Реферат по предмету "Религия и мифология"


Икона и Святой Дух

Икона и Святой Дух

Лепахин В. В.

Икона
и Дух Святой — этой теме уделяется все еще мало внимания. В богословии иконы
недостаточно определенно подчеркивается благодатное присутствие Святого Духа,
Его "дыхание" в генезисе и бытии церковного образа, во взаимосвязи
образа с Первообразом, в иконопочитании и в иконописании.(1) Между тем, учение
об иконе бесспорно имеет и пневматологический аспект, о чем ясно говорят Святые
Отцы: назовем прежде других свт. Василия Великого и прп. Иоанна Дамаскина.
Незримое сопребывание Святого Духа во всяком проявлении или действии
Первообраза обусловлено самой нераздельностью Ипостасей Пресвятой Троицы. Свт.
Василий Великий пишет: "Невозможно иначе видеть Образ Бога невидимого как
только в озарении Духа. И кто устремляет взор на образ, тому нельзя отлучить
свет от образа... При озарении только Духа, собственно и надлежащим образом,
видим сияние славы Божией, а посредством Образа возводимся к той славе, которой
Он есть Образ и равнообразная печать".

Что
соединяет образ и Первообраз? — Вначале сотворение человека по образу Божию.
Затем спасительное нисхождение Первообраза долу — Благовещение, Рождество
Христово. Боговоплощение и вочеловечивание — это принятие Невидимым Образом
образа видимого, человеческого. По существу, Рождество есть воиконовление
Второй Ипостаси, есть иконоявление Христово. Далее следует движение горé
— Вознесение Господне. Но верное понимание Вознесения невозможно без учета того
обетования, которое дал Господь своим ученикам на Елеонской горе перед
восшествием к Отцу, — обетования о ниспослании Святого Духа. Дух превечно и
неотлучно присутствует во всех действиях Сына. Не случайно, как отмечает инок
Григорий (Круг), "в наиболеее древних изображениях Вознесение и Сошествие
Духа Святого связываются в одно". По Вознесении Господнем реальная
онтологичная взаимосвязь между Первообразом-Христом и образом-человеком
возможна лишь при посредстве и содействии Святого Духа, именно для этого Он
посылается вознесшимся к Отцу Сыном. Кроме того, Святой Дух, по учению прп.
Иоанна Дамаскина, имеет прямое отношение к Образу: "Подобный и совершенно
равный образ Сына — Святой Дух, в одном только отношении имея различие (с Ним):
в том, что Он исходит". Обратим внимание на богословие великого защитника
икон: Второе Лицо Пресвятой Троицы — нетварный рожденный Образ, Третье Лицо —
нетварный исходящий Образ, Святой Дух — единоóбразен с Сыном, и поэтому
в онтологическом плане Он есть прямая и обратная связь между образом и
Первообразом.

Особо
свт. Василий Великий подчеркивает роль Святого Духа в Богопознании. Дух — это
свет вéдения. Как без света физического мы не видим какое-либо
изображение, так без просвещения Святым Духом мы не способны созерцать
Первообраз. Святой Дух возводит к созерцанию Красоты и Славы Первообраза, Он
"подает тайнозрительную силу к созерцанию Образа". Св. Отец оговаривается
при этом, что Святой Дух не вне Себя и даже не через Себя, но "в Себе
Самом вводит в познание". Подвижник прилагает много сил, чтобы очистить в
себе образ Божий и взойти к Первообразу. Это необходимое, но недостаточное
условие Богообщения и Богопознания. Прп. Симеон Новый Богослов в одном из
"Божественных гимнов" учит: "Когда... станешь совершенным
образом (Божиим), то Первообраза еще не увидишь и не уразумеешь, если Он не
откроется тебе через Духа Святого, ибо всему научает Дух, в неизреченном свете
сияющий".

Невозможно
умалить роль Святого Духа и в иконопочитании. Слова свт. Василия Великого о
том, что "чествование образа переходит к Первообразу" (Василий 1846:3,300)(2)
стали крылатыми в православном богословии, их неоднократно цитирует прп. Иоанн
Дамаскин, на них ссылается VII Вселенский Собор. Но как "переходит"
или "восходит" чествование, почитание? Ответ здесь очевиден и только
один: честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу в Духе Святом.

Следует
сказать и о благодатном присутствии Святого Духа в самом процессе иконописания,
что естественно вытекает из всего сказанного. Если к познанию Первообраза
человек возводится Святым Духом, то несомненно только Святой Дух может помочь
иконописцу изобразить в линиях и красках Господа Иисуса Христа (Первообраз),
Богородицу и святых (чистые образы Божии). Святой Дух является истинным
иконописцем в двух смыслах: Он "пишет", восстанавливает человека как
духоносную "живую икону"(3), и Он помогает писать иконописцу
образá. Л.А.Успенский пишет: "Предание утверждает, что святой
евангелист Лука написал икону Богоматери после Пятидесятницы... Даже сами
апостолы, непосредственно общавшиеся со Христом и веровавшие в Него, до
сошествия на них Святого Духа не имели непосредственного опыта освящения Духом
Святым и не могли поэтому передать его ни словом, ни образом".

В
течение многих столетий иконописцы, даже самые знаменитые (в том числе прп.
Андрей Рублев и Дионисий) не подписывали своих икон, ибо свято верили, что их
талант принадлежит Богу, что они лишь "подмастерья" Святого Духа. Они
заботились прежде всего о своем внутреннем духовном устроении, стремились снять
все возможные препятствия для действия Святого Духа в своей душе, чтобы стать
идеальными "проводниками" воли Божией.(4) Своей праведной жизнью они
призывали в помощь себе Святого Духа, и Дух Божий не посрамлял их надежды, о
чем и ныне свидетельствуют их иконы и фрески. Содействие Святого Духа иконописцу
особенно благочестиво описано в житии первого святого иконописца Древней Руси
прп. Алипия Печерского.

Святой
Дух также связывает воедино икону-изображение и явленного ей святого. Святой
невидимо, но реально присутствует на своей иконе в Духе Святом, в Духе он слышит
молитвы человека, и через Духа Святого проистекают чудотворения от святых икон.
В Духе Святом протекает молитва, с которой человек обращается к Богу перед
святой Его иконой, в Духе слышит молящийся и благодатный "ответ"
иконы, т.е. Самого Господа, Богородицы или святого. Итак, Святой Дух


в Своем превечном исхождении от Отца таинственно является совечным Отцу и Сыну
— Образу Бога невидимого;


участвует в сотворении человека по образу и подобию Божию;


по воле Отца и Его силою благовествует и совершает воплощение и
вочеловечивание, воиконовление Сына Божия, принятие Им на себя плотского
образа;


в Крещении подтверждает полноту Божественного Первообраза как Сына Божия,
нисходя на Него в виде голубя, и вместе с тем — полноту принятого на себя
Первообразом плотского образа;


в Преображении сквозь видимый телесный образ показывает во всей силе
нестерпимое сияние Божественного Первообраза;


соединяет в реальное богочеловеческое двуединство Первообраз (Господа Иисуса
Христа) и образ (человека), — до Пятидесятницы сокровенно, а в Сошествии Духа
на апостолов явленно и явственно;


связывает в духовное двуединство небесные первообразы и земные иконообразы;


возводит через иконообраз к познанию Первообраза;


возносит к Первообразу почитание, воздаваемое образу (иконе);


восстанавливает, возрождает подвижника, всякого благочестивого человека как
живую духоносную икону Первообраза;


помогает иконописцу изобразить в линиях и красках то, что неизобразимо,
выразить то, что невыразимо, описать то, что неописуемо, т.е. явить икону
верующему духовному оку как двуединое, ипостасное, богочеловеческое таинство;


реально пребывает со святым на его иконе;


незримо, но неотлучно присутствует в соборном молитвенном Богообщении перед
иконами и в чудотворениях, проистекающих от икон.

Может
быть, нигде христология и пневматология не соединены так тесно, как в
богословии образа, богословии иконы.
Сноски:

1.
Нам известны две небольшие работы на эту тему.

2.
Иногда эти слова цитируются в другом переводе: "Честь, воздаваемая изображению,
восходит к Первообразу (переходит на первообразное)".

3.
В святоотеческой литературе святые именуются не только христоносцами, как
носители Образа Христова, но и духоносцами, ибо они исполнились Духа Святого.

4.
В основе этого благочестивого обычая лежали и другие причины. Во-первых, VII
Вселенским собором составление композиции иконы отдавалось Св. Отцам,
иконописцам же была отведена роль художественных исполнителей. Во-вторых, икона
мыслилась как соборное творчество многих поколений иконописцев, а не
какого-либо одного, пусть и гениального, мастера. В-третьих, иконописец считал
недопустимым вносить в святое и священное пространство иконы, на котором
значилось имя Божие, и свое профанное имя. Итак, отсутствие подписи автора на
иконе — это свидетельство особого почитания имени Божия.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.