Тема: Сходства иотличия католиков и православных.
1. Католицизм– от греческого слова katholikos –всеобщий (позже – вселенский).
Католицизм –западная разновидность христианства. Появился в результате церковного раскола,подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную. Стержнемвсей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан подвластью римского епископа (папы). Католицизм окончательно оформился каквероучение и церковная организация в 1054 году.
1.1 Историяразвития.
Историяразвития католицизма – долгий процесс, растянувшийся на века, где было место ивысоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и дажемировой власти, и место кровавой инквизиции.
Всредневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественныебогослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменитькультурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».
Утверждению ираспространению католицизма на Западе способствовало католическое монашество.
Религия всредние века идеологически обосновывала, оправдывала и освящала суть отношенийв феодальном обществе, где классы чётко разделялись.
В середине 8века возникло независимое светское Папское государство, т.е. в пору крушенияРимской империи это была единственная реальная власть.
Укреплениесветской власти пап скоро породило у них стремление господствовать не тольконад церковью, но и над миром.
В правлениепапы Иннокентия 3 в 13 веке церковь достигла своего наивысшего могущества,Иннокентий 3 сумел добиться верховенства духовной власти над светской, не впоследнюю очередь благодаря крестовым походам.
Однако вборьбу против папского абсолютизма выступили города и светские государи,которых церковники обвинили в ереси и создали святую инквизицию, призванную «огнёми мечом выкорчевать ересь».
Но паденияверховенства духовной власти было не избежать. Наступала новая эпоха реформациии гуманизма, которая подорвала духовную монополию церкви, разрушилаполитическую и религиозную монолитность католицизма.
Однако черезполтора столетия после французской революции Венский конгресс 1814-1815 г.г.восстановил Папское государство. В настоящее время существует теократическоегосударство Ватикан.
Развитиекапитализма, индустриализация, урбанизация и ухудшение жизни рабочего класса,подъём рабочего движения привело к распространению индифферентного отношения крелигии.
Ныне церковьстала «церковью диалога с миром». Новым в её деятельности является защита правчеловека, особенно права на религиозную свободу, борьба за семью инравственность.
Областьюдеятельности церкви становится культура и культурное развитие.
В отношениях сгосударством церковь предлагает лояльное сотрудничество, без подчинения церквигосударству и наоборот.
1.2 Особенностивероучения, культа и структуры
религиознойорганизации католицизма.
1.Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр(Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатуюиерархию. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым вделах веры и нравственности (православная церковь отвергает данноеутверждение).
2. Источникомвероучения католики признаю Священное писание (Библию) и святое предание,которое (в отличие от православия) включает в себя постановления вселенскихсборов католической церкви и суждения пап.
3. Добавлениек символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление жезаключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына(православие отвергает филиокве).
4. Особенностьюкатолицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание легенды онепорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном вознесении послесмерти на небо.
5. Духовенстводаёт обет безбрачия – целибат. Утвердился в 13 веке, чтобы не допустить разделаземель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин отказамногих католических священников в наши дни от сана.
6. Догмат очистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где душигрешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертнымигрехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Этоиспытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ, другиепризнают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срокпребывания её там сокращён «добрыми делами», совершаемыми в память умершегооставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» — молитвы, мессы иматериальные пожертвования в пользу церкви. (Православная церковь отвергаетучение о чистилище).
7. Католицизмуприсущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки«одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которымиЕго прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.
8.Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, таки не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги передкатолической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, чтокатолическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённыхХристом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.
9. Церковнаяиерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт началомистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых еёчленов. (Православие опровергает данное утверждение).
10.Католицизм, как и православие, признаёт 7 таинств – крещение, миропомазание,причащение, покаяние, священство, брак, соборование.
2. Православие– одно из направлений христианства, сформировалось в 4 – 8 веках, асамостоятельность обрело в 11 веке в результате церковного раскола,подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византию).
2.1 Историяразвития.
Православие неимело единого церковного центра, т.к. церковная власть была сосредоточена вруках 4 патриархов. По мере распада Византийской империи каждый из патриарховстал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь.
Началоутверждения православия на Руси в качестве государственной религии былоположено Киевским князем Владимиром Святославовичем. По его распоряжению в 988году Византийское духовенство окрестило жителей столицы древнерусскогогосударства Киева.
Православие,так же как и католицизм, оправдывало и освящало социальное неравенство,эксплуатацию человека, призывало народные массы к покорности и терпению, чтобыло весьма удобно для светской власти.
Русскаяправославная церковь долгое время зависела от Константинопольской(Византийской). Лишь в 1448 году она обрела автокефалию. С 1589 года в спискепоместных православных церквей Русской отвели почётное 5 место, которое оназанимает до сих пор.
Для укрепленияпозиций церкви внутри страны в начале 17 века патриарх Никон провёл церковнуюреформу.
Былиисправлены неточности и разночтения в богослужебных книгах, несколько сокращенацерковная служба, земные поклоны заменены поясными, креститься стали не двумя,а тремя перстами. Вследствие реформы произошёл раскол, который привёл кпоявлению течения старообрядчества. Московские поместные соборы 1656 – 1667г.г. предали проклятию (анафеме) старые обряды и их приверженцев, которыхпреследовали с использованием государственного репрессивного аппарата.(Проклятие старообрядцев было отменено в 1971 году).
Пётр 1реорганизовал православную церковь в составную часть государственного аппарата.
Так же, как икатолицизм, православие активно вмешивалось в светскую жизнь.
Церковьактивно противодействовала отмене крепостного права в России, выступала засохранение телесных наказаний, осуждала стремление женщин к равноправию.
Во временареволюции и становления Советской власти влияние церкви было сведено на нет.Кроме того, разрушались храмы, духовенство подвергалось гонениям и репрессиям.В Советском Союзе необходимо быть атеистом – такова была линия партии в вопросео свободе совести. На верующих смотрели как на слабоумных, они осуждались ипритеснялись.
Целыепоколения выросли в неверии в Бога. Вера в Бога была заменена на веру в вождя ив «светлое будущее».
После развалаСоветского Союза храмы стали восстанавливаться, люди спокойно посещают их.Убитые священнослужители причисляются к святым мученикам. Церковь началасотрудничать с государством, которое стало возвращать ранее реквизированныецерковные земли. Из-за рубежа возвращаются бесценные иконы, колокола и т.п.Начался новый виток укрепления православия в России.
2.2 Вероучениеправославия и сравнение с католицизмом.
Их отличия исходство.
1. Православиене имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догматкатоликов о главенстве папы Римского и его непогрешимости (см. п. 1 окатолицизме).
2.Вероисповедную основу составляют Священное писание (Библия) и священноепредание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2 – 8 в.в.
3. Символ верыобязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях):Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен исходящим отБога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло (см. п. 3).
4. Важнейшийдогмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом,родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии непризнаётся (см. п. 4).
5. Духовенствов православии делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное(монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков же обет безбрачия даёт всёдуховенство (см. п. 5).
6.Православием чистилище не признаётся (см. п. 6).
7. Вправославии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останкисвятых – мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православииотсутствуют реликвии (см. п. 7).
8. Вправославии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния.Индульгенцию католиков православие не признаёт (см. п. 8).
9. Православиеотрицает церковную иерархию католиков, их божественность, преемственность отапостолов (см. п. 9).
10. Как икатолицизм, православие признаёт все семь христианских таинств. Так же управославия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшиекомпоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание ипоследовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира иего внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальныхязыках, используются и мёртвые языки (латынь).
Список литературы.
1. Протестанизм:словарь атеиста (Под общей редакцией Л.Н. Митрохина. – М: Политиздат, 1990 – с.317).
2. Католицизм:словарь атеиста (Под общей редакцией Л.Н. Великовича. – М: Политиздат, 1991 –с. 320).
3. ПечниковБ.А. Рыцари церкви. М: Политиздат, 1991 — с. 350.
4. ГригулевичИ.Р. Инквизиция. М: Политиздат, 1976 – с. 463