Реферат по предмету "Религия и мифология"


Реинкарнация в мировых религиях

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение.
Средняяобщеобразовательная школа № 30
г. Тольятти
Творческаяработа на тему:«Реинкарнация в мировыхрелигиях»     
Руководительпроекта: Каргаева Е.Н.
Выполнялаученица 9 А класса:
БережнаяВиолетта
г. Тольятти2009г.

Почему я выбрала этутему?
 
Со временем, многих людейначинает мучить вопрос:
«Что-же ждёт нас послесмерти?»
Закончится ли жизнь состановкой сердца, или-же наша душа может продолжить своё существование дальше?Существует ли на самом деле реинкарнация, или так называемое «переселениедуш»?!
Многие люди видят в этомсущественную проблему, т.к. многих пугает неизвестность.
Возможно, этот проектразвеет многие мифы и догадки, связанные с реинкарнацией.

ВВЕДЕНИЕ
 
               Что мыможем знать о смерти, когда мы не знаем о жизни?
               — “Вратамолитвы”
Что такое жизнь? Ребенок,родившись, может видеть жизнь, слышать ее звуки, ощущать тепло. Иногдановорожденный просыпается сразу, как только покинет утробу матери, иногдарождается спящим. Затем ребенок вырастает и, прожив жизнь, умирает. Куда уходитего жизненная сила? Что означает это короткое пребывание на Земле? Все живыесущества рождаются и умирают. Большинству из нас так ничего и не удается узнатьо жизни и смерти.Поскольку множество ответов на вопросы о жизни окутано религиозными ифилософскими тайнами, лишь немногие люди могут найти время, чтобы глубоко в нихразобраться. Мы рождаемся в невежестве, нас воспитывают родители, которые сами,за редким исключением, приходят в замешательство, когда речь заходит о смыслежизни, и большинство людей уходит из жизни таким же образом — в невежестве.Неужели у нас нет выбора? На протяжении веков неожиданно много разумных, нефанатичных мыслителей верили в то, что он есть.
Логика реинкарнации
В различных историческихтрадициях теория реинкарнации основывается на том, что жизнь — это всего лишьодин кадр в киноленте времени и что тело, в котором мы находимся сейчас,является не первым, а всего лишь очередным. Сторонники реинкарнации говорят,что “тип и марка” нашего тела как некоего средства передвижения соответствуетрезультатам деятельности, которой мы занимались на протяжении всего путипредыдущих жизней, и что деятельность в настоящей жизни отразится на состояниитела, которое мы получим при следующем рождении. Принцип, согласно которомутекущие события влияют на будущие жизни, на санскрите называется кармой, иименно он определяет логику реинкарнации: закон кармы гласит, что за каждымдействием следует ответное противодействие, совсем как по Третьему законуНьютона. Реинкарнацию можно рассматривать как пожинание плодов своей предыдущейдеятельности: делаешь добро — получаешь хорошее тело, делаешь зло — получаешьплохое тело. Так же, как при покупке нового автомобиля, желание новых “типа имарки” тела основывается в значительной степени на стремлении обрести новыеспособности. В ответ на наши желания и в соответствии с нашим поведением внастоящей жизни материальная природа готовит для нас следующее тело. И если мытого заслужили, нам могут предложить лучшую “модель” с усовершенствованнымихарактеристиками. Физическое состояние нашего средства передвижения отражаетсяв банке кармических счетов. У этого принципа есть библейский эквивалент: “Чтопосеешь, то и пожнешь”. Платон перефразировал его в “Республике” (617): “Бог безупречен:человек сам выбирает свою судьбу, совершая хорошие или плохие поступки”. Нонаша карма не является нашей судьбой. Несмотря на ошибки, допущенные в этой илипрошлых жизнях, мы можем взяться за то, что отложили на потом и начатьоплачивать долги, или «уравновешивать» нашу карму. По своейбесконечной любви и милосердию Бог дает нам возможность учиться на ошибках. Вотпочему Он дает нам более чем одну жизнь. Уравновешивание кармы не обязательнодолжно быть утомительным, болезненным процессом. Это может стать радостнымпереживанием, если вы знаете, как это делать.
Логика реинкарнациидиктует следующее: если мы ведем себя как животные в этой жизни, то в следующейможем получить тело животного. Кто-то спросит: “Кто же захочет быть животным?”Но наши поступки зачастую изобличают наши истинные желания, а определенныедействия — удовлетворение различных необузданных влечений — легчеосуществляются в более крепком теле животного. Каждое тело наделено особойчувственной силой. Человеческое тело уступает телу газели в скорости, телутигра — в мощности пищеварительной системы. Реинкарнация дает нам то, что мы вдействительности хотим получить, чего мы добиваемся своими поступками. Иногдачеловеческое тело просто не позволяет нам испытывать чувства, которые необходимыдля удовлетворения наших желаний.
Мы можем сомневаться, что“человеческая душа” вообще способна вселяться в тело животного. И обладают лиживотные душами? Каждый, кто заглядывал в глаза кошке или собаке, знает ответна этот вопрос. Биолог Эдвард Сайке красноречиво подтверждает эту мысль:
Мы наделены эмоциями,волей и интеллектом, но эти способности исходят уже не от тела, а от чего-тоболее тонкого — будь, то разум или душа… Нам известно, что животные такжепроявляют эмоции, разум и определенные собственные индивидуальные особенности.Согласно этим признакам, как люди, так и животные обладают телом и душой. Делов том, что для того, кто верит в существование человеческой души, нет никакихоснований — ни с позиции очевидных фактов, ни с позиции логики — отрицать, чтоу животных также есть душа. Если кто-то будет отрицать, что у животного естьдуша, тогда ему придется доказывать, что таковой обладает человек...
Определение
Слово “реинкарнация”появилось в английском языке в середине XIX столетия. Оно состоит из пятилатинских слов: re- = “снова”; in = “внутрь”; carn = “плоть”; ate = “причинять,или становиться”; и ion = “процесс”. Поэтому реинкарнация дословно означает “процесспопадания снова в плоть”.
Слово трансмиграция,которое часто используется как синоним реинкарнации, намного старше, оно такжепришло из латыни: trans- = “через”; migr- = “ходить, или двигаться”; -ation =“процесс обусловленности или становления”. Трансмиграция — это “процессдвижения насквозь, от одного к другому”. Этот термин употребляется так же, каки реинкарнация, для обозначения процесса переселения души из одного тела вдругое. Не следует путать реинкарнацию с воскресением из мертвых, котороеопределяется несколько иначе. Если реинкарнация подразумевает жизненную силу(душу), оставляющую тело, то воскресение относится к религиозному верованию вто, что однажды мы снова оживем в том же теле, оставаясь той же личностью, стеми же семейными связями, которые мы имели во время пребывания на Земле.
Что подвергается реинкарнации?
Может ли кто-либодоказать, что мы — духовные сущности, что мы — вечные души, временнопребывающие в материальном теле? Дж. Пол Вильяме из колледжа Холиоук задаетсявопросом:
Тот факт, что у нас нетнепосредственного знания о душе, которая не существует вне тела… не долженприводить нас к заключению, что [души] не существует вообще. Типичная реакцияматериалистов на такого рода заявления сводится к их призыву придерживатьсядостоверных фактов. Но сам ученый-материалист, безусловно, не ограничиваетсятолько результатами непосредственного опыта… Неужели кто-то когда-то смогпочувствовать атом или электрон? Вся концепция строения атома являетсяумозрительной; ее принимают, потому что она согласуется с представлением осоединении элементов, потому что она дает объяснение специфическим меткам,которые в определенных условиях появляются на фотопластинках… Пусть никто недумает, что достиг совершенной способности мыслить, если он признает основаннуюна умозаключениях логику в физике, но отрицает ее в теологии.
В конечном счете, во чтобы мы ни верили, что-то отделяет живые существа от неживой материи. В жизничто-то присутствует, чего нет в смерти. Во время смерти физические и химическиекомпоненты тела остаются на месте: сердце, мозг, скелет и все химические вещества,присутствующие в живом теле; но что-то еще, другое, что-то “нефизическое”покидает его. Как бы вы ни предпочитали ее называть, именно эта нефизическаяжизненная сила отличает живое тело от инертной химической оболочки. Что мызнаем об этой уникальной составляющей, которая заполняет собой тело?
Признак души
Сознание — наиболеефундаментальная часть человеческого существа, нет ничего более сокровенного илиболее непосредственного. Непосредственный опыт, умозаключения, логика,религиозное верование и эмпирические наблюдения — всё сходится на том, чтовнутри тела существует некая энергия сознания. Эта энергия сознания являетсятем, кто обдумывает мысли и испытывает чувства. Тело — это инструмент; асознательная энергия — игрок на этом инструменте. Я являюсь мозгом или нервнойсистемой не больше, чем гитарист является гитарой, на которой он играет. Болеетого, если гитара поломается, то вовсе не обязательно, что вслед за ней выйдетиз строя и музыкант. Аналогично, если мое тело разрушается, мне не обязательноразрушаться вместе с ним.
Куда энергия уходит изтела во время смерти? С точки зрения физиологии, клетки нашего тела постоянноразрушаются и умирают, и приблизительно через семь лет клеточная структура телаполностью обновляется. В “Человеческом мозге” профессор Джон Пфайфер замечает,что “в нашем теле нет ни одной молекулы, которая оставалась бы неизменной втечение семи лет”. За семидесятилетний период жизни человек физиологически“умирает” и “возрождается” 10 раз; и хотя промежуточные “смерти” не подразумеваютреинкарнации как таковой, они предоставляют нам замечательную возможностьвзглянуть на свои прошлые “жизни”: младенчество, детство, юность и зрелость.Строго говоря, это не предыдущие жизни: имеющиеся факты свидетельствуют о том,что реинкарнация крайне редко позволяет сохранять воспоминания о предыдущихжизнях в новой жизни. Эти прежние физические “я” больше уже не существуют.Разные тела, одна и та же личность — вот простое упражнение для развитияспособности различать духовное и физическое “я”, видеть разницу между тем, чеммы себе кажемся, и тем, чем являемся на самом деле.
А что касается потерипамяти при переходе от одной жизни к другой, то в настоящее время имеетсядостаточное количество все прибывающих научных данных, убедительно объясняющихпричину забывчивости. Бенджамин Уокер в своей блестящей книге “Маски души” оченьубедительно пишет об этом:
Этому может бытьнесколько объяснений. Для начала стоит упомянуть об утрате переживания смерти,случившейся в предыдущем воплощении, которая изглаживает из памяти большуючасть воспоминаний того, что с нами происходило. В свою очередь, в новой жизни,когда ум опять готов к свежим переживаниям, травма рождения фактически стираетвсе, что было прежде. Не следует забывать, что тело — место расположения органовчувств и инструмент вовлечения нас в материальный мир — можно рассматривать икак помеху, и как помощника нашей способности вспоминать прошлое. Возможно,воспоминания о предыдущей жизни значительно усложнили бы наше современноесуществование. Они внесли бы путаницу, заставив нас в настоящей жизниодновременно столкнуться с проблемами нескольких и более жизней.… Крометого, утверждают, что воспоминания служат человеку помехой в испытаниях. Борьбадуши, продолжающаяся из жизни в жизнь, должна быть свободна от пагубноговлияния ее прошлого.
Реинкарнация изападная культура
Хотя идеи реинкарнацииобычно связывают с великими мыслителями Востока, это понятие имеет длинную,славную историю и в западной культуре. Известный историк Сирани Дер Нерсессян,говорит, что Аполлоний, знаменитый философ-пифагореец, живший до нашей эры,совершил путешествие из Эфеса в Индию и многие секреты брахманов, заимствовавих там, привез на Запад. Греческий историк Геродот (V в. до н. э.) полагал, чтоегиптяне были первыми приверженцами реинкарнации, но сами египтяне подлиннымисточником представлений о трансмиграции признавали Восток, в особенностиИндию.
На Западереинкарнационистские идеи восходят к VI веку до н. э., приблизительно ковременам Орфея и немного позднее, Пифагора. Сократ, о котором мы знаем посочинениям его ученика Платона (III в. до н. э.), трактует значение слова“душа”, ссылаясь на орфических поэтов. Они рассматривали тело как темницу длядуши, отбывающей тюремное заключение в материальном мире. Орфизм развился воккультное течение и получил известность благодаря связи с популярным богомДионисом (еще одно имя, неразрывно связанное с реинкарнационистским мышлением).
Имя Пифагора также тесносвязано с ранним учением о реинкарнации. В “Метаморфозах” Овидия приводитсяречь Пифагора, в которой он полностью поддерживает идею трансмиграции. СогласноДиогену Лаэртию (I в. н. э.), одному из известнейших биографов Пифагора,великий философ был первым, кто сказал: “Душа, попадая то в одно существо, то вдругое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью”.Кроме того, Диоген записал, что Пифагор заявлял, будто он способен воскрешать впамяти свои прошлые жизни. Ямблих, биограф IV века н. э., добавляет, чтоПифагор к тому же старался помочь и другим восстанавливать детали из их прежнихжизней.
Выдающийся греческийфилософ Платон, как и его учитель Сократ, бесспорно, были самыми ревностными иззападных сторонников учения о реинкарнации. Несомненный вес и значение“метемпсихоза на Западе, — свидетельствует “Британника” (11-е изд.), — обусловлено тем, что его принимал Платон”. Первое упоминание Платона ореинкарнации содержится в произведении “Мено”, где Сократ отчетливо излагает иподдерживает эту идею. Позднее идея реинкарнации нашла более полное развитие в“Федо”, где Сократ говорит, что душа невидима, ни с чем не смешивается, всегдаодна и та же и вечна; что душа бессмертна и не перестает существовать послесмерти. Сократ говорит, что в этой жизни существо на самом деле не узнаетновое, а, скорее, припоминает истины, известные из прошлых жизней.
Главный ученик Платона,Аристотель, тем не менее, не разделял энтузиазма своего учителя относительноидеи о реинкарнации. Не делали этого и более поздние школы стоицизма иэпикурейства, которые принижали значение этого учения. Сразу после жизни Иисусаранняя Римская империя явилась свидетельницей возрождения реинкарнационистскогомышления. Плутарх (46-120 гг. н. э.) так же убедительно излагал концепциютрансмиграции, как делал это Порфирий в III веке. Порфирий часто ссылался намитраистов как источник информации относительно реинкарнации. Этот факт, в своюочередь, позволяет ученым считать, что понятие реинкарнации было распространенов раннехристианских сектах.

Глава I ИНДУИЗМ
Точно так же, как душапереселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так в моментсмерти она переходит в другое тело.
«Бхагавад-гита», 2.13
В Индии, на древнейсвященной земле Кришны, Рамы, Будды и бесчисленных аватар (Божественныхвоплощений), реинкарнация воспринимается как реальность, очевидная и дляскромного дворника, метущего улицу, и для эрудированного пандита (ученого), идля праведного садху (святого праведника). Несмотря на то, что существуетопределенный контингент ученых, заявляющих, что понятие реинкарнации можнонайти лишь в индийской философской литературе позднего периода, а не вподлинных священных писаниях — Ведах, тем не менее, упоминание об этом явлениивстречается и в ранних ведических произведениях: «Тот, кто произвел ее на свет,не знает ее. От того, кто созерцает ее, она сокрыта. Она спрятана во чревесвоей матери. Рождаясь множество раз, она пришла в этот мир в страдании».Подобные упоминания буквально пронизывают «Аватара Веду», «Манусамхиту», «Упанишады»,«Вишну-пурану», «Бхагавата-пурану», «Махабхарату», «Рамаяну» и другиедревнейшие тексты Индии, входящие либо в изначальную санскритскую Веду, либоотносящиеся к числу ведических литературных произведений, которые считаютсядополнительными.
В приведенной вышевыдержке затрагивается действие закона кармы. Слово карма происходит отглагольного корня кри — «делать» или «действовать» — слова, выражающегопричинную связь. Карма имеет негативный аспект, известный как викарма, чтопримерно переводится как «плохая карма». «Плохая» в том смысле, что она связанас порочной или низменной деятельносьтью, которая приводит к последующемурождению в более низких видах жизни и, как отрицательный результат, привязываетдушу к миру рождения и смерти. Положительная же карма подразумеваетблаготворительную, милосердную деятельность, результатом которой являетсяжелаемая реакция — награда в виде материального благополучия, что такжепривязывает душу к материальному миру. Наконец, существует категория действий,получившая название акарма; она подразумевает духовную деятельность, невызывающую материальных реакций. Только акарма высвобождает нас из круговоротарождений и смертей, избавляет от любых реакций — положительных и отрицательных,привязывающих нас к этому миру двойственности; она дает душе возможностьвернуться к ее первоначальной природе.
Духовная деятельностьимеет благочестивое происхождение. Священные писания мировых религий в целомразделяют мнение о духовной деятельности, считая, что она возвышает человекакак над «хорошей», так и над «плохой» кармой.
В ведических текстахсодержатся положения, четко и со всей определенностью разграничивающие три видадеятельности: хорошую, плохую и трансцендентную.
Как учит индуизм, людейпобуждает к действию в основном их представление о том, что принесет имнаиболее скорую выгоду. Отсюда вытекают предпосылки к различному социальномуили антисоциальному поведению, которое приводит, с одной стороны, кудовольствию, связанному с жизнью «высокоразвитых» человеческих существ, сдругой — к страданию от повторных смертей и рождений в разнообразных телахнизших видов. Правила, регулирующие высокое или низкое рождение, занимают сотнитомов ведических и постведических текстов, но ученые усматривают в традицияхиндуизма три взгляда, определяющих отношение к смерти:

1. Раннее ведическоемировоззрение
 
Эта традиция утверждает,что глава семьи, занятый материалистической [то есть греховной] деятельностью,сразу после смерти попадает в царство Ямараджи — в низшие (адские) области,откуда спасти его могут только жертвоприношения пищи и воды, которые напротяжении нескольких поколений осуществляются его детьми и внуками. Проведя втаком состоянии определенное время, он «снова умирает» (возможно, речь идет онепрерывном движении души через промежуточные состояния к следующейинкарнации), проходит сквозь различные материальные элементы и, наконец,«подвергается рециклизации» по цепи питания, чтобы заново родиться в одном из 8400 000 типов тел, заполняющих вселенную.
 
2. Пураническоемировоззрение
 
К более раннемумировоззрению «Пураны» («древние истории») добавили представление обесчисленных райских и адских планетах, где умерших вознаграждают илинаказывают в зависимости от совершенных ими благих или греховных поступков. В«Пуранах» говорится, что душа скитается в этих тонких сферах бытия перед тем,как родиться в другом теле, в котором ей будет предоставлена возможностьдостичь самоосознания.
 
3. МировоззрениеСамсары
 
Это — наиболеесовершенное объяснение смерти в индуизме, являющееся кульминационным пунктомведической и пуранической концепций. Самсараучкт, что душа сразу после смертирождается в материальном мире заново и продолжает вращаться в круговороте рожденийи смертей до тех пор, пока полностью не очистит свое сознание отматериалистических желаний. После этого очистившаяся душа возвращается в духовноецарство — туда, откуда вышла и где изначально пребывали все души. Там душаобретает свою естественную, изначально присущую ей жизнь рядом с Богом.
Сложность темы инеобъятное количество подробностей, содержащихся в ведических текстах икомментариях к ним, ошеломляет. Сопутствующие представления, такие как утробнаяжизнь, описаны в них настолько исчерпывающе, что, судя по заключенному объемузнания, Веды по праву считаются самым авторитетным и полным источником сведенийотносительно природы реинкарнации.
«Бхагавата» открываетчитателю это знание только после длительной философской и теологическойподготовки. Руководствуясь приведенными выдержками из «Бхагаваты»,«Упанишадами» (108 священных книг, в которых приводится философский анализведического мышления) и «Бхагавад-гитой» (краткой квинтэссенцией знания), какученые, так и преданные Кришны представляют процесс освобождения, согласнодревнеиндийскому учению, как продвижение к просвещению, насчитывающее пятьосновных ступеней.
(1) Каждый из нас — живая душа в материальном теле. Ведические тексты пунктуально описывают душу, находившуюсявнутри тела: Душа имеет размер атома и лишь совершенный ум может постичь ее.Душа поддерживается пятью видами воздушных потоков (прана, апана, въяна,самана иудана), располагается внутри сердца и распространяет своевлияние по всему телу воплощенного живого существа. Таким образом, начиная смомента рождения, душа, заключенная в теле, ложно отождествляет себя с ним.
(2) Души вначалепадают, затем совершенствуются, проходя через тела различного вида. Душа в стремлении стать Господом всфере ее влияния покидает духовное царство, где верховным является Бог, иобретает ангельскую сущность в обители Брахмы, которая считается высшейнебесной планетой материального мира. Оттуда лишь немногие души могут вернутьсяв свое изначальное духовное состояние. Большинство же из-за безрассудныхстрастей, обусловленных телом, и зависти, порожденной жизнью в эгоцентричноммире, попадают в низшие формы жизни, на низшие планеты и последовательно проходятчерез каждую из 8 400 000 форм существования (существа, живущие в воде,растения, насекомые, рептилии, птицы, четвероногие звери и различные видычеловеческих существ). В конце концов, душа для дальнейшего развития получаетчеловеческие тела, которых насчитывается 400 000 видов (включая более и менеецивилизованные, благочестивые, жителей высших миров и так далее). По мере того,как душа, рождаясь вновь и вновь, получает человеческие тела, отличающиесяразличным уровнем сознания, она учится на собственных уроках и нарабатываетновую карму. Считается, что опыт этих бесчисленных воплощений пробуждает в душеинстинкт того, что жизнь без Господа отвратительна и что для того, чтобыпринять изначальное состояние, требуется вернуться в царство Бога, заняв положениеЕго слуги.
(3) Поступки, которыемы совершаем в этом теле, определяют наше следующее тело. Ведические тексты утверждают, чтотрансмиграция души из одного тела в другое не носит беспорядочного характера.Если в каком-то воплощении душа придерживается стиля жизни похотливого негодяя,то в следующем она, скорее всего, родится собакой или волком. Господьмилосерден, Он исполняет желания всех живых существ. Наше путешествие из одноготела в другое побуждается и способствуется нашими самыми утонченными желаниямии кармой.
(4) Следует знать, чтодве души пребывают в теле. В каждом теле пребывают две души: индивидуальная искра жизни (вы, я) иисточник всей жизни (Господь) в локализованной форме, называемой Сверхдушой. В«Бхагавад-гите» говорится: «В этом теле, кроме атома духовной души, есть ещедругой наслаждающийся — трансцендентальный, которым является Господь. [Этотнаслаждающийся] есть Верховный Владыка, Верховный Наблюдающий и Дозволяющий, иименуется Параматмой».
Очень важно различатьСверхдушу и атомарную душу, никогда не путая одну с другой: они всегдаиндивидуальны и состоят в любовных отношениях, которые превыше всех других.
(5) Душа можетизбежать последующих рождений и смертей, если культивирует осознание Бога. Сверхдуша — самый дорогой друг живогосущества, наблюдающий за ним, направляющий его и, наконец, посылающий емуистинного гуру, который сможет наставить его в хитросплетениях духовной жизни.Изучение священных писаний в обществе воодушевленных преданных под руководствомопытного наставника — вот основное положение Вед для духовного совершенствования.Под действием этого единственного устремления — трудиться ради Господа — ониизбавляются от последствий всей кармы и, по окончании жизни, не возвращаютсяснова в этот мир, а покидают его, чтобы быть вместе с Господом своего сердца.
 
Заключение
 
Из всей литературы,касающейся понятия реинкарнации, ведические тексты древней Индии являются,возможно, самыми полными и неподвластными действию времени.

Глава II БУДДИЗМ
В книгах определенноговорится, что жизнь кого бы то ни было
Есть результат егопредыдущей жизни;
Прошлые грехи приносятпечали и несчастья,
Былое благочестиепорождает блаженство.
— Будда, стих,передаваемый из поколения в поколение
Буддизм возник в Индии 2500 лет назад как оппонент класса фанатиков-священнослужителей (брахманизма),усматривавших в ведических текстах призыв к жертвоприношению животных. Поэтомупуть Будды (от санскритского будх — «просветленный») рассматривался какиноверческий, хотя с исходным вероисповеданием, индуизмом, имел много общего,включая собственно буддийскую трактовку явления реинкарнации.
К сожалению, вокругучения самого Будды о душе и реинкарнации разгорелись дискуссии и споры;существует даже мнение, что Будда вообще отрицал обоснованность этих понятий.Такая точка зрения, по крайней мере, в какой-то степени, характерна для особойразновидности буддизма, получившей название Теравада, — южноиндийскойфилософской школы, которая учит, что живое существо не обладает вечной душой(ана-анатман), следовательно, не существует и «я» для нового рождения.
Но даже самыеконсервативные буддисты школы Теравады признают, что «растворение»индивидуальности в момент смерти является не абсолютным концом жизни, а,скорее, началом новой фазы существования. Глубокие исследования, однако,позволили обнаружить высказывания Будды, в которых он недвусмысленно говорит освоем отношении к учению, отрицающему существование души:
О монахи, есть аскеты ибрахманы, которые несправедливо, всуе и лживо винят меня: «Этот отшельникГаутама проповедует разрушение, уничтожение и умерщвление живущих существ». Онисчитают меня, порицая, тем, кем я не являюсь, и осуждают за слова, которых я неговорю.
Ученый-буддолог ЭдвардКонзе пишет: «Состояние Будды — одно из высших совершенств, которого можнодостичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичьего, потребуется прикладывать колоссальные усилия на протяжении многих жизней».
Дальнейшие свидетельстваверы в реинкарнацию мы находим в «Сказаниях Джатаки» («Рассказах о рождении»),которые, согласно преданию, первоначально были рассказаны самим Буддой; это 547рассказов о прошлых воплощениях Просветленного. Эти повествования, часто валлегорической форме, описывают странствия Будды в различных телах ирассказывают, как человек может достичь Просветления, следуя изложенным в нихпринципам.
 
Северный буддизм
 
Северный буддизм втрадиции Махаяны, получил развитие в Тибете, Китае, Японии и Корее. Этатрадиция имеет значительно больше заимствований из изначального индийскогобуддизма, она гораздо в большей степени разделяет идею реинкарнации, которая сособенной очевидностью обнаруживается в религии Тибета, где учение о перевоплощениипродолжает занимать центральное место. Тибет называют Землей Бога Мудрости, илиВоплощений Мудрости. Только высших монахов называют ламами, во всех буддийскихобщинах их признают высокоразвитыми душами, которые инкарнируют вновь и вновь,чтобы помочь другим достичь просветления. Придерживаясь веры в реинкарнацию, вТибете дням рождения не придают значения, даже дням рождения Лам. И это потому,что день рождения рассматривается не как нечто уникальное, а как нечто, черезчто каждый из нас проходит миллионы раз.
 
Дзен-буддизм
 
По традиции учителя дзенаобучали идеям реинкарнации, но основное внимание дзена было сосредоточено насложных техниках медитации, а не на метафизических вопросах, включающих,например, понятие о реинкарнации. Тем не менее, было несколько выдающихся учителейдзена, проповедовавших перевоплощение и вечное существование души. Для этихучителей дзена было очевидно, что живое существо вечно и не распадается послетого, как тело становится бесполезным для него.
Идея перевоплощения вбуддизме Махаяны нашла символическое изображение в эмблеме Бхава Чакры (КолесаЗакона), запечатленной на прекрасной фреске в монастыре Таши динг в Сиккиме.Колесо делится на 6 частей, представляющих 6 состояний существования. Триверхних части представляют: первая — локи, высшую обитель богов; вторая — обитель полубогов; третья — обитель человечества. Нижние три части относятся ксостояниям: животных, духов и привидений и, наконец, к адскому существованию. БуддизмМахаяны полагает, что после смерти живое существо переселяется в одну из шестиэтих частей в зависимости от соотношения благих и нечестивых поступков,совершенных им ранее. Важно отметить, что полный круг, состоящий из шестичастей, символизирует иллюзию материального мира. Положение бытия, будь то Бог,человек, зверь или кто-то еще, — всего лишь часть той же самой иллюзииплотского существования. Единственной и абсолютной реальностью являетсясостояние Будды, выходящее за пределы обычного трехмерного мира.

Заключение
В заключение приведудревнебуддийский текст, с которым в настоящее время согласны все теологиортодоксального буддизма:
Своим Божественным оком,абсолютно ясным и превосходящим человеческое зрение, Бодхисаттва видел, какживые существа умирали и рождались вновь — в высших и низших кастах, сблагополучными и горестными судьбами, обретая высокое и низкое происхождение.Он различал, как живые существа мигрируют согласно их карме: «Увы! Естьмыслящие существа, которые дурно обращаются с телом, не владеют речью и умом,они унижают ариев и придерживаются ошибочных взглядов. Под действием плохойкармы после смерти, когда их тела придут в негодность, они рождаются снова — вбедности, с несчастливой судьбой и немощным телом, в аду. Но есть живые существа,которые хорошо обращаются со своим телом, владеют речью и умом, не унижаютариев и придерживаются правильных взглядов. Под действием хорошей кармы, послетого как их тела придут в негодность, они рождаются вновь — со счастливойсудьбой, в небесных мирах".

Глава 3 ИУДАИЗМ
Души должны вернутьсяк Абсолюту,
Туда, откуда онипоявились.
Но чтобы совершить этотпуть,
Они должны развить всебе совершенство,
Зародыш которогозаложен в каждом.
И если они неразвивают таких качеств
В этой жизни,
Тогда они должныначать другую, третью и так далее.
Они должны продолжатьтак
До тех пор, пока онине приобретут состояние,
Которое позволяет имсвязаться
Снова с Богом.
— «Зогар»
Не все иудеи приемлютидею реинкарнации, но мистические иудейские традиции ее поддерживаютбезоговорочно. Несмотря на то, что иудейская Библия прямо не говорит ореинкарнации, тем не менее, на многих библейских законах явно просматриваетсявлияние веры в жизнь после жизни.
Ученые-иудологидопускают, что некоторые выдержки трудно понять, не соотнеся их с учением ореинкарнации. Например, Соломон в «Екклезиасте» (41:9), по-видимому,подразумевает закон кармы и реинкарнацию, говоря: «О горе вам, безбожники,отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь,чтобы быть проклятыми». Соломон говорит также о своих прошлых заслугах, которыепривели к тому, что он родился царским сыном: «Оттого, что я был мудрымребенком и обладал добрым разумом… Да, скорее будучи хорошим, я вошел внеоскверненное тело» («Мудрость» 8:19-20). Но эти стихи также можно толковатьпо-разному.
Те, кто постигаетмистическую традицию иудаизма, или Каббалу, могут найти указания нареинкарнацию даже в самых неожиданных священных книгах. Раввин Гершом Уинклерпишет, что «мистик II века раввин Шимеон бар Йокхай, как предполагают,обнаружил ее (реинкарнацию), скрытой в выдержках из начала 21 главы Исхода».Вот один из примеров: «Если купишь раба еврея, пусть он работает шесть лет; а вседьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. Аесли он женатый, пусть выйдет с ним и жена его». Раввин Уинклер комментирует:
Приведенной цитатойраввин Шимеон поясняет: Раб олицетворяет заново родившуюся душу, приговореннуювернуться сюда и отработать какие-то кармические долги. Обычно восстановление, тиккун,относится ко всем сразу и к каждому в отдельности на шести уровнях духовнойградации (шесть лет), если только душа не находится уже на оптимальном седьмомуровне (седьмой год), когда она освобождается от всех кармических долгов. Иесли вы жили, не зависев от положительного и отрицательного, то как вы пришли водиночестве, так в одиночестве и уйдете. Если в ваших отношениях с партнером онили она вдохновляли, благословляли — на благо или на зло — ваш личный выбор иваши поступки, тогда вашему партнеру будет позволено сопровождать вас безовсяких дополнительных условий.
Иудейский историк ИосифФлавий писал в I веке н. э. об учении перевоплощения как о широко известномфакте:
Созданные из непрочногоматериала, тела людей действительно смертны, в то время как душа всегдабессмертна и является частицей Божественного, которое населяет наши тела…Разве вы не знаете, что те, кто уходит из жизни в соответствии с законамиприроды… наслаждаются вечной славой; что их дома и потомки в безопасности;что их души чисты и покорны и получают самое священное место на небесах, откудана переломе эпох их снова посылают… в тела; в то время как душами тех, чьируки в безумии действовали против них же самих, завладевает самое темное местоГадеса?
Иосиф описывает различныесовременные ему школы иудейской мысли и их взгляд на природу души. По-видимому,тогда имел место такой же разброд мнений, как и сегодня, и, возможно, именноэтим и объясняются завуалированные упоминания, которые встречаются в библейскойлитературе. Ессеи, по утверждению Иосифа, признавали истинность ученияпредсуществования и, в некотором смысле, реинкарнацию. Дж. В. Торрес сообщает в«Христианской Мистике», что ессеям особенно была близка ранняя Каббала, котораясовершенно ясно выражала свою приверженность реинкарнации.
 
Каббала
 
Говорится, что Каббала — это тайная, мистическая мудрость Торы и предназначена она для тех иудеев,которые в совершенстве уже овладели духовными практиками. Среди множествауважаемых каббалистов, полностью поддерживавших учение реинкарнации изанимавших видное место в главном направлении иудаизма, были Абрахам Абулафия(1240-1290); Джозеф Каро (1488-1575); Мозес Кордоверо (1522-1570); Йитзак Лурия(1534-1572); Хайим Витал (1543-1620); Израель Баал-Шем Тов (1700-1760,основатель хасидийского движения); Моше Хайим Луззатто (1707-1746) и ЯхудаАш-лаг (1886-1955).
Из всех названных вышеименно Хайим Витал, официально известный как раввин Хайим Виттал Калибрес,итальянский каббалист XVI века, подарил миру самые подробные письменныедокументы по реинкарнации в иудейской мистической традиции:
Знайте же, причиной того,что мудрецов нашего времени одолевают их жены, является то обстоятельство, чтоэти святые мужи есть перевоплощенные души поколения Исхода, особенно те из них,кто не пытался остановить инакомыслящих от сотворения Золотого Тельца. Женщинытого времени, однако, уклонялись от соучастия в этом и отказывались отдаватьсвои драгоценности создателям Золотого Тельца. Поэтому теперь эти женщины берутверх над своими мужьями.
Каббалисты заметили, чтоне все праведники этого мира получают надлежащее вознаграждение. Некоторыестрадают вопреки тому, что соблюдают заповеди Торы. Похоже, реинкарнация даетнаиболее правдоподобное объяснение такой «несправедливости». Некоторыекаббалисты настаивают, что боль, от которой страдают праведники в этом мире,совсем не обязательно является результатом личных грехов [в этой жизни],скорее, это последствие поступков, совершенных в предыдущем воплощении. Такоеже представление предлагалось для объяснения трагической смерти младенца.
Раввин Менашах бенИзраель, которого хотя и считали несколько странным и эксцентричным, был высокочтимв свое время (XV век). Он еще дальше развил универсальность веры вреинкарнацию:
Вера в учение опереселении душ — это строгая и неопровержимая догма, принимаемая всей нашейЦерковью единогласно, и не найти человека, который отважился бы отрицать ее…В самом деле, в Израиле есть множество мудрецов, которые настолько твердопридерживаются этого учения, что превратили его в догму, в краеугольный каменьнашей религии. Поэтому мы обязаны подчиниться и принять эту догму с шумнымодобрением… т.к. эта истина неоспоримо подтверждается Зогаром и всеми книгамиКаббалы.
 
Заключение
В своей классическойработе по раввинскому иудаизму Дж.Ф. Мур утверждает: Любые попыткисистематизировать иудейские представления о потустороннем мире навязывают импорядок и согласованность, которые им чужды. Идеи о природе души,предсуществовании и новых воплощениях как о предметах, сущность которыхневозможно постичь, были оставлены на усмотрение простого люда как большейчасти иудейского общества. Философы же сосредоточивали свои мысли на морали иэтике, поведении в этом мире. Иудейские философы погружались в глубиныпсихологии и духовности, но их внимание было сосредоточено на этом мире и натом, как следует вести себя в нем.

Глава 4 ХРИСТИАНСТВО
 
Если можно доказать,что бесплотное мыслящее существо обладает собственной жизнью, не зависящей оттела, и что внутри тела оно чувствует себя намного хуже, нежели вне его, тогда,несомненно, физические тела имеют второстепенное значение; они совершенствуютсялишь по мере того, как меняются мыслящие существа.
Существа, нуждающиесяв телесной оболочке, облекаются в нее, а тела воспаривших к высшим материямраспадаются.
Так, тела беспрестанногибнут и беспрестанно рождаются вновь.
Ориген, один из отцовхристианской церкви (185-254 гг. до н. э.)
Современные христианеотвергают доктрину реинкарнации потому, что не находят в Библии ееподтверждения. Они утверждают, что учение о переселении душ является позднимдополнением к библейской традиции, а откровение Иоанна запрещает добавлять что-либок священным текстам или удалять что-либо из них. Откровение Иоанна не всегдасчиталось последним текстом канонических христианских писаний. И если этодействительно так, верующие христиане должны смириться с существованиемреинкарнации, несмотря на то, что учение о ней пришло в христианскую традициюдостаточно поздно.
Многие исследователиБиблии настаивают на том, что учение о переселении душ древнее, чем«Апокалипсис», и что оно входило в так называемую «доцензурную» Библию.Выдающиеся церковники и ученые, принадлежащие к различным направлениямхристианства, признают возможность того, что ранние христиане склонялись скореек теории перерождения, нежели к идее воскрешения и водворения в рай или ад.
Библия не признаетреинкарнацию открыто. Тем не менее, существует множество древнихиудео-христианских писаний, сведения из которых не упоминаются в Библии. СвятаяТроица — классический пример широко распространенной христианской догмы,фактически не имеющей библейского подтверждения. Геддес Мак-Грегор, христианскийтеолог и почетный профессор кафедры философии Университета Южной Каролины,утверждает следующее:
Нигде, кроме первогопослания Иоанна (1 Ин 5:7), — а это, несомненно, весьма позднее добавление, — вБиблии нельзя найти прямого подтверждения учению о св. Троице, в том виде, вкаком оно было сформулировано церковью. Отсутствие прямых доказательств, тем неменее, не означает, что постулат о Троице чужд учению евангелистов. Напротив,доктрина триединства считалась, а в ортодоксальной церкви до сих пор считается,единственно верной доктриной великой Божественной истины, изложенной в НовомЗавете. Ничто не мешает нам предположить, что то же самое применимо и к учениюо реинкарнации.
Несмотря на мнениеМак-Грегора, к которому присоединяются и другие историки церкви, а такжепрогрессивные теологи, столпы христианской ортодоксальности по-прежнему отрицают,переселение души и не относят его к разряду непреложных истин.
 
Новый Завет
 
Согласно воззрениямбольшинства христианских теологов, в последних строках Ветхого Завета пророкМалахия предрекал то, что должно было случиться непосредственно передпришествием Иисуса Христа: «Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дняГосподня, великого и страшного». Малахия произнес эти слова в пятом столетии донашей эры, предсказывая новое появление Илии спустя четыреста лет после жизниИлии. Этот факт должен весьма озадачить тех, кто напрочь отвергает доктрину перевоплощениядуш.
Когда Христос и егоученики повстречали человека, слепого от рождения, ученики спросили: «Равви!Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Сам факттого, что первые последователи Иисуса задали ему такой вопрос, предполагаетверу в предыдущее существование и реинкарнацию. Скорее всего, они были увереныв том, что до своего рождения этот слепец жил в другом теле.
Геддес Мак-Грегорнедвусмысленно заявляет в отношении этого эпизода:
«Здесь подразумеваетсяпрошлая жизнь (или жизни) этого человека, в течение которой был совершен грех,повлекший за собой столь ужасные последствия. Новорожденный младенец не могбыть грешником, разве что мы допустим, что он согрешил, находясь во чревематери, что, конечно же, абсурдно».
Несмотря на утвержденияученых, согласных с мнением МакГрегора, многие христианские теологи намереннодискредитируют высказывания в пользу доктрины реинкарнации. По их словам, ответХриста ученикам подразумевает, что причиной недуга слепца были вовсе не грехи,совершенные им или его родителями. Он был рожден слепым для того, чтобы Иисусмог исцелить его и тем самым умножить славу Господа.
Иисус действительноответил именно так, но он вовсе не говорил, что вопрос, заданный учениками,глуп или некорректен, — а ведь в тот момент у него была прекрасная возможностьосудить идею переселения душ. Другие библейские цитаты гласят, что Христособычно не сдерживал себя, всегда указывая ученикам на то, что их вопросынеуместны. Если бы доктрина реинкарнации была абсолютно несовместима схристианским учением, Иисус Христос не преминул бы сказать об этом в подходящиймомент. Тем не менее, он не сделал этого.
Еще одну ссылку на учениео реинкарнации можно найти в писаниях святого Павла. В комментарии к историиИакова и Исава он говорит, что Господь возлюбил одного и возненавидел другогопрежде, чем они родились. Невозможно любить или ненавидеть того, кто еще неродился, того, кто еще не существует.
Послание Павла кгалатянам также можно трактовать как указание на существование реинкарнации:«Что посеет человек, то и пожнет» (6:7). Одной человеческой жизни явнонедостаточно для того, чтобы сжать все посеянное. Далее святой Павел объясняет,каким образом происходит эта жатва: «Сеющий плоть свою от плоти пожнет», — тоесть последствия наших деяний настигнут нас не в некоем эфемерном чистилище, ав следующей земной жизни. Несмотря на то, что христианские философы выдвигаютальтернативные, и даже вполне закономерные, истолкования этих строк священногописания, реинкарнация — точно такое же закономерное объяснение, в пользукоторого можно найти множество доводов.
В Книге Откровения естьследующие слова: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен, кто мечом убивает,тому самому надлежит быть убиту мечом» (13:10).
Хотя обычно их понимают впереносном смысле: «Если ты совершил преступление, то впоследствии то же самоепреступление будет совершено против тебя самого», другое, вполне естественноеистолкование этого стиха может проистекать из учения о законе кармы (причины иследствия) и перерождении души.
Если толковать эти словабуквально — как часто толкуют другие отрывки из Библии, — мы неизбежно придем кидее реинкарнации. Многие солдаты, например, спокойно умирают в своей постели,вдали от поля битвы, — и, кстати, не от мечей, — поэтому, чтобы сбылись словаОткровения, воздаяние должно ожидать их в следующей жизни.

Спор об Оригене
 
Родоначальникихристианской церкви, такие как Климент Александрийский (150-220 гг. н. э.),Юстиниан Мученик (100-165 гг.), святой Григорий Нисский (257-332 гг.), Арнобий(ок. 290 г.) и святой Иероним (340-420 гг.), неоднократно выступали в поддержкуидеи реинкарнации. Сам Блаженный Августин в своей «Исповеди» всерьез размышляло возможности включения доктрины реинкарнации в христианское вероучение: «Былли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тотпериод, что я провел в лоне матери, или какой-то иной?… А что было до этойжизни, о Господь моей радости, пребывал ли я где-либо, или в каком-либо теле?»
Наиболее откровенно поповоду реинкарнации высказывался Ориген (185-254 гг.), названный «Британскойэнциклопедией» наиболее значительным и известным из отцов церкви (заисключением, пожалуй, только Августина):
Некоторые души, склонныетворить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человекусрок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительногосуществования. Следуя обратным путем, они возвышаются и вновь обретают ЦарствиеНебесное.
Несмотря на то, чтородоначальники Церкви высоко ценили Оригена и его учение — включая и еговзгляды на реинкарнацию (подобные тем, что изложены выше), Римская католическаяцерковь заметно изменила свое отношение к Оригену после его смерти. Следует,однако, заметить, что эта перемена была вызвана отнюдь не его суждениями опереселении душ. Скорее она объясняется тем, что юный Ориген, в припадкеизлишнего рвения, кастрировал себя, чтобы навсегда сохранить целомудрие. Помнению церковников, тот, кто способен изувечить собственное тело, никогда недостигнет святости.
Гонения его идей, однако,идеально вписывались в религиозно-политическую обстановку VI столетия. ИмператорЮстиниан (ок. 527-565 гг.) желал обратить всех своих подданных в христианство,уже тогда очень популярное в его империи, преследуя определенные своекорыстныецели. Однако среди христиан того времени преобладали оригенисты, гностики идругие секты, принимавшие реинкарнацию. Дальновидный император побоялся, чтоверующие станут с небрежением относиться к заповедям, справедливо считая, чтодля достижения духовного совершенства им отмерено больше одной жизни. Юстинианрассудил, что люди станут серьезно относиться к религиозным обязанностям, есливнушить им, что в их распоряжении имеется лишь одна жизнь, по окончании которойони отправятся либо в рай, либо в ад. Юстиниан был уверен, что стольрадикальные меры укрепят стремление верующих быть добрыми «христианами», аследовательно, законопослушными гражданами, верными своему императору. Историяумалчивает, насколько благородными были намерения Юстиниана.
Писатель и историк ДжоФишер делает из вышеизложенных фактов вполне логичный вывод:
Начиная с 553 г. н. э., когда император Юстиниан решительно отверг идею «нелепейшего перерождения», христианестали верить в вечную жизнь, забывая при этом о ее родной сестре — реинкарнации. Христианам внушают, что вечность начинается с рождения. Но, посколькубесконечным может быть только то, что не имеет начала, с тем же успехом можноверить в способность стола стоять лишь на трех ножках!
 
Выводы и заключения
Изначально христианскаяфилософия допускала идею реинкарнации. Идее переселения душ было отведеноважное место в трудах Пифагора, Сократа и Платона. Однако она была подвергнутакритике со стороны ученика Платона, Аристотеля, — критике, которая во многомповлияла на позднехристианское мышление, и, можно сказать, сформировала его.Тем не менее Плотин, основатель неоплатонической традиции, вновь обратился кконцепции переселения душ, хотя его труды были восприняты тольконемногочисленными, склонными к мистике сектами. По этим и другим политическимпричинам, Второй Константинопольский собор осудил учение Оригена, и врезультате на первое место в западном мире вышла аристотелевская традиция. Этопривело к формированию определенной материалистической картины мира. В итогенаука отодвинула религию на второй план, а сама религия оказалась слишкомзанята окружающим миром, чтобы заниматься еще и проблемами будущей (илипрошлой) жизни.

Глава 5 ИСЛАМ
Я умер камнем ивоскрес растением,
Я умер растением ивоскрес животным,
Я умер животным и сталЧеловеком
Чего мне страшиться ?
Разве смерть обокраламеня ?
— Халал уль-дин Руми(1207-1273)
В Коране нетпоследовательных упоминаний о жизни после смерти и перевоплощении души, и этозаставило некоторых исследователей, даже правоверных мусульман, усомниться втом, что пророк Магомет знал что-либо существенное по этому поводу. Коран лишьвскользь, мимоходом касается основных теологических и философских вопросов,связанных с природой посмертного существования; но позднее были написаныобширные комментарии теологов, где систематизируются скрытые значенияканонических рассказов о пророке (хадисов) и откровения Корана. В этомотношении исламская религия разделяет судьбу породивших ее вероисповеданий –иудаизма и христианства- которые также в значительной степени основываются напозднейших толкованиях. Ислам чтит и Ветхий Завет, и евангелия, поэтомудоказательства того, что эти писания признают существование реинкарнации,справедливы и для мусульманства.
Правоверные магометане,так же как ортодоксальные иудеи и христиане, стойко придерживаются традиционныхпредставлений о смерти и загробной жизни, и мало кто из них стремится прочестьтруды мистиков, чтобы открыть тайное значение тех строк Корана, что посвященыэтому вопросу. В итоге складывается такая же картина, как в иудаизме ихристианстве:
У мусульман сложиласьизощренная система представлений о природе смерти, о самом моменте умирания и отом, что происходит в могиле сразу же после смерти. Эти воззрения сложилисьпосле смерти Магомета (VII век н. э.)
Как и все остальныерелигии, ислам учит, что Бог создал человека вовсе не для того, чтобы оноднажды умер — через Коран и исламскую традицию проходит мысль о возрождении иобновлении. Известный стих из писания гласит: «Он — тот, кто дал вам жизнь(ahyahum), и Он пошлет вам смерть (yumitukum), а затем снова дарует вам жизнь (yuhyakum)».Та же мысль снова встречается в Коране, на сей раз как предостережениеидолопоклонникам: «Господь создал вас (Khalaqahum), заботился о вас, затем выумрете (yumitukum) по Его воле, затем Он вновь даст вам жизнь (yuhyikum). Могутли идолы [которых вы зовете богами] сделать для вас все это? Слава Господу!»Несмотря на то, что эти и другие аналогичные отрывки из писания явно связаны среинкарнацией, обычно их трактуют как обещание воскресения.
 
Вопрос о воскресении
 
В стихах Корана оченьчасто встречаются упоминания о воскресении, которые с равной долей вероятностимогут относиться и к реинкарнации. Например, в суре 20:55/57 приводятся словаБога, обращенные к Моисею: «Мы сотворили тебя из земли, и Мы вновь обратим тебяв землю, и затем вновь сотворим (nukhrijukum) тебя».
Согласно традиционнымтолкованиям Корана, заблудшие души сразу после смерти попадают на суд ангелов — посланников Аллаха (Бога). Сразу оговоримся — несмотря на всевозможныедостоинства «неверных», то есть не мусульман, неверие в Аллаха и Его пророканавлекает на них проклятие и обрекает их на вечное пребывание в Джаханнаме,который является аналогом иудео-христианской Геенны, или ада. Подобно иудеям ихристианам, мусульмане изображают Джаханнам как место вечных посмертныхмучений. Хотя в полной мере грешники могут быть наказаны только после«конечного воскресения», Коран недвусмысленно говорит о том, что неверующиепознакомятся с уготованным им вечным адом сразу же по смерти. Души тех, ктоверует в Аллаха и Его пророка, избегают суда ангелов смерти. Ангелы приходят кправедникам и препровождают их в рай. «Войди в Сад (al-janna), — говорят они, — за все те добрые дела, что ты сделал», Вознаграждение в полной мере ожидаетблагочестивых мусульман только после воскресения, но, в отличие от неверующих,праведники мирно отдыхают до назначенного часа. Таковы общепринятыепредставления о смерти и загробной жизни, сформированные исламом на протяжениинескольких веков.
 
Смерть илиБожественный сон?
В эпоху зарождения исламамусульманские теологи придерживались иных представлений о смерти — онауподоблялась сну. Идея воскресения играла значительную роль в изначальнойконцепции загробной жизни, но она была сформулирована не так жестко, какпозднейшие представления, и вполне могла быть истолкована с точки зрения ученияо реинкарнации. Уподобление сну — единственное последовательно поддерживаемоепервыми мусульманскими теологами представление о смерти.
В Коране, например,(25:47/49), есть следующие слова: «Господь | сделал ночь вам покровом, и сонотдыхом, и создал день для пробуждения (nushur)». Ночь — это полог, покрывающийспящего; сон — это прообраз смерти, а заря (когда человек просыпается) — символвоскресения (nushur)… Ключевое слово этих строк — nushur, что переводится как«подъем» или «пробуждение». В наши дни большинство правоверных мусульмансклоняется к идее воскресения. С другой стороны, представители мистическихисламских сект, например, суфии, всегда трактовали смерть как начало новойжизни и толковали слово nushur как пробуждение души, вселившейся в новое тело.
В исламских писанияхреинкарнация обозначается словом tanasukh, но это слово редко употребляетсяортодоксальными мусульманскими философами. Арабские и персидские теологи,подобно своим единомышленникам, иудеям-каббалистам, считают, что переселениедуши является закономерным следствием грешной или неудавшейся жизни. Понятиеtanasukh более широко распространено среди мусульман, проживающих в Индии, что,несомненно, объясняется влиянием индуизма; но это слово встречается также в трудахарабских и ближневосточных мыслителей и теологов. Исламские приверженцыреинкарнации утверждают, что Коран поддерживает учение о переселении душ,приводя в подтверждение своих слов следующие примеры:
Тому, кто нарушилсубботу, Мы сказали: будь обезьяной, мерзкой и презренной (2:65).
Тот худший из всех, ктопрогневил Аллаха и навлек на себя Его проклятье.
Того Аллах обратит вобезьяну или свинью (5:60). Аллах дает вам жизнь от земли, затем вновь обращаетвас в землю, и Он же вновь даст вам жизнь.
Специалист по историиислама, И.Г Браун, в своем классическом трехтомном труде «Литературная историяПерсии» упоминает три вида перевоплощения, которые признаются мусульманскимимыслителями: 1) Hulul, повторяющееся воплощение святого или пророка; 2) Rij'at,возвращение Имама или другого религиозного деятеля сразу же после его смерти;:3) Tanasukh, обычное перевоплощение любой души. Изма-илиты утверждают даже,будто Кришна, Бог индуистского пантеона, пришел в мир как Будда, а позднее — как Магомет; члены этой секты верят в то, что великие учителя рождаются вновь радиблага новых поколений.

Выводы и заключения
Завершу эту главу словамимусульманского теолога Эрла Во:
Упоминания о реинкарнациипрочно вплетены в богатейшую ткань исламской культуры и порождены ее мудростью;это не просто «факультативный элемент» мусульманской религии.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Итак, исходя извышесказанного, можно предположить, что все крупнейшие мировые религии так илииначе включали в себя учение о переселении душ. Однако политическая обстановка,изменения, внесенные в изначальные тексты священных писаний, а в некоторыхслучаях и бессмысленная клановая гордыня низвели это учение до уровняархаического, покрытого мраком забвения мистического верования. РелигииВостока, а также эзотерические и мистические сообщества Запада сохранили болееотчетливое представление о реинкарнации. Однако так случилось не из-заприверженности этих школ некоему фетишу, а, скорее, потому, что принадлежавшиек ним мыслители считали философию необходимым дополнением к религиозным ритуалам.
Исследованиягипнотической памяти и другие работы в области психологии, проводимые впоследние годы, пролили некоторый свет на феномен реинкарнации. Следуетупомянуть о том, что имели место случаи явного шарлатанства со стороныисследуемых, но, вместе с тем, были получены убедительные доказательствасуществования реинкарнации. Невозможно дать иного разумного объясненияотдельным примерам возвращения в прошлую жизнь. Материал, предоставленный этимиисследованиями, огромен. Предметом исследования были маленькие дети,вспоминающие чужие страны и языки, а также людей, которых они не встречали всвоей нынешней жизни. Опытные эксперты проверяли их рассказы и, к своему изумлению,не смогли опровергнуть их слова.
Многие исследователи,психиатры и специалисты по гипнотерапии в начале подобных опытов относились ктеории реинкарнации с нескрываемым скептицизмом, но результаты проделаннойработы указывали именно в этом направлении, и потому эти ученые поневолевтягивались в дальнейшие поиски. Весьма показателен в этом отношении опытдоктора Яна Стивенсона. Стивенсон специализировался на случаях детскихвоспоминаний о прошлой жизни, поскольку в сознании детей, как правило, еще нетпрочного «психологического барьера», и они лучше, чем взрослые, поддаютсяприемам, открывающим перед человеком его прошлую жизнь. Проведенное имисследование охватывает случаи, происшедшие в течение тридцати лет нанескольких континентах. Хотя большинство его маленьких пациентов родились вИндии и Шри Ланке, он наблюдал также детей из Средней Азии, Европы, Африки иобеих Америк. К 1987 году в архивах Стивенсона собралось около трех тысячслучаев такого типа, и чуть больше половины этих случаев считаются«доказанными» (т. е. воспоминания ребенка о прошлой жизни получили вполневесомое подтверждение). В шестидесяти четырех случаях, происшедших с детьми изИндии, Шри Ланки, Ливана, Турции, Таиланда и Бирмы — о чем Стивенсоннеоднократно писал, — родители или родственники детей смогли припомнить околошестидесяти заявлений ребенка, которые удалось проверить и которые помоглиустановить, кем он или она был (а) в прошлой жизни.
Несмотря на изначальныйскептицизм, Стивенсону пришлось столкнуться с сотнями похожих случаев,объяснить которые могла только теория реинкарнации. Поэтому он, со рвением,достойным религиозного фанатика, продолжает исследования в этой области, рискуяпрослыть еретиком и быть изгнанным из сообщества более традиционно мыслящихколлег.
Случаи воспоминаний опрошлой жизни исследовались и другими учеными, независимо от Стивенсона.Несколько недавних прецедентов привлекли внимание доктора Эрлундена Харальдсонаиз отделения психологии Исландского университета Рейкьявика. Он исследовалдвадцать случаев на Шри Ланке; девять из них удалось разрешить. Четырьмязанимался сам Харальдсон, прибегнув к помощи четырех разных переводчиков. Онотметил сходство этих случаев с прецедентами, описанными Стивенсоном.
Еще одна известнаяисследовательница этой проблемы — доктор Антония Миллз, профессор отделениябихевиоральной медицины и психиатрии Вирджинского университета в Шарлоттсвилле.Изучив воспоминания десятерых детей, уроженцев Северной Индии, она сумеладоказать, что ни один из этих случаев не был результатом обмана или плодомфантазии.
Еще один заслуживающийдоверия исследователь, доктор Юрген Кейл из отделения психологии университетаТасмании, Австралия, описал двадцать три случая, произошедших в Бирме, Таиландеи Турции, пользуясь при разговорах с пациентами услугами переводчика. Он пришелк выводу, что некоторые дети и их семьи владеют информацией, «котораясвязывает детей с уже умершими людьми, и что часть этой информации может бытьполучена только при помощи каналов, которые нельзя назвать иначе, как паранормальными».Кейл также заключает, что «теперь ясно, что позитивные результаты,полученные Я.С. [Яном Стивенсоном], нельзя отвергнуть, предположив, что Я.С.преднамеренно или непреднамеренно дал ложную интерпретацию некоторым аспектамсвоих исследований» .
В 1956 году докторБлоксхэм решил использовать гипноз для пробуждения памяти о предыдущихвоплощениях. Один примечательный случай из коллекции Блоксхэма- ГрэхемХакстебл, житель Суонси, вернувшийся на два века назад, когда он служилпомощником канонира на английском военном фрегате «Агги», которымкомандовал некий капитан Пирс. Кроме того, он сообщил столько необычныхподробностей, касающихся военного флота тех времен. Только несколько летспустя, в ходе поисков, организованных Блоксхэмом, были обнаружены историческиезаписи о корабле «Агги», и все детали, сообщенные Хакстеблом, нашлиубедительное подтверждение.
По мере того, каксерьезные ученые погружаются в тайны воспоминаний о прошлой жизни, они, подобноБлоксхэму Стивенсону и сотням других исследователей, не могут не прийти квыводу, что в этих свидетельствах скрыто нечто большее, нежели то, что видитсяглазу, и что странные сведения, поступающие от людей, погруженных вгипнотический транс, можно объяснить только существованием реинкарнации.

Выводы и заключения
В религиозно-мистическихтрадициях всегда сохранялась связь глубочайших тайн религии с доктринойперерождения. Искажение изначальных священных текстов и всевозможныеполитические махинации изменили учение о переселении душ, поскольку оно невписывалось в угодную сильным мира сего картину бытия. Определенную рольсыграло также непонимание сути религиозных традиций. Примерно то же самоепроисходит и сегодня, когда не только религиозные деятели, но и ученые видят видее реинкарнации нечто, несовместимое с традиционными представлениями оВселенной, или же считают эту идею решительно антинаучной.
А верить или не верить вреинкарнацию, личное дело каждого человека!

Список используемойлитературы
 
1. Стивен Розен «Реинкарнация в мировых религиях» (http://spiritual.ru/)
2. www.bloom.ru/index.ghtml?Am_ID=77534
3. hotmix.narod.ru/books_rus/esot/rozen.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.