Реферат по предмету "Психология"


Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности

Оглавление
Ведение
Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессеуправления
1.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
1.2. Воля в процессе управления
1.3. Стрессовыеситуации в управленческой деятельности
Глава 2 Специфика регуляциястрессовых ситуации в управленческой деятельности
2.1. Программа по управлению стрессоми отработки волевых качеств
Заключение
Литература

Введение
В процессе познания действительностичеловек по-разному относится к объектам и явлениям ок­ружающего мира. Кнекоторым он испытывает сим­патию, чему-то радуется, о чем-то печалится, ачего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека какспецифический вид субъек­тивного отражения действительности. Но эмоциистановятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то емупрепятствуют. Стре­мясь все более эффективно контролировать окру­жающий мир,человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечтотакое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуще­ствлению егонамерений. А когда верх берут эмо­ции, то очень часто все происходит именнотак.
Воля направляет или сдерживает активностьчеловека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач итребований как проб­лемной ситуации, так и специфических, социальных требованийтой или иной социальной группы. Пер­воначально понятие воли было введено дляобъяс­нения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениямчеловека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться дляобъяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека,связанного с поста­новкой проблем свободы воли.
Сейчас в  новых условияхжизнедеятельности особое значение приоб­ретают волевые качества руководителя:
• упорство в работе;
• настойчивость и целеустремленность;
• воспитание потребности доводитьначатое до конца.
Важной основой работоспособностиделового человека явля­ется деятельное, хорошее настроение. Мощныйинтеллектуаль­ный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фак­торздоровья.
Любовь к своему делу даетруководителю новые импульсы ра­ботоспособности. Важное значение дляработоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобысохранить творческую активность, руководитель должен жить и рабо­тать ватмосфере доброжелательности.
Неблагоприятноевоздействие на здоровье оказывает состоя­ние стресса. Существуют две основныеформы снятия стресса:
— изменениепсихотравмирующей ситуации;
—  контролирование(регулирование) своего эмоционального состояния.
Труд менеджератребует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрессовыхситуаций. Большое распро­странение для уменьшения стресса получили различныерелак­сационные методики и аутогенная тренировка.
В наше времястрессовых ситуаций происходит очень много, поэтому необходимо научиться противостоятьстрессу. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования актуальна особенно в современныхусловиях.
При работеиспользовались исследования Я. Рейковского [13], который утверждает, что эмоцииявляются специфической реакцией орга­низма на изменения во внутренней иливнешней среде. Потребностный подход к определению знака эмоции в управленческойдеятельности был предложен отече­ственным психологом C. Самыгиным[16]. А С.Д Резник [14] выделил  основные функции воли в управленческой деятельности.
Необходимо былотак же познакомиться с работами основоположника учения о стрессе Ганса Селье, которыйзанимался определением реакции организма на предельную нагрузку, вызываемуюразличными причинами.
Объектисследования: влияние состояние эмоционально – волевой  сферы в управленческойдеятельности.
Предметисследования: эмоционально- волевая регуляция в управленческой деятельности.
Цельисследования: изучить эмоционально – волевую регуляцию в управленческойдеятельности.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— познакомитьсяс литературой по данной теме;
— выявить приемыэмоционально – волевой регуляции;
— обобщитьпрактическую  работу по коррекции эмоционально волевой сферы личности вуправленческой деятельности.
Гипотеза: если  руководитель в глазах других умеет «владеть собой», существеннейшим образом влияет и на воспри­ятиеего подчиненными, на его принятие или неприятие ими, то это определяет и общуюэффективность его деятельности, и его авто­ритет.
Методыисследования: наблюдение, беседа, анкетирование, методы обработки данных.
Методическийинструментарий: анкета, деловые игры, аутотренинг
Эмпирическаябаза исследования: группа из 5человек.
Работа состоитиз введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

Глава 1.Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
1.1.Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач илиошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу,что именно эмоции по­мешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловуювстречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожногопроисшествия, так как был совершенно парализован охватившим его вне­запнымстрахом, кто-то неудачно выступил публич­но, так как не сумел преодолетьволнения.
Эмоции определяются психологами какособый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форменепосредственных пережи­ваний приятного процесс и результаты практичес­койдеятельности, направленной на удовлетворе­ние его актуальных потребностей.
Ч. Дарвин утверждал, что эмоциивозникли в процессе эволюции как средство, при помощи кото­рого живые существаустанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих по­требностей.При этом самая старая по происхожде­нию, простейшая и наиболее распространеннаяу живых существ форма эмоциональных пережива­ний — это удовольствие, получаемоеот удовлетво­рения органических потребностей, и неудовольствие, связанное сневозможностью это сделать при обо­стрении соответствующей потребности[4,78].
Эмоции являются специфическойреакцией орга­низма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13]в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.
Первый — это компонент эмоциональноговоз­буждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях,когда происходит со­бытие, имеющее значение для субъекта, это приво­дит квозникновению (или увеличению) возбужден­ности, общему изменению скорости иинтенсивнос­ти протекания психических, моторных и вегетатив­ных процессов.Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может,напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальныхособенностей реагирования.
Второй компонент эмоции связан с тем,какое значение эмоциональное событие имеет для субъек­та — позитивное илинегативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда,когда событие оценивается как позитивное, отрица­тельная — когда онооценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процес­сазаключается в побуждении действий, поддержи­вающих контакт с позитивнымсобытием, отрица­тельного — в побуждении действий, направленных на устранениеконтакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан соспецифи­ческими качественными особенностями события, имеющего значение длясубъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (иликачество) эмоции. В зависимости от этого компо­нента эмоциональные реакции иливызванные эмо­циями особые формы поведения приобретают спе­цифический характер.Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать илипонижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые —астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психо­логи связываютсо сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной сис­темы,регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций ичувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетныхмышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперимен­тыобнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существованиецентров поло­жительных и отрицательных эмоций, получивших название центров«наслаждения» и «страдания».
Рейковский Я[13]. подчеркивает, чтотри выделенных компонента эмоционального процесса характеризу­ют его каквнутреннее состояние, как акт регуля­ции, а не как поведенческий акт илисубъективно переживаемое психические явление.
Аффект — это наиболее мощнаяэмоциональ­ная реакция; проявляется как сильное, бурное и от­носительноэмоциональное кратковременное пере­живание. Аффект полностью захватывает всюпси­хику человека и предопределяет реакцию на ситуа­цию в целом (чаще всего иэта реакция, и воздей­ствующие раздражители осознаются недостаточно, чтоявляется одной из причин практической неуп­равляемости этим состоянием).
При анализе аффекта учитываютсоответствие силы стимула и результата, находящихся в обрат­ной пропорции: чемболее сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем большеусилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог,полученный в резуль­тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффектыпротекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическимиизменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, искажают нормальнуюорганизацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффектыоставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
Собственно эмоции, в отличие отаффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся,но и на вероят­ные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия иотражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началудействия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носятопережающий харак­тер, при этом человек отражает события в форме обобщеннойсубъективной оценки определенной си­туации, связанной с удовлетворениемпотребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и за­вершающимиаспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствуетцеленаправ­ленному поведению.
Положительные эмоции возникают, когдареаль­ный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышаетожидаемый полезный ре­зультат, и наоборот, недостаток реального результа­та,несовпадение с ожидаемым — приводит к от­рицательным эмоциям. Потребностныйподход к определению знака эмоции был предложен отече­ственным психологом C. Самыгиным[16].
Эмоция может рассматриваться какобобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха разви­вается при недостаткесведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи присовершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система невыдерживает и человек умирает.
Однажды пережитый страх можетзакрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал своенеудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильноповлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии обочередном совещании. Та­кое состояние называется фобией.
1.2. Воля впроцессе управления
Воля — это сознательное регулированиечелове­ком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутреннихи внешних препятствий.
Воля — это способность человека,проявляюща­яся в самодетерминации и саморегуляции им сво­ей деятельности иразличных психических процес­сов. Благодаря воле человек может по собственнойинициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранееспланированном на­правлении и с заранее предусмотренной силой. Бо­лее того, онможет соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее.Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показатьсовершенно противоположное.
С. Д Резник [14] выделяет следующиеосновные функции воли:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиямпри не­достаточной или избыточной их мотивации;
3) организация психических процессовв адекват­ную выполняемой человеком деятельности систему;
4) мобилизация физических ипсихических воз­можностей при преодолении препятствий в дости­жениипоставленной цели.
Для возникновения волевой регуляциинеобходи­мы определенные условия — наличие препятствий и преград. Воляпроявляется, когда появляются труд­ности на пути к цели: препятствия внешние —вре­мя, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т.д.; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния,усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевоеусилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.
Волевые усилия необходимы:
1) при восполнении дефицитапобуждения к дей­ствиям при отсутствии их достаточной мотивации;
2) при выборе мотивов, целей, видовдействий при их конфликте;
3) при произвольной регуляции внешнихи внут­ренних действий и психических процессов.
Воля неразрывно связана спознавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим вседействия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные ипроизвольные.
Непроизвольные действия совершаются вре­зультате возникновения неосознаваемых или недо­статочно отчетливоосознаваемых побуждений (вле­чений, установок и т. д.). Они имеют импульсивныйхарактер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нетчеткой цели и уси­лий субъекта для ее достижения. Примером непро­изводственныхдействий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха,вос­торга, гнева).
Произвольные действия предполагаютосозна­ние цели, предварительное представление тех опе­раций, которые могутобеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется какуверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок,который сам человек счи­тает целесообразным и необходимым в конкретнойситуации.
Волевая регуляция поведения человекаформи­руется и развивается под воздействием контроля за его поведением состороны общества, а затем — самоконтроля личности.
В зависимости от трудностей внешнегомира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
1) в легком мире, где любое желаниевыполни­мо, воля практически не требуется (желания чело­века просты,однозначны, любое желание осуществи­мо в легком мире);
2) в трудном мире, где существуютразнообраз­ные препятствия, требуются волевые усилия по пре­одолениюпрепятствий реальной действительнос­ти, нужно терпение, но сам человеквнутренне спо­коен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний ицелей (простой внутренний мир человека);
3) в легком внешнем мире и присложном внут­реннем мире человека требуются волевые усилия по преодолениювнутренних противоречий, сомне­ний, человек внутренне сложен, идет борьбамотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
4) в трудном внешнем мире и присложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия дляпреодоления внутренних сомне­ний для выбора решения и осуществления действий вусловиях объективных помех и трудностей. Воле­вое действие здесь выступает какпринятое к осу­ществлению по собственному решению, осознанное, намеренное,целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
Необходимость сильной воли возрастаетпри наличии:
1) трудных ситуаций «трудного мира»;
2) сложного, противоречивоговнутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности,преодо­левая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает всебе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность,инициативность, настойчивость, выдержку, дисцип­линированность, мужество.
В управленческой деятельностинеобходимо со­блюдать следующие правила:
1) обеспечивать условия для успехадеятельнос­ти работника, но не облегчать существенно ему задания;
2) активизировать самостоятельнуюдеятельность работника, вызвать у него чувство радости от дос­тигнутого,повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
3) объяснять, в чем заключаетсяцелесообраз­ность тех требований, приказов, решений, которые руководительпредъявляет работнику, и предостав­лять возможность работнику самостоятельнопри­нимать решения в разумных пределах[9].
Результаты любого волевого действияимеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели;второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекаетсоответствую­щие уроки на будущее относительно способов дос­тижения цели,затраченных усилий.
Эмоциональные и волевые процессы,таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средст­во регуляции,корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь,придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его по­тенциала.Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении онипрактически неразделимы и пережива­ются субъектом в форме психическихсостояний. Понятием со­стояния обозначается наиболее интегративная формаорганиза­ции всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это — всяпсихика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования.Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут,конечно, сильно меняться — при этом будет меняться и сам характер психическихсостояний. Изучением психических состояний за­нимается специальная отрасльпсихологии — психология функ­циональных состоянии.
В изучении управленческойдеятельности наиболее существен­но то, что все основные типы состояний иобнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в дея­тельностируководителя, но и часто выступают в наиболее отчет­ливой форме. В психологиифункциональных состояний сущест­вуют разные способы классификации. Например, постепени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию(в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения,фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности,в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положитель­ные,отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность(позитивные и негативные).
В структуре любого состояния выделяютдва компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетиче­скую»).Доказано, что на эффективность выполнения деятельно­сти существенное влияниеоказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может нетолько ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления —наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщен­ность
 Уровень активации может меняться вшироком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологиииспользуется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования».В качестве таких уровней рас­сматриваются следующие состояния (в порядкевозрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон»,поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрство­вание,напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.
Во-вторых, доказано, что существуетпрямая связь между сте­пенью негативного (деструктивного) влияния психическихсо­стояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношениикоторых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на болеесложные процессы, образо­вания, виды деятельности, чем на простые. Например,под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальныефункции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные,исполни­тельские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболееважны и для понимания специфики эмоционально-во­левой регуляции состояний вцелом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.
Основной и наиболее общейособенностью эмоционально-во­левой регуляции состояний в управленческойдеятельности явля­ется сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых,именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокойэмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром­ное количество причин длявозникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно онапредъявляет и наи­более высокие требования к эффективности и жесткости эмоци­онально-волевойрегуляции состояний, что связано с ее ответст­венностью. По-видимому, никакаяиная деятельность не содер­жит столь обширного спектра причин и факторов,порождаю­щих эмоциональные реакции, как управленческая.
Помимо факторов, связанных с самимпроцессом деятельнос­ти, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная иочень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностнымиотношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, азачастую экстремальных усло­вий ее реализации в сочетании с высокойответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характе­ристикуправленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятныхпсихических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с темименно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настро­ению»,контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативноговлияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том,что руководи­тель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоцио­нальныепроявления и состояния (неуверенности, подавленно­сти, нервозности, а то ипаники) воспринимаются подчиненны­ми и сказываются на их деятельности.
Наконец, именно управленческаядеятельность требует мак­симального включения волевых процессов, а сами понятия«хо­роший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются каксинонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», ивесь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своеймаксимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психоло­гииуправленческой деятельности обычно выделяется круг наибо­лее типичных аспектов,эмоционально-волевой регуляции, имею­щих наибольшее значение для ееорганизации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности,проблема со­стояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным дей­ствиям»,понятие эмоциональной резистентности  руководите­ля, особенности когнитивнойрегуляции дисфункциональных со­стояний, закономерности экспрессивных процессовв управлен­ческой деятельности.
1.3. Стрессовыеситуации в управленческой деятельности
Словарноеопределение стресса гласит: «Это внутреннее сопро­тивление, реакция эластичноготела на внешние силы, воздействую­щие на него»[17]. Из этого определения вовсене следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования показыва­ют,что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и спо­собствуют роступроизводительности труда управленческого аппара­та и даже повышаютудовлетворенность своей работой.
Понятие стресса прочно вошло нетолько в научную терминоло­гию, но и в повседневную жизнь. Стресс —неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовыепереживания — важный компонент личного опыта любого чело­века. Стрессом (отангл. — давление, напряжение) обо­значается широкий круг состояний повышеннойнапряженнос­ти, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воз­действия— стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров очень велико, посвоему содержанию они специфич­ны. К основным стрессорам управленческойдеятельности необ­ходимо отнести следующие факторы.
Фактор информационной нагрузки. Однойиз наиболее ха­рактерных особенностей управленческой деятельности являет­ся то,что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. Посодержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива,противоречива, облада­ет разной степенью достоверности. Вся она, однако, должнабыть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в дея­тельности. Объеминформации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическимивозможностями субъ­екта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обуслов­леннаябольшим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящийк повышенной напряженности, к стрессу.
Фактор информационнойнеопределенности. Информацион­ная нагрузка — ее избыточность постоянносочетается в деятель­ности руководителя с хронической неопределенностью. Содной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболееважной для данной конкретной ситуации информа­ции часто недостает. В результатеруководитель ставится в поло­жение, когда он либо вынужден добирать, искатьнедостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либодействовать в условиях неопределенности, т.е. риска. По­следнее являетсясильным стрессогенным фактором.
Фактор ответственности — решающий иосновной для дея­тельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него.Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а еесодержание также специфично. Это не только «ответ­ственность за результат» и нетолько «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтомуобщий феномен ответст­венности не только максимально выражен в управленческойдея­тельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольноразличных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности»руководитель в конечном итоге аккуму­лирует в своей деятельности всю меруответственности за резуль­таты функционирования организации.
Фактор дефицита времени. Хроническаянехватка време­ни — один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности.Он обусловлен как обилием задач и функций, ко­торые необходимо решать ивыполнять, так и жесткими времен­ными рамками, в которые обычно поставленруководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит време­ниможет выступать даже более сильным фактором напряжен­ности деятельности, чемсложность решаемых в ее ходе задач.
Факторы межличностных конфликтов.Постоянным спутни­ком управления выступают возникающие в его ходе межлич­ностныеконфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативныемежличностные отношения яв­ляются одним из наиболее сильных источниковпоявления стрес­совых состояний.
Факторы внутриличностных (ролевых)конфликтов. Пока­зано, что одним из источников стресса является необходимость выполненияодним и тем же человеком двух и более функцио­нальных ролей одновременно.Несовпадение требований, предъ­являемых различными ролями, ведет к развитиюсостояния, ко­торое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой кон­фликтконкретизируется по отношению к деятельности руково­дителя, прежде всего, вмаргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя вотношении управляе­мой им группы (организации), что налагает на него одну систе­муобязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновремен­но являетсяподчиненным по отношению к вышестоящим ин­станциям и должен выполнятьпредписываемые ими роли. «Тре­бования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются вповедении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощнымстрессором управленческой деятельности.
Руководитель самой своей позициейставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множествопроблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный впсихо­логии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач ифункций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокойнапряженности деятель­ности.
 Внешняя среда органи­заций являетсяисточником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходитьвнутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом.плане, прежде всего,необ­ходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы кон­куренции,связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной ипрофессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды надеятельность организа­ций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной имакроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость наперспективу.
В целом следует подчеркнуть, что системастрессовых факто­ров столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразнався внешняя среда организации. Любой ее компонент при опре­деленных условияхможет становиться стресс-фактором.
Влияние стрессовых состояний надеятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различияобусловлены су­ществованием трех основных фаз развития стресса — мобили­зации,расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.
Для обозначения «меры сопротив­ляемости»человека стрессовым воздействиям используется поня­тие стрессоустойчивостиличности. Это — способность сохра­нять высокие показатели психическогофункционирования и дея­тельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важнойсто­роной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но иповышать показатели эффективности, продук­тивности деятельности при стрессовомусложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколькосильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.
В зависимости от степенистрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течениедлительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются потому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) квременному давлению хронических стрессовых ус­ловий, характеризуют ееиндивидуальный порог стрессустойчи­вости. Одни руководители могут выдерживатьстрессовые нагруз­ки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже приотносительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи —вообще только и могут эффективно ра­ботать в условиях стресса. Соответственноэти три типа обо­значаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»
Другим важным условиемстрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, еедоминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо со­циально-профессиональная(«на дело»). Показано, что домини­рование личных, в том числе и карьеровыхмотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связан­ныхс профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны двеформы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контрольопасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя»)человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично длясебя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому«бросает» конструктив­ные попытки организации деятельности. Во втором случаедоль­ше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной без­опасностистроится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — иустранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно болееэффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.
Существуют также и наиболее общие —личностные разли­чия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило,негативное влияние стресса на уп­равленческую деятельность поставило задачуразработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управлениястрессом и его профилактики. В психологии управления суще­ствует многоразличных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся влитературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов [4,7]:
ü   рационализировать свой рабочий день;
ü   планировать работу по своимвозможностям;
ü   чередовать тактики выполнения работы;
ü   разгружать себя, делегируяполномочия;
ü   никогда не брать работу на дом;
ü   не затягивать рабочий день ни длясебя, ни для других;
ü   всегда быть готовым к неожиданностям;
ü   бросить курить;
ü   уделять внимание спорту ифизкультуре;
ü   находить новые увлечения;
ü   ходить на работу пешком;
ü   чаще покидать свой кабинет;
ü   делать паузы в работе;

Глава 2. Специфика регуляция стрессовыхситуации в управленческой деятельности
2.1. Программа по управлению стрессоми отработки волевых качеств
         Участники тренинга,объединены тем, что после проведения тестирования они  имели низкий уровеньрегуляции в стрессовой ситуации. Все они студенты, и каждый семинар, зачет,экзамен    — это стрессовая ситуация.
Эмоционально-волевая саморегуляцияь (какнаучиться владеть собой в экстремальных ситуациях). Данная методика,разработана  с целью формирования у будущих работников управленческой сферы высокойэмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств,необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, адекватногореагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, возникающих приобеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
Данная методика необходима такжестудентам для успешного усвоения сложной учебной программы, изучаемой ими нафакультете.
Методика ЭВС за небольшой промежутоквремени значительно улучшает внимание, способность запоминания нового учебногоматериала, усвоения навыков предстоящих действий и сложнокоординационныхдвижений, существенно способствует восстановлению физических и нервных сил,УЧИТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ.
Эмоционально-волевая саморегуляция(ЭВС) — система приемов последовательного самовоздействия в целях повышенияэмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях,возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности. ЭВСразвивает и совершенствует ряд важных психологических качеств: самообладание,уверенность в своих силах, внимание, образное мышление, навыки запоминания.Одновременно ЭВС предупреждает умственное и физическое переутомление,способствует укреплению нервной системы и увеличению сопротивляемости психики котрицательным воздействиям, повышает работоспособность.
Суть ЭВС заключается в развитии учеловека способностей к самостоятельному воздействию на свои регулирующиепсихологические и нервные механизмы определенными упражнениями и приемами.
В основе упражнений, рекомендуемых вданной методике, лежат приемы аутогенной (саморазвивающей) тренировки.
Большинство упражнений и тренировоксвязано с временным расслаблением мышц (релаксацией), так как телеснымвыражением отрицательных эмоций является мышечное напряжение (искаженное лицо,стесненное дыхание, нервная дрожь, оцепенение или суетливость). Умениерасслаблять (понижать) тонус мышц поможет вам предупредить или снять страх идругие отрицательные эмоции.
ЭВС ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ
Цель: овладеть основными приемамиуправления собой для проявления самообладания в различных условиях.
1. Осуществление повседневногосамоконтроля за внешним проявлением отрицательных эмоций (волнение, гнев,страх).
Схема повседневного самоконтроля:
«Нет ли напряжения на лице (нахмуренлоб, сжаты зубы)?» Если есть, то разжать зубы. Заставить себя улыбнуться (хотябы внутренне).
«Как мое дыхание? Нет либеспорядочного или поверхностного дыхания?» Если есть, то сделать два-триглубоких вдоха с полным выдохом. Потом перейти на ритмичное дыхание: вдохкороткий, но средний по глубине, а выдох в два раза продолжительнее (5—7дыханий).
«Нет ли излишнего напряжения мышцтела (скованность, оцепенение)?» Особое внимание обратить на мышцы шеи, плеч ирук. Выявить, какие мышцы скованы. Расслабить данную группу мышц (временно или,в меру допустимого, в ходе работы).
2. Применение ЭВС для уменьшениянапряженности, успокоения, повышения эмоционально-волевой устойчивости.
Используйте следующие приемы:
а) перед выполнением поставленнойзадачи:
самоконтроль за внешним проявлениемотрицательных эмоций;
самоубеждение — убедить себя в своейподготовленности к выполнению (решению) поставленной задачи, в надежностииспользуемой техники;
внутреннее обращение к своемуавторитету, объекту подражания, мнению друзей («А как бы поступил…?», «Чтоскажут потом мои…?» и т. д.);
применение формул самонастройки:принять удобную позу (лучше сидя), опустить плечи, по возможности закрытьглаза, проверить отсутствие скованности; дышать спокойно; затем применить однуили несколько следующих формул: «Я владею собой», «Внимание обостряется»,«Предельно организован», «Бдительность на высоте», «К испытанию готов!», «Всебудет нормально, все будет хорошо»; формулы повторять мысленно или шепотомтри-четыре раза, не торопясь, убежденно, ярко представляя свое поведение идействия;
б) в ходе выполнения поставленнойзадачи:
самоконтроль за внешним проявлениемотрицательных эмоций;
регуляция дыхания: вдох короткий, носредний по глубине, выдох длительный толчками через губы, сложенные трубочкой(как будто гасите спички); так дышать несколько раз до овладения ритмомдыхания; при быстрой ходьбе или неторопливом беге контролировать длительностьвыдоха;
самоободрение: в тревожный моментсказать себе (можно вслух): «Держись… (назвать свое имя)!» «Прорвемся!»;
применение формул самонастройки (однаили несколько) в движении или на месте: «Возбужден, но контролирую себя», «Яуправляю собой», «Я сильный», «Я решительный», «Уверен в своих силах», «Я самыйлучший!» Повторить 3—4 раза.
3. Применение ЭВС для снятияусталости.
В зависимости от обстановки и временивыполнить следующие приемы:
если возникла небольшая усталость иимеется 5—7 минут времени, то необходимо сесть или лечь в удобную позу, закрытьглаза, (расслабиться; дышать спокойно, ритмично; вспомнить спокойные жизненныеситуации или думать о приятном отдыхе; внушить себе: «Мой организм отдыхает инабирает много сил»; повторить внушение два-три раза;
если усталость возникла в результатепродолжительной деятельности или бессонной ночи, то необходимо на 20—30 минутзанять позу лежа (в теплое время — на земле), лучше на спине, удобно расположивруки и ноги; голова — невысоко на подушке или валике из травы, земли.Посмотреть на часы и представить положение стрелок, когда нужно проснуться. Внушитьсебе: «Проснусь во столько-то». Закрыть глаза, проверить отсутствие скованностив теле и внушить себе: «Я расслабляюсь… приятно отдыхаю… сладкая дремаохватывает меня… Проснусь во столько-то».
4. Применение ЭВС для ускоренияпроцесса овладения навыками предстоящих действий.
Ускоренное овладение навыкамидостигается посредством мысленной тренировки, т.е. мысленного проигрыванияпредстоящих действий.
Методика мысленной тренировки:
запомнить последовательностьпредстоящих действий (движений), их краткие (условные) названия;
занять примерно такое положение,которое потребуется в действительности; если позволяет обстановка, то закрытьглаза для мысленного представления соответствующих действий (движений);
опустить плечи и расслабить повозможности мышцы тела;
четко представить последовательностьпредстоящих действий (движений), одновременно мысленно (или шепотом) повторяясловесные названия составных движений; достигнув безошибочного повторения,ускорить темп, а через несколько занятий довести его до нормативного(требуемого).
Вначале применяйте мысленнуютренировку для несложных действий, например, таких, как набор текста наклавиатуре ПК или отработка приемов рукопашного боя. Затем выполняйте мысленнуютренировку для более сложных действий, например, таких, как отработка техникирукопашного боя против группы вооруженных противников или управлениеавтомобилем в экстремальной ситуации.
5. Применение ЭВС для улучшениязапоминания или воспоминания учебного (служебного) материала.
Примените один из следующих приемов:
дайте себе установку запомнить(вспомнить) в форме самоприказа: «Я должен это запомнить», «Мне необходимо этознать», «Очень важно запомнить такие-то формулы (цифры, определения)»; этотприем особенно эффективен при работе с конкретным учебным материалом и наличииинтереса к нему;
за несколько минут до ночного снапрочтите, не торопясь, небольшой объем учебного материала, требующегонаглядно-образного запоминания: тактикотехнические данные изучаемой аппаратуры,формулы, статьи и т.п. Утром повторите этот учебный материал.
6. Применение ЭВС при необходимостибыстрого и крепкого засыпания в любое время суток.
Займите привычную позу для сна (илинаиболее удобную позу в данных условиях). Две-три минуты прислушайтесь к своемудыханию и сердцебиению, внушая себе, что дыхание становится ритмичнее, а сердцебьется спокойнее и ровнее. Затем мысленно или шепотом произнесите, не торопясь,примерно следующий текст: «Дневные заботы и мысли оставили меня… Телонедвижимо и приятно расслабилось… Веки тяжелеют… слипаются… Спокойствиеовладевает мной… Я весь расслаблен… приятно отдыхаю...» При необходимостиповторите такой текст еще раз.
Если засыпанию предшествовало сильноевозбуждение или мешают звуковые и другие помехи, то используйте следующиеприемы:
последовательно напрягайте ирасслабляйте мышцы тела от стоп до кистей, сосредоточиваясь на ощущенииприятного мышечного расслабления; разомкните зубы, придайте своему лицувыражение глубоко спящего человека;
дышите ритмично через нос, неторопясь: вдох средний по глубине, выдох удлиненный; при этом обратите вниманиена ощущение прохлады вдыхаемого воздуха и теплоту выдыхаемого;
думайте о чем-то спокойном, приятном,желанном.

Заключение
Все рассмотренные закономерности иявления характеризуют собой разные аспекты эмоционально-волевой саморегуляциисо­стояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления). Ониимеют еще один — специфический для дея­тельности руководителя аспект. И эмоции,и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя,в то же время проявляются вовне — в его поведении, речи, мими­ке и т.д. Этипроявления также могут и должны контролиро­ваться — усиливаться илиподавляться. Они могут использовать­ся руководителем как дополнительный идостаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средствоинформации (или дезинформации) других о своих мыслях, на­мерениях, позициях.Все это обозначается в социальной психоло­гии и психологии управления понятиемэкспрессивного контура межличностных взаимодействий.
Владение экспрессивными средствамиособенно важно для ру­ководителя. Он «всегда на виду», и то, как эмоциональноон реагирует, в каком состоянии он находится, насколько выражены у негопроявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой»,существеннейшим образом влияет и на воспри­ятие его подчиненными, на егопринятие или неприятие ими. Это определяет и общую эффективность егодеятельности, и его авто­ритет. Следовательно, важнейшим требованием круководителю является не только способность к эмоционально-волевой саморе­гуляции,но и к регуляции им своего экспрессивного поведения.
Последнее, однако, нетождественножесткому и строгому по­давлению руководителем своей экспрессии. «Бесстрастный»руководитель воспринимается не намного лучше, чем «паникер»; экспрессивный фонв поведении руководителя обязателен, но он должен быть по возможностипозитивным. Одно из требований американского менеджмента к эффективномуруководителю гла­сит: «Руководитель должен излучать оптимизм». Д. Карнеги фор­мулируетту же мысль короче: «Улыбайтесь!»
Исследования выявили, что информация,передаваемая по экспрессивным каналам, часто воспринимается и быстрее, и точ­нее,и надежнее, чем по иным каналам. Кроме того, человеку свойственно рассматриватьее как более достоверную. Речь, на­пример, допускает широкие возможности дляфальсификации; но сопровождающие ее невербальные — экспрессивные прояв­ленияконтролировать гораздо труднее, и они поэтому гораздо более надежны и информативны.Итак, экспрессивный компо­нент включает три основных аспекта.
1. Субъективный контроль заэкспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своимповедени­ем в целом.
2. Умение владеть средствамиэкспрессивного воздействия на подчиненных (в частности, создавать имидж«волевого», «обая­тельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя,а также твердого, умеющего владеть собой человека. Кроме того, истинныепрофессионалы не лишены и элементов артистизма во владении экспрессивнымисредствами. Набор этих средств у них широк и разнообразен, а их использованиедоведено до совер­шенства. Особенно ярко это может проявляться в личной беседе,а также в искусстве публичного выступления).
3. Умение использовать экспрессивныесредства как канал информации о других — подчиненных. Это — своего рода диа­гностическоеумение руководителя, когда он по внешним и чаще всего поэмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию оподчиненных. Диагностические умения складываются из точности межличностнойперцепции, экспрес­сивной сензитивности (чувствительности) и психологическойпроницательности.

Литература
1. Амосов Н.М.Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1987- 64с.
2. Гросс Г.ф.Побеждать на работе и дома: Пер. с нем. — М.: Интер-эксперт, 1997. — 312 с.
3. Карнеги Д. Какперестать беспокоиться и начать жизнь. — М.: Про­гресс, 1990. — 700с.
4. Комаров Е.Н.Режимы труда и отдыха персонала // Управление пер­соналом. — 2005. — № 6.
5. Линдеман X.,Селье Г. Система психофизического саморегулиро­вания: Пер. с нем. — Минск;РЭНАР, 1992. — 159 с.
6. Малахов Г.П.Биосинтез и биоэнергетика. — СПб.: ИК «Комплект», 1996.-307 с.
7. Малахов Г.П.Создание собственной системы оздоровления — СПб.:
8. ИК «Комплект»,1996. — 302 с.
9. Мольц М. Я — этоЯ, или Как стать счастливым. — М.: Яхтсмен, 1994.-137с.
10.        Панкратов В.Н.Искусство управлять собой: Практическое руковод­ство. — М.: Изд-во Институтапсихотерапии, 2001. — 256 с.
11.        Пил Н.Спасательный круг: Пер. с англ. — М.: «Прогресс» — «Куль­тура», 1994. — 240 с.
12.        12.Психология.Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
13.        Рейндотер Дж. Этов ваших силах. Как стать собственным психоте­рапевтом: Пер. с англ. — М.:Прогресс, 1993. — 240 С.
14.        Рейковский Я.Экспериментальная психология  эмоций. М.,1979.-231с.
15.        Резник С.Д. Какповысить свою работоспособность. — Пенза: Олимп, 1995. -72с.
16.        Самыгин С. И.Менеджмент персонала. Р/д, 1997.
17.        Самыгин С. И.,Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, М., 1997.
18.        Семенов Н. К.Психология и этика менеджмента и бизнеса. В., 1997.
19.        Селье Г. Очеркиоб адаптационном синдроме М.,1960.
20.        Свит К. Соскочитьс крючка. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 256 с.
21.        Станкин М.Эмоциональный самоконтроль позволяет менеджеру достойно выглядеть в радости и вбеде // Управление персоналом. — 2005. — № 12.
22.        Швальбе Б.,Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. Психология биз­неса. — М.: Прогресс, 1993.— 240 с.
23.        Я сама справляюсьсо стрессом / Автор-сост. Л.С. Вечер.— Минск:
000 «Кузьма», 1998. — 224 с.
                                                                                         
Приложение
Тест Диагностики состояния стресса
Диагностическая цель: Методика позволяет выя­вить особенностипереживания стресса: степень само­контроля и эмоциональной лабильности встрессовых условиях.
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений пообразовательным, социальным ипрофессиональным признакам.
Инструкция: «Обведите кружком номера тех воп­росов, накоторые вы отвечаете положительно».
Текст опросника
1. Я всегда стремлюсь делать работудо конца, но
2. часто не успеваю и вынужденнаверстывать упущенное.
3. Когда я смотрю на себя в зеркало,я замечаю сле­
дыусталости и переутомления на своем лице.
4. На работе и дома — сплошные неприятности.
5. Я упорно борюсь со своими вреднымипривычка­
ми,но у меня не получается.
6. Меня беспокоит будущее.
7. Мне часто необходимы алкоголь,сигарета или
снотворное,чтобы расслабиться после напряженного
Дня.
8. Вокруг происходят такие перемены,что голова
идеткругом. Хорошо бы, если бы все не так стреми­
тельноменялось.
9. Я люблю семью и друзей, но частовместе с ними
ячувствую скуку и пустоту.
10.В жизни я ничегоне достиг и часто испытываю
разочарованиев самом себе.
Обработка результатов
Подсчитываетсяколичество положительных ответов по всем 9 вопросам, каждому ответу «да» присваивает­ся 1 балл(ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0—4 балла — означаетвысокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях; 5—7 баллов — уме­ренныйуровень; 8—9 баллов — слабый уровень.
Интерпретация результатов
Высокий уровень регуляции встрессовых ситуа­циях. Человек ведет себя встрессовой ситуации до­вольносдержанно и умеет регулировать свои собствен­ные эмоции. Как правило, такие люди не склонны раз­дражаться и винитьдругих и себя в происходящих событиях.
Умеренныйуровень регуляции в стрессовых ситу­ациях. Человек не всегда правильно иадекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание,но бывают также случаи, когда незна­чительные события нарушаютэмоциональное равнове­сие (человек «выходит из себя»).
Слабый уровеньрегуляции в стрессовых ситуаци­ях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют само­контроль в стрессовой ситуации и не умеют владетьсо­бой. Таким людям валено развиватьнавыки саморегу­ляции в стрессе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коллоидная химия 2
Реферат Социальная реабилитация инвалидов и методика её осуществления
Реферат Физико-химические основы человеческой психики и социального поведения
Реферат Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе /german/
Реферат Религия в первобытном обществе
Реферат Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций
Реферат Ипохондрия
Реферат Культурное развитие СССР в 20-30-е годы XX века
Реферат Мониторинг развития сельских территорий как оценка их экономического потенциала на примере комитета по делам сельских территорий министерства сельского хозяйства республики Казахстан
Реферат Формирование сбытовой политики на ООО "Краснояружское молоко"
Реферат Возможности использования количественных признаков при производстве экспертиз следов кожного покрова и орудий взлома
Реферат Незаконне утримування осквернення або знищення релігійних святинь Посягання на здоров я людей
Реферат Автори програми: д ф. м н., професор чалий о. В., к ф. м н., доцент цехмістер я. В., викладач лялько в.І. Пояснювальна записка
Реферат Концепция божественного провидения в Книге Деяния Апостолов
Реферат Панин, Никита Иванович