Реферат по предмету "Социология"


Досуг богатых и бедных

Федеральноеагентство по образованию РФ
ГОУ ВПОСаратовский государственный технический университет
Институтсоциального и производственного менеджмента
Факультетуправления социальными системами
Кафедраменеджмента туристического бизнеса
Курсоваяработа
По дисциплинеСоциология досуга
на тему:«Досуг богатых и бедных»
Выполнила: ст. каф. МТБ
гр. СКС-31 з/о
Годжаева Э.Б
Проверила:
Отнюкова М.С.
Саратов 2009

Содержание
Введение
Глава 1 Досуг богатых и бедных 
1.1 Досуг бедных
1.2 Досуг богатых
1.3 Туризм как показатель социального статуса
Глава 2 Исследование досуговых предпочтений богатых и бедных
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение
В наступившие тяжелыевремена людям стало трудно выбирать, как провести досуг. Кризис заставляетлюдей работать в два-три раза больше за ту же заработную плату, если не меньше.Человеку совсем не остается времени на себя. Он устает и все чаще досугпринимает пассивную форму. Как бы сказал Лес Хейвуд: досуг стал пониматься какостаточное время. Тяжелая экономическая ситуация в стране резко выделила дваполюса, две страты: богатых и бедных. Но в любые времена человеку свойственноотдыхать. Но как он будет проводить свое время, зависит от многих показателей,в том числе и от уровня жизни.
Данная тема актуальна внаше неспокойное время. Кризис — преступность растет. Народ необходимо чем-тозанять, а то получится как в поговорке: все пороки от безделья. На чтонаправить эмоции и энергию людей, удрученных сложившейся ситуацией? Цельюданной работы является исследование возможностей для проведения досугаполярными стратами, а также их досуговые предпочтения, т.е. какие у людей естьвозможности для проведения досуга и как они хотят провести его на самом деле.
Объектом данной работыявляются богатые и бедные люди. Предметом – досуг данных социальных страт.
Для решения целипоставлены следующие задачи: понять из чего восходят понятия богатые и бедные, т.е.определить кто такие бедные, и кто такие богатые, рассмотреть, как проводятдосуг данные категории людей, рассмотреть туризм как показатель социальногостатуса.
Во второй половине работыбудет проведено конкретное исследование, на основании которого будут выделеныкатегории людей и их досуговые предпочтения и реальные возможности.

Глава 1 Досуг богатых ибедных
Для начала необходимоопределить кто такие бедные, и кто такие богатые. В этом нам поможет понятиесоциальной стратификации. Социальная стратификация – это дифференциациянекоторой данной совокупности людей (населения) на классы и группы виерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низшихслоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий,ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей,власти и влияния среди членов общества[1].
Социальная стратификация- это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, вчастности, бедных, зажиточных, богатых. Неравенство и бедность — понятия, тесносвязанные с социальной стратификацией[2].Стратификацияосновывается на неравенстве. Бедные и богатые не равны по своим доходам,престижу своего рода деятельности, политическому весу. Иными словами, у нихразный ранг, т.е. место в общественной иерархии. Можно говорить о том, чтосоциальная стратификация описывает расслоение людей на классы, а можноговорить, что она указывает, как люди распределяются в социальном пространствев соответствии со своими иерархическими рангами. Основа стратификации —неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей,власти и влияния[3].
Неравенство характеризуетнеравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти,образования и престижа — между различными стратами или слоями населения.Основным измерителем неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Этуфункцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалосьв количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т.д.).
Если неравенствопредставить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеетнаибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Такимобразом, бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей,имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ ксоциальным благам.
Бедность — это не толькоминимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения впоколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтомусоциологи говорят о бедности как особой субкультуре[4].
1.1  Досуг бедных
Переходя к проблематикедосуга, следует подчеркнуть, что его качеством более или менее удовлетворенытолько треть бедных. Хорошими же свои досуговые возможности признали не более5-7 % представителей неблагополучных в материальном плане групп. Чем жезаполнен досуг тех групп населения, которые наиболее заметно различаютсяуровнем своего материального благосостояния?
Как видно на рисунке 1(см. Приложение 1), одни формы заполнения досуга доступны практически каждомуроссиянину (телевидение, чтение газет, домашние заботы, хобби, религиозноеучастие). Использование других (возможности общения с друзьями, некоторыедомашние увлечения, связанные с определенными дополнительными затратами, –книги, музыка, видео, компьютер, самообразование, посещение театров, кино,концертов) с разной степенью интенсивности сокращается по мере движения вниз посоциальной лестнице. Целый ряд способов проведения свободного времени длябольшей части населения оказывается при этом просто недоступным. В первуюочередь это относится к различным формам активного досуга вне дома,удовлетворению потребностей в полноценной социальной, культурной и общественнойжизни. У тех, кто беден, отсутствуют (а у населения в целом – заметно сужены)возможности использования развлекательных, рекреационных, развивающихкомпонентов внедомашнего отдыха и досуга.
Что еще касается бедных,для них возможности ведения активной социальной жизни вне дома не только нерастут, но по некоторым позициям даже все более сужаются (платные развлечения,посещение культурных мероприятий).
Как показалоисследование, соотношение разных типов досуга качественно различается упредставителей полярных социальных слоев. Например у бедных эти показателивыглядят так: приверженцы активного досуга — 19,6 %; традиционного – 56,8 %; ипростого – 23,6 %.
Именно в группе бедных (итолько у них) за последние годы обнаруживается заметное снижение планкисобственных духовных притязаний. По причине острых материальных затрудненийлюди начинают отказываться от того стиля и образа жизни, который для нихявлялся наиболее предпочтительным в недавнем прошлом, то есть они отказываютсяот важнейшего компонента собственной социальной идентификации и постепенно нетолько опускаются на дно в материальном плане, но и деградируют в личностномотношении. Начиная с 2000 г., в группе беднейшего населения России ощущаетсярезкое падение интереса к самообразованию, искусству, литературе (почти на 20%). Свыше 80 % бедных интеллектуалов, любящих театр, не могут себе позволитьпосещать спектакли, до 90 % любящих изобразительное искусство не посещаютмузеев и выставок, та же доля бедных любителей современной и классическоймузыки лишена возможности ходить на концерты. При этом только треть богатыхинтеллектуалов, заявляющих о любви к данным видам искусства, по тем или инымпричинам не посещает театров, концертов, музеев и выставок[5].
1.2  Досуг богатых
Надо сказать, что формыпроведения свободного времени за годы рыночных реформ претерпели определенныеизменения, однако эти изменения в разной степени затронули различные социальныегруппы. Так, у наиболее благополучной части российского населения, начиная с 1999 г., отмечается практически двукратный рост таких видов внедомашней досуговой активности, какпосещение кафе, баров, ресторанов, полуторакратный рост посещаемости концертов,кино, выставок, музеев, опережающими темпами в сферу домашнего досугавнедряется компьютер, Интернет, не слишком явно, но неуклонно возрастаетобщественный и политический компонент досуга (участие в деятельности клубов,ассоциаций, посещение собраний). У населения в целом эти изменения присутствуютв очень незначительной степени.
Также в благополучныхслоях населения отмечается падение интереса к телевидению, особенно в егоразвлекательном варианте.
Что можно сказать ораспределении типов досуга: у богатых число приверженцев активного досугасоставляет 80,7 %, традиционного – 15,6 % и простого – 3,7 %.
Вообще, хорошими своидосуговые возможности признали до 70 % богатых людей[6].
Богатые болееразнообразно проводят свой досуг, чем бедные. Это касается занятий кактребующих, так и не требующих дополнительных расходов. Богатые в полтора разачаще читают и периодику, и книги, в 5 раз чаще посещают учреждения культуры, в2,2 раза чаще ходят на спортивные мероприятия, почти вдвое чаще играют намузыкальных инструментах или поют, рисуют.
Из всего выше изложенногоможно сделать вывод. Большинство занятий в свободное время, причем даже тех,что не требуют финансовых вложений, бедных привлекают реже. Их свободное времяпроходит менее увлекательно, они реже задумываются о его смысле и не выражаютособой неудовлетворенности им, то есть в целом не собираются изменять этоположение. Бедные реже говорят о хобби, о чтении, саморазвитии, общении, большевнимания уделяют зрелищам, собственно отдыху, несмотря на то, что доли “очень”и “не очень” устающих после работы среди богатых и бедных примерно одинаковы.
Тем не менее на вопрос:“Если Вы хотите приятно провести вечер, как Вы скорее всего поступите?” –большинство опрошенных, независимо от их доходов, ответили, что “проведут времяс гостями”. Значит, под “приятным времяпрепровождением” россияне прежде всегопонимают “живое” общение.
Итак, в развитии досуганаблюдаются две противоположные тенденции. Одна – в его упрощении, обеднении.Значительная часть опрошенных воспринимают доступные им формы досуга каквынужденные, что оборачивается острым чувством скуки, тоски, одиночества. Улюдей резко снижается ощущение свободы выбора. В своих крайних формах упрощениедосуга приводит к тому, что люди вообще не знают, чем им заняться в свободноевремя.
Однако есть и другаятенденция – к усложнению, возвышению форм досуга. Ее можно определить кактенденцию саморазвития личности. Она связана с переживанием ощущения, чтоличностные возможности расширяются, важное место начинают занимать образованиеи самообразование, туризм, путешествия[7].
Как видим, различныегруппы населения обладают абсолютно разными возможностями включиться всоциальную жизнь, практиковать активный досуг вне дома. Эмпирические данныеоднозначно указывают на то, что тип досуга и отношение к своему свободномувремени становятся неотъемлемыми чертами принадлежности к определенномусоциальному слою[8].
1.3  Туризм как показатель социальногостатуса
Что в наше время нужночеловеку кроме как денег? Наверное, возможность самоутверждения, признания. Вданной главе мы рассмотрим, как туризм может построить личную идентичность,т.е. как путешествия могут оформить социальный статус человека.
Начиная с 1970-х годов,по мере того, как индустриальные общества Запада сменялись постиндустриальными,работа как основной социальный признак стала уступать место досугу. На смену«профессии» как определяющей характеристике социального статуса пришло понятие«жизненный стиль», объединяющее тип труда, досуга, семейного положения, местажительства и уровня потребления. Работа свелась лишь к средству получениядоходов – безличному и отчужденному, а большинство жизненных ценностей(«спонтанность», «интимность», «творчество») оказались сосредоточенными вне ее– в кругу семьи, в сфере досуга (хобби, занятия спортом, организация отпуска).
Вот что пишет британскийсоциолог Джон Урри в книге «Взгляд туриста: отдых и путешествия в современныхобществах»: «Путешествия сегодня занимают 40 % свободного времени. Если люди непутешествуют, они теряют статус: путешествия стали признаками статуса.Важнейшим элементом современной жизни стало убеждение, что путешествия иотпуска необходимы». Поскольку ценности этого сравнения имеют тенденциюстановиться ценностями всего общества, проведение отпуска вдали от дома ужеявляется не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой,обязательной к исполнению. Современный туризм представляет собой сложный ритуалсо своим жестко разработанным сценарием, за отступление от которого туристподвергнется критике со стороны своих собратьев. Если американец отправляется вЕвропу, он «должен увидеть» Париж, а в Париже Эйфелеву башню и Лувр, а в Лувре– Венеру Милосскую и Мону Лизу.
Подобная обязательностьраспространяется не только на приятный, но и на «отрицательный» туристическийопыт. Если житель Среднего Запада приезжает на Юг узреть «диких индейцев», онрасстраивается, когда выясняет, что продемонстрированные ему в качестве «диких»индейцы в свободное время от работы «индейцами» ходят в европейской одежде исмотрят по спутниковому телевидению новости CNN.
Однако, несмотря начастые разочарования нынешний турист продолжает стремиться к неизведаннымкрасотам природы и культуры.
Граждане России получиливозможность путешествовать не так уж давно. Советский опыт таких поездок заграницу был связан с унижением, слежкой и попыткой государства формироватьвпечатления путешественников. Совершать путешествия – одно из основных видимыхзавоеваний «перестройки» — для большинства обывателей гораздо болеесущественное, чем двусмысленная свобода слова и мало кому понятнаямногопартийность. В условиях скудной обеспеченности жильем и не устоявшейсяпрофессиональной «табели о рангах» отпуск за границей стал определяющимклассификационным признаком формирующегося в России среднего класса.
Но для того чтобысформировать статус мало самого факта путешествия, необходимо как-тотранслировать окружающим собственные впечатления. Этим целям служат привезенныеиз поездки сувениры, фотографии и любительские видеофильмы. Складывающиеся нанаших глазах виртуальные сообщества путешественников – это своеобразныйсветский салон, где обсуждается «мода сезона», оттачиваются нормы поведениянового российского среднего класса, принимаются коллективные решения о том, чтосоответствует, а что не соответствует этим нормам, и кого, следовательно, можновключить в число «своих».
В Интернет многиеучастники стремятся не только поделится своими впечатлениями, но ипродемонстрировать свое превосходство над окружающими. Автор одного рассказа,описывая поездку в Турцию, долго оправдывался за столь «простонародный» выборнаправления: «В некоторых кругах отдыхать в таких странах, как Турция, Египетили Тунис, считается неприличным…». Читателей задел откровенный снобизм рассказчиков.Участники форумов очень часто критикуют авторов рассказов за это, усматриваяснобизм, в том числе и в завышенных требованиях к сервису: «К сожалению, увыходцев из бывшего СССР очень много снобизма и высокомерия – мол, подай-ка наза наши деньги ВСЁ…» «ЭТО снобизм? А если я целый год трудился на шахте, чтобыотдохнуть по-человечески в 5-звездочном отеле, а меня запихивают в 2 звезды, вномер с видом на помойку?»
Отношение к отдыху уавтора последней реплики типичное для большинства россиян. Китайский социологВанг описывает похожий феномен пикового потребления, когда скромный, экономныйи во многом себе отказывающий человек на отдыхе стремится стать «королем начас», сорит деньгами и пускает «пыль в глаза» окружающим. И капризы, завышенныетребования и претензии к сервису являются неотъемлемой частью этойповеденческой модели.
Объяснение данногофеномена – в желании недельку пожить не так, как дома, а другой жизнью – вроскоши с предупредительными слугами и горничными, которых необходимо«распекать»[9].
Делаем вывод: человекедет в путешествие с целью доказать себе и другим, что он стоит этого, что унего есть возможность позволить себе это путешествие. В путешествии человексамоутверждается благодаря усердным слугам и «бедным» горничным. У себя народине им руководят, командуют, может быть и унижают, даже кричат – а здесь, вдругом месте он входит в эту роль главаря и руководителя. Такой человек неосознаннопоступает так: «Как меня мучили на работе – так и я буду мучать». Ну ипоследний момент в признании себя – это фотографии, сувениры из далекой страны.Материальный факт пребывания «замученного рабочего» в дивной стране.
Итак, туризм можноназвать одной из категорий формирующей представление индивида о себе ипредставление общества о нем. Путешествуя, человек реализуется как личность идоказывает это всем остальным.

Глава 2 Исследованиедосуговых предпочтений богатых и бедных
досугсоциальный статус
В апреле 2009 года вгороде Саратове было проведено социологическое исследование на тему досуговыхпредпочтений и реальных возможностей в проведении досуга богатых и бедных.Методом исследования было выбрано анкетирование. Целью исследования быловыявление досуговых предпочтений богатых и бедных и выяснение вопроса: чем насамом деле занимаются данные страты?
Всего было опрошено 43человека. Из них мужчин – 14 человек, женщин – 29. Были опрошены люди возрастомот 19 до 67 лет.
Для начала надо былоразложить анкеты по стопкам дохода: «маленький (5-10 тыс. руб)», «средний(11-25 тыс. руб)» и «высокий (26 тыс. руб и выше)». Получилось соответственно:11 человек, 23 человека и 9 человек. Отсюда можно сделать вывод, чтобольшинство опрошенных живут в семьях со средним доходом. Далее мы увидим, чтоможет отсюда вытекать.
На вопрос как выпроводите свое свободное время, первая группа ответила: 6 человек ответили, чтоони проводят свое свободное время за просмотром телевизора, 4 занимаются своимхобби, 4 ходят в театр и на концерты, 3 занимаются самообразованием, 2ответили, что просто лежат на диване. Можно сделать вывод: этого и следовалоожидать, люди с низким доходом вряд ли могут себе позволить клуб или ресторан.
Вторая группараспределилась так: 20 человек проводят время с друзьями, 12 человек сидят закомпьютером, 12 человек читают книги и занимаются самообразованием, 6занимаются своим любимым делом (хобби) и 6 ходят в театры и на концерты. 5ходят в клуб или казино и 2 занимаются спортом. Какой можно сделать вывод: людисо средним заработком стараются больше времени проводить с друзьями или дома,но, уже занимаясь разными делами: кто за компьютером, кто за книгой. 6 человекпосвящают себя хобби. Это сравнительно низкий показатель для среднего класса,как это можно объяснить. Либо у людей нет времени, либо нет денег, либо простонет хобби. Такие люди чаще всего думают о повышении квалификации и в свободноевремя либо повышают ее, либо отдыхают за компьютером. Возможно для них хоббиявляется пустой тратой времени.
Казалось бы, денегпобольше и можно сходить в клуб, но все-таки «средний класс» предпочитаетклубам театры. Спортом занимаются лишь 2 человека, это говорит о том, что улюдей либо просто нет сил после работы, либо они считают это не нужным.
Третья группараспределилась так: все 9 человек проводят время с друзьями, 7 занимаютсясамообразованием, 5 занимаются спортом, 5 любимым делом, 2 ходят по клубам и 3по театрам. Лишь 1 человек предпочитает полежать на диване. Вывод: опять друзьяна первом месте. Говорят деньги портят людей и они стараются больше временипровести с драгоценными друзьями. 7 человек занимаются самообразованием –«новые русские» постигают языки или повышают квалификацию или просто читаюткниги. 5 – занимаются спортом – скорее всего это чисто символический поход пофитнес-клубам, для поддержания статуса. Но так же возможен вариант, что у людейпоявилась возможность следить за своим здоровьем, за своим весом, быть может онзанимается спортом дома, а может просто делает зарядку с детьми. Но факт в том,что богатые люди занимаются спортом чаще всех остальных страт. Наверное, потомучто у них есть на это возможность. Половина из опрошенных богатых людейпредаются в свободное время любимому делу – хобби. Скорее всего, это так жеможно обосновать имеющимися возможностями. У человека есть деньги – он можетсебе позволить скупать древние монетки или творчество местного художника. Какоказалось клубы не так популярны среди богатой прослойки населения. Только 2человека ходят туда: девушка 26 лет и мужчина 42-х лет.
3 человека посещают театр– все-таки культурная программа больше привлекает богатых людей, чем дискотека.
Следующий вопрос: как бывы хотели провести свое свободное время?
Первая группараспределилась так: 10 человек хотели бы ходить в театр и на концерты, 8 –пройтись по магазинам, 5 занялись бы хобби и по 2 человека ответили: в клубе, вказино и почитать. Вывод: оказывается, люди с низким заработком не рвутся вклуб или в казино, они хотят ходить в театр. Замечено – люди пенсионного возрастапредпочли бы театр, а молодые люди и театр, и концерты. Приятно видеть, чтомолодежь желает посещать культурные учреждения, но, к сожалению, не имеетвозможности, а может просто нет желания.8 человек хотели бы опустошитьмагазины. Покупать, и не важно что, здесь главное тратить, приобретать.Общество потребления, здесь проявляется желание тратить деньги, чувствовать,что они есть, что их много. Половина осталась бы при своем любимом деле, усаратовцев наверное очень цепкие хобби, раз люди не хотят с ними расставаться,даже если у них появятся деньги или другие возможности, — они все равнопредпочтут хобби чем поход в клуб. Но от вкусной пищи никто не откажется: вразделе «другое» 3 человека написали кафе, ресторан или бар.
Вторая группараспределилась так: 20 человек предпочли бы посидеть в ресторане или в клубе,13 – пройтись по магазинам, 12 – сходить в казино, 10 – в театр, трое занялисьбы любимым делом и еще трое почитали. И только 2 человека стали бы смотретьтелевизор. О чем это говорит. Средний класс хочет встряхнуться, отойти от серыхбудней и стен офиса – они рвутся потратить деньги в ресторане, в магазине или вказино. 10 человек – почти половина решили продолжать окультуриваться, но еслисравнить, что на самом деле в театр ходят 6 человек, то можно сделать вывод,что 4 человека хотят туда ходить, но не считают это возможным. А вот хоббирешили забросить. Уж лучше провести время сытым и довольным, наигравшимся вказино, чем предаться любимому и столь привычному делу. Именно эта обыденностьи является причиной смены приоритетов. 2 человека не могли ничего придумать,либо копят деньги на долгожданный отпуск.
Третья группараспределилась так: 8 человек – казино, 8 – магазины, 2 – в театр, 3 – наконцерт и 4 человека кроме остальных ответов еще дописали что-то вроде «хочетсячего-то необычного», например, «попрыгать с парашютом» или «поиграть впейнт-бол». Какой можно сделать вывод. Богатым людям тоже такоевремяпрепровождение приелось, хотя почти все предпочли бы казино и магазины. Икак оказалось 1 человек отказался от театра, только 2 остались им верны.
Следующий вопрос: какуюсумму вы готовы еженедельно потратить на свой отдых? В первой группе почти всеготовы потратить от 100 до 1000 рублей, только 2 человека желают отдохнуть наширокую ногу от 2000 до 5000 рублей – возможно, они неправильно поняли вопрос.Люди со средним заработком готовы в неделю тратить: до 5000 рублей — 4 человекаи 19 человек до 1000 рублей. Вывод – средний класс экономит на своих уикендах.И наконец, третья группа. Все дружно ответили, что готовы тратить в неделю от1000 до 5000 рублей. Можно сделать вывод, что богатые не особенно жаждутпотратить свои деньги.
Как вы обычно проводитесвой отпуск? Первая группа ответила так: из 11 человек – 5 проводят на даче, 5в черте города, 5 – никуда не выезжают, 1 – на турбазах. Поскольку средиопрошенных в данной группе большинство составляют пенсионеры, вопрос про отпускможно было бы назвать некорректным. Но все равно пожилые люди писали про дачу.Здесь все понятно, старые люди больше желают быть в тишине и на свежем воздухе,большинство из них не может себе позволить турбазу, санаторий и уж тем болеекурорт. Поэтому они едут на дачу, еще им нравится покопаться в земле, некоторыеживут за счет огорода – картофель, капуста, свекла, соленья и на продажу. Такжев графе другое 2 человека отметили, что едут домой. Это студенты, отдельнаяподкатегория людей с низким заработком. Необходимо повидаться с родителями,помочь им, встретиться с друзьями. В целом данная группа проводит свой отпускочень экономно, и даже пытается на нем заработать (продажа яблок, подработкастудентами).
Вторая группа: 10 человекпроводят свои отпуск на даче, 8 – на турбазах, 6 – на российских курортах, 4 –в санаториях, 2 – за границей, 2 – в черте города. Средний класс предпочитаетспокойно позагорать на даче, это не требует лишних затрат, и ехать далеко ненадо, а если еще маленькие дети, то дача — лучший вариант для проведенияканикул. 8 на турбазах и 4 в санаториях – пережитки советских времен, какоказалось, даже в наше время актуальны. Поправить здоровье, сделать недорогойпилинг — это может себе позволить средний класс в санаторно-курортныхучреждениях. 6 едут отдыхать на отечественные курорты – это и не дорого, ипоближе к морю, к Европе. 2 человека могут себе позволить заграничный отпуск.Это очень мало, среди среднего класса могло быть и побольше. Можно сделатьвывод, что саратовский средний класс экономит на загранице и предпочитаетотечественные курорты. 2 человека вообще отдыхают в черте города, возможно, онив это время посещают досуговые учреждения родного города, или купаются нагородском пляжу.
Третья группа: все, изопрошенных данной группы отдыхают на российских курортах, 4 человека отдыхаютзаграницей, 6 в санаториях, 3 на даче. Данная группа легко может себе позволитьзаграничные курорты, но все-таки предпочитают российские. Хотя половина из нихнередко бывала и заграницей. 6 – отдыхает в санаториях, здоровье важно длявсех, не зависимо от уровня дохода. 3 на даче, т.е. постоянно саратовскиебогачи на даче не отдыхают.
Следующий вопрос: где бывы хотели провести свой отпуск? Первая группа распределилась так: 8 человекотправились бы в путешествие по мировым достопримечательностям, 3 – на дорогомпляжу, 2 – на даче. 2 человека – мужчина 67 лет и женщина 66 лет предпочли быпровести это время на даче. В личном интервью они сказали, что зачем куда-тоехать, когда и в наших краях очень много красивых мест, да и огород поливатьнадо. Эта ригидность пожилых людей не позволяет им перемещаться на далекиерасстояния, даже в своем воображении. Бедные слои населения, прожив много лет внебольшой квартирке, мечтают увидеть большой и красивый мир, с величайшимидостижениями культуры.
Вторая группараспределилась так: 20 человек поехали бы в тур по мировым достопримечательностям– скорее всего это объясняется, так же желанием убежать от серых будней,сменить обстановку, окультурить себя. 10 – хотели бы отдохнуть на дорогом пляжу– типичный пример пикового потребления. Двое написали, что желают оказаться нанеобитаемом острове — крайнее проявление желания убежать от суеты. Этим людямнастолько все стало пресным, что они жаждут оказаться в роли Робинзона. 9пожелали взять экстремальный тур – это объясняется жаждой острых ощущений.Можно сделать вывод, что среднему классу не хватает ярких, новых эмоций.
Третья группа: 5 взяли быэкстремальный тур – богатые люди могут себе позволить традиционныекультурно-познавательные туры, возможно культурная программа им уже приелась иим действительно хочется острых ощущений, вот они и лезут на высокую гору илиспускаются по горной реке. 3 пожелали отдохнуть на дорогом курорте – наверное,для поддержания статуса богатого человека. 3 хотели бы оказаться на необитаемомострове, уставшие от казино, суеты бизнеса, эти люди хотят убежать от цивилизации.
Следующий вопрос: какуюсумму вы готовы потратить за время летнего отдыха? Первая группа большинствомответила 5-10 тыс.рублей. Оно и понятно. Если ваш доход на семью составляетлишь 5-10 тыс рублей, то и отдых они могут себе позволить на эти же деньги,если не меньше. Вторая группа большинством в 14 человек ответили, что готовыпотратить на отдых 5-10 тыс. руб. – можно сделать вывод о том, что среднийкласс пока еще не готов тратить крупные суммы денег на отдых. Хотя чуть меньшеполовины в среднем классе готовы отдать 11-20 тыс. руб. на отдых. И третьягруппа в большинстве готова потратить 11-20 тыс. руб., два человека готовыотдохнуть на сумму 21-30 тыс. руб. и еще два человека готовы основательнопотратиться на своем отпуске, отдав 31-60 тыс. руб. Почти не все богачи готовыотдать хорошие деньги на отдых. Но такие имеются, ведь путешествуя на такиеденьги, они поднимаются в глазах окружающих.
Как часто вы бываетезаграницей? В первой группе два человека в графе «другое» отметили, что они всвое время побывали заграницей и не раз. Так сказали пенсионеры. Что говоритсегодняшняя статистика? Все 11 человек написали, что не бывают заграницей.Вторая группа выезжает из России: раз в два года – 6 человек, один раз в год –12 человек, два раза в год – 5 человек, двое из которых отметили, что выезжаютпо работе или для повышения квалификации. Третья группа: один человек написал,что ездит заграницу более 5 раз в год – «работа такая». Но в основном богачипутешествуют 1 раз в год. Они тоже работают, и отпуск у них в год один, нодовольно-таки длительный, в котором они могут посетить много стран. Они так иделают.
Курорты каких странпредпочитаете? Первая группа: 7 человек в графе «другое» написали, что не могутпозволить себе курорты, и в то же время 4 предпочитают курорты России и 2европейские курорты.
Последний вопрос: хотелибы вы тратить больше денежных средств на свой отдых? Первая группа: 3 человекаотметили, что их все устраивает – мы уже говорили о ригидности пожилых людей,они ничего не хотят менять, пусть остается все как было, все равно они считаютсоветское время самым лучшим временем для путешествий. И 8 человек хотели быполностью поменять свой досуг. Жизнь бедняка устраивает далеко не всех и такиелюди, ждут перемен в своей жизни. Вторая группа: 12 человек хотели бынезначительно улучшить свое времяпрепровождение. Это хорошо, что они считаютсвой досуг хорошим, и еще лучше тот момент, что они хотят его улучшить –развитие – это ступень эволюции. 9 человек хотят полностью изменить свой досуг.Они хотят добавить в жизнь красок, побольше денег и, как думают они, все станетхорошо, и жить станет веселей. На самом деле от себя не убежишь, и большиеденьги вложенные досуг большого счастья этим людям не принесут. И двоих человекв своем досуге все устраивает. Наверное, они очень хорошо устроились и довольнысобой и своим досугом.
Третья группа: 5 человекхотят немного улучшить свой досуг. Прибавить острых ощущений, как об этомговорилось выше, этим людям также надоела обыденность. Правда, о таких говорят«с жиру бесятся», но это им решать. И 5 человек все-таки хотят чуточку изменитьсвой досуг. Четырех человек все устраивает. Возможно, они тоже хорошоустроились и довольны жизнью.

Заключение
Богатый или бедный – всемы любим отдыхать. Но как? К сожалению, у бедных чаще всего отсутствуетвозможность, они не в состоянии осуществить желаемое. Но существуют такие формыдосуга, которые могут быть доступны широкой массе людей из разных страт. Этоволонтерство, благотворительность, посещение кружков, Дворцов Культуры,бесплатных выставок, участие в митингах, участие в различных конкурсах и вжизни учебного заведения, и т.д.
Делит людей на бедных ибогатых количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги.
Если неравенствопредставить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеетнаибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ.
Бедные люди все чащестали себя ограничивать в досуге. Следует подчеркнуть, что качеством досугаболее или менее удовлетворены только треть бедных. Хорошими же свои досуговыевозможности признали не более 5-7 % опрошенных. Целый ряд способов проведениясвободного времени для большей части населения оказывается недоступным. Впервую очередь это относится к различным формам активного досуга вне дома,удовлетворению потребностей в полноценной социальной, культурной и общественнойжизни. У тех, кто беден, отсутствуют (а у населения в целом – заметно сужены)возможности использования развлекательных, рекреационных, развивающихкомпонентов внедомашнего отдыха и досуга.
Некоторые домашниеувлечения, связанные с определенными дополнительными затратами, – книги,музыка, видео, компьютер, самообразование, посещение театров, кино, концертов –также уходят в небытие для бедного человека.
У богатых отмечаетсядвукратный рост таких видов внедомашней досуговой активности, как посещениекафе, баров, ресторанов, полуторакратный рост посещаемости концертов, кино,выставок, музеев, опережающими темпами в сферу домашнего досуга внедряетсякомпьютер, Интернет, не слишком явно, но неуклонно возрастает общественный иполитический компонент досуга (участие в деятельности клубов, ассоциаций,посещение собраний). Зато падает заинтересованность в просмотре телевизора,особенно развлекательных программ.
Туризм как показательсоциального статуса широко распространен среди среднего класса. Это в основном«белые воротнички», менеджеры, люди не привыкшие командовать, но так долгомечтавшие об этом. И вот им предоставляется такая возможность на курорте. Гдеони могут свободно управлять обслуживающим персоналом и чувствовать себякоролем. Также человек самоутверждается в путешествии, доказывая себе и другим,что он смог скопить деньги и купить дорогой тур. А чтобы доказать обществу, чтотур был дорогим, человек должен привезти из путешествия доказательства этого:сувениры и фотографии, возможно одежду. Тогда все увидят, что он побывал в этойстране, и вернулся – жив – здоров, и счастлив, и готов к новой работе. Итак,туризм также помогает обществу понять: кто богатый, а кто бедный. То есть онможет являться одной из категорий для социальной стратификации.

Список использованныхисточников
1. Добреньков В. И., Кравченко А. И.Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 624 с.
2. Кравченко А.И. Социология: Учебникдля студентов вузов.— М.: “Академический Проект”, Издательская корпорация“Лотос”, 1999.-382с.
3. Социология. Учебно-методическийкомплект / Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний. – 2006г
4. Фенько. Туризм как показательсоциального статуса. Социс., № 2., 2007 г.
5. ps.1september.ru/article.php?ID=200202014
6.www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros705.html

Приложения
Рисунок 1
Виды занятий во времядосуга богатых и бедных слоев, в %
/>

Приложение 2
Анкета
Здравствуйте! КафедраМенеджмент туристического бизнеса Саратовского государственного техническогоуниверситета проводит социологический опрос на тему досуг «Досуг богатых ибедных» и мы будем крайне признательны, если вы уделите немного своего времении ответите на наши вопросы. Исследование проводится анонимно. Полученные данныебудут переданы в Министерство по физической культуре, спорту и туризму и будутучтены в их дальнейшей деятельности.
Ответ, с которым высогласны отметьте галочкой. Пожалуйста, не пропускайте вопросы.
1. Ваш пол: мужской __ женский__
2. Ваш возраст ________лет
3. Семейное положение_________________
4. Ваше образование:начальное __ среднее __ среднее специальное __
Незаконченное высшее __ высшее__
5. Есть ли у вас дети______
6. Если есть укажите ихвозраст ____________
7. Место вашегожительства ____________________________________
8. Уровень вашего доходана семью: маленький (5-10 тыс. руб) ___, средний (11-25 тыс. руб) ___ ивысокий (26 тыс. руб и выше) ___.
9. Как вы проводите своесвободное время?
Смотрю телевизор, слушаюрадио ___
У меня есть хобби ___
Читаю книги, занимаюсьсамообразованием ___
Провожу время с друзьями___
Хожу в клуб, ресторан,казино ___
Хожу в театр, на концерты___
Занимаюсь спортом ___
Лежу на диване ___
Сижу за компьютером, вИнтернет ___
Другое__________________________________________________
10. Как бы вы хотелипроводить свое свободное время?
В клубе, ресторане ___
Займусь любимым делом ___
Пройдусь по магазинам ___
В казино ___
Почитал (а) ___
Посмотрел (а) телевизор___
Сходил (а) на концерт ___
Сходил (а) в театр ___
Другое__________________________________________________
11. Какую сумму Вы готовыеженедельно потратить на свой отдых?
От 100 до 1000 рублей ___
От 2000 до 5000 рублей___
От 6000 и выше ___
12. Как Вы обычнопроводите летний отпуск?
Дома, никуда не выезжаю___
В черте города ___
На даче ___
В санаториях ___
На турбазах ___
На российских курортах___
Заграницей ___
Другое__________________________________________________
13. Где бы Вы хотелипровести свой отпуск?
На даче ___
На необитаемом острове___
На дорогом курорте ___
В санатории ___
Поехал (а) бы впутешествие по мировым достопримечательностям ___
Дома ___
Взял (а) бы экстремальныйтур ___
14. Какую сумму Вы готовыпотратить за время летнего отпуска?
Не имею возможноститратить деньги на отпуск ___
5-10 тыс. руб. ___
11-20 тыс. руб. ___
21-30 тыс. руб. ___
31-60 тыс. руб. ___
60 тыс. руб. и выше ___
15. Как часто вы бываетеза границей?
2 раза в год ___
1 раз в год ___
1 раз в 2 года ___
Не бываю за границей ___
Другое__________________________________________________
16. Курорты каких странпредпочитаете?
Россия ___
Украина ___
Турция ___
Египет ___
Европейские курорты ___
Другое__________________________________________________
17. Хотели бы Вы тратитьбольше денежных средств на свой отдых?
Нет, меня все устраивает___
Да, я хотел (а) бынезначительно улучшить свой досуг ___
Да, я хотел (а) быполностью поменять свой досуг ___
Большое спасибо заучастие в нашем опросе!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :