Реферат по предмету "Психология"


Эмоции и их роль в жизни человека

Содержание
 
Введение
Природаэмоций. Теории эмоций
Разнообразиеэмоциональных явлений
Рольэмоций в жизни человека
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
Вряд ли у кого-товызывает сомнение актуальность познания особенностей эмоциональной сферычеловека. Чаще всего объяснение нашего поведения мы ищем именно в нашихпереживаниях. Какие бы финансовые или другие «объективные» причины мы ненаходили, причиной конкретного поведения человека в конкретной ситуации чащевсего считаются именно эмоциональные явления: симпатии или антипатии, радостьили раздражение, надежда или смущение. Эмоциональные состояния как помогают нампреодолевать непреодолимые препятствия, так и препятствуют справиться с самымилегкими.
Данная работа посвященаанализу эмоций, причин их возникновения, влияния их на организм человека, атакже роли эмоций в жизни человека
В первой части мы рассмотримнекоторые существующие теории эмоций. Эти теории позволяют ответить на рядвопросов о функциях и формах проявления эмоциональных явлений. В итогепопробуем обобщить все обоснованные представления о природе эмоциональныхявлений, которые в той или иной форме представлены в изложенных теориях илитеоретических представлений.
Во второй части попытаемсяописать разнообразие эмоциональных явлений. В отечественной психологиираспространена традиционная классификационная схема, выделяющая аффекты,эмоции, чувства, настроения. Здесь рассмотрены различения К.Е. Изардом десяти«фундаментальных эмоций», выделенные на основе комплексного критерия,охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество.
Вопрос о роли эмоций вжизни человека пронизывает всю психологию эмоции. Чаще всего исследователисклоняются к тому, что эмоции выполняют роль как внутренних сигналов, так ивнешних, социальных сигналов, позволяющих окружающим оценивать место индивида всоциуме и строить по отношению к нему свое поведение. В третьей части будутобозначены основные функции эмоций, их роль в жизни человека.

 
1.Природа эмоций.Теории эмоций
Психологи в течениедлительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В 18-19вв. не былоединой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическаяпозиция: органические проявления- следствие психических явлений. Наиболеечеткую формулировку этой теории дал И.Ф.Гербард, считавший, что фундаментальнымпсихологическим фактом является представление. Эмоциисоответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могутрассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образумершего, хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождаетпечаль. В свою очередь это эффективное состояние не произвольно, почтирефлекторно взывает слезы и вообще органические изменения, характеризующуюскорбь.
Этой же линиейпридерживался И.В.Вундт, но его концепция была более эклектичной. По егомнению, эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиесянепосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторойстепени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишьследствием эмоции.
Современная историяэмоций начинается с появления в 1884г. Статьи У.Джемса «Что такое эмоция?». У.Джемси независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которойвозникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениямикак в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов-сердечной. Ощущения связаны с этими изменениями и есть эмоциональныепереживания. По Джемсу «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, чтодрожим; радуемся потому, что смеемся». Таким образом, периферическиеорганические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоции,стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольнойрегуляции эмоций- считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можноподавить, если намеренно совершать действия, характерные для достиженияположительных эмоций.
Концепция Джемса-Лангевызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У.Кенноном,который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции,возникающие при различных эмоциях, очень походили друг на друга и как таковыене достаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественноемногообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые учеловека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональнымипереживаниями.
Телесные процессы приэмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, поскольку служатпредварительной настройкой всего организма к ситуации, когда то негопотребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживанияи соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре- таламусе.Позже П.Бард показал, что с эмоциями их всех мозговых структур связан не самталамус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
Большая группапсихологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а какответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина,считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, чтоони полезны(выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являютсярудиментами движения целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, еслируки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобныхпредков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ,эволюционируют также, как и строение их тела. В дальнейшем эту теориювоспроизвел Э. Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, под той илииной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он неиспытывает эмоции страха».
Отдельно стоит группатеорий, раскрывающих природу эмоций через когнитивные факторы. Среди нихследует отметить теорию когнитивного диссонанс Л.Фестингера. Исходное ееположение: диссонанс – есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающеев ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми«знаниями» об одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когдареальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми.Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которогостремятся избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: изменить своиожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получитьновые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Такимобразом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основнаяпричина соответствующих действий и поступков.
К разрядукогнитивистских может быть отнесена информационная концепция эмоцииП.В.Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяютсякачеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которуюон дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человекпроизводит на основе врожденного ранее приобретенного индивидуального опыта,непроизвольно сопоставляя информацию о средствах времени, ресурсах,предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией,поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается принедостатке сведений, необходимых для защиты. Этот подход реализован в формуле
Э = — П(Ин -Ис),

где:
Э – эмоция, ее сила икачество;
П – величина и спецификаактуальной потребности;
Ин – информация,необходимая для удовлетворения существующей потребности;
Ис – информациясуществующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.
Следствия, вытекающиеиз формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он неиспытывает (Э=0); эмоция не возникает в том случае, когда человек, испытывающийпотребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективнаявероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительныеэмоции. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оцениваетвозможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или несознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется дляудовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от ихсоотношения испытывает различные эмоции.
Рассматриваяспецифические особенности эмоций человека, следует прежде всего отметить, чтоэмоции носят личностный характер: в них отражается значимость предметов иявлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, предложеннаясытому и голодному человеку, вызовет у них разные эмоции. Этим же объясняется иотношение к предметам, которые вызывают воспоминание. Как правило, предметы, скоторыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстановке, и в дальнейшембудут вызывать у него положительную реакцию. В связи с этим эмоции можнорассматривать как важнейшую характеристику личности. Как писал Ф.Крюгер: «То,что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, чтопредставляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, егохарактер, индивидуальность».[1]
В последние годы всереже встречаются серьезные теоретические модели эмоциональных явлений,претендующие на объяснение всех явлений эмоциональной сферы. Особенно этоотносится к моделям, построенным на каком- то одном принципе, механизме илипонятии. Все больше ученых понимают сложность и условность выделенияэмоциональных явлений из содержания сознания и поведения и условность самоговыделения дискретных эмоций и состояний, хотя бы в силу динамики эмоциональнойсферы и ее непрерывной включенности в регуляцию процессов жизнедеятельности, обусловленностикак потребностями индивида, так и особенностями культуры, общества и техреальных социальных ситуаций, в которых оказываются люди.
Тем не мене попробуемобобщить все те эмпирически обоснованные представления о природе эмоциональныхявлений, которые в той или иной форме представлены в изложенных выше теорияхили теоретических представлений о природе эмоциональных явлений.
 
Таблица 1.1. Общиесвойства эмоциональных явлений1 Эмоциональные явления (в отличие от познавательных процессов) выражают отношения между индивидом и окружающей средой (потребностями и возможным или реальным их удовлетворением/или невозможностью удовлетворить, целями и возможным или реальным их достижением/или невозможностью достичь). 2 Наиболее типичные и значимые виды таких ситуативных отношений и приобретают название дискретных эмоций (гнев, радость, страх и т.п.), виды внеситуативных устойчивых отношений — название чувств (любовь, уважение, ненависть, презрение и т.п.). 3 Эмоциональные явления предполагают обязательную включенность всех систем организма в процессы обеспечения поведения и сознания, причем характер этой включенности не привязан к конкретным видам эмоциональных явлений и может меняться в очень широком диапазоне. 4 Эмоциональные явления могут выступать и как механизм деструктивного поведения, но в любом случае являются необходимым, а значит и постоянным компонентом регуляции.

 
2. Разнообразиеэмоциональных явлений
Все многообразиеэмоциональных явлений можно разделить на 2 категории: на положительные эмоции,связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потомудоставляющие удовольствие, и отрицательные эмоции, связанные снеудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.
По форме протекания всеэмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект,стресс фрустрацию, страсть.
Простейшая формаэмоционального переживания – это, так называемый чувственный, илиэмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску,своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта ких сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, запахи самипо себе, независимо от из значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними,вызвать у нас приятное или неприятное чувство.
Чувственный тон как быаккумулирует в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаковполезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своейобобщенности чувственный тон помогая принять хотя и предварительное, но затобыстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со своейинформацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективнуюокраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия, и т. д.для одного человека могут вызвать у другого совсем противоположные переживания.Чувственный тон также зависит от того, как протекает деятельность. Постояннопроигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который всегдавыигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание ицеленаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать нанастроение человека, повышать производительность труда, интенсивность учебы ит.д.
Под настроениемпонимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительноговремени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может бытьрадостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным,спокойным или раздраженным и т.д. Настроение является эмоциональной реакциейнена непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение дляжизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.Отмечая особенности настроения, С.Л. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно непредметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание,приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.
Настроение существеннозависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и,особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения невсегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям.Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле,настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятнодля нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может бытьопределена.
Настроение накладываетсущественный отпечаток на поведение, стимулирует или подавляет деятельностьчеловека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой иприятной, то тяжелой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр,спокоен, весел и гораздо хуже, он встревожен, раздражен, недоволен. Плохоенастроение сказывается и на работе окружающих. Человек не должен быть рабом своегонастроения и, как заметил один известный герой: «хорошее настроение никто неподнесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». Поэтому человекдолжен управлять своим настроением. Для этого можно использовать образы иситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостногонастроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.
К.Изард выделилследующие основные, «фундаментальные эмоции».
Интерес – положительноеэмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретениюзнаний, мотивирующее обучение.
Радость– положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточнополно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого моментабыла невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление– не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знакаэмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозитвсе предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходитьв интерес.
Страдание– отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной иликажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейшихжизненных потребностей, которое до этого момента казалось более или менее вероятным,чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев– эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее вформе аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия напути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение– отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами,людьми, обстоятельствами др.), соприкосновение с которыми (физическоевзаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие сидеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установкамисубъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностныхотношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируетсягневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение– отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностныхвзаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов иповедения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объектачувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующиепринятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх– отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектоминформации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной иливоображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямымблокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха,располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действуетна основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд– отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственныхпомыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но исобственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Из соединенияфундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния,как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину иинтерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний,различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение,восторг, ликование, экстаз и т.д.).
Эмоциональныепереживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызватьнесогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получилоназвание амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентностьвызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют напотребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то заработоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентностьможет быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету иразвивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещая любовь иненависть при ревности).
Самой мощнойэмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. – «душевноеволнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональноесостояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненныхобстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями иизменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшеесобытие и является как бы сдвинутым к его концу. Любое чувство может переживатьсяв аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга навыступления любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе,недовольных качеством судейств, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффектпроявляется в напряженной скованности движений, позы речи. Такими могут бытьужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, онтеряется, не знает, что сказать.
Причиной аффекта можетстать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлениемчеловека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшеепобуждение, причем человек не в состоянии или не хочет осознать этуневозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт можетзаключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данныймомент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своихвозможностей, Так например, задача может казаться сверхтрудной, невыполнимой ивызовет панический страх.
Аффект возникает резко,внезапно в виде вспышки, порыва. При это изменяются основные характеристикивнимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи спереживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаютсянедостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этимсостоянием. Кроме того, изменяется мышление, человеку трудно сосредоточиться,предвидеть результат своих поступков, и целесообразное поведение становитсяневозможным. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля,узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательнойактивностью, происходит своего рода разрядка в действии.
Аффекты отрицательносказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности.В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаютсябез учета обстановки. Если в сфере действий человека попадают предметы, неимеющие отношение к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшую подруку вещь, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Теряя власть над собой, человеккак бы весь отдается переживанию. Состояние аффекта показано М.Ю. Лермонтовым впоэме «Мцыри»:
Тогда на землю я упал,
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудьземли,
И слезы, слезы потекли
В ней горючею рекой.
Такое состояние вызваносильным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий.Обладая свойствами доменанты, аффект тормозит несвязанные с ним психическиепроцессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешенияситуации. Так как эти способы (оцепление, бегство, агрессия) сложились впроцессе биологической эволюции, то и оправдывают они себя только всоответствующих биологических условиях.
Чрезвычайно сильноевозбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловнымохранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффектзаканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могутпривести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полнойамнезии на событие.
Было бы неверно думать,что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффектимеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человекполностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, товначале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это иногда требуетогромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей мере развилось аффективноесостояние. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективнуювспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.
Еще одна обширнаяобласть состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом(«давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее вответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г.Сельедля обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятноевоздействие. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы– усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают ворганизме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именнораздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражителинеобязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только надействительную опасность, но и на угрозу или на упоминание о ней.
В настоящее время взависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые внаиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому.Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационныйи эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успеваетпринимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности,т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационныйстресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды ит.п. Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап – реакция тревоги– фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношениюк конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределениерезервов организма: решение главной задачи обеспечивается зачет второстепенныхзадач, Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации,без структурных перестроек. На втором этапе – этапе стабилизации все параметры,выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне, Внешнееповедение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутреннеидет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжаетсохраняться, наступает третий этап – истощение, что может привести кзначительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже к смерти.
Показательны в этомотношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Онипроследили смертность от коронарной у представителей 13 профессиональных групп.Выяснились довольно любопытные сведения: Врачи – хирурги, мелкие собственникипочти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственныерабочие, а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз. В других случаях отмечаетсявысокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административныхдеятелей, летчиков – испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителейгородских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городскогоавтобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно:оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именнопостоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этихпрофессий.
Стрессовые состояниясущественно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностяминервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. Уодних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышенияэффективности деятельности. Это та называемый «стресс льва».
Опасность как быподстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другойстороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ееэффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).
Поведение человека встрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего отпсихологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку,навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевуюсобранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
Близким по своимпроявлениям к стрессу является состояние фрустрации.
Фрустрация («обман»,«расстройство», «разрушение планов») – состояние человека, вызываемоеобъективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизоватьсознание и деятельность. В состоянии Фрустрации человек может проявлятьозлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.
Уровень фрустрациизависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека исложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно частоисточником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающаязначимые отношения личности. Устойчивость (толерантность)человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональнойвозбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
Особой формойэмоционального переживания является страсть. По интенсивностиэмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности иустойчивости напоминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстьюназывают сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направлениемыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточноразнообразны – они могут определяться осознанными убеждениями (например,страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметьпатологическое происхождение. В любом случае страсть органически связана спотребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегдапредметна. Таковые, например, наблюдающиеся у людей страсть к музыке, страсть кколлекционированию и т.д.
Страсть захватывает всемысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметомстрасти, представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Всеостальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющимзначения. Жизнь дает немало примеров, когда ученые, страстно работающие надоткрытием, не придавали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду.
Наиболее важнойхарактеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступаетодним из существенных побуждений к деятельности, обладая большой силой. Поэтомучрезвычайно важно знать, на что направлена страсть. Недаром христианская моральрассматривает страсть как тайную, фатальную силу, которая ослепляет человека,вовлекает его во власть инстинктов. В действительности оценка значения страстидостаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью,а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках однойкультуры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриватьсялюдьми как преданность традициям, то время как другие могут назвать эту страстьфанатизмом; или страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьмикак жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальнойгруппы как экономность, расчетливость.
3. Роль, эмоций в жизничеловека
Пожалуй, главныйвопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемахэмоциональной сферы, — это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизничеловека. Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетическогоразвития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций.
Отражательная функцияэмоций выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоцииохватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредностьвоздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено самовредное воздействие. Так, например, человек, переходящий дорогу, может испытатьстрах различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональнаяоценка событий формируется не столько на основе опыта индивидуальных переживанийчеловека, сколько в результате переживаний, возникших в общении с другимилюдьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовойинформации и т.д. Благодаря отражательной функции эмоций человек можеториентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления сточки зрения их желательности. В этом смысле эмоции выполняют еще ипрединформационную или сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируютчеловеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какиепрепятствия он встречает на своем пути, на что надо обратить внимание в первуюочередь и т. д.
Оценочная, илиотражательная, функция эмоций непосредственно связана с побудительной, илистимулирующей, функцией. Так, в той же дорожной ситуации, человек,испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение черездорогу. Эмоции как бы определяют направление поиска, способное удовлетворитьрешение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предметаудовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что ипобуждает человека к действию.
В связи с тем, чтоэмоции принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющуюфункцию эмоций. Значимые события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрееи надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладаютспособностью привить любовь к учению или навсегда угасить ее. Американскиепсихологи Р.М.Йеркс и Дж.Д.Додсон, изучая зависимость научения от силыподкрепления (электроудара) у мышей, установили зависимость качествавыполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии этазависимость была выявлена у людей. Оказалось, что по мере интенсивностикачество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначалаповышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателейуспешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при которомдеятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Переключательнаяфункция эмоций особенно ярко обнаруживается приконкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующаяпотребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным длячеловека инстинктом самосохранения и социальной потребности следоватьопределенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе междустрахом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, егоблизость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другуюсторону.
В связи с этим нельзяне отметить и приспособительную функцию. По утверждению Ч.Дарвина,эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливаютзначимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для нихпотребностей. Благодаря вовремя возникшим эмоциям, организм имеет возможностьэффективно приспособиться к окружающему миру.
Коммуникативнаяфункция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передаватьсвои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам иявлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительныевздохи, изменение интонации, являются «языком человеческих чувств», средствомсообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования не всеэмоции одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57%испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшуюинформативность об эмоциях, испытываемых человеком, несет выражение его рта.
В рамкахкоммуникативной функции можно выделить и другие. Эмоции могут нести воздействияна окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции,связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия наокружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакатьдо тех пор, пока родители не выполнят его желание.
Эмоции связаны сособыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеетв своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагиваетдеятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживанияхизменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяетсятонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление и т.д. Врезультате при одних эмоциональных переживаниях человек – краснеет, при других– бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональнойжизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, несмотря нато, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторнойсистемах.
Эмоции нацелены наовладение приемлемыми объектами. Их можно рассматривать как средство достиженияконкретных объектов, но не только – этим они также способствуютсовершенствованию нашей собственной личностью, развитию потенциальныхспособностей. Даже беглый взгляд на собственные переживания показывают, чтоэмоция может побудить нас к действию и облегчить его выполнение. Мы преследуемцель, которую очень желаем, и добиваемся ее без всякого чувства усилия; но длянас тяжелым бременем являются усилия, необходимые для достижения цели, которуюнам следовало бы достичь, но которая не слишком нас заботит. Это проявляетсятакже в ускорении деятельности, наступающем в те моменты, когда мы бываемохвачены отвагой, гневом или страхом. Как импульсивные эмоции, так и эмоциисопротивления могут служить нам средствами в преследовании поставленных целей.Овладение объектом начинается с желания, достигается действием и завершаетсярадостью, которую нам этот объект доставляет. Если с нами приключается что-тонедоброе, мы стараемся от этого избавиться и ищем чего-то лучшего.
Труднее выяснить, какимобразом способствуют деятельности по достижению цели отрицательные эмоции ивызванные ими состояния. Необходимо иметь в виду, что отрицательная эмоцияотрицательное движение, связанное с нею, в действительности являютсяпозитивными состояниями – ведь при этом что-то происходит. Движение называетсяотрицательным потому, что оно удаляет от того, что его вызывает. Но этодвижение не просто удаляет от нежелательного объекта или состояния. Есть основанияутверждать, что это движение положительно(направлено к чему-то) в такой жемере, как и отрицательно (в сторону нежелательного), потому что даже с точкизрения принципов чисто физической эволюции организмов выживание – это функцияреакций избегания. Следовательно, отрицательное движение всегда есть движение кчему-то лучшему, а не просто от какого-то наличного зла. Правда, это «что-толучшее» всегда осознается, конечно, весьма смутно и туманно, в то время какобъект, вызвавший эмоцию, воспринимается в фокусе сознания со всейотчетливостью. Но для выживания имеет значение не отчетливость восприятия и нефакт избегания, а, скорее, ценность движений для достижения положительной цели.Ситуация типа «из огня да в полымя» представляют собой редкое исключение.
Кроме того,эмоциональная реакция при отрицательных эмоциональных состояниях редко являетсярезультатом действия одиночного объекта или не чем не осложненного ума. Печаль,которая на первый взгляд кажется исключительно депрессивной, имеет и позитивноесодержание: она направляет нас к чему-то (неважно, к чему именно)конструктивному и повышающему настроение. Более сложные случаи, когда печальвызвана потерей, Здесь мы имеем отрицательную эмоцию, подкрепляемую иподдерживаемую эмоцией сопротивления. Мы жаждем утерянного добра, теперь уженедостижимого, и угнетены его отсутствием, теперь уже неизбежным. Именно эмоциясопротивления закрепляет нашу связь с причиной нашей печали. Вся проблематревоги, печали и отрицательных эмоций в целом нуждается в новом рассмотрении сэтой точки зрения
Как мы говорили, эмоциивозникают в результате оценочного суждения, составленного первоначально наоснове сенсорной привлекательности или отвращения. Но основываясь только наэтом, нельзя судить о том, что для человека хорошо, а что — плохо. Основой длятакого суждения должна быть и разумная оценка. Объект может вызывать приятныеощущения и удовлетворение, но быть вредным с рациональной точки зрения. Плиткашоколада диабетику очень привлекательной, но он знает, что будет страдать, еслисъест ее. Подобно этому, весенний воздух и солнце могут вызвать у студентасильное желание уйти с лекций, но если он уступит ему, пострадают его надеждысдать экзамены.
Следовательно, для тогочтобы эмоция служила средством самоутверждения, необходимо установлениегармонии между объектами эмоции и жизненными целями личности. Если эти объектывоспринимаются в их истинной ценности, если они рассматриваются с точки зренияконечных целей человека, то и суждение о том, насколько они приемлемы длячеловека, будет объективным и адекватным.

 Заключение
Эмоции – психическиеявления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних ивнутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражениясубъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции играют важнуюроль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.
Эмоции необходимы для выживания и благополучиячеловека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гневи вину, мы не были бы в полной мере людьми.
Эмоция – это нечто, чтопереживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляетвосприятие, мышление и действия.
Эмоция мотивирует. Онамобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом кактенденция к совершению действия. Практически любой человек, взрослея, научаетсяуправлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформироватьеё.
Большинство учёных, каки обычные люди, делят эмоции на: позитивные и негативные. Но, было быправильнее считать, что существуют эмоции, которые способствуют повышениюпсихологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивноеповедение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию в разрядпозитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие онаоказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности сближайшим социальным окружением. Эмоции воздействуют на тело и разум человека,они влияют практически на все аспекты его существования. Пульс разгневанногоили испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный.Это указывает на то, что в процессе переживания эмоций задействованыпрактически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эмоцияактивизирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействуетна эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разуми тело требуют действия.

 
Списокиспользованной литературы
 
1.   БреславГ.М. Психология эмоций. – М.: 2007. – 544с (Психология для студента).
2.   Общаяпсихология: курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост.Е.И. Рогов. – М.:2000. – 448с.
3.   ВилюнасВ Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 496с: ил. – (Серия «Хрестоматия попсихологии»).
4.   КрюгерФ. Сущность эмоционального переживания//Психология. Эмоции. Тексты. – М; 1984.
5.   ИзардК.Е. Эмоции человека. – М; 1980.
6.   ДодоновБ.И. Эмоции как ценность. – М. 1978.
7.   Психологияэмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.