План
Введение
1. Эстетика Е.Г.Яковлева
2. Луиджи Джуссани и его «Религиозное чувство»
3. Теософия и Анни Безант
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Принимая за исходнуюточку зрения о том, что культура — это все, что создано человеком, его «втораяприрода», мы должны определить для себя является ли религия элементомкультуры, или она, как утверждают теологи, результат «богооткровения»?Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозныхинститутов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческойдеятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феноменкультуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах,что и определяет многообразие религий.
Религия возникает вистории человечества вместе с осознанием человеком самого себя ипротивопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновениерелигиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы,которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластноеему начало, которое требует поклонения.
Таким образом объясняютвозникновение политеистических религиозных систем, в которых множество боговолицетворяют разные природные стихии, например, Бог Грома и Молнии принималсяза Верховное божество и древними грекам (Зевс), и римлянами (Юпитер), идревними славянами (Перун). Долгое время считалось, что религия — плодневежественности первобытного человека, не знавшего законов природы ииспытывавшего страх перед неведомым, а, следовательно, она должна исчезнуть сразвитием научных представлений о мире, на этом строилась материалистическаякритика религии, идущая от французских материалистов (Дидро, Руссо) иЛ.Фейербаха, и широко развернутая в марксистской философии.
Но она не исчезла споявлением и возрастанием научного знания. Что продолжает и в наши днипорождать религиозную веру? Какое место религия занимает в системе культуры? Икак она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием: онипротиворечат или дополняют друг друга? Вот, пожалуй, самый интересный вопросдля современного человека, который воспитывался на резком противопоставленииодного и другого.
В рефераты использованыработы таких философов, как А.Безант, Л.Джуссани и Е.Г.Яковлев.
1. ЭстетикаЕ.Г.Яковлева
Книга Е.Г.Яковлева, сложилась из написанных десятилетияназад сочинений: «Эстетика: система категорий», «Художник:личность и творчество», «Искусство и мировые религии». Каждое изних было своего рода вехой. Можно только радоваться тому, что они теперьпереработаны и объединены под одной обложкой. Но этот факт почему-то скрыт, какбудто три раздела книги — это написанный по единому замыслу учебник. Неизбежныев таких случаях «повторения, уточнения и конкретизация предложенныхидей» объясняются не преемственностью курсов, а единством концепции (с.5).Сама же концепция состоит в понимании эстетического как совершенного в своемроде, как полноты проявления бытия природной, социальной или духовнойреальности (с. 113), в чем Е.Г.Яковлев опирается прежде всего на«Теоретическую эстетику» А.Баумгартена и «Историю античнойэстетики» А.Лосева (с. 34-36). Но последовательно она проведена только впервом курсе, а в двух других оказалась как-то за кадром.
В книге нет драматизмаволнующих душу загадок, нет дешевого пафоса, как нет и растерянности передменяющимся миром. Это кропотливо собранные идеи и факты, расставленные напротяжении повествования подобно шахматным фигурам. Читателю предлагаетсясамому привести их в движение. Бесстрастная, «бережная» манераизложения едва ли кого-то поразит, но для автора это не столь важно.
Трактовка предметаэстетики помещена на 11 с. и никак не выделена. Книга начинается с обзораразличных определений истории эстетики, так что читателю на протяжении первыхчетырех страниц, переполненных цитатами, кажется, что он раскрыл книгу где-тона середине. Этот прием, часто используемый автором (сначала история вопроса — потом мнение автора), больше подходит для диссертационной работы, чем дляучебного пособия. Ссылки на Маркса, Энгельса и Ленина, иногда небесполезные(например, с. 56-57, 60, 97), в ряде случаев кажутся избыточной даньюофициальной идеологии прошлого (с. 39, 45, 78, 108, 126 и др.). Вообще обаллюзиях и цитатах: они так неожиданны и разношерстны, что то и дело выбиваютчитателя из седла. Отступления так пространны, что нить повествования тотеряется, то идет волнами (особенно это чувствуется во второй части).
Категории эстетикиЕ.Г.Яковлев подразделяет на три класса. Одни отражают объективные состояния(прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое), в которых Яковлев видитбытие абсолютной истины, не зависящей «ни от субъекта, ни от человека, ниот человечества». Вторые отражают духовно-практическое освоение мира(эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство). Наконец, третьиотражают мир субъекта социально-духовной жизни, его творческую способность(искусство, художественный образ и творчество).
Каждая категорияпоследовательно рассматривается в онтологическом, феноменологическом (имеются ввиду объективные проявления), гносеологическом и социальном аспектах. При этомпервая группа как бы вынесена в мир платоновских идей, тогда как вторая и третьяболее социализированы. Единство категорий обеспечивается трансформациейпрекрасного в эстетический идеал и далее — в произведения искусства.
Своеобразие художникаЕ.Г.Яковлев видит в эмоциональном отражении мира и в его способности ксопряжению иррационального и рационального в духовном (идее). Курс«Художник: личность и творчество» более фрагментарен по сравнению сдвумя другими, но наиболее интересен по собранному материалу: темы воображения,художественного времени, мифа, книги и компьютера, картины и видеоклипа, игрыделают книгу современной, хотя и намечены как-то пунктиром, не объединены всистему.
Наконец, часть,озаглавленная «Искусство и мировые религии». Рассмотрены основныеособенности отношения к искусству в трех мировых религиях (буддизме, исламе ихристианстве). Хорошее знание искусствоведческой литературы и любопытные аналогии(например, поток сознания в раннем буддизме и барочный принцип non-finito)делают изложение материала одновременно глубоким и занимательным. Для автораличные впечатления «играют не меньшее значение для проникновение в сутьпроблемы, нежели рассудочное рефлексирование и рационалистический анализ»(с. 292). С точки зрения Е.Г.Яковлева, в религиозном искусстве нарушаетсядиалектическое взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания,в результате чего объект не познается, а смутно предощущается.
2. Луиджи Джуссани иего «Религиозное чувство»
Основатель «Comunionee Liberazione» (церковное движение «Общность и освобождение»)Монсеньор Луиджи Джуссани обратился с призывом к участникам движения ежедневночитать молитвy Святого Розария в интенции прекращения кровопролития. «Всяпланета в это время с тревогой смотрит на землю Авраама, осознавая, чтопроисходящее там касается судьбы каждого из нас, – сказано в письме монсеньораДжуссани. – Казалось, что мир был уже достигнут, но теракты заставилиусомниться в этом. Палестинский народ переживает две трагедии:трагедию войны и трагедию лидеров, которые настолько презирают жизнь, чтопоощряют самоубийство молодых людей ради уничтожения других. У израильскогонарода есть свои основания, которые исходят из нравственной и физическойнеобходимости выживания, но которые, однако, должны вести к поиску взаимногоуважения. В эпицентре оказались христиане. Следуя за Папой ИоанномПавлом II, давайте в семьях и общинах молиться Богородице, ежедневно читаяСвятой Розарий, дабы Бог спас Святую Землю, а значит – и весь мир».
Есть лишь триосновных ответа на вопрос о смысле бытия.
Первый —сводится к скепсис, к отказу от возможности разгадать загадку жизни,постичь Истину.
Второй —утверждает, что бытие это слепой, абсурдный, по сути дела, бессмысленныйпроцесс.
Третий ответдает религия. Она утверждает реальность непреходящего смысла жизни, связываячеловека и мир с высшим Началом.
Цель Л.Джуссани — раскрыть сущность третьего ответа, ответа религии. Однако сначала онтщательно и всесторонне анализирует две первых установки: скептическую иматериалистическую.
Людям,склонным лишь скользить по поверхности текста, привыкшим к «легкой»литературе или к звучному набору священных слов, я не советовал бы браться заэту книгу. Автор ее — строгий и требовательный собеседник. Чтобы его понятьнужно терпеливо, без поспешности, внимательно следить за ходом его мысли. Ниодно звено в ее цепи не должно быть упущено.
Медленно ибережно ведет он нас по ступеням к преддверию Храма и лишь в конце переступаетего порог. Ведет, вооружившись рациональным методом. Призывает не отрекаться отразума — великого дара Божия, — а употребить все его силы для приближения кпоследней Реальности.
Быть может,некоторых озадачит или даже отпугнет его аналитический подход, скрупулезныйразбор всех оттенков вопроса. Однако в этом Л. Джуссани лишь следует заветуПаскаля, призывавшего правильно мыслить. Будучи католиком, автор глубоко усвоилумственную дисциплину, столь характерную для традиции, идущей от Фомы Аквината.А нам, православным, не следует забывать, что богословский интеллектуализмАквината коренится не только в Аристотеле, но и в учении преподобного ИоаннаДамаскина.
При всем том «Религиозноечувство» — не сухой отвлеченный трактат. Автор его делится с читателямисвоими воспоминаниями, своим жизненным опытом преподавателя и пастыря. Нередкоон обращается к актуальным событиям, к поэзии, искусству, к переживаниям самыхразличных людей. Это делает его философский поиск живым и конкретным.
Дорога кХраму у Л. Джуссани — это путь одинокого странника. Когда же странник вступаетпод священные своды, его одиночество кончается. Автор показывает, чторелигиозная жизнь выходит за пределы индивидуального опыта и требует Общины, внедрах которой совершается встреча с Богом, встреча со Христом. Но еще разнапомню, что эта книга только пролог, преддверие Храма. О самой сущности веры,веры христианской. Джуссани говорит в своем другом труде: «У истоковхристианства как вызова» (русский перевод: Милан, 1988).
Одна из самыхпривлекательных черт Л.Джуссани — искренность, интеллектуальная честность,своего рода прозрачность. Он уважает читателя-собеседника, доверительно впускаетего в лабораторию своих идей. Делает соучастником напряженной и в то же времярадостной и прекрасной работы мысли, — мысли, взыскующей Духа.
Приведунебольшой фрагмент из труда философа:
«Нашаприрода — это потребность в истине и завершенности, то есть в счастье. Любоеустремление человека, чтобы он не делал, продиктовано этой крайнейнеобходимостью, которая его образует. Но, достигнув крайних пределовсобственного жизненного опыта, она еще не находит того, что она искала; упоследней границы ее территории жизни эта крайняя необходимость еще ничего ненашла. И видимая стена смерти легко подтверждает справедливость этого замечания».
В Российскомгосударственном гуманитарном университете 1 марта 2001г. прошла презентациякниги Луиджи Джуссани «Религиозное чувство». Ее представили академикСергей Аверинцев, ректор РГГУ Юрий Афанасьев, поэт Ольга Седакова и профессорМиланского университета Джанкарло Чезана.
Чтобы лучше понятьсодержание, воспитательную цель и способ изложения книги «Религиозноечувство», необходимо хотя бы немного знать о личности ее автора — священника Луиджи Джуссани. Он родился в Италии в городе Дезио в 1922 г.Церковное движение «Comunione e Liberazione» («Общность иосвобождение»), основанное Джуссани, восходит к началу 50-х годов, когда молодойпреподаватель теологического факультета Миланского университета решает оставитьакадемические богословские занятия, чтобы полностью посвятить себя студентам.Во второй половине 50-х годов это движение состояло в основном из миланскихстаршеклассников. Сейчас оно охватывает более пятидесяти стран и продолжаетраспространяться. Не формальный стратегический план, а живое слово, встречи иобщение людей позволили движению стать в столь короткие сроки массовым.
В речи, посвященной еготридцатилетию, в 1984 г. Папа Иоанн Павел II напутствовал движение «идтипо всему миру». Одновременно со своим географическим распространениемдвижение обретало и внутреннюю зрелость. Его члены активно участвуют вкультурной, социальной жизни и в делах милосердия. Луиджи Джуссани всегдазаботился о том, чтобы движение не превратилось в нечто формальное. Им написаномножество статей, ставших во многом ориентирами для дальнейшей жизни идеятельности «Comunione e Liberazione». Эти тексты не были написаны втиши кабинета как философские или теологические исследования. Они отразилидействительный церковный опыт, который, с одной стороны, старается вжиться вистинную католическую традицию, а с другой — ответить на вызовы современнойкультурной и социальной жизни.
Книга родилась из конспектовстаршеклассников миланских школ, которым священник старался представитьхристианскую весть в терминах, понятных молодежи, все более секуляризующейся,колеблющейся между отказом от христианства и его формальным приятием. Сила идеиэтой книги состоит в том, что христианская весть, или лучше сказать, личностьХриста — это адекватный ответ на ту жажду истины и справедливости, счастья илюбви, которая характеризует «сердце» (понимаемое как пробуждающаясявнутри человека устремленность к реальности, к воплощению в ней идеальногообраза) человека всех времен.
С этой точки зрения книгаописывает как бы только первый шаг того пути, о котором рассказывается в двухдругих книгах, где речь идет о пришествии Христа («У истоков христианскоговызова»), и о том, как оно остается в истории через Его Тело («Зачемсуществует Церковь?»).
«Религиозноечувство» включает в себя три фундаментальные методологические предпосылки(важные не только для этого первого шага «пути», но и дляпоследующих): реализм (то есть превосходство реальности над предвзятымимнениями и идеями), разумность (утверждение способности человеческого разума косознанию реальности в совокупности всех ее факторов, включая потребность всмысле), нравственность процесса познания, роль чувства в рациональномвосприятии.
После рассмотрения«природы» религиозного чувства человека, которая по своей сутиявляется потребностью в истине и счастье, Луиджи Джуссани анализирует основныеслучаи его умаления. Затем автор переходит к анализу того, каким образомвопросы, присущие религиозному чувству (В чем смысл жизни? Кто я? Откуда япришел и куда иду?), пробуждаются в человеке. Он описывает явления реальности,как «знаки», которые отсылают нас к иному, к неведомому, к истоку.Автор доказывает необходимость свободы внутри этой реальности и необходимостьее воспитания.
Последние главы посвященыискушению идолопоклонством, которому всегда подвержено религиозное чувство, атакже необходимости откровения, в котором объект религиозного чувства, Тайна,открывается человеку через благодать. Эта последняя часть подводит нас кследующему шагу (описанному уже в другой книге): там речь пойдет обисторическом осуществлении откровения в личности Иисуса Христа, Тайне, ставшейЧеловеком.
3. Теософия и АнниБезант
Теософия – дословно богопознание– понятие, отождествленное иногда с теологией или с некоторымивневероисповедными формами мистики, представители которой непосредственныйвнутренний опыт человека, мистическую интуицию как способы постижениябожества предпочитают авторитету официальных церковных догм.
Анни Безант — ученицаосновательницы Всемирного Теософического Общества Е.П.Блаватской, родилась вАнглии 1 октября 1847г. Пройдя через увлечение материализмом и социализмом,Анни Безант меняет свои убеждения, и после встречи с Е.П.Блаватской, находитсебя в Теософии. С 1907 года она становится Президентом Теософского Общества. Вэтой должности она пробудет бессменно 26 лет, вплоть до своего ухода из жизни20 сентября 1933г. Перу А.Безант принадлежит целый ряд трудов по теософии, средикоторых: «Древняя мудрость», «Братство религий»,«Эзотерическое христианство», «В преддверии храма»,«Введение в йогу».
А теперь обратимсянепосредственно к лекциям Анни Безант.
Мы стараемся вникнуть вэти великие тайны жизни, тайны Я, составляющие единственный предмет,действительно достойный глубокого размышления человека. Всё прочее мимолётно,всё прочее преходяще, всё прочее — лишь игрушка на время. Известность и власть,богатство и наука — всё, принадлежащее этому низшему миру, — ничто перед величиемВечного Я во вселенной и человеке, единого во всех его множественныхпроявлениях, удивительного и прекрасного во всякой развиваемой им форме. И извсех проявлений Высшего в этом году мы решились заняться изучением святейшегоиз святейших, теми проявлениями Бога в мире, в которых он демонстрируетбожественность, приходя на помощь созданному им миру. В этой форме, котораяподобно тонкой плёнке, лишь едва скрывает божественность от наших глаз, онсияет в самой своей сути. Как же мы тогда отважимся подойти к изучению этого,как не с глубочайшим почтением и величайшей скромностью! Ведь если даже дляизучения самих трудов его требуется терпение, почтение и скромность сердца, точто же понадобится для изучения того, кого они открывают нам его лишь частично,для понимания, что же подразумевается под аватарой, каковы смысл и назначениетакого откровения?
Всех религиях мирасуществует вера в подобные проявления, и что древнее высказывание о том, чтоистина подобна пробе на серебре, показывающей чистоту металла, верно и здесь.Во что бы ни верили всегда и повсеместно, это является реальностью. Религииспорят о многих деталях, но где человеческое сердце и голос единогласны, там —проба истины, знак духовной реальности. В этом вопросе, однако, мы встречаемсяс серьёзным затруднением — и вы, как слушатели, и я, как оратор. В наши временаво всякой религии истина содержится не в полной своей мере, и один лишьинтеллект не может схватить множественные аспекты единой истины. Потому у насвозникают одна школа за другой, одна философия за другой, и каждая из нихуказывает какой-то аспект истины, игнорируя, или даже отвергая все остальные,столь же верные. И это не всё — от века к веку, от тысячелетия к тысячелетиюзнание затухает, духовные озарения становятся всё реже, и повторяющие всёбольше превосходят в численности знающих. Говорящие с ясным видением о духовнойистине теряются среди толп, которые держатся лишь традиций, происхождениякоторых не могут понять. Если говорить знакомыми словами, то священник и пророкв последнее время вошли в конфликт с друг другом.
Священник несёттрадиции древности, очень часто уже утеряв то знание, что сделало их реальными.Пророк, время от времени приходящий с горячим, как огонь, божественным словом,изрекает древние истины и озаряет традицию. Но те, кто цепляется за слова,обычно бывают ослеплены светом этого огня и называют того, кто высказываетутерянные ими истины, еретиком. Потому в одной религии за другой, как толькопоявляется какой-нибудь великий учитель, возникает противостояние, ропот,отрицание, поскольку высказанная им истина слишком мощна, чтобы её можно былоограничить до понимания полуослеплённых людей. И в таком предмете, какой мысобираемся рассмотреть сегодня, уже наездилась некая привычная колея, покоторой следует человеческий ум, и я знаю, что при изложении оккультной истинымне местами придётся войти в столкновение с теми подробностями предания,которые скорее повторяются наизусть, чем понимаются, в отрыве от лежащей заними истины. Потому прошу простить меня, братья мои, если говоря об этойвеликой теме, мне придётся идти поперёк разграничительных линий, разделяющихразличные школы индусской мысли. Я не могу и не решаюсь сузить ту правду,которую узнала, чтобы подогнать её под ограничения, взращённые вековымневежеством, или заставить духовную истину соответствовать пустым традициям,сохранившимся в религиях мира.
Заключение
Дилемма знания и веры,науки и религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. Ивновь, как это не раз бывало на изломах истории, в переплётах судеб, человекстремится обрести свой путь к Истине. Но похоже, что на этом пути вопросов унас значительно больше, чем ответов.
Кризис природы, общества,личности, перед лицом которого мы оказались, несмотря на многочисленныепредупреждения наиболее глубоко мыслящих представителей человечества, поставил подсомнение ряд пропагандируемых в нашем столетии ценностей как внутрисамой науки, так и в иных воздействующих на ней сферах общественного сознания.Как выяснилось, сама по себе наука ещё не является панацеей от всех бед, а еёрекомендации нуждаются в дополнительной этической и эстетической корректировке.Утрата природного чувства гармонии по отношению к миру и к самому себе грозитчеловечеству неминуемой катастрофой. Созданная и долгое время обожествляемая имтехногенная цивилизация фетишизирует искусственную среду обитания, а кестественной обращается лишь затем, чтобы нарастить свою собственную мощь исилу. Результаты всего этого видны сегодня, как говорится, «невооружённымглазом».
Внезапно прозревшие, мыначинаем сознавать, что теоретическая схематизация и логическое упрощениедействительности крадут у неё красоту. Утратив некогда живое чувствослаженности, ритмичности и тайны бытия, человек лишил его глубинного смысла икак бы законсервировал в своём сознании. Сделав насилие над природой едва ли неединственным средством достижения своего материального благополучия, человек исам всё более погружается в небытие. Не способный к взлёту высокой духовности,он утрачивает жизненную перспективу и теряет будущее. Он живёт в сожалении опрошлом и в мечтах о земном рае, но не понимает и не воспринимает настоящего.Не пора ли нам воскресить в себе то природное, первобытное отношение к природе,когда мир воспринимался во всей первозданной чистоте, в каждом мгновении какмощный, но и ранимый, опасный, но и спасающий, живой и чувствительный организм.
Вывод, к которому мыподошли заключается в следующем. С помощью религиозной символики полученныйчеловечеством опыт встраивается в глубинные мировоззренческие пласты, формируярелигиозное мировоззрение в его целостности и всеохватности. Как и искусство,религия может быть понята как символическая модель мира, обобщающая и поопределённым принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе икосмосу, к самому себе и всему человечеству.
Как остроумно заметилН.Бор, «человечество сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть,второе — что Бога нет». И, возможно, не столь важно, какой из этих точекзрения придерживается каждый из нас в своём самоопределении в мире, а важнонайти свою дорогу в жизни, которая приведет нас и к глубокому пониманию мира, ик высокой духовности. Думаю, в этом стремлении нет противоречия.
Список использованнойлитературы1. Луиджи Джуссани. Религиозное чувство. — М.: «ХристианскаяРоссия», 20002. Независимая газета от 14.03.20013. Философский словарь под редакцией И.Т.Фролова. М., 19864. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. М.: Гардарика, 1999