Перевезенцев С. В.
ВXV столетии Москва, ставшая столицей единого Русского государства, все болееактивно стремится занять и первенствующее место в духовном бытие Руси. Москвасобирала вокруг себя не только русские земли, но и русскую святость. Это былонепросто, ведь каждая земля имела свои традиции святости, в каждом городе былисвои святые и чудотворные иконы, которые особо почитались как небесныепокровители именно этих земель и городов.
Так,покровителем Псковской земли с конца XIV века стал считаться святой князьДовмонт (в крещении — Тимофей). Это был вполне реальный исторический персонаж.Довмонт происходил из Литвы и бежал оттуда после убийства литовского князяМиндовга, опасаясь мести со стороны его сына. В 1266 г. он пришел во Псков, гдепринял православную веру под именем Тимофея и стал князем Пскова. Князьпользовался любовью псковичей, заботился о процветание города. Он укрепилПсков, возвел мощные стены, которые впоследствии получили название«Довмонтовых». Довмонт показал себя как блестящий полководец,неоднократно спасавший город и всю Северо-Западную Русь от крестоносцев илитовских набегов. В 1266 г. на реке Двине он разбил превосходящие силы литовскогокнязя Герденя, потеряв всего одного человека. До нас дошли слова князя,сказанные им накануне решающей битвы: «Братья мужи-псковичи! Кто стар —тот отец мне, а кто млад — тот брат! Слышал я о мужестве вашем во всех странах,сейчас же, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Постоим, братья, за СвятуюТроицу и за святые церкви, за свое Отечество!»
В1269 и 1273 гг. он отражал набеги немецких рыцарей на Псков. В 1299 г.произошел еще один набег и врагу уже удалось ворваться в город, но Довмонт,используя дома и тесные улицы, организовал оборону и разгромил крестоносцев.Однако через несколько недель он умер от мора. Князя хоронил весь город.Местное почитание князя, как святого, началось в Пскове в конце XIV в. — в 1374г. была устроена первая церковь в его честь. Вскоре святой Довмонт прославилсякак великий чудотворец: возле его гробницы происходили чудеса исцеленийбольных. Кстати, святой Довмонт и по сей день считается одним из небесныхпокровителей Пскова, а память о нем псковичи бережно хранят: часть города, окруженнаястенами, до сих пор называется «Довмонтовым городом», в городехранится меч, по преданию, принадлежавший князю.
Вконце XV столетия во многих землях еще сохранялись местнические настроения,несогласные с возвышением Москвы и находившие свое выражение, в том числе, и вканонизации местных святых. Таким примером может служить церковное прославлениево второй половине XV века в Ярославле князя Феодора Черного и его сыновейДавыда и Константина.
ФедорЯрославский и Смоленский, по прозванию Черный (ум. 1299) — князь ярославский с1260 г., князь смоленский с 1280 г., православный святой. Он был сыномсмоленского князя Ростислава Мстиславича. После смерти отца княжил в Можайске.В 1260 г. женился на дочери ярославского князя Марии и стал князем ярославским.В 1277 г. вместе с другими русскими князьями Федор участвовал в походе противясов в составе монголо-татарского войска. В 1278 г. вместе с татарами воевалпротив волжских булгар, затем три года провел в Золотой Орде. За это время вЯрославле умерла его жена, а ярославским князем стал его сын Михаил.Возвратившегося из Орды Федора Черного не пустили в город. В 1280 г. послесмерти своих братьев он стал князем в Смоленске, но сам продолжал жить в Орде.Здесь он женился во второй раз — на дочери хана, которая приняла православиепод именем Анны. Хан обласкал своего зятя, построил для него дом. В этом бракеу Федора Черного родилось двое сыновей — Давыд и Константин. Сам Федорпродолжал оставаться истинным христианином, строил в Орде храмы.
В80–90-е годы XIII в. на Руси разразилась междоусобная война между потомкамиАлександра Невского. Каждый из них привлекал на свою сторону татарские войска ирати других русских князей. Федор Черный поддерживал князя АндреяАлександровича Городецкого, не раз вместе с ним ходил в походы на русскиеземли. В ходе войны Федор Черный вернул себе Ярославль, в 1293 г. участвовал встрашной для Руси татарской «Дюденевой рати», разорившей 14 городов.
Всентябре 1299 г. Федор Черный заболел. Перед смертью он принял иноческое пострижение,а затем и схиму в Спасо-Преображенском Ярославском монастыре. Здесь же был ипохоронен. В одном гробе с отцом позднее были похоронены и его сыновья — Давыди Константин.
Вовторой половине XV в. началось церковное прославление князя и его детей. 5марта 1463 г. мощи князей были открыты и сразу же возле них произошли чудеса —исцелились священник и его сын, прозрели две женщины. Мощи решили не опускать вземлю, а положили открыто в Спасо-Преображенской церкви. После этого чудесаумножились. Вскоре было установлено местное почитание святых князей. Нопричиной прославления были не только чудеса, свершившиеся у мощей, а и желаниетогдашних ярославских князей обрести своих, местных небесных покровителейярославской династии и тем самым подчеркнуть независимость от Московскогокняжества. Общерусская же канонизация ярославских князей произошла в серединеXVI в. День памяти святых и благоверных князей Федора, Давыда и Константина 19сентября (2 октября).
Свояи очень древняя традиция святости, независимая от московской, существовала вНовгороде Великом. Причем, в XV столетии, во многом в пику Москве, в Новгородеактивно канонизируются местные святые, что должно было засвидетельствоватьправославному миру духовную и политическую независимость новгородских земель.Так, в XV в. в Новгороде начинается почитание древнего новгородскогоархиепископа Иоанна. Святитель Иоанн Новгородский (в иночестве Илия) (ум. 1186)— первый архиепископ Новгородский, ибо до него новгородские владыки имели санепископов. Его Житие настолько наполнено легендарными, сказочными мотивами ичудесами, что само напоминает скорее сказку, чем памятник агиографии
РодилсяИоанн в Новгороде. Поздние редакции Жития называют имена его родителей —Николай и Христина. У него был еще и брат — Гавриил (в схиме Григорий), такжевоспитанный в православном духе и впоследствии ставший преемником Иоанна нановгородской архиепископской кафедре. Когда Иоанн вырос, он принялсвященнический сан и был поставлен священником в новгородскую церковьсвященномученика Власия.
Послесмерти родителей Иоанн принимает монашество. В Житии святого (а также в особой«Повести о построении Благовещенской церкви») приводится красочныйрассказ о том, как Иоанн и его брат Гавриил решают создать монастырь насредства, оставленные им родителями. Но когда каменный храм во имя БлаговещенияПресвятой Богородицы был достроен «до рамен», то есть до плеч, убратьев закончились деньги. Однако по молитве братьев свершилось чудо. В сонномвидении к ним явилась Пречистая Божия Матерь и пообещала помощь. И в самомделе, наутро братья «уже не в мечтании, но наяву» увидели передмонастырскими воротами красивого коня, на котором была надета узда, выложеннаязолотом, также золотом было оковано и седло, по обеим сторонам седла были перекинутыдва туго набитых мешка. В одном из мешков братья нашли золото, а в другом —серебро. Возблагодарив Пречистую, Иоанн и Гавриил вскоре завершилистроительство и украшение храма, а на оставшиеся деньги купили села длясодержания монастыря. В этом монастыре братья и приняли иноческое пострижение,рассказывает автор сказания, причем Иоанн получил новое, иноческое имя — Илия
Какотмечают современные исследователи, этот рассказ основан на реальных фактах.Действительно, новгородский Благовещенский монастырь и каменная церковь во имяБлаговещения были поставлены братьями Иоанном (Илией) и Гавриилом. Правда,случилось это уже после того, как Иоанн стал новгородским архиепископом.Новгородская летопись сообщает об основании обители под 1170 годом, каменный жехрам был построен девять лет спустя, в 1179 г. Так что где именно принялпострижение святой Иоанн, остается неизвестным.
ПоставлениеИлии в сан епископа Новгородского произошло 28 марта 1165 г. в Киеве.Рукоположен на кафедру он был киевским митрополитом Иоанном. 11 мая того жегода Илия приехал в Новгород. В том же году, повелением митрополита,новгородский владыка получил титул архиепископа. Илия возглавлял новгородскуюкафедру более двадцати лет, до самой своей смерти в 1186 г. За это время, посвидетельству Жития, он построил в городе несколько церквей. При Иоанне, в 1170г., произошло и чудо от Новгородской иконы Божией Матери «Знамение»,во время осады Новгорода войсками суздальского князя.
Житиерассказывает еще об одном знаменитом чуде святого — его победе над бесом.Однажды, когда святитель, стоял в полночь на молитве, бес, желая устрашить его,вошел в рукомойник, который висел в келье, и стал возмущать воду, производяшум. Святой понял, что это козни беса, подошел к сосуду и осенил его крестнымзнамением. Так бес оказался заперт в умывальнике и не мог вырваться оттуда.Сила крестного знамения так жгла его, рассказывает Житие, что бес не выдержал истал молить святого выпустить его. В ответ Илия сказал: «За твоюбесстыдную дерзость повелеваю тебе сею ночью отнести меня в Иерусалим ипоставить у храма, где находится Гроб Господень, из Иерусалима тотчас же тыдолжен обратно перенести меня сюда в мою келью в ту же самую ночь, и тогда яотпущу тебя». В ту же ночь бес перенес Илию в святой город Иерусалим. Святительпоклонился Гробу Господню, а также и Животворному Кресту, и бес тотчас вернулего обратно в Новгород, в его келью. Уходя от святителя, бес умолял его никомуне рассказывать о том, как он служил ему: «Если же ты расскажешь кому-либоо том, как ездил на мне, — сказал нечистый дух, — то я не перестану строитьпротив тебя козни и наведу на тебя сильное искушение»
Спустянекоторое время святитель рассказал о своем путешествии в Иерусалим, правда,говоря как будто про кого-то другого, а не про себя. Слушатели удивлялись егорассказу, а бес скрежетал зубами на архиепископа, говоря: «Раз тырассказал тайну, наведу на тебя такое искушение, что будешь ты осужден всемисвоими согражданами как блудник». И с того времени бес начал мститьсвятому. Приходившие к архиепископу люди часто видели разные бесовские видения:то женские одежды, то монисто, то женскую обувь. А однажды бес превратился внагую девицу, которая выбежала будто бы из кельи святого и побежала переднародом. Люди стали бранить и укорять Илию как блудника. И решили посадить егона плот, чтобы он уплыл из города по реке. Но произошло чудо — когда плотспустили на реку, он поплыл не вниз по течению, а вверх, против течения, хотяникто не управлял им. И направился плот к Юрьеву монастырю, что находится недалекоот Новгорода. Так бес оказался посрамлен. Люди поняли, что они совершилинеправедное дело и оклеветали невинного. Когда плот пристал к берегу исвятитель сошел с него, люди бросились к нему с плачем и стали просить прощенияСвятитель простил их и рассказал о своей борьбе с бесом и о том, как бесзахотел отомстить ему.
Передсмертью святитель оставил архиепископство и принял схиму, причем дано ему былоновое имя — Иоанн, то самое, которое он носил до пострижения. Тело его положилив соборе Святой Софии.
Стечением времени гробница святителя была забыта, люди не знали даже, ктопохоронен под надгробным камнем. Но в 1439 г., при новгородском архиепископеЕвфимие Вяжищском, произошло обретение мощей святого. С того времени началосьместное почитание святого. Общецерковное же празднование было установлено в1547 г. митрополитом Макарием. День церковной памяти: 7 (20) сентября.
Вовторой половине XV в. в Новгороде был прославлен еще один святой. МихаилКлопский (ум. 1453 или 1456) — новгородский юродивый и чудотворец. Родился он вМоскве в очень знатной семье. Некоторые современные исследователи считают егосыном князя Д.М. Боброка Волынского, героя Куликовской битвы и сестры ДмитрияДонского княгини Анны Ивановны. О жизни Михаила до появления в Новгороде ничегонеизвестно.
ЖитиеМихаила Клопского написано в 70-е гг. XV в. и представляет собой собрание чудеси пророчеств святого. Чудесным было и явление его в Новгородском КлопскомТроицком монастыре в 1408 г. ночью, в канун «Иванова дня»,отмечаемого 24 июня. Поп Макарий пришел в свою келью и вдруг увидел старца,который переписывает «Деяния апостола». Макарий испугался, позвалигумена и братию. Явившись, те обнаружили келью запертой, а в окно увиделипишущего старца. Трижды молился игумен и вопрошал старца: «Кто ты есть —человек ли или бес? Как твое имя?» А старец отвечал теми же словами:«Человек ли или бес? Как твое имя?». Наконец, сломали дверь в келью,вошли и вновь вопросили. А старец ответил теми же словами. И молвил игумен: «Небойтесь его. Бог послал нам этого старца».
Старецстал жить в монастыре, в отдельной келье, но имени его никто не знал. В 1414 г.в монастырь приехал сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич и опознал в немсвоего родственника Михаила. С тех пор старец стал жить под своим именем.
МихаилКлопский прославился многими чудесами и предсказаниями. Предсказал МихаилКлопский гибель Дмитрия Шемяки. Князь Дмитрий просил блаженного:«Михайлушко, моли Бога, чтобы добиться мне великого княжения». Михаилже отвечал: «Добьешься, княже, трехлокотного гроба!». А в другой разсказал Димитрию: «Княже, земля по тебе стонет». Вскоре Дмитрий Шемякаскончался.
Далеконеслучайным был тот факт, что в конце XV в. в Житии Михаила Клопскогопоявляются его слова-пророчества, сказанные 22 января 1440 г., в день рождениябудущего великого князя Ивана III Васильевича: «Родился у великой княгинисын Иоанн. Будет сей наследником отцу своему и захочет разорить обычаи землинашей Новгородской, и будет граду нашему от него погибель; злата и серебрасоберет много и будет страшен господарь всей земли Русской». Ведь в концеXV в. между Новгородом и Москвой шла жестокая война. Однако по прошествииполвека, в 1547 г., Михаил Клопский был включен в общерусский Собор святых.День памяти: 11 (24) января.
Ноинтересно, что уже во второй половине XV столетия московские мудрецы начинаютосваивать духовный опыт других русских земель и включать местных святых ворбиту московского и общерусского почитания. К примеру, именно с XV в.,усилиями именно московских властей начинается общерусское почитаниеновгородского святого, преподобного Варлаама Хутынского. Памятуя о давнихполитических и религиозных рознях между Москвой и Новгородом, особенноинтересно рассмотреть причины, по которым Варлаам Хутынский стал почитаться какобщерусский святой.
ПреподобныйВарлаам Хутынский (ум. в 1192/1193 или после 1200 гг., в миру звался АлексаМихайлович) родился в Новгороде. Довольно рано он избрал иноческий путь. Дляэтого он ушел из города и стал жить отшельником в 10 верстах севернее Новгорода,в местечке Хутынь, на правом берегу реки Волхов. Здесь он построил келью ипринял монашеский постриг под именем Варлаама. Уже при жизни он прославилсяблагочестием и строгостью монашеского бытия. Еще в XIX столетии сохранялисьвериги Варлаама Хутынского, состоящие из железных звеньев, с большими крестамиспереди и сзади. А многих людей, приходивших к нему на Хутынь, привлекал егодар прозрения и чудотворения. Незадолго до смерти, в 1192 г., подвижник основална Хутыне монастырь и устроил каменный храм в честь Преображения Господня.
Ужев конце XIII — начале XIV вв. создаются первые варианты жития ВарлаамаХутынского и начинается его прославление в новгородских землях. А в середине XVв. были обретены его нетленные мощи.
Втораяполовина XV в. стала временем проникновения культа Варлаама Хутынского вМоскву. Но церковное празднование в его честь началось в Москве и затем по всейРоссии только с 1461 г. Это было связано с чудом, свершившимся свеликокняжеским постельничим Григорием, во время пребывания великого князяМосковского Василия II Темного в Новгороде.
Какгласит житие преподобного, Григорий тяжело заболел и был близок к смерти. Веруяв чудодейственную силу преподобного Варлаама Хутынского, Григорий попросилотвести его для молитвы в Хутынский монастырь. Во сне ему явился сам чудотвореци обещал исцеление. Обрадованный Григорий с верою говорил окружающим:«Если на пути меня застанет смерть, все равно и мертвого везите меня кпреподобному».
Таки случилось — по дороге в монастырь Григорий умер, но недалеко от обители вдругожил. А, прибыв в монастырь и поклонившись преподобному, он исцелилсяокончательно.
Поуверению Григория, умерев, он узрел святителя Николая Чудотворца и ВарлаамаХутынского. Преподобный Варлаам оградил Григория иконой Николая Чудотворца отбесов и сказал: «Григорий! Ты молился великому чудотворцу Николаю и меняпризывал на помощь; молись ему и впредь, а я — помощник твой». После чеговернул Григория в число живых.
Эточудо при гробнице Варлаама Хутынского настолько поразило великого князя, что онустроил первую в Москве церковь в честь чудотворца, и с этого началось егообщерусское прославление. Так, уже в 1471 и 1480 гг. преподобный Варлаамчислился в ряду чудотворцев русских в посланиях самого митрополита и соборарусских иерархов.
Какможно заметить, общерусское прославление новгородского чудотворца началось стого момента, когда его чудотворная сила распространилась на московскогожителя. Для религиозно-мистического сознания той поры это означало, что,несмотря на противоречия между Москвой и Новгородом, новгородский святой как быблагословил московского великого князя на дальнейшее собирание русской землипод своей властью.
Думается,что, во многом, именно эта причина стала главной при включении ВарлаамаХутынского в число общерусских святых. Ведь факт чудотворного исцеленияпостельничего московского великого князя означал, что местночтимые святыевключались в сонм небесных покровителей московских великих князей, создаваядуховную поддержку и покровительство их деяниям.
Неслучайно, чуду, случившемуся в 1460 г., начинает уделяться большое внимание влитературно-философской традиции. Уже в конце XV в. ему посвятили два«Сказания», авторами которых были Родион Кожух и Пахомий Логофет. Ачуть позднее Пахомий Логофет, на основе какого-то ранее существовавшего текста,пишет житие Варлаама Хутынского.
ПочитаниеВарлаама Хутынского продолжилось и в XVI столетии. Как сообщает Житие, образпреподобного Варлаама оказался очень близок великому князю московскому ВасилиюIII Ивановичу. Явившись в 1516–1517 гг. в видении князю с просьбой опоставлении игуменов в три монастыря, Варлаам стал очень почитаем ВасилиемИвановичем. Между ними установилась особая мистическая связь и преподобныйчасто являлся великому князю, укрепляя и обнадеживая его, он же возвестил князюо скорой кончине.
В1515 г. по повелению московского великого князя Василия III Ивановича в Хутынена холме был воздвигнут новый собор Преображения Господня, самый высокий извсех новгородских храмов. Житие Варлаама Хутынского включается в Великие МинеиЧетьи, причем в него добавляются все новые и новые чудеса, совершенныеновгородским святым. При этом Варлаам Хутынский, помимо заступника за Новгород,иногда выступает молитвенником и за всю Русскую землю.
Вэтом отношении, как заступник за Русскую землю, Варлаам Хутынский долгое времясоседствовал с Сергием Радонежским, зачастую в патрональных видениях ониявлялись вместе. Особенно подчеркивался момент, когда в 1521 г., преподобныйВарлаам Хутынский, вместе с преподобным Сергием Радонежским выступили вкачестве заступников за Москву во время нашествия крымского хана Магмет-Гирея.
Причемэто видение фиксировалось разными источниками. Например, Степенная книгасообщает, что некой престарелой монахине было видение: из Кремля, с иконойБожией Матери, стал уходить сонм святых, забрав иконы и святыни. По выходе изкремлевских ворот святители были встречены Сергием Радонежским и ВарлаамомХутынским, которые умолили святых не уходить, а совершить совместный молебен заспасение Москвы. То же видение было еще трем бабам, о том же было поведанонекому пономарю. Заступничеством Сергия и Варлаама отшествие святых, а значит иблагодати, из Москвы не произошло, небесные силы вступились за Русскую землю итатары сами собой бежали из-под Москвы.
Такимобразом, установление общерусского прославления преподобного ВарлаамаХутынского может служить одним из примеров того, как московскиецерковно-политические власти в XV–XVI вв. формировали в общественном сознании,с одной стороны, образ Москвы, как центра духовной жизни России, и, с другойстороны, образ России, как вместилища православной святости.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/