Реферат по предмету "Психология"


Невербальные средства выражения как форма межличностного общения

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.  Кинесические особенностиневербального общения
2.  Проксемические особенностиневербального общения
3.  Визуальный контакт
4.  Психологические и паралингвистическиеособенности невербального общения
5.  Межнациональные различияневербального общения
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Люди могут обмениватьсяинформацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение неисчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную рольиграют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессеот 60 до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средстввыражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Этиданные заставляют задуматься над значением невербального общения длявзаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимикичеловека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этогоособого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.
Особенностьюневербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашегоподсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет намдоверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Успех любого контакта взначительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт ссобеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите,сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следуетобращать на манеру, позу и мимику собеседника, а также на то, как онжестикулирует.
Понимание языка мимики ижестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, выосуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостномпроцессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важнойсоставной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что выговорите: с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занятсамоконтролем или скучает.
Знание языка жестов ителодвижений помогает не только лучше понять собеседника, но и предвидеть,какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажетсяпо данному поводу. Другими словами такой бессловесный язык может предупредитьвас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобыдостичь нужного результата.
Все это позволяет сделатьвывод, что если вы желаете достичь определенных результатов во взаимоотношенияхс партнерами, собеседниками или просто коллегами, то вам необходимо овладетьхотя бы азами невербального, т.е. бессловесного общения.

1. КИНЕСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИНЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Изучение собеседника (партнерапо общению) по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики.
Во всем мире основныекоммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когдапечальны – хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головойпочти во всем мире означает “да” или утверждение. Жест “пожимание плечами”является хорошим примером универсального жеста, который означает, что человекне знает или не понимает, о чем идет речь.
Как вербальные языкиотличаются друг от друга в зависимости от культуры, так и невербальный языкодной нации отличается от невербального языка другой нации. Следует отметить,что наиболее распространенным жестом является прикосновение или тактильныйконтакт. Прикосновение считается, прежде всего, знаком, выражающим чувства поотношению к партнеру по общению. Грубые болевые контакты сопровождают агрессию,принуждение.
Мягкие не болевыеконтакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.
Непременным атрибутомлюбой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть оченьинформативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткоевялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии.Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют осильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплымвзглядом демонстрирует дружелюбие. Если при рукопожатии рука захватывает рукудругого человека так, что ладонь оказывается повернутой вниз, — это властноерукопожатие. Если протягивают руку, развернув ее ладонью вверх, — этот покорноерукопожатие. Пожатие прямой не согнутой рукой является признаком неуважения.Его главное назначение – сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Пожатиекончиками пальцев означает желание держать партнера по общению на удобном длясебя расстоянии. Пожатие обеими руками выражает искренность или глубину чувств.Для передачи искренности чувств используется левая рука, которая кладется направую руку партнера.
Много сведений о человекепередают движения рук и тела. Во-первых, в них проявляются состояние организмачеловека и непосредственно эмоциональные реакции. Это позволяет судить отемпераменте человека. Во-вторых, реакции; позы и движения тела выражают многиечерты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость илираскованность, осторожность или порывистость. В-третьих, в позе и жестахпроявляются культурные нормы, усвоенные человеком. В-четвертых, жестам и позеприписывают чисто условные символические значения. Таким образом, они способныпередать точную информацию.
Жесты открытостисвидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группезнаков относят жесты “раскрытые руки” и “расстегивание пиджака”.
Жест “раскрытые руки” состоитв том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонямивверх. Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить деловойконтакт.
Жест “расстегиваниепиджака” также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вамрасположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии.Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки иавтоматически расстегивает пиджак. Когда становится ясным решение по поводуобсуждаемого вопроса, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги ипередвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящихнапротив них собеседников.
Жесты подозрительности и скрытностисвидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнении в его правоте, о желаниичто-то утаить или скрыть от него. В этих случаях собеседник машинально потираетлоб, подбородок, стремится прикрыть лицо руками, но чаще всего старается несмотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности –несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийсячеловек улыбается, это означает, что он за искусственной улыбкой пытаетсянамеренно скрыть свою неискренность.
Жесты и позы защитыявляются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболеераспространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.Руки здесь могут занимать три характерных положения.
Простое скрещивание рукявляется универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативноесостояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть, что вы делаете илиговорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Правда, этот жест можетозначать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосферабеседы не носит конфликтного характера. Если помимо скрещенных рук собеседникеще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности илинаступательной позиции.
Жест, когда кистискрещенных рук обхватывают плечи, обозначает сдерживание негативной реакциисобеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот жест появляется,когда собеседники во что бы то ни стало стараются убедить друг друга вправильности своей позиции, причем, нередко сопровождается холодным, чутьприщуренным взглядом и искусственной улыбкой.
Жест, когда руки скрещенына груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, являетсядостаточно популярными среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый– о негативно отношении (скрещенные руки), второй – о чувстве превосходства,выраженном большими пальцами рук. Жест с использованием большого пальцавыражает также насмешку или неуважительное отношение к собеседнику.
Жесты размышления иоценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы.Задумчивое выражение лица сопровождается жестом “рука у щеки”, свидетельствуето том, что вашего собеседника что-то заинтересовало.
Жест “пощипываниепереносицы”, который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокойсосредоточенности и глубоких размышлениях. Когда собеседник находится на стадиипринятия решения, он почесывает подбородок.
Когда собеседник подноситруку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягиваетвдоль щеки – это является красноречивым свидетельством того, что он критическивоспринимает ваши доводы.
Жесты сомнения инеуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правойруки под мочкой уха или же боковой части шеи.
Прикосновение к носу илиего легкое потирание – также знак сомнения. Правда, иногда люди потирают нос,потому что он чешется. Правда те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, ате для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.
Жесты и позы, свидетельствующиео нежелании слушать и стремлении закончить беседу достаточно красноречивы. Есливо время беседы ваш собеседник опускает веки, это сигнал о том, что вы для негостали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходствонад вами.
Жест “почесывание уха”свидетельствует о желании собеседника отгородиться от того, что он слышит.Жест, связанный с прикосновением к уху, потягивание мочки уха говорит, о том,что собеседник наслушался вдоволь и хочет сам высказаться.
Если собеседник явнохочет закончить беседу, он незаметно передвигается или поворачивается в сторонудвери, также, если собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их всторону.
Жесты, свидетельствующиео желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того,чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник снимаети надевает очки, а также протирает линзы. Многие собеседники прибегают к жесту“расхаживание”, пытаясь “протянуть время”, чтобы разрешить сложную проблему илипринять нужное решение.
Жесты уверенных в себелюдей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест закладываниерук за спину с захватом запястья. Но следует учитывать, если руки за спинойсложены в замок, значит, человек расстроен и пытается взять себя в руки.
Жестом уверенных в себелюдей с чувством превосходства над другими является и жест “закладывание рук заголову”
Жесты несогласия можноназвать жестами вытеснения, поскольку они связаны со сдерживанием своегомнения. К ним относится собирание несуществующих ворсинок с костюма; такойсобеседник обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Еслисобеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того,что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всемисогласен.
Жесты готовностисигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подачекорпуса вперед. При этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые краястула. Если эти жесты появляются во время разговора, стоит брать инициативу всвои руки и первым предложить закончить беседу.
Кроме рассмотренных поз ижестов существуют другие, не менее красноречиво передающие то или иноесостояние собеседников: с помощью потирания ладоней передаются позитивныеожидания; сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседникаскрыть свое негативное отношение к услышанному.
Очень большое значение впрактике делового общения имеет мимика. Именно лицо собеседника всегдапритягивает наш взгляд. По выражению лица мы можем судить, понял нас человекили нет, хочет ли он что-то в ответ сказать. Мимика свидетельствует обэмоциональных реакциях человека.
Во время обмана нашеподсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах,противоречащих тому, что мы говорим.
Актеры и адвокаты,профессии которых непосредственно связаны с обманом, до такой степениотработали свои жесты, что трудно заметить, когда они говорят неправду. Дляэтого они отрабатывают те жесты, которые придают правдоподобность сказанному ипочти полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали нипозитивные, ни негативные жесты.
Что касается другихлюдей, им часто трудно дается подделка в языке мимики и жестов. Считается, чтолжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать,потому что его выдает несоответствие между микросигналами подсознания, которыевыражены жестами, сказанными и словами. Например, когда мы слышим, что другиеговорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или ушируками. Однако, если собеседник прикрывает рот рукой в тот момент, когдаговорите вы, а он слушает, это означает следующее: он чувствует, что вы лжете.
Жест, когда собеседникприкасается к своему носу, является замаскированным вариантом предыдущегожеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке подносом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу.
Жест, связанный спотиранием века вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана илиподозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.
Самый лучший способузнать, откровенен и честен ли с вами собеседник – это наблюдать за положениемего ладоней. Когда люди откровенны с вами, они протягивают вам одну или обеладони и говорят что-то типа: “Я буду с вами полностью откровенен”. Когдачеловек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладониполностью или частично.
2. ПРОКСЕМИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Пространство и времятакже выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку.
Недавно было обнаружено,что у человека есть свои охраняемые зоны и территории. Их изучение не толькообогатит представление о собственном поведении и поведении других людей, но ипоможет спрогнозировать реакцию другого человека в процессе общения.
Размеры личнойпространственной территории человека можно разделить на четыре зоны:
/> Интимная зона –от 15 до 45 см;
/> Личная зона – от45 до120 см;
/> Социальная зона –от 120 до 360 см;
/> Общественная илипубличная зона – более 360 см.
Интимная зона самаяглавная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.Личная зона – это то расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мынаходимся на официальных приемах и дружеских вечеринках. Социальная зона – этото расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.Публичная зона – это то расстояние, которое мы соблюдаем, когда адресуемся кбольшой группе людей.
Выбор дистанции зависитот взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому онисимпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека.
Проксемическое поведение людейвключает не только дистанцию, Нои взаимную ориентацию людей в пространстве.Друзья – рядом, участники деловой беседы – через угол стола, конкуренты – черезстол.
Взаимоотношения людейразвертываются не столько в пространстве, но и во времени. Как человекраспоряжается чужим и своим временем является важным социальным знаком.Уважение к другому человеку проявляется в повышенной точности, пунктуальностиповедения. Фактор времени имеет большое значение для бизнесменов (“время –деньги”).
Существуют правилавзаимодействия, их нужно знать и выполнять в зависимости от того, какое местоза столом переговоров занимают участники общения.
Существуют следующиеразмещения участников переговоров:
1) Угловоерасположение (рис. 1).
Характерно для людей,занятых дружеской непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянномуконтакту глаз, представляет простор для жестикуляции и возможность длянаблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером вслучае опасности со стороны собеседника. При таком расположении отсутствуеттерриториальное разделение стола./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис.1. Угловоерасположение участников переговоров

2) Позиция деловоговзаимодействия (рис. 2);
Когда два человекаработают в соавторстве над какой-нибудь проблемой, они обычно занимают позициюделового взаимодействия. Это одна из самых удачных стратегических позиций./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис.2.Позиция деловоговзаимодействия
3) Конкурирующе-оборонительнаяпозиция (рис. 3);
Положение партнеров другпротив друга обычно создает атмосферу соперничества. При таком расположениикаждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними служитсвоеобразным барьером. Люди занимают такое за столом такое положение, еслинаходятся в состоянии соперничества, или если один делает выговор другому. Конкурирующе-оборонительнаяпозиция затрудняет понимание точки зрения собеседников и не создаетнепринужденной атмосферы./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис.3.Конкурирующе-оборонительнаяпозиция
4) Независимаяпозиция (рис. 4).
Люди, не желающие застолом взаимодействовать друг с другом, занимают независимую позицию. Чащевсего такое положение занимают посетители библиотек, отдыхающие на скамейке впарке или посетители ресторанов и кафе. Эта позиция свидетельствует оботсутствии заинтересованности. Ее следует избегать в том случае, когдатребуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис.4.Независимая позиция
На созданиепсихологического климата существенное влияние оказывает не только расположениесобеседников за столом, но и форма самих столов.
Квадратный столспособствует созданию отношений соперничества между людьми, равными поположению. Такие столы хороши для проведения короткой деловой беседы или длятого, чтобы подчеркнуть отношения субординации. Здесь отношения сотрудничестваустанавливаются скорее с тем человеком, который сидит за столом рядом, причемчеловек, который сидит справа, будет более внимателен, чем тот, который сидитслева. Максимальное сопротивление будет оказывать тот человек, который сидитнапротив. За прямоугольным столом на встрече людей одинакового социальногостатуса главенствующим считается то место, за которым сидит человек, обращенныйлицом к двери.
Круглый стол создаетатмосферу неофициальности и непринужденности и за ним лучше всего проводитьбеседы людям одинакового социального статуса. Кроме того, когда приходитсявести деловую беседу с двумя собеседниками, один из которых оченьразговорчивый, а другой очень молчаливый, желательно расположиться за круглымстолом. При этом следует использовать следующий прием: когда разговорчивыйсобеседник задает вопрос, во время ответа следует посмотреть сначала на него, апотом повернуть голову в сторону молчаливого собеседника, затем снова в сторонуразговорчивого, а затем опять в сторону молчаливого. Этот прием позволяетмалоразговорчивому собеседнику почувствовать, что он тоже вовлечен в разговор,и тем самым завоевать расположение этого человека.
Следует не толькоправильно выбрать форму стола, но и уметь посадить за него вашего собеседникатак, чтобы создать максимальный психологический комфорт.
3. ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Взгляд, его направление,частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Направлениевзгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем даетобратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или инымсообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когдачеловек стремится к установлению более теплых отношений, он ищет взглядсобеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает.С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналовмежличностной коммуникации, так как они занимают центральное место в лицечеловека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.
При дневном свете зрачкимогут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение инастроение человека от позитивного к негативному, и наоборот. Расширениезрачков свидетельствует об интенсивности чувств. Когда человек радостновозбужден, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальнымсостоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этомполучаются так называемые “глаза-бусинки” или змеиные глаза.
Таким образом, слежениеза зрачками партнера в деловом общении позволит довольно точно определить егосостояние и отношение к оппоненту. Расширение зрачков – выдает усилениеинтереса к деловому партнеру, а сужение – появление враждебности и неприятия.
Взгляд одного партнера сдругим около 60-70% всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник,который встречается взглядом с партнером менее третьей части времени общенияредко пользуется доверием. Люди могут избегать визуального контакта в ситуацияхсоперничества, чтобы взгляд оппонента не был понят как выражение враждебности.
Однако, следует учесть,что частота визуальный контакта зависит и от расстояния между собеседниками:человек склонен больше смотреть на говорящего, когда тот находится на некоторомрасстоянии; когда собеседник совсем рядом – избегает зрительных контактов.
Кроме того замечено, чтолюди отводят глаза вправо и вниз, когда им задают конкретные вопросы, а влево ивверх – если вопрос носит общий характер.
Долгие немигающие взглядыберут на вооружение те, кто намерен утвердить свое превосходство, запугать,подавить.
Во время переговоров иделовых бесед никогда не следует надевать темные очки, потому что у партнерапоявляется ощущение, что его рассматривают в упор.
Визуальный контактпомогает регулировать разговор. Если говорящий переводит взгляд с собеседникана что-нибудь другое, это значит, что он еще не закончил говорить; позавершению своей мысли говорящий, как правило, смотрит прямо в глазасобеседнику.
Часто встречается такназываемый взгляд искоса. Он используется для передачи интереса иливраждебности. Если такой взгляд сопровождается приподнятыми глазами илиулыбкой, он означает заинтересованность, и часто используется для того, чтобызавлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз глазами илинахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное,враждебное или критическое отношение.
Более всего раздражаютлюди, которые во время разговора опускают веки. Это подсознательный жест,который является попыткой человека “убрать” вас из своего поля зрения, потомучто собеседник ему надоел или стал неинтересен, или он чувствует своепревосходство над оппонентом.
Если человек подчеркиваетсвое превосходство над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назадголовой и долгим взглядом, известным как взгляд “искоса”. Если собеседникзаметил подобный взгляд у своего оппонента, то это значит, что его поведениевызывает негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершитьразговор.
Существуют такжеследующие виды взглядов или их проявлений:
/> прямой взгляд илицо полностью, обращенное к партнеру означает признание собеседника, интерес кнему;
/> прищуриваниетолько одного глаза, подмигивание – сигнал тайного согласия с кем-то другим,кокетство;
/> слишком широкооткрытые, “вытаращенные” глаза воспринимаются как стремление получить максимуминформации (такой же эффект – при неожиданности; удивленном восхищении; привозникшей вдруг наивной радости; испуге, ужасе);
/> усиленное инеравномерное моргание – выражает затруднение, нервозность;
/> если взгляднаправлен “сквозь” партнера также как и взгляд искоса — это означает отсутствиеинтереса к собеседнику, или пренебрежение, презрение, а также осторожность,наблюдение;
/> закрытые глаза –это сосредоточенность на самом себе; тщательное обдумывание, наслаждение;кратковременное прикрывание глаз – неосознанное выражение согласия, понимания;
/> характерноевращение глаз – посылаемое кому-то украдкой – сообщение, что ситуацияневыносимо скучна;
/> Недостаточныйзрительный контакт – свидетельство невнимания, нежелания проявлять уважение,неискренности собеседника.
Как язык телодвиженийразличается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того,к какой нации принадлежит данный субъект.
Так, жители Южной Европыимеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для другихнародов, а японцы при деловой беседе смотрят скорее в шею, чем в лицо. Именнопоэтому прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо учесть национальнуюпринадлежность.
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
Несовершенное владениеречью, ее засоренность, неумение использовать паралингвистические особенностине позволяют прийти людям к взаимопониманию.
Имеются большиевозможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее.
По мнению известныхписателей и общественных деятелей, речь должна соответствовать следующимтребованиям:
/> правильность речи– ее соответствие принятым литературно-языковым нормам;
/> точность речи –ее соответствие мыслям говорящего;
/> ясность речи – еедоступность пониманию слушащего;
/> логичность речи –ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостьюмышления;
/> простота речи – еебезыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей слога”;
/> богатство речи –разнообразие используемых в ней языковых средств;
/> сжатость речи –отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений;
/> чистота речи –устранение из нее нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных,употребляемых без особой необходимости;
/> живость речи –отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность;
/> благозвучие речи– ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов сучетом их звуковой стороны.
Как в любом искусстве и влюбой науке, наилучших успехов в овладении речью достигают те, кто щедронаделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково – реально длямногих. Говорить красиво, чаруя людей своей убедительностью, — удел немногих.Такие люди всегда пользуются популярностью. Им свойственны обаяние, свободныеманеры, красивая речь.
Ошибочно предполагать,что красноречие сводится к богатству лексики и многообразию художественныхприемов. Во многих случаях его можно объяснить индивидуальностью талантаопределенной личности. Иногда бывает, что человек говорит не цветисто, аслушать его приятно.
Неординарные, духовнобогатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ,манера, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз.Основная же особенность заключается в том, что выступающий владеет самымтрудным и сложным умением – оставаться незамеченным.
Вот, что пишет английскийпсихолог Н. Коупленд: “Аудитория должна думать о том, что говорят, а не о том,кто говорит. Ей должно казаться, что она слушает свои собственные мысли, а немысли лектора. Пусть слушатели думают, что в их знаниях заслуга принадлежиттолько им”.
В речевом общении вескимдоказательством умения говорящего является рассудительность, в отличие отдемагогии, выражаясь словами Н.В. Гоголя “мыслить своим умом”. В наше время –время информативной перегруженности – это нечасто встречаемое явление. Людичутко улавливают, когда говорят с “чужого голоса”. Им больше импонируетдемонстрация незаурядности ума выступающего, а также совершенная технологиякоммуникационного общения (как на вербальном, так и на невербальном уровне).
В речевом общенииэффективным является такое качество выступающего, как находчивость. Личноесамообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся ситуации,всегда позитивно работают на того, кто обладает этими качествами.
По мнению К.С.Станиславского, речь – это та же музыка, то же пение. Он настоятельнопредостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, какгорох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений можно заметить, что люди,обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, предают своей речивнутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключомпостроения речи, что делает ее эмоционально выразительной, порой гипнотически воздействующейна слушателей.
Следует отметить, чтовсевозможные “риторические уловки” – это эмоциональные возбудители. С ихпомощью приводятся в действие наши анализаторы ощущений. Чем они восприимчивеек информации, тем громче в слушателях заговаривают эмоции, образуя различныесостояния переживаний. Без них мы буквально глухи к обращенному к нам слову.Следует вызвать не просто эмоции, а определенные эмоции. Для этого нужноучитывать психологию людей, их жизненные ситуации, эффект своего имиджа и многоедругое.
Очень важна в деловомобщении и является практически беспроигрышной энергетика речи – ее экспрессия итональная вариативность. Слушателям импонирует, когда выступающий не суетится,а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своимвидом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. Такоеединство манеры поведения и произнесения речи, как правило, оказываетмаксимальное впечатление на слушателей и располагает их к нему. На этойпсихологической основе чаще всего и складывается доверие к выступающему.
В речевом общениимаксимального эффекта добивается тот, кто владеет тонким инструментомвозбуждения эмоций и чувств, а также умелого их использования для достижениясвоих целей.
Речь базируется назадействовании такого великолепного механизма психики, каким являютсяассоциации. Они представляют собой способность нашего интеллектавосстанавливать прошлую информацию по отношению к той, которая принимаетсячеловеком. Достигается это благодаря тому, что говорящий создает общееинформационное поле общения, помогает слушателям стать действенными егоучастниками.
Проксемическиеособенности речи дают возможности делать выводы о личностных особенностяхчеловека, его характере и темпераменте.
Социальная принадлежностьчеловека сказывается не только на словарном запасе, которым он располагает иактивно пользуется, но и на его выговоре.
Следует также упомянутьакцент, который может выдавать иностранца, даже при том условии, что онправильно подбирает слова и строит фразы.
Таким образом,невербальные особенности речи, с одной стороны, дают возможность судить опартнере и, с другой стороны, характеризуют каждого из нас.

5. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕРАЗЛИЧИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Традиции общения различныу людей разных культур. Наиболее экспрессивные собеседники – южноевропейцы иамериканцы, наиболее сдержаны представители большинства культур Востока искандинавы. Японцы тщательно контролируют жестикуляцию и мимику говорящего,считая их “телепатической передачей информации”. Однако глаза и лицо партнераони держат только в поле периферийного зрения, так как прямой взгляд, по ихпонятиям, невежлив.
Поскольку невербальныепризнаки поведения обладают большой информативностью, они наиболее нормированыв ряде культур, названных “неконтактными”. К ним могут быть причисленыскандинавы и другие северные народы Европы, а также жители Индии и Пакистана,где рассматривать человека, особенно незнакомца, считается неприличным.
Западная культураобщения, напротив, предполагает открытость, широту жестикуляции и относится кчислу зрительно контактных традиций. Особенно большое значение имеет обменвзглядами для испанцев, португальцев, итальянцев, латиноамериканцев – и длярусских тоже (у нас это является показателем доверия).
Представители контактныхкультур во время разговора и стоят друг к другу ближе, и чаще прикасаются другк другу, чем северяне и японцы. Для европейцев нормальная дистанция приразговоре составляет в среднем около метра, для русских – гораздо меньшеерасстояние. Пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час в среднемприкасается друг к другу в среднем 110 раз, в Риме 130, в Лондоне – ни одного.Герои итальянских кинофильмов громко и темпераментно беседуют, стоя совсемрядом.
В США принято держатьдвери кабинетов большинства учреждений открытыми, поскольку закрытая дверь длябольшинства американцев – признак неприветливости и отчужденности; в Россиидвери в учреждениях всегда плотно закрыты.
Значения одних и тех жежестов у разных народов, может оказаться не только разным, но ипротивоположным. Если немец шлепнет себя по лбу открытой ладонью, то это позначению равно восклицанию: “Да ты с ума сошел!”. Напротив, когда англичанинили испанец стучит себе по лбу, всем ясно, что он доволен собой, а если тот жежест делает голландец, при этом вытягивая указательный палец вверх, то этоозначает, что он по достоинству оценил ум собеседника, но если палец укажет всторону, то это значит, что у того мозги набекрень. Говоря о себе, европеецпоказывает на грудь, а японец на нос. В некоторых странах Африки смех – этопоказатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявления веселья.
Когда француз делаетутонченный комплимент, он, соединив кончики трех пальцев, подносит их к губами, высоко подняв подбородок, посылает воздушный поцелуй. Но если он потираетуказательным пальцем кончик носа, это означает: “здесь что-то нечисто”, ”осторожно”,”кому-то нельзя доверять”. Этот жест очень близок итальянскому постукиваниюуказательным пальцем по носу, это означает: “берегись”, “впереди опасность”,“похоже, они что-то замышляют”. В Голландии у того же самого жеста иноезначение: ”ты пьян”, а в Англии – “конфиденциальность”, “секретность”.Бразильцы, выражая восторг, восхищение, берутся за мочку уха.
Движение пальцев изстороны в сторону имеет много разных значений. В Италии и Финляндии это можетзначить легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. ВГолландии и Франции такой жест может просто обозначать отказ.
В большинстве европейскихстран не отдают предпочтения правой или левой руке (кроме традиции рукопожатияправой рукой). Однако на Ближнем Востоке и в Малайзии ислам запрещаетпротягивать пищу, деньги или подарок левой рукой (она считается связанной снечистой силой).
Вместе с тем, в поведениивех народов имеются и общие черты. Мимическое выражение эмоций – радости иудивления, горя и гнева, заинтересованности и страха – почти не различаются.
Однако культурныеразличия есть и здесь. Например, китайцам может показаться, что американскиетуристы постоянно сердятся, потому что в Китае поднятые брови – знак гнева,тогда как их гости нередко поднимали брови от удивления. Поднятые брови у немца– знак восхищения чьей-то идеей, такая же мимика в Англии – выражениескептического отношения. Европейцы иногда воспринимают людей Востока каклицемерных и двуличных, поскольку с их лиц почти никогда не сходит улыбка, дажекогда для этого нет оснований.
Американский культширокой улыбки никак не приживается в наших краях. Мимика русских чаще всегоотражает их переживания, они не склонны улыбаться направо и налево. Попадая вчужие края, русский турист может воспринимать профессиональную улыбку официантаили торгового агента как знак личной благосклонности и производить странноевпечатление навязчивыми проявлениями ответных чувств.
Различные народыпо-разному приветствуют друг друга. Для мужчин-латиноамериканцев обычностереотипное объятие: Голова над правым плечом партнера, три хлопка по спине,потом голова над левым плечом партнера, еще три хлопка. Китайцы в прежниевремена, встречая друг друга, пожимали руки самим себе. Этим жестом теперьоратор приветствует своих слушателей. Полинезийцы, проживающие на островах ввосточной части Тихого океана, обнимаются и потирают друг другу спину.Лапландцы трутся носами. Некоторые африканские народы в знак приветствияпередают друг другу какой-либо предмет, чаще всего тыкву, при этом держат ее вправой руке, а левой поддерживают правый локоть. Эскимосы, приветствуязнакомого, слегка ударяют его по голове и по плечам.
Не всегда привычные намжесты прощания могут быть правильно поняты другим народом. Русский жестпрощания – махи кистью руки сверху вниз – воспринимаются латиноамериканцами,как жест приглашения. Жители Андаманских островов, входящих в состав Индии,прощаясь, подносят руку партнера ко рту и тихонько дуют на нее. В большинствеевропейских стран прощаются, покачивая рукой из стороны в сторону, ладоньювниз.
Этот краткий переченьдовольно таки стандартных жестов показывает, как легко непреднамеренно обидетьсвоих деловых партнеров – представителей другой национальной культуры.Осознанное умение предугадывать реакцию собеседников, наблюдая за ихневербальным языком, поможет избежать многих недоразумений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение собеседника поего позам, мимике, жестам относятся к области кинесики. Невербальный язык однойнации отличается от невербального языка другой нации. Наиболее распространеннымжестом является прикосновение или тактильный контакт. Оно считается знаком,выражающим чувства по отношению к партнеру по общению. Непременным атрибутомлюбой встречи и прощания является рукопожатие. Много сведений о человекепередают движения рук и тела, в них проявляются состояние организма человека инепосредственно эмоциональные реакции.
“Раскрытые руки” и“расстегивание пиджака” свидетельствуют об искренности и желании говоритьоткровенно. Скрещивание рук означает, что собеседник чувствует опасность илиугрозу.
Жесты сомнения инеуверенности связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкойуха или же боковой части шеи. Опускание век, “почесывание уха”свидетельствуют онежелании слушать и стремлении закончить беседу.
К жестам уверенных в себелюдей относят закладывание рук за спину с захватом запястья, “закладывание рукза голову”.
Очень большое значение впрактике делового общения имеет мимика. По выражению лица мы можем судить,понял нас человек или нет, хочет ли он что-то в ответ сказать и жестов. Когда людиговорят неправду, они делают попытку закрыть рот, глаза или уши руками.
Пространство и времятакже выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку.У человека есть свои охраняемые зоны и территории: интимная зона – от 15 до 45см; личная зона – от 45 до120 см; социальная зона – от 120 до 360 см; общественнаяили публичная зона – более 360 см.
Выбор дистанции зависитот взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому онисимпатизируют). Проксемическое поведение людей включает также взаимнуюориентацию людей в пространстве. Существуют следующие размещения участниковпереговоров: угловое расположение; позиция делового взаимодействия; конкурирующе-оборонительнаяпозиция; независимая позиция.
На созданиепсихологического климата существенное влияние оказывает также форма самихстолов.
Самые точные и открытыесигналы из всех сигналов межличностной коммуникации передаются с помощью глаз. Расширениезрачков свидетельствует об интенсивности чувств: когда человек радостновозбужден, его зрачки расширяются в четыре раза; сердитое, мрачное настроениезаставляет зрачки сужаться.
Люди могут избегатьвизуального контакта в ситуациях соперничества. Долгие немигающие взгляды берутна вооружение те, кто намерен утвердить свое превосходство, запугать, подавить.
Визуальный контактпомогает регулировать разговор. Если говорящий переводит взгляд с собеседникана что-нибудь другое, это значит, что он еще не закончил говорить.
Как язык телодвиженийразличается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того,к какой нации принадлежит данный субъект.
Несовершенное владениеречью, ее засоренность, неумение использовать паралингвистические особенностине позволяют прийти людям к взаимопониманию.
Говорить толково –реально для многих. Говорить красиво, чаруя людей своей убедительностью, — уделнемногих. Такие люди всегда пользуются популярностью. Им свойственны обаяние, свободныеманеры, красивая речь, но иногда бывает, что человек говорит не цветисто, аслушать его приятно.
Неординарные, духовнобогатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ,манера, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз.Основная же особенность заключается в том, что выступающий владеет самымтрудным и сложным умением – оставаться незамеченным.
В речевом общении вескимдоказательством умения говорящего является рассудительность. Эффективнымявляется также такое качество выступающего, как находчивость.
Очень важна в деловомобщении и является практически беспроигрышной энергетика речи. В речевомобщении максимального эффекта добивается тот, кто владеет тонким инструментомвозбуждения эмоций и чувств, а также умелого их использования для достижениясвоих целей.
Речь базируется назадействовании такого великолепного механизма психики, каким являютсяассоциации. Они представляют собой способность нашего интеллектавосстанавливать прошлую информацию по отношению к той, которая принимаетсячеловеком. Проксемические особенности речи дают возможности делать выводы оличностных особенностях человека, его характере и темпераменте.
Таким образом,невербальные особенности речи, с одной стороны, дают возможность судить опартнере и, с другой стороны, характеризуют каждого из нас.
Традиции общения различныу людей разных культур. Наиболее экспрессивные собеседники – южноевропейцы иамериканцы, наиболее сдержаны представители большинства культур Востока искандинавы.
Поскольку невербальныепризнаки поведения обладают большой информативностью, они наиболее нормированыв ряде культур, названных “неконтактными”. К ним могут быть причисленыскандинавы и другие северные народы Европы, а также жители Индии и Пакистана,где рассматривать человека, особенно незнакомца, считается неприличным.
В США принято держатьдвери кабинетов большинства учреждений открытыми, поскольку закрытая дверь длябольшинства американцев – признак неприветливости и отчужденности; в Россиидвери в учреждениях всегда плотно закрыты.
Значения одних и тех жежестов у разных народов, может оказаться не только разным, но ипротивоположным. Например, в некоторых странах Африки смех – это показательизумления и даже замешательства, а вовсе не проявления веселья.
Движение пальцев изстороны в сторону имеет много разных значений. В Италии и Финляндии это можетзначить легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. ВГолландии и Франции такой жест может просто обозначать отказ.
Вместе с тем, в поведениивех народов имеются и общие черты. Мимическое выражение эмоций – радости иудивления, горя и гнева, заинтересованности и страха – почти не различаются.
Однако культурныеразличия есть и здесь. Например, китайцам может показаться, что американскиетуристы постоянно сердятся, потому что в Китае поднятые брови – знак гнева,тогда как их гости нередко поднимали брови от удивления.
Американский культширокой улыбки никак не приживается в наших краях. Мимика русских чаще всегоотражает их переживания, они не склонны улыбаться направо и налево.
Различные народы также по-разномуприветствуют друг друга и прощаются
Этот краткий переченьдовольно таки стандартных жестов показывает, как легко непреднамеренно обидетьсвоих деловых партнеров – представителей другой национальной культуры.Осознанное умение предугадывать реакцию собеседников, наблюдая за ихневербальным языком, поможет избежать многих недоразумений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Аминов И.И. Психология деловогообщения. – М.: Омега-Л, 2005. – 304 с.
2.  Бирах А. Психология мимики. – М.:“Маркетинг”, 2004. – 152 с.
3.  Бороздина Г.В. Психология деловогообщения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 295 с.
4.  Ковальчук А.С. Основы имиджелогии иделового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. идоп. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 256 с.
5.  Кукушин В.С. Психология деловогообщения: Учебное пособие. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр“МарТ”, 2003. – 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.