Содержание
1. Духовно-нравственный облик человека, работающего всоциальной сфере
2. Гуманистическая сущность социальной работы
3. Основополагающая роль морали в социальной работе
Библиографический список
1. Духовно-нравственныйоблик человека, работающего в социальной сфере
социальный работа духовныйнравственный
В социальной работе наряду спрофессиональными знаниями особенно большую роль играют личностно-нравственныекачества специалиста, которые являются определяющим фактором успешности иэффективности их деятельности. Стиль поведения социального работника,обусловленный совокупностью его личностно-нравственных качеств, его ценностнымиориентациями и интересами, в решающей степени влияет на систему межличностныхотношений. Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры должно занимать важноеместо в процессе подготовки социальных работников. Только оптимальное сочетаниепрофессиональных знаний и навыков с высокой духовно-нравственной культуройспециалиста является необходимым условием его высокой квалификации.
Нравственность, как духовное качествочеловека, его потребность приносить людям благо, является ядром личностисоциального работника. Именно нравственные качества специалиста во многомопределяют поведение клиента, его социальное самочувствие и психологическоесостояние. Рассмотрим нравственные и душевные качества, которые характеризуютдуховно-нравственный облик социального работника.
Совесть социального работника проявляетсякак нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступковв соответствии со своими личными представлениями о добре, благе исправедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональныекомпоненты. Совесть как качество личности представляет собойиндивидуализированную форму отражения требований к ней общества ипрофессиональной группы. Совесть напоминает социальному работнику о егоморальных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другимилюдьми и перед самим собой. В качестве нравственного регулятора совестьвыражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших иобщезначимых ценностей и требований и побуждает к творческой деятельности,исключающей формальное выполнение моральных и профессиональных норм.
Честность является важным качествомсоциального работника. Честность как деловое, практическое качество выражаетсяв открытости мыслей, чувств и намерений специалиста для других людей. Честностьдолжна проявляться и в словах и в практических действиях. Он обязан выполнятьобещание, данное клиенту. Социальный работник обязан правдиво информировать клиентао путях и возможностях решения имеющейся проблемы, не скрывая трудностей исовершенных ошибок.
Внимательность и наблюдательность,несомненно, присущи хорошему специалисту. Социальный работник долженчувствовать и понимать всю гамму чувств и переживаний, испытываемых клиентом.Он обязан безошибочно оценить внутреннее состояние клиента и организоватьвзаимодействие с учетом его самочувствия, настроения и желаний. Внимательностьи наблюдательность позволяют социальному работнику своевременно и правильно принятьнаиболее оптимальное решение в той или иной ситуации.
Терпимость является необходимым качествомличности социального работника. Она выражается у специалистов в сознательномподавлении чувства непринятия всего иного, имеющегося у клиентов. Терпимость предопределяетуважительное отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам,интересам, мнениям, идеям, привычкам, верованиям других людей. В то же времятерпимость не означает примирения социального работника с негативными идеямиили действиями клиента, которые способны нанести вред самому клиенту,окружающим его людям или обществу.
Тактичность: в силу специфики своейдеятельности социальные работники имеют дело с людьми слабыми, больными,социально неадаптированными, самолюбие которых часто страдает от осознаниятого, что они, попав в затруднительное положение, сами не могут решить своипроблемы и вынуждены получать социальную помощь. Поэтому тактичность каккачество личности социального работника жизненно необходима и обусловлена егодеятельностью. Социальный работник обязан предвидеть все объективныепоследствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом,коллегами, другими людьми.
Именно благодаря профессиональному такту,выработанному на основе тактичности как личностного качества, социальныйработник может прогнозировать все возможные обстоятельства, ведущие кнежелательному для клиента развитию событий, определять меру полезностиконкретных поступков и действий. Специалист должен предвидеть и исключать такиеситуации, в которых бы был унижен или поставлен в неловкое положение клиент,задето его самолюбие.
Выдержка и самообладание – эти качестваличности социального работника, которые в значительной мере определяютуспешность его профессиональной деятельности. Общаясь с клиентами, социальныйработник всегда должен учитывать их эмоциональное состояние. Он обязансохранять спокойствие, уметь управлять своими эмоциями даже в том случае, еслипо отношению к нему со стороны клиента будет проявляться грубость, агрессия и другиенегативные эмоциональные проявления. Если социальный работник не будет уметьрегулировать свое эмоциональное состояние, в этом случае он не сможет адекватнооценить ситуацию и принять правильное решение.
Доброта социального работника деятельна иреализуется в заботе о человеке, создании благоприятных условий для егожизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении оказатьсвоевременную помощь и создать необходимые условия, в которых клиент сам смогбы справится со своими затруднениями. Доброта не означает соглашательства ипотворствования всем прихотям клиента. Социальный работник в интересах деладолжен уметь принципиально относиться к клиенту, говорить даже неприятнуюинформацию.
Объективность: социальный работник долженстремиться к игнорированию своих симпатий и антипатий. Он обязан объективнооценивать ситуацию, потенциальные возможности клиента и в соответствии с этимстроить свою дальнейшую работу. Объективность нужна и при оценке необходимостиоказания помощи группе клиентов. Социальный работник не должен допускать ошибкив оценке совокупности обстоятельств каждого из клиентов и оказывать одному клиентуболее значительную помощь в ущерб другому. Каждый клиент должен получатьпомощь, адекватную сложившейся ситуации.
Любовь к людям помогает социальномуработнику преодолевать непонимание, отчужденность, недоверие со стороныклиента, создавать в процессе общения дружескую и доверительнуюморально-психологическую атмосферу. Встречаясь с людьми которые не всегдавызывают симпатию, социальный работник, тем не менее, должен акцентировать своевнимание на положительных чертах и качествах клиента, смотреть на людей черезпризму любви. Чувство любви позволяет социальному работнику действенно влиятьна внутренний мир клиента, стимулировать развитие его личности. Равнодушноеотношение к человеку резко снижает уровень взаимодействия социального работникаи клиента.
Самокритичность способствуетсовершенствованию профессионального мастерства социального работника.Специалист должен систематически анализировать свои поступки и действия,выявлять ошибки и собственные недостатки. Критическое отношение к себе и своемуповедению дает возможность специалисту развивать положительные черты икачества. Вместе с тем социальный работник не должен взваливать на себя всювину за неудачное развитие событий, закрывать глаза на негативное влияние в нихдругих людей. Чрезмерное самобичевание может вызвать у специалистабезысходность, пессимизм и неуверенность в себе и своих силах.
Терпение является необходимым качествомсоциального работника. Ему приходится общаться с людьми, которые в силувозрастных (ослабление памяти и др.) и эмоциональных (раздражительность,упрямство и др.) особенностей трудны в общении. Социальный работник обязан сготовностью и пониманием выслушать клиента даже в том случае, если еговысказывания носят бредовый, фантастический характер, повторить если необходимонесколько раз одно и то же и т.д. Таким образом, специалист должен стремиться кдостижению взаимопонимания, доверия клиента. Только в этом случае деятельностьсоциального работника может принести положительные результаты.
Коммуникабельность – одно из главныхкачеств социального работника. Коммуникабельность является залогом успешнойпрофессиональной деятельности, потому что именно в процессе общения происходитзнакомство с клиентом и его проблемами, определяются план совместных действий,пути и средства его реализации, обсуждается ход реализации принятых решений иконечные результаты, осуществляется в случае необходимости корректировка в совместнойдеятельности. В процессе общения с коллегами социальный работник знакомится случшим опытом работы, использует его в своей практике и содействует широкомураспространению, обсуждает общие проблемы и актуальные вопросы своей работы.Общение с представителями государственных и коммерческих учреждений даетвозможность решить организационные вопросы, необходимые для нормальнойдеятельности социальной службы.
Оптимизм необходим социальному работнику всилу специфики работы, которая изобилует большим числом стрессовых ситуаций итребует особенного душевного настроя. Несмотря на то, что специалист частосталкивается со злом и несправедливостью, видит несчастных, страдающих людей онне должен отчаиваться и впадать в уныние, а обязан сохранять душевное спокойствие,веру в справедливость и торжество добра, нести людям радость, надежду и веру влучшее. Отсутствие оптимизма у социального работника деморализует клиента,создает атмосферу пессимизма, недоверия в улучшении существующего положения,что негативно влияет на результаты работы. Учитывая важную рольпсихологического настроя клиента в процессе решения существующих проблемследует признать оптимизм обязательной чертой личности социального работника.
Сила воли в практической деятельностисоциального работника играет чрезвычайно важную роль. Развитие волевых качествспециалиста происходит в процессе профессиональной деятельности, глубокогоосознания своего долга. Воля социального работника проявляется в умениидоводить начатое дело до конца, не пасовать перед трудностями, мобилизовыватьсядля решения поставленных задач, преодолевая себя и свои слабости. Сила волиспециалиста оказывает позитивное влияние на клиентов, преодолевая ихнеуверенность, нерешительность, разочарованность. Волевое воздействие социальногоработника помогает клиенту поверить в свои силы, повысить самооценку, изжитьотношение к себе, как к неудачнику, не способному изменить жизнь к лучшему,повысить личностный потенциал и социальную активность.
Эмпатия является необходимой чертойличности социального работника. Способность к сопереживанию и сочувствиюразвивается в процессе накопления специалистом жизненного и профессиональногоопыта. Для людей, обратившихся за помощью в социальные службы, проявлениесочувствия, сострадания, сопереживания к ним со стороны социальных работниковиграет первостепенную роль. Даже высокопрофессиональное выполнение обязанностейбез проявления сочувствия и сострадания вызывает чувство неудовлетворения уклиентов. Напротив, социальному работнику, неравнодушному, искренне и глубокопроявляющему участие в жизни клиента, прощаются изъяны в профессионализме.Такие специалисты производят более благоприятное впечатление и пользуютсядоверием и любовью клиентов.
Стремление к самосовершенствованию усоциального работника в процессе профессиональной деятельности должнопроявляться постоянно. Это качество необходимо любому человеку, но вдеятельности социального работника играет особенно важную роль. Постоянныйсамоанализ своей деятельности и поведения, нравственный поиск смысла жизни исвоего места в ней, стремление к высшим ценностям способствует роступрофессионализма, духовности и моральности социальных работников. Стремлениеспециалиста к профессиональному и духовно-нравственному совершенствованиюявляется наглядным примером для клиента и благоприятствует развитию егоморальных качеств, социальной активности. Если же социальный работник неуделяет самосовершенствованию должного внимания, в таком случае он не можетрассчитывать на уважительное отношение клиента. Его личностный потенциал будетне раскрытый, что негативно скажется на качестве его работы.
Творческое мышление необходимо социальномуработнику для оптимального взаимодействия с клиентом, так как в социальнойпрактике встречаются самые разнообразные клиенты и ситуации, Каждый конкретныйслучай требует от специалиста гибкого, неординарного отношения, учитывающеговсе особенности решаемой проблемы. Нестандартное и добросовестное отношение квыполнению своих обязанностей позволяет социальному работнику достигать наивысшихрезультатов в своей работе. Отсутствие творческого мышления снижаетэффективность деятельности специалиста. В этом случае, действуя шаблонно иоднообразно, не учитывая своеобразия клиента и ситуации, социальный работникможет вызвать обиду и разочарование людей.
Как видно, роль личностных качествсоциального работника чрезвычайно велика в его профессиональной деятельности.Духовные ценности общества и профессии оказывают большое влияние наформирование и развитие духовно-нравственных качеств специалиста. В то же времяпрактическое проявление высокой духовно-нравственной культуры социальныхработников оказывает благотворное влияние на моральный климат социума,способствует повышению уровня общественной морали.
2. Гуманистическаясущность социальной работы
В большинстве стран сразличными специфическими социально-культурными и экономическими условиями трудсоциальных работников не является высокооплачиваемым. Поэтому гуманистическиеубеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности играют роль главногопобудительного мотива при выборе профессии социального работника.
Термин «гуманизм»используется многими авторами достаточно широко. Иногда его используют вкачестве синонима доброты и милосердия. Для того, чтобы более полно понятьзначение и смысл гуманизма, рассмотрим его происхождение и содержание.
Гуманизмом вконкретно-историческом смысле слова называют мощное литературно-философское икультурное движение, развернувшееся в XIY-XYI веках, в период Возрождения. Вусловиях кризиса феодализма, актуализации всесторонних преобразований вевропейских странах сформировалось, на основе идейного наследия античныхмыслителей, новое мировоззрение, в центре которого был человек, еговзаимоотношение с обществом. Общественному вниманию был предложен человек, свободныйот сословных и социальных ограничений. Было провозглашено, что сам по себечеловек свободен от ограничивающего, искажающего воздействия социальной среды.
В противовес аскетическимрелигиозным догматам возрожденческий гуманизм отстаивал право человека насчастье в реальной жизни, а не в потустороннем мире. Причем земные, телесныерадости полноправно входили в понятие счастья. Полнота бытия человека немыслилась без женской красоты и плотской любви, вкусной пищи, дружескогообщения. Основным регулятором человеческого поведения признавался свободныйразум, а не репрессивная, запретительная церковная мораль. Человекрассматривался как средоточие мира, творец земного бытия, как мера всегосущего. Гуманизм этой эпохи утверждал права, свободы и достоинство личности,характеризовал их как естественные условия функционирования цивилизованнойобщественной жизни. Значение такого рода гуманизма подкреплялось верой вестественный прогресс общества, основанный на развитии экономики,индустриального производства просвещения и образования.
Идеи возрожденческогогуманизма лежат в основе традиций европейского рационализма эпохи Просвещения ипоследующих периодов, которые обогащали основанное на разуме понимание природычеловека и его взаимоотношении с обществом. Признание естественных,прирожденных человеку прав, послужило идейной основой как для антифеодальныхреволюционных движений, так и для формирования гуманистической традиции,гуманистического мировоззрения в широком смысле слова.
Следует отметить, чтоявляясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества,гуманизм имеет конкртно-историческое содержание, которое определяетсясоциально-экономическими условиями и характером общественных отношений. Какдуховно-культурное явление, гуманизм составляет главное содержаниецивилизационного процесса, проявляясь в виде этической нормы, социальногоидеала, духовной ценности, свободы воли, взаимопомощи и сотрудничества,уважения к правам и достоинству личности, равенства и равноправия,справедливости и т.д.
Для всех гуманистов былоприсуще уважение к достоинству человека, забота о благе людей, их всестороннемразвитии, стремление создать благоприятные условия для жизни человека вобществе и защиты его прав. Их объединяли идеи свободы человеческой личности,равенства и братства, право на удовлетворение жизненно важных материальных икультурных потребностей людей на право развития их «естественной природы»,физических и духовных способностей.
К середине ХХ века восновных законах большинства стран и международных документах права человека,провозглашенные гуманистами, получили правовое признание. В связи с этимследует упомянуть Общую декларацию прав человека, принятую в 1948 годуОрганизацией объединенных наций, Европейскую Конвенцию по защите прав человека иосновных свобод, Международные пакты о гражданских и политических правах, атакже об экономических, социальных и культурных правах человека.
Социальная работаявляется тем социальным механизмом, который трансформирует потенциальнопровозглашенные права в актуально реализуемые. Смысл социальной работы состоитв компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностейразличных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.
Основным показателемцивилизованности общества всегда являлись отношение к человеку, наличие у негоопределенных прав и свобод, уровень духовности и содержание духовных ценностей.В каждой цивилизации имелось свое понимание гуманизма, которое воплощалось всоциальную жизнь присущими ей средствами и механизмами.
Таким образом, гуманизм –это исторически изменяющаяся система взглядов, признающая самоценность человекакак личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своихспособностей.
С позиций современногогуманизма, благо человека является критерием оценки всех социальных явленийдействительности, а сам человек может быть для другого человека только целью,но не средством, предметом для манипуляции или подавления. Гуманистическоемировоззрение отражает социальную действительность не с точки зрения сущего, ас точки зрения должного: гуманизм как бы предъявляет обществу и каждомуотдельному человеку высокие требования, соответствовать которым непросто и всоциальном плане, и в личностной практике. Гуманизм является мощным духовнымфактором, соединяющим личность и общество. Но источником развития общества онстановится лишь в том случае, когда превращается в убеждения всех людей,деятельность которых направляется на создание более совершенного по своемусодержанию бытию. Гуманизм предполагает наличие у каждой личности определенныхсоциальных и духовных качеств: высокой сознательности, широких знаний,культуры, профессионализма, ответственности, нравственности и др.
По своей природесоциальная работа ориентирована на гуманистические цели. Гуманистическая ориентацияозначает, что жизнь человека является абсолютной ценностью, что право науважение и достойное существование имеет каждый человек независимо от егонациональных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных илисоциальных особенностей. В соответствии с этим принципом наркоман, преступник,психически больной выступает прежде всего как человек, попавший в беду инуждающийся в помощи. Если основой всех прав человека является признание егоправа на жизнь, достойную человека, то в свете этого понятна постояннаяактуальность гуманистического принципа социальной справедливости на протяжениивсей истории человечества. Этот принцип имеет большое значение, так как безгармонизации социальных интересов, устранения явной несправедливости в распределенииобщественного богатства между людьми, невозможно стабильное развитие общества.
Социальные работники,оказывая содействие индивидам, семьям и группам в осуществлении своихсоциальных прав, нередко встречают прохладное отношение со стороны руководящихработников к делу социального обеспечения людей, испытывают проблемы вобеспечении своей деятельности необходимыми ресурсами. Тем не менее, дажепринимая во внимание всю сложность социально-экономической ситуации,сложившейся в настоящее время в обществе, социальные работники должны в своейдеятельности противодействовать нарушению прав человека, последовательно инеуклонно проводить в жизнь принцип социальной справедливости. В противномслучае это будет вести к росту социальной нестабильности, дегуманизацииобщественных отношений.
Другим важным принципомявляется признание права каждого человека на самоопределение, т.е. жить всоответствии со своими желанием и волей, исходя из личных потребностей ипредпочтений. Практическое воплощение этого принципа в практику социальнойработы означает отказ от навязывания клиенту способов решения проблем,максимальный учет его пожеланий.
Социальный работникдолжен избегать зла и стремиться к добру. Сущностное содержание добра вконечном итоге заключается в том, что через поддержание прогрессивного игуманистического в настоящем, перед обществом, группой, личностью ставитсязадача на будущее, и эта перспектива дает возможность жить, перенося трудностии терпя лишения. Если у людей в перспективе отсутствует достойная цель, тогдане реализуется их творческий потенциал, ослабевается тонус жизнедеятельности.
Моральное содержаниесоциальной работы определяет возникновение определенных нравственных коллизий,которые постоянно приходится разрешать каждому специалисту в своей работе. Всоциальной практике, в каждой конкретной ситуации нельзя догматически иодносторонне трактовать добро и зло, так как они могут переходить друг в друга,менять свои полюсы при разных точках зрения и на разных этапах развитиясоциальной ситуации. Добро несет в себе зародыш своей противоположности, а злосодержит потенцию добра. Поэтому социальный работник обязан делать тщательныйанализ социальной проблемы и особенностей личности клиента. При этом он обязанизбегать навязывания человеку, оказывающему помощь, своих субъективныхпредставлений о моральных нормах, в качестве единственно верных.
Социальная работа какпрофессия возникла на основе благотворительной деятельности, которая былаобъявлена христианским богоугодным делом, так как она вытекала из сущностиБога, представляющей собой не что иное, как любовь ко всем людям. Безусловно,проявление сострадания, милосердия, доброжелательности является необходимымусловием оказания помощи нуждающимся.
Социальная работаявляется специфическим видом деятельности, социальным по своему историческомугенезису, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видомчеловеческих взаимоотношений. Сущность социальной работы заключается ввосстановлении социальной справедливости и равенства. Деятельность социального работниканаправлена на раскрытие потенциальных возможностей клиента, развитие егопсихологических, моральных и социальных качеств, которые позволили бы емусамостоятельно решать свои проблемы. В этом заключается особенность и отличиесоциальной работы от благотворительности.
Социальная работа вобществе представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной наформирование и реализацию гуманистических ценностей и идеалов в результатекоторой происходит преобразование социальной действительности и созданиевозможностей достижения гуманистического идеала и благополучия личности иобщества.
Непосредственнымипрактическими задачами социальной работы являются улучшение социальногосамочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечениедостойного социального существования, а ее основополагающая цель заключается вгармонизации всей системы отношений – в семье, коллективе, нации, обществе вцелом.
Социальная работаявляется показателем уровня моральности и гуманности общества по отношению клюдям, имеющим затруднения в осуществлении жизнедеятельности. Она выражаетсоциальное самосознание нации, уровень культуры и цивилизованности государства./>
3. Основополагающая рольморали в социальной работе
Большое значение всоциальной работе имеет высокий уровень моральности социального работника,который является необходимым условием успешной профессиональной деятельности,так как только высокоморальный человек способен наиболее адекватно, всоответствии с ситуацией понять другого человека и тактично оказать емунеобходимую помощь. Таким образом, уровень нравственности является определяющейхарактеристикой личности социального работника. Нравственность работникасоциальной сферы, определяясь нравственным сознанием, реализуется в егонравственном поведении. Поэтому так важно изучение нравственного сознания иповедения социального работника.
Рассмотрим структурунравственного сознания. Нравственное сознание социального работника состоит изтрех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственнаяпотребность.
Начнем с рассмотрения ролинравственных знаний в поведении и деятельности социальных работников.
В средних специальных ивысших учебных заведениях, а также на курсах и факультетах повышенияквалификации социальные работники овладевают основами знаний из области морали.В процессе обучения будущие специалисты знакомятся с историей этических учений,познают сущность и структуру морали. Полученные знания помогают им лучше понятьнравственные проблемы в современном обществе, сопоставить личные нравственныенормативы с профессиональными, сформулировать свои нравственные принципы инравственную позицию, выработать навыки нравственного поведения впрофессиональной деятельности.
Социальные работники, неполучившие необходимую этическую подготовку в учебных заведениях, на курсах ифакультетах повышения квалификации и занимающиеся только практическойдеятельностью, поступают в соответствии со своим пониманием добра и зла,социальной справедливости, основанном на общественных ценностях и личномжизненном опыте. В этом случае возрастает возможность несовпадения личных ипрофессиональных моральных установок.
Вместе с тем нравственныезнания имеют самостоятельность в том смысле, что могут применяться в конкретныхморальных поступках частично, полностью или не использоваться. Бывают случаи,когда социальный работник, теоретически хорошо зная нормы общей ипрофессиональной морали, игнорирует их на практике. Таким образом, хотянравственные знания и являются необходимым условием нравственного поведения, ноне гарантируют его обязательной и автоматической реализации на практике. Взаключение следует отметить, что только социальный работник, имеющий высокийуровень духовно-нравственной культуры и постоянно самосовершенствующийся втечение всей жизни, однозначно способен органично воплощать свои моральныезнания и установки в практической деятельности.
Нравственные убеждения –устойчивая совокупность взглядов социального работника на нормы общей ипрофессиональной морали. Они формируются в результате жизненной ипрофессиональной деятельности и принимаются личностью социального работника вкачестве единственно верных. Нравственные убеждения характеризуют моральный ипрофессиональный облик социального работника и являются основой для его сознательнойпрофессиональной деятельности. Они способствуют развитию волевых качеств ивыработке стабильных форм морального отношения к явлениям социальной жизни. Каки нравственные знания, нравственные убеждения обладают относительнойсамостоятельностью, так как не всегда, в силу различных причин социальныйработник поступает в соответствии с собственными убеждениями.
Нравственная потребностьявляется наивысшим уровнем нравственного сознания социального работника. Длянее характерно наличие моральной потребности в соблюдении требованийпрофессиональной этики. В этом случае следование нормам и требованиямпрофессиональной морали превращается во внутреннюю потребность специалиста,который организует свое поведение и деятельность в соответствии с требованияминравственности. Постоянное соблюдение норм и требований профессиональной моралистановится качеством личности, оказывающем большое мобилизующее влияние наличность социального работника. Поведение и деятельность социального работника,обусловленные его нравственной потребностью, как правило, не зависит отситуативных случайностей и отличаются моральной направленностью, стремлением кдобру и социальной справедливости.
Нравственностьсоциального работника формируется под воздействием норм морального поведения,принятых в данном трудовой коллективе и влиянием моральных отношений,господствующих в социуме. При этом следует отметить, что в определенииморальной позиции социального работника особенно важную роль играетпрофессиональная мораль, служащая ориентиром при оценке и реализации тех илииных действий в обществе. Связь нравственных знаний, убеждений и потребностей спрактической деятельностью проявляется в разной степени и нравственныепотребности в наибольшей мере обеспечивают ее устойчивость.
Нравственное поведение впрофессиональной деятельности, в том числе и в сфере социальной работы, отнюдьне обеспечивается условиями и содержанием труда, хотя определяется ипредполагается в некоторой степени профессиональными обязанностями.Профессиональная деятельность не может ограничиться только пунктуальнымвыполнением функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом,выполняются специалистом по внутреннему убеждению сознательно и творчески, безвнешнего воздействия и стимулирования. Эффективная организация социальнойработы немыслима без высокой творческой активности специалистов, в процессекоторой роль мотивирования профессиональной деятельности соображениямиморального долга возрастает. Нравственное поведение социального работникасопряжено с творческим добросовестным выполнением профессиональныхобязанностей, сопровождающееся осознанием личной ответственности за результатысвоей деятельности.
Рассмотрим понятия долгаи ответственности в социальной работе. Долг является важнейшей категорией какобщей, так и профессиональной этики, Последняя выражает общественные ипрофессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность егообязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами,перед собой и ответственность перед ними. Поведение специалиста, следованиеопределенным нормам морали в повседневной практической деятельности во многомзависит от отношения его к своему делу. В отличие от профессиональныхобязанностей, которые воспринимаются специалистом как внешне заданные,профессиональный долг выражает внутреннюю нравственную потребность инравственную необходимость должного поведения. Таким образом, долг социальногоработника можно понимать как нравственную необходимость, фиксированную вкачестве субъективного принципа поведения применительно к конкретной ситуации. Совокупностьправовых и моральных требований, предъявляемых к профессии социальногоработника, составляют содержание его профессионального долга. Профессиональныйдолг обусловлен объективными (обязанности) и субъективными факторами (чувства,убеждения, мотивы профессиональной деятельности и т.д.), оказывающих влияние наповедение специалиста.
Долг выражаетимперативность морали и заставляет человека действовать в соответствии сосвоими нравственными ценностями и обязанностями. Чувство долга повелительнотребует от социального работника все свои поступки, действия и отношения вконкретных ситуациях согласовывать с требованиями и нормами профессиональнойморали. Сознательное и творческое отношение к выполнению профессиональногодолга является залогом успешной деятельности социального работника.
Если моральные требованиявыражают отношение общества к человеку, то долг – это отношение личности кобществу. Личность выполняет определенные моральные обязанности передобществом. Категория «долг» наиболее полно выражает социальный характердеятельности социального работника и нормативный характер профессиональнойэтики. Моральный долг выступает как глубоко осознанная необходимостьопределенной линии поведения, обусловленной стремлением к достижению социальнойгармонии и справедливости. Он формируется на основе профессионального долга ивысокий уровень его развития является необходимым условием профессиональнойпригодности социального работника. Выполняя свой моральный долг, социальныйработник к своим обязанностям относится творчески, в более широком объеме, чемэто диктуется требованиями профессионального долга.
Поведение и деятельностьсоциального работника, детерминируясь профессиональным и моральным долгом,реализуется в соответствии с юридическими и профессиональными требованиями, сучетом возможных реакций со стороны общества, профессиональной группы и клиентана выполнение или невыполнение им своего долга. В то же время поведениесоциального работника характеризуется проявлением следующих характеристик:
а) свобода. Из системыобщественных морально-нравственных нормативов социальный работник выбираеттакие нормы, которые наиболее соответствуют его внутренним устремлениям ипредставлениям о добре и благе;
б) сознательность.Принятие того или иного решения осуществляется в результате осознаниянеобходимости, обусловленной конкретной ситуацией, выбора наиболее оптимальноговарианта;
в) добровольностьпроявляется в том, что чувство долга становится внутренним убеждением иосновным мотивом поведения и деятельности социального работника в повседневнойпрактике.
Если долг социальногоработника состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, вкотором он находится, и практически реализовать моральные требования, товопрос, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен вее невыполнении, — это вопрос о личной ответственности специалиста.Ответственность и долг взаимосвязаны и никогда не рассматриваются изолированно.
Ответственность социальногоработника характеризует его личность с точки зрения нравственных требований,предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностныхкачеств и деятельности. Ответственность выступает как средство регуляцииповедения личности социального работника со стороны общества, так и с позициидолга, совести, чести самого человека.
Для деятельностисоциального работника характерна высокая степень самостоятельности и моральнойответственности. Ответственность неразрывно связана с творчеством исамостоятельностью, с внимательным отношением социального работника кокружающим людям, с которыми он общается в процессе профессиональнойдеятельности.
Ответственностьсоциального работника оценивается конкретно, с учетом органического единстваправ и должностных обязанностей. Мера ответственности социального работникаувеличивается в связи с возрастанием его социальных полномочий и возможностей.
Нередко социальныйработник попадает в ситуации, когда стандартно, без творческого подходаневозможно решить ту или иную проблему. Следуя внутренней потребности поступатьвсегда нравственно, социальный работник должен учитывать имеющуюся в обществесистему нравственных норм и ценностей.
В то же время реализацияморальных принципов социальной работы на практике часто представляет этическуюпроблему. Реализуя этические принципы в своей деятельности, социальный работникдолжен ответить на вопрос «как?», каким образом использовать их в конкретнойситуации. Отвечая на вопрос «почему?», он так или иначе поступает в конкретнойситуации в условиях выбора действий, социальный работник обосновывает своеповедение исходя из высших принципов. Подобного рода конфликты выступают впрактической социальной работы как этические дилеммы. Этическая дилемма – этоситуация, в которой социальный работник стоит перед выбором двух равноценныхвозможностей. Необходимость выбора определяется тем, что субъекты социальнойработы имеют разные, но имеющие одинаково важное значение, интересы, требованияи ценности. К тому же личные и профессиональные ценности социального работникамогут вступать в противоречие.
Известны следующиепроблемные области, в которых возникают этические дилеммы.
1) испытание лояльностисоциального работника происходит на стыке конфликта интересов: самогосоциального работника и клиента; отдельного клиента и других людей; группыклиентов; группы клиентов и остальной части общества; систем учреждений и группклиентов; системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников; различныхгрупп профессионалов;
2) сам факт деятельностисоциального работника в качестве помощника и в качестве контролера. Выступая вроли контролера со стороны государства, социальный работник обязан осознатьэтические моменты этой роли и степень применимости ее в соответствии сосновными этическими принципами социальной работы;
3) противоречие междуобязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостьюдействовать эффективно и рационально. Проблема актуализируется в связи сиспользованием информационной технологии в сфере социальной работы.
Этические дилеммы создаютдля социальных работников значительные трудности. Так, например, социальныйработник, считая независимость одной из базовых ценностей, любое влияние наповедение клиента будет считать недопустимым и противоречащим гуманистическойструктуре профессии.
Нередко в практикесоциальной работы встречаются этические дилеммы, связанные сконфиденциальностью и интересами общества; необходимостью говорить правду иинтересами клиента; патернализмом и самоопределением; обязательствомпридерживаться законов и защитой клиента; принципом равенства и неравнымраспределением ограниченных ресурсов; соотношением между личными ипрофессиональными ценностями. Рассмотрим некоторые из них.
Конфиденциальность иинтересы общества.
Среди социальныхработников отсутствует единое мнение о том, в каких случаях возможно нарушениеправа клиента на сохранение и неразглашение сведений о себе. В то же времясчитается возможным нарушение конфиденциальности в исключительных случаях(например, когда имеется возможность нанесения вреда клиентом другому человекуи др.).
Необходимость говоритьправду и интересы клиента.
Большинство социальных работников считают, чтоправдивую информацию нельзя искажать или скрывать от клиента, хотя некотораячасть социальных работников придерживается мнения о возможности отступления отэтого правила в некоторых ситуациях.
Обязательствопридерживаться законов и защита клиента.
Большинство социальныхработников считают недопустимым игнорирование законов и постановлений, хотя частьих коллег считает возможным нарушение законов и этических норм в интересахблагополучия клиента.
В каждом отдельномслучае, прежде чем принять решение, социальный работник должен взвеситьобязательства перед клиентом, работодателем, профессией и обществом.Вышеприведенные примеры наглядно показывают сложность и неоднозначностьдеятельности социальных работников. Поэтому важным условием ее успешного иадекватного выполнения является высокая духовно-нравственная культурасоциальных работников.
Таким образом, институтсоциальной работы, в качестве гаранта социальной помощи нуждающимся людям,призван быть также носителем высокой духовности и нравственности, важнейшимэтическим фактором общественного развития./>
Библиографический список
1. Абу аль Маудуди.Образ жизни в исламе. — М.: Наука, 2010.
2. Бербешина З.А.Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы:проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .
3. Бердяев Н.А.Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.
4. Бердяев Н.А.Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.
5. Вейс Ф.Р.Нравственные основы жизни. — Минск, 2008.
6. Шадриков В.Д.Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. — 2010.- № 2.
7. Гаранджа В.И.Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.
8. Гессен Ю. Историяеврейского народа в России. – М.: Наука,2008.
9. Гуревич П.С.Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
10. Гусейнов А.А.,Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.