Содержание
Введение
Бродяжничество каксоциально-педагогическая проблема
Заключение
Список литературы
Введение
На исходе XX в. перед человечествомсо всей остротой встали социальные проблемы, свидетельствующие о тенденциинаступления кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его существование.
Особое беспокойство вызывают экономическая и экологическаяситуации, неравномерность роста народонаселения на планете, нарастающееувеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушения в генофонде.
Политические и социально-экономические катаклизмы, вызванныерезким переходом страны от социалистической системы хозяйствования ккапиталистической, создали благоприятную почву для роста преступности,коррупции, разрыву между доходами богатых и бедных, снижения уровня жизнинаселения, что способствует увеличению социального напряжения.
В этих условиях прежняя система социальной защиты исоциальных услуг населению все чаще дает сбои.
В последнее время вызывают серьезную озабоченность проблемы,связанные с появлением в России значительного числа лиц без определенного местажительства, не имеющих постоянных средств к существованию, занимающихсябродяжничеством и попрошайничеством.
Бродяжничество является актуальной социально-педагогическойпроблемой в настоящее время, т.к. бродяги представляют собой асоциальный типличности.
После отмены в 1991 г. статьи 209 УК РСФСР «Систематическоезанятие бродяжничеством и попрошайничеством», предусматривавшей уголовноенаказание до 2-х лет лишения свободы, как несоответствующей нормам о правахчеловека, проблема эта с каждым годом стала принимать все более серьезныйхарактер.
Указ Президента РФ «О мерах по предупреждениюбродяжничества и попрошайничества» от 2 ноября 1993 г. положил началоширокомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенногоместа жительства и занятий.
Бродяжничеству как социально-педагогической проблемепосвящено много статей в научно-популярной литературе, а также ряд учебныхпособий таких авторов, как И.Г. Зайнышева, В.И. Жуков и др.
Существование в России граждан без определенного местажительства (бомж) рассматривается ныне как сложное социальное явление,требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органовуправления.
Данная ситуация с начала 90-х годов перестала считаться восновном проблемой органов правопорядка, к ее решению подключены различныегосударственные структуры, в том числе и социальные службы.
Тема исследования — бродяжничество вынужденное и «попризванию».
Цель исследования — рассмотреть бродяжничество — каксоциально-педагогическую проблему.
Объект исследования — социально-экономические процессы,происходящие в России в настоящее время.
Предмет исследования — бродяги и бомжи как асоциальные типыличностей.
Гипотеза — чем больше разница между богатыми и бедными впериод кризиса в стране с переходной экономикой, тем больше людей превращаетсяв бомжей и бродяг.
Задачи исследования — составить социальный портрет бродяги,выявить причины.
Методы исследования — анализ, сравнение, наблюдение, опрос идр.
Бродяжничество как социально-педагогическаяпроблема
Откуда берутся лица без определенного места жительства? Чтозаставляет таких людей скитаться по дорогам России, жить в подвалах, вагонахили вовсе под открытым небом? В эту категорию граждан, как правило, вливаются:
Лица с психической патологией, больные алкоголизмом илинаркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденныескитаться; жертвы мошенничества с Жильем.
Бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющиевозможности реализовать конституционное право на жилище в связи с:
а) продажей жилья родственниками или его потерей вследствиеих смерти;
б) нежеланием родственников совместно проживать (человекнасильно выгоняется с занимаемой им жилплощади);
в) несовершенством функционирования структур по учету ираспределению жилья.
Лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностейили совершившие преступление и вынужденные скрываться.
Лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебнойжилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием,предоставившим жилую площадь.
Беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие в РФиз других стран.
Дети, убегающие от родителей, из воспитательных учреждений идомов-интернатов[1].
Чем вызвано обострение проблемы бездомности в нашей странеза последние годы?
Как показали социологические исследования, проведенные в1995 г. Министерством социальной защиты населения РФ совместно с МГСУ, причиныбездомности и бродяжничества ранжируются следующим образом;
Падение уровня жизни населения и развитие неблагоприятныхотношений в семье (50,2% респондентов).
Утрата жилья (11,0% респондентов).
Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов,органов социальной защиты населения, службы занятости, миграционной службы и др.с лицами без определенного места жительства (8,6% респондентов).
Увеличение числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками(8,6% респондентов).
Несовершенство законодательства Российской Федерации (8,2%респондентов).
Прозрачность границ России (7,3% респондентов).
Наличие локальных войн на территории России (4,5% респондентов).
Ухудшение социально-экономического положения в стране (0,8%респондентов).
Нежелание определенного слоя населения трудиться и вестинормальный образ жизни (0% респондентов).
Другое (0,8% респондентов).
Точная статистика лиц без определенного места жительстваотсутствует.По мнению некоторых специалистов, в одной только Москве находится от 50 до 300тысяч бомжей, а по России их число давно уже перевалило полумиллионный рубеж.
Так, в Ростовской области на 1000 жителей приходится З лицабомж. Такое соотношение характерно и для других регионов России. Даже по чистоколичественным критериям бездомностьзаняла прочное место в числесоциальных проблем общенационального характера.
Причиной бездомности также является ситуация на рынкероссийского жилья. С подорожанием энергоносителей не все граждане могутсодержать свое жилье.
А государство еще не приступило к строительству доступного идешевого муниципального жилья.
Жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городовиногда получают сомнительные предложения о принудительной продаже жилья споследующим отселением, что отрицательно сказывается на спокойной жизни в этойквартире, особенно стариков.
Что представляют собой лица без определенного местажительства? Что отличает их от остальных граждан?
Среди взрослых бомжей больше мужчин, чем женщин; в среднемих возраст колеблется от тридцати до пятидесяти лет; более 90% из них — трудоспособны.Источниками существования для представителя этой категории являются: милостыня,воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки (сбори сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка, мытье вагонов в отстойниках и т.п.).
Бомжи разделяются на так называемых «коренных» и«иногородних». «Коренные», живут на чердаках, в подвалах, вквартирах в заброшенных домах и (даже!) под линиями теплотрасс и вканализационных колодцах. Место «иногородних» — в основном вокзалы иприлегающие к ним территории.
Весь образ жизни бомжей направлен на борьбу за существование.Им приходится постоянно «отвоевывать» «теплое» место или«прибыльный» пятачок у метро, бороться за пищу, алкоголь ивозможность получить несколько часов спокойного сна, так как их отовсюду гонят.
К отличительным особенностям лиц без определенного местажительства относятся: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно)и определенных жизненных целей и перспектив. Бомжа можно узнать с первоговзгляда. Внешний вид (заношенная одежда и т.д.) и специфический запах позволяютбезошибочно отнести человека к данной категории.
По данным международной благотворительной организации «Врачибез границ» душевнобольные составляют примерно 12% столичных бомжей. Еще24% бомжей «ненормальные» с общепринятой точки зрения, так каксознательно выбрали себе такой странный и явно некомфортный образ жизни.
Пожалуй, самым страшным в общей картине лиц безопределенного места жительства является то, что каждый десятый бомж — ребенок.
Это либо сбежавший из неблагополучной семьи (отродителей-алкоголиков, от побоев и жестокости) или воспитательного учреждения,либо привязанный родственными узами к родителю-бомжу.
Такие дети, зная только бродяжную жизнь, просто не имеютпредставления о традиционном образе жизни и не желают подчиняться ее нормам.
Часто они живут целыми колониями на вокзалах, некоторыерискуют существовать самостоятельно.
Эти мальчики и девочки так или иначе попадают «подпатронаж» взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в преступный мир илизанятия проституцией.
Детская бездомность — позор нашего общества. Все бедысовременного мира обрушиваются в первую очередь на детей как наименеезащищенную часть населения.
Проблема детской бездомности в обществе решается пока крайнемедленно. Например, даже в Москве на 50 тысяч бездомных детей функционируеттолько 6 приютов — от 10 до 50 койко-мест каждый.
Один из них — детский приемник-распределитель наАлтуфьевском шоссе. Сюда привозят детей, найденных на вокзалах и улицах.
Многие из них даже не знают своих фамилий — и тогда в детскиедошкольные учреждения эти мальчики и девочки поступают с фамилиями Алтуфьевы.
Негативное влияние самого существования бомжей на жизньостальных граждан проявляется прежде всего в значительном усложнениисанитарно-эпидемиологической и криминогенной обстановки в том или ином районе,городе. Так, к типичным заболеваниям бомжей относятся туберкулез, педикулез (вши),дифтерия, чесотка, желудочно-кишечные, кожные, венерические и другие заразныезаболевания.
Зонами санитарно-эпидемиологического риска становятсяпрактически все места, посещаемые бомжами, главным образом — вокзалы, рынки,общественный транспорт и т.п. Особо велика возможность заражения в крупныхгородах, ставших для бомжей пространством жизнедеятельности.
Если не принимать соответствующих мер, то ситуация можетокончательно выйти из-под контроля, что может привести к вспышкам сыпного тифаи массовому распространению туберкулеза и других заболеваний не только у самихбомжей, но и среди остальной части населения страны.
Что касается ухудшения криминогенной обстановки, то здесьбомжи также играют далеко не последнюю роль, лишая других граждан спокойствия.
Примерно в 80 случаях из 100 бомж уже имеет в своемпослужном списке судимость. И чаще — не одну. Причем нередко и по самымсерьезным статьям УК — разбой, грабеж, убийство.
Каждое пятое дело по линии уголовного розыска совершаетсябомжами.
Это огромный пласт так называемой «латентнойпреступности», тысячи криминальных деяний, о которых милиция никогданичего не узнает
Заключение
Социальная проблема — это сложная познавательная задача,решение которой приводит к существенным теоретическим или практическимрезультатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объектесоциального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах,влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.
Социальные проблемы могут носить глобальный характер,затрагивая интересы значительной части человечества.
В работе рассмотрено бродяжничество — каксоциально-педагогическая проблема.
Список литературы
1. Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. И. Г, Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
2. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития // Семья вРоссии. М., 1996. № 1.
3. Информационные технологии в системе непрерывного педагогическогообразования. Проблемы методологии и теории. СПб., 1996. — 250 с.