Реферат по предмету "Менеджмент"


Индивидуальные и личностные характеристики, влияющие на личность человека

ВОРОНЕЖСКИЙИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультетзаочного и послевузовского обучения
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА № 29
На тему: «Индивидуальные и личностныехарактеристики, влияющие на организационное поведение индивида»

План
I Введение
II Основная часть:
1. Личность работника. Характеристики личности:индивидуальные и социальные
2. Индивидуальные характеристики личности
2.1 Физические свойства личности
2.2 Физиологические свойства личности
3. Физиологические (индивидуальные) свойства личности в отношенияхк работе, к другим людям и к себе
3.1 Меланхолик
3.2 Холерик
3.3 Флегматик
3.4 Сангвиник
4. Личностные (социальные)характеристики
4.1 Нравственные свойства
4.2 Деловые свойства
4.3 Политические свойства личности
4.4 Мировоззрение
III Заключение
IV Литература

IВведение
«Социология и психологияуправления» как самостоятельное научное направление оформилось сравнительнонедавно – во второй половине 70-х гг. XX в. Отличительная особенность социологии и психологии управления состоитв том, что объектом ее исследований является организованная совместнаядеятельность. Это не просто совместная деятельность людей, объединенных общимиинтересами или целями, симпатиями или нравственными ценностями. Этодеятельность людей, объединенных в одной организации, подчиняющихся правилам инормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствиис экономическими, техническими и организационными требованиями.
Правила, нормы итребования организации предполагают и порождают особые управленческие отношениямежду людьми, которые существуют только в организациях и специфичны для них.
В условиях организацииучастники не только связаны друг с другом отношениями взаимной зависимости ивзаимной ответственности, но и несут ответственность перед общими для всехзаконом, гарантом которого является государство.
Специфика социологии ипсихологии управления, в отличие от социальной психологии труда, состоит в том,что индивид соотносится не только с обществом, но и с государством как формойорганизации общественной жизни, через государственные образования, какимиявляются предприятия, учреждения и организации. Частные предприятия несоставляют исключения в той мере, в какой они следуют законом и нормам,принятым в обществе и обеспечиваемым государством.
Изучение личностиработника в организации, анализ влияния организации насоциально-психологическую структуру коллектива и обратного влияния коллективана организацию, руководство сотрудниками в различных организациях – таковыглавные вопросы курса «Социология и психология управления».

IIОсновная часть
 
1.        Личностьработника. Характеристики личности: индивидуальные и социальные
 
В социологии и психологииуправления личность – это каждый человек во всем разнообразии свойств, присущихему, отличающих его от одних людей и объединяющих с другими. Следовательно, длясоциологии и психологии управления свойственно понимание каждого человека какличности. В таком случае снимается вопрос: является ли личностью тот или инойчеловек, и если да то в какой степени? Основным становится вопрос: в чемсвоеобразие личности данного человека, в чем отличие данного человека какличности от других людей?
Для социологии ипсихологии управления невозможен вопрос: является ли этот человек личностью илиявляется ли личностью ребенок? – именно потому, что для нее каждый человек влюбом его состоянии — это личность, в ее проявлении или на определенной стадииразвития.
Человек делает личностьюсам факт его рождения в человеческом обществе, дающий ему возможность проявлятьсебя, предъявлять требования к миру, своим существованием влиять на течениесобытий.
Всякая личностьпредставляет собой, прежде всего физическое тело, вернее, организм, и какорганизм обладает органическими свойствами. Далее, всякая личность являетсяносителем психических свойств, позволяющих человеку ориентироваться идействовать в окружающем мире и в себе самом.
Всякая личность являетсясоциальным существом, продуктом общественных отношений. В этом качестве онавыступает носителем социальных свойств, определяемых местом и ролью, которуюиграет личность в системе общественных отношений. Социальные свойства личностиявляются ее существенными свойствами. Поэтому социальные свойства личностиобразуют уровень собственно личности.
Можно выделить вмножестве свойств личности три основные группы свойств, образующих три уровнярассмотрения личности:
1)        уровень организма(органические свойства);
2)        уровень индивида(психические свойства);
3)        уровень личности(социальные свойства).

2.        Индивидуальныехарактеристики личности:
 
2.1      Физическиесвойства личности
Среди органическихсвойств следует, по-видимому, сразу же выделить внешние, физические свойстваличности как организма и внутренние, физиологические ее свойства.
Каждый человек обладаетнекоторыми физическими характеристиками, некоторыми признаками, которые, преждевсего, бросаются в глаза при знакомстве с ним: рост, вес, телосложение, манерыповедения, особенности походки, черты лица, особенности речи (заикание,шепелявость) и т.п. – и которые могут, являются характерными особенностями еголичности.
Убеждение в том, чтофизические особенности существенным образом определяют личность, находит своеотражение в различного рода стереотипах восприятия. Людям низкого ростапредписывается высокая социальная активность и стремление к власти, широкиеплечи связываются с физической силой, тяжелый подбородок – с решительностью иволей, плотные губы – с чувственностью, высокий лоб – с высоким интеллектом ит.п. Известны попытки по строению черепа судить о способностях личности, а порисунку складок на ладони судить не только о характере человека, но и о судьбе.
Одна и та же физическаяособенность у разных людей с разным психическим складом, занимающих различноесоциальное положение, находит совершенно разное, подчас противоположноеотражение в их поведении и самосознании.

2.2Физиологические свойства личности
Личность как организмпредставляет собой своего рода систему систем, т.е. соединение системыпищеварения, кровообращения, дыхания, двигательной и гормональной систем и т.д.Каждая из названных и неназванных систем решает определенную задачу пожизнеобеспечению организма, выполняет определенную функцию и потому называетсяфункциональной.
В исследовании свойствнервной системы огромный вклад был внесен И.П. Павловым и его научной школой.Выявленные свойства нервной системы позволили Павлову по-новому объяснитьпонятие темперамента, известное со времен Гиппократа и развитое в работахГалена.
Схема типов темпераментапо И.П. Павлову может быть представлена следующим образом. Все люди делятся надве группы по свойству силы нервной системы, далее группа сильных вновь делитсяна две группы по свойству уравновешенности, и, наконец, группа уравновешенныхвновь делится по свойству подвижности, окончания этой схемы дихотомическогоделения образуют типы темперамента.

3.Физиологические(индивидуальные) свойства личности в отношениях к работе, к другим людям и ксебе
 
3.1Меланхолик
Рассмотримпоследовательно, как проявляются свойства нервной системы в каждом из типовтемперамента. При рассмотрении будем рассматривать проявление свойств нервнойсистемы в трех аспектах: в отношениях личности к работе, к другим людям и ксебе самой.
Слабость нервныхпроцессов меланхолика определяет его пониженную работоспособность, быструюутомляемость, и в связи с этим он избегает активной, разнообразнойдеятельности. Для него характерно стремление к привычной, однообразнойдеятельности в спокойной, знакомой обстановке. Это человек, живущий всобственном, внутреннем мире, отличном от того внешнего мира, в котором он находитсяреально. Это не означает, что меланхолик игнорирует реальную действительность,нет просто его внутренний мир для него дороже внешнего: его подлинная жизньпротекает в мире внутреннем. В общении с другими людьми высокаячувствительность меланхолика оказывает ему часто плохую службу. Он отмечает иделает предметом размышлений такие нюансы общения, которые другими людьми незамечаются, и в результате подчас делает из мухи слона, приписывая людямнамерения, о которых они и не подозревают. Особое мучение для меланхоликапредставляет общение с незнакомыми людьми, незнакомый человек является для негосильнейшим раздражителем. Поэтому, стремясь избегать сильных переживаний,меланхолик сторонится новых знакомств и общения с новыми людьми. Отсутствиенавыков общения, трудности общения могут прикрываться замкнутостью, гордостью идаже грубостью и агрессивностью, т.е. демонстрацией желания не вступать вобщение. В результате довольно часто возникает изоляция меланхолика от другихчленов коллектива. Вместе с тем в кругу близких знакомых, в дружескойатмосфере, в хорошем коллективе близких знакомых, в дружеской атмосфере, вхорошем коллективе меланхолик обнаруживает богатый душевный мир,проницательность суждений, тонкость замечаний, мягкость, деликатность, чуткостьи отзывчивость, столь ему свойственные.
При всех недостатках,присущих меланхолику, о которых писалось выше, он обладает одним бесспорнымдостоинством в глазах любого руководителя — способность выполнять однообразную,скучную работу, от которой бегут прочие сотрудники. Отсутствие у меланхолика,как правило должной инициативности и уверенности в своих силах требует отпреподавателя, давшего ему задание, проведения постоянного контроля и оказанияподдержки и помощи. Следует избегать одной распространенной ошибки – нагружатьмеланхолика, пользуясь его безотказностью. Действительно, обостренное чувствоответственности приводит к тому, что меланхолик принимает на себя задание,которое ему не по силам, и силится выполнить его любой ценой, не жалея нивремени. Ни здоровья. В результате задание, которое могло быть выполнено другимчеловеком легко и между прочим, меланхолика способно привести к нервному срыву.Вина в этом случае лежит на руководителе.
3.2Холерик
Высокойработоспособностью, активностью и выносливостью характеризуется холерик.Общение с другими людьми составляет жизненную потребность холерика. Для негохарактерна чрезвычайная легкость в установлении контактов и непосредственностьобщения. Вместе с тем обширность знакомств сопровождается поверхностью инеустойчивостью связей. Будучи рабом настроения, легко поддаваясь новымвпечатлениям, холерик сегодня заключает своего знакомого в объятия, а завтра,услышав о нем какую-то сплетню, перестает его замечать или говорит ему гадости.И хотя еще через день он вновь вернется к своему первоначальному мнению, тем неменее, такие перепады в отношениях не способствуют стремлению людейустанавливать с холериком прочные, глубокие связи. Возбудимость инесдержанность, вспыльчивость и раздражительность холерика могут служитьпричиной конфликтов в его отношениях с другими людьми. Таким образом, холерикусвойственны неустойчивость и неадекватность оценки своих возможностей, неумениевыбрать дело по плечу.
3.3Флегматик
Флегматика отличают силаи уравновешенность нервных процессов, которые обеспечивают ему высокуюработоспособность, целенаправленность, упорство, определенная инертностьнервных процессов. В поведении это проявляется в трудности переключаемости содной деятельности на другую. И.П. Павлов говорил, что флегматик – спокойный,уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Флегматикусвойственная устойчивость интересов и намерений. Трудности в работе, вдостижении цели не останавливают его, а напротив, пробуждают в нем еще большуюактивность. Упорство в преодолении неудач может доходить до фанатизма. Вотличие от меланхолика и холерика, флегматик способен и предпочитает выполнятьработы, требующие длительного напряженного внимания, точной координациидвижений, четкого соблюдения порядка. Для флегматика характерная высокаяответственность за порученное дело, за взятые обязательства. Флегматик –человек долга, данное кому-либо слово или обязательство он стремится выполнитьво что бы то ни стало.
3.4Сангвиник
Сангвиник обладает всемнабором положительных свойств нервной системы: сила определяет его способностьк длительным и интенсивным занятиям, требующим нервного напряжения;уравновешенность определяет его целенаправленность и помехоустойчивость;подвижность определяет способность легко входить в работу и легко переключатьсяс одного занятия на другое. Характерными особенностями сангвиника в егоотношениях с другими людьми являются общительность, открытость, в основекоторых лежит потребность в новых впечатлениях. В то же время сангвиник привлекаетк себе людей своей отзывчивостью, жизнерадостностью предприимчивостью,становится, часто помимо своей воли, центром внимания. Опыт общения дает емуумение привлекать людей и влиять на их поведение в тех случаях, когда этооказывается ему необходимым. Поэтому сангвиник нередко проявляет стремление клидерству, причем, став лидером, приобретает значительный авторитет. Как правило,сангвиник, обладает хорошими организаторскими способностями.
Самооценку сангвиникаможно определить вкратце как устойчивую, слегка завышенную. Устойчивостьсамооценки определяется его непоколебимой уверенностью в себе, в своих силах, всвоих способностях найти выход из любого положения. Сангвиник порой ставитперед собой цели, которые он вряд ли может достичь своими силами, но помощьдругих людей, их расположение к нему, их участие в его судьбе позволяют емудостичь намеченного. Поэтому даже в решении задач, превосходящих еговозможности, сангвиник способен добиваться успеха.

4.        Личностные(социальные) характеристики
Социальные свойстваличности принято разделять на три основные группы: нравственные свойства,деловые свойства и политические свойства.
4.1Нравственные свойства
Нравственные свойстваличности определяются ее отношением к распространенным в данной социальной организации,общепризнанным и, как правило, неписаным нормам и образца поведения, принципами обычаям.
 Нравственными являютсяне только положительные моральные качества личности, но и такие, которыепринято называть безнравственными. Злость, мстительность, злопамятство,безразличие к другим людям, жадность, тщеславие, лживость, наглость,несправедливость также являются нравственными свойствами личности. И хотя всемс детства, как правило знакомы идеи добра, справедливости, чести, достоинства ичистой совести, которые представляются абсолютным благом, тем не менее в жизнинаблюдается не только пестрота положительных и отрицательных нравственныхкачеств, представленных в различных личностях, но и меньшая пестротапредставлений о том, какое поведение следует считать нравственным, а какое — безнравственным.
4.2Деловые свойства
Деловые свойства личностиопределяются отношением человека к работе, к делу. Деловые свойстваобеспечивают успешность выполнения деятельности, определяемой социальной ролью.В роли деловых свойств могут выступать и физические, и физиологические, ипсихические свойства личности.
В настоящее время в новыхсоциальных условиях на первое место выдвигаются такие деловые свойстваличности, как предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чувствонового. Однако важно, что эти деловые свойства сочетались с такими деловымисвойствами, как ответственность за последствия принимаемых решений ипредпринимаемых действий.
4.3 Политическиесвойства личности
Политика в общепринятомсмысле представляет собой действия, взгляды и намерения политических партий. Кполитическим свойствам личности принято относить идейную убежденность, умениеразбираться в текущей государственной политике, принципиальность в отстаиваниисвоих политических взглядов и убеждений.
Успешность деятельностилюбого человека, его карьера зависят подчас от умения разобраться именно вполитической обстановке, примкнуть к сильной группе и отмежеваться от опальной.Это иной уровень политики, не менее важный, чем уровень государственной политики.Более того, успех государственной политики зависит от того, насколько онасогласуется с политикой социальных групп.
К политическим свойствамследует относить весь комплекс свойств личности, определяющих ее способностьориентироваться в обстановке и действовать с учетом взаимоотношений отдельныхлюдей, социальных групп и политических партий.
4.4 Мировоззрение
Свойством, интегрирующемсоциальные свойства личности, подобно тому как темперамент интегрировалфизиологические свойства, а характер — психические свойства личности, следуетназвать мировоззрение. Мировоззрение — система взглядов, убеждений, принциповповедения, свойственных личности, определяющих ее поведение в решающихжизненных ситуациях, ее отношения к окружающей действительности.
Характерная особенностьмировоззрения заключается в том, что оно является не только представлением осуществующей действительности, но и представлением о том, какой она должнабыть.
Единство мировоззренияявляется условием объединения людей, сплоченности социальных групп, организацийи общества, государства в целом.

IIIЗаключение
Управление поведениемпредставляет собой не научное изобретение, не экзотическое искусство, а самуюобыденную прозу нашей жизни. Это основное условие существования любогочеловеческого общества. С одной стороны, известный авторитет, каким бы образомон ни был создан, а с другой стороны, известное подчинение, независимо от какойбы то ни было общественной организации, обязательны для нас при техматериальных условиях, в которых происходит производство и обращение продуктов.Обучение и воспитание представляют собой старейшие формы социального управленияи регулирования, необходимое условие существования любого общества.
Итак, управлениеповедением постоянно совершается в нашей жизни, нами управляют, и мы стремимсявоздействовать на других людей в своих интересах. Следовательно, социология ипсихология управления изучает формы поведения, которые людям довольно известны,она лишь пытается понять закономерности эффективного воздействия и условия,которые его определяют.

IVЛитература
1) Ильин Г.Л., Социология ипсихология управления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-еизд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2) Климов Е.А., Индивидуальный стильдеятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1999 г.
3) Хьелл Л., Зиглер Д., Теорииличности. – СПб., 1997 г.
4) Стреляу Я. Роль темперамента впсихическом развитии. – М., 1982 г.
5) Личность: определение и описание//Вопросы психологии. – 1992 г. — №3,4
6) Джуэл Л.Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001 г.
7) Вудкок М., Френсис Д.Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. – М., 1991 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.