Реферат по предмету "Социология"


Иллюзия образования в Украине: что делать дальше?

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
имени АЛЬФРЕДА НОБЕЛЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине: «Государственное и региональное управление»
тема "Иллюзия образования в Украине: что делать дальше?"
 
Студентки Козюпы А. В.
Группы МН-09-1
Проверил преподаватель
Супрун П. О.
Днепропетровск 2011

К сожалению, с первых лет украинской независимости государственнаявласть развивала украинскую систему образования, основываясь на образовательныхпринципах СССР.
Главная опасность нашей системы образования заключается в том,что она развивает репродуктивный и алгоритмический тип мышления, но никак не творческий!Как и советская система, она опирается на заблуждение, будто интеллект развиваетсязаучиванием наизусть учебников и конспектов. А посему система образования заставляетучить как можно больше, и от общеобразовательной школы до получения диплома в вуземолодые люди только и делают, что заучивают книги и конспекты лекций. В то же времяих способности к творческому мышлению как к высшему типу интеллектуальной деятельностинисколько не развиваются. Это касается и развития инициативы. Все обучение заключаетсяв том, чтобы заучивать и пересказывать (репродукция) и решать по определенному алгоритмутиповые задачи. Таким образом, готовится армия молодых людей, совершенно беспомощныхк жизни в высококонкурентной среде, не говоря уже о каких-либо перспективах формированияпостиндустриальной экономики.
Будь такое образование только бесполезно, можно было бы ограничитьсясочувствием украинским детям, которые двенадцать лет зубрят в школе учебники толькозатем, чтобы тут же забыть половину, а за последующие двенадцать лет, если не раньше,забыть и вторую половину. Высшее образование имеет ту же картину. Но такая системаобразования представляет собой гораздо более серьезную опасность — она уничтожаеттворческие способности личности и подавляет желание проявлять инициативу, что полностьюубивает новаторский потенциал общества. Вместо того чтобы подготавливать людей кжизни в условиях глобальной конкуренции и новой экономики, школа и вузы готовятих только к занятию функциональных должностей с репродуктивным или алгоритмическимхарактером труда, где можно добиться успеха, не проявляя ни творческого подхода,ни малейшей инициативы и не действуя самостоятельно.
Приобретение таких знаний, которые затем не могут быть приложенык делу, не дают никаких конкурентных преимуществ в свете глобальных постиндустриальныхтрансформаций, служит верным средством к тому, что украинское общество идет в тупик,и единственное реальное будущее Украины — территория для размещения вредных индустриальныхпроизводств с дешевой рабочей силой.
Отдельно стоит остановиться на высшем образовании. В системевысшего образования проводится сегодня наибольшее количество реформ. Декларируемыецели как всегда благородны: европейские стандарты в обучении, возможность продолжитьобучение за рубежом, бесконечное повышение качества образования.
Но правда в том, что так называемые Болонские реформы в системевысшего образования привели к его стремительной деградации и грозят молодому поколениюсоциальной катастрофой.
Последние 10 лет постоянно меняющиеся министры образования, оправдываясвою зарплату, все время твердят о великих революционных преобразованиях и достиженияхв системе высшего образования.
Однако сегодня в Европе никому не нужны современные выпускникиотечественных украинских вузов. Так же, как и в самой Украине. Сегодня почти всемолодые продавцы, официанты, кассиры — люди с высшим образованием. Раньше для этихпрофессий достаточно было среднего образования или ПТУ.
Так почему же возникает такая стремительна деградация системывысшего образования? Я считаю, что по следующим причинам:
1. То, о чем я говорила выше. Украинская система образования готовит кадры длярутинного репродуктивного и алгоритмического труда. В то время как современные тенденции(тем более та самая Европа к которой Украина так стремится) ожидают от выпускниковВУЗов творческого подхода и инициативы, а не знаний информации скаченной с Интернета.
2. Присоединение системы высшего образования Украины к Болонскому процессу.Этот процесс предусматривает, что студент большую часть материала должен изучатьсамостоятельно. Но у украинского студента другая ментальность. Давайте посмотримправде в глаза: много ли существует таких студентов? Скорей всего ответ не стоитписать, потому что он очевиден.
3. Низкий уровень зарплат преподавательского состава, который можно охарактеризоватькак социальное издевательство. Как должен чувствовать себя кандидат наук, доцент,осознавая, что его зарплата на уровне оператора мобильной связи? Наверное, государствополагает, что именно такая зарплата должна стимулировать преподавателей сеять разумное,доброе, вечное. Кроме этого, объективная необходимость повысить свой материальныйуровень вынуждает многих преподавателей, развивать коррупцию в ВУЗах, но об этомпоговорим позже.
4. Иллюзия бесплатного образования. Хотя наше государство декларирует бесплатностьгосударственного высшего образования, правда иная. Каждый государственный вуз готовитстудентов как за счет госбюджета (бесплатно для студентов), так и студентов, обучающихсяпо контракту и самостоятельно оплачивающих обучение. Если в советские времена вузмог отчислить студента и не понести при этом материальные потери, то сегодня ситуацияиная.
5. Деградации системы высшего образования тесно сопряжена с усилившимся разрывоммежду теорией и практикой. Оторванность учебного процесса от практики стала ещеболее контрастной, чем в советские времена. Количество времени, отведенного на практику,с тех пор практически не изменилось, а во многих вузах даже уменьшилось. Кроме этого,если пятнадцать лет назад студент даже не мыслил о том, что на практику можно«забить», то сегодня абсолютно формальный подход к практике носит повсеместныйхарактер во всей системе высшего образования.
образование деградация украина болонский
Эти и еще ряд причин, носящих не столь явный характер, неизбежноведут к стремительной деградации системы высшего образования в Украине, к ее системномукризису.
Исходя из выше перечисленных причин очень хочется подробно рассмотретьнекоторые из них, а именно Болонский процесс и коррупцию в ВУЗах.
Прошло время, когда Болонский процесс в Украине воспринимался«на ура». Многие критикуют реформу, хотя по-прежнему мало о ней знают.Плохой считается в основном не сама система (ведь made in Europe!), а наш менталитет,не позволяющий нормально эту систему ввести.
Прежде всего, необходимо назвать главные цели и задачи болонскойсистемы. Итак, согласно Болонской декларации 19 июня 1999 г., болонская система предусматривает:
- одинаковую для всех стран систему ученых степеней, которая состоитиз двух уровней — бакалавра (3 года) и магистра (2 года). Первый уровень ориентированна удовлетворение рынка труда, второй — на научные исследования;
- зачетную систему, согласно которой для успешного окончания курса необходимонакопить определенное количество учебных часов (т. н. кредитов). Кредиты можно получатьпорциями в разных вузах стран-участниц;
- учебу на протяжении всей жизни, т.е. повышение квалификации или переквалификациюсогласно спросу на рынке труда;
- автономность вузов, т. е их независимость от государства как в финансовомплане, так и в плане образовательных решений.
В Европе сложилось несколько точек зрения на эту реформу высшегообразования. Думаю, мнения чиновников от образования касаться нет смысла — оно определяетсяуже самой их должностью и поэтому состоит из общих фраз сугубо положительного характера.Интереснее узнать, что по поводу реформы думают студенты, переживающие изменениянепосредственно на своей шкуре.
В 1982 г. с целью представлять социальные, культурные, политическиеи экономические интересы студентов и оказывать соответствующее влияние на образовательныеструктуры национального, европейского и международного уровней был создан Национальныйсоюз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов студентов из 37 европейскихстран. В 2001 г. на конференции в Праге, когда количество стран, подписавших БолонскуюДекларацию в 1999 г., увеличилось с 29 до 31, ESIB взял на себя роль студенческогоактива в поддержку Болонского процесса. В 2003 г. ESIB издал бюллетень о результатах Болонского процесса на европейском пространстве (European StudentBologna Surveys (September 2003, www.esib.org). Работа полностью базируется на данныхопросов студентов, и чувствуется, что авторы пытались подать ситуацию объективно,хоть им и не удалось до конца скрыть свою симпатию к Болонской реформе.
По итогам опросов оказалось, что студентов в Болонской системепривлекает перспектива мобильности, так как это значит, во-первых, возможность путешествовать(благодаря кредитной системе), а во-вторых, работать в стране, где лучшие условиятруда (благодаря стандартизации дипломов). Кроме того, среди положительных факторовбыли названы: возможность сотрудничества вузов, участие студентов в принятии решений,шанс познакомиться с другими культурами, социальная ориентация процесса, т.е. общедоступностьвысшего образования.
Через 2 года, в мае 2005 г., ESIB представляет новую работу, названную авторами «Черной Книгой Болонского процесса» (www.esib.org/documents/blackbook.pdf). Книга создана на основании материалов, предоставленных студентами из 31 страны-участницыпроцесса, включая Италию, Францию, Великобританию. Как можно понять уже по названию,книга перечисляет многочисленные провалы реформы. Здесь речь идет о неэффективностикредитной системы, о проблемах со структурой бакалаврата-магистратуры, о недостижимостимобильности. Становиться очевидным, что все новое и привлекательное в Болонскойсистеме, во-первых, на практике оказалось абсолютно недееспособным, во-вторых, успело«заразить» этой недееспособностью традиционно сильные стороны высшегообразования. Представьте себе, каким ощутимым должно быть падение качества образования,если на него жалуются не только преподаватели, а и студенты, «стаж работы»в преподавательском деле у которых не слишком велик. Резко изменилась ситуация сдоступностью образования, и причем совсем не в лучшую сторону, как это было обещано.Например, в Украине повысилось образование на 30-40%! И подобных случаев — тысячи.Естественно, студенты возмущены — ведь увеличение платы за учебу происходит параллельноухудшению ее качества! Кроме того, участие студентов в принятии решений не тольконе поощряется, а, наоборот, грубо подавляется.
Необходимо отметить, что за последний 2 года студенческие движенияпротив тех или иных проявлений Болонской реформы начали возникать в большинствестран Европы. Вот перечень студенческих забастовок:
- Германия — против ограничений государственного финансирования высшегообразования, десятки тысяч студентов в федеральных землях Гессен, Нижняя Саксония,Бавария, более 100 000 студентов и преподавателей в Берлине. Координатор протестов- Национальное объединение студентов.
- Франция — против повышения оплаты и жесткого отбора при поступлении.3декабря — тысячные марши по многим городам страны. Координатор — Французский НациональныйСоюз Студентов.
- Италия — против коммерциализации образования, палаточные лагеря наулицах с участием тысяч студентов. Координатор — Национальный союз студентов Италии.
- Ирландия — против повышения регистрационного взноса студентов от $650до $750 и против ухудшения качества образования. Координатор — Союз Студентов Ирландии.
- Бельгия — 12-тысячный протест в Брюсселе против пассивной роли студентови недостаточного социального обеспечения, против новой системы ученых степеней,не соответствующей Болонской декларации, но навязываемой правительством.
- Великобритания — 3 декабря — так называемое «Массовое взятиепарламента», когда студенты, представляющие свои вузы, добились права на встречус парламентариями с целью высказать протест против решения поднять оплату за обучение.
- Чешская республика — сотни студентов, Союз Ректоров и Национальноеобъединение студентов выступили против нового бюджета, не покрывающего нужд высшегообразования.
- Финляндия — массовый протест против сокращения времени учебы 9 декабряв 11 городах страны.
Как видим, большинство требований продиктованы не столько принципиальнымпротивостоянием Болонской системе образования, сколько личными, хоть и общими, интересамисамих студентов. Иное дело, что интересы студентов здесь оказываются противоположныинтересам правительств и предпринимателей. Повсюду в Европе в сфере образованияпроисходят одни и те же процессы — процессы коммерциализации образования — и Болонскаяреформа здесь очень похожа на фиксацию и узаконивание этих процессов, вызванныхпотребностями рынка.
Вот как обстоят дела в Европе. Пока нельзя сказать, что в Украинеуже выработалось какое-либо сознательное мнение о Болонском процессе, и, наверное,стоит начинать его вырабатывать. Нам — украинским студентам — нужно определиться,каким мы хотим видеть наше образование, каковы должны быть его цели и пути их достижения.Ведь, как мы видели, Болонская реформа — это внешнее выражение глубинных измененийзадач образования, переориентация его с интересов людей и общества на интересы рынкаи крупного бизнеса. Соглашаясь на нее, мы фактически поддерживаем политику прекращениягосударственного финансирования вузов.
Болонский процесс рассмотрен остается коррупция в ВУЗах.
Институт имени Горшенина с 22 по 28 сентября 2008 года провелво всех областных центрах Украины, Киеве и Севастополе всеукраинский телефонныйопрос «Коррупция в высшей школе». По результатам исследования, 63,5% украинцам(из тех, кто сам учился или чьи дети учились в вузах) приходилось дарить подаркиили платить деньги преподавателям или руководству вузов. При этом приблизительнотакое же количество (63,7%) опрошенных расценивают это как взятку. Эксперты обращаютвнимание на тот факт, что дать взятку в вузе для большинства респондентов не являютсяединичным случаем. Часто это приходится делать 10,3% украинцев, а время от времени- 76,1%, и только 11,2% это делают изредка, остальным было тяжело ответить на этотвопрос. При этом чаще всего инициативу дать взятку проявляют сами родители или студенты(33,1% давали взятку по собственной инициативе, 36,4% — по инициативе старосты илидругих представителей студенческого самоуправления). Приблизительно каждая пятаявзятка (19,3%) дается по инициативе представителей высшего учебного заведения. Вперечне поводов для взятки лидирует вступление в высшее учебное заведение — с этойцелью давалось 42,3% взяток. Дальше идут успешная сдача экзаменов и зачетов (24,7%и 11,5% соответственно) и угроза отчисления из вуза — 6,7%, другие поводы — 0,8%,остальным 14% опрошенных было тяжело ответить на этот вопрос. Таким образом, наоснове проработанного материала можно сделать вывод, что украинская образовательнаясистема медленно и уверенно катится в бездну необразованности, отсутствия интересак образовательному процессу, коррупции. Возможность изменить ситуацию зависит отсамих студентов ВУЗов и возможно от правительства Украины.
Использованная литература
1. www.bagnet.org
2. www.zn.ua
3. gazeta. unit. kiev.ua


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.