--PAGE_BREAK--Использованная литература
1. Бедность как социальная проблема //Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Екатеринбург, 2000. С. 42 – 44.
2. Ванчугов В. В. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества. М., 2006.
3. Голенкова З. Т. Социальная стратификация российского общества М., 2003.
4. Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе // Агрессия и маргинализация – характерные черты кризисного общества.М., 2000.
5. Особенности социальной работы в области профилактики и борьбы с нищенством (статья) // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. №1 – 2. С. 101 – 104.
6. Руткевич М. Н.Социальная структура. М., 2004.
Стратификация современного российского общества
В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.
Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этактратической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формулирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть хозяйственно- экономической элиты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Можно по-разному оценивать сущность, состав и структуру этого слоя, но нельзя не видеть, что переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии.
В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменило социально-профессиональную стратификационнуюсистему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т.д.)
В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения. Так, если незадолго до распада советского государства децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоев населения) равнялся пяти, то в 1997 г. он повысился до двенадцати, а в настоящее время – до 25.
В-пятых, несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и предприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.).
Средний класс определяет стабильность социальной системы и одновременно обеспечивает ее динамичное развитие. Он заинтересован в осуществлении экономических реформ и выступает субъектом технологической модернизации и политической демократизации общества. Вопросы социльно-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предполагаются самые различные теоретические схемы, объясняющие расслоение современного российского общества. Наибольшее признание получила стратификационная модель, разработанная академиком Т.И. Заславской на базе данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, проводимых Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в середине 90-х гг.
Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода…
Средний класс включает в себя наемных работников — чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.
На самом высоком своем уровне — состоятельные профессионалы или управляющие крупными компаниями — средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне — занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта — средний класс сливается с низшим.
Несомненно, что повышение жизненного уровня в западных индустриальных обществах и изменения в социальной политике, выразившиеся в создании более совершенной системы социального обеспечения, привели к значительным изменениям классовой системы. Более высокие жизненные стандарты, большая социальная мобильность и перераспределение доходов (налоги) обусловили появление тенденции к стиранию различий между классами.
Эти изменения в целом привели к уменьшению популярности классовых идеологий и ослаблению классовых конфликтов. Представители среднего класса стали гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой поддержки существующей власти.
3.4.Средний класс.
Средний класс — совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Этот класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения, вследствие чего многие авторы говорят о нем как о “средних классах”, “средних слоях”. Различают старый средний класс и новый средний класс.
Старый средний класс включает мелких предпринимателей, торговцев, ремесленников, представителей свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцев небольших производственных фирм. Стремительное развитие технологий и науки, всплеск в формировании сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению армии служащих, инженеров и т.п., не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи своего труда. Они стали представителями нового среднего класса.
Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%.
Рост среднего класса выражает тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. Средний класс является носителем ценностей традиционной семьи, что, однако, сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Этот класс представляет собой оплот современного общества, его традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.
В современной России средний класс находится в зародышевом состоянии. Продолжает развиваться социальная поляризация — расслоение на бедных и богатых. Те, кто видит возникновение биполярного распределения доходов и малочисленность среднего класса, обеспокоены судьбой российской демократии. По распространенному мнению социологов, для здоровой демократии необходим здоровый средний класс. В обществе, состоящем из богатых и бедных, отсутствует политическое и экономическое связующее звено.
1. Понятие «маргинальность»
Понятия «маргинальность», «маргиналы» пришли из социологии и политологии.
Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и
использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной
ситуации при характеристике «личности на рубеже культур»[1].
Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной
принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего
вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности
служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней
средой. Постепенно значение термина «маргинальность» стало расширяться и
ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или
промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип
маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не
рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно
преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения
новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что
состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется
надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского,
паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась
результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е.
последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также
учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые,
закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах
мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее
движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В
обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и
масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах
переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие
годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений
внутри общества.
Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо
учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском,
накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин
существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может
быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О
естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам
экономического, социального или культурного характера, в силу которых во
всяком обществе имеется свое «дно» в виде разорившихся и опустившихся
элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает
само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом,
стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно
схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может
быть только удельный вес этих групп.
Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а
маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным
явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной
устойчивости, «зависают» на изломах социальных структур. Это происходит,
как правило, в результате сознательно проводимой властью политики
искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное,
дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже
миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась
осознанная политика маргинализации в отношении политических противников
режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и
ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в
послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых
категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и
сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие
группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели
аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930
по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как
тылоополченцы – дети «лишенцев», достигшие призывного возраста и
призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение –
аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким
образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе
колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим
элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже
экономических проблем (создание системы принудительного труда).
К сожалению, тема «Маргинальность и маргинальные группы» применительно
к российской истории ХХ века недостаточно разработана.
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества
Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только
появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде
всего класса крупных и средних собственников, слоя «новых бедных»,
маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь
возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной
идентичности.
Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного
неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации
общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на
проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии
труда в социально-производственных структурах.
Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в
социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть
тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов,
социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными
изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных
социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и
занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в
результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего
целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус
безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого
слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то
же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты
групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками,
структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными
предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация
целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена
группового сознания и групповой консолидации и интеграции.
Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс
глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации,
сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией
значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в
мировой литературе получила название «бразилификации». Рост маргинальных
слоев (по образному выражению Д. Коупленда, «поколения икс») наблюдается и
в российском обществе.
Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не
только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед
традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой
социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной
иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей[2].
Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент : про- должая
причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как
подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас-
шатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие,
но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем
обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества,
пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления,
так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума , не сами делают
это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не
приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий
отверженности.
Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще
доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение
таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и
ка падают маргиналы.
Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми,
идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с
усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры,
родной среды.
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на
«окраинах», на «обочинах» или попроту за рамками характерных для данного
общества основных структурных подразделений или господствующих
социокультурных норм и традиций.
Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится
значительная и притом весьма активная часть американского общества
(этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей
художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что
«маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас
оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым
обогатить общество и материально и духовно.
Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм
социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному
реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации,
индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником
нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм
интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие
обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии,
великие философские системы и научные концепции, новые формы
художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением
именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий
придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация,
массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных
этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных
барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это
привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько
исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На
переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и
отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их
сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос.
институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).
Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так
называемых «неформальных» общественных движений - просветительских,
экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих,
благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с
подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных
групп.
продолжение
--PAGE_BREAK--