Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религия, тоталитаризм и атеизм в эпоху международного терроризма

Владимир Цаплин
«Предрассудок– это чрезвычайно удобное орудие для того, кто призван повелевать или управлятьлюдьми…».А. Шопенгауэр
Армейское воспитание
Выкогда-нибудь были на плацу? То есть там, где вышагивают солдаты? Или на параде,где солдаты в чётком строю демонстрируют свою выправку, своё умение носитьоружие и выполнять команды?
–Красиво!
… Красиво?!Ведь это не спортивный парад, где демонстрируются сила и ловкость, а военный!Что же демонстрируется здесь? Почему всех людей обрядили в одинаковую истранную одежду, навешали каких-то побрякушек, заставляют выполнять вообще-тобессмысленные команды?..
Зачем весь этот маскарад?
Датолько затем, чтобы приучить людей беспрекословно подчиняться и выполнять любыеприказы. Любые! Подняться в штыковую атаку, сжечь живьём запертых людей илидружно убирать урожай картошки.
Жёсткойрегламентацией жизни и психологической обработкой добиваются безусловногоподчинения, потери способности к критическому мышлению и сомнению. Этой целиподчинены в армии все стороны жизни: иерархия званий, дисциплина, режим,символика, форма одежды, долбёжка уставов, поощрения, наряды, штрафныебатальоны, бытовые условия, и в ряду всего этого — по-видимому бессмысленноеумение ходить строем, «печатая шаг». Технология разработана в деталях, и вовсех армиях мира она одинакова. Солдатам внушается обязательность выполнениябесчисленных ритуальных правил поведения, абсолютно никчёмных в нормальнойжизни. Люди, поставленные в такие условия, деперсонифицируются, становятсяобъектом любых манипуляций. В этой системе сам факт сомнения и неподчинения —одно из самых больших преступлений. Но не только в этой. По существу, это явныйили тайный идеал всякой государственной машины. Это — реальность всейчеловеческой истории. У светских и религиозных властей было время отработатьтехнологию управления психикой человека.
Вэтом заключена суть религиозного мышления, не допускающего сомнений ирационального анализа. Реакционность религии — не только в распространениисказок — в них верят только самые наивные и малообразованные люди, — а вподавлении способности к критическому мышлению и деперсонификации личности. С.Г. Кара-Мурза, автор книги «Манипуляция сознанием», пишет, что «манипуляция —это воздействие на поведение людей, противоречащее их интересам. Этоопределённый вид внушения, обращение с людьми как с вещами и в интересахманипулятора». О религии можно сказать, что её объективная роль заключается вуправлении человеческой массой, основанном на манипуляции, на воспитаниипсихической зависимости, подчинении и запрете на сомнение.
Религия: её истоки и сегодняшняя роль
Ещёисследователи палеопсихики высказали догадку, что первые проблески мысли моглибыть вызваны стремлением преодолеть неотвратимость личной смерти. Единственнымвыходом оказалось предположение особой жизни после смерти. Об этом убедительноговорил российский знаток античной мифологии Яков Голосовкер: «Убегая отсмерти, не понимая её, и чем дальше, тем всё сосредоточенней, мучительней итрагичней мысля о ней и тем самым всё более не понимая её (ибо никакая наука непоняла смерти и не примирила с нею мысль), человек, борясь за существование, засвою жизнь, за свою мысль, устремлялся к вечной жизни, к бессмертию. Иначе онне мог, иначе мысль не могла. Он жизни не выдержал бы без мысли о вечнойжизни...» (курсив мой — В. Ц.).
«Вечнойжизни», увы, нет, но в первобытном самосознании разрешение этогоинтеллектуального конфликта — через веру в «жизнь после смерти» — привело ксозданию мистических представлений и отношений, которые позже оформились вразвитые идеологические и мировоззренческие системы, образовавшие современныерелигии.
Технологиятакого превращения — дело второе. Очевидно, что это превращение происходило безвсякого плана и постепенно, приобретая у каждого народа свои индивидуальныечерты. Общим у этих систем была лишь вера в индивидуальное бессмертие и высшуюсилу, которая должна была его обеспечить.
Классикрелигиоведения Карл Христиан Клемен (1865–1940) писал в своей книге «Жизнимёртвых в религиях человечества»: «В старой философии и в церковной догматикеверу в Бога, как и веру в вечную жизнь, обосновывали полным согласием всехнародов в этих вопросах.… Нет ни одного народа и ни одного племени, которомуне была бы присуща вера в то или иное божество, некую посмертную жизнь».
Такимобразом есть все основания полагать, что первым импульсом, повлёкшим за собойвозникновение религиозных представлений, была биологическая жажда бессмертия, ане «врождённая религиозность», не поиск покровительства со стороны высшей силыили высшей справедливости, не попытки объяснить явления природы. Это всёприкладное и побочное, возникшее позже.
Религиясделала веру в бессмертие обязательной и базовой частью своей идеологии,утверждая, что вся земная жизнь человека должна быть подчинена этой цели, ипуть к ней ведом лишь её толкователям-посредникам — служителям церкви, которыхлюди же и должны содержать. Для этого религия, подобно армии, создалабесчисленные ритуалы, свою иерархию и свою мифологию. Возникли институты церквис многочисленным штатом служителей культа, религиозные учебные заведения,издательства, программы «образования» и «благотворительности». Технологияманипулирования сознанием, управления человеком, или, другими словами, властинад людьми была отполирована до блеска.
Религияпревратилась в один из важных элементов сознания многих людей. Она воспитываетчеловека в религиозных понятиях с раннего детства, запрещая подвергать ихсомнению или толковать по-своему. Религиозные деятели всегда понимали, чтоначинать внушать эти представления в зрелом возрасте — уже бесполезно.
О религиозном «утешении»
Каксоциальные институты религии могут различаться, но по своей сути они одинаковы.Приведу некоторые обязательные признаки любой религии:
— вера в спасение души. Это система, которая позволяет душе спастись и обещаетвечную жизнь; душа есть главное в человеке, ради чего стоит поступиться всемостальным;
— религия не претендует на построение царства божьего на Земле, только на небе;
— религия есть то, что говорит о вечной жизни, предуготовляет человека к ней.Этому служат и ритуалы, и моральные нормы, здесь будет и суббота, и кошерность,и посты, и покаяние…
Еслив человеческом обществе не будет представления об абсолютной справедливости,говорят верующие, то оно обречено на вырождение и гибель. Так религияудерживает общество от распада.
Человекне может смириться и с тем, что его жизнь, как жизнь какой-то козявки, не имеетсмысла и цели, что он «из тлена вышел и в прах уйдет». Он хочет думать, что егосуществование небезразлично для Вселенной. Что он, его сознание, его душа имеюткакое-то глубокое предназначение. Религия удовлетворяет эту потребность.
Религия— это необходимое порождение человеческого духа на определённом этапе егоразвития и действительно является элементом культуры.
Желаниесправедливости и собственной значимости по-человечески и психологически понятьможно. Но для их удовлетворения существуют более достойные пути, чем слепаявера. Правда, на этих путях от человека требуются собственные усилия, знания,труд и самоуважение, но что тогда останется религии, которая при каждомпрепятствии услужливо подсовывает костыль веры вместо воспитания способностиходить на собственных ногах?
Вотдельных случаях религиозные мифы оказывают на верующего человекапсихотерапевтический эффект. Доверие к мифу есть разновидность самообмана —психологического укрытия от грубой действительности. Однако это оправданиерелигии «работает» лишь до тех пор, пока не обнаруживается, что разрушительныйпобочный эффект подобной «психотерапии» многократно превышает лечебный. Ведьсуществует, например, масса фармакологических средств, убивающихзлокачественную опухоль, но одновременно губящих и сам организм, не оставляяникакой надежды на выздоровление. В медицине такие «лекарства» запрещены киспользованию. А в религии — нет! Религия воспитывает слабых людей, неспособных противостоять ударам судьбы. В этом состоит одно из отрицательныхследствий религиозности. В произведении братьев Стругацких «Парень изпреисподней» один из героев говорит: «… есть люди, которые могут выдержатьудар судьбы, а есть люди, которые ломаются. Первым рассказывают правду, авторым рассказывают сказки».
Выхотите, чтобы вам «рассказывали сказки»? «Сказочники», невежды, движимыерелигиозным фанатизмом, а то и корыстью, не упустят такой возможности!
Людям,увы, не хватает чувства юмора, чтобы разглядеть идиотизм «сюжета об утешении»,принципиально не отличающегося от сюжета известного фильма начала ХХ в., вкотором Чарли Чаплин играет роль стекольщика, впереди которого бежит мальчишка,бьющий стекла из рогатки. Точно также религиозные деятели сначала воспитываютпоколения, не умеющие ходить на собственных ногах, нуждающиеся в помощи, апотом эту «помощь» оказывают. «Утешают»! Как это похоже на практикунаркоторговцев, готовых предоставлять свой «товар» бесплатно, пока клиент не«сядет на иглу»…
Рассужденияо том, что сегодня религия может удержать общество от распада, простопротиворечат здравому смыслу и повседневному опыту.
ЕщёЭрнест Ренан — а это ХIХ в.! — писал: «Не будь борьбы между религией икритикой, религии боролись бы между собой за главенство; если бы все религиисошлись в одну, различные фракции этой религии взаимно проклинали бы однадругую...» (курсив мой. — В. Ц.). Число последователей любой заметной религииисчисляется десятками миллионов. Религиозными идеологиями охвачено большинствочеловечества. И практически все разрушительные конфликты ХХ в., как и прежде,имели либо скрытую, либо откровенно религиозную подоплёку. Да и сегодняшняяборьба с терроризмом — это фаза борьбы с религиозно-национальным фанатизмом,одной из самых агрессивных и опасных форм невежества.
Верующий и знающий
Впонятие «верующий» заложено главное и поистине подлое условие: верить безпонимания, сомнений и колебаний. Сомневающийся не может быть верующим, и он неготов, как солдат, принести себя в жертву по одному приказу.
Уверующего, какое бы положение в обществе он ни занимал, должно быть ощущениесобственной ничтожности и приниженности перед лицом высшей и неумолимой силы.Он должен быть убеждён и в обречённости любого человеческого начинания, хотярелигия и вынуждена признавать свободу воли, понимая, что отрицание этойсвободы сделало бы человека не ответственным за собственные дела перед тою жецерковью (за её материальную поддержку в том числе). В любом случае сознаниеналичия высшей воли, силы, власти и судьи в последней инстанции, стоящими надчеловеком и выражаемыми церковниками, у верующего должно быть абсолютным.Поэтому-то и налагается запрет на критическое переосмысление устойчивыхпонятий, традиций и обычаев, при трезвом рассмотрении оказывающихся наборомнелепостей, предрассудков и бессмысленных ритуалов. Эти требования, традиции иобычаи — прекрасный инструмент для манипулирования сознанием верующей массы.Той же цели служит и требование безусловного подчинения этой высшей силе,точнее, её земным толкователям. В пресловутых десяти заповедях требованиялюбви, почитания и подчинения богу являются главным и решающим условиемдобродетельности. Жить нормально в таких «армейских» условиях невозможно,поэтому человек непрерывно «грешит» («бегает в самоволку»), а церковь, чтобы непотерять влияние и материальную поддержку, вынуждена эти грехи «отпускать». Всредневековой Европе церковь даже продавала индульгенции, заранее позволявшиечеловеку согрешить! Законы конкуренции вынуждают религию бороться за верующуюмассу (за потребителей её товара). Отсюда войны и ожесточённые стычки,непрерывная вражда и споры между представителями разных конфессий. Отсюдафанатизм, «шахиды», готовые превратить себя и окружающих неверных в разорванныена куски тела. Религиозный фанатизм становится идеологией самоубийц,захватывающих пассажирские самолеты и направляющих их на символы мощи ипроцветания «неверных» — высотные здания Торгового центра в Нью-Йорке,Пентагона, Белого дома, на многоэтажные жилые дома в Москве и других городах,уничтожая сотни и тысячи людей, подталкивая человечество к третьей мировойвойне, на сей раз — войне с терроризмом. Эту войну невозможно выиграть, еслиограничиваться чисто военными методами и призывами к религиозно-национальнойтерпимости и не вести жёсткую критику религиозного стиля мышления, если небороться за отмену религиозного обучения и воспитания детей и не защищатьпринципы научного образования и рационально-критического мышления.
Безпреувеличения можно сказать, что вера превращает человека в примитивное, дрессированноеи зависимое существо, в средство реализации амбиций корыстных и нередконевежественных властолюбцев. В этом и цель любой тоталитарной идеологии. Неслучайно сомневающихся, а тем более задающих «провокационные» вопросы, отлучалиили уничтожали в первую очередь.
Антиподомчеловека религиозного, т. е. верующего, является человек с атеистическиммировосприятием, т. е. знающий. Философия знающего основана на пониманииспособности каждого отдельного человека и человечества в целом перейти из фазышизофренического раздвоения между мифом и знанием в фазу целенаправленного —разумного и человечного — развития мировой цивилизации. Ценностной основойтакого развития служит уважение к человеку, к его возможности стать личностьюмыслящей, ищущей и творческой. Психология знающего — психология свободногочеловека, действительно уважающего свободу других людей. В основе этогоуважения лежит личная ответственность каждого за свою судьбу, за последствияпринятых решений и совершаемых поступков. Такая ответственность является самойнадёжной предпосылкой гуманного и милосердного отношения к беспомощным илинуждающимся в поддержке.
Атеист,т. е. знающий, отвергает право кого бы то ни было накладывать запрет на знаниеи сомнение. Он не перестраивает и не разрушает религиозные храмы и святыни,полагая, что архитектурные памятники, свидетельства старины и недавнегопрошлого, так же важны, как и любые исторические документы. Быть знающимозначает и понимание глубокой лживости теорий о неисправимой порочностичеловеческой природы.
Несуществует ни изначальной порочности, ни изначальной добродетельности индивида.Он превращается в разумное существо только в человеческом окружении, а неблагодаря какой-нибудь сверхъестественной высшей или низшей силе. Человекстановится тем, кем его сначала делают (формируют) в основном окружающие люди исреда, а потом — если в нём не были вытоптаны начала свободы и достоинства —тем, каким он хочет или не хочет быть.
Сразвитием разума появилась уникальная возможность научного познания природы исамопостижения, возник рукотворный мир культуры и современной цивилизации —безграничное богатство возможностей для самореализации. Только разум и знания,а не религиозный догматизм, могут обеспечить человечность взаимоотношений,разумное использование ресурсов, накопленных человечеством в гуманитарной иматериальной сферах.
Атеизм против светского и религиозного тоталитаризма
Существуетустойчивое убеждение в том, что тоталитарный режим может быть атеистическим. Насамом деле религиозность и тоталитаризм — практически одно и то же. Самыйнаглядный пример — бывший СССР.
Казалосьбы, в СССР преследовали, притесняли, ограничивали все традиционные инетрадиционные религии, подавляли верующих, репрессировали религиозныхдеятелей, конфисковывали церковные ценности, разрушали храмы. Да и самиидеологи коммунистической диктатуры называли себя борцами с религиознымдурманом и атеистами. На деле шла спекуляция на лозунге борьбы с религией.Именно спекуляция, поскольку утопические идеи коммунистов, в том числе ихоценку роли религии, не надо путать с практикой большевиков. Большевикиразвязали в СССР беспощадный террор, погибли миллионы невинных людей, странаоказалась экономически несостоятельной. Они не смогли ни адекватно понять, нитем более рационально воплотить на практике марксистскую теорию, идеикоммунизма. Они оказались в роли, аналогичной той, которую исполнилитеррористы, захватившие современные авиалайнеры с самой совершеннойнавигационной аппаратурой, но использовавшие их в качестве высокоточных бомб.Фактически большевики не отказались от религиозной идеологии, а, в соответствиис законами борьбы за власть, лишь поменяли одних идолов на других. Иного простонельзя было ожидать, так как тоталитарная идеология — это разновидностьрелигиозной идеологии. Справедливо и обратное, так как и психологически, ипрактически они суть близнецы.
Советскиеидеологи называли СССР и государством рабочих и крестьян, и строем самойпередовой демократии, и страной всеобщего равенства, братства и гуманизма… Втом же ряду стоят и их громогласные декларации о научном атеизме. Но это быласплошная демагогия и лицемерие. После развала СССР церковники, желая укрепитьсвои позиции, объяснили бесчеловечность режима, его поражение икатастрофические последствия тем, что коммунисты «забыли Бога». Однако у нихбыл, как видим, свой «бог».
«Безбожным»принято считать и гитлеровский режим, шокировавший весь христианский мир идеей,что Гитлер — новый мессия, посланный на Землю, чтобы спасти мир от евреев, чтоХристос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями,декларацией «или у нас будет германский Бог, или не будет никакого», и т. д.Эклектика только усиливала непоследовательность и невежество диктатуры. Гитлерзакрыл протестантские церковные школы, конфисковал церковную собственность,были арестованы многие пасторы и богословы. Во многом похожая судьба постигла икатоликов. Однако на пряжках солдат вермахта были выдавлены слова «С нами Бог».
Какодин, так и другой тоталитарный режимы боролись за замену в сознании людейтрадиционного бога на бога-диктатора, наделив его божественным авторитетом ибожественной властью. Каждый из режимов создал своё вероучение, ввёл своисвященные книги, с жестокостью преследовал вероотступников. Кстати, оба режимарезко ослабили давление на традиционные конфессии с началом Второй мировойвойны, сделав это из политических соображений. Различие в деталях не имеетзначения.
Чтокасается преследования религиозных деятелей, то такими преследованиямипересыщена история народов, и никто никогда не говорил об атеизмепреследователей! Но почему бы, в самом деле, не называть «атеистическими» всережимы, практикующие преследования по религиозному признаку? Почему не назвать«атеистами» участников крестовых походов, с первобытной жестокостьюрасправлявшихся с представителями других религий и разрушавших их храмы? Илиримскую католическую церковь — за преследование протестантов, всехзаподозренных в ереси и т. д.?
Продолжаятрадицию, вожаки сегодняшней России заигрывают с церковью, посещаяторжественные богослужения, отбивая в нужные моменты поклоны и приглашая поповразных рангов на приёмы и заседания государственных органов. По телевидениюпоказывают крестящегося и целующего иконы президента страны (бывшего полковникаКГБ!).
Сообщается,что многие миллионы долларов вколочены в церкви — учреждения для промываниямозгов! И это при голодающих стариках и детях, отсутствии доступных лекарств,хронической невыплате зарплаты, безработице, отсутствии достойногофинансирования науки, эффективного и современного производства и т. д. Всё этоне мешает новым религиозным идеологам утверждать, что кошмары советской ипостсоветской России являются результатом отхода от религиозных ценностей.Причём под истинными (официально стыдливо сказано — «традиционными») религиямипочему-то предлагается понимать только четыре: христианство, ислам, буддизм,иудаизм. Атеизм же уравнивается с нигилизмом и отождествляется с практикойвоинствующих безбожников-большевиков.
Логикив таком понимании «истинных» (фактически привилегированных) религий не больше,чем, например, в случае, если относить понятие «правительство» только кправительствам двух-трёх самых крупных или древних государств, а все прочиеправительствами уже не считать! Очевидный абсурд.
Всерелигии, их конфессии, секты и т. д. являются институтами, обладающимисовершенно определёнными общими чертами, вне зависимости от того, образовалисьони сегодня, вчера или три тысячелетия назад. Их сущность со временем неменяется. Это проявляется и в одинаково трагичных судьбах сомневающихся илиинакомыслящих в любой религии, и в неизменной цели всех церквей — управлятьсознанием, добиваться беспрекословного подчинения. Что им в значительнойстепени и удаётся делать в течение многих тысячелетий.
Новыевероучения вбиваются в головы теми же методами, которые практиковались веками;всё тот же облик и у религиозных междоусобиц.
Атеизмздесь ни при чём. Война светского тоталитаризма с религиозным — всё та жерелигиозная война. Были и до сих пор продолжаются типично религиозные войны —войны за власть, идеологическое господство над паствой и многое другое. И неважно, как обращаются к пастве: «правоверные», «братья и сёстры», «великийсоветский народ» или «великий немецкий народ». Не важно даже то, понимают ли«верхи» и «низы» происходящее.
Подмена понятий
Однимиз основных признаков любой религии является подмена понятий и связей,действующих в реальной истории и в реальном мире, фантастическими,мистическими, вымышленными и конъюнктурными понятиями и связями, которые противоречатзнаниям о действительных связях в природе и существуют лишь в искажённом изапрограммированном сознании верующих. Религия — это в первую очередьпримитивный способ мышления, утверждающий невежество и следующий отсюда способсуществования индивидов, составляющих в совокупности послушную массу людей.
Основнымиобщими признаками любой религии и тоталитаризма являются:
— заведомая непререкаемость некоторого авторитета — либо Бога, либо освящённогоим авторитета диктатора, либо «великого учения» и «Учителя»;
— обязанность верить в религиозные или тоталитаристские догмы, на которые нераспространяется сила разума, логики и научного мышления;
— сомнение в этих догмах, как и критика диктатуры, всегда трактуются какпокушение на святыни, оскорбление Бога, вождя, основоположников, предков,истинно верующих и т. д.;
— ересь, любое отклонение от священного писания, будь это Тора, Библия, Коран,труды классиков ленинизма — сталинизма — гитлеризма — хомейнизма — хусейнизма —исламизма и прочая, всегда выкорчёвываются, и, как правило, вместе с еёносителями;
— претензия на всесильность и универсальность каких-то идей, освящённыхавторитетом Бога или вождя, объективно носящих либо фантастический, либо, влучшем случае, конъюнктурный, утопический или банальный характер;
— естественные отношения между людьми и повседневное поведение регламентируютсяименем Бога или диктатора и сопровождаются обязательным выполнениембессмысленных или абсурдных ритуалов, освящённых традицией или авторитетом.Самые обыкновенные житейские и нравственные нормы истолковываются какбожественные заповеди или идеи вождя;
— любая религиозная и тоталитарная философии — это всегда философия мобилизации,манипуляции и сплочения под каким-нибудь иррациональным лозунгом; здеськультивируется стадная психология, чувство принадлежности единому социальномуцелому, где личность деперсонифицируется, сознание сужается, а индивидуальнаяжизнь ценится ничтожно мало.
Религииили тоталитарные режимы подменяют объективное научное знание и критическийанализ мифологией, предрассудками, фантомами, откровенной ложью, т. е. активнымневежеством.
Привыкшие,по существу, к религиозному мировосприятию, многие из наших соотечественников ив США продемонстрировали готовность «вернуться к религии предков», и без особыхдушевных мук сменили своё мнимое «безбожие» на церкви, синагоги и бессмысленноесубботнее безделье. Готовность воспринять «свою» религию ещё раз косвеннодоказывает, что никакого атеизма в СССР не было и в помине.
Послеразгрома фашизма и крушения тоталитарной большевистской диктатуры закономернооживление придавленных ранее конфессий. В России это происходит вместе с ростомнационализма и фашистской идеологии, как и с распространением преступности,наркомании и другими социальными пороками, которые, казалось бы, должны были быуменьшаться по мере распространения религиозного благочестия.
Какреванш за предшествующие десятилетия постоянного давления, слово «религиозный»стало в сознании многих людей чуть ли не синонимом слова «добродетельный». Этимпользуются функционеры от церкви и государства, старающиеся придатьрелигиозности значение высшей моральной ценности, причём якобы настолькоочевидной, что быть неверующим, или рационалистом, или тем паче атеистомозначает чуть ли не преступление. Фактически эти категории используются дляуничижения человека, как намёки на какую-то его моральную неполноценность.
Существенныйпрогресс отдельных сообществ и человечества в целом принципиально невозможен дотех пор, пока в людях культивируется религиозность в любом её виде — какрабская психология, лицемерие и невежество, открывающие возможность дляманипуляций. Таким образом, ни один тоталитарный режим, и в том числе тот,который был в Советском Союзе, не был и не мог быть атеистическим. Ибопоследнее значит — уважающим свободомыслие, научное мировоззрение иобщечеловеческие моральные и правовые нормы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.humanism.al.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Використання нових інформаційних технологій навчання на заняттях з дисциплін циклу
Реферат Современные проблемы квантовой механики
Реферат Нарастание русско-германских противоречий до начала правления Александра III. Союз трех императоров.
Реферат Анализ и совершенствование маркетинговой политики ОАО "Башспирт"
Реферат Расчет привода ленточного конвейера с цилиндрическим одноступенчатым редуктором и цепной передачей
Реферат "Дворцовые перевороты" и усиление позиций аристократии и гвардии: причины и последствия
Реферат Аналіз телевізійного рекламного слогана
Реферат Банковская система Великобритании
Реферат Математическое ожидание и дисперсия для интервальных и пропорциональных шкал. Доверительные интервалы
Реферат Уголовное право зарубежных стран. Экзаменационные вопросы с ответами (Шпаргалка)
Реферат Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питан
Реферат Racisms Nature Essay Research Paper In our
Реферат Развитие предпринимательского сектора на примере ОАО "Льнозавод "Маслянинский"
Реферат ВЧК
Реферат Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке (российская специфика)