: демократия, аристократия и монархия. Врезультате общественного договора там должна прекратиться «война всехпротив всех» и граждане, взамен добровольного ограничения своей свободы,получают от государства необходимую поддержку, защиту и безопасность. Пётр-Iбыл хорошо знаком с этими и другими идеями Гоббса о том, что государство — наилучший способ удовлетворения потребности людей в безопасности, а причинойвозникновения стабильного и длительно существующего общества является страх, ане любовь и расположение. Эти идеи Пётр применял в духе патернализма, выступаяв образе разумного, предвидящего будущее монарха — отца Отечества и народа. Такон ответил однажды на упрёки об отсутствии в России парламентаризма:«Говорят чужестранцы, что я повелеваю своими рабами как невольниками. Я повелеваюподданными повинующимися моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а невред государству. Англинская вольность здесь не у места, как к стене горох.Надобно знать свой народ, как оным управлять. Недоброхоты и злодеи мои иОтечеству не могут быть довольны, узда им — закон. Тот свободен, кто не творитзла и послушен добру».
Взгляды Гоббса легли воснову представлений об общественном устройстве таких деятелей эпохиПросвещения, как Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и др.
Особый интерес впредыстории социологии вызывают исследования так называемых«утопистов». Термины «утопия» и «социальнаяутопия» появились после написания английским гуманистом Томасом Мором(1478-1535) фантастического литературного произведения о несуществующей странеУтопии. В нём Мор описал социалистический строй, основанный на коллективнойсобственности на средства производства, и подвергнул критике институт частнойсобственности.
Идеи Т.Мора развили вдальнейшем итальянский поэт-философ Томмазо Кампанелла в произведении«Город Солнца» и английский социалист-утопист Джерард Уинстенли вкниге «Новый закон справедливости». Они утверждали в своих книгах,что идеальное общество — это не мечта, а общественный строй достижимый вдействительности. В этих воззрениях ранних утопистов отразились чаяния и грёзылюдей об идеальном обществе и «Золотом веке» человечества. Несмотряна мистицизм и романтизм их социальных воззрений, они представляли зачатки трёхтипов мировоззрений, определяемых в зависимости от их отношения к идеальномупредставлению о Золотом веке. Так, Мор в поисках Золотого века погружается висторию, тем самым открывая новый исследовательский метод исторического анализав социологии — историзм. Кампанелла, наоборот, больше склоняется к поискамЗолотого века в будущем и открывает метод умозрения, научно-художественного итеоретического конструирования, развиваемый в дальнейшем Сен-Симоном, Оуэном,Фурье и, в конечном счёте, в марксизме (где соединяется с историзмом). АУинстенли своими поисками Золотого века в реальной жизни обусловливаетзарождение идеи связи теории с жизнью — прагматизма.
Эта прагматическая идея всоциологии о направленности исторического и теоретического анализа на фактысамой жизни и поиск ответов на её вопросы станет центральной идеей русскихсоциологов и политиков от А.Герцена до П.Сорокина и В.Ленина.
Становление и развитиеклассической западноевропейской социологии
Социология как наукавычленилась из философии, а сам термин «социология» (от лат. societas- общество и греч. logos — учение) был введён в 1842 году французскиммыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе «Курс позитивнойфилософии», что и считается официальным фактом появления этой науки.Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироватьсякапиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальныепротиворечия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковалинарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средствдвижения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразованияобщества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт,сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые ужесуществовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующихпротиворечий и пути их решения.
На структуру новойнарождавшейся науки сильное влияние оказали бурно развивающиеся естественныенауки: физика, биология, химия. О.Конт стремился создать доказательную,общепризнанную, «позитивную» (научную, объясняющую) социальную теориюобщества, основанную на научных методах. В те времена не существовало иныхнаучных методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучениекосвенных свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии сразделами физики, О.Конт разделил социологию на «социальную статику»и «социальную динамику». Первая была ориентирована на изучение частейобщества (семьи, государства, религии ит.д.); вторая — на осмысление проблемсоциального развития и изменения общества.
О том, что социальныезаконы столь же точны и неизменны как законы механики, и едины для всех эпох инародов, писал также бельгийский учёный-криминолог Ламбер Адольф Жак Кетле(1796-1874). Однако он свёл «социальную физику» лишь кстатистическому исследованию общественных явлений, а в понимании Контасоциология должна была быть не столько статистической, сколько теоретическойнаукой.
Несмотря на то, что Контвошёл в историю как создатель кроме собственно социологии ещё и позитивистскойсоциологии, он, к сожалению, не смог достаточно чётко определить предмет новойнауки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерностиобщественного развития. Ведь даже первоначальное изучение общества показало,что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительноразличаются. О.Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роличеловеческого разума. Второстепенную роль он отводил преобразованиям в науке,экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий ирешений характером эпохи. Конт отстаивал необходимость частной собственности исчитал, что неважно, в чьих она руках, — лишь бы её использование шло на благообщества. Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарностьмежду всеми классами, достигаемые путём согласования мирского и духовногопорядка, когда каждый стремится быть первым не в иерархии власти, а в иерархиидобродетелей.
Большое влияние в XIX в.на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породивэволюционизм — направление общественной мысли на основе представления оединстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом(органицизмом), иногда ещё называют «теорией одного фактора». Сюдаотносятся концепции («школы одного фактора»), которые выдвигают напервый план природные факторы или образцы определённой естественной науки вкачестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным иисторическим развитием.
Виднейшим представителемнатурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903),который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить всетеоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии междубиологическим и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, — это интеграцияматерии, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое(общество), но при этом целое не может и не должно поглощать отдельнуюличность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но ипротив каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любоговмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота осиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественногоотбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает емужизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста,социальной структуры, социальных функций различных систем и органовобщественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, атакже основы методики структурно-функционального анализа.
В конце XIX в. усилилосьвлияние психологической тенденции в социологии, имеющей следующиесамостоятельные направления: «психология народов», тесно связанное сэтнографией; «групповая психология»; «интеракционизм» (отлат. interaction — взаимодействие), считающее первичной единицейсоциологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисковявилось появление социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Из еёнаиболее ярких представителей нужно отметить Гюстава Лебона (1841-1931) иГабриэля Тарда (1843-1904).
Если сторонникирационализма признавали естественные права человека и право народа насобственное разумное установление своего общественного устройства, топриверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основчеловеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкийсоциолог Фердинанд Теннис (1885-1936).
Одним из крупнейшихсоциологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с ФридрихомЭнгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-истрической формации,обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм),а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистическогообщества. Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт историческогоразвития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновениесоциального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление,необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследованияс целью поиска исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было быприйти к пониманию закономерностей общественного развития. Социология, по егомнению, должна быть «понимающей», поскольку действия индивида — «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные(предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) ихпоследствий. Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительностивыступает у Вебера понятие «идеальный тип», которое и служит главныминструментом познания. «Идеальный тип, — писал Вебер, — это картинаоднородного мышления, существующая в воображении учёных и предназначенная длярассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов». Идеальныетипы — это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба длясоотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности.
По Веберу, все социальныефакты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальныхдействий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальнымитипами, как «капитализм», «бюрократия»,«религия», «государство» и др. На основе приложения кполитике такого понятия, как «социальное действие», Вебер вывел тричистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):
— легальный тип, прикотором как управляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности,а закону;
— традиционный тип,обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
-харизматический тип,основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.
Социология, по егомнению, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимальносвободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и отполитических, экономических, идеологических ценностей, влияющих наисследование.
Эмиль Дюркгейм(1858-1917) — основатель французской социологической школы, практически первымпопытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предметнаучного изучения социологии, как «социальная сфера». Им разработаныметодология и методы социологических исследований, которые позволили подвестипод социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентироватьвнимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм,однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадияхинтеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшемуотказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему»на вопрос «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений.Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею «коллективности» — примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма всмысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера онсчитал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование изакономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь вдействие вступают «социальные факты», которые существуют вне индивидаи их можно изучать как вещи, к тому же они оказывают на индивида принудительноевоздействие. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгеймназвал «коллективным сознанием».
Э.Дюркгейм много вниманияуделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественнойдезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствиемсоциальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином«аномия» (безнормативность). Аномия свидетельствует, что обществоперестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди пересталиверить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, неспособными понять, что есть «хорошо», а что есть «плохо».Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного(отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробноклассифицировать типы такого поведения.
Учение об обществеДюркгейма стало основой многих современных социологических теорий иструктурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии«социологизм». Центральной же социологической идеей творчестваучёного является теория общественной солидарности, где источником социальнойсолидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностьюего к одному из двух типов общества — традиционному или современному.
Таким образом, вклассическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты:
1) произошластруктурализация уровней социологического анализа общества;
2) сформировалисьразличные школы, направления, теоретико-методологические подходы в социологии;
3) существенно обновилосьсамо социологическое знание.
Развитие социологии вРоссии
Общественная жизнь, атакже мировоззренческие теории её представителей в России отличалисьопределённым своеобразием по сравнению с социальными теориями Запада. Этомуимелся ряд причин.
Во-первых, в течениедлительного времени проблемы обществоведения освещались в Россиипреимущественно с помощью художественных средств.
Во-вторых, возникновениюсоциологии в России предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитиемдвух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской.
В-третьих, самой главнойособенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременноезарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основеидей Запада, — позитивизма и марксизма.
Развитие социологическоймысли в России принято обычно разделять на три основных этапа: с середины XIXв. до1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг. XX в.; с начала 60-х гг. XXв. до наших дней.
Первый этап — институционализация, несколько отставал от аналогичного процесса на Западе.Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге приПсихоневрологическом институте в 1908 году. В 1912 году утверждаетсясоциологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, ав 1916 году создаётся Русское социологическое общество имени М.Ковалевского. Вначале этого этапа российская социология характеризуется явно выраженнымкритико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения кпростому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителямиэтого периода являются такие крупные русские мыслители, как П.Л.Лавров(1829-1900) и Н.Н.Михайловский (1822-1904). Они развивали этико-субъективноенаправление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей инаправленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса.А роль разделения труда в общественной жизни они начали изучать ещё доЭ.Дюркгейма.
Согласно их концепциимерилом и главной движущей силой общественного прогресса является критическимыслящая, творческая личность — «инновационный субъект». Этаинновационная личность достигает наивысших и передовых результатов своейдеятельности, сообразуя её с политическими устремлениями и нравственнымиидеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересыисторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П.Лавров и Н.Н.Михайловскийбыли родоначальниками инновационной социологии или теории личности.
Также заметное место впервом периоде занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916),который ведущую роль отводил учению о социальном прогрессе. Социальныйпрогресс, по его мнению, выражался в развитии солидарности между социальнымигруппами (классами, народами). Ковалевский критиковал однофакторные теории,поскольку основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущностьсолидарности общественной жизни, описывать и объяснять многообразие её форм. Всвоих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервыесформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросесоциологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классическогонаправления, как позитивизм.
Помимо академическойсоциологии в России большое развитие получили идеологическая и политическаясоциологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом)занимались такие русские мыслители, как И.Киреевский, А.Хомяков, К.Леонтьев,Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, чтонеобходимо создать новую форму религиозного сознания.
Параллельно с этим вРоссии развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: «ортодоксальногомарксизма» (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) и «легального марксизма»(П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.Бердяев и др.). Главный смысл марксистскойтеории — это выяснение сущности собственности и раскрытиеэкономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.
Экономическое направлениепредставлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и по сей деньвходят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XXв. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:
— общество подверженосоциальной дифференциации;
— существует чёткаявзаимосвязь экономического и социального развития, но о невозможностиодновременного и параллельного реформирования в этих сферах;
— развитие капитализмаобязательно должно происходить при наличии таких важных факторов социальнойстабильности, как появление широкого среднего класса, усовершенствованиесистемы образования, развитие промышленности и, наконец, при определённойсоциальной уравновешенности общества.
Виднейшим представителемисторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Егоосновной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-историческихтипов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация)в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примернокак живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель.Каждую культуру движет исторический этнос.
Второй этап развитиясоциологии в России характеризуется нарастанием процесса институционализации иприобретением социологической наукой статуса социального института.
В 1918-1919 гг. вПетроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии ивведена учёная степень по социологии. Социологическое отделение в Петроградскомуниверситете возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейшийрусский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад всоциологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере.
После высылки из России в1922 году он жил и работал в США, где опубликовал ряд крупных работ мировогозначения. Основным его вкладом в мировую науку считается разработанная имтеория социальной стратификации и социальной мобильности, а также теория конвергенции.
В СССР в 30-х годахмарксизм (в сталинской редакции) был окончательно утверждён в качествеофициальной идеологической основы общества. Социология была объявленабуржуазной философской наукой, после чего произошёл её разгром и полный упадокв нашей стране.
Третий этап развитияотечественной социологии начинается как её возрождение на волне«хрущёвской оттепели». В 60-х гг. социология вновь восстанавливаетстатус социального института. В 1962 г. создана Советская социологическаяассоциация, а в 1969 году начал работу Институт конкретно-социологическихисследований АН СССР. Создаются факультеты и кафедры при вузах, а с 1974 г. выходит специализированный журнал «Социологические исследования».
Большой вклад в развитиесовременной социологии внесли такие наши учёные, как Ю.А.Аверин,И.В.Бестужев-Лада, М.Я.Бобров, Т.И.Заславская, А.Г.Здравомыслов, Ю.А.Левада,Г.В.Осипов, Ж.Т.Тощенко, С.С.Фролов, В.А.Ядов, А.Ципко, Н.Шмелёв и другие.

2.7 Развитиесоциологии в США
Считается, что с 20-х гг.XX в. США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии. Причиной еёбурного развития послужили следующие факторы: быстрая институционациализация ибольшой объём конкретных эмпирических исследований. Эти факторы, в своюочередь, обусловлены своими причинами и обстоятельствами. Основной причиной,видимо, следует считать энергичную эволюцию молодого американского государстваи связанные с этим проблемы его границ, процессы урбанизации ииндустриализации, крупномасштабную иммиграцию, политическую демократизацию иантидемократические движения, развивающуюся сферу образования, существенноевлияние христианских доктрин, а также растущую бюрократизацию во всех областяхжизни общества. Не последнюю роль в этом сыграли две мировые войны и Великаядепрессия. Сказывалось влияние и европейской социологической мысли. Многиеоснователи американской социологии получили образование в Европе (Р.Парк,У.Томас, Дж. Мид и др.) или иммигрировали из неё (Ф.Знанецкий, П.А.Сорокин идр.). Большой резонанс вызвали прочитанные в 1909 году лекции Зигмунда Фрейда оего теориях психологического детерминизма.
Принято считать, что вистории социологии труда, или менеджмента, существовали три главные школы.
1. Классическая школа,или движение за научный менеджмент (1890-1920). Её представляли Ф.Тейлор,Г.Эмерсон, Г.Таун и др. (именно первую в мире систему научной организации трудаФридерика Тейлора В.Ленин называл «потогонной системой капитализма»).
2. Школа человеческихотношений в промышленности. Сформировалась в конце 20-х годов XX в. исуществует по сей день. Представители — Э.Мэйо, А.Маслоу, Д.Макгрегор и др.
3. Эмпирическая школа,которая связана с именами П.Друкера, Д.Дэвиса, А.Слоуна, Г.Саймона и др.
Интересно, что в первойполовине XX в. эмпирическая социология в США не пользовалась авторитетом вофициальных кругах. Так в 1946 г. Сенат США отверг предложение об учреждении внациональном научном фонде (NSF) организации, финансирующейнаучно-исследовательские программы отделения социальных наук. В этот периодисследования, в основном, проводили частные фирмы, фонды и университеты. И лишьс 1955 г. социологические исследования стали получать правительственныедотации, а после принятия в 1963 г. президентской программы Л.Джонсонаправительственные чиновники стали всё чаще привлекать социологов дляапробирования и оценки эффективности подобных разработок.
В настоящее время вАмерике правительство и предприниматели рассматривают социологию как важныйинструмент для преодоления социальных конфликтов, обеспечения социальнойстабильности, социального контроля и управления, для повышенияпроизводительности труда и благосостояния граждан. Именно благодаря развитиюэмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии,использованию математического и статистического аппарата, методик моделированияи эксперимента, социология в США превратилась в точную науку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.