Реферат по предмету "Финансовые науки"


Оценка инвестиционной привлекательности акций ОАО "Балтика"

Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский ГосударственныйТехнический Университет»Факультет « Менеджмент и маркетинг»Кафедра «Финансы и кредит»Курсовая работа
по дисциплине:«Инвестиционный анализ
на рынке ценныхбумаг»
на тему: «Оценкаинвестиционной привлекательности акций
ОАО «Балтика»
 
Ижевск 2006

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «БАЛТИКА»
1.1. История создания и развития ОАО «Балтика», его положениена рынке пивоваренной продукции
1.2. Организационно-управленческая структуракомпании
1.3. Характеристика видов деятельностикомпании
1.4. Уставный капитал компании
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАЛТИКА» И ОАО «ЛЕБЕДЯНСКИЙ»
2.1. Показатели, характеризующие финансовоесостояние предприятий
2.1.1. Оценка ликвидности и платежеспособностипредприятий
2.1.2. Оценка рентабельности предприятий
2.1.3. Оценка деловой активности
2.2. Оценка привлекательности акций компаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее развитыхв мировой практике деятельности финансовых рынков видов вложений капитала являетсяинвестирование денежных средств в акции наиболее привлекательных компаний. При этоминвестор должен уметь оценить качество такого финансового инструмента, как акции,то есть оценить инвестиционную привлекательность эмитента (акционерного общества).
Оценка качества ценных бумагявляется одной из составляющих процесса выбора вариантов финансового инвестирования.Оценивая качество акций, необходимо на основе данных публикуемой бухгалтерской отчетностиэмитента провести экспресс-анализ его финансового состояния, включая анализ платежеспособностии ликвидности баланса, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов и капитала,рентабельности продукции, определения стоимости чистых активов и балансовой стоимостиакции.
Все эти показатели можно распределитьна две группы:
1) показатели, характеризующиефинансовое состояние предприятия в целом;
2) показатели, характеризующиенадежность эмитента с точки зрения возврата вложенных инвестором в ценные бумагисредств и возможности получения инвестором дохода по ценным бумагам.
Для оценки привлекательностиинвестирования в акции конкретного эмитента также необходимо провести сравнительнуюоценку его акции с акциями других эмитентов, входящих в данную отрасль.
Цель данной курсовой работы– оценить инвестиционную привлекательность акций ОАО «Балтика» и провести сравнительныйанализ с акциями компании, находящейся в пищевой промышленности. Для сравнения быловыбрано ОАО «Экспериментально-консервный завод «Лебедянский».
Первая глава посвящена характеристикедеятельности пивоваренной компании «Балтика», ее организационно-правовой структуре.Вторая глава содержит расчет основных показателей финансово-хозяйственной деятельностиОАО «Балтика» и ОАО «Лебедянский», а также их сравнительную оценку.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «БАЛТИКА»
 
1.1 История созданияи развития ОАО «Балтика», его положение на рынке пивоваренной продукции
Пивоваренныйзавод «Балтика» построен по проекту, разработанному институтом «Гипропищепром-2»,как один из пивных заводов Ленинградского производственного объединения пивовареннойи безалкогольной промышленности «Ленпиво». Строительство нового завода началосьв 1978 г. Государственное предприятие «Пивоваренный завод «Балтика» было образованов 1990 г. после завершения строительства.
Перваяпартия пива была отпущена в торговую сеть в ноябре 1990 г., тогда было произведеновсего 27 тысяч литров пива. Но это еще было не пиво «Балтика», а широко распространенныев то время сорта, установленные ГОСТом: «Жигулевское», «Рижское», «Адмиралтейское»,«Московское».
В 1992г. началась приватизация предприятия, в процессе которой произошла его реорганизацияв Акционерное Общество Открытого Типа «Балтика». Акционерами «Балтики» тогда стали8 юридических и свыше 2 000 физических лиц. Крупнейшим держателем акций «Балтики»на сегодняшний день является международный концерн «Балтик Бевериджиз Холдинг» (Baltic Beverages Holding AB).
Примернов это время на предприятии начали осуществлять идею создания собственной торговоймарки – «Балтика». С самого начала «Балтика» задумывалась исключительно как пивовысочайшего европейского уровня, сваренное по классической технологии. Реализуяэту задачу, руководство завода разработало первую инвестиционную программу реконструкциии развития предприятия. Стремясь сделать свою продукцию доступной всем российскимпотребителям, «Балтика» первой в нашей стране начала создавать собственный холдинг,приобретя в 1997 г. контрольный пакет акций завода «Донское пиво» в Ростове-на-Дону,а в октябре 2000 г. — завода «Тульское пиво». Специалистами «Балтики» была разработанаинвестиционная программа, нацеленная на увеличение мощностей этих заводов и на заменуустаревшего оборудования. Кроме того, с 1998 г. «Балтика» создает сеть сбытовыхподразделений в регионах. Таким образом, прежнее название—АООТ «Пивоваренный завод«Балтика» — потеряло актуальность. Поэтому в 1998 г. акционеры утвердили решениеСовета Директоров переименовать предприятие, и полное название теперь звучит какОАО «Пивоваренная компания «Балтика».
СегодняОАО «Пивоваренная компания «Балтика» является крупнейшей пивоваренной компаниейв России и всей Восточной Европе. По технологической оснащенности заводы «Балтики»опережают многие известные российские и зарубежные предприятия. Компания входитв число крупнейших Европейских производителей пивоваренной продукции. По объемупродаж в Европе бренд «Балтика» занимает второе место. Более 70% экспортируемогороссийского пива произведено пивоваренной компанией «Балтика».
Продукцияобщества экспортируется в 8 стран — во все страны СНГ, а также в государства дальнегозарубежья, среди которых США, Великобритания, Канада, Германия, Израиль, Греция,страны Балтии. В 2005 г. были начаты поставки в Ирландию, Норвегию, Финляндию. В2005 г. Компания в четвертый раз подряд была удостоена звания «Лучший российскийэкспортер» по результатам конкурса, проводимого Министерством экономического развитияРФ.
Компанияявляется лидером рынка и намерена укреплять свои позиции на российском рынке пива.Этому способствуют многие факторы: производство высококачественного пива, современныегеографически распределенные производственные мощности, совершенная сеть дистрибуции,охватывающая 97% торговых точек в России, высококлассный менеджмент, эффективныемаркетинговые коммуникации, присоединение к «Балтике» пивоваренных компаний «Вена»,«Пикра» и «Ярпиво».
C 1 января2005 г. Компания перешла на новые стандарты отчетности – с GAAP на МеждународныеСтандарты Финансовой Отчетности (IFRS) [14].
1.2 Организационно-управленческаяструктура компании
Ø Органы управления.
Высшиморганом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.
К исключительной компетенции общего собранияакционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числеизменение размера его уставного капитала;
2) избрание членов совета директоров и ревизионнойкомиссии общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) образование исполнительных органов обществаи досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросовне отнесено к компетенции совета директоров;
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерскихбалансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидацииобщества.
Советдиректоров осуществляет общее руководство деятельностью Компании, за исключениемрешения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Совет директоровОАО «Балтика» состоит из членов, два из которых являются независимыми директорами.Состав Совета директоров избран на Годовом собрании акционеров 30 марта 2005 г.
Ø Исполнительный орган.
УставомКомпании предусмотрено создание коллегиального органа управления – Правление. В2005 г. Правление не было сформировано.
Единоличныйисполнительный орган Общества – Президент. Президентом осуществляется руководствотекущей деятельностью Общества.
В соответствиис п. ст. 69 закона «Об акционерных обществах» права и обязанности Президента Компаниирегулируются указанным законом, Уставом Компании, а также договором, заключаемымПрезидентом с Компанией. Размер вознаграждения за выполнение функций Исполнительногооргана, а также иные условия работы регулируются трудовым договором, подписываемымПрезидентом с Компанией.
Основнымипринципами корпоративного управления Компания являются:
1) защитаправ и законных интересов акционеров и инвесторов;
2) прозрачностьи информационная открытость;
3) контрольи оценка качества управления бизнесом [14].
Организационнаяструктура ОАО «Балтика» представлена в приложении 1.
1.3 Характеристикавидов деятельности компании
Стратегиякомпании «Балтика» направлена на производство продукции высочайшего качества, укреплениеведущего положения на российском рынке, активное продвижение продукции на внешнийрынок и формирование репутации ведущего мирового производителя пива.
Приоритетноенаправление развития Компании – производство высококачественного пива и безалкогольныхнапитков.
Помимопроизводства и реализации пивной продукции ОАО «Балтика» занимается спонсированиемразличных крупных мероприятий, даря своим потребителям возможности для насыщеннойи интересной жизни.
На всехпяти пивоваренных заводах Компании организованы ежедневные бесплатные ознакомительныеэкскурсии для всех желающих. За 2005 г. Компанию посетили более 35 тысяч экскурсантов.
Существующиепри заводах Компании испытательные лаборатории играют ключевую роль в непрерывноммониторинге технологических процессов, а также качества сырья, вспомогательных материалов,полуфабрикатов и готовой
продукции.Лаборатории оснащены современным аналитическим оборудованием ведущих мировых производителей,что позволяет гарантировать высокую точность и воспроизводимость физико-химическихи микробиологических анализов. В целях совершенствования качества продукции в течение2005 г. силами собственного исследовательского
центраКомпании реализован ряд проектов, в том числе:
— апробацияновых систем идентификации микроорганизмов, основанных на использовании селективныхдифференциально-диагностических сред. Данные системы позволяют осуществлять микробиологическиймониторинг производства с целью повышения общей гигиенической культуры предприятия,обеспечения безопасности продукта и его микробиологической чистоты;
— проведениеисследовательских работ в области изучения и обеспечения коллоидной и органолептическойстабильности пива. Проведение работ по анализу изменения коллоидного состава частицв ходе технологического процесса;
— проведениеработ, в ходе которых была подобрана добавка (сополимер) к грануляту ПЭТ с барьернымисвойствами по отношению к УФ-излучению, результатом которых стала значительная защитапродукта в ПЭТ-упаковке от губительного для пива ультрафиолетового излучения;
— разработкаи внедрение методик количественного определения аминокислот методом капиллярногоэлектрофореза и «лёгких» серосодержащих соединений в пиве.
Компания«Балтика» обеспечивает два направления деятельности в области торгового маркетинга:разработку, подготовку и проведение общенациональных маркетинговых программ, направленныхна розничные торговые точки и конечного потребителя, а также обеспечение службыпродаж торговым оборудованием и товаропродвигающей продукцией. В 2005 г. было проведено4 национальных промо-акции, более 40 мультирегиональных маркетинговых программ дляторговых точек и конечного потребителя, около 400 локальных программ. В 2005 г.Компания закупила и разместила в торговых точках более 37 000 единиц холодильногооборудования.
Средикрупнейших инвестиционных проектов Компании за 2005 год следующие:
1) дляувеличения производственных мощностей в Самаре осуществлен монтаж новой ПЭТ-линии,в результате чего расширен ассортимент выпускаемой продукции, а также появиласьвозможность полностью, на 100%, загрузить мощности пивопроизводства. По итогам 2005г. объем выпуска продукции филиалом превысил 20 млн дал;
2) в Тулемодернизировано оборудование цеха для розлива лицензионных сортов Carlsberg и Tuborg,а также, в целях устранения необходимости перетарки паллет, установлен депалетейзерпустых бутылок;
3) в Хабаровскерасширен склад готовой продукции, что позволило уйти от дорогостоящей аренды площадейи оптимизировать работу склада, а также, с целью обеспечения требуемого уровня запасапо ассортименту в высокий сезон,
смонтировано1 новых ЦКТ;
4) значительныйобъем средств был инвестирован в проекты по поддержке дистрибуции: торговый маркетинг(закупка холодильников), разливное оборудование, кеги, шатры, строительство складскихтерминалов, рекламное оборудование, приобретение автотранспорта, развитие информационныхтехнологий для обеспечения продаж [14].
1.4 Уставный капиталкомпании
Уставныйкапитал ОАО «Балтика» составляет 130 703 680 рублей (табл. 1.1).
Таблица1.1. Объявленные и размещенные акции [14]Виды акций Количество акций, шт. Номинал, руб.
1. Размещенные акции
Обыкновенные именные акции
Привилегированные именные акции типа А
117 158 530
13 545 150
1
1
2. Объявленные акции
Обыкновенные именные акции
Привилегированные именные акции типа А
4 426 510
440 450
1
1
Компанияосуществила три выпуска обыкновенных именных акций и два выпуска привилегированныхименных акций типа А (табл. 1.2).
Таблица2.1. Выпуск акций ОАО «Балтика»№ п/п Дата регистрации выпуска Код регистрации Вид акции Количество акций в выпуске, шт. Номинал одной акции, руб. 1 12.09.2001 1-05-00265-А Обыкновенные именные 107 087 200 1 2 12.09.2001 2-04-00265-А Привилегированные именные типа «А» 13 485 600 1 3 10.06.2002 1-06-00265-А Обыкновенные именные 1 803 660 1 4 10.06.2002 1-07-00265-А Обыкновенные именные 8 269 830 1 5 10.06.2002 2-05-00265-А Привилегированные именные типа «А» 59 550 1
В настоящеевремя торговля акциями компании «Балтика» осуществляется на организованном биржевоми внебиржевом рынках. Акции Компании включены в листинг двух крупнейших российскихбирж: Фондовой биржи РТС (ФБ РТС) и ФБ ММВБ [17, 19].

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОАО «БАЛТИКА» И ОАО «ЛЕБЕДЯНСКИЙ»
 
2.1. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятий
 
2.1.1 Оценка ликвидности и платежеспособности предприятий
Показатель ликвидности характеризует возможность предприятиявыполнять свои текущие обязательства за счет оборотных активов. Вообще предприятиесчитается ликвидным, если его оборотные активы превышают текущие обязательства.Однако такое превышение само по себе не дает полной картины, так как уровень ликвидностине всегда одинаков. Поэтому используемая система финансовых коэффициентов отображаетсоотношение данных по некоторым статьям баланса и других форм финансовой отчетности.
1. Коэффициент общей ликвидности (К1) определяетстепень покрытия текущих обязательств оборотными активами. Этот коэффициент иногданазывают коэффициентом покрытия:
К1 = />, (2.1)
где ОА– оборотные активы;
ТО – текущиеобязательства (краткосрочные).
Он показывает,сколько денежных единиц оборотных активов приходится на одну денежную единицу текущихобязательств. Если значение коэффициента К1 меньше 1, это свидетельствует о высокомфинансовом риске, так как в предпринимательстве наличные средства важнее, чем прибыль.Низкий уровень общей ликвидности может быть следствием трудностей в сбыте продукции,плохой организации материально-технического снабжения. Высокий уровень ликвидностипредприятия является положительным фактором для кредиторов и потенциальных инвесторов.Однако если значение К1 выше трех (очень высокий уровень), нужен тщательный анализ,поскольку это может означать, что избыточные финансы превращаются в лишние оборотныесредства. Последнее предопределяет ухудшение показателей эффективности использованияактивов. Кроме того, привлечение избыточных финансов может повлечь и дополнительныезатраты на выплату процентов. Теоретически обоснованная величина К1=2.
2. Коэффициент промежуточной ликвидности (К2)определяет степень покрытия текущих обязательств оборотными активами без учета товарно-материальныхзапасов:
К2 = />, (2.2)
где ТМЗ– величина товарно-материальных запасов.
Этот коэффициентопределяет возможность предприятия выполнять свои текущие обязательства за счетвысоколиквидных (легко конвертируемых в деньги) активов. Коэффициент промежуточнойликвидности дополняет информацию, полученную с помощью коэффициента общей ликвидности,так как последний не дает представления о качественном составе оборотных активов,являющихся источником покрытия текущих обязательств.
Теоретическиоптимальная величина К2 = 0,7-1,0. Высокое значение К2 (больше единицы) являетсяпризнаком низкого финансового риска и хороших возможностей для привлечения дополнительныхфинансов.
При условииравности показателей общей ликвидности двух предприятий лучшее финансовое положениеу того, у которого доля денежных средств и краткосрочных ценных бумаг в оборотныхактивах больше.
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (К3)определяет степень покрытия текущих обязательств текущими финансовыми инвестициямии денежными средствами и их эквивалентами:
К3 = />, (2.3)
где ДС– величина денежных средств;
КФВ –краткосрочные финансовые вложения.
Теоретическиобоснованная величина К3 = 0,25-0,5.
4. Средний период погашения дебиторской задолженности затовары, работы, услуги (К4) определяет способность предприятия вслучае необходимости мобилизовать живые деньги на счетах. Чем быстрее предприятиесможет получить деньги от дебиторов, тем лучше его финансовое состояние:
К4 = />, (2.4)
где ВР– величина выручки от реализации продукции;
ДЗ – величинадебиторской задолженности.
При расчетахэтого показателя предполагается, что в году 360 дней. Средний период погашения дебиторскойзадолженности за товары, работы, услуги измеряется в днях и характеризуется отношениемдебиторской задолженности по чистой реализационной стоимости к однодневной выручкеот реализации продукции (товаров, работ, услуг), не учитывая покупок, оплаченныхна месте.
КоэффициентК4 показывает, какой период времени в среднем занимает возврат средств по дебиторскойзадолженности, то есть средний срок коммерческого кредита, предоставляемого предприятиемсвоим деловым партнерам. Величина К4 существенным образом зависит от операционногоцикла предприятия. В общем случае высокая доля дебиторской задолженности свидетельствуето недостаточности контроля за поступлением платежей или о проблемах со сбытом продукции.Низкое значение К4 свидетельствует о быстрой оборотности и эффективном управлениикоммерческими кредитами.
5. Оборачиваемость материальных запасов (К5)так же, как и средний период погашения дебиторской задолженности, определяет активностьпредприятия относительно возможностей по мобилизации денежных средств.
К5 = />. (2.5)
Этот показательважен для предприятия, так как запасы наименее ликвидны изо всех оборотных активов.Оборачиваемость материальных запасов измеряется в днях и определяется отношениемсуммы материальных запасов к однодневной чистой выручке от реализации продукции(товаров, работ, услуг).
С помощьюэтого коэффициента устанавливается количество дней, за которые происходит один оборотматериальных запасов. Низкие значения К5 свидетельствуют об удовлетворительном стойкомспросе на продукцию предприятия и считаются признаком эффективного использованиязапасов. Однако иногда низкое значение К5 может свидетельствовать о том, что предприятиене имеет достаточных запасов вследствие того, что производит недостаточно продукцииили не может их пополнить. В таком случае низкое значение К5 на самом деле означаетнеудовлетворительный уровень планирования или контроля запасов.
Окончательнуюоценку этого коэффициента можно дать по результатам сравнения его величины со среднеотраслевыминормами или с аналогичными показателями других предприятий такого же профиля.
Показатель платежеспособности характеризует возможность предприятиявыполнять внешние (текущие и долгосрочные) обязательства с помощью своих активов.Он измеряет финансовый риск, то есть вероятность банкротства. В общем случае предприятиесчитается платежеспособным, если его общие активы превышают внешние обязательства,и чем больше это превышение, тем выше платежеспособность. Для подробного измеренияпоказателя платежеспособности используется система финансовых коэффициентов, которыеотображают соотношение между данными отдельных статей баланса и других форм финансовойотчетности.
6. Коэффициент автономии (К6) показываетдолю собственного капитала в общей стоимости активов предприятия:
К6 = />, (2.6)
где СК– величина собственного капитала предприятия;
А – общаястоимость активов.
Высокоезначение К6 свидетельствует о минимальном риске и возможностях для привлечения дополнительныхсредств. Изменение этого коэффициента может свидетельствовать также о расширенииили сокращении деятельности предприятия.
7. Коэффициент структуры источников финансирования (К7)показывает соотношение собственного капитала предприятия в его общих обязательствахперед кредиторами:
К7 = />, (2.7)

где ЗС– величина заемных средств.
Теоретическиобоснованным считается значение К7 = 2,0, при котором 33% общего финансированияосуществляется за счет заемных средств.
8. Коэффициент задолженности (К8) характеризуетсоотношение долгосрочных обязательств и собственного капитала:
К8 = />, (2.8)
где ДО – величинадолгосрочных обязательств.
Низкий коэффициентхарактеризует низкий риск банкротства и приемлемую платежеспособность.
9. Коэффициент кратности процентов (К9)характеризует способность предприятия платить проценты за свои долги и определяетсякак отношение прибыли от операционной деятельности к сумме выплачиваемых процентовза год:
К9 = />, (2.9)
где Пропер– прибыль от операционной деятельности;
П – сумма выплачиваемыхпроцентов за год.
Этот коэффициентпоказывает, достаточно ли покрывает проценты за долги прибыль от операционной деятельности.Высокое значение К9 означает возможность возвращения кредитов и низкую вероятностьнеплатежеспособности (банкротства) [12].
Проведем расчетданных показателей ликвидности и платежеспособности ОАО «Балтика» и ОАО «Лебедянский»,используя данные бухгалтерского баланса этих эмитентов и формулы (2.1) – (2.9).Полученные данные приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Показателиликвидности и платежеспособности
ОАО «Балтика»и ОАО «Лебедянский» за 2004-2005 гг.Показатель Рекомендуемое значение ОАО «Балтика» ОАО «Лебедянский» 2004 2005 2004 2005
Коэффициент общей ликвидности (К1) 2,0 1,71 3,77 2,23 2,67
Коэффициент промежуточной ликвидности (К2) 0,7-1,0 1,13 2,83 1,30 1,61
Коэффициент абсолютной ликвидности (К3) 0,25-0,5 0,59 2,15 0,05 0,10
Средний период погашения дебиторской задолженности за товары, работы, услуги (К4), дн. низкое 29 19 54 57
Оборачиваемость материальных запасов (К5), дн. низкое 32 28 40 40
Коэффициент автономии (К6) высокое 0,75 0,84 0,63 0,70
Коэффициент структуры источников финансирования (К7) 2,0 2,99 5,28 1,70 2,32
Коэффициент задолженности (К8) низкое 0,11 0,08 0,37 0,14
Коэффициент кратности процентов (К9) высокое 43,42 55,54 57,52 38,11
Высокийуровень общей ликвидности ОАО «Балтика» и ОАО «Лебедянский» является положительнымфактором для кредиторов и потенциальных инвесторов данных предприятий. Высокое значениекоэффициента промежуточной ликвидности (больше единицы) является признаком низкогофинансового риска и хороших возможностей для привлечения дополнительных финансов.Однако ОАО «Лебедянский» имеет значение коэффициента абсолютной ликвидности нижерекомендуемого значения. Это значит, что компания не сможет покрыть краткосрочныеобязательства за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, чтоувеличивает финансовый риск. ОАО «Балтика» имеет значение данного коэффициента вышерекомендуемого значения.
Низкое значениеК4 ОАО «Балтика» свидетельствует о быстрой оборотности и эффективном управлениикоммерческими кредитами.
Низкие значенияК5 обеих компаний свидетельствуют об удовлетворительном стойком спросе на продукциюпредприятия и считаются признаком эффективного использования запасов.
Высокоезначение коэффициента автономии ОАО «Балтика» свидетельствует о минимальном рискеи возможностях для привлечения дополнительных средств. Рост этого коэффициента говорито расширении деятельности предприятия. ОАО «Лебедянский» также имеет рост данногокоэффициента.
ОАО «Балтика»имеет низкий коэффициент задолженности, что характеризует низкий риск банкротстваи приемлемую платежеспособность. ОАО «Лебедянский» показывает большее значение этогокоэффициента, что может свидетельствовать о большем риске наступления неплатежеспособности.
2.1.2 Оценка рентабельности предприятий
Рентабельность– оценка эффективности производства и реализации продукции относительно суммы активовкомпании.
1. Коэффициентрентабельности продаж (ROS) –процентное соотношение чистой прибыли к общей выручке:
ROS = /> (2.10)
Рентабельностьпродаж дает представление о том, насколько прибыльна основная деятельность компаниипосле покрытия всех издержек и выплаты налогов. Чем выше этот показатель, тем привлекательнеекомпания.
2. Коэффициентрентабельности собственного капитала (ROE) отражает размер прибыли, приходящейся на денежную единицу собственного капитала:
ROE = /> (2.11)
Высокиезначения этого коэффициента могут указывать на наличие запатентованной продукции,быстрорастущих рынков, умелой политики руководства. Но на рентабельность капиталавсегда должна рассматриваться вместе с показателями финансовой устойчивости, чтобыубедиться в том, что высокая рентабельность собственного капитала не объясняетсязначительной долей заемных средств в структуре капитала.
3. Коэффициентрентабельности активов (ROA) –отношение прибыли к сумме активов компании:
ROA = /> (2.12)
Позволяетоценить эффективность основной деятельности компании с точки зрения контроля заиздержками и качеством продукции [12].
Показателирентабельности анализируемых эмитентов приведены в табл. 2.2.
Таблица2.2. Показатели рентабельности ОАО «Балтика» и
ОАО «Лебедянский»,%Показатель ОАО «Балтика» ОАО «Лебедянский» 2004 2005 2004 2005 ROS 13,8 19,5 14,4 14,7 ROE 19,9 25,3 45,0 40,5 ROA 14,9 21,2 28,3 28,3
Проанализировавполученные результаты, можно сделать следующие выводы:
1) по показателю рентабельностипродаж наиболее привлекательной является ОАО «Балтика», так как имеет большее значениеданного коэффициента;
2) ОАО «Балтика» продемонстрировалаувеличение рентабельности собственного капитала, подтверждающее эффективное использованиекапитала, инвестированного собственниками компании;
3) высокая рентабельностьсобственного капитала ОАО «Лебедянский» объясняется значительной долей заемных средствв структуре капитала;
4) ОАО «Лебедянский»показал больший уровень рентабельности активов, однако отсутствует изменение данногопоказателя, что говорит об отсутствии улучшения качества контроля за издержкамии качеством продукции. ОАО «Балтика» показала значительный рост рентабельности активов.
2.1.3 Оценка деловой активности
Деловаяактивность проявляется в динамичности развития предприятия, достижении им поставленныхцелей. В рыночных условиях главным критерием эффективности работы предприятия являетсярезультативность, прибыльность.
Одним изнаправлений анализа результативности и является деловая активность, которая в финансовомаспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств предприятия. Анализделовой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовыхкоэффициентов – показателей оборачиваемости, которые характеризуют способность активовпредприятия возмещать свою стоимость через выручку от реализации продукции определенноечисло раз в течение рассматриваемого периода.
Проведёмоценку текущей производственной деятельности исследуемых компаний с помощью показателейоборачиваемости и определим уровень эффективности использования собственных и заёмныхсредств предприятиями (табл. 2.3 и 2.4).
Таблица 2.3. Исходные данные для расчета показателей деловойактивности, тыс. долл.Показатели Обозна-чение ОАО «Балтика» ОАО «Лебедянский» 2004 2005 2004 2005 1 2 3 4 5 6 1. Выручка от реализации ВР 799 662 977 231 376,003 514,629 2. Средняя стоимость активов А 741 639 896 357 191,156 267,104 3. Средняя стоимость текущих активов ОА 212 024 302 779 100,295 143,173 4. Средняя стоимость собственного капитала СК 555 771 753 715 120,317 186,648 5. Затраты на производство и реализацию продукции З 418 339 469 707 219,935 294,833 6. Средняя стоимость материальных запасов МЗ 72 175 75 584 42,87 56,941 7. Средняя стоимость дебиторской задолженности ДЗ 64 914 52 502 56,078 81,134 8. Средняя стоимость кредиторской задолженности КЗ 63 308 75 527 30,686 43,257 9. Средняя стоимость внеоборотных активов ВОА 529 615 593 578 90,861 123,931
Таблица2.4. Система показателей деловой активности компанийПоказатель Формула расчета ОАО «Балтика» ОАО «Лебедянский» 2004 2005 2004 2005 1. Коэффициент оборачиваемости активов, об.
КобА = ВР/А 1,08 1,09 1,97 1,93 2. Коэффициент оборачиваемости текущих активов, об.
КобОА = ВР/ОА 3,77 3,23 3,74 3,59 3. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, об.
КобСК = ВР/СК 1,44 1,30 3,13 2,76 4. Коэффициент оборачиваемости материальных запасов, об.
КобМЗ = З/МЗ 5,80 6,21 5,23 5,18 5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, об.
КобДЗ = ВР/ДЗ 12,32 18,61 6,71 6,34 6. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, об.
КобКЗ = З/КЗ 6,61 6,22 7,17 6,82 7. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов, об.
КобВОА = =ВР/ВОА 1,51 1,65 4,14 4,15 8. Продолжительность одного оборота материальных запасов, дн.
ТМЗ = 360/КобМЗ 62,07 57,97 68,83 69,50 9. Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, дн.
ТДЗ = 360/КобДЗ 29,22 19,34 53,65 56,78 10. Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дн.
ТКЗ = 360/КобКЗ 54,46 57,88 50,21 52,79 11. Операционный цикл, дн
ОЦ = ТМЗ+ТДЗ 91,29 77,31 122,48 126,28 12. Производственный цикл, дн.
ПЦ = ТМЗ 62,07 57,97 68,83 69,50 13. Финансовый цикл, дн.
ФЦ = ОЦ — ТКЗ 36,83 19,43 72,27 73,49 14. Период оборота оборотных активов, дн.
ТОА = 360/КобОА 95,49 111,46 96,26 100,28 15.Период оборота собственного капитала, дн.
ТСК = 360/КобСК 250,00 276,92 115,02 130,43 16.Период оборота внеоборотных активов, дн.
ТВОА = 360/КобВОА 238,41 218,18 86,96 86,75 17.Период оборота активов, дн.
ТА = 360/КобА 333,33 330,28 182,74 186,53
Проанализировавданные табл. 2.4, можно сделать следующие выводы:
1)  операционный цикл ОАО «Лебедянский» большеаналогичного цикла ОАО «Балтика». Это говорит о том, что последняя компания работаетэффективнее. Сокращение операционного цикла ОАО «Балтика» провела за счет ускоренияпроизводственного процесса (оборачиваемости материальных запасов) и оборачиваемостидебиторской задолженности;
2)  у эффективно работающего предприятия коэффициентоборачиваемости текущих активов должен расти в динамике, а продолжительность одногооборота снижаться. Ни одно из рассматриваемых предприятий не удовлетворяет этомутребованию.
3)  ОАО «Балтика» сократила продолжительностьодного оборота дебиторской задолженности, благодаря организации эффективной системывзаимоотношений с покупателями и оптимальной кредитной политике. ОАО «Лебедянский»имеет растущую тенденцию изменения данного показателя;
4)  финансовый цикл – время, в течение которогоденежные средства отвлечены из оборота. Чем меньше этот цикл, тем меньше вероятностьнаступления неплатежеспособности. ОАО «Балтика» имеет снижение финансового цикла,ОАО «Лебедянский» — его рост.
2.2 Оценка привлекательности акций компаний
Для определениякачества акций, обращающихся на фондовом рынке, рекомендуется рассчитать ряд показателей,называемых показателями рыночной активности акционерного общества.
1. Коэффициентчистой прибыли на акцию (EPS):
EPS = />, (2.13)
где ЧП– сумма прибыли в распоряжении предприятия за расчетный период (чистой прибыли);
Дп.а– сумма дивидендов, выплаченных акционерным обществом в анализируемом периоде попривилегированным акциям;
Ко.а– количество обыкновенных акций.
2. Соотношениерыночной цены и чистой прибыли на акцию (P/E):
P/E = /> . (2.14)
Высокийкоэффициент P/E можно рассматривать как свидетельство высокого риска, посколькуцена акции спекулятивная по отношению к доходам, которые лежат в ее основе. В качествеориентира для сравнения рекомендуется брать среднеотраслевой показатель [12].
3. Балансоваястоимость одной обыкновенной акции (Сбо.а):

Сбо.а= />, (2.15)
где АК– стоимость акционерного капитала на дату расчета;
Сп.а– стоимость привилегированных акций.
Данныйкоэффициент показывает, какая величина акционерного капитала приходится на однуакцию.
4. Коэффициентдивидендных выплат (Кд.в):
Кд.в= />, (2.16)
где До.а–сумма дивидендов, выплаченных акционерным обществом в анализируемом периоде по обыкновеннымакциям.
Этот коэффициентпоказывает долю дивидендов по обыкновенным акциям в массе прибыли в распоряжениипредприятия.
5. Коэффициентпокрытия дивидендов по привилегированным акциям (Кпдп.а):
Кпдп.а= />. (2.17)
Посредствомиспользования данного коэффициента можно определить, в какой степени прибыль, оставшаясяв распоряжении предприятия, обеспечивает выплату дивидендов по привилегированнымакциям.
6. Дивиденднаянорма доходности на одну обыкновенную акцию (ДНД):
ДНД =/>, (2.18)

где Сно.а– номинальная стоимость одной обыкновенной акции.
7. Текущаянорма доходности на одну обыкновенную акцию (ТНД):
ТНД =/>, (2.19)
где Споко.а– стоимость приобретения одной обыкновенной акции.
8. Коэффициентдивидендных выплат на одну обыкновенную акцию (Кдво.а):
Кдво.а= />, (2.20)
где Д– сумма дивидендов всего по акционерному обществу к выплате за анализируемый период.
9. Коэффициентсоотношения цены и доходности акции (Кц.д):
Кц.д= />, (2.21)
Показываетсоотношение между стоимостью обыкновенной акции и дивидендом по ней. Чем ниже указанноесоотношение, тем привлекательнее вложения денежных средств в подобные акции дляинвесторов.
10. Коэффициентликвидности обыкновенных акций на фондовой бирже (Кло.а):
Кло.а= />, (2.22)

где Опредл– общий объем предложения акций на отдельных торгах или на биржевой сессии в целомза анализируемый период;
Опрод– общий объем продажи акций на отдельных торгах или на биржевой сессии в целом заанализируемый период.
Этот коэффициентдает характеристику возможной скорости превращения обыкновенных акций в денежныесредства в случае необходимости их реализации как по отдельным торгам, так и порезультатам биржевой сессии.
11. Коэффициентпредложения и спроса по обыкновенным акциям (Кп.с):
Кп.с= />, (2.23)
где Цс.п– средняя цена предложения акций данного вида на торгах;
Цс.с– средняя цена спроса на акции данного вида на торгах.
Данныйкоэффициент показывает, как соотносятся цены предложения и цены спроса по акциямданного вида на торгах [7].
Проведемрасчет данных показателей по акциям рассматриваемых эмитентов (табл. 2.5).
Таблица2.5. Показатели рыночной активности компанийПоказатели ОАО «Балтика» ОАО «Лебедянский» 2005 2006 (прогноз) 2005 2006 (прогноз) 1 2 3 4 5  Коэффициент чистой прибыли на акцию (EPS), долл. 2,02 2,72 3,7 4,9 Соотношение рыночной цены и чистой прибыли на акцию (P/E) 21,4 15,9 15,9 12,1
Балансовая стоимость одной обыкновенной акции (Сбо.а), долл. 0,02 0,02 0,16 0,16
Коэффициент дивидендных выплат (Кд.в), % 23,0 26,5 16,1 19,3
Коэффициент покрытия дивидендов по привилегированным акциям (Кпдп.а) 28,97 26,11 - - Дивидендная норма доходности на одну обыкновенную акцию (ДНД), долл. 0,46 0,57 0,33 0,38
Коэффициент дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию (Кдво.а), долл. 0,45 0,54 0,61 0,66
Коэффициент соотношения цены и доходности акции (Кц.д) 0,07 0,06 0,26 0,28
Коэффициент ликвидности обыкновенных акций на фондовой бирже (Кло.а) 0,84 0,87 0,69 0,72
Коэффициент предложения и спроса по обыкновенным акциям (Кп.с) 1,02 1,01 1,02 1,01
Проанализировавполученные показатели табл. 2.5, можно отметить, что наиболее привлекательными являютсяакции ОАО «Балтика»», так как они наиболее ликвидные и в случае необходимости могутс меньшими потерями превращаться в денежные средства, однако ОАО «Лебедянский» имеетбольшую чистую прибыль на одну акцию и меньший риск (P/E ниже аналогичного показатели ОАО «Балтика»).
Сравнимдоходность акций рассматриваемых эмитентов со среднерыночной доходностью (рис. 2.1и 2.2).
/>
Рис. 2.1.Темп роста акций ОАО «Балтика»

/>
Рис. 2.2.Темп роста акций ОАО «Лебедянский»
АкцииОАО «Балтика» имеют среднерыночную доходность, а акции ОАО «Лебедянский» растутмедленнее рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Провелиоценку инвестиционной привлекательности акций компаний, представляющих пищевую промышленность.Объектами исследований были ОАО «Балтика» и ОАО «Экспериментально-консервный завод «Лебедянский».
Для оценкинадежности вложений в ценные бумаги какого-либо из сравниваемых предприятий использовалисьфинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе данных бухгалтерского балансаи отчета о прибылях и убытках эмитентов, а также данных бирж РТС и ММВБ.
В ходепроведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1) ОАО«Балтика» и ОАО «Лебедянский» имеют высокий уровень общей ликвидности, что являетсяположительным фактором для кредиторов и потенциальных инвесторов данных предприятий;
2) ОАО «Балтика»имеет низкий коэффициент задолженности, что характеризует низкий риск банкротстваи приемлемую платежеспособность. ОАО «Лебедянский» показывает большее значение этогокоэффициента, что может свидетельствовать о большем риске наступления неплатежеспособности,в случае, если кредиторы потребуют погасить задолженность в полном объеме;
3) попоказателю рентабельности продаж наиболее привлекательной является ОАО «Балтика»,так как имеет большее значение данного коэффициента;
4) ОАО «Балтика»продемонстрировала увеличение рентабельности собственного капитала, подтверждающееэффективное использование капитала, инвестированного собственниками компании;
5) операционныйцикл ОАО «Лебедянский» больше аналогичного цикла ОАО «Балтика». Это говорит о том,что последняя компания работает эффективнее;
6) ОАО«Балтика» сократила продолжительность одного оборота дебиторской задолженности,благодаря организации эффективной системы взаимоотношений с покупателями и оптимальнойкредитной политике. ОАО «Лебедянский» имеет растущую тенденцию изменения данногопоказателя;
7) ОАО«Лебедянский» имеет большую чистую прибыль на одну акцию и меньший риск (P/E ниже аналогичного показатели ОАО «Балтика»);
8) акцииОАО «Балтика» ликвиднее акций ОАО «Лебедянский»;
9) акцииОАО «Балтика» имеют среднерыночную доходность, а акции ОАО «Лебедянский» растутмедленнее рынка.
Наиболеепривлекательными для вложения капитала являются акции ОАО «Балтика».

ЛИТЕРАТУРА
1. Аньшин В. М. Инвестиционныйанализ: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2000. – 280 с.
2 Бердникова Т. Б. Анализи диагностика финансово-хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 215 с.3. ДонцовС. С. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия посредством анализа надежностиего ценных бумаг // Финансовый менеджмент.– 2003. — №3. – с. 32-34
4. Иванова Н. Н., ОсадчаяН. А. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс,2004. – 224 с.
5. Инвестиции. / Под ред.Ковалева В. В., Иванова В. В., Лялина В. А. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.– 440 с.
6. Колтынюк Б. А. Инвестиции:Учебник. – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2003. – 848 с.
7. Крылов Э. И., Власова В.М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельностипредприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 608 с.
8. Леонтьев В. Е., БочаровВ. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 520с.
9. Лиференко Г. Н. Финансовый анализ предприятия:Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 160 с.
10. ОАО «Балтика» // Личныефинансы. – 2006 — №4. – с. 23-24
11. ОАО «Лебедянский» // Личныефинансы. – 2006. — №7-8. – с. 15-17
12. Теоретические основы стратегическогопланирования портфельного инвестирования: Курс лекций / Сост. Т. Г. Волкова. – Ижевск:Изд-во ИжГТУ, 2004. – 80 с.
13. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Берзинь И. Э., Пикунова С. А., Савченко Н. Н., Фалько С. Г. – М.: Дрофа,2004. – 368 с.
14. www.baltika.ru
15. www.investfunds.ru
16. www.lebedyansky.ru
17. www.micex.ru
18. www.rbc.ru
19. www.rts.ru

Приложение1
Консолидированныйбухгалтерский баланс ОАО «Балтика» по состоянию на 31 декабря 2005 г. (в соответствиис Международными стандартами финансовой отчетности), тыс. долл. 2005 2004
Активы
Внеоборотные активы
 Основные средства
 Нематериальные активы
 Финансовые вложения в зависимые
 общества
 Прочие финансовые вложения
Оборотные активы
 Финансовые вложения
 Запасы                                        
 Дебиторская задолженность по налогу на
 прибыль
 Дебиторская задолженность
 Денежные средства и их эквиваленты
Итого активы
567 853
2 570
8 383
14 772
518 416
2 306
8 666
227 593 578 529 615
 
131 582
75 584
1 731
52 502
41 380
27 639
72 175
1 306
64 914
45 990 302 779 212 024 896 357 741 639
Обязательства и капитал
Капитал
 Привилегированные акции
 Обыкновенные акции
 Эмиссионный доход
 Выкупленные собственные акции
 Резерв на пересчет иностранной валюты
 Нераспределенная прибыль
Долгосрочные обязательства
 Кредиты и займы
 Обязательства по отложенному налогу
Краткосрочные обязательства
 Кредиты и займы
 Кредиторская задолженность
 Резервы
Итого обязательства и капитал
2 536
20 081
37 929
(1 409)
44 882
649 696
2 536
20 081
37 929
(368)
(15 912)
511 506 753 715 555 771
33 159
29 091
33 645
27 959 62 250 61 604
2 964
75 527
1 901
45 069
63 308
15 887 80 392 124 264 896 357 741 639

Приложение 2
Консолидированныйотчет о прибылях и убытках ОАО «Балтика» за 2005 г. (в соответствии с Международнымистандартами финансовой отчетности), тыс. долл. 2005 2004 Выручка от реализации 1 077 493 878 721  Акциз (100 262) (79 059) Чистая выручка от реализации 977 231 799 662  Себестоимость реализованной продукции (469 707) (418 339) Валовая прибыль 507 524 381 323  Коммерческие расходы (236 000) (184 856)  Административные расходы (37 037) (34 409)  Прочие операционные расходы, нетто (1 501) (669)  Резерв на реструктуризацию (1 844) (17 562)  Финансовые доходы 15 079 9 291  Финансовые расходы (9 312) (7 558)  Доход от зависимых компаний 945 902 Прибыль до налогообложения 237 854 146 462  Расходы по налогу на прибыль (47 471) (35 863) Чистая прибыль за год 190 383 110 599

Приложение 3
Консолидированныйбухгалтерский баланс ОАО «Лебедянский» по состоянию на 31 декабря 2005 г. (в соответствиис Международными стандартами финансовой отчетности), долл. 2005 2004
Активы
Внеоборотные активы
 Основные средства
 Нематериальные активы
 Долгосрочные финансовые вложения
 Прочие финансовые вложения
Оборотные активы
 Финансовые вложения
 Запасы                                        
 Дебиторская задолженность
 Денежные средства и их эквиваленты
Итого активы
115 275
486
5 635
2 535
87 439
504
974
1 944 123 931 90 861
321
56 941
81 134
4 777
730
42 087
56 078
1 400 143 173 100 295 267 104 191 156
Обязательства и капитал
Капитал
 Привилегированные акции
 Обыкновенные акции
 Выкупленные собственные акции
 Резерв на пересчет иностранной валюты
 Нераспределенная прибыль
 Прочий
Долгосрочные обязательства
 Кредиты и займы
 Обязательства по отложенному налогу
 Прочие
Краткосрочные обязательства
 Кредиты и займы
 Кредиторская задолженность
 Резервы
 Прочие
Итого обязательства и капитал
32
432
(4 351)
5 593
181 167
3 775
34
449
-
10 350
106 536
2 948 186 648 120 317
18 248
6 484
2 163
16 139
5 335
4 450 26 895 25 924
6 485
43 257
1 711
2 108
10 626
30 686
1 417
2 186 53 561 44 915 267 104 191 156

Приложение 5
Консолидированныйотчет о прибылях и убытках ОАО «Лебедянский» за 2005 г. (в соответствии с Международнымистандартами финансовой отчетности), долл. 2005 2004 Выручка от реализации 514 629 376 003  Себестоимость реализованной продукции (294 833) (219 935) Валовая прибыль 219 796 156 068  Коммерческие расходы (84 157) (54 054)  Административные расходы (30 480) (18 759)  Прочие операционные расходы, нетто (1 411) (459)  Финансовые доходы 1 869 2 630  Финансовые расходы (2 350) (8 817) Прибыль до налогообложения 103 267 76 159  Расходы по налогу на прибыль (27 685) (22 041) Чистая прибыль за год 75 582 54 118


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.