Реферат по предмету "Наука и техника"


Методические и этические аспекты клонирования

Методические
и этические аспекты клонирования

Алямовская Н.,
Александрова Л

Железногорский
горно-металлургический колледж.

Термин «клон»
происходит от греческого слова «klon», что означает – веточка, побег, черенок,
и имеет отношение прежде всего к вегетативному размножению. Клонирование
растений черенками, почками или клубнями в сельском хозяйстве, в частности, в
садоводстве, известно уже около 4-х тыс. лет. Начиная с 70-х годов ХХ в. для
клонирования растений стали широко использовать небольшие группы и даже
отдельные соматические (неполовые) клетки.

Дело в том, что
у растений (в отличие от животных) по мере их роста в ходе клеточной
специализации – дифференцировки – клетки не теряют такт называемых
тотипотентных свойств, т. е. способности реализовывать всю генетическую
информацию, заложенную в ядре. Поэтому практически любая растительная клетка,
сохранившая в процессе дифференцировки свое ядро, может дать начало новому организму.
Эта особенность растительных клеток лежит в основе многих методов генетики и
селекции.

При
вегетативном размножении и при клонировании гены не распределяются по потомкам,
как в случае полового размножения, а сохраняются в полном составе в течение
многих поколений. Все организмы, входящие в состав определенного клона, имеют
одинаковый набор генов и фенотипически не различаются между собой.

Клетки
животных, дифференцируясь, лишаются тотипотентности, и в этом – одно из
существенных их отличий от клеток растений; и именно здесь – главное
препятствие для клонирования взрослых позвоночных животных.

Работы по
клонированию позвоночных были начаты на амфибиях в начале 50-х годов и
интенсивно продолжаются вот уже полвека. Что касается амфибий, то, несмотря на
значительные достижения, проблема клонирования взрослых особей остается до сих
пор не решенной. Установлено, что в ходе клеточной дифференцировки у
позвоночных происходит или потеря определенных генных локусов или их
необратимая инактивация. Судя по всему, утрачивается та часть генома, которая
контролирует на ранние, а более поздние этапы онтогенеза, в частности,
метаморфоз амфибий. Механизм этого явления пока не поддается научному
объяснению. Но очевидно, что для клонирования взрослых позвоночных необходимо
использовать малодифференцированные делящиеся клетки. Это методически важное
положение было учтено в более поздних работах.

В 1979 г.
американский биолог МакКиннел, внесший большой вклад в работу с амфибиями,
утверждал, что полученные результаты не позволяют серьезно говорить о
возможности клонирования человека – тогда это было недоступно для
экспериментальных эмбриологов. Однако еще в то время многие ученые, писатели и
даже политики стали активно обсуждать возможность клонирования человека, а
некоторые исследователи даже приступили к таким экспериментам. Эксперименты по
клонированию млекопитающих заканчивались неудачей. Поэтому так поразило
появившееся в начале 1997 г. сообщение авторского коллектива под руководством
Уилмута, что им удалось используя соматические клетки взрослых животных,
получить клональное животное – овцу по кличке Долли.

Исследования
Уилмута и сотрудников имеет практическое и большое научное значение для
генетики развития. Они нашли условия, при которых цитоплазма ооцитов
млекопитающих может репрограммировать ядро соматической клетки, возвращая ей
тотипотентность. После публикации этой работы появился вопрос о возможности
клонирования человека. Существует два аспекта: методический и этический.
Методически клонирование взрослых млекопитающих разработано недостаточно.
Необходимо повысить выход жизнеспособных реконструированных эмбрионов и
взрослых клонированных животных, выяснить, не влияют ли методические приемы на
продолжительность жизни, функциональные характеристики и плодовитость животных.
Что касается этической стороны, клонирование человека вызывает большие
возражения. Во-первых, становление человека как личности, базируется не только
на биологической наследственности, оно определяется также семейной, социальной
и культурной средой. Для развития клона индивида невозможно воссоздать те
условия, при которых формировалась личность его прототипа (донора ядра).
Во-вторых, результатом клонирования может стать обеднение генофонда. При
бесполом размножении запрограммированность генотипа определяет меньшее
разнообразие взаимодействий развивающегося организма с изменяющимися условиями
среды. В-третьих, практически все религиозные учения настаивают, что появление
человека на свет – в «руках» высших сил, что зачатие и рождение должно
происходить естественным путем.

В то же время,
работы с домашними животными очень важны с практической точки зрения.
Клонирование ценных трансгенных животных может быстро и экономично обеспечить
человечество новым лекарственными препаратами, содержащимися в молоке, специально
полученных для этого генноинженерными методами овец, коз или коров.
Клонирование высокопродуктивных домашних животных, в частности молочных коров,
может произвести буквально революцию в сельском хозяйстве, так как только этим
методом можно создать не отдельные экземпляры, а целые стада элитных
коров-рекордисток. Это же относится к размножению выдающихся спортивных
лошадей, ценных пушных зверей, сохранению редких и исчезающих животных в
природных популяциях ит.д.

Возможно, через
какое-то время, когда будут усовершенствованы все этапы этого сложного
биотехнологического метода, ученые, социологи и другие заинтересованные лица
вернутся к обсуждению целесообразности клонирования человека. В любом случае,
решение вопроса о клонировании человека должно регламентироваться строгими
законами, касаясь, возможно, только некоторых медицинских проблем, например,
непреодолимого другими методами бесплодия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.