Гендерный подход в социологии
Современнаясоциальная наука различает понятия пол и гендер. Пол является одним изуниверсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляетсобой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупностьбиологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида кбиологическому полу, мужскому или женскому. Многие исследователи считают, чтоединственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами иженщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.
Но помимо биологическихотличий между мужчинами и женщинами существует множество различий, которые обуславливаютсяпричинами, не являющимися биологическими по своей природе, то есть существуетопределенное разделение социальных ролей, форм деятельности, различия вповедении и психологических характеристиках индивидов.
Для того чтобы болеечетко очертить различия между биологической, природнойопределенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим наборомсоциальных и культурных характеристик мужчин и женщин, определяющих ихповедение, был введен термин гендер. Введениетермина гендер позволяет, в самом общем смысле,разграничить два понятия — биологический и социальный пол. Гендер (от англ. gender, от лат. genus “род”) определяетпонятие пола, как социальной конструкции, которая надстраивается над физиологической реальностью.
Одним из убедительныхдоказательств социального конструирования гендера послужили исследованияученых, которые наблюдали, насколько по-разному в изучаемых ими обществахопределялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественнойиерархии. Те качества, которые традиционно принято считать женственными, такие,как пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям, могли выступать как
образцы мужского поведения и характерав одном племени, или же вообще отвергаться в другом племени как большинствомженщин, так и большинством мужчин.
Многие последующиеисследования показали, что представления о традиционно мужском и традиционноженском переменчивы даже в ходе развития истории одного и того же общества.Данные исследования поставили под сомнение многовековую практику упрощенногообъяснения традиционных аспектов поведения принадлежностью к биологическомуполу.
Важно отметить, что кромебиологического и социального аспектов на гендер оказывает влияние культурныйаспект. В самом широком смысле культура — это то, что создано человеком впроцессе познания и упорядочения своих знаний о мире, то, что в первую очередь,отличает человека от животного. Культура объединяет в себе следующиесоставляющие – «язык, обычаи, образ жизни, нормы поведения, убеждения, знания,ценности, и символическое восприятие (отображение) мира в мифах и искусстве».По мнению О. Ворониной в человеческом менталитете мужское и женское существуют как элементы следующих культурно-символических рядов:
мужское- рациональное — духовное — божественное — … — культурное;
женское- чувственное — телесное — греховное — … — природное.
Вотличие от биологического аспекта пола в социальном и культурно-символическихаспектах содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированныетаким образом, что все, определяемое как «мужское» или отождествляемое с ним,считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как «женское» —негативным, вторичным и подчиненным.
Многие,не связанные с полом понятия в нашей повседневной жизни отождествляются с «мужским»или «женским», то есть приобретают специфическую «половую», гендерную окраску.В целях более четкого разграничения культурно-символического смысла «женского»и «мужского» введены термины «феминный»(женский) и «маскулинный» (мужской).
Введениеновых терминов позволило стереть биологические черты противостояния мужского иженского и, соответственно, сконцентрировать внимание на раскрытии внутреннихмеханизмов формирования различных культур с точки зрения гендера.
Социальнаястратификация и гендер. В гендернойнауке процесс конструирования гендерных различий принято связывать с процессом социализации. Социализация (от лат. socialis – общественный), это процесс усвоения человеческиминдивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих емуфункционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включаеткак социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность,например, воспитание, так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.Основными институтами и агентами социализации являются семья, школа, группасверстников, окружение, в которое входят соседи, знакомые, родители друзей ит.д., а также средства массовой информации. В целом это та среда, в которойпроисходит процесс усвоения, восприятия и воспроизведения соответствующихкультурно-нормативных стандартов. В частности в ходе полоролевой или, каксейчас принято называть, гендерной социализации происходит процесс формированиямужской или женской гендерной идентичности (identity-осознание себя) в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами.Различные аспекты социализации изучаются психологией, социальной психологией,социологией, историей и этнографией и педагогикой.
Гендерная идентичность — осознание себя связанным сопределениями мужественности и женственности, действующими в данной культуре.Идентифицировать (осознать) себя как мужчину или женщину – это значит принятьте психологические качества и модели поведения, которые данное обществоприписывает и предписывает людям в зависимости от их биологического пола.
С точки зрения социальнойпсихологии существуют две основные причины, в силу которых индивиды стараютсясоответствовать гендерным нормам – это нормативное и информационное давление.Сущность нормативного давления заключается в том, что человек вынужденподстраиваться под общественные или групповые нормы таким образом, чтобыобщество не отвергло его. Иногда общество может жестоко наказывать за отказследовать устоявшимся, традиционным гендерным ролям.
Примеров этому множество:суд в Саудовской Аравииприговорил 19-летнюю девушку к 200 ударам плетьми и шестимесячному заключениюв тюрьме за нахождение в машине с мужчиной, не являвшимся ее родственником. В большинстве арабских странислам не поощряет стремление женщин Востока к получению образования и участия вобщественно-полезном труде. Круг интересов женщин ограничивается семьей идомом. Многие вынуждены безоговорочноприслуживать сначала отцам, потом супругам, а за малейшее непослушание терпетьфизическое насилие. А совершивший «преступление против чести» будетрасплачиваться за него кровью.
Процесс нормативногодавления на личность, принуждение следовать традиционным гендерным ролям особенно жестко происходит вобществах, где отсутствуют элементарные демократические нормы и признаниеравенства полов в развитии.
Гендерные (половые) роли – это социальные ожидания, вытекающиеиз понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья ижестов. Мужские и женские идеи признаются взаимоисключающими, и в некоторыхобществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность — женскаяроль, а активность — мужская. Предписания относительно поведения, связанного сгендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской иженский.
Важно отличать гендерныероли от гендерных стереотипов, т.к. гендерные стереотипы – это cформировавшиеся в культуре обобщенные представления(убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины, а неожидаемый набор образцов поведения для мужчин и женщин.
Информационноедавление, в свою очередь, также оказывает влияние на личность индивида,поскольку, расширяя свои знания о себе и мире, стремясь разобраться, какойпозиции следует придерживаться в определенных социальных вопросах, люди вбольшей степени опираются не на собственный опыт, а на информацию, которую ониполучают от окружающих. В первую очередь это относится к гендерным ролям.Социальное окружение, в котором существуют мужчины и женщины, а также средствамассовой информации, постоянно подчеркивают, насколько велика разница междумужчинами и женщинами. Идет процесс навязывания вывода, что эти различия«природны», «естественны», неизменны, что все так и есть на самом деле, и людиследуют этим предписаниям и ожиданиям. Гендер находится под постоянным влияниемкак культурных норм, так и социальной информации.
Специалистыв области психологии развития используют термин «дифференциальная социализация», чтобы подчеркнуть, чтоусвоение гендерных ролеймальчиками и девочками происходит по различным сценариям.
Процессдифференциальной социализации зачастую происходит задолго до рождения ребенка.От знания того, кто родится мальчик или девочка, во многом зависит поведение родителейи окружающих: как будет назван ребенок, какая ему одежда и игрушки необходимы.На каждом этапе воспитания ребенка, а далее на протяжении всей жизни происходитпроцесс закрепления «мужских» и «женских» норм поведения и стереотипов.
Необходимоотметить, что процесс восприятия, усвоения и воспроизведения существующейкультурной данности в ходе гендерной социализации сначала происходит на уровнеподражания. По мере осознания себя и осмысления окружающей действительностисоциальное поведение индивида может соответствовать ожидаемым социальнымнормам, даже если это противоречит его внутреннему восприятию. Такой типповедения, строящийся на подчинении традиционным гендерным ролям приопределенном внутреннем сопротивлении им, социальные психологи называют уступчивым.Существует также тип поведения, когда человек полностью согласен с устоявшимисяв обществе гендерными ролями и соответствующими нормами и стандартами. Такойтип поведения называется одобрением, или интериоризацией. Третий тип поведения– это идентификация, когда происходит простой процесс повторения ролей в силужелания быть похожими на мужчин, либо на женщин.
Существуетдостаточно большое количество факторов, которые оказывают влияние нагендерно–ролевую социализацию индивида. К специальным культурным приемам,содействующим закреплению «мужской» и «женской» идентичностей, относятсяобразование, общественное мнение, произведения литературы и искусства, реклама,средства массовой информации, телевидение и т.д. Весь этот арсенал средствнаправлен на воспроизводство традиционных представлений о ролях мужчин иженщин, и тем самым происходит поддержание и воспроизводство этих норм.
Воснове традиционных представлений о ролях мужчин и женщин лежит утверждение отом, что их социальное поведение обуславливается биологическими различиями.Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что «анатомия — это судьба».Воспитание мальчиков традиционно носит агрессивный характер, поскольку мужчинадолжен быть сильнее, энергичнее и агрессивнее женщины. Мужчинам отводится рольтворцов истории и культуры. Девочкам с детства предлагается роль будущейматери,
которая не должна иметьличных интересов, а должна посвятить свою жизнь семье — мужу и детям. С юноговозраста девочкам прививается мысль об их некой неполноценности, внушается идеяо пожизненной зависимости от мужчины. Девочки воспитываются как физически, так и психологически беззащитными, что становится благоприятнымфактором принятия насилия над собой. Женщинам отводится роль домашних хозяек,которым доверено заниматься домашним трудом и воспитанием детей. Такойбиологически определенный (детерминированный)подход к мужским и женским ролям сегодня подвергается критике со сторонысторонников идеи социального конструирования гендера.
Следуетзаметить, что биологическийдетерминизм оправдываетприродной данностью не только существование гендерного неравенства, но инеравенство, которое веками складывалось между различными социальными группами.В частности, цвет кожи или происхождение в различных обществах предопределялопринадлежность человека к определенной социальной группе — царь, раб,представитель определенного клана, касты и т.д. Наиболее универсальной модельюстратификации, которая присуща любому обществу, является гендернаястратификация, когда иерархия складывается в соответствии с принадлежностью кполу и всегда в пользу мужчин.
Основные понятиятеории конструирования гендера.
Биологическийдетерминизм, как подход в понимании отношений между полами, подвергся серьезнойкритике сторонниками социального конструирования гендера, которые утверждают,что воспитание разных навыков и психологических качеств у девочек и мальчиков входе социализации, разделение труда между женщинами и мужчинами, принятые вобществе культурные нормы, роли и стереотипы представляют собой процессконструирования гендерных различий.
Биологический детерминизмпредставляет собойподход, согласно которому отношения, складывающиеся между полами в обществе,рассматриваются как производные принадлежности к биологическому полу. Такимобразом, закрепляется внеисторизм и эссенциализм (сущностная неизменность)сложившихся отношений между полами и вообще, социальными группами,различающимися по биологическим признакам. Богу — богово, человеку –человеческое, негру — рабство, белому – президентское кресло. Природа человека,с этой точки зрения, двойственна – все на свете делится на «мужское» и«женское».
Гендерприсутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах,которые оказывают влияние на мужчин и женщин. В теории социального конструированиягендера различают три ключевых понятия: пол, принадлежность к полу и гендер.
Доначала 1970-х годов существовало сравнительно четкое представление о том, чтопол — это анатомически и физиологически неизменная величина (константа),приписанный индивиду статус. Гендер же рассматривался феминистскимиисследовательницами как «достигаемый статус, конструируемый психологическими,культурными и социальными средствами». Однако, то обстоятельство, что гендернаяидентификация личности происходит в раннем детстве, уже к 5 годам жизни (а К.Миллер говорит даже о возрасте 18 месяцев), а в дальнейшем происходит процесслишь ее укрепления и обогащения накапливаемым опытом, ставит под сомнение тезисо том, что гендер является достигаемым статусом.
Другимиаргументами против восприятия пола, как врожденной анатомической константы,стали такие явления как гомосексуализм, транссексуализм, а также возникновениеи осмысление новейших биологических открытий.
Те жепроцессы переосмысления происходят и в развитии социальных и гуманитарных наук.Явления, которые еще в недавнем прошлом рассматривались как антисоциальные, всовременном понимании выступают как проявления многообразия социальных нормповедения.
Выводзаключается в том, что выявленные биологической наукой различия в наборехромосом у мужчин и женщин, которые проявляются в период половой зрелости и врепродуктивной сфере, вряд ли также могут послужить сильным аргументом в пользуоправдания различий в социальных позициях женщин и мужчин.
Перваяпопытка разграничить понятия пол и гендер была сделана психологом РобертомСтоллером в 1968 году, профессором Калифорнийского университета. Изучениепроблем транссексуалов натолкнуло его на вывод о том, что легче хирургическимпутем поменять пол транссексуала, чем его гендерную идентичность.
Появлениеновых открытий в науке вкупе с их теоретическим осмыслением, приводит исследователей к выводу, что пол — это совокупностьбиологических признаков, которые являются лишь предпосылкой отнесения индивидак определенному биологическому полу, что «не только роли, но и самапринадлежность к полу приписывается индивидам в процессе взаимодействия».
Помнению Е. Гоффмана, универсальными инструментами идентификации пола человека являютсявнешний вид, голос, почерк, однако, практика показывает, что не существуеттаких признаков внешности, которые однозначно свидетельствовали бы опринадлежности к тому или иному полу. Черты лица, волосяной покров, размерыконечностей, голос, одежда, украшения, прическа не могут сегодня однозначнослужить половыми идентификациями. При условии возникновения проблемидентификации пола возникает коммуникационный сбой, если же пол известен, токоммуникация работает, и этот процесс идентификации пола происходит в ходеповседневного взаимодействия и определяется культурным контекстом. Такимобразом, «гендер — с точки зрения теории социального конструирования — этосистема межличностного взаимодействия, посредством которого создается,утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском иженском, как базовых категориях социального порядка».
Социальныйпорядок предполагает социальное воспроизводство «мужского» и «женского». Но кактолько происходит нарушение этого устоявшегося порядка и общепринятых норм,инициатор этого нарушения оказывается в ситуации гендерной проблемы.«Нетипичное» поведение начинает противоречить общепринятым нормам, а его авторможет оказаться непонятым обществом. Социальный порядок в настоящее времяустроен таким образом, что принадлежность к тому или иному полу содержит в себеэлементы иерархии и власти, в соответствии с которыми мужчины считаютсясуществами более высокого ранга по отношению к женщинам. Согласно этой иерархиите задачи, функции и ценности, которые принадлежат мужчинам, гораздо выше позначению, чем те, которые относятся к женщинам. В обществе четко прослеживаютсяэлементы гендернойасимметрии – то естьпроявления неравенства в социальном статусе женщин и мужчин, которыеобнаруживаются в различных сферах.
Прирассмотрении гендера как постоянно создаваемого взаимодействия особое вниманиенеобходимо уделить средствам, при помощи которых происходит процессвоспроизводства обществом гендерного неравенства. Предметом исследованиясторонников теории социального конструирования гендера становятся разные сферысоциальной жизни – общественнаяи частная.
Общественнаясфера условноподразделяется специалистами на политическую, экономическую и символическую. В каждой из этих сфер происходитпроцесс создания и воспроизводства отношений между полами.
В политической сфере четко просматриваются элементыгендерной асимметрии, поскольку женщины лишены полноправного участия вполитической жизни общества. По данным мировой статистики на долю женщин всреднем приходится лишь 10 % мест в парламентах мира и 6 % в национальныхправительствах. Это притом, что женщины составляют более половины населенияпланеты. Неравное положение женщин в политике по сравнению с мужчинамивозникает не только потому, что женщины больше загружены в быту и семье, лишеныдостаточных средств для проведения избирательных кампаний или не видятсоциальной несправедливости в своем низком политическом статусе. Это происходитеще и потому, что в процессе социализации за женщиной прочно и труднопреодолимозакрепляется роль «матери», «труженицы» и «хранительницы семейного очага». Сточки зрения теории конструирования гендера, важно изучение влияния имиджейполитического лидера-мужчины и политического лидера-женщины. Проблемаполитического лидерства женщин требует серьезного изучения, общество оченьтрудно преодолевает существующие гендерные стереотипы и трудно свыкается свозникновением женского лидерства в политике.
В экономической сфере процесс гендерной стратификациипривел к возникновению глубокой гендерной асимметрии, которая проявляется ввоспроизводстве неравных возможностей для мужчин и женщин в сфере труда изанятости, замешанных на неприкрытой дискриминации женщин. В экономике, нарынке труда четко прослеживается деление на мужские и женские сферы занятости.Исходя из сложившейся ситуации, исследователи делают вывод, что «стереотипы оспособностях женщин и их ролевых функциях в жизни мешают женщинам продвигатьсякак в нетрадиционных, так и традиционных сферах занятости».
Профессиональныйстатус женщин во всех сферах экономики гораздо ниже, чем у мужчин, соответственно,это ведет к медленному карьерному росту и низкому профессиональному статусу.
Другойаспект проблемы состоит в том, что уровень безработицы среди женщин намноговыше, чем среди мужчин. Женщины – первые кандидаты на увольнение в случаеразличных кризисов, а при найме на работу преимущество явно отдается мужчинам.Другим показателем существующего положения женщин на рынке труда являетсянизкая оплата труда женщин; при этом за одну и ту же работу женщины получаюттолько часть заработка мужчин. Нарушение принципа равной оплаты за равный труднаблюдается повсеместно. Кроме того, происходит заметный процесс вытесненияженщин с высокооплачиваемых, перспективных должностей.
Особоеместо в общественной сфере социальной жизни принадлежит средствам массовойинформации, которые не только постоянно воспроизводят гендерные образцы, ноактивно их усиливают, чем усугубляют и без того болезненные проблемы гендерногопорядка. Современные СМИ сосредоточились на акцентировании внимания насимволике, которая относится к тому или иному полу. Создается целый рядобразов, которые навязывают возможный выбор для мужчин и женщин. Это«супермужчины и суперженщины, феминистки и традиционные женщины». В разныхобществах средствами массовой информации муссируются образы мужчины и женщины всоответствии с социальным заказом, установкой, которая формируется на уровнегосударственной власти. Как уже отмечалось, в этом процессе важен уровеньразвития демократических институтов и уровень развития и восприятия гендернойкультуры общества.
Частнаясфера представляет собойеще одну сферу конструирования гендерных отношений, едва ли не ключевую,которая охватывает семью и весь спектр отношений, связанных с этим социальныминститутом. Сюда относится вся совокупность межличностных отношений, которыевозникают в родственном окружении человека. Именно дом и семья рассматриваютсясторонниками теории конструирования гендера и как источник определенногоженского опыта, и как «источник подавления женщины», где наиболее активнопротекает процесс вытеснения женщин в домашний мир. Все, что связано с понятиемдомашнего мира, оказывающим влияние на воспроизводство гендерныхстереотипов, требуетсерьезного анализа для определения путей выхода из замкнутого кругатрадиционной гендерной социализации, прочно замешанной на патриархатныхустановках в отношении гендерных ролей.
Заключение
Существованиенеравенства и наличие социальной несправедливости в отношениях между поламипослужило стимулом для формирования нового теоретического подхода, в рамкахкоторого существование полоролевых стереотипов и соответствующих им отношенийставятся по сомнение. Перед новыми силами феминистского движения конца 1980-хгодов возникла новая задача – задача деконструкции гендерных отношений.Признание того, что гендерные отношения в обществе социально сконструированы,наводит на вывод, что, следовательно, возможна их перестройка. Это означает,что есть надежда деконструировать сложившиеся отношения властноговзаимодействия, и, что социальный порядок будущего может и должен быть основанна гендерном равенстве. Деконструкция гендера не означаетисчезновение различий между мужчинами и женщинами. Результатом деконструкциибудет создание безгендерного общества, в котором исчезнут иерархические,статусные различия и будут обеспечены равные возможности человеческогоразвития.
Литература
1.Хрестоматия феминистских текстов:Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. СПб. 2000
2Шведова Н.А. Просто о сложном:гендерное просвещение. МГЦИ. М., 2002.
3Социальное конструирование гендера:феминистская теория //Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие/Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001
4Уэст К., Циммерман Д.Создание гендера. /пер с англ. Е. Здравомысловой //Гендерные тетради: ТрудыСанкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Вып.1. СПб, 1997.
5Социальное конструирование гендера:феминистская теория //Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие/Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001
6Е.А. Здравомыслова, Ф.Ф.Темкина.Социальное конструирование гендера. МЦГИ, 1999
7Социальное конструирование гендера:феминистская теория //Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие/Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001
8Воронина О.А. Гендернаяэкспертиза законодательства Российской Федерации о СМИ. МЦГИ, 2001.
9Воронина О.А.Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы.Учебник. Основы гендерных исследований. МГЦИ. М., 2001.
10Здравомыслова Е.А., Темкина А.А.Социальное конструирование гендера// Возможности использования качественнойметодологии в гендерных исследованиях. МЦГИ, 2001.