Федеральное агентствопо культуре и кинематографии
Федеральное государственноеучреждение
Высшего профессиональногообразования
Дальневосточнаягосударственная академия искусств
Кафедра общегуманитарныхнаук
Религия отцов
(история религиирусского народа)
Владивосток2007
Содержание
Введение
1. Авторитет отца
2. Язычество славянских народов
3. 1666 год — патриарх Никон
4. Реформа Никона
4.1 Двуперстие
4.2 Обряд причастия
4.3 Крещение
Дополнение
Список использованной литературы
религияреформа никон христианство
Введение
Целью своей работы я ставилаизучение религии русского народа, как одного из символов культуры. Очень интереснымя думаю, было бы рассмотреть период становления от Древней Руси до современности.Во что верили наши отцы, и что произошло с православием. Как события прошлого повлиялина современность, в том числе на современные праздники. Я хотела бы углубиться именнов эту тему, так как она для меня интересна.
1. Авторитет отца
Авторитет отца, рода в древнем мире и особенно на ДревнемВостоке был крайне велик. На этом авторитете фактически строились все древневосточныегосударства. Этот принцип помогал сохранять уважение как к старшим в семье, таки в государстве. Этот принцип помогал сохранять национальные и этнические традиции.Этот принцип способствовал сплачиванию народа. И это действительно очень важныйпринцип. Священное Писание также уделяет ему достойное место. Вспомнить хотя быпятую заповедь Божьего Закона – «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлилисьдни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исх.20:12).
Но, говоря о необходимостипочитания родителей, Библия неоднократно предостерегает нас от повторения ошибокродителей. Господь на страницах Библии, провозглашая принципы истинной религии,истинного Богопоклонения нигде не связывает, не приравнивает их с понятием религииотцов. «И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми,руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, неумыв тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое,чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потомспрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев,но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас,лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоитот Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставивзаповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаетемногое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедьБожию, чтобы соблюсти свое предание? устраняя слово Божие преданием вашим, котороевы установили; и делаете многое сему подобное». Этот вопрос является очень актуальными в наши дни, когда по 70-летнего атеистического периода делаются призывы вернутьсяк религии отцов, «выгнав» все, как говорят, «иностранные», чуждые нашему народуверы и секты. Идёт воззвание к формированию государственной религии, которая являетсярелигией отцов.
Однако, когда говорят о религииотцов, необходимо вначале определиться: каких именно отцов? Ибо на сегодняшний деньпрактически все республики бывшего СССР населяют десятки и сотни народов, имеющихпорой совершенно различную историю и культуру. Да и те, кто записан в паспорте покакой-либо национальностью, имеют в своей крови примеси десятков национальностей.И какая из них ведущая, ответить на этот вопрос сегодня затруднятся даже генетики.Ибо в крови одного человека может течь как кровь русского, так и поляка, татарина,латыша, еврея и т.д. А их отцы, как известно, поклонялись разным богам.
2. Язычествославянских народов
Если брать в отношении древностисуществование той или иной религии на данной территории, то тогда религией отцовстанет язычество. Ибо именно оно впервые исторически зафиксировано на наших славянскихземлях. И наши прародители официально проповедовали его почти тысячу лет.
Если же считать понятие «религияотцов» с момента принятия в 988г. Князем Владимиром христианства в форме православия,то здесь вопросов не меньше. Во-первых очень небольшой процент людей в то времяпринял христианство искренне, в большинстве случаев оно насаждалось грубой силойпод страхом смертной казни(1), вынуждая практически всё население Киевской Русипринять его только внешне, на деле продолжая исповедовать язычество, несколько прикрытоехристианскими одеждами(2). Возникла эпоха, Которая вошла в историю под названиемДвоеверие(3). Она продолжалась в своём откровенно языческом духе вплоть до 13 столетия.Может быть, это Двоеверие является верой отцов – ведь его исповедовало подавляющеебольшинство народа, даже по данным самих православных историков?(4)
Христианство пришло на Русьиз Византии, но имело мало общего с учением Христа и Библии. Подобно исламу, христианствона Руси претерпевало множество изменений. Чтобы привлечь народ, веривший в придания,христиане стали вводить в свод Кононов языческие праздники (например, почитаниедня солнца, названного в русском языке воскресением, поклонение перед святыми ииконами, исповедь перед священником, и т.д.). Но даже если и это отбросить, мы неможем утверждать, что православие было религией отцов на протяжении 1000 лет.
3. 1666 год — патриархНикон
В 1666 году в русской православнойцеркви произошёл раскол, разделивший её до сих пор на два большие течения: Древне-православнуюцерковь (или церковь староверов), и Ново-православную церковь (или нововеров). Современнаятак называемая государственная православная церковь не любит себя называть этимименем, хотя оно совершенно оправдано как исторически, так и догматически. Значительнуючасть древнего православия современно новоправославие грубо попрало. И те русскиесвятые, которым сегодня молятся в православных храмах, не стали бы стоять на службах,которые ведутся совершенно по другим канонам и их крайне удивило бы троеперстноекрещение ( крестное знамение тремя пальцами) современных прихожан, которое к религииотцов, на которую они так ссылаются, отношения, как и много другое, не имеет никакого.И если уж говорить о православии как о религии отцов, то нужно тогда говорить оцеркви Древне-православной (или как её именуют – старообрядцев, староверов), какраз хранящей отеческие предания древнего православия, от которых официально существующаягосударственная церковь отказалась ещё при патриархе Никоне при весьма странныхи отнюдь не духовно чистых обстоятельствах.
Итак, перенесёмся в середину17 века, чтобы разобраться, чтобы разобраться с пресловутым понятием религии отцов,которым сегодня так много спекулируют многие церковные иерархи без всякого на топрава ни исторического, ни духовного, ни доктринального. Середина 17 века ознаменоваласьна Руси приходом на патриарший престол яркой и противоречивой фигуры Никона, возглавившегов 1652 году русскую церковь, а фактически и всё государство, ибо его кипучая и деятельнаянатура охватила все стороны жизни государства, начиная от церковной реформы до организациина Руси артиллерийского войска. Никон сочетал в себе многие, порой прямо противоположныечерты характера. Но, одной из основных его черт было властолюбие. Недаром он склоняетдовольно мягкого царя Алексея Михайловича (1645-1676) к тому, чтобы тот дал емусвой титул «Великого государя»! И подпись Никона на государственных грамотах стояланаравне с царской. Но властолюбие Никона шло дальше. Он видел Москву Третьим Римом,Новым Иерусалимом, основав даже вблизи столицы, как он его называл, Ново-иерусалимскиймонастырь, а близтекущую реку назвал Иорданом. Никон «вступил в управление русскойцерковью с твёрдой решимостью восстановить полное согласие её с церковью греческой,уничтожив все обрядовые особенности, которыми Старообрядческая церковь отличаласьот Ново-православной. Восточные иерархи всё чаще заезжали в Москву в 17 веке, укоризненноуказывали русским церковным пастырям на эти особенности как на местные новизны,могущие расстроить согласие между поместными и православными церквами. Незадолгодо вступления Никона на патриаршую кафедру случилось событие, указывающее на такуюопасность. На Афоне монахи всех греческих монастырей, составив собор, признали двуперстиеересью, сожгли московские богослужебные книги, в которых он было положено, и хотелисжечь самого старца, у которого нашли эти книги»(1).
4. Реформа Никона
Далее профессор Ключевский(выдающийся русский историк и преподаватель Духовной православной Академии), выделяетдве основные причины начала Никоном так называемой реформы во имя чистого православия:
Первая: с её помощью получить поддержку православныхпатриархов, необходимую ему для упрочения своего авторитета и власти при московскомдворе, где его положение было непредсказуемым и шатким.
Вторая: после реформы занять высокое положениеи возглавить в конце всё мировое православие.
Была еще и третья причинареформы, которая, однако, осталась незамеченной и для самого Никона и которая являетсянаиболее скрытой, но и одной из главных.
Третья: это рука папского Рима, желающая с помощьюданной реформы расколоть православие на Руси, ибо другие православные церкви непредставляли сколько-нибудь опасности или проблем для папства.
На церковном соборе 1655 годаНикон объявил, что хотя он русский и сын русского, но его вера и убеждения греческие.Дело в том, что пересмотр всех богослужебных книг, сверку их по греческим и внесениесоответствующих изменений в канон и чин русской церкви он доверил, мягко говоря,сомнительным личностям. Главным из них был Арсений Грек «бродяга-перекрест, бывшийкатолик. Этот Арсений получил образование в Риме в колледже иезуитов. Вернувшисьна восток, он обрезался и принял магометанство. Затем вновь вернулся в христианство– православие, а затем в католичество. Когда он прибыл в Россию, то его отправилив Соловецкий монастырь для исправления его веры как опасного вероотступника»(1).
«Именно его-то, тайного католика,Никон приобщает к исправлению православного чина. Вместе с ним Никон привлёк ещёряд греков и украинцев, также замеченных в связях с латинством. Более того, за основубрались не древние греческие книги, а новые, выпущенные, к тому же, в латинскихземлях, в иезуитских типографиях Венеции и Парижа»(2).
Старые же греческие книги,привезенные Арсением Сухановым и по которым должна была бы идти сверка правильностии неправильности русских богослужебных книг, вообще не использовались. Что и немудрено, ибо как было показано в 19 веке вновь самими сторонниками государственнойцеркви и, в частности, профессором Московской Духовной Академии С. Белокуровым,они как раз не отличались от тех, что были на Руси до Никона, но разнились с теми,что были напечатаны в иезуитских типографиях. Исправления богослужебных книг именнопо древним рукописям при Никоне вообще не было!(3)
«Горячо и неумело Никон правили богослужебные книги. В действительности правка велась не по «старинным греческими славянским книгам», как торжественно утверждалось в первом правленом «Служебнике»,а по современным греческим. Самый образованный старообрядец дьякон Фёдор (Иванов)«соузник» Аввакума, в челобитной Алексею Михайловичу: «А нынешние книги, что посылалпокупать Никон патриарх в Грецию, с которых ныне здесь переводят, там печатают этикниги под властью богоотступного папы в трёх городах: В Риме, Париже и Венеции,греческим языком, но не по древнему благочестию»(1).
Но иезуиты, подчинившие себемногие православные церкви, теперь активно работали на раскол русского православия,где их союзником, безусловно, против собственной воли, оказался Никон, не увидевшийруки Рима и не представляющий себе всех губительных сторон своей реформы. Когдаже она была обнародована, то ввергла в настоящий шок и духовенство, и простой люд.По своему значению и последствиям это явление далеко выходит за границы одной толькоцерковной истории. По посчётам историков от 1/4 до 1/3 русских людей 17 века ушлов раскол. Разделилась не только церковь, но, в известном смысле, и сам народ»(2).Ещё больший шок у людей произошёл, когда все эти нововведения Никона были одобренысобором русской церкви с участием восточных патриархов и царём. Распоряжения Никонапоказывали русскому православному обществу, что оно доселе не умело ни молиться,ни писать икон, и что духовенство не умело совершать богослужений как следует.
4.1 Двуперстие
Предав анафеме двуперстиеи другие обряды, признанные Стогловым собором 1551 года, торжественно объявили,что «отцы этого собора мудрствовали невежеством своим безрассудно». Таким образом,русская иерархия 17 века предала полному осуждению русскую церковную старину. Всеновшества Никона не имели ничего общего с древним православием, как это показанона сегодняшний день во всех академических работах, включая работы, что особенноценно, и самих православных ученых. «До сих пор все молились, крестясь при этомдвумя перстами. Так знаменовались (крестились) великие русские святители СергийРадонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий… Кроме того, вопрос о сложении перстовбыл однозначно решён Стогловым собором, который за сто лет до Никона определил:«Ибо кто не знаменуется двумя перстами яко же и Христос, да есть проклятие». «Исследованияпоказывают, что именно двуперстие было характерным для православной Византии к моментукрещения Руси. Затем греки стали креститься тремя перстами, а в России осталисьверны греческой старине. Другой профессор, преподаватель духовной академии Н.Ф.Каптерев пишет: «Научно-историческими исследованиями твёрдо установлено, что старыйрусский обряд есть действительно старый греческий православный обряд, по сравнениюс тем новым греческим обрядом, который был утверждён собором в 1667 году. Достаточновзглянуть на знаменитые иконы или их репродукции, чтобы убедиться, что именно двуперстиебыло древнейшим способом благословения, от которого как раз и отказался Никон.
v икона Вседержителя в церкви Евстафия Плакидыблиз Ивера, 17в.;
v Чудотворный образ Божьей Матери «Шуйской-Смоленской»в Шуе 17 в.;
v образ Богоматери в г.Владимире-Волынском16 века;
v изображение преподобного Сергия Радонежскогос оклада Евангелия, 1392 года;
v «Петровская» икона Божьей матери 14в.В ризнице св. Троице-Сергиевой лавры;
v икону Спаса 12 века в Охриде;
v мозаичная икона Христа 11 века в храмесв. Марка, Венеция;
v икона Божьей матери Корсунской 10 века;
v икона Смоленской Божьей матери;
v бронзовая статуя апостола Петра в Риме3 века;
v фрески катакомб Гермеса, Маркелины и Петра3 века;
v изображения на большом Латеранском саркофаге4 века; Миланском диптихе 4 века;
v Фрески сошествия Святого Духа в знаменитомхраме св. Софии также показывают, что православие с древнейших времён на протяжениистолетий знало только двуперстие. Кстати, была изменена и форма креста, венчающегособоры и имевшего форму восьмиконечного. Здесь специально так подробно приведёнсписок этих произведений искусства, чтобы желающий мог воочию увидеть искаженияправославия вследствие никоновской реформы.
4.2 Обряд причастия
Реформа Никона превратилацерковь в государственный институт по идеологическому управлению воли человека,к чему способствует и антибиблейское учение об исповеди перед священником. Помимополуобожествления царской власти реформа закрепила право церкви использовать казни,пытки, другие зверства для борьбы с инакомыслием. Ужаснее всего было то, что онапыталась построить её якобы на советах Библии и совете самого Христа! Сам КроткийГосподь, пострадавший на кресте представляется палачом. Всё это безумие предрёкСам Спаситель: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающийвас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоанна,16:2). Такое догматическое верованиео Христе как о палаче и благодати Божьей как о новозаветном средстве беспощадномучить и убивать людей привело, вполне естественно, к превращению и таинств церковныхв орудие полицейского сыска, пыток, казни и душеосквернения.
В апреле 1722 последоваловысочайшее повеление, где требовалось, чтобы священники доносили о тайнах исповеди.Так священники стали сыщиками и доносчиками, а исповедь средством сыска. По требованиюсинодского регламента священник, выпытавший у кающегося его грехи, за которые ондолжен быть арестован и сам должен ехать с ним в «Тайную канцелярию» или в ПетровскоеГПУ. Чтобы избавиться от такого ужасного причастия, люди выдумывали на себя самыебольшие грехи, за которые церковь отлучает от причащения на десятки лет. Но этоне помогало, ибо приказано было таковых причащать. Старообрядцев сотнями ловили,загоняли в крепости и тюрьмы, связывали и насильно причащали. Было изобретено особоеорудие открывать рот таким причастникам. Таким образом, современная государственнаяцерковь не может именоваться религией отцов. Если этих отцов пытали за верностьдревнему православию.
4.3 Крещение
Третье нововведение Никонав корне противоречащее Библии состояло в узаконивании так называемого обливательногокрещения, т.е. крещения ни путём полного водного погружения, а путём обливания человека.
Эти почти все новведения соответствовалиучению папства: будь то о непогрешимости церковной власти, полуобожествления правителя,обливательного крещения, права церкви использовать пытки и казни, форма креста инекоторые элементы богослужения. Примечательно то, что когда Никон выполнил «свою»задачу по расколу церкви, то паписты были первыми, кто участвовал в суде над ним.
Итак, утверждение современногоправославия о том, что оно исповедует религию отцов (тясячелетнее православие) несоответствует исторической действительности. Религией отцов мы можем назвать толькоту, которая соответствует Слову, Учению и Закону нашего Небесного Отца.
Дополнение
/>
Преподобный Серафим Саровский
/>
Ікона волинської богоматері Икона Смоленской Богоматери
Список использованной литературы
1.Опарин А.А. Белые одежды.Археологическое исследование книги Захарии: Монография. — Х.: Факт, 2006.-192с.
2.Татищев В. История Российская. В 3т. М.: АСТ, 2003.
3.Гальковский Н.М. Борьбахристианства с остатками язычества в Древней Руси. Х., 1916.
4.Рыбаков Б.А. Язычество древнихславян. М.: Рус. слово,1997.
5.Ключевский В.О. Собрание сочинений.В9т. М.: Мысль, 1988.
6.Зазыкин М.В. Патриарх Никон и егогосударственные и канонические идеи. Варшава, 1934.