Реферат по предмету "Социология"


Институт семьи Прошлое и будущее

--PAGE_BREAK-- Развитие западной модели пошло двумя путями: а) феминистским путем борьбы за равноправное распределение семейных функций между мужем и женой; б) путем «рационализации и индустриализации» ведения домашнего хозяйства (использование бытовых приборов и разнообразной домашней техники, массовый переход на услуги прачечных, химчисток, введение в домашнюю пищу полуфабрикатов и т.д.). Развитие российской семьи отличается некоей двойственностью: с одной стороны, стремление к «справедливому» разделению труда между мужем и женой при низком уровне «технологизации» домашнего труда (малое количество бытовой техники, ее низкое качество), с другой – желание жить «по-господски» (дворянский вариант семейных отношений, с продолжительными беседами за столом, изысканностью вещей, свободным досугом и т.д.) в сочетании с «крестьянским бытом» (шести — метровая кухня, коммунальные квартиры, ручная стирка, уборка без вспомогательных средств и пр.), либо проживание как бы в «дворянском гнезде», но явно не с дворянскими манерами.
 Очень своеобразным является для российской женщины решение проблемы выравнивания семейных функций в сфере бытового обслуживания. В прежней семье, имеющей неблагоустроенное жилье, у мужчин и женщин семейно-бытовых обязанностей было предостаточно. К настоящему времени объективно в городской семье, а частично и в сельской, мужчина имеет меньшую нагрузку. Приложение женского труда в семье по-прежнему остается объемным. «Выравнивание по-русски», считает А.И. Антонов, происходит за счет такого явления как дача (садовый участок). Возможностей для приложения мужской силы там объективно больше. Однако заканчивается это, как правило, не «двойной», а «тройной» нагрузкой женщины: дом-работа-дача.
3.                Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении.
4.                Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей.
5.                Система «семьецентризма» с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущений сильного «Я».
6.                Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных.
7.                Развод по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов («не сошлись характерами», «отсутствие взаимопонимания», «испытали разочарование друг в друге»).
8.                Происходит переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом).
9.                На смену жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности.
10.           Нормы, связанные с феноменом многодетности семьи исторически изживают себя. В ХХ в. происходит спонтанное сокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки[3].
 Эта характеристика, безусловно отражает многие, но далеко не все тенденции развития семейно-брачных отношений. В нее не вошла, например, такая важная тенденция, как рост числа нетрадиционных семей. К последним относятся неполные семьи. Это семьи, в которых только один родитель. Можно выделить следующие типы таких семей:
— когда один родитель ушел из семьи, а оставшийся не вступил во второй брак;
— когда одинокий человек официально усыновил ребенка;
— когда одинокая женщина зрелого возраста осознанно идет на рождение ребенка вне брака;
— когда ребенок появляется вследствие неплановой беременности, у девушки-подростка (в этом случае, правда, более частым является вариант вхождения ребенка в родительскую семью девушки).
 К типу нетрадиционных относятся смешанные семьи. Исследователи выделяют три вида таких семей:
— когда женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;
— когда мужчина с детьми женится на женщине без детей;
— когда оба – и мужчина, и женщина – имеют детей от предыдущих партнеров.
 Исследовательница В. Сатир в названные варианты семей включает бывших супругов, что не характерно для отечественной фамилистики, но, на мой взгляд, оправдано, поскольку бывшие супруги хотя и не живут под одной крышей, но они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и развивается благополучно только при условии, если каждый ее член важен и нужен.
 Иной вариант смешанной семьи возникает, когда два человека вступают во второй брак после смерти у одного или у обоих первых супругов.
Еще одна форма смешанной семьи – это семья, берущая на воспитание ребенка. Она может включать только одного приемного ребенка и нескольких родных детей, одного родного и нескольких приемных. В нашей стране в 90-е гг. начали активно создавать семейные детские дома, но затем это движение в силу целого ряда причин ослабело.[4]
 Особую группу составляют социально незащищенные семьи. В нее входят:
— семьи с ребенком- инвалидом;
— семьи с умственно отсталым ребенком;
— семья с инвалидом-взрослым;
— многодетная семья.
У нас в эту группу часто входят и уже упоминавшиеся неполные семьи. (О группе социально незащищенных семей речь пойдет в отдельной лекции).
1.2. Функции семьи
 Некоторые исследователи считают, что возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений сигнализируют о кризисе традиционной, нуклеарной семьи. Мы не стали бы утверждать это столь категорично. Обрисованные альтернативы семье и браку пока ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми, т.е. прослеживается связь с возрастом и сексуальной ориентацией. Большинство же людей живет традиционными формами семьи и брака. Сильнейшим аргументом в пользу традиционных вариантов остаются интересы детей. Но наличие альтернативы, так или иначе, повышает требования к качеству супружеской и семейной жизни большинства.
 Это качество определяется глубиной удовлетворенности реализацией семейных потребностей и функций. По мнению исследователя Г. Навайтиса, можно обозначить следующие основные группы семейных потребностей:
— создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;
— потребности в любви и опеке, связанные с материнством;
— потребность в психологической и физической близости;
— потребность в семейном общении.
Исходя из такого деления, можно четко обозначить основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение. Несомненно, те потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы вне семьи, но только семья может все эти потребности объединить и удовлетворить в комплексе. Происходит это через реализацию семейных функций: репродуктивной, воспитательной, экономической, хозяйственно-бытовой, досуговой, эмоциональной поддержки, статусной, сексуальной и др. Единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов, их определяющих, исходя из своей концептуальной модели. Однако исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, а также динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям. В этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
1)                хозяйственно- экономическая (хозяйственно-бытовая). Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. За годы экономических реформ в нашей стране активизировалась собственно экономическая составляющая этой функции семьи. У этой активизации две стороны: первая – возрастание значимости финансового обеспечения семьи, вторая — появление и рост числа семейных предприятий в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности (т.е. превращение части семей из только потребительских ячеек общества еще и в производственные).
2)                Репродуктивная функция. Многолетние опросы показывают, что большинство россиян создает семьи, чтобы были дети. Однако в советское время и особенно в условиях пореформенной России наблюдается постоянное снижение рождаемости. Этому существует целая масса причин, на которых мы сейчас останавливаться не будем. Отметим лишь, что проблема деторождения в настоящее время сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся и со временем деформированных взаимоотношений между супругами («Важно, чтобы каждый шел своей дорогой и чтобы все равно им было по пути»).
3)                Регенеративная функция (от лат. regeneratio – возрождение, возобновление). Ее еще называют социально — статусной. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.
4)                Воспитательная функция. Она включает самовоспитание супругов, взаимовоспитание, воспитание детей и воспитание детьми родителей. Семейное воспитание, в отличие от общественного, более эмоционально. Чтобы эта эмоциональность работала на укрепление и развитие семьи, семья должна осваивать культуру брачно-семейных отношений. (Об этой культуре речь пойдет в следующей лекции.) Эмоциональность семейного воспитания связана с тем, что «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
5)                Рекреативная функция (лат. recreatio – восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
6)                Психотерапевтическая функция или функция эмоциональной поддержки. Она состоит в психологической защите каждого члена семьи, его эмоциональной стабилизации. Эту функцию считают новой, она была присуща семье всегда, но в современных условиях, когда все более широкое распространение приобретает партнерская семья, роль этой функции, естественно, возрастает. В нашей стране, где большинство населения в последние десятилетия живет в стрессогенных условиях, значимость этой функции возростает многократно.
7)                Функция сексуального регулирования. Через семью упорядочиваются естественные сексуальные потребности людей, приобретая форму супружеских отношений.
 Для того, чтобы семейные функции реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли. Роль – это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В традиционной семье за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли: жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения. В эгалитарной семье фактически роли между мужем и женой распределяются поровну. Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Ю.Е. Алешиной:
1.                Ответственный за материальное обеспечение семьи.
2.                Хозяин – хозяйка.
3.                Роль ответственного по уходу за младенцем.
4.                Роль воспитателя.
5.                Роль сексуального партнера.
6.                Роль организатора развлечений.
7.                Роль организатора семейной субкультуры (семейных традиций).
8.                Роль ответственного за поддержание родственных связей.
9.                Роль «психотерапевта».
 Рассмотрение функций семьи и ролей супругов приводит нас к пониманию того, что семейные отношения не могут сложиться сразу и окончательно, что семья развивается. В этом развитии выделяются определенные периоды, которые называются этапами жизненного цикла семьи. Зачастую такая периодизация основана на месте детей в семейной стркутуре. Вариантов в литературе представлено много[5]. На их основании представляется возможным описать некий условно-обобщенный вариант, выделив основные стадии цикла, разграничив их определенными знаковыми семейными событиями:
1.       Стадия бездетности или предродительства. Начинается заключением брака и заканчивается появлением в семье первенца.
2.       Стадия социализационного родительства. Внутри нее выделяются два этапа: репродуктивного родительства и пострепродуктивный этап. Стадия начинается рождением первенца и заканчивается вступлением в брак одного из детей.
3.       Стадия «пустого гнезда». Начинается с уходом последнего ребенка из родительской семьи и заканчивается появлением первого внука.
4.       Стадия прародительства. Начинается рождением первого внука и заканчивается распадом семьи из-за смерти одного или обоих прародителей.
Конечно, это очень условная схема. В ней указана идеальная последовательность стадий цикла. Например, при наличии в семье одного ребенка этап репродуктивного родительства по сути отсутствует, а у многодетной семьи или семьи, где возрастная разница между старшим и младшим ребенком очень велика, пострепродуктивный этап может перейти в прародительство без стадии «пустого гнезда», если внуки появятся до того, как из родительской семьи уйдет последний ребенок. И, понятно, что к неполным или бездетным семьям эта схема неприменима.
    продолжение
--PAGE_BREAK-- Возможно выделение определенных этапов развития семьи не в детоцентрическом ключе, а по соответствующим им задачам. Тогда мы получаем следущую этапность:
1. Брак – принятие супружеских социальных ролей.
2. Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. На нем радость взаимного узнавания дополняется установлением психологической и пространственной дистанции с родительскими семьями, приобретением опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, первичным согласованием семейных ролей.
3. Этап молодой семьи. Рамки этапа: рождение и декретный период, начало посещения ребенком дошкольного учреждения, возвращение жены к профессиональной деятельности. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.
4. Зрелая семья, т.е. семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на предыдущем этапе семья пополнилась новым членом, то на этом она дополняется новой личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние родителей и детей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
5. Семья людей старшего возраста. На данном этапе семья освобождается от некоторых функций (репродуктивной, например), а некоторым придается новое содержание (воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Изменение функций в нуклеарной семье.
2.1.1. Общая характеристика нуклеарной семьи
Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины и их детей, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование «функционального соответствия» между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья свободна от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу посредством неограниченности выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, семейная структура в современном обществе состоит как бы из относительно изолированных нуклеарных семейных домов, хотя при этом допускается существование значительных социальных различий. Однако согласно исследованиям последнего времени:
1) не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи;
2) собственно процесс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи;
3) в настоящее время имеются данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерно наличие изолированных супружеских домов.
Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между не обязательно совместно проживающими родственниками поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важная роль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с данной семьей, что приводит к возникновению модифицированной первичной группы вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд других структур дома. В Британии в последние два десятилетия наблюдалась тенденция к уменьшению размеров домов, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вне брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества внебрачных детей.
Такие изменения в структуре домов в какой-то мере ставят под сомнение функциональные теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Представители функционализма считали, что семья является универсальным социальным институтом, поскольку она выполняет в обществе ключевые функции социализации, заботы о детях и воспроизводства населения. Однако в современных обществах число семей такого типа уменьшается.
Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные сложности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и характеризоваться дисфункцией. Например, некоторые современные исследователи говорят об угнетенном положении женщины в рамках современной семьи, что наносит психологический ущерб также и другим индивидам.
2.1.2. Нуклеарная семья. Сексология
Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной.
Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает бракоразводность. Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе — взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее время семья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.
Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворением сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.
Сексология выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений (снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей и др.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.
2.1.3. Есть ли будущее у нуклеарной семьи?
Современная (объяснительная) демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся и решаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов. Теория демографического перехода в своей содержательной части представляет собой разновидность теории социального развития (эволюционизма, девелопментализма и т.п.), т.е. той теории, которая сопряжена с идеей социального прогресса и которая описывает феномены модернизации со знаком плюс. Другая теория — демографических изменений — сосредоточена на динамических аспектах социальной реальности, рассматриваемой в качестве «поля» взаимодействия, а не в качестве «объекта», подверженного «фундаментальным», «необратимым » и т.п. «сдвигам». В социологии изменений нет поиска «перводвигателя», нет выбора из факторов — главных причин наблюдаемого хода событий. Человеческая деятельность является источником причин и следствий, история есть продукт человеческой деятельности. В рамках этих двух подходов обычно рассматриваются все трансформации семьи[6].
В теории развития анализируется переход от «традиционной» семьи к «современной», к альтернативным семейности формам организации человеческих отношений. Из факта изменения семейных структур выводится неизбежность этих изменений, легко переходящая в фаталистическую интерпретацию наблюдаемых феноменов, как якобы независящих от человеческих действий, совершаемых помимо воли людей и ведущих к предопределенному финалу, как правило, оцениваемому позитивно. В парадигме прогрессистского развития все нынешнее многообразие форм семейной жизни оценивается по степени приближения их к идеалу современной семьи.
В концепции исторического отмирания многодетной семьи утверждается, что социальные действия, направленные на самосохранение существующих поколений, а не на воспроизводство их, ведут к сокращению рождаемости вплоть до однодетности, т.к. в социуме нет регуляционного механизма защищающего от этого поворота событий. Становление индустриального капитализма связанное с разделение семьи и работы, вовлечением женщин в производство и эмансипацией детей от семьи было подготовлено революцией идей, где семья рассматривалась как тормоз к прогрессу общества и личности. Философия государственничества (Гоббс, Дж. Ст. Милль, Ж… Руссо) способствовала распространению общественного мнения, направленного на «освобождение» личности от «деспотизма» семьи. В русле этой направленности осуществлялась государственная политика по ограничению автономии семьи как института. Факты злоупотребления родительской властью служили поводом для отмены права родительского контроля над детьми в связи с запретом детского труда, всеобщим школьным образованием, борьбой с беспризорностью и девиантным поведением детей и подростков и т.п. На фоне перехвата семейных функций другими институтами эмансипация индивида от семьи привела к усилению контроля государства над личностью.
Огосударствление семейной жизни сужает суверенитет семьи и сферу частной жизни, поскольку ограничивает первичность, интимность семейных отношений. Современное государство становится терапевтическим и превращает полную семью (и ее осколочные формы) в клиента государственных служб. В связи с неэффективностью семьи как института (невыполнение специфических функций, элиминирование автономности семьи, снижение привлекательности брака и семьи для личности) возникает задача приватизации семейной жизни. Активная семейная политика по укреплению полной семьи с несколькими детьми предполагает такое устранение кризиса семьи, при котором ограничиваются регламентированные воздействия государства на разъединение семейных поколений, на сведение семейности к супружеству и к семейным диадам типа «мать-ребенок», «взрослый — иждивенец» и др.
2.2. Современное состояние семьи в РФ. Кризис или эволюция
За последние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин «кризис семьи» буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. Порой этот термин используется в ка­честве некоторой аксиомы, используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в данной сфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностей фамилизма (семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей)[7]. Сюда добавляются такие негативные явления как подъем уровня разводимости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина российской де­популяции[8].
Между тем, заслуживает рассмотрения вопрос о том, какие представления скрываются за этой аксиоматикой. Этот вопрос отнюдь не праздный, он связан с формировани­ем социологического подхода к изучению семьи, выработкой соответствующих исследователь­ских программ. Современная семья — наиболее приватная сфера социокультурной реальности и здесь, как нигде, проявляются последствия так называемой индивидуализации жизненных сти­лей, увеличивающейся вариативности ее модели. Все это вряд ли можно оценить с точки зрения какого-то нормативистского масштаба. Наличие же указанных кризисных атрибутов в реаль­ности нуждается в социологическом доказательстве. Существуют исследования, результаты ко­торых делают подобные диагнозы проблематичными[9] (нельзя безапелляционно утверждать — семья перестает быть ценностью).
Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И., Мед-кова В.М. и др. Краеугольный камень этой позиции составляет положение о существовании двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл, — «либерально-прогрессистской», или эволюционной, и «консервативно-кризисной». Смысл первой парадигмы заключен в убеж­дении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй — в предупреждении возможности исчезновения семейного образа жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.
Вторая парадигма явно содержит два момента: во-первых, определенную оценку историчес­кого процесса, приведшего к изменению семьи и некий идеал семейного бытия; во-вторых, рас­смотрение семьи как социального института в русле парсонианских идей. История уже предло­жила вариант семейной целостности, самосохраняющейся, противостоящей воздействиям извне -традиционалистскую (патриархальную) модель семьи. Крестьянскую по преимуществу. Для нее характерны родственно-семейный принцип организации жизни; «перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида», над экономическими целями индивида; естественность домо­хозяйства в качестве основы семейной жизни; социокультурная заданность семейных ролей, принцип семейного «Мы» в отношении с внешним окружением; семьецентризм в противовес эгоцентризму; многодетность в противовес малодетности; семейный авторитет в социализации детей. Вряд ли в связи с этим возможно выставление требования возвращения в прошлое, скорее идеал традиционализма призван использоваться в качестве некоторой шкалы оценок происходящих изменений в семье, поиска социокультурных констант семейной жизни. Таким образом, можно заключить о выдвижении нормативистского подхода.
Россия переживает кризис «фамилистической цивилизации», считают А.И. Антонов и В.М. Медков[10], усматривая корень кризиса в семейной аномии — нарушении семейного равнове­сия, распада семейных связей, ценностных ориентации. Социокультурная тенденция индивидуализации жизни, отмечаемая на протяжении нескольких столетий, описывается как конфликт между личностью и обществом, скрываемый иллюзией роста самосознания личнос­ти, увеличения экологической, политической, демографической и т.п. сознательности, которая призвана расширить на основе свободы выбора зону личных решений и ответственности во благо общества. «Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализа­ции потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде в семье мотивируется подчинять эгоцентрические интересы семейным, -все это привело в XX в. в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, по­средничества семьи в противостоянии личности и общества»[11].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.