Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович), переводС. Луганской
Ктопринесет нам радость в эту долину слез?
Се,радость приходит от истины. Кто нам явит истину среди ловушек лжи, в которые мыпопадаемся на каждом шагу?
Се,радость приходит от справедливости. Кто есть тот, кто может установитьсправедливость от земли до небес, чтобы светила она всем рожденным от жены,чтобы светила им и радовала их?
Ещерадость приходит от милосердия. Кто выведет милосердие из царства сказок ичеловеческих мечтаний и сделает его реальностью, что сильнее злобы ижестокости?
Ещерадость приходит от жизни, где же тот истинный свидетель жизни лучшей, чем этомедленное умирание, которое только присвоило себе звание жизни?
Вотчетыре вопроса, которые задал мне недавно один простой несчастный человек,каких в больших городах множество. Не философ, который специально занимаетсяглубокими тайнами и загадками бытия и жизни; не бедный, которого бедность иодиночество привели к размышлениям о лишениях, а обыкновенный человек, здоровыйи благополучный. По всему своему облику он выглядит вполне счастливымчеловеком, но он считает себя несчастным, и на исповеди плачет от отсутствиярадости.
Этивопросы задают себе многие и многие души, живущие на земле. Не сомневаюсь и втом, что эти вопросы задавали себе и вы, которые сегодня вновь стоите передиконостасом, на котором видите образ Царя и Господа в окружении Его воинстваангелов и святых. Церковь одна знает ответ на эти вопросы, и она должна и хочетответить на них, ясно и открыто, устами своих служителей.
Ответкраток: один только Христос, Сын Бога живого, Носитель, Источник, Открыватель иЗалог истинной радости, которой стремится каждая человеческая душа.
Индийскийучитель Будда, своим учением только углубляет и продлевает человеческую печаль.Исламский пророк вносит в душу страх. Философы играют словами и как только одиниз них покажет хоть лучит радости, другой спешит погасить этот лучик холоднымветром отрицания. Современные безбожники, как и безбожники всех времен, вовсеизгнали понятие радости из своей речи, проповедуя близкую и окончательную смертьвсему и вся.
Можетбыть вы знаете того, что я не знаю, что хоть когда-то хоть один из учителейнарода назвал свое учение — Радостной вестью?
Индийцыназвали свои лучшие книги – Веды, что значит Знание. Будда назвать свое учение– Путь. Ибо он проповедовал только путь, а не цель, бесцельный путь вбесцельное – ничто. Египтяне свою мудрость именовали Книга Мертвых. УказанияМагомета названы его последователями – Коран, что просто значит книга.
Вогромных зарослях книг всего мира, только одна единственная книга называется –Радостная весть. Это учение Христа. Это Евангелие, что по-гречески значит(Ев-Ангелие) Радостная, благая весть. Это учение о радости. О все вы, жаждущиерадости, откройте эту книгу из книг, напейтесь истинной радости! Радость здесьво всем, в событиях, в словах, в делах. Она светится повсюду, даже сквозь слезыи сквозь страдания и смерть.
РождествоСпасителя в Вифлееме возвестил пастухам ангел, словами: «возвещаю вам великуюрадость, которая будет всем людям» (Лк.2,10). И хор небесного воинствприветствовал Его пришествие в мир песней радости «Радуйтесь и веселитесь» (Мт.5,12). И в последнем Своем обращении к ученикам Он вновь говорит о радости:«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будетсовершенна» (Ин. 15,11). А о том, что Он принес не сиюминутную, но вечнуюрадость говорят Его слова: «… и радости вашей никто не отнимет у вас»(Ин.16,22).
АпостолыХристовы, вначале простые рыбаки, а позже духовные князья мира, были настолькообильно напоены этой таинственной радостью, влитую в них личностью и учением ихУчителя и Господа, что невозможно объяснить этого никому, никому в мире, ктоэтой радости не испытал. Апостол Иоанн пишет верным о цели своего писания иговорит: «… сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин. 1,45).Апостол Петр описывает радость верующих во Христа и говорит: «радуетесьрадостью неизреченною..» (1Петр. 1,8). Апостол Павел, исповедник и мученик заХриста, писал верным: «Радуйтесь и паки говорю, радуйтесь», а об апостолахнаписано, что когда «же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисусаудостоились принять бесчестие» (Деян. 5,41).
Акогда мы прочтем обо всем, что претерпели апостолы на протяжении своей земнойжизни, и не только апостолы, но многие тысячи других верных рабов Христовых, ичто радость их до конца осталась неомраченной, мы удивимся этому чуду и снова иснова спросим – что это за неведомая земле радость, которую не могли бичеванияпоколебать, осмеяния замутить, темницы омрачить, раны уязвить смерть умертвить?
Чтоэто за радость? Это не наслаждение. Наслаждение не упоминается в СвятомПисании, кгда оно говорит о праведниках. Наслаждение знают и свиньи в канаве,но радости не знает ничего и никто кроме человека.
Это,братья, та радость, которую принес на землю Господь Иисус Христос и которуюникто не отнять у земли. Это неиссякаемая струя божественной радости, котораянепрестанно струится от Бога живого Христа Спасителя через Духа Святого и живити животрворит мир и делает христианство непобедимой силой. Это радость отявления истины, от воскресшей и вознесенной до небес, словно огненный столп,правды, от неиссякаемой милости, и от бессмертной жизни. Радость от реальности,которую открыл нам Господь, а не от призрачных снов и красивых сказок. Этарадость предназначена праведникам, но не только праведникам, но и кающимсягрешникам. Ибо слышали вы из светлейших уст и такое слово: «Сказываю вам, чтотак на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели одевяноста девяти праведниках..»(Лк. 15,7). Видите ли вы, как и небеса радуютсятому, чему радуется всякое чисто сердце на земле!
Сегосподь и делами свидетельствовал эту небесную радость о кающейся грешной душе.Вот пример: некто из фарисеев позвал Господа на трапезу. (Лк. 7,36) Имилосердный Господь принял приглашение, не беспокоясь о том, что Ему придетсяперешагнуть порог дома грешника. Хозяин позвал избранных людей, к каким онпричислял и себя. Он причислял к избранным и праведным тех, кто исполнялвнешние законы и кого было трудно уличить в преступлении. Этот хозяин ни за чтоне позволил бы, чтобы какая-нибудь грешная душа появилась в тот момент в егодоме. И внешне все было благополучно и трапеза шла обычным порядком.
НоПромысл Божий ткет сове полотно на удивление людям. В доме фарисея неожиданнопоявилась женщина, известная грешница. В ее руках был сосуд с дорогимиблагоуханиями. Горько раскаиваясь в грехах, она упала на колени и плакала у ногИисусовых. Ее слезы падали на ноги спасителя – на Его пречистые ноги, которыефарисеи вскоре пронзят гвоздями – она отирала их своими волосами и миром изсосуда мазала. А Господь, благой и всевидящий, мирно сидел. Мирно сидел. Непротивился. Он смотрел кто что делает и кто что думает. Смотрел на людскиепомыслы. Видя это, хозяин насмешливо подумал в себе о Хозяине мира – «Если быОн был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо онагрешница» (Лк 7,39). О дутая правда надменных, как ты ничтожна! О самодовольнаяправда, как может ты оскорбить того, кому воздаешь внешние почести! Обезрадостная правда самозванных праведников! Как глубоко ты вонзила свои когтии в наш святосавский град! Сколько грешников и грешниц твоих хотели поднятьсяиз кала греховного и вознестись к небесам, но ты не позволил им!
ВиделГосподь всевидящий грешную и несмешливую мысль в душе Своего хозяина, и обличили поучил его, как вы читали об этом в Евангелии, а потом повернулся в и сказалраскаявшейся грешнице: «прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя, иди смиром» (Лк.7,59-50).
Вотрадость несказанная, о которой говорят апостолы. Вот радость, вытекающая изистины, ибо Тайновидец Господь прозрел покаянную душу грешницы, прозрел то, чтобыло сокрыто от людей. Вот радость, вытекающая из правды, ибо Господь оправдалгрешницу, которую вес мир осудил. Вот радость вытекающая из милости, ибоМилостивый Творец простил грехи покаявшемуся творению Своему, простил сердцупокаянному омытому в слезах. Вот радость жизни, ибо Животворец вернул к жизниту душу, которую весь считал умершей.
Вы,кто гнушается войти в дом грешника, две души губите – свою, ибо гнушаетесьтого, чего не гнушался Царь царей, и ближнего, ибо избеганием и презрениемделаете его хуже и злобнее. Вы, кто гнушается принять грешника в своем доме,две души губите – свою, ибо отвергаете пример Христа и душу своего ближнего,перед которыми закрываете двери и тем утверждаете его на пути греха.
Вдревнем православном Царстве Сербском сербские вельможи на Славах ставилинесколько круглых столов – «софр» — «Первая софра светлым господам. Втораясофра нищим и убогим»
Нашипредки считали дом святыней. И поэтому воздавали почести всякому, кто входил вих дом, богат ли он был или беден, праведник или грешник. Также и в храмеБожием, где не смотрят на звание и состоятельность, на богатство и украшения,ни на лохмотья внешние, но смотрят на человека как на человека. Поэтому есть усербов чудесная пословица – «Гость – хозяин в доме». Предки наши знали, чтостранноприимство – заповедь Божия. И если сербы исполнили хоть одну заповедьБожию, то воистину полностью исполнили они заповедь о странноприимстве. Залохмотьями нищего могут скрываться ангелы Божии. Так верил сербский народ, тотнарод, который в своем верном библейском видении, везде искал и находил знакинеба на земле. Как принимали убогих, так принимали и грешников. И на грешника смотреликак на убогого, ибо, если убогий убог внешне, своими лохмотьями, а грешник убогвнутренне на добродетель. Калеки и нищие это люди, не имеющие здоровья ибогатства. Разве грешники – калеки и нищие? Разве не калеки и нищие, те, кто неимеет духовного богатства и здоровья? Пусть грешники укрывают свое духовноеубожество золотом и шелком, ничто им не поможет. Душевные язвы не лечатсябальзамом из золота и шелка, но совсем иным. И ничем иным, говорю вам, как тойдуховной медициной, которую Спаситель людей принес с небес. Фарисейские методыоправдания себя и осуждения других здесь бесполезны. Избегание грешниковсделает тебя не праведным, но еще более грешным перед Богом.
Однаждыкричали на благого Христа книжники и фарисеи, говоря ученикам Его: зачем едитеи пьете с грешниками? На этот укор Господь дал непобедимый ответ – не здоровыенуждаются в лекаре, но больные. Здесь умолкают все уста. Но вопрос, кто болен?Только ли известные грешники или кто-то еще? Фарисей, который позвал Господа натрапезу брезговал известной грешницей. Но се, Господь, не брезговал ни им,тайным грешником, но грешником более тяжело больным, чем была та женщина. Ибота всем известная грешница каялась и плакала и этим перерождалась и становиласьправедницей. Тот фарисей же гордился своей праведностью законнической, иливернее сказать, ловкостью в сокрытии своих грехов. О братья мои, то «что высокоу людей, то мерзость перед Богом» (Лк.16,15). Вот, что сказал Он, Прозорливый иВсезнающий. Берегитесь, братья мои, тайных грехов, а явных, знаю, чтобережетесь. И еще говорю вам: блаженны явные грешники и грешницы, ибо ихунижение и одиночество приведет их к Богу и покаянию. Блаженны они, еслипокаются и перестанут грешить. Их явные грехи мир уже осудил, а Господь неосудит. Но горе ловкачам, скрывающим грехи свои, горе им! Ибо то, что онискрывают в себе от людей, видит Бог. И когда люди с почестями проводят из этогомира, ангелы Божии отвернутся от них, отвернутся от удушающего смрада долгоскрываемых и не исцеленных душевных язв.
***
Приидетесейчас чтобы присутствовать при величеством зрелище и научиться. Чтобынаучиться и понять, чада Божии, Кто источник неизреченной радости, той радости,которой радовались апостолы и мученики Христовы.
Приидитеи вы, грешники, ибо это больше всего к вам относится. Приидите к устам, которыевас не осуждают, приидите к деснице, которая вас милует, и пред очи, которыевас оплакивают. Приидите Царю, все вы, нищие и убогие духом, чтобы он возвелвас в духовное дворянство, облек вас в царскую багряницу, венчал ваши главыцарскими венцами, посадил рядом с Собой за трапезу вместе с ангелами Своимисвятыми. Приидите и услышите и увидите, как Он, Всемилостивый, поступает сгрешниками, чтобы радость осветила ваши сердца.
Однаждыутром сидел благой Господь перед храмом в Иерусалиме и многие алчущие душипитал Своим сладким учением. И весь народ шел к Нему (Ин.8,1). О вечной радостиговорил Господь народу. О вечной радости праведника в вечном небесномотечестве. И народ услаждался божественными словами, словно медом. И горечьмногих огорченных, злоба многих озлобленных, таяли, словно снег на солнце. Икто знает, сколько бы продолжался этот прекрасный диалог любви и мира междунебом и землей, если бы не случилось нечто неожиданное. Человеколюбивый Мессияне уставал бы учить народ, а боголюбивый народ неутомимо слушал целительную ичудесную Мудрость.
Нослучилось нечто ужасное, варварское, жестокое. И это нечто, конечно же, пришлотакже как и сейчас приходит, от книжников и фарисеев. Всегда, когда народнаслаждается миром и гармонией в Боге, тут же появляются книжники и фарисеи,жалкие вожди, чтобы со своим союзником дьяволом нарушить этот мир и внести своюкакофонию в божественную гармонию, непонятную и бесполезную для их отупевших ипустых душ.
Чтоже сделали книжники и фарисеи? Победили какое-то непобедимое войско? Илипоймали разбойничьего главаря? Нет. Они притащили несчастную женщину. Грешницу,взятую в прелюбодеянии, тащили ее с оглушительными криками и с победоноснойгордостью поставив ее перед Христом и сказали: «Учитель! Эта женщина взята впрелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты чтоскажешь?» (Ин.8,4-5). Вот как поставили вопрос тайные грешники, ловцы чужихгрехов и свои ловко скрывающие. Испуганный народ расступился, давая старейшинамдовести до конца свой злой план. Некоторые в страхе разбежались, они не могливынести этого ужасающего крика после благой беседы Господа, Который говорил ожизни и радости, а эти крикуны призывали к убийству. Господь сеял радость ивеселье во всех сердцах и семя всходило из них, как из доброй земли, а народныевожди, били, словно град, по нежным всходам.
Былобы уместно спросить, почему они, как блюстители закона, сами не побили камнямиэту женщину, почему они привели ее к Иисусу? Закон Моисея давал им на этоправо. Вряд ли это была первая женщина грешница, побитая их руками! Или перваякровь, пролитая на их земле! Кого бы это удивило в те времена? Кто бывозмутился? Никто, никто. Совсем никто. Кто сегодня возмутится исполнениюсмертного приговора над преступником? Закон Моисея ставил плотский грех, грехпрелюбодеяния, в ряд преступлений, которые карались смертной казнью. Почему жееврейские начальники привели женщину грешнику к Иисусу? Не ради того, чтобыиспросить у Него умягчения приговора или помилования, нет совсем не для этого.Они привели ее, движимые своим адским замыслом, чтобы поймать Господа нанарушении закона и обвинить Его. В своем помрачении они не хотели уменьшитьзло, они хотели умножить его. Одним ударом они хотели убить две жизни, женщины грешницыи Христа. Об этом говорит их вопрос — Ты что скажешь?
АТы что скажешь? Зачем спрашивать Его, если им известен закон Моисея?Евангелист, который повествует об этом событии, объясняет их намерение такимисловами: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его»(Ин.8,6). Они уже не один раз хотели поднять на него руку, то побить камнями,то убить, но либо Он ускользал из их рук или они боялись народа, который считалЕго за пророка. Но сейчас они нашли удобный момент, чтобы осуществить своежелание. Здесь, перед храмом Соломона, в котором хранились скрижали закона подсенью херувимских крыл, здесь перед большим собранием народа Христос должен былвысказаться против закона Моисеева и тогда, их цель была бы достигнута. Они быдо смерти забили камнями и Христа и грешницу. Даже скорей забили бы Его, чемгрешницу, также как позже, перед Пилатом, требовали освобождения разбойникавместо Господа.
Развене видите сейчас какая темная градовая туча нависла над грешницей и надБезгрешным? Все присутствующие ожидали одного из двух, или Господь помилосердию Своему освободит грешницу и этим нарушит закон, или же исполнитзакон и скажет – делайте так, как написано в законе и этим нарушит собственнуюзаповедь о прощении и милосердии. В первом случае Он был бы осужден на смертнуюказнь, во втором же был бы осмеян и посрамлен. Может быть в этой толпе были итакие, кто затаив дыхание ожидали от Иисуса чего-то третьего, великого инеизвестного. Это могли быть те, кто уже присутствовал на прежних испытанияхХриста злобными и скудоумными начальниками. Снова здесь эти же искусители,снова та же клика, которая занималась ловлей грешников в свои сети, снова те жекровожадные, которым кровь пророка слаще крови любого грешника. Ты чтоскажешь?…Когда искусители поставили этот вопрос Ты что скажешь? Наступилаполная тишина. Тишина среди народа, судьями и грешницей, у нее перехватилодыхание.
Тишинанаступает всегда, когда на цирковых аренах укротители заставляют львов и тигроввыполнять свои команды, делать все, что они прикажут. Но сейчас перед намистоит не укротитель диких зверей, а укротитель людей – призвание, много труднеепервого, ибо много труднее укротить одичавших от греха людей, чем диких отприроды животных.
Тычто скажешь? Перед белокаменным храмом стоял Тот, Который больше храма. всяплощадь была заполнена людьми, негде было бы упасть яблоку, плечо к плечу, вполной тишине все взоры устремились на Него. Никто в этой массе народа и думатьне мог, что ответ, который Он даст в эту минуту, в этот солнечный день, предхрамом премудрого царя, стоя рядом с несчастным и грешным человеческимсуществом, которое через несколько минут предстояло быть раздавленным,разорванным на части, превращенным в месиво крови и мяса, никто, повторяю,никто не мог предположить, что Его ответ будет звучать столетиями, станетвечным. Никто не мог подумать, что Его ответ на протяжении 19 веков будутповторять с благоговением, удивлением и радостью в нашем городе, вКонстантинополе, в Риме, в Лондоне, в Нью-Йорке, в Токио, во всех концах земли.Только Он один знал об этом. Только Он один знал, что в этот час и в этом местеприсутствуют не все Его слушатели. Тольно Он один знал, что Его тогдашний ответуслышат и будут повторять и в нынешнем поколении христиан двадцатого векамиллионами человеческих душ. А где те миллионы, миллиарды христиан, которыеслышали и повторяли его до нас? Только Он, Всезнающий, знал, что Его тогдашнийответ станет нравственным законом поколениям, племенам и народам до концавремен.
Какое-томгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «несмотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мыслибыл иным, чем наш. Его размышление было созерцание, созерцание духом. Онсозерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ.Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени ипространства. Я верю. Что он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня вэтом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, всепрозрел, достиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. Тычто скажешь? Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.
ТогдаЗаконодатель нравственности наклонившись низко разровнял ладонью пыль и писалперстом на земле. Вот то, третье, неожиданное, удивительное, крайнедраматичное. Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно,чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно извнезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас этислова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем,что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное длястарейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония,ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны всокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто всевидит и прозревает.
Мешулампохититель церковных сокровищ – писал Господь перстом по земле;
Ашер– соверщил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум– клятвопреступник
Елед– ударил отца
Амарнах– присвоил имение вдовы
Мерарисовершил содомский грех
Иоиль– поклонялся идолам
Итак обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком онписал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Се, их искусноскрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вотсейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиесясвоей праведностью и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стоялинеподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотретьдруг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только осебе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое илукавое — Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничео. Емубыло гадко Своим пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли,то что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, покоторой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли,быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всеми каждому. Ибо, если бы этого хотел, все таки сказал бы о них перед всемнародом, обличил бы их и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он_беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести ни смерти тем, кто постоянно замышлялЕго убить, и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни. Господь толькохотел, чтобы они задумались о собственных грехах. Хотел напомнить им, чтобы онипод бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями чужих; чтобыпрокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучипреступниками, не расталкивали других, чтобы быть им начальниками. Это все,чего хотел Господь. И когда Он закончил писать, он снова разровнял пыль и,написанное исчезло.
Послеэтого великий Господь восклонился и мягко сказал им – кто из вас без греха,первый брось на нее камень. Как будто кто-то, взяв оружие из рук врагов, сказал,а теперь стреляйте! Несколько минут жестокие судьи женщины грешницы стоялиобезоруженные и как обвиняемые перед Судией немо и неподвижно. А благойСпаситель, снова склонился и снова писал что-то на земле. Что Он писал сейчас?Перечислял ли други сокрытые преступления фарисеев, чтобы заградить им уста?Или же писал, какими должны быть старейшины народа, чтобы пробудить их совесть?Об этом мы не должны спрашивать. Главное, что Он, написав эти слова на песке,трижды попал в цель, первое – бунт, который подняли против Него иудейскиеначальники Он обратил в ничто; второе, пробудил в их окаменевших душахумирающую совесть, пусть на мгновение; третье, спас грешницу от смерти. Ибоговорит о них: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить одинза другим, начиная от старших до последних и остался один Иисус и женщина,стоящая посреди» (Ин. 8,9).
Площадьперед храмом Соломона быстро опустел. Никого не осталось на ней, кроме них,двух, которых старейшины обрекли на смерть – грешницы и Безгрешного. Женщинастояла, Он же сидел, склонившись к земле. Нигде, никого, только они. Всюдутишина. Вдруг Господь снова выпрямился, посмотрел вокруг Себя и не увидя никогокроме женщины, сказал ей «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?». Господьзнал, что никто ее не осудил, но хотел Своим вопросом ободрить женщину, утешитьее сердце и оживить душу, чтобы она яснее услышала и поняла то, что Он скажетей после этого. Подобно искусному врачу, который сначала подбодрит больного, апотом даст ему лекарство. Никто не осудил тебя? Тогда женщине вернулся дарречи, и она ответила – никто, Господи. Эти слова произнесло то несчастноесущество, которое несколько минут назад не надеялось на то, что ещекогда-нибудь, что-нибудь сможеть выговорить, то существо, которое впервые вжизни, может быть, ощутило истинную радость. До этого эта грешница знала толькоболь и наслаждение, думая о низшем наслаждении, которое – удел животных. Аткпкрь она испытала радость, которая принадлежит человеку и обществу людей.Наконец благой Господь сказал женщине: «и Я не осуждаю тебя, иди, и впредь негреши». Если волки оставляют свою жертву, то и пастырь не может желать смертиее. Но следует понимать, что неосуждение Христа значит много больше, чемнеосуждение человеческое. Если люди не осуждаю твой грех, это значит, что онине назначают тебе наказания за грех, но оставляют тебя один на один с твоимгрехом, оставляя его в тебе. А когда не осуждает Господь, это значит, что Онпрощает тебя, прощает твой грех и очищает от него твою душу, как от гноя.Потому слова Господа — и Я не осуждаю тебя, значат то же, что и слова –прощаютсся тебе грехи твои. Иди, чадо и впредь не греши.
Вотрадость нсказанная! Вот радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудшим.Вот радость от правды, ибо Господь сотворит правду. Вот радость от милости, ибоГосподь явил милость. Вот радость от жизни, ибо господь сохранил жизнь. Все это– Ев-ангелие Христово, все это радостная Весть, одна из страниц Книги Радости.
Есликто-то хочет вкусить этой радости, незнакомой фараону египетскому и кесарюримскому, тот должен перестать грешить. Ибо грех причина печали и убийцарадости. Особенно опасен грех плотской, который совершила женщина-грешница. Чтотакое плотской грех? Это тот грех, который ставит на службу себе все остальные грехи– клятвопреступление, клевету, воровство, не почитание родителей, убийство,отрицание Бога и, наконец, самоубийство. Совершающий плотские грехи почитаетсвое тело и не почитает Бога, Создателя тела. Найдется ли всем свете безумныйправитель, который использовал бы самую дорогую колесницу для перевоза мусора?Наше тело – драгоценнейшая колесница, которые создал Господь на земле и изземли для того, чтобы в них путешествовали царские дети, царские души. Ктосовершает плотской грех тот, в безумии своем, употребляет эту драгоценнуюколесницу для перевоза мусора.
Вдействительности, плотской грех является безумием. Безумен тот, кто надеетсячерез этот грех обрести радость, ибо именно этот грех влечет за собойбезнадежную печаль. С тех пор как диавол посеял его среди людей, он всегда инавсегда несет погибель, болезнь и смерть. Самый тонкий из всех грехов, в своихпоследствиях, он страшнее всех. Если перед вами открылись души тех, кто носит всебе этот грех, вы бы ужаснулись. Вы бы увидели такие искалеченные и уродливыедуши, какими не могут быть и тела. Как оскорбляли бы они своим уродством вашвзгляд! Каким несносным был бы их запах! Да сохранит вас Господь от этогогреха, чада Божии, от этой смертоносной печали. А вы, кто согрешил, спешите кногам пречистого Христа, как та кающаяся грешница, чтобы Он очистила вас отэтой проказы, Он, единственный, Который может и хочет. В Нем истина, в Немправда, в Нем милость, в Нем жизнь. От Него радость исходит, а не от плоти икрови, которые умирают и истлевают, превращаясь в грязь, которой место лишь подземлей. Но этой жалкой тленности Создатель даровал честь, чтобы от неерождались цари и пророки, священники и поэты, мудрецы и простые честные люди.Воистину безумие, извратить цель, которую Творец определил для тела. Безумиееще больше унижать то, что достаточно унижено судьбой. Безумие гасить в себелуч божественной целесообразности и возжигать смрадный уголь гадкой страсти.Это безумие, которое производит телесный грех, разрушает брак, убивает любовь,делает малых деетй сиротами при жывых родителях, сеет раздор между братьями идрузьями, превращает честь в бесчестие, уважение в унижение, подвергаетмудрецов насмешкам, повергает сильных, ломает здоровых, умножает больных,переполянает лечебницы для умалишенных, опустошает очаги, распространяетненавсить, наполняет коадбища самоубийцами, обременяет суды, переполянеттюрьмы, развязывает войны, свергает царей, делает мраморные дворцы домамискорби и печали, народ ничтожными лягушками, государства загонами длясатанинского стада. Это безумие не вам предназначено, дети Божии. Онопредназначено, отпавшему от Бога диавлоу и его стаду. А вам предназначеноцарское достоинство в бессмертном Царстве Царя Бога. Для вас уготована радость– неизреченаая радость, которой радуются ангелы на небесах и святые души наземле.
ВАмерике есть одно прозрачное озеро, которое индейцы назвали Вода Смеха или ВодаРадости. Это озеро очень известно и воспето во многих стихах. Вода в немникогда не возмущается и никогда и не стоит, но всегда трепещет, трепещет,трепещет, тихо и нежно, как будто смеется. Поэтому индейцы называют его ВодаСмеха. В него любит смотреться солнце, в нем яснее видны звезды и луна. Леса,вокруг озера, в отблесках воды приобретают волшебную красоту. Говорят, чтонигде нет сосен и елей прекраснее и нигде птицы не поют веселее, чем на берегахэтого озера. Все создания земли и неба, когда склоняются над ним, выглядятсветлее, добрее и разумнее, чем есть на самом деле. Говорят и что над этимозером всегда звучит легкий переливистый смех, тихий и удивительный, днем иночью, зимой и летом. Помню, как стоя на берегу этого озера, мы вдруг испыталивнезапную неизъяснимую радость. Кто бы посмотрел на свое отражение в его воде,всегда на его лице появлялась улыбка. Но когда я задумался и представил себе,что может быть в будущем, меня охватила грусть, ибо представилось мне, что этипрекрасные сосны когда-то засохнут и власть смерти тленность оставят свойотпечаток и здесь. От этой мысли печаль снова проникла в мое сердце. Но мызнаем, дети Божии, другое озеро, Которое называется Вода Жизни. никогда неувянет то, что растет на берегах его. Никогда не состарится и не умрет тот, ктопьет воду его. Будет чист и светел каждый, кто умоется его водой. Каждый, ктосклонится над ним, увидит себя бессмертным ангелом, а не смертным человеком.Увидит в его отражении все творение неизреченно прекрасным, как ни одна сказкане могла описать. Это неиссякаемое озеро Воды Живой есть Тот безгрешныйСпаситель Господь Иисус Христос, Который писал перстом на земле спас жизньгрешницы. Тогда звал Он людей, взывая: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему,не будет жаждать вовек» (Ин 4,13). И ныне зовет Он с престола небесной славы,зовет и призывает всех, кто имеет уши — Кто будет пить воду, которую Я дам ему,не будет жаждать вовек». Блаженны вы, чада царские, когда оставляете мутныеводы, воды печали и смерти, которые пьют грешники и отравляются и умираютдуховно прежде чем умрут физически. Блаженны вы, если припадает к этому вечномуозеру Воды Жизни, чтобы пить из Него и в этом и в ином мирах. В нем сияетулыбка вечной радости и свет вечной жизни. из Него выпадают четыре реки радостии питают всю вселенную видимую и невидимую. Одна река зовется Радость Истины,другая Радость Правды, третья – Радость Милости, четвертая – Радость Жизни.Этот вечный источник вечной истины, вечной правды, вечной милости и вечнойжизни – Сам наш Господь Спаситель Иисус Христос, дарующий радость, Которомуподобает слава с Отцом и Духом Святым на небеси и на земли ныне и во веки.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru