Реферат по предмету "Государство и право"


Сущность и основные черты Федерального собрания по Конституции Российской Федерации

Содержание
Введение
1. Понятие парламента.Двухпалатная структура Федерального собрания
1.1 Общие сведения о парламенте
1.2 Двухпалатность российского парламента
2. Порядок формирования палат Федерального Собрания РФ
2.1 Порядок формирования Государственной Думы
2.2 Порядок формирования Совета Федерации
3. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ
3.1 Компетенция Совета Федерации
3.2 Компетенция Государственной Думы
Список использованной литературы
Введение
Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что определяетсяее особым местом в правовой системе страны, она обладает высшей юридической силойи регулирует основы организации государства и взаимоотношений государства и личности.Конституция каждой страны вызывает интерес граждан, политиков. Особенно это относитсяк России. Конституция Российской Федерации принималась в особых условиях и закрепилаотказ от принципов социалистического строя. Она установила новый характер политическойвласти, зафиксировала иные формы собственности. В связи с этим изучение ее содержанияпредставляется весьма важным.
Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленнойв Конституции России 1993 г. (ст.10), является проведение в жизнь принципа осуществлениягосударственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную,органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Не умаляя значения исполнительнойи судебной властей, следует признать, что «первой среди равных», несомненно,является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, посколькув ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организацияи деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдатьорганы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно,в «тройственном союзе» разделения властей Федеральное Собрание, как выразительзаконодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственнойвласти, наделенного правами влиять на каждую из них.
Предметом рассмотрения настоящей курсовой работы является сущность и основныечерты парламента РФ — Федерального собрания по Конституции Российской Федерациии развивающему ее законодательству.
Целями курсовой работы явились следующие: анализ современногоконституционно-правового института парламента в России — Федерального собрания;характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения;определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования.
/>1. Понятие парламента. Двухпалатнаяструктура Федерального собрания
 1.1 Общие сведения о парламенте
Парламент-общее название высшего представительного и законодательногооргана в демократических государствах.
Парламент считается представительным органом, то есть представляющимволю населения, является его легитимным представителем. Это качество парламентавытекает из способа его формирования — путем всеобщих выборов. В современных государствахпарламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мереформировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверияправительству и осуществлять процедуру импичмента президенту).
Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламентаизбиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроенийв обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности.Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.Выбору могут проходить как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе. Выборыпроводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.
Парламент может быть как однопалатным, так и двухпалатным и многопалатным.
Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случаезаконопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобреныи верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции,близкие правительству.
В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание.Оно играет роль представительного и законодательного органа России. ФедеральноеСобрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Главные функции парламента:
1. представление многонационального народа России с учетом федеративного устройствагосударства;
2. законодательная деятельность на федеральном уровне.
3. Принципы деятельности парламента РФ:
4. независимость от других органов государственной власти;
5. невмешательство в работу других органов государственной власти;
6. взаимодействие с другими органами государственной власти в рамках компетенции.
Конституция 1993 г. Внесла принципиальные изменения в пониманиеструктуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждаетсятеперь не как обязательный признак формального федеративного устройства, а как фундаментальнаяоснова реального федерализма, призванного расширить права и самодеятельность народаи обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этомуслужит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различнаякомпетенция. Отсюда специальная неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупностиобеспечивают выражение разнообразных интересов народа и в то же время — единствоРоссийской Федерации.
 
1.2 Двухпалатность российского парламента[1]
Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признаниютого, что одна палата признается первой, а другая — второй или одна — нижней, адругая — верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя,палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты ФедеральногоСобрания рассматриваются как части единого парламента, и в этом смысле они равноправны,хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не заметить, что основнаятяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно снее начинается законодательный процесс), которая поэтому (а еще вследствие того,что является ареной активной межпартийной борьбы) более заметна в общественной жизни.Это очевидное обстоятельство привело к тому, что как в неофициальных, так поройи в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом.Широко признано также, что Совет Федерации как орган менее политизированный и ктому же отражающий официальное мнение субъектов РФ олицетворяет более спокойный,непартийный подход к законотворчеству, нейтрализует возможность принятия законовбез учета интересов всех регионов нашей обширной страны. Конституция РФ делит междупалатами функцию назначения ряда высших должностных лиц в государстве, устанавливаетособые полномочия каждой палаты в определенных областях. Сложившийся за время деятельностиФедерального Собрания механизм преодоления разногласий между палатами способствуетпредотвращению конституционных кризисов и возникновения тупиковых ситуаций.
Двухпалатная структура Федерального Собрания эффективно помогаетразрешению разногласий между различными социальными группами населения. Будучи представленыв палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой ивластью, не прибегая к «улице», т.е. внепарламентской оппозиции. Палатыснимают остроту как политических, так и межрегиональных противоречий, содействуяустойчивости государственного корабля. Федеральное Собрание состоит из палат, взаимноуравновешивающих друг друга и в своей совокупности уравновешивающих исполнительнуюи судебную власть.
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. ГосударственнаяДума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя откаждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственнойвласти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом СоветаФедерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционноустановленный срок — четыре года, а Совет Федерации установленного срока своей легислатурыне имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатовГосударственной Думы устанавливается федеральными законами.
Следует помнить, что Совет Федерации первого Созыва и ГосударственнаяДума первого созыва избирались на два года (1993-1995), что было установлено в разделе«Заключительные и переходные положения» Конституции РФ. Это было вызванонеобходимостью обеспечить плавный переход от старой конституционной системы к новой,с тем чтобы сначала выявить жизнеспособность нового парламента и критерии оценкидепутатов. В декабре 1995 г. Совет Федерации уже не избирался, а был сформированна новой основе (депутаты, как и предусмотрено Конституцией РФ, стали именоватьсячленами Совета Федерации), а депутаты Государственной Думы были избраны на срокчетыре года.
Кардинальная реформа была проведена Федеральным законом«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»от 5 августа 2000 г. (ныне действует в редакции от 25 июля 2006 г.), который отменил представительство субъектов РФ в Совете Федерации в лице глав исполнительнойвласти (президентов, губернаторов) и глав законодательных субъектов РФ и установил,что представителями субъектов в Совете Федерации выступают лица, назначенные главамиисполнительной власти и избранные законодательными органами. Тем самым создавалисьусловия для превращения Совета Федерации в постоянно действующий орган.
/>2. Порядок формированияпалат Федерального Собрания РФ/>2.1 Порядок формированияГосударственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федеральногозакона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации», многие положения которого повторяют или конкретизируют нормы болееобщего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме граждан Российской Федерации». [2]
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основевсеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. ГражданинРФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов ГосударственнойДумы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации,наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установлениеитогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении другихизбирательных действий в порядке, предусмотренном федеральными законами. ДепутатомГосударственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования21 года.
В равной степени всеми избирательными правами обладают гражданеРФ, проживающие или находящиеся в период подготовки или проведения выборов за пределамитерритории российской Федерации. Не имеют этих прав граждане, признанные судом недееспособнымиили содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридическиелица, международные организации и общественные движения не вправе осуществлять деятельность,способствующую либо препятствующую подготовке и проведению выборов.
Проведение выборов в сроки, установленные Конституцией РФ и федеральнымзаконом является обязательным. Выборы назначает Президент РФ. Решение о назначениивыборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 днейдо дня голосования. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекаетконституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.В случае если Президент РФ не назначит выборы в установленный срок, выборы депутатовГосударственной Думы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ и проводятсяв первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на которыйбыла избрана Государственная Дума.
При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренныхКонституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатовГосударственной Думы нового созыва, Днем выборов в этом случае является последнеевоскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.В случае если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначит новые выборы,выборы назначаются центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в последнеевоскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты избираютсяпо федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных зафедеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ включаетв себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределамистраны, считаются приписанными к этому округу.
Этот порядок избрания депутатов государственной Думы был впервыевведен в действие на очередных выборах в Думу в 2007 г. Ранее депутаты избирались по одномандатным округам (один депутат от каждого округа — так называемаямажоритарная система), а другая половина — по единому федеральному избирательномуокругу, когда депутаты определялись пропорционально количеству голосов, поданныхза то или иное избирательное объединение (так называемая пропорциональная система).Изменение закона исходит из того, что новый порядок выборов даст значительный стимулстановлению в стране прочной партийной системы, приведет к сокращению числа мелкихполитических партий, улучшит распределение мандатов и представительство региональныхгрупп кандидатов.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей привыборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки. Их образуетглава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной избирательнойкомиссией не позднее чем за 50 дней до голосования с учетом местных и иных условийв целях создания максимальных удобств для избирателей. Избирательный участок долженвключать не более 3 тыс. избирателей, обычно он находится в границах административно-территориальногоделения в субъекте РФ.
Списки избирателей составляются соответствующей избирательнойкомиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений обизбирателях, представляемых главой местной администрации. Избиратель может бытьвключен в список избирателей только на одном избирательном участке. Закон регламентируетпорядок включения в списки избирателей всех категорий граждан, находящихся в деньвыборов за пределами своего постоянного проживания (в санаториях, больницах, общежитиях,за рубежом, на военной службе и др.). Списки избирателей представляются для всеобщегоознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов, и каждый гражданин вправеобжаловать невключение в список в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думыобеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательныекомиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и другие), избирательныекомиссии и участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии формируются и действуют в соответствиис Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» и другими федеральнымизаконами. Все решения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованыв вышестоящую комиссию и суд.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов,в случае регистрации получает право назначить одного члена каждой избирательнойкомиссии с правом совещательного голоса.
Выдвижение кандидата в депутаты. Кандидаты в депутаты выдвигаютсяв составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение осуществляется политическимипартиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях»право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Политическаяпартия вправе выдвинуть в составе своего списка гражданина, не являющегося членомданной партии (таких лиц должно быть не более 50%). Поэтому каждый гражданин вправеобратиться в региональное отделение партии с предложением включить его в список.
Решение о выдвижении списка принимается тайным голосованием насъезде политической партии. Выдвижение осуществляется не ранее чем через 10 днейи заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначениивыборов. Федеральный список разбивается на региональные группы, которые образуютсяпропорционально численности избирателей. Региональная часть каждого списка должнаохватывать все субъекты РФ, а в общефедеральную часть списка включается не болеетрех кандидатов. Всего же в списке должно быть не более 500 человек.
Утвердив федеральный список партии, последняя представляет егои все необходимые документы по каждому кандидату в Центральную избирательную комиссию.В случае отказа принять список решение комиссии может быть обжаловано в ВерховныйСуд РФ, который обязан рассмотреть жалобу в пятидневный срок.
В поддержку списка партии ее участники собирают подписи избирателей(не менее 200 тысяч) или вносят избирательный залог (15% от предельных расходовиз средств избирательного фонда). Но те партии, которые уже представлены в Думе,от того и другого освобождены. Центральная избирательная комиссия регистрирует спискикандидатов и передает их в СМИ.
После регистрации все кандидаты приобретают права, необходимыеим для ведения предвыборной кампании (освобождаются от работы с компенсацией, бесплатнопользуются транспортом и др.). Кандидаты в депутаты, замещающие государственныеили муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальнойслужбе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другимитворческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации,при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимуществосвоего должностного или служебного положения.
Кандидаты в депутаты после регистрации не может быть привлеченк уголовной ответственности, арестован или подвергнут административному наказаниюв судебном порядке без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избирательполучает бюллетень в форме, устанавливаемой Центральной избирательной комиссией,в котором в определенном порядке перечислены все списки кандидатов. Избиратель вправевыбрать тот список, за который он желает проголосовать.
Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия,которая передает протокол в вышестоящую комиссию, и так вплоть до центральной избирательнойкомиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. Однако в целяхустановления общественного контроля за подсчетом голосов один экземпляр протоколалюбой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам,наблюдателям и др.
Центральная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимисяв случае, если:
1. в выборах приняло участие менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей;
2. ни один из списков кандидатов не получил 7% голосов избирателей;
3. все списки получили в совокупности 60% и менее голосов избирателей.
Центральная избирательная комиссия признает результаты выборовнедействительными:
1. если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосованиянарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2. если выборы признаны недействительными на участках, которые в совокупностивключали не менее 25% от общего числа избирателей;
3. по решению суда.
К распределению депутатских мандатов допускаются только федеральныесписки, которые получили семь и более процентов голосов избирателей, принявших участиев голосовании. Требуется также, чтобы списков было не менее двух и за них было поданов совокупности более 60% голосов. В этом случае иные списки к распределению мандатовне допускаются.
Распределение депутатских мандатов начинается с того, что суммаголосов избирателей, поданных по федеральному округу за федеральные списки, делитсяна 450, т.е. число распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательноечастное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится наэто избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа естьчисло депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный списоккандидатов.
Если же после указанных действий остаются нераспределенные мандаты,то производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаютсяпо одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробнаячасть числа, полученного в результате первого деления. При равенстве дробных частейпреимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большеголосов избирателей.
Поскольку федеральный список разбит на региональные группы, топосле определения депутатов по определенной части списка производится распределениемандатов внутри федерального списка, т.е. между региональными группами. Если в результатевсех этих действий Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные мандатыпередаются спискам кандидатов, не допущенных к их распределению. Эти мандаты распределяютсяпропорционально полученному числу голосов избирателей. Если же выборы признаны несостоявшимисяили недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборыне позднее чем через четыре месяца.
Центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдаетим удостоверения.
/>2.2 Порядок формированияСовета Федерации[3]
Согласно Конституции РФ[4](ч.2 ст.95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РоссийскойФедерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственнойвласти. В то же время ч.2 ст.96 указано, что формирование Совета Федерации устанавливаетсяфедеральным законом.
Эти конституционные положения позволяют сделать два очевидныхвывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчитываться по два представителяот каждого субъекта РФ, вследствие чего и председатель палаты должен быть избраниз этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституциизаконодатель указал, что совет Федерации «формируется», а ГосударственнаяДума образуется путем «выборов», то тем самым он с очевидностью установил,что порядок образования Совета Федерации отличается от порядка образования Думы.Однако без ответа оставались существенные вопросы: кто и каким образом в субъектахРФ назначает или избирает этих двух представителей двух ветвей государственной власти.Должны ли они избираться населением каждого субъекта РФ или делегироваться главойадминистрации и органом законодательной власти. Если остановиться на выборностинаселением, то возникает дополнительная необходимость обеспечить, чтобы такие выборныелица выражали точки зрения законодательной и исполнительной власти. Но как этогодобиться? Эти вопросы вызвали острую дискуссию в парламентских кругах, которая,затянувшись до конца 1995 г., когда срок полномочий Совета Федерации первого созываистекал, едва не привела к параличу всей федеральной парламентской системы. Постепенновсем стало ясно, что провести выборы членов Совета Федерации в субъектах Федерациисинхронно с выборами депутатов Государственной Думы уже по времени невозможно, аизбранная в установленный срок Государственная Дума второго созыва не могла бы начатьфункционировать, пока не образован Совет Федерации.
В этих условиях, после рассмотрения в государственной Думе многихвариантов законопроектов, Думой был принят весьма лаконичный Закон (всего четырестатьи), ставший известным по имени его инициатора как «Закон Чилингарова».
Закон установил, что в Совет федерации в качестве представителейот каждого субъекта РФ должны входить глава законодательного (представительного)и глава исполнительного органов государственной власти. Это положение было кореннымобразом изменено Федеральным законом «О порядке формирования Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации».
Закон устанавливает общие требования к членам Совета Федерациии порядок избрания (назначения) представителей от представительного и исполнительногоорганов государственной власти субъекта РФ. Членам Совета Федерации может быть избран(назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствиис Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации — представитель от представительного органагосударственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а приформировании этого органа путем ротации — на срок полномочий однократно избранныхдепутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двух палат законодательногооргана избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующейпалаты. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителяот законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФновый член Совета Федерации — представитель от этого органа должен быть избран непозднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.
Кандидатура для избрания представителя в Совете Федерации отзаконодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа этого председателем.
В двухпалатном законодательном органе кандидатуры вносятся нарассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группы депутатов численностьюне менее одной трети от общего числа депутатов может внести на рассмотрение этогооргана альтернативные кандидатуры.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ не позднее трех месяцев назначается высшим должностным лицомна срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в СоветеФедерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередномзаседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуютпротив назначения данного представителя в Совете Федерации.
Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителяв Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный орган иливысшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа):
1. сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующийгоду избрания (назначения);
2. сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятияСоветом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации.Полномочия прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтвержденииполномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственнойвласти субъекта РФ.
Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям,предусмотренным Федеральным Законом «О статусе члена Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».Порядок принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных(назначенных) членов Совета Федерации решений о прекращении полномочий устанавливаетсяРегламентом Совета Федерации.
По представлению Председателя Совета Федерации полномочия членаСовета Федерации могут быть досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органомгосударственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется егоизбрание (назначение). Но орган государственной власти субъекта РФ вправе не рассматриватьтакое представление Председателя Совета Федерации.
Решение вопроса о порядке формирования Совета Федерации в 1995году трудно было назвать удачным. По Конституции РФ Совет Федерации — это постояннодействующий орган, что можно обеспечить при условии, если для его членов исполнениеих обязанностей в палате является единственным родом занятий. Но этого не было,так как главы законодательных и исполнительных органов государственной власти всубъектах РФ тоже избирались постоянно действующие органы и к тому же были весьмаперегружены текущей работой. Получалось, что при этих условиях состав Совета Федерацииобъективно не мог стать постоянным на какой-то единый срок. Но другого решения законодателив то время не нашли.
Нынешний порядок формирования Совета Федерации исправляет недостатокпрежнего порядка, поскольку включает в состав Совета Федерации членов на постояннойпрофессиональной основе. Но при этом состав палаты все же подвержен частым изменениям,поскольку избрание в субъектах РФ глав представительных органов и наделение полномочиямиглав исполнительных органов государственной власти осуществляется несинхронно. Вследствиеэтого в течение каждого года в Совете Федерации происходит смена каких-то его членов.ФРФ
/>3. Компетенция Совета Федерациии Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Понятие компетенции парламента. Компетенция парламента — этообъем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственнойвласти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделениявластей. Полномочия парламента не дублируют полномочия исполнительной и судебнойвластей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательногооргана.
Парламентам свойственны три классические основные функции, накоторых, собственно, и выросла представительная система:
1. принятие законов;
2. утверждение государственного бюджета;
3. в определенных формах контроль за исполнительной властью.
Две первые функции практически нигде и никогда не подвергалисьсомнению, в то время как третья породила различные подходы. При парламентарных формахправления контроль за исполнительной властью носит многосторонний характер, а главное- включает право парламента принимать вотум недоверия правительству и тем самымотправлять его в отставку. В президентской республике такого права у парламентанет, но парламент в разных формах участвует в формировании исполнительных органовгосударственной власти и имеет определенные возможности влиять на исполнительнуювласть.
В Российской Федерации предметная законодательная компетенцияФедерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена.Главные ориентиры для определения этой компетенции содержатся в ст.71 и 72 КонституцииРФ, в которых перечисляются вопросы ведения Российской Федерации и ее субъектов.Однако круг вопросов, составляющих понятия «ведение Российской Федерации»и «совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов», шире предметнойкомпетенции Федерального Собрания, поскольку по предметам ведения и совместноговедения правовое регулирование осуществляют не только Федеральное Собрание, но идругие федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Правительство РФи т.д.). Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим,согласно Конституции РФ в компетенцию Президента РФ. Следовательно, ФедеральноеСобрание принимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместноеведение РФ и ее субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органовгосударственной власти и не вторгаются в сферу ведения субъектов Российской Федерации.
 3.1 Компетенция Совета Федерации
Специальная компетенция Совета Федерации. Эта компетенция, иливопросы ведения Совета Федерации, установлена в ряде статей Конституции (в основномст.102) и федеральных законов. Регламент Совета Федерации предусматривает специальныйпорядок рассмотрения каждого такого вопроса.
В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы. [5]
1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ в СоветФедерации представляются соглашение об изменении границ, подписанное высшими должностнымилицами и утвержденное законодательными органами каждого из этих субъектов, обоснованиеуказанного соглашения, согласованное субъектами РФ, и карта местности. Решение обутверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосовот общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.Это постановление является окончательным, оно направляется в законодательные и исполнительныеорганы соответствующих субъектов РФ, а также в федеральные органы исполнительнойвласти для исполнения.
2. Утверждение указа Президента Российской Федерации о введениивоенного положения;
Указ Президента РФ о введении на территории Российской федерацииили в отдельных ее местностях военного положения или чрезвычайного положения незамедлительнонаправляется Председателем в комитеты Совета Федерации.
Вопрос об утверждении указа Президента РФ рассматривается СоветомФедерации в срок, не превышающий 48 часов для военного положения и 72 часов длячрезвычайного положения. Решение принимается большинством голосов от общего числачленов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Если решениеоб утверждении указа Президента РФ не набрало большинства голосов от общего числачленов Совета Федерации, указ Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайногоположения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Федерации. ПостановлениеСовета федерации незамедлительно направляется Президенту РФ и в соответствующиеорганы исполнительной власти для исполнения.
В случае неутверждения Советом Федерации указа Президента РФдействие указа прекращается с момента его обнародования со следующего дня или через72 часа.
3. Утверждение указа Президента Российской Федерации о введениичрезвычайного положения;
4. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных СилРоссийской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
Этот вопрос решается по предложению Президента РФ. Заключениепо обращению дают комитеты по обороне и безопасности и по международным делам илиКомитет по СНГ. На заседание Совета Федерации приглашаются Президент РФ, ПредседательПравительства РФ. Решение принимается большинством голосов от общего числа членовСовета Федерации и оформляется постановлением.
5. Назначение выборов Президента Российской Федерации;
Основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначениивыборов Президента РФ в должности, а также досрочное прекращение президентом исполненияполномочий в соответствии с ч.2 ст.92 Конституции РФ. Досрочные выборы в случаеотставки Президента РФ назначаются Советом Федерации в двухнедельный срок с моментадосрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ. Решение о назначениивыборов Президента РФ принимается большинством голосов и подлежит опубликованиюне позднее чем через пять дней.
6. Отрешение Президента Российской Федерации от должности;
Совет Федерации вправе отрешить Президента от должности толькона основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной изменеили совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховногосуда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключениемКонституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Вопрос об отрешении Президента РФ от должности без обсуждениявключается первым в повестку дня заседания, созываемого в срок, не превышающий 72часов с момента получения заключения Конституционного Суда РФ. На заседание, накотором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента РФ от должности,приглашаются Президент РФ, Председатель Государственной Думы, Председатель ПравительстваРФ, Председатель Конституционного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ, членыспециальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованностиобвинения, выдвинутого против Президента РФ.
Постановление об отрешении Президента РФ от должности принимаетсятайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение считается принятым, еслиза него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации,и оформляется постановлением. Если решение Совета Федерации об отрешении ПрезидентаРФ не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против ПрезидентаРФ прекращается, что оформляется также постановлением. Постановление Совета Федерациинезамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.
В соответствии с ч.3 ст.93 Конституции РФ решение Совета Федерацииоб отрешении президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячныйсрок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ.
7. Назначение на должность судей Конституционного Суда РоссийскойФедерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации;
Кандидатуры для назначения на эти должности представляет президентРФ. Совет федерации рассматривает вопросы о назначении на должность суде в срокне позднее 14 дней с момента получения представления. Кандидатуры предварительнообсуждаются в комитете по конституционному законодательству, который готовит заключениепо каждой кандидатуре.
Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее притайном голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.Если кандидатуры, представленные для назначения на должности судей, при голосованиине наберут требуемого количества голосов, то они отклоняются.
8. Назначение на должность и освобождение от должности генеральногопрокурора Российской Федерации;
Кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурораРФ представляет Совету Федерации Президент РФ. Совет федерации рассматривает вопросо назначении на должность Генерального прокурора РФ в течение 30 дней со дня, следующегоза днем получения представления Президента РФ. Кандидатура предварительно обсуждаетсяв Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, которыйготовит заключение по представленной кандидатуре. Генеральный прокурор РФ считаетсяназначенным на должность, если при тайном голосовании за представленную кандидатурупроголосовало большинство от общего числа членов Совета федерации. Назначение оформляетсяпостановлением Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом РФ,при голосовании не наберет требуемого количества голосов, президент РФ в течение30 дней представляет новую кандидатуру для назначения на должность Генеральногопрокурора РФ.
9. Назначение на должность и освобождение от должности заместителяПредседателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
Заместитель Председателя счетной палаты назначается на должностьСоветом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на этудолжность могут вноситься президенту комитетами и комиссиями Совета Федерации, атакже не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатурудля назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент представляетне позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя.В случае досрочного освобождения от должности Президент представляет кандидатуруна эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклоненияпредложенной кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру.При этом Президент вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации туже кандидатуру либо внести другую кандидатуру.
Кандидатуры для назначения на должности аудиторов представляюткомитеты и комиссии Совета Федерации. Вопрос о лишении неприкосновенности заместителяПредседателя и аудиторов Счетной палаты, назначенных на должность Советом Федерации,решается Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.
10. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ;
В соответствии с федеральным законом об основных гарантиях избирательныхправ граждан Российской Федерации Совет федерации назначает на должность пять членовЦентральной избирательной комиссии Российской Федерации. Кандидатуры для назначенияна должность на эти должности предлагают Совету Федерации законодательные (представительные)и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Назначение производитсятайным голосованием. Назначение на должность членов Центральной избирательной комиссииоформляется постановлением Совета Федерации.
11. Обращение в Конституционный Суд РФ.
В соответствии со ст.125 Конституции РФ Совет Федерации можетобратиться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральныхзаконов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФи ряда других правовых актов. Не может быть направлено в Конституционный Суд РФобращение Совета Федерации, по предмету которого Конституционным Судом ранее быловынесено постановление, сохраняющее свою силу.
 3.2 Компетенция Государственной Думы
Специальная компетенция Государственной Думы. Эта компетенция,или вопросы ведения Государственной Думы, установлена в ряде статей КонституцииРФ (в основном ст.103) и федеральных законов. Регламент Государственной Думы предусматриваетспециальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.
В специальную компетенцию Государственной Думы входят следующиевопросы.
1. Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение ПредседателяПравительства Российской Федерации;
Государственная Дума рассматривает официально представленнуюПрезидентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течениенедели со дня внесения представления. Кандидат на должность Председателя ПравительстваРФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельностибудущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросыпредставители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуруили против нее.
Решение о даче согласия на назначение Председателя ПравительстваРФ принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачибюллетеней или с применением электронной системы. Согласие на назначение считаетсяполученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общегочисла депутатов. По результатам тайного голосования принимается постановление.
2. Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
В соответствии с ч.3 ст.117 Конституции РФ Государственная Думаможет выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия можетвносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты.Государственная Дума рассматривает вопрос о недоверии Правительству РФ в недельныйсрок после его внесения во внеочередном порядке. Постановление о недоверии принимаетсябольшинством голосов от общего числа депутатов открытым голосованием (палата вправепринять решение о поименном голосовании). Предположение о выражении недоверия правительствусчитается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов.
В случае если Президент РФ не согласится с решением ГосударственнойДумы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума в течение трех месяцев вправепровести повторное голосование по вопросу о выражении такого недоверия. ПредседательПравительства РФ может сам поставить перед Государственной Думой вопрос о доверииПравительству РФ.
3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центральногобанка Российской Федерации;
Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляетсяПрезидентом РФ. Кандидат выступает с краткой программой предстоящей деятельности,отвечает на вопросы. Председатель Центрального банка считается назначенным, еслиза него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Вопрос об освобождении от должности Председателя Центральногобанка решается по представлению Президента РФ. Решение об этом принимаемся ГосударственнойДумой большинством голосов от общего числа депутатов. Дума также назначает членовСовета директоров ЦБ, избирает трех представителей в состав Национального банковскогосовета (коллегиального органа Банка России).
4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетнойпалаты и половины состава ее аудиторов;
Председатель Счетной палаты назначается на должность ГосударственнойДумой по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должность Председателямогут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями и комитетами ГосударственнойДумы, а также не менее одной пятой от общего числа Думы. Президент РФ представляеткандидатуру не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего ПредседателяСчетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя президентпредставляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанногоосвобождения. В случае отклонения предложенной кандидатуры президент в течение двухнедель вносит новую кандидатуру. При этом Президент вправе вновь представить нарассмотрение Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Кандидат выступаетперед Думой с краткой программой деятельности.
Кандидатуры на должность аудиторов Счетной палаты представляютсядепутатами Комитету по бюджету и налогам, который вносит на обсуждение палаты весьсписок. Вопрос об освобождении от должности этих должностных лиц решается простымбольшинством палаты по представлению того же Комитета.
5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правамчеловека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, СоветомФедерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы.
Кандидат на должность Уполномоченного по правам человека выступаетперед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты,присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать своемнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. О назначении Уполномоченногопо правам человека принимается постановление.
6. Объявление амнистии;
Амнистия — освобождение от ответственности определенных лиц,осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса, или в отношении которыхтолько возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям. Амнистия отличаетсяот помилования, которое касается только конкретных лиц, совершивших преступление(право помилования принадлежит Президенту РФ).
Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путемпринятии постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии. Проектпостановления вносится и рассматривается в порядке, установленном для внесения ирассмотрения законопроектов.
Постановления об объявлении амнистии принимаются большинствомголосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Они подлежат официальномуопубликованию в течение трех дней.
7. Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешенияего от должности.
Предложение о выдвижении обвинения против президента РФ для отрешенияего от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общегочисла депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указанияна признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ. Предложение направляетсяна заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурныхправил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия избирается ГосударственнойДумой в составе Председателя, его заместителя 13 членов комиссии. Председатель комиссииизбирается Государственной Думой путем открытого голосования большинством голосовот общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлениюдепутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы. Состав комиссии формируется с учетом пропорционального представительствадепутатских объединений. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвинутогопротив Президента РФ обвинения, соблюдения кворума, необходимого для выдвиженияобвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленныхРегламентом. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могутсообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматриваетсоответствующие документы, заслушивает представителя Президента РФ. Комиссия большинствомголосов членов комиссии принимает заключение о наличии фактических обстоятельств,положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедурывыдвижения такого обвинения.
8. Обращение в Конституционный Суд РФ.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума может обращатьсяс запросами в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ нормативных актовПрезидента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, международныхдоговоров, не вступивших в силу для Российской Федерации. Государственная Дума можеттакже обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о толковании Конституции РФ,а также с ходатайством по спорам о компетенции, в которых она является одной изсторон.
Заключение
Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган Российской Федерации,которому посвящена гл. V Конституции РФ. Прежде всего, это парламент РоссийскойФедерации. В качестве постоянно действующего органа он осуществляет законодательнуювласть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может приниматьзаконы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могутбыть кому-либо переданы или делегированы. Представительный характер ФедеральногоСобрания заключается в том, что оно формируется выборным путем. В формировании ФедеральногоСобрания участвуют граждане, достигшие 18-ти лет, на основе всеобщего, равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное Собрание выражаетгосударственную волю многонационального народа Российской Федерации. Оно придаетэтой воле с помощью законов общеобязательный характер. Федеральное Собрание не можетбыть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не можетбыть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительногооргана также не могут быть изменены.
Федеральное Собрание — двухпалатный законодательный орган. Оно состоит из двухпалат — Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура ФедеральногоСобрания объясняется, прежде всего, федеративным устройством России. Традиционнофедерации имеют двухпалатный законодательный орган. Но две палаты российского парламентасоставляют единый орган государственной власти, хотя эти палаты различаются по своемуправовому статусу и по порядку формирования. Иногда их по аналогии с западными демократическимигосударствами называют верхней и нижней палатами, хотя юридически такое различиенигде не закреплено и существует больше в журналистском обиходе.
/>Список использованной литературы
Источники:
1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993 г. — М.: Юрид. Лит., 1997. — 63 с.
2. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14июня 1994 г., в ред. Федерального закона от 22 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1994. №8. Ст.801; 1999. №43. Ст.5124.
3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г., в ред. Федерального закона от 16 декабря 2004 г. // СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3336; 2004. №51. Ст.5128.
4. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 5 июля 1999 г., 12 февраля 2001 г., 4 августа 2001 г., 9 июля 2002 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 30 июня 2003 г., 22 апреля 2004 г.,19 июня 2004 г., 22 августа 2004 г., 16 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 21 июля 2005 г., 12 июля 2006 г. // СЗ РФ. 1999. №28. Ст.3466; 2001. №7. Ст.614; 2002. №28. Ст.2785; №30. Ст.3033; 2003. №2. Ст.160;№27 (ч.1). Ст.2700; 2004. №17. Ст.1588; №25. Ст.2484; №35. Ст.3607; №51. Ст.5128;2005. № 19. Ст.1749; 2006. №29. Ст.3124.
5. Положение об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации. Утверждено распоряжением Председателя Государственной Думы от 16 февраля 2004 г. № 18р-1, согласовано с Советом Государственной Думы (протокол №7 от 12февраля 2004 г.) // Сайт Государственной Думы в сети «Интернет».
6. Положение об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.Утверждено решением Совета палаты от 13 июня 2002 г. (протокол №20/16-сп).
7. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерацииот 22 января 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №7. Ст.801 (с изм. и доп.).
8. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от30 января 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №7. Ст.635 (с изм. и доп.).
Литература:
9. Баглай, М.В. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов и факультетов.М.: НОРМА, 2007.
10. Васильев, В.И., Постников, А.Е. Комментарий к Федеральному закону о выборахдепутатов Государственной Думы, М.: изд-во БЕК, 1995 г.
11. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право РФ: Учебник. М.: Юристъ,1997.
12. Погосян, Н.Д. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации. М.: Юристь,1998.
13. Романов, P. M. Российский парламентаризм. История и современность. М.: Юриспруденция:,2000.
14. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России. М.: НОРМА, 1997.
15. Шохин, А.Г. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М.: НОРМА,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.