СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Свободомыслиев истории духовной культуры
2 Веротерпимостькак фундамент международной безопасности и стабильного развития общества
Заключение
Списокиспользованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В ходе истории развивалась своеобразная, весьма богатая проявлениями,оттенками форма духовной культуры — свободомыслие в отношении религии. Этоширокое духовное течение, исходным пунктом которого является признание праваразума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающегомира. Это право могло осуществляться стихийно, несознательно, но могло отстаиватьсясознательно и воплощаться в теоретической форме.
Возникновение и постепенное развитие свободомыслия являются процессомзакономерным. Объективными факторами, воспроизводящими свободомыслие, являютсянеуклонный рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком,возрастание активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня духовнойкультуры человечества.
Свободомыслие — органичный продукт развития естественных и гуманитарныхнаук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Критическиенастроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества,расцвета политической и культурной жизни, в периоды готовящихся серьезныхперемен в обществе.
Общей объективной тенденцией духовной культуры было расширениесферы свободомыслия и его влияния на общество, хотя этот процесс не былпрямолинейным: история знает периоды не только подъема свободомыслия, но и егоспада.
Вмире, изобилующем религиозными течениями, очень важно находить ресурсы, несущиеидею веротерпимости внутри самой религиозной традиции. Светские взгляды эпохиПросвещения не должны являться единственным обоснованием принциповверотерпимости, реализуемых в современном мире.
Важнымвопросом при определении понятия терпимости является вопрос о границахтерпимости. Должно ли общество, исповедующее терпимость, быть терпимым кнетерпимости? Не приведёт ли это к разрушению самого общества или его жизненноважных институтов?
Сложноустановить границы толерантности не только применительно к разным обществам, нодаже иногда в пределах одного общества. Например, современное преследованиенацизма в Германии расценивается некоторыми странами как нетерпимость, тогдакак в самой Германии сам нацизм считается в высшей мере нетерпимым.Противоречивые вопросы в различных странах могут включать отделение церкви отгосударства, гомосексуальность, употребление табака, алкогольных напитков илинаркотиков, чтение неодобряемых политических трудов, а также девиантноесексуальное поведение и уголовно наказуемые проступки.
ДоОктябрьской революции 1917 г. вышел ряд теоретических работ, посвященныхданному вопросу. Прежде всего, это исследования официальных историков церкви, которыеотражали и защищали привилегированное положение Русской православной церкви ифактически сводили проблему свободу совести к проблемам веротерпимости.
Всамостоятельный блок можно выделить исследования дореволюционных специалистов вобласти церковного права, в работах которых дается анализгосударственно-церковных отношений, отечественного законодательства ввероисповедной сфере, анализируются отдельные аспекты государственнойрелигиозной политики.
Вданном исследовании показана история развития и формы свободомыслия иверотерпимости, а также роль этих категорий в развитии духовной культуры истабилизации общественных настроений.
1. СВОБОДОМЫСЛИЕВ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Термин «свободомыслие»вошёл в употребление в 18 веке с появлением трактата английского деиста А.Коллинза «Рассуждение о свободомыслии».
Свободомыслие – это критическоеотношение к религии вплоть до непринятия ее и противопоставления ейбезрелигиозного образа мыслей, чувств и действий. Начальными формамисвободомыслия явились ереси, богоборчество, деизм и пантеизм. Известны и такиепроявления свободомыслия, как скептицизм, антиклерикализм, религиозныйиндифферентизм.
Свободомыслие – это также широкоедуховное течение, главной чертой которого является признание права разума накритическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира[1].
Объективнымифакторами, появления и развития свободомыслия являются: рост производства,ведущий к успешному освоению мира человеком; возрастание активности людей входе исторического развития; повышение уровня духовной культуры человечества.Свободомыслие – это продукт развития естественных и гуманитарных наук,образования, совершенствования искусства и нравственности. Критическиенастроения в отношении религии усиливались в периоды развития общества,расцвета политической и культурной жизни, в периоды готовящихся серьезныхперемен в обществе.
Элементысвободомыслия, как говорят этнографы, возникают уже на стадии разложенияпервобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые неверили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды былиединичными и являлись следствием осознания своей собственной силы и ловкости, атакже обнаружения того, что мистические силы не всегда оказывают воздействие натрудовые процессы (например, на удачную охоту).
Свозникновением классового общества, с появлением людей умственного труда, помере развития культуры свободомыслие проявляется чаще. Оно присуще всем народамДревнего мира, хотя развивалось неравномерно. Так, в крупных рабовладельческихдеспотиях Востока (Египет, Вавилон), где фараон или царь обладали правомраспорящаться жизнью человека, а жрецы выделились в отдельную касту и имелибольшую власть, свободомыслие пробивалось в жизнь народа с трудом. Наиболееяркие проявления свободомыслия можно найти в Древней Греции и Риме[2].
Свободомыслиев Средние векав Европе и на арабском Востоке развивалось в условиях господствахристианства и ислама. Критика христианства со стороны образованныхпредставителей Древнего Рима началось уже во II-III вв. Лукиан из Самосаты (120 г. – дата смерти неизвестна) усматривал причину религии в фантастическом отражении небесныхявлений, христианство считал результатом обмана невежественных людейшарлатанами. В первые века новой эры христианство критиковалось открыто. Послетого как христианство превратилось в государственную религию, открытая егокритика надолго замолкает. Определенный характер свободомыслие приобретает с IXв. Развитие свободомыслия связано с ростом городов, ремесленного производства.Факты наличия в обществе неверующих людей зафиксированы в документах тоговремени. В испанском своде законов «Семь партид» (частей) говорится оеретиках. Среди них те, кто верует, но расходится с истинной верой, и те, ктовообще не верует. Ансельм Кентерберийский (1033-1109) полемизировал сневерующими, «которые издеваются над христианской простотой, называя ееглупой». Они возражают, говорит Ансельм, против учения о спасительнойсмерти Христа, о его борьбе против дьявола.
Развитиесвободомыслия в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) было обусловлено как социальнымисдвигами, так и изменениями в области производства и науки, начавшейприобретать экспериментальный характер. Большую роль сыграли также Великиегеографические открытия. Николай Коперник (1473-1545 г.) в книге «Об обращении небесных кругов» математически обосновалгелиоцентрическую систему. Это учение противоречило церковным представлениям отом, что в центре Вселенной находится Земля, избранное Богом обиталище людей.Лишились всякого основания представления об исключительности Земли, а такжепротивопоставления земного небесному. Почти через сто лет естественнонаучныеоткрытия Галилео Галилея (1564-1642 г.) подтвердили правильность учения Коперника о том, что между этими мирами нет различий, они подчиняются одним итем же законам природы, которые познаются математическим и экспериментальнымпутем.
МыслителиВозрождения подвергли критике идею бессмертия души. Так, Дж. Ванини(1585-1619 – сожжен инквизицией) доказывал положение о смертности души: люди иживотные схожи в формировании, рождении, питании, строении и смерти, и еслидуша умирает вместе с животным, она должна умирать и вместе с человеком. Ещеникто не возвращался из царства мертвых, но если бы душа была вечной, Богвернул бы хотя бы одну из душ, чтобы осудить и опровергнуть атеизм.
СвободомыслиеВозрождения нашло отражение в искусстве и литературе того времени. Многиехудожники – А. Дюрер (1471-1528 г.), Леонардо да Винчи (1452-1519 г.) и др. – занимались проблемами познания природных явлений. В центрвнимания искусства ставится человек как природное, земное, страдающее ирадующееся существо. Литература Возрождения также внесла свой вклад врасширение представлений о реальном человеке и его реальной жизни. Сатирическиепроизведения Боккаччо, Франсуа Рабле и др. (на Руси – скоморохов) высмеивалиморальную развращенность монахов и духовенства.
Свободомыслиев Новое время получает развитие в связи с процессами демократизации общества, сформированием и укреплением класса буржуазии. Оно во многом опиралось надостижения естественных наук, математики, истории, искусствоведения,религиоведения и т.д.
XVII-XIX векав Европе, Америке и России характеризуются интенсивным процессом секуляризациидуховной культуры, в частности искусства, этики, философии. Схоластическийстиль философских сочинений сменяется ясным и свободным, максимальноприближающим человека к познанию мира. Это знаменует выход философии в жизнь исознание масс.
Для XVII –начала XVIII в. более органичной формой свободомыслия оказывается деизм. Этосвязано с развитием механических наук и соответственно с явной или скрытойидеей первотолчка. Деизм не однороден: деистами были такие разные философы, какГ. Лейбниц (1646-1716 г.), И. Кант (1724-1804 г.), Т. Гоббс (1588-1679 г.), Вольтер (1694-1778 г.), Ж.Ж. Руссо (1749-1802 г.), М.В. Ломоносов (1711-1765 г.).
Деизм,признавая некое разумное существо, давшее толчок материи, отвергалвмешательство сверхъестественных сил в дела природы и общества. Д. Дидро(1713-1784 г.), стоявший вначале на деистических позициях, позже подвергдеизм критике и перешел на позиции материализма, согласно которому несуществует сверхъестественных сил. Материя, неразрывно связанная с движением,лежит в основе всех явлений природы, развивающейся по естественным законам.
Основоположникомнаучного анализа Библии в своем «Богословско – политическом трактате»выступил Б. Спиноза (1632-1677 г.). Библия – дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно и непредвзято. Писание является продуктомтворчества многих авторов, а значит важно знать о характере и занятиях авторакаждой книги. Спиноза стремился учесть обстоятельства написания библейскихкниг, считая, что метод истолкования Писания не отличается от метода истолкованияприроды.
Свободомыслиев эпоху Просвещениясвязана с именами П. Бейля, Вольтера, Д. Дидро,К.А. Гельвеция, Ж. О. Де Ламетри П. Гольбаха и др. Так,П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от божественного закона. Онсчитал, что склонность к добру и злу зависит не от религии, а от самогочеловека, а значит, возможно существование общества атеистов, которое можетбыть нравственным. Со времен Бейля атеист стал рассматриваться как достойныйчеловек. Атеизм нашел выражение в сочинениях французских материалистов. Уистоков атеизма XVIII века стоит творчество Ж. Мелье (1664-1729 г.), который доказывал вечность и несотворенность мира, критиковал доказательства бытияБога, выступал против деизма. Атеизм, опирающийся на материалистическуюфилософию, разработал Гольбах. В труде «Система природы», названномсовременниками «библией материализма», он писал, что Вселенная являетсобой материю и движение, которое заключается в ней самой, ибо она есть великоецелое, вне которого ничто не может существовать.
Просвещение вГермании связано с именами Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера,И.Г. Гердера. Книга Гердера «Идеи к философии историичеловечества» – это совокупность знаний того времени о происхожденииЗемли, ее положении во Вселенной, о происхождении и сущности человека, орелигиозных верованиях народов. И.Г. Гердер считал, что общество движетсяк высшему состоянию, которое он назвал гуманностью. Это – цель развитиячеловеческой природы. Гердер обращает внимание на двойственную роль христианства:оно учило людей верить в одного Бога, и потому превращало народы в братьев, ионо же превращало народы в рабов, «навязывая им цепи и рабское иго».
В Америке вXVIII в. шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. Яркимпредставителем американского Просвещения был Б. Франклин, политик,естествоиспытатель и философ. Мораль, проповедуемая Франклином, в основе своейбыла свободной от религии. Он выступал против требования исповедания веры отчленов конгресса. Самой лучшей службой Богу он считал творение добра другимлюдям. Франклин выступал против преследований инакомыслящих, проповедовалверотерпимость. Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости»(1776 г.), публично выступал за отделение церкви от государства ирелигиозную свободу. Разум и свободное исследование – вот единственная силапротив заблуждений, считал он.
В XVII в. вРоссии культура приобретает во многом светский характер. Это выражается вэстетическом подходе к иконе, в появлении жанра портрета, в развитиигражданского зодчества и т.д. Возникает демократическая сатира, в которойсодержатся и антиклерикальные сюжеты. Появляется бытовая повесть, в которойглавными действующими лицами являются купцы, крестьяне, небогатые дворяне.Известны в XVII в. критики религии, например князь Иван Хворостинин (ум. в 1625 г.), который отрицал воскресение из мертвых, необходимость постов имолитв.
Развитиесвободомыслия в XVIII в. связано с реформами Петра I, с установлениемтесных взаимосвязей с Европой. Культурный взаимообмен с другими народамиоказывает влияние на возникновение веротерпимости среди довольно значительнойпрослойки населения. На первый план выдвигаются формы культуры, которые раньшебыли в тени: наука, театральное дело, поэтическое творчество и т.д. Появляютсяновые социальные группы: издатели, писатели, читатели и пр. Культурадемократизируется и гуманизируется.
ПриПетре I влияние церкви было ослаблено в интересах укрепления самодержавнойвласти. Среди критиков церкви и духовенства известны такие деятели, как ФеофанПрокопович (1681-1736 г.), Василий Татищев (1686-1750 г.), Дмитрий Дерюжкин (Тверитинов; 1667-1741 г.), А.Н. Радищев (1749-1802 г.) и др.
Идеисвободомыслия в России XIX в. получили развитие в трудах В.Г. Белинского,А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского,Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, петрашевцев –М.В. Буташевича-Петрашевского, Н.А. Спешнева, В.Н. Майкова и др.Чернышевский и Добролюбов сотрудничали в литературно-публицистических журналах.Герцен и Огарев писали «издалека», из-за границы, а петрашевцыорганизовывали «пятницы», собиравшие с 1845 г. вольномыслящих людей.
Просветители– демократы большое значение придавали обеспечению политических свобод длянарода: свободы слова, печати, собраний, свободы вероисповедания и т.д. Так,Н.П. Огарев в прокламации «Что надо делать народу» выдвинулпрограмму действий, направленных на осуществление принципа свободы совести,предлагая специальным постановлением земского собора запретить гонения за веру.Петрашевцы также были сторонниками свободы вероисповедания; они осуждалипреследования людей, не принадлежащих к официальной православной церкви.Призывая к веротерпимости, петрашевцы (в частности, Н.А. Спешников)считали возможным заключение соглашения между атеистами и верующими с цельюорганизации определенных совместных действий.
Продолжателямитрадиции свободомыслия были народники – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров идр. М.А. Бакунин отмечал, что религиозные представления – не столькозаблуждение ума, сколько протест самой жизни, воли и страсти против невыносимойжизненной тесноты. И человек стремится найти выход из этого положения. Бакунинполагал, что таких выхода три – из которых два мнимых и одно действительное.Два первых – это кабак и церковь. Третье – социальная революция. Как в церкви,так и в кабаке народ забывает свой голод, свое унижение, старается успокоить памятьодин раз в безумной вере, другой раз – в вине. Одно опьянение стоит другого.Таким образом, вопрос о преодолении религии у М.А. Бакунина был тесносвязан с революцией, а критика религии и пропаганда атеизма становились ународников отраслями политической деятельности.
2. ВЕРОТЕРМИМОСТЬКАК ФУНДАМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Веротерпимость- это признание права на существование чужой религии, терпимость к еесвободному исповеданию. Веротерпимость отличается от религиозного илимировоззренческого релятивизма, она не тождественна признанию относительногозначения, маловажности расхождений между религиями. Веротерпимость вполнесовместима с исповеданием абсолютной истины своей религии и квалификацией иныхрелигиозных систем и взглядов как частично или совершенно ошибочных.
Напротяжении многих периодов мировой истории правители считали, что стабильноеобщество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не былахарактерна для всех государств. Этому свидетельствует Миланский Указ 313 года,в котором Император Константин установил, что «всем избирающим себерелигию (Христианство) будет позволено исповедовать ее без преткновений игонений… В тоже время всем остальным даруется полная свобода религии, так кактакая политика соответствует должному порядку в пределах империи и миролюбиюнашего времени, когда каждый имеет право на свободу поклонения Богу так, как онсчитает правильным; и мы не собираемся отступать от этих принципов в угодуопределенной религии и ее последователям».
Ксожалению, христианство, пожав плоды дарованной свободы, отказало другимрелигиям в праве пользоваться этой свободой. В Западной Европе главы государствполагали, что социальная стабильность возможна только в том случае, еслирелигиозная вера устанавливается политическими методами. Такие взгляды привелик политическим репрессиям против еретиков и религиозным войнам, уничтожившимзначительную часть населения Европы.
Врезультате Тридцатилетней войны Запад, первый раз за всю его современную историю,пришел к выводу, что веротерпимость является ответом на проблему международногорелигиозного конфликта. В эту эпоху, характеризуемую латинской фразой «cuiusregio, eius religio» (религия правителя является религией подчиненных), каждоегосударство объявляло государственную религию, при этом, наделяя отступниковвозможностью покинуть пределы страны. Естественно, в Оттоманской Империиверотерпимость развилась намного раньше как средство поддержания мира впределах многонациональной империи.
Веротерпимость,согласно Локку, — главная характеристика «истинной церкви». Этосогласуется, считает философ, с главными целями «истинной религии»,которые состоят не в достижении внешнего блеска и помпезности, а врегулировании человеческой жизни на основе правил благочестия и сострадания»Нельзя позволять людям использовать всуе имя христиан, если они не оправдываютего святостью жизни, чистотой помыслов и высотой духа, если христианскаярелигия не укоренена в их сердцах. Локк считает абсолютно неприемлемыми такиедействия во имя христианства, при которых веру полагают возможным укреплять иподдерживать огнем и мечом. Такие методы — несовместимые с любовью,состраданием, спасением, прощением и другими ценностями, которые стоят в центрехристианского вероучения, — наносят христианству, славе Бога, больший вред, чемнекоторые отклонения от веры, строго караемые церковью[3].
Вначале восемнадцатого века веротерпимость на Западе вновь приняла новую форму иуже не просто служила цели отделения одних религий от других. В это время былозаложено главное основание для защиты индивидуальной религиозной свободы вобществе с разнообразными религиозными течениями.
Вразных религиозных конфессиях отношение к терпимости их представителейварьируется от полного неприятия до безоговорочного принятия её принципов.
Внастоящее время практически все христианские конфессии за терпимость, если её пониматьтолько как отказ от действий, направленных против инакомыслящих. Однакобольшинство из них твёрдо стоит на своём праве высказываний в их адрес, дающихнегативные оценки.
Библияпредполагает заведомо нетерпимое отношение к идолопоклонникам (прежде всего,имеются в виду религии с человеческими жертвоприношениями). Тем не менее,активное истребление идолопоклонства в Библии ограничивается территориейИзраиля. В наши дни подобное отношение к представителям других религий веврейском государстве очевидно не применимо.
Вместес этим, любой нееврей, соблюдающий «Семь законов потомков Ноя», признаётся виудаизме праведником, достойным царства небесного, и имеет в Израиле статусжителя-чужестранца (гер-тошав).
Говоряо буддизме, важно отметить, что это пожалуй, единственная из конфессий,безоговорочно принимающая принципы терпимости.
Конституциональнодекларируемая свобода вероисповедания в отдельных государствах не всегдасоответствует действительному положению дел, реальной религиозной политике. Этоотносится, в частности, к тоталитарным режимам, где могут провозглашатьсярелигиозная свобода и равноправие граждан независимо от их отношения к религии,но в действительности все религиозные общины страдают от дискриминации, системазаконодательства в ее совокупности ставит верующих в неравноправное положение сневерующими. Например, в СССР только принадлежность к коммунистической партии сее официальной атеистической идеологией открывала возможность для полноценногоучастия в политической жизни страны и давала доступ к занятию ключевыхгосударственных должностей.
Атеистическиережимы стараются навязать гражданам свою идеологию нетерпимости к различнымвероисповеданиям. В условиях суровых марксистских режимов свобода верованийгарантируется конституцией, так как никакая техника не позволяет покаконтролировать личные убеждения, зато не разрешается распространять религиозныевзгляды. Законной признается только антирелигиозная пропаганда. Цель,прокламируемая атеистическими режимами, состоит в искоренении всякой религии,рассматриваемой как «опиум для народа» и пережиток прошлого. Помнению марксистов, всеобщее образование должно когда-то победить религию.
Светскаявласть является альтернативой принуждению, которое почти фатально связано стеократией. Суть ее состоит в том, что государство никоим образом невмешивается в религиозную или духовную жизнь своих граждан, какими бы ни былиих убеждения.
Декретированиесветского характера государства не решает всех проблем. Возможны различныетолкования его содержания, как это показывает, например, вопрос о свободнойшколе во Франции. Государство, ответственное за национальное образование,предоставляет в распоряжение граждан светскую школу, то есть такую, в которойне отдается предпочтения какой-либо религии. Эта школа бесплатная иобязательная. Государство, аким образом, подает пример веротерпимости,допуская, чтобы существовали и другие школы, но, разумеется, безгосударственной финансовой поддержки[4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свободомыслиеи веротерпимость выступают важнейшими категориями новоевропейской культуры.Существование этих категорий невозможно вне контекста новоевропейской культуры.
Свободомыслие в отношении религии, какизвестно, это признание права разума на свободное критическое рассмотрениерелигии и свободное же исследование окружающего мира.
Современноесвободомыслие развивается под влиянием глобальных проблем ХХ столетия, глубокихразмышлений человечества над путями своего дальнейшего прогресса, современнойсудьбой человека, общества и их перспектив.
Научноесвободомыслие может быть как оправданным, прогрессивным, ведущим к преодолениюбарьеров, сдерживающих дальнейшее развитие наших знаний, так ибезосновательным, уводящим в сторону от решения актуальных проблем. Принципиальноеразличие между этими двумя типами свободомыслия в науке станет понятно, есливспомнить, что представляет собой с точки зрения философов-материалистовсвобода вообще. Свобода не есть свобода от всего, от объективнойдействительности, реальных обстоятельств, законов природы и общества, она неравнозначна произволу. Свобода — это «способность человека действовать всоответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективнойнеобходимости»[5].
XVIII век отмечен в Россиибольшим количеством законодательных актов, регулирующих межконфессиональныеправоотношения. Возведение веротерпимости в ранг официальной политики русскогоабсолютизма предопределялось как общим политическим господством светскойвласти, так и обширными территориальными приобретениями второй половины XVIII в., добавившимиРоссийской империи миллионы иноверных подданных. Именно в это время Россия даетпристанище двум католическим орденам — «Обществу Иисуса» (более известному какорден иезуитов) и Ордену Св. Иоанна (иначе — иоаннитов, или Мальтийскому).
Анализ трудовсовременных и дореволюционных авторов позволяет сделать вывод о том, чторусские славяне еще в язычестве отличались веротерпимостью. С принятиемхристианства не изменился характер отношений русского народа и правительства киноверцам. Из договора ганзейцев с Новгородом видно, что немецкие церкви вНовгороде и Ладоге исстари владели лугами.
Однако,несмотря на то, что православие утверждалось в качестве единственно истинноговероучения, для России конца XVII – начала XVIII века характернаверотерпимость и даже в какой-то степени принцип относительной свободы совести.
С Петра I в России начинается период веротерпимости, уже необусловленной только политической необходимостью, но и основанной на законныхпринципах государственного права. Такая веротерпимость в первый раз формальнообъявлена манифестом 16 апреля 1702 г., предназначенным для опубликования повсей Европе.
В силу этой свободы вероисповедания, возведенной в общийпринцип государственного права, иностранцам предоставляется теперь правостроить новые церкви во всех городах, где только они поселятся. Но прежниезаконы, запрещавшие всем иноверцам под страхом смерти распространять своерелигиозное учение между русскими, оставались в силе.
Выдвижение требования «свободы совести» взамен«веротерпимости», а также попытка его законодательного оформления в конце XIX — начале XX вв., является свидетельством того, что в российском общественаметилась тенденция к демократизации общественных отношений в духовной сфере.
Принятие нового вероисповедного законодательства всовременном российском государстве, переосмысление роли и места религии в жизниобщества обусловили активизацию научных исследований по проблемевзаимоотношения государства и церкви и реализации принципов свободы совести.
Веротерпимость крайне важна, но не потому, что религия этоявление побочное, а потому, что как раз для многих она составляет центр жизни.Путь к мирному сосуществованию лежит через веротерпимость, включаяверотерпимость к тем, чьи взгляды и верования мы не принимаем и к тем религиям,которые являются новыми и неизвестными для наших культур.
Философ Джон Роулз посвятил главу в своей влиятельной ипротиворечивой книге «Теория справедливости» проблеме того, должно ли обществобыть терпимым к нетерпимости, и близкой проблеме прав нетерпимых членовобщества требовать терпимости по отношению к себе. Роулз приходит к заключению,что общество в целом должно быть терпимым, следовательно, к нетерпимости должноотносится терпимо, так как противоположная ситуация привела бы кнесправедливости. Тем не менее, автор настаивает на разумном праве самозащитыобщества и его социальных институтов, которое преобладает над правомтерпимости. Следовательно, к нетерпимости необходимо относиться терпимо, нолишь до тех пор, пока она не создаёт угрозу обществу.
В мировойистории веротерпимость редко являлась выходом из создавшегося положения, а темболее она никогда не считалась добродетелью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверинцев С.С.Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемысовременной России // Риторика и историки европейской литературной традиции. –М., 1996. С. 325.
2. Арсеньев К.К. Свободасовести и веротерпимость. Сборник статей. СПб., 1905.
3. Артемьева Т.В. Историяметафизики в России XVIII в. – СПб., 1996. С. 28.
4. Бердников И.С. Наши новыезаконы и законопроекты о свободе совести. М., 1914.
5. Гажуризина З.А. Идеисвободомыслия в истории культуры. М.,1987 г.
6. Казакова Н.А., Лурье Я.С.Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. – М., – Л.,1955. С. 380.
7. Ключевский В.О. Курсрусской истории: В 9 т. Т.2. – М., 1988.
8. Лотман Ю.М. Культура ивзрыв. – М., 1992. С. 159, 270.
9. Малерб М. Религии человечества.—М.; СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997. — 600 с.
10. Степун Ф.А. Религиозныйсмысл революции // Современные записки. – Париж, 1929. №40. С. 435.
11. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000.
12. Философскийэнциклопедический словарь. — М., 1983.