Тема: .
План :
1. Происхождениегосударства
2. Признакигосударства
3. Формыгосударства
4. Политическиережимы
5. Гражданство
Введение
Любое государствосоздается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организациисамозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит взависимостикаких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
Государство представляет собой совокупность людей,соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона исоздавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними инаказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господскихвладений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическуювласть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы длярегулирования и сохранения собственности, а также право применять силу обществадля исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Кризис политической властив России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическоегосударство. СССР существовал за счет жесткой идеологии, тоталитарного режима.Когда же Горбачев попытался привнести демократические принципы (реально),советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела ктому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобратся хотя в понятиисамого государства и выяснить наличие государственных перспектив у России.
1. Происхождение государства
В результате эволюционного развития человек дляудовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовыхживотных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной напреобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход кпроизводящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениямобщественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла иобособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
Такие крупные события в общественной жизни имели стольже крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла рольмужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним.В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родствоуже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было,пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальныесемьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. Свозникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступилчеред неизбежной при разделении труда специализации, повышения егопроизводительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительноститруда обусловил появлению экономической возможности для товарообмена иприсвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности,социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождениягосударства.
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли вобществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вгосударствоведении. Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами.Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересыразличных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых,никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразиивыполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих,государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление»[1].
Рожденное обществом, его противоречиями, государствосамо неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность исоциальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать егоцелостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленныепотребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К.Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формойгражданского общества, выражает и официально представляет данное общество вцелом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества,выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно являетсяполитической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом.Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитиецивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществегосударство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет своюдеятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращаетсяв орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовыйхарактер. Именно в этом наиболее проявляются противоречивая природа исоциальная роль государства.
История государства неотделима истории общества. Оновместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого кразвитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитогогосударства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должногоразвития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, кполитической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенногоуровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране наоснове экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людямцивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономнойличности»[2].В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается ихсоциальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не самопо себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разныхэпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно изсамых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонниеграни, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ееможно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных егосвязях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества,максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
Познание государства и права следует начинать свопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческогообщества существовал этот социальный институт или же он появился наопределенном этапе развития общества. Только такой методологический подход,реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появлениягосударства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущихорганизационных форм жизни общество.
Внастоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытномобществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывалопериод примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось какпредыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческомдиапазоне в жизни человечества.
Крометого, если для 19- начала 20 века был характерен в основном евроцентристскийвзгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторыхприлегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись навесь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного осмысления оказаласьвовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и правастановится, таким образом, действительно логическим обобщением историивсепланетного государственно-правового развития общества.
В этом новом понимании первобытного обществапрежде всего следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества,периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само этообщество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую,археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность«представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся нановых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежейразвития первобытного общества «неолитическую революцию»»[3].
Это понятие висторическую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века,характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел вовсех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего кпроизводящему хозяйству.
2. Признаки государства
Государствовсех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторическихпризнаков и функций. К ним относятся: обязательное формирование правящих сил натой или иной социальной и классовой основе; наличие характерной политическойорганизации — политической системы, структур центральной и периферийной властии отношений между ними; обязательное расширение государственной территории всвязи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств передстраной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластнуютерриторию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономическиеотношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополиянеэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные длявсех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять ивзымать налоги и сборы, выпускать займы и т.д.
3. Формы государства
ФОРМАГОСУДАРСТВА— сложное общественное явление, которое включает в себятри взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственногоустройства и форму государственного режима. В различных странах государственныеформы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мереобщественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь вовзаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств,особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Государственный режим — важнейшаясоставная часть политического режима, существующего в обществе. Политическийрежим -понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методыгосударственного властвования, но и характерные способы деятельностинегосударственных политических организаций ( партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут бытьдемократическими и антидемократическими ( тоталитарные, авторитарные,расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данномупризнаку является демократизм форм и методов осуществления государственнойвласти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия;для феодализма — и неограниченная власть феодала, монарха и народное собрание; для современного государства — и тоталитаризм, и правовая демократия .
Идеальных демократических формгосударственного режима в реальной действительности не существует. В том илиином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методыофициального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты,присущие той или другой разновидности государственного режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические режимы — характеризуются следующими признаками :
* определяет характер государственной власти — этосоотношение государства и личности ;
* антидемократический режим характеризуется полным(тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни:экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальнымстроением ;
* ему свойственно огосударствление всех общественныхорганизаций ( профсоюзов, молодежных, спортивных и др. );
* личность в антидемократическом государствефактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могутпровозглашаться даже в конституциях ;
* реально действует примат государства над правом, чтоявляется следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовыхначал в общественной жизни ;
* всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;
* игнорируют интересы государственных образований,особенно национальных меньшинств ;
* не учитывает особенностей религиозных убежденийнаселения .
Антидемократический режим можетустанавливаться как при монархической, так и при республиканской формеправления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он несогласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильнойцентрализации государственной власти, авторитарный режим не соглашается сбуржуазным федерализмом.
4.2.Демократический режим
Демократический режим складывается вправовых государствах. Они характеризуются методами существования власти,которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическуюзащищенность ее прав, интересов . Конкретно режим демократической властивыражается в следующем :
Þ режим представляет свободу личности в экономическойсфере, которая составляет основу материального благополучия общества ;
Þ реальная гарантированность прав и свобод граждан,их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активноучаствовать в культурных, научных и других общественных организациях ;
Þ создает эффективную систему прямого воздействиянаселения страны на характер государственной власти ;
Þ в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охранойправосудия ;
Þ власть в одинаковой степени обеспечивает интересыбольшинства и меньшинства ;
Þ основным принципом деятельности демократическогогосударства является плюрализм ;
Þ государственный режим базируется на законах, которыеотражают объективные потребности развития личности и общества .
История знает различные формыдемократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получилрежим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Также существует либерально-демократический режим.
Политические формы современныхгосударств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялисьв конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияниена форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии вВеликобритании, Швеции, Японии и других странах ), условия образованиягосударства ( федеративная форма государства США, Швейцария ), равно как иособенности современного развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства ещебольше возросло в результате распада колониальной системы, когда наполитической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетииполитической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификациигосударственных форм.
Понятие исторического типа связывается сустановлением законо -
мерной зависимости классовой сущностигосударства и права от
экономических отношений, которыегосподствуют в классовом
обществе на определенном этапе его развития.
5.Гражданство
В конституционном правеупотребляются два термина: гражданство и подданство. Первый характеризуетпринадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связьсо своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права иобязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ кгосударственной службе и обязанность платить налоги), а с другой — права иобязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующихгосударственных органов разрешать или не разрешать массовые уличныеполитические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности).Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права иобязанности и личности, и государства. Термин «подданство» применяется вмонархиях. Он отражает личную связь человека с монархом («подданный еговеличества»).
В развитых странах эторазличие на деле носит лишь словесный характер: основы правового положенияличности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации вреспублике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях,в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются какравнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». Вряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления иприменяется лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствахАрабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение:подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается всоответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть суровонаказано.
Большинство населения встранах мира составляют граждане. В некоторых странах Европы (Бельгия,Швейцария, в меньшей степени Германия) проживает значительное количествоиностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, занятой на тяжелой,грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Арабского Востока(Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) законтрактованные на несколько летработники нефтепромыслов (преимущественно из стран Азии) составляют нередкоболее половины численности населения страны (в ОАЭ в начале 90-х годов ихчисленность достигала 80%). Эти работники живут, как правило, в специальныхместах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономическиезабастовки им запрещены.
Граждане государства такжебывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в даннойстране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство всоответствии с установленной законом процедурой, В ряде стран натурализованныеграждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных вданной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда какнатурализованных — можно, В отдельных странах (например, в Бирме) существуетпонятие «ассоциированный гражданин». Это лица, относящиеся кнекоторым национальностям, которые считаются некоренными, Ассоциированныеграждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству, Вмусульманских государствах существует также, как уже отмечалось, различие вправовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.
После заключенияМаастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество вЕвропейский союз, все граждане государств-членов являются гражданамиЕвропейского союза, сохраняя национальное гражданство. Они уже давно избираютЕвропейский парламент, могут теперь участвовать в выборах муниципальныхорганов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями кЕвропар-ламенту и его омбудсману по правам человека. Однако их правовое положениев разных государствах неодинаково, они в основном регулируется внутреннимзаконодательством.
Способы приобретения и утраты гражданства. Существуют два основных способа приобретениягражданства: по рождению — филиация (от латинского слова «филиус» — сын) инатурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органамигосударства; обычно это делается от имени главы государства (президента,монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет дваоснования. право крови и право почвы. Первое означает приобретение ребенкомгражданства родителей независимо от места его рождения. Проблема возникает лишьтогда, когда родители ребенка имеют разное гражданство (например, мать —итальянская гражданка, отец — гражданин Франции), Этот вопрос в большинствестран решается только на основание письменного соглашения родителей о выборегражданства ребенка. Дс. этого он может оставаться лицом без гражданства или(что чаще) может приобрести гражданство по месту рождения. Принцип права почвыприменяется к узкому кругу лиц, преимущественно к тем. гражданство родителейкоторых или родители которых неизвестны, а зачастую к родившимся на территорииданной страны детям граждан другого государства если только родители ненаходились в данной стране по службе (например, дипломаты). В большинствестран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданствапо рождению: и праве крови, и право почвы.Заключение
Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления, формагосударственного устройства, политический режим ) хоть и различны, но все жеотносятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны междусобой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости отконкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертыватьсявокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. Так, кпримеру, истории известны случаи напряженной борьбы за республику, противмонархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы такая борьбаразвертывалась в Греции, Бельгии, Испании, в ряде стран Арабского Востока. Вопределенных случаях на первый план внутриполитического развития можетвыдвигаться форма государственного устройства .
Таким образом, взятые в единстве три организациигосударственной власти образуют форму государства. В процессе развитиягосударства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления егосодержания и всех граней устройства и организации этого содержания. Однако и вразличных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данногогосударства может переходить от одной стороны его организации к другой .
В ходе исторического развития государства содержаниеего меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активнуюслужебную роль, является более консервативной стороной явления. Существуетобъективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства.Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержаниягосударства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностяминового содержания власти .
С научной точки зрения невозможно такое положение,при котором форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменениесодержания этого государства. Форма государства обслуживает вполнеопределенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания. Впроцессе исторического развития государственности происходит постоянный процесссбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемыйобъективными законами развития политической борьбы в обществе и измененияклассового содержания государственной власти.
Литература
1.Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» Москва 1996г.
2.Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Москва 1996г.
3.Лившиц Р.З. «Современная теория права» Москва 1996г.
4.Марченко М.Н. «Теория государства и права» Москва 1996г.