Реферат по предмету "Социология"


Биологическое разнообразие человеческих рас

Содержание
Введение
1. Определение понятия «раса»
2. Раса и нация
3. История классификаций
4. Классификация человеческих рас
5. Современный расизм
Заключение
Литература

Введение
 
Современныйрасовый облик человечества образовался в результате сложного историческогоразвития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших,исчезавших. Для нас представляет особую важность изучение всего того, что мыможем узнать о человеческих расах, чтобы понять то, что же в действительностиопределяет человеческую расу. Даже без посторонней подсказки, наблюдая, можноубедиться, что люди в мире разделены на различные группы. Члены каждой из нихнекоторым образом более близко связаны друг с другом, чем с членами другойгруппы. По этой причине они и похожи друг на друга больше, чем на остальных.
Разделантропологии — расоведение — обобщает данные по изучению антропологическогосостава народов земного шара в настоящем и прошлом, т. е. по образованию ираспространению рас на Земле; рассматривает проблемы классификации рас, их происхождения,расселения по земному шару, развития и взаимодействия в связи с конкретнойисторией человеческих популяций, опираясь на данные морфологии и физиологии,генетики и молекулярной биологии. Основными проблемами этого раздела являются историяформирования рас, взаимоотношения между ними на разных этапах историческогоразвития, раскрытие причин и механизмов расовой дифференциации.
Большое местов расоведении занимает исследование разграничительных расовых признаков, ихнаследственности, зависимости от окружающей естественно-географической исоциально-культурной среды, половых различий, возрастной динамики,географических вариаций и эпохальных изменений. Данные расоведения используютсядля опровержения лженаучных расистских концепций и формирования правильногопредставления о различиях в морфологическом облике людей.
Цель моейработы – дать определение понятию раса, систематизировать и углубить знания очеловеческих расах.
Сравнительноеизучение человеческих рас весьма важно для разрешения проблемы происхождениячеловека современного вида и в первую очередь для разрешения вопроса о том, водном или в нескольких местах возник человеческий род. Различия во внешностилюдей разных географических областей отмечались всегда. О существовании раслюди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки,объяснить их происхождение. Наиболее древние тому свидетельства мы находим на фресках ибарельефах древнего Междуречья и Египта и многих других. Одной из задачрасоведения является поиск единой системы описания этого разнообразия — мыхотим видеть объективную научную картину сходства и различия расовых вариантовбезотносительно к тому, живем ли мы в Европе, Америке, Азии или Африке, знатьпричины этого сходства и различия.

1.Определение понятия «раса»
 
Происхождениетермина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собойвидоизменение арабского слова «ras» (голова, начало, корень). Есть также мнение,что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя». Слово «раса»примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже уфранцузского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну изпервых классификаций человеческих рас.
Расысуществуют преимущественно в социальном смысле и представляют собой одну изформ социальной классификации, которая используется в том или ином обществе.Однако в биологическом смысле четкого подразделения на расы не существует.Антропология не отрицает существования отчетливого морфологического игенетического разнообразия человечества. Разные исследователи в разные периодыпод «расой» имели в виду различные понятия. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В.[8] приводят несколько определений:
Раса естьсовокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождениекоторого связано с определенным ареалом (Рогинский, Левин, 1978).
Раса — этокомбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, спомощью которой члены одной расы отличают себя от другой (Залер, 1931).
Раса — этогруппа людей, имеющая общие физические черты (Кун, 1939).
Раса – этобольшая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которуюможно отличить от других рас по общему для них генофонду (Фогель, Мотульски,1990).
Суть понятия,во всех этих определениях остается неизменной. Термин определяет единицувнутривидовой структуры современного человечества, которая выделяется поопределенному набору (комплексу) наследственно обусловленных признаков изанимающую определенный ареал. С точки зрения основ современной систематики,расы соответствуют уровню подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единомубиологическому виду Homo sapiens. Отличие же рас от подвидов животных, связаныс общественной природой человека. Специфичность расы человека заключается втом, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групплюдей, живущих на определенной территории, и поэтому один из важнейших приемоврасового анализа — выявление географического распределения расовых признаков.Расовые варианты, в отличие от всех других внутривидовых вариантов, приуроченыкаждый к определенной территории или ареалу данной расы; в настоящее времясвязь с ареалом иногда не обнаруживается с полной отчетливостью, однако онавсегда имела место в более или менее далеком прошлом.
Расыотличаются друг от друга физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз,формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеютсколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека.Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой,наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственноговлияния среды.
Такимобразом, расы — это исторически сложившиеся группировки (группы популяции)людей разной численности характеризующиеся сходством морфологических ифизиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.
2.Раса и нация
 
Учитываяотсутствие прямой связи между биологическими и социальными признаками, стоитясно различать разные способы классификации человеческих групп.
Этнос определяется какисторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколеннаясовокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительностабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознаниемсвоего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознание),фиксированном в самоназвании [8, с.261].
Основнымусловием возникновения этноса является общность: самосознания — сознания своегоединства и отличия от всех других подобных образований, территории, языка,культуры. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость врасовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Дляболее устойчивого существования этносы стремятся к созданию своейсоциально-территориальной организации (государства, автономии).
Понятиюэтноса соответствует ряд: племя – народность – нация. Нации возникли изнародностей с развитием капиталистических отношений. При этом возможно, что изодной народности образуется несколько наций, и наоборот, одна нация образуетсяиз нескольких народностей. Определяя свою принадлежность к той или иной группе,люди говорят о национальности. Одна из самых простых форм социальнойэтнической организации людей — племя. Более высокий уровень социальнойорганизации называется народностью (или народом), которыеобъединяются в нации. Представители одного племени или другой небольшойэтнической группы обычно принадлежат к одному антропологическому типу,поскольку являются в той или иной степени родственниками.
Нация — этническая категорияболее высокого ранга, чем народ, обычно включает несколько народов. Объединениелюдей на основе единых стандартов литературного языка, школы и средств массовойинформации. Иногда рассматривается как сугубо политическая категория(объединение).
Нередко междупонятием «нация» и понятиями «народ», «этнос»ставят знак равенства. В действительности же этнос и нация — явления,относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболееярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этническогослияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходятстихийно и во многом независимо от сознания и воли людей. Сущность же нациинаиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляютсобой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей,причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определеннуюпрограмму. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся ксфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений.Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всегополитическая, сила, с которой надо считаться.
Различаютсямежду собой понятия «нация» и «раса». Людей объединяет в нации общность языка,территории, экономической жизни, культуры, психического склада. В отличие отнации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа,происхождение которого связано с определенным ареалом. Национальныехарактеристики не бывают неизменными. По этой причине они не наследуются и немогут являться признаком расы.
Такимобразом, следует различать понятия расы и нации. Первая относится ккатегоризации, т.е. внешнему определению, и связана с процессами исключения,тогда как этничность имеет дело с групповой идентификацией. При этом членство вэтнической группе является обычно добровольным, а членство в расовой группе –нет.
3.История классификаций
Осуществовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты ипервые попытки, объяснить их происхождение. Однако, первые научныеклассификации появились сравнительно поздно. Стремления систематизироватьпредставления о физических типах народов, населяющих земной шар, датируютсяXVII веком. Опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос,глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач ФрансуаБёрнье впервые в 1684 году разделил человечество на четыре расы. По современнойтерминологии — европеоиды, негроиды, монголоиды и лапоноиды.
Сходнуюклассификацию предлагал Карл Линней, в классификации которого четвертой была нелапоноидная, а американоидная раса (индейцы). Принципы выделения рас были тогдаеще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признакивнешности, но также темперамент (люди Америки — холерики, Европы — сангвиники,Азии — меланхолики и Африки — флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты,как покрой одежды и т.п.
В похожихклассификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялисьюжноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказанопредположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения вклиматически различные области Земли. И. Блюменбах считал центромрасообразования Кавказ.
В последующемрасовые классификации усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас сталивыделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастуюслужили черты культуры и язык.
В настоящеевремя существует большое количество расовых классификаций. Они отличаются попринципам построения и использованным данным, включенным группам и положенным воснову признакам. Богатенков Д.В. и Дробышевский С.В. [4] условно делят всеклассификации на две большие группы:
1. Созданныена основе ограниченного набора признаков;
2. Открытые,число признаков в которых может произвольно меняться.
К первомуварианту классификаций относятся многие из ранних систем. Таковы схемы: Ж.Кювье (1800 г.), разделявшего людей на три расы по цвету кожи; П. Топинара(1885 г.), выделявшего также три расы, но определявшего дополнительно кпигментации ширину носа; А. Ретциуса (1844 г.), четыре расы которогоразличались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю.
Одной изнаиболее разработанных схем такого типа является классификация рас, созданнаяпольским антропологом Я. Чекановским. Однако небольшое количествоиспользованных признаков и их состав неизбежно приводят к условности такихсхем. В лучшем случае они могут достоверно отразить лишь самые общие расовыеподразделения человечества. При этом случайным образом могут сближаться оченьдалекие группы, резко отличающиеся по множеству иных признаков.
Ко второмуварианту классификаций, построенных на основе открытого набора признаков,относится большинство расовых схем. Важнейшим принципом их создания являетсягеографическое положение рас. Сначала выделяются основные (т.н.или большие расы, или расы первого порядка), занимающие огромные территориипланеты. Затем внутри этих больших рас проводится дифференциация по разнымморфологическим признакам, выделяются малые расы (или расывторого порядка). Иногда выделяются и расы более мелких уровней (они весьманеудачно называются антропологическим типом).
Существующиерасовые классификации открытого типа можно разделить на две группы:
1. Схемы,выделяющие небольшое количество основных типов (больших рас);
2. Схемы,выделяющие большое количество основных типов.
Вклассификациях с небольшим количеством основных типов их число колеблется отдвух до пяти. Схемы с большим числом вариантов предусматривают существованиешести, восьми и более основных рас. Практически во всех схемах обязательновыделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды,негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться.
Общее длявсех классификаций XX в. проведение принципа иерархического соподчинения вгруппировке расовых типов. Нет ни одной схемы классификации, в которойвыделенные типы, даже если их число невелико, выстраивались бы в ряд один подледругого.
Такимобразом, разнообразие человечества – итог длительной эволюции человека, егоадаптации к условиям среды. Создание расовой классификации представляетсявесьма сложной задачей. Большинство ученых составляли классификации, в которыходновременно клались в основу выделения рас и физическое строение, и язык илигруппа родственных языков, на которых говорили народы. Несмотря на это, общепринятойрасовой классификации не существует, и это является очевидным следствиемнепрерывности биологической изменчивости.
4.Классификация человеческих рас
 
Попыткипостроить все более и более полную и объективную классификацию человеческих расзаняли значительное место в антропологической литературе с начала ХХ века. Внашей стране наиболее известны три классификации. Одна приведена в учебнике«Антропология» Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, вторая предложена Г.Ф. Дебецем,третья разработана В.В. Бунаком.
Первая имеетдовольно строгую структуру: три большие расы подразделяются на малые расы,промежутки между большими заполнены шестью промежуточными расами. В названияхсоблюден географический принцип.
КлассификацияГ.Ф Дебеца наиболее близка к генеалогическому древу человека. Все человечествоавтор разделил на негро-австралоидную, европеоидную и монголоидную большиерасы, причем больше сближал первые две. Каждая из них делится на две основныхветви, настолько сложно переплетенные друг с другом, что порой трудно сказать,к какой большой расе относится тот или иной конкретный антропологический тип.Однако, эта схема крайне сложна и практически непредставима в текстовом илитабличном виде.
В.В. Бунакпредставлял расовую дифференциацию в виде дерева (Бунак В.В., 1980). Его«стволы» и «ветви» он разделял на основе представлений одревности и глубине расхождения отдельных антропологических вариантов
В качествепримера я приведу классификацию Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина как одну изнаиболее известных. При построении классификации учитывались: степеньморфологического сходства рас, их географическое распространение и повозможности древность их формирования, причем последняя в ряде случаев заотсутствием материала устанавливалась и использовалась лишь предположительно.
Расоваясхема, опубликованная в учебнике антропологии Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина [6],выделяет три больших расы, каждая из которых разделяется на пять промежуточных(малых рас):
· экваториальнаяили австралонегроидная:
австралийская
веддоидная
маланезийская
негрская
негрилльская(центральноафриканская)
бушменская(южноафриканская)
· евразийскаяили европеоидная:
индо-средиземноморская
атланто-балтийская
беломорско-балтийская
среднеевропейская
балкано-кавказская
уральская
· азиатско-американскаяили монголоидная.
североазиатская
арктическая(эскимосская)
дальневосточная
южноазиатская
американская
Промежуточноеместо между экваториальной и евразийской большими расами занимают две расы: эфиопскаяи южноиндийская; между евразийской и азиатско-американской размещаютсятакже две расы — южносибирская и уральская; наконец, особое местопо значительной части признаков промежуточное между американской иавстралийской занимают полинезийская и курильская расы. Вопрос опроисхождениях этих промежуточных форм разрешается различно для каждой из них.
Надоотметить, что многие антропологи не согласны с группировкой ряда рас в схемеЯ.Я. Рогинского и М.Г. Левина. Например, рядом оказались австралийская ибушменская расы, общих расовых черт у которых практически нет. Создатели этойклассификации ясно понимали условность предлагаемой схемы и особо отметили ее всопровождающем тексте. Проблема единого масштаба расстояний между расами одногопорядка обсуждалась авторами, но не могла быть полностью решена на имевшемсятогда материале (как, впрочем, не может быть решена и сейчас).
При большомколичестве разных классификаций у исследователей существует некое «молчаливое»согласие по многим отдельным антропологическим типам и их группировке в болеекрупные подразделения.
Такимобразом, можно видеть, что создание расовой классификации представляется весьмасложной задачей. Тогда как основные, или большие, расы совпадают в большинствеклассификаций, конечные деления классификаций часто заметно отличаются.Общепринятой расовой классификации не существует, и это является очевиднымследствием непрерывности биологической изменчивости.
5.Современный расизм
 
Долгое времяникто не сомневался в бытии рас. Но в последнее десятилетие значительное числоамериканских антропологов выступило с утверждениями, что в действительностиникаких рас не существует и что признание реального бытия рас есть не что иное,как расизм. Учения, признающиесуществование рас, объявляются «научными расистами», преследуются, изгоняютсяиз университетов, лишаются работы. Однако, существование рас человека являетсянесомненным фактом. И в признании этого нет абсолютно ничего расистского.Расизм начинается лишь там и тогда, где одна из рас объявляется высшей, аостальные — низшими.
Расизм — совокупность антинаучныхконцепций, основу которых составляют положения о физической и психическойнеравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историюи культуру общества, исконном разделении людей на высшие и низшие расы.
Как и любаяложная концепция, расизм основывался на раздувании, абсолютизации определенныхмоментов действительности, что и позволяло ему выдавать себя за истину. Значительнеевсего расцвел расизм в середине XIX в. в Англии и Америке, а также во Франции иГермании. Он явился идеологической поддержкой работорговли и колониальногозахвата земель Африки, Америки, Азии, Австралии и Океании. Расисты утверждали,что между физическим строением человека и его интеллектуальными, психическими,социальными качествами есть непосредственная прямая связь. Якобы изначальновозникли «чистые» расы, а позднейшие смешения только «портиликровь» некоторых «невезучих» групп. Исходя из этого, расистыпроизвольно делили расы на «высшие» и «низшие», относясебя, естественно, к самой «высшей». В XIX в. «высшей»расой обычно считалась «арийская» — белокурая длинноголоваясевероевропейская. «Низшими» расами считались все остальные, ноособенно негроидная раса, поскольку основной поток рабов шел из ЗападнойАфрики, да и внешне экваториалы казались наиболее отличными от европейцев.
Расистывыделяют «высшие» и «низшие» расы. Однако Всеобщаядекларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными иравными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всемиправами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия,в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национальногопроисхождения. Поэтому, всякая теория превосходства, основанного на расовомразличии, в научном отношении ложна, в моральном — предосудительна, а всоциальном — несправедлива и опасна. Для расовой дискриминации не может бытьоправдания, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике. Существование расовыхбарьеров противоречит идеалам любого человеческого общества.
Антропологиядоказала несостоятельность расистских «теорий» еще в XIX веке, однакорасизм продолжает владеть умами людей. Можно сказать, что это глобальнаяпроблема современности. Любая проблема требует определенного решения. Тем неменее, расизм трудно победить, поскольку он, по-видимому, связан с врожденнымипсихологическими системами распознавания «свой — чужой»,закрепляющимися в сознании в раннем детстве на основе образов окружающих людейсвоей группы.
раса этноснация

Заключение
Существующеебиологическое разнообразие человечества может быть описано на популяционномуровне при помощи выделения особых антропологических категорий — человеческихрас. Биологические расовые признаки не связаны напрямую с признаками культуры,языка и хозяйственного типа. Иногда наблюдающиеся параллели этих аспектовполностью обусловлены исторической связью.
Расовыеклассификации, построенные по разным системам признаков далеко не всегдасовпадают. Это объясняется разным временем и разной историей формированиясистем признаков, входящих в каждую из этих классификаций и используемых вцелях получения информации исторического характера. В то же время различныесистемы хорошо дополняют друг друга в комплексном популяционном анализе и свидетельствуютоб определенной их территориальной приуроченности. Между расами человекасуществует значительное количество плавных переходов, а популяционная сущностьрасы не позволяет корректно оперировать этим термином в отношении конкретныхиндивидов.
В историичеловечества не было момента существования «чистых» рас в пониманииполигенистов. Среди современного человечества нет также «высших» и«низших», «древних» и «новых» рас. Все расы равныпо своей жизнеспособности, по своим интеллектуальным возможностям. Вероятные жеразличия в интенсивности нервных процессов отражают специфику приспособления кусловиям внешней среды и не касаются интеллекта.

Литература
 
1. АлексеевВ.П. География человеческих рас. М.: «Мысль», 1974.
2. АзимовА. Расы и народы. М.: Центрполиграф, 2005
3. Антропология.Хрестоматия. Авторы-составители: Россолимо Т.Е., Рыбалов Л.Б.,Москвина-Тарханова И.А. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.
4. БогатенковД.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию. //http://www.ido.edu.ru/psychology/anthropology
5. БунакВ.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 1980.
6. РогинскийЯ.Я., Левин М.Г. Антропология, М., Высшая школа, 1978.
7. СеменовЮ.И. Этносы, нации, расы // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. — Подред. И.А.Гобозова. М., 2003.
8. ХрисанфоваЕ.Н. и Перевозчиков И.В. Антропология: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука,2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.