Федеральноеагентство по образованию
Филиал ГОУ ВПО«ОмГПУ» в г. Таре
Реферат
Влияниепроцесса информатизации общества на развитие информатизации образования
Выполнила: студентка 2курса,
Группы: 21
Факульт:историко-филологический
Колесникова Е.А
Проверила:
Тара 2011
Содержание
Введение 1. Представление об информационномобществе1.1 Опасности информационного общества
2. Влияние процесса информатизацииобщества на развитие информатизации образования
2.1 О процессах информатизации вроссийском образовании
Заключение
Списоклитературы
Введение
Информациявсе больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего винформационную цивилизацию, где производится и потребляется интеллект, знания,что обязательно приводит к увеличению доли умственного труда. От человекатребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшаетсядоля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда.
Винформационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации,социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики,политики, управления, к чему необходимо готовиться. На это и должна бытьнаправлена сфера образования и воспитания.
Происходящий сейчаспроцесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения встратегии образования: в информационном обществе и школа должна бытьинформационной. Основополагающим элементом такой школы должна статьинформационно-технологическая среда с постоянно развивающимся учебнымпространством. Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий:использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных формурока (презентации, телеконференции, Интернет, электронная почта).
1.Представлениеоб информационном обществе
Информатизацияобщества –организованный социально-экономический и научно-технический процесс созданияоптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацииправ граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,организаций, общественных объединений на основе формирования и использованияинформационных ресурсов[7].
Деятельностьотдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степениначинает зависеть от их информированности и способности эффективно использоватьимеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимопровести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению ианализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки большихобъемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальныхтехнических средств.
Возрастаниеобъема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный потокинформации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять этуинформацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информацииориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новыйматериальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога,сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:
· чрезвычайнобыстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., вкоторых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторскихработ;
· постоянноувеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческойдеятельности;
· появлениемразнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских,экономических и др.), записываемых обычно на магнитныхлентах и поэтомунепопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат – наступает />информационный кризис (взрыв), который имеет следующиепроявления:
· появляютсяпротиворечия между ограниченными возможностями человека по восприятию ипереработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейсяинформации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно,но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходилокаждые 10лет, к 1970 г. – уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;
· существуетбольшое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятиеполезной для потребителя информации;
· возникаютопределенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которыепрепятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдениясекретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работникиразных ведомств.
Эти причиныпородили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадныйинформационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться вполном объеме всилу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил обществоперед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. ВнедрениеЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельностипослужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, вразвитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриальногоразвития./> 1.1Опасности информационного общества
Материализ IrkutskWiki.
Перейтик: навигация, поиск
Информатизация современного общества имеет как положительные, так иотрицательные стороны. Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути кинформационному обществу:
· реальнаявозможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей иорганизаций;
· опасностьбольшого влияния на общество со стороны средств массовой информации;
· проблемаотбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
· проблемаадаптации людей к среде информационного общества, к необходимости постоянноповышать свой профессиональный уровень;
· столкновениес виртуальной реальностью, имеющее различные психологические и психическиепоследствия для молодежи;
· переходк информационному обществу не сулит каких – либо перемен в социальных благах иусиливает социальную напряженность;
· сокращениечисла рабочих мест ведет к массовой безработице;
· «информационныевойны» — открытое или скрытое информационное воздействие государственных системдруг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической илиматериальной сфере. Основными объектами поражения являются информационныеинфраструктуры и психология противника.
Информатизацияобщества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность,преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом мозгподвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам,пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человекдобровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный миринформационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. В процессыинформатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения.В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых завершаетсяанатомо-физиологическое формирование организма и становление личности,подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов с ихкумулятивным (накопительным) механизмом воздействия.
Ежедневноенерегламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированныхтекстов, изображений и звуков, с органами управления информационной техники, свиртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создает серьезныепроблемы для воспитания личности, работы чувства. Конечно, человек живуч игибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельноэксплуатировать.
2.Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизацииобразования
общество информация
В современноминформационном обществе основой развития цивилизации выступают информационныепроцессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационныетехнологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферыдеятельности человека способствовало возникновению и развитию глобальногопроцесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитиюинформатизации образования, которая является одним из важнейших условийреформирования и модернизации системы отечественного образования, так какименно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые нетолько формируют новую информационную среду общества, но которым предстоитсамим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих другихстранах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблемеинформатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важныхстратегических проблем развития цивилизации.
Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшейглобальной проблемой XXI века в силу следующих основных причин:
1) стремительноеразвитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общейзакономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистинеглобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, втом числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многиевесьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяетпрактически все стороны жизни людей;
2) функциональныевозможности и технические характеристики средств информатики,информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительнобыстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства всеболее доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что этивозможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленностиобщества, который требуется для их эффективного использования, и это порождаетеще одну социальную проблему -проблему развития новой информационной культурыобщества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.2.1 О процессах информатизации в российском образовании
Материализ IrkutskWiki.
Перейтик: навигация, поиск
Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образованияметодологией, технологией и практикой разработки и оптимального использованиясовременных информационно – коммуникационных технологий, ориентированных нареализацию психолого – педагогических целей обучения и воспитания ииспользуемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях.
Исследование проблем информатизации образования предполагает использованиеопределенного понятийного аппарата, который в основном можно считатьустоявшимся. Остановимся на понятиях, наиболее часто употребляемых в связи синформатизацией. Под средствами информатизации и коммуникации образовательногоназначения понимают средства информационных и коммуникационных технологийсовместно с учебно-методическими, нормативно-техническими иорганизационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализациюоптимальной технологии их психолого-педагогически значимого использования. Учителястоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, кактелеконференции, электронная почта, книги на лазерных дисках, электронные книгидля микрокомпьютеров, системы мультимедиа. Неизбежен пересмотр организационныхформ учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной иколлективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работпоискового и исследовательского характера, более широкого проведениявнеаудиторных занятий. Эти тенденции еще раз подтверждают необходимостьизменений в образовании. Учащиеся должны перестать пассивно восприниматьготовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться вситуации самостоятельного решения проблемных задач.
Таким образом, начнет осуществляться переход на конструктивистский иконнективистский подходы к обучению. Первый предполагает значительноерасширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй — поискобучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взглядразрозненными и несвязанными между собой. Внедрение НИТ в учебно-воспитательныйпроцесс приводит к коренному изменению функций педагога, который становитсяисследователем, организатором, консультантом. Можно утверждать, что внедрениеНИТО способствует:
· индивидуализацииучебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей,индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов ипотребностей обучаемых;
· изменениюхарактера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большейсамостоятельности и поискового характера;
· стимулированиюстремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности ксамостоятельному переобучению;
· усилениюмеждисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
· повышениюгибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичномуобновлению;
· изменениюформ и методов организации вне учебной жизнедеятельности воспитанников иорганизации их досуга.
В настоящее время в Российской федерации реализуются следующие программыв сфере информатизации образования:
1. Информатизациясельских школ;
2. Информационнаясистема учебного книгоиздания;
3. Развитиеединой образовательной информационной среды;
4. ФедерацияИнтернет Образования;
5. ПрограммаIntel «Обучение для будущего».
В последние годы вРоссии, а также во многих других странах мирового сообщества все большеевнимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинаетрассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развитияцивилизации. Ярким свидетельством этого является позиция России в областигосударственной политики в сфере образования, изложенная в национальном докладеРоссии II-му Международному конгрессу ЮНЕСКО “Образование и информатика” [6].Этот конгресс состоялся в 1996 году в Москве и был практически полностьюпосвящен обсуждению проблем информатизации сферы образования.
И, тем не менее,квалификация проблемы информатизации образования как фундаментальной ипричисление этой проблемы к важнейшим глобальным проблемам ХХI-го века все жетребует, на наш взгляд, некоторой дополнительной аргументации.
Здесь можно назвать триосновные причины:
1.Стремительноеразвитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общейзакономерности развития цивилизации.
Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватываетпрактически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этоминформатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальныеизменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизнилюдей и сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступающий XXI-й векбудет веком информации;
2.Функциональныевозможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационныхсетей и информационных технологий в последние годы исключительно быстро растут,а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все болеедоступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможностиуже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества,который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще однусоциальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества,тесно связанную с проблемой развития сферы образования.
Анализ показывает, чтонесмотря на весьма впечатляющие возможности последних моделей информационнойтехники, можно вполне обоснованно прогнозировать, что в ближайшие годы наука итехнология предъявят миру еще не одно удивительное достижение в областиразвития информатики, информационной техники и высокоэффективных информационныхтехнологий;
Заключение
Развитие глобальногопроцесса информатизации, уже начавшегося в развитых странах, переход кформированию нового информационного уклада жизни ставят перед системойобразования новую глобальную проблему подготовки людей к жизни и деятельности всовершенно новых для них условиях информационного общества. Это требуетпринципиально новых подходов к проблеме информатизации сферы образования.Сегодня уже общепризнанно, что в перспективной системе образования должныдоминировать информационные компоненты. Система образования должна не толькодавать учащимся необходимые знания о новой информационной среде общества ипрактические умения использовать ее возможности, но также формировать у нихновое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющейроли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческомобществе, а также в обеспечении жизнедеятельности самого человека.
На пороге ХХI-го векамы должны отдавать себе отчет в том, что человечество вступает в новую эру –эру информации. От того, насколько эффективно мы сумеем использовать информациюкак стратегический фактор развития цивилизации, во многом будут зависеть нетолько благосостояние и стабильность нашего общества, но также и возможностьпреодоления глобального кризиса.
Таким образом,информатизация жизни общества и связанное с нею широкое распространение средстввычислительной техники оказывают заметное влияние на содержание образования,предоставляют в распоряжение участников учебно-воспитательного процесса новыетехнические средства учения и обучения, стимулируют создание автоматизированныхинформационных систем для решения задач управления образованием.
Список литературы
1. Бабич И.Н. Новыеобразовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международнойконференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новыхтехнологий в образовании «Байтик», 2003. – С. 68-70.
2. Ваграменко Я.А. О направленияхинформатизации российского образования // Системы и средства информатики: Информационныетехнологии в образовании: От компьютерной грамотности — к информационнойкультуре общества /Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. — М.: Наука, Физматлит, 1996.,с. 27-38.
3. Колин К.К. Курс информатики в системеобразования: современное состояние и перспективы развития // Системы исредства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности — к информаци онной культуре общества /Отв. ред. И.А.Мизин. Вып. 8. — М.: Наука,Физматлит, 1996, с. 74-84.
4. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.Е.С. Полат. — М., 2000.
5. ПрокудинД.Е. Элементыновых информационных технологий в образовании и науке. Серия «Образование вгражданском обществе (научно-методическое обеспечение)». Выпуск 4. / Под ред.Ю.Н.Солонина. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 42 с.
6. Политикав области образования и новые информационные технологии // Национальный докладРоссии. II-й Международный конгресс ЮНЕСКО “Образование и информатика”. – М.,1996.
7. УрсулА.Д. Информатизация общества. – М.:1990
8. Шолохович В.Ф. Информационныетехнологии обучения// Информатика и образование. 1998, № 2, с. 5-13.