РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ на тему СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в об- ществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущают- ся и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение се- мейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и гово- рит о его пермещении в социальном пространстве.
Однако сущес- твуют таки перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с прстом прести- жа, увеличением или уменьшением возможностей использования влас- ти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции че- ловека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе от- ношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориента- циях.
В связи с этим важно определить, как осуществляются процес- сы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые полу- чили название процессов мобильности. ПРИРОДА СОЦИЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех со- циальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижеия, можо ожидать большую социальную мо- бильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и полу- чают высокие статуся, другие же опускаются
на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров воникает из-за токо, что социальные клас- сы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждо- го класса для участия в классовой субкультуре, в которой они со- циализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творчес- кой интеллигенции с меньшей вероятостью будет усваивать привычки и нормы, помогоющие ему впоследствии работаь крестьянином
или ра- бочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значе- ние различие в статовых возможностях. Скажем, у сыновей минис- тра и крестьянина разные возможности для получения высоких дол- жностных статусов.
Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высто в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое со- циальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает опреде- ленный период адаптации
к новым условиям. Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определенияю П.Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифициро- ванной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к дру- гой. П.Сорокин различает два типа социальной мобильности гори- зонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - то пере- ход индивида или социльного обекта от додной социльной
позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняеи социльного слоя, к которому он принадлежит, или социльно- го статуса. На наиболее важным процессом является вертикальная обильность, представляющая собой совокупность взаимодействи, спо- собствующих переходу индивида или социльного объекта их одного сочилального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное по- вышение, существенное улучшение благосостояния или переход в бо-
лее высокий социльный слой, на другой уровень влести. Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от это- го различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение.
Восходящие течения про- фессиональной, экономической и плитической мобильности сущес- твуют в друх основных формах как индивидуальный подъем, или ин- фильтрация индивоидов их низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нис- ходящия мобильность существует в форме как выталкивания от- дельных индивидов с высоких социльных статусов на более нихкие, так и понижение сощиальных статусов целой группы.
Примером вто- рой формы нисходящей мобильность может служить падение социально- го статуса группы инженеров, которая некогда занимала весьм высо- кие поиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. по образному выражению П.Соро- кина, первый случай упадка напоминает падение человека с кораб- ля второй - корабль, затонувший во всеми находящимися на борту. Механизм инфильтрации в вертикальное мобильности.
Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким обрахом отдельный индивид может преодолеть барьеры и гран- цы между группами и подниматьявверх, то есть повышать свой со- циальный статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени иеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспект. Актуализация это- го мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивд
стре- мится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы дос- тижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, скла- дывающейся в обществе. Аналих проблем, возникающих при перализа- ции мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь термина- ми и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля. Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, на- ходящийся в группе с более низкими статусами,
должен преодолеть барьеры межде группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, нап- равленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохож- дения расстояния между статусами более высокой и более низкой групп. Энегрия индивида, стремящегося к более высокому статусу, находит выражение в силе F, с которой он вытается преодолеть барьеры перед высшим слоем.
Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится дос- тичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид стремится проникнуть в верхний слой, мож- но с определенной вероятностью предсказать его попадание туда. Вероятностный характер инфильтрации обусловлен тем, что при оцен- ке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, ко- торая складывается из многих факторов,
в том числе их личностных отношений индивидов. Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорос- ти и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мо- бильности понимается Вертикальная социальная дистанция или чис- ло страт - экономических, профессиональных или политических, ко- торые проходит индивид в его движении вверх или вниз за опреде- ленный промежуток времени.
Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по спе- циальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним должность старшего инженера. Очевидно, чтоскорость мобильности выше у первого инди- вида, так как за указанный промежуток времени они преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, елси какой-либо инди- вид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости
с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизнтальном нап- равлении за определенный промежуток времени. Число таких индиви- дов какой-либо социальной обчности дает абсолютную интенсивность мобильности, а
их доля в общей численности данной социальной об- щности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, развденных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интен- сивности горизонтальной мобильности в данной возрастной катего- рии. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедих в дру- гие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30лет, то речь пойдет о относительной социальной мобильности в горизан- тальном направлении.
Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильнос- ти с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интесивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной со- циальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно об- щество с другим с целью выясленения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассыитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области
деятельности. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КЛАССЫ И КАСТЫ. Характер процессов мобильности во многих об- ществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общцества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным вида социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как си- циальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может
подниматься и опускаться по стату- сам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и спо- собностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная пози- ция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к иде-
лаьным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной со- циальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст. Касты отнсятся к социальным системам, в которых занятие ин- дивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих прави- лах, запрещающих
браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В Древней Индии социальные барьеры между кастами были очень зна- чительными переходы индивидов из одной касты в другую наблюда- лись чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а так- же создавала свои типы внутренних связей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось.
Так, представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и высоким уровнем об- разования. Однако, даже если представитель этой высшей касты ста- новился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту. Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к кото- рым относятся прежде всего потребности общества в квалифицирован- ных и компетентных
исполнителях, в людях, способных решать зада- чи управления сложными социальными, политическими и экономически- ми процессами. Но даже в современных обществах существуют социальные груп- пы закрытого типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - вер- хний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распреде- лении общественного продукта, власти, получения наилучшего обра- зования
и т.д. В обществах сущестуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу из замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей дру- гих социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута груп- па, все равно существует хотя бы незначительное число членов дру- гих групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вер- тикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проник- нуть
в высший слой. КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ. Доступность путей для со- циальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе пред- писанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помо- гает индивиду, который не подготовленк к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей мо- гут наодить
один или два возможных , открытых для них канала мо- бильности. В то же время в других обществах молодежь может вос- пользоватьс сотней путей для достижения высшеко статуса. Одни пу- ти достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этни- ческой или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов
часто возникает проблем вхождения в новую субкульту- ру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности. 1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае,
когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусногоуровня ему необходимо принять новый ма- териальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бы- товая культура - это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более мысокому статусному уровню.
Но мате- риальный образ жизни - только один из моментов приобщения к ново- му статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит. 2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная ная вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит об- разцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без ка- ких-либо усилий.
Образцы одежды, словесные обороты. проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и дол- жно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Де- тей часто готовят специально к усовению поведения, характерного лдя высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социально- го слоя или группы монут быть освоены в результате преднамеренно- го обучения и сознательной имитации, но такие
усили могут ус- корть процесс принятия индивидом субкультуры более высокого со- циального слоя. 3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусно- го соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение когда инди- вид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремит- ся попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро.
Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественно- го мнение в пользу новичка. 4. Брак с представителем более высокого статуснрого слоя. Во все времена такой барг служил наилучшим средсвом преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он межет в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает
материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько ста- тусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представи- тельницей более высокого статуса в значительной степени разре- шает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые ьрудные социаьлные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои.
Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут счиатать индивида своим ИНДИВИД И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Убеждение в том, что социальноя мобильность полезна и необ- ходима,
служит неотъемлимой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными груп- пами препятствует проявлению человеческой инидивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общес- твенной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Отночительно простые об- щества, которые существовали в
XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди во средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовиля с самого детства. В таком простом обществе для качестенного испол- нения даже роли лидеров, определяющих правила и ритуалы, необхо- димы скорее тщательность и длительность обучения, чем необыкно- венные способности. Неотъемлемыми качествами общества с закрытой социально-классовой структурой
являются ее внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и бех притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет испол- няться вполне адекватно. Быстрота изменения общества требует от лидера большего , не- жели способность механически исполнть определенные ритуалы. Кро- ме того, для технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов.
Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции мозгов, поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система - это необходимость для современного общества. Однако культивирование и развитие открытой системы может иметь неприятные последствия для некоторых из входящих в нее индивидов. Рассмотрим несколько случаев существования в современном общес- тве индивидов с высокой мобильностью.
СТАТУСНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. Средневековый сапожник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него практически на существовало и опасности опуститься ниже своего статуса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь сапожным ремеслом, и был сво- боден от честолюбивых амбиций и страза перед неудачей. Он мог ра- ботать, не ощущая стыда или унижения достоинства, либо находить удовольствие в своем скромном комфорте, не испытывая жажды в рос- кошной жизни.
Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх со- циального падения. Он но может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя. Нет никакой гарантии, сто его статус не станет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уровне, это не озна- чает, что индивид выполняет свои социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не просто поддержание данного статуса, но и повышение
его. Другие люди низкого происхождения могут иметь высокий статус, а почему же не он Статусное беспокойство во мно- гих странах Европы и Америки традиционно в большей степени проя- лял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наи- большее беспокойство, можно отнести руководителей среднего и низ- шего уровней в системе управления. Представители высшего статус- ного уровня не нуждаются в борьбе
за более высокий статус и ред- ко боятся потерять его. В то же время среди индивидов, представ- ляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъем и участвуют в борьбе за более высокий статус. НАПРЯЖЕНИЕ ПРИ ПРИНЯТИИ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ. Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получе- нию новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответствен- ности и к новым
ограничеиям. Случается, что некоторые люди откло- няют предложенное повышение статуса потому, что при занятии но- вой должности возникают добавочная напряженность и новые обязан- ности, увеличивающие неудовлетворенность. Нервная дрожь стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности - далеко не исключения. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкульту- ры новым манерам, этикету, типам взаимотношений.
Процесс приспо- собления к новой субкультуре бывает очень сложным. Это иногда прояляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и низ- ким снижением мотивации исполнения своей роли. РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ В ПЕРВИЧНЫХ ГРУППАХ. Многие люди ориентироаны на вертикальную мобильность и достигают значительно более высо- ких статусов, чем их родители. Если родители индивида принадле- жат к рабочему классу, а он сам выбился в слой творческой
ин- теллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевид- но, что индивид и его родители должны вращаться в разных суб- культурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид булет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взгля- дов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись на- верх, убеждаются
в том, что между ними и детьми появилась про- пасть. Для обеих сторон это очено болезненно. Нисходящая мобильность также может вызывать крайне неприят- ные последствия для индивидов и в еще большей степени, чем восхо- дящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать самьи, ставить барьеры между отцами и детьми. Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности.
Если в дружеском кругу рабочих один из них становит- ся мастером или старшим мастером и начинает руководить действия- ми своих друзей, то дружеские связи почти немедленно прекращают- ся. Возможна даже конфронтация. Именно по причине прекращения первичных связей потерпела крах практика назначения мастерами производственных участков лич из числа рабочих-лидеров. В целом социальная мобильность общества - противоречивый процесс.
Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотиваций, может безболезненно и легко двигатья по ступеням лес- тницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно перено- сится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и боротся со страхом потерять свой новый статус.
Вместе с тем для сложного общества от- крытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - един- ственный путь развития, ибо в противном случае возникают со- циальные напряжения и конфликты.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |