Реферат по предмету "Социология"


От хозяйства Робинзона к экономике

ОТ ХОЗЯЙСТВА РОБИНЗОНА К ЭКОНОМИКЕ На каких «трех китах» стоит экономика? Есть ли у богатства отец и мать? Что общего у техники и технологии? Какова роль НТР в развитии производства? Как рождается экономика? Познакомившись с тем, что пред­ставляет собой общество, перейдем к рассмотрению отдельных сфер его жизни. Начнем с рассказа об экономике. Почему именно с нее?

На этот вопрос вам предстоит ответить самим после того, как вы изучите всю тему до конца. Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ой-кос» _ дом, хозяйство и «номос» — закон. Словом «экономика» сегодня называют и хозяйство страны, и определенные отноше­ния, связанные прежде всего с хозяйством данного общества, и науку о законах развития хозяйства. Стремление человека разгадать тайны экономики связано не просто с его извечной тягой к знаниям, а с

вполне практиче­скими потребностями: знать, чтобы воздействовать на экономи­ку в нужном человеку направлении. В первой главе нашего курса уже шла речь о роли труда в жизни отдельного человека и целого общества. Трудом созда­ется все необходимое для жизни людей. Производство благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло длительный исторический путь развития: от добычи пищи с по­мощью элементарных орудий первобытного человека до утверж­дения современных

сложных технологий. То, что совсем недавно казалось фантастикой, игрой вообра­жения, сегодня начинает прочно входить в повседневную жизнь. Как по мановению руки волшебника, выполняющего желания, многие производственные процессы происходят без видимого вме­шательства человека. Быстродействующая информационно-вычис­лительная и управляющая техника многократно расширяет воз­можности человека. И все же любое производство характеризует­ся некоторыми общими чертами.

Оно всегда в конечном счете представляет собой процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей людей. Производство, составляющее основу экономики, всегда стоит как бы на «трех китах». Эти «три кита» - рабочая сила человека, предметы труда и средства труда. Вновь возвратимся к Робинзону Крузо, который создал на своем необитаемом острове настоящее натуральное

хозяйство. (Вспомните, какое хозяйство называется натуральным. Кстати, как вы думаете, почему такое хозяйство называется синонимом слова «природное»?) В основе хозяйства Робинзона лежал бес­конечный, но в то же время и спасительный труд. Герой Д. Де­фо сначала ловил черепах, лангустов, рыбу. Затем больше охо­тился на коз с оружием и без него.

Наконец, он начал приру­чать козлят, выращивать овощи. При этом пригодилась его природная сила, сметка, наблюдательность. Труд человека по-разному рассматривался в разные истори­ческие эпохи. В одном из сюжетов древнейшей книги человече­ства — Библии говорится, что именно на труд были осуждены первые люди за свои грехи.

Труд, следовательно, рассматривал­ся как кара Божья. В рабовладельческом обществе труд счи­тался чем-то низменным, недостойным свободного человека, ис­ключение составлял труд земледельца. В Средние века отношение к труду со стороны феодалов было презрительным. Только с переходом к капитализму стали ценить не столько знатность происхождения, «породу», сколько богатство, со­зданное трудом. Именно в это время один из ученых-экономистов — англичанин

У. Петти (1623—1687) писал: «Труд есть отец богатства». Как бы вы объяснили смысл этого выражения, ставшего крыла­тым? Если труд признается «отцом», то что может быть названо «матерью» богатства? Почему, несмотря на то что Робинзон был вынужден трудиться не покладая рук (не только в переносном, но и в прямом значе­нии), он делал это охотно? Конечно, благодаря труду его хозяйст­во постепенно укреплялось,

развивалось; сам Робинзон обеспечи­вал себя необходимыми удобствами, удовлетворял самые различные свои потребности. При этом, находясь далеко от других людей, вда­ли от общества, хозяин необитаемого острова пользовался опытом, знаниями, накопленными человечеством. Для каждого из своих за­нятий Робинзон использовал орудия труда. Из обруча бочки мат­рос сделал нож, из гвоздей — шило и иголки.

При этом он как бы повторял путь, пройденный до него человечеством. Для того чтобы человек мог полностью реализовать свою способность к труду, проявиться как рабочая сила, необходимо, чтобы труд его был свободным, радостным, соответствовал его способностям, приносил пользу ему и другим людям. Труд непосредственно связан с природой. Попробуйте мыс­ленно отделить природу от труда Робинзона.

Что из этого полу­чится? Все то, на что направлен труд человека, называется в экономической науке предметами труда. Первоначально пред­меты труда брались человеком непосредственно из природы (де­рево, камень). Затем, с развитием знаний, возможностей, свя­занных с техникой, человек научился создавать такие предметы труда, которых в природе не существовало. Появились предметы труда с заранее заданными свойствами (примером могут слу­жить пластмассы, синтетические волокна и т. п.).

Но в конеч­ном счете и эти «неприродные» предметы труда связаны с при­родой, хотя эта связь может быть и непрямой, и нелинейной. Вот почему сейчас, как и в прошлом, сохраняют свою силу сло­ва У. Петти, что труд — отец богатства, земля же — его мать. Техника и технология. Между природой и человеком (его ра­бочей силой) в процессе производства находится «третий кит» — средства труда, т. е. орудия труда.

Они как бы выступают про­должением естественных органов человека, цепкости и меткос­ти его руки, зоркости глаза, остроты слуха и т. п. Прежде всего человек добивается успеха в процессе производства благодаря орудиям труда. Вспомните, какие орудия труда возникли у лю­дей раньше всего. Что вы можете рассказать об их устройстве и использовании? Для характеристики всего многообразия орудий труда, со­зданных людьми данного общества, используется

слово «техни­ка» — в переводе с греческого — мастерство. (И сейчас слово «техника» используется в значении «мастерство», когда, напри­мер, говорят о спортивных успехах, таланте хирурга, виртуозно­сти музыканта.) Техника в значении «орудия труда» прошла в своем развитии три основные ступени. На первой из них со­здавались многообразные орудия ручного труда, лишь дополняв­шие руку человека. Эта ступень охватывает историю человече­ства с древнейших времен до 60—80-х гг.

XVIII в когда на сме­ну ей постепенно пришла машинная техника. Машина не только дополняет, но и заменяет руку человека (это делали первона­чально так называемые рабочие машины, например механичес­кая прялка или механический ткацкий станок), а также мускуль­ную силу человека или животного в двигателе. Теперь человек как бы дополняет машину. Кстати, слово «машина» происходит от латинского machina — сооружение.

XX век знаменовался переходом к автоматической технике. При внедрении автоматической техники человек как бы осво­бождается от непосредственного участия в конкретных произ­водственных операциях и лишь руководит ими. Однако это не значит, что человек при этом не трудится, изменяется лишь со­держание и характер его труда, который перестает быть тяже­лым, физически утомительным. Характеризуя производство, один из ученых-эконом истов ис­пользовал такой образ: машины, занятые в

производстве, состав­ляют своеобразную костную и мускульную основу. Роль «сосудов», соединяющих производство и наполняющих его жизнью, играют необходимые трубы, цистерны, емкости, линии передачи энер­гии, транспортные коммуникации. А управляющее устройство об­разует своего рода «нервную систему» целостного производствен­ного организма. Вспомните из курса биологии, какую роль в жизни организма играет нервная система, костно-мышечная,

сосудистая. Как вы понимаете приведенный выше образ при­менительно к производственному организму? Производство, даже самое простое, подобное тому, которое было на острове Робинзона, нельзя представить себе без могуще­ственного «ноу-хау». Что это такое? Сначала немного истории Четыре столетия назад в Европе дороже золота ценились фар­форовые изделия из

Китая. Тайну изготовления тонких, ослепи­тельно белых чашек, больших ваз, блюд, украшенных изображе­ниями сказочных драконов, пытались узнать путешественники и монахи, алхимики и короли. Фарфор можно было сколько угод­но трогать, даже разбить на мельчайшие кусочки, но понять, как изготовить, не удавалось очень долго. Тайну фарфора все же рас­крыли. А вот секрет изготовления легендарной булатной стали, из которой арабские кузнецы ковали оружие, последний

мастер, владевший им, унес с собой в могилу. Погибла, затем вновь была раскрыта и тайна изготовления венецианского рубинового стекла. Да мало ли их — секретов производства прежних веков! Со временем секреты технологии получили официальное на­звание «ноу-хау» — от английского «знаю как». В наши дни эти секреты ценятся особо, нередко дороже, чем конструкция или принцип действия какой-либо машины. И не случайно. Так, на­пример, заметные успехи в производстве некоторых стран

Юго-Восточной Азии в первую очередь связаны именно с технологией. Тот, кто владеет секретом современной технологии, может сде­лать все, что умеют делать в других странах. Будущее производство видится сегодня не только как высо­коавтоматизированное, но и высокотехнологичное, с использо­ванием технологий безотходных, экологичных (не оказывающих вредного влияния на живую среду), экономных. Были ли у Робинзона Крузо свои секреты «ноу-хау»?

Может быть, вы можете назвать, какие именно? Итак, возникшее на необитаемом острове, затерянном в океане, хозяйство Робинзона включало в себя «три кита» (на­зовите их) и секреты. Но было ли это хозяйство экономикой, даже в пору своего расцвета, в полном смысле слова «экономи­ка»? Над этим стоит подумать после того, как вы познакомитесь со следующим параграфом. НТР и ее социальные последствия. Трудовая, производствен­ная деятельность человека неотделима от техники.

Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совер­шенствуется. Можно смело говорить об историческом прогрес­се техники. Иногда этот процесс шел мучительно долго, ино­гда изменения происходили буквально на глазах одного поко­ления. Вспомним из различных периодов истории примеры технического прогресса: скачок в развитии техники в эпоху неолита — появление орудий из искусственных материалов (ке­рамика из природной глины,

обожженной в огне), переход от ручного труда к машинному в период промышленного перево­рота, затем появление управляющих машин. Все эти примеры — свидетельство не просто развития техники, но и заметного вли­яния ее на разные стороны жизни общества. Технические но­винки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другим тружени­ками и потребителями произведенного продукта. Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом

науки. Такое взаимо­действие техники и науки в едином процессе совершенствова­ния производства принято называть научно-техническим прогрес­сом (НТП). Однако только в середине XX в. технические новшества ста­ли прямым результатом развития научных знаний. Настоящий переворот в научной картине мира, связанный с проникновени­ем человека в мир микрочастиц и выходом в космическое про­странство, появлением многообразных искусственных материа­лов (в том числе

с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин, ха­рактеризует единый процесс научно-технического развития — научно-техническую революцию (НТР). Современную научно-техническую революцию можно оце­нить не только с точки зрения прогресса техники. Технические достижения сомнений не вызывают. Никогда еще человек не был столь могучим, как сегодня, благодаря технике и техноло­гии. Но никогда еще так остро не стоял перед человеком вопрос о цене достижений

НТР. Достаточно вспомнить об экологичес­ких проблемах, но ими не исчерпываются последствия НТР для человека и общества. На одну чашу весов следует положить по­зитивные сдвиги в обществе — возрастание роли научных зна­ний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существо­вания; овладение человеком высокими скоростями, сравнитель­но безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искус­ственных материалов,

которые по-новому открывают возможно­сти использования природных ресурсов, и т. п. Но есть у весов научно-технического прогресса и другая ча­ша, на которой помещаются его негативные последствия. Чело­век становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологичес­кой деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе — от них страдают и люди.

Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работни­ка мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на вне­дрение современных технологий и развитие науки, которая ста­новится все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых — стресс,

уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень. И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР. Он как бы повторяет судьбу Робинзона, устроившего на необитаемом острове хозяйство, мало чем отличавшееся от того, которое он мог бы вести в Англии. Всюду, где живут люди, они своим тру­дом стремятся создать максимум удобств для жизни. Вопросы для самопроверки 1.

Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения объясните. 1. Что составляет «три кита» экономики? 3. Какими представляются вам технологии будущего? 4. В чем суть НТП и НТР? Как они связаны между собой? 5. Каковы социальные последствия НТР?



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Родовые травмы и послеродовые болезни 4 ступени
Реферат Формы социальной стратификации
Реферат Правовое регулирование банкротства кредитных организаций
Реферат Народное образование и педагогическая мысль в период 1908-1917 годов (до Великой Октябрьской социалистической революции)
Реферат Система региональных налогов в рамках бюджетного федерализма
Реферат Россия в эпоху Петра I 1682 1725 гг
Реферат Расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка
Реферат Наука и образование в античных государствах(Древняя Греция и Рим )
Реферат Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима
Реферат Эволюция подходов к управлению персоналом
Реферат Abortion Essay Research Paper AbortionIn Roman times
Реферат Творчество Вячеслава Иванова
Реферат Основные этапы документооборота денежно-расчетных операций
Реферат Механизмы обратной связи в интерпретации неврозов связанных с антиципированной тревогой
Реферат Геополитические интересы новой России