Управление образования Администрации Заводского района г. Минска Тема работы: Может ли дружба “затеряться” во времени? Секция: социология Авторы: Белькович Ирина Николаевна СШ №98, 10 «В» класс Репина Галина Владимировна СШ №98, 10 «В» класс Научные руководители: Свистунова Оксана Ивановна, психолог
СШ №98. Сидоревич Елена Фадеевна, учитель истории СШ №98 Минск, 2006 Содержание Введение Глава I. Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты §1. Что есть дружба? §2. Дружба и возраст Глава II. Исследование понимания сущности, значимости и особенностей дружбы в настоящее время. (Практическая часть) §1. Исследование особенностей возрастных представлений о дружбе в настоящее
время §2. Определение значимости дружбы Заключение Список литературы Приложение Введение «На самом деле, понятие дружбы в нашей современной деятельности уже растворилось почти, что является несомненным признаком информатизированного общества, когда нет времени на то, чтобы попить пива с другом, поговорить с ним о наболевшем, когда смотришь и видишь в его глазах такую же как и у тебя усталость…Быть другом в наши дни намного труднее…». «У меня, к примеру,
очень мало именно ДРУЗЕЙ с большой буквы…но много друзей…По-моему, следует сначала разобраться, что мы имеем в виду под словом друг, дружба, дружить, только потом спрашивать…» «В современном обществе и вообще в западной цивилизации понятие дружбы сильно обесценено стандартами конкурентной борьбы, поэтому по-прежнему высоко ценятся родственные связи, «блат» (взаимовыгодный неформальный обмен услугами) или коррупционные отношения…» «Настоящих друзей, таких, чтоб «в лепёшку» - очень мало.
Но есть…» Эти и другие мнения были найдены на одном из сайтов-форумов в Интернете, где его участники общались на тему «О мировоззрении и отношениях с людьми». [10] В современном обществе вопросы, связанные с межличностными отношениями людей вызывают интерес. XXI век - век информационного общества, когда возрастает роль различных средств коммуникации (телефон, Интернет), зачастую «живое» общение людей заменяется виртуальным общение в сети, ускоряется темп жизни
человека, жить «как белка в колесе» становится обычным явлением для большинства людей. Имеет место «американизация» образа жизни современных белорусов: среди жизненных ценностей для многих на первое место выходит карьера, успех, материальное благополучие - и, как нам кажется, утрачивается важность межличностных отношений людей. Эти социокультурные изменения затронули и сферу дружеских отношений: появились новые способы общения (Интернет), изменились формы дружеских практик (тусовки и т.п.)
Мнения, высказанные участниками форума (см. выше), процессы, бесспорно имеющие место в современном обществе, заставляют задуматься над вопросами: · Появилось ли новое понимание дружбы как таковой? · Не «затерялась» ли дружба во времени? Цель исследования - определение понимания сущности, значимости дружбы и особенностей дружбы в настоящее время. Задачи: 1. Изучить общие психологические аспекты и особенности дружбы как формы межличностных отношений людей.
2. Изучить представления людей о дружбе в настоящее время, выявить сущность; определить значимость и особенности дружбы в настоящее время. Объект исследования - межличностные отношения в социуме в настоящее время. Предмет исследования - дружба, ее сущность, значимость и особенности в настоящее время. Необходимо отметить, что в процессе поиска литературы для работы над темой, на одном из Интернет-сайтов был найден исследовательский проект студенческой лаборатории
Нижегородского государственного университета (факультет социальных наук) «Дружба в молодёжной среде в условиях развития нового общества» [7]. Эта «находка» также подтверждает актуальность выбранной темы. Необходимо отметить, что работы психологов о формах межличностных отношений представлены в основном литературой 80-х годов. С исследованиями последних лет по отдельным аспектам темы предоставляют возможность ознакомиться Интернет-сайты. Для написания работы был использован и
Интернет-сайт, на котором размещены афоризмы о дружбе. [8] Разобраться в значении таких явлений как дружба, товарищество определить дружбу как форму межличностных отношений позволили работы Немова Р.С. [6] и Гавриловец К.В. [3]. Как и в любой форме межличностных отношений, в дружбе на протяжении жизни человека происходят изменения. Этико-психологический очерк Кона И.С. [4] позволил рассмотреть дружбу в различных возрастных
группах, а также понять причины изменений проявлений ценностных характеристик дружбы с возрастом человека. Раскрыть возрастные особенности дружбы, помимо вышеназванных исследований позволили также работа Боцмановой Э.М Захаровой А.В. «Дружба в подростковом возрасте» [1] и исследование дружбы детей младшего школьного возраста Мохова В.А. [5].Работы вышеназванных авторов содержат и методы исследования, которые были взяты за основу наших исследований. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются общие психологические аспекты дружбы как формы межличностных отношений по вопросам: · Что есть дружба? · Возрастные особенности дружбы. Вторая глава является описанием практической части работы «Исследование и понимание….» Глава содержит описание двух используемых методов исследования. Работа содержит приложения, которые представляют собой статистические данные (диаграммы, таблицу),
отображающие результаты исследования. Глава I. Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты §1. Что есть дружба? К насущным человеческим потребностям относится потребность в общении. Общение играет важную роль в нашем развитии: оно обогащает наш жизненный опыт, возбуждает новые интересы, помогает формировать убеждения, характер. Круг общения у большинства людей достаточно широк.
Одной из разновидностей общения является дружба. Дружбой называют отношения глубокой привязанности, основанные на общности убеждений, интересов, личной симпатии, испытанные временем и трудностями. [6, с.602-603] Какое значение вкладывают разные народы в само понятие «дружба» - одно и то же или разное? Как показывает сравнительное языкознание, значение слов «друг» и «дружба» в большинстве языков тесно связаны с понятием родства, товарищества (особенно воинского) и любви.
Единое этимологически праславянское слово drugъ значит «приятель, товарищ» и «иной, другой, второй, следующий». Древнеславянское «дроужьба» означало близость, товарищество, общество. [4, с.15] Какие же признаки отличают дружбу от прочих межличностных отношений и привязанностей? В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой- то своей цели, дружба - отношение самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг
другу бескорыстно: « не в службу, а в дружбу ». В отличие от близости, обусловленной кровным родством, или от товарищества, где люди связаны принадлежностью к одному и тому же коллективу узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. Наконец в отличие от поверхностного приятельства, дружба - отношение глубокое, интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.
Недаром мы называем друга своим alter ego («другим я»). [4, с.11] К дружбе никогда нельзя принудить. Она - свободный союз людей. Что же побуждает человека так дорожить дружбой? Почему ее считают одной из высших ценностей в жизни, без которой человек не может быть счастлив? [3] Общение с другом занимает в жизни каждого совершенно исключительное место. Оно отличается от общения с приятелем, знакомым особой глубиной доверия.
Другу поверяют самые сокровенные мысли, переживания, тревоги, такое доверие помогает совместно находить верные решения, преодолевать трудности, намечать планы на будущее, глубже осмысливать жизнь. У русского литературного критика и публициста В. Г. Белинского возникли такие мысли: « Истинные друзья… ничего не требуют один от другого, во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут». [3 ,с.14].
Американская писательница (1878 - 1940 гг.) Мамфорд Этель, писала о дружбе так: « Бог дарует нам родственников; друзей, слава богу, мы выбираем сами».[8] Настоящий друг и радость, и успех своего друга переживает как личные. Тяжесть невзгод, разделенная с другом, переносится легче. Дружба делает человека более жизнерадостным, жизнестойким, она питает духовные силы людей, вдохновения,
уверенность в себе. Можно привести пример из истории: бывшие узники гитлеровских концлагерей рассказывали, что как только охрана устанавливала, что какие-то заключенные - друзья, тотчас следовал перевод одного из них в другой лагерь. Так боялись фашисты жизнетворной силы дружбы. [3,с.4] Какие же качества характера особенно нужны в дружбе? На этот вопрос ответить не просто, так как для каждого человека характерны свои представления о дружбе.
Однако самое важное , что должно быть присуще каждому человеку, назвать стоит. Во-первых, это преданность, то есть постоянная забота о благополучии друга. Преданность имеет множество проявлений: это и такт в отношении к другу, поддерживающий в нем душевное равновесие, и укрепление в нем веры в себя, и умение прощать ему мелкие недостатки. Особая прелесть дружбы выражается также в глубоком доверии и искренности.
Ведь не зря один из нравственных законов требует: « не лги даже в малом». Для развития дружбы нужна и совместимость характеров, то есть, чтобы моральные и психологические качества друга были притягательными. И, наконец, нужна большая взаимная симпатия. Расхождение в складе ума, в способностях, в физическом развитии не являются препятствием для дружбы. В этом плане дружба позволяет взаимно дополнять друг друга и облегчает развитие у каждого недостающих
ему качеств. §2. Дружба и возраст В каждом возрасте дружба понимается по-разному. Возьмем три возрастных категории, где очевиднее всего проявляется эта разница: дружба детей младшего школьного возраста, дружба в ранней юности [2] и дружба взрослых. Мы постараемся с помощью теории и практики увидеть эту разницу. Применительно к названной первой возрастной категории необходимо отметить следующее: проблема отношений
детей со сверстниками достаточно широко освещена в психологических исследованиях различного направления, однако наиболее близкие - дружеские - отношения практически не исследованы. В особенности это относится к младшему школьному возрасту, где в центре внимания находится ведущая в данном возрасте учебная деятельность, а в области отношений со сверстниками - отношения сотрудничества и партнерства в учении. [5] Юность вносит свои коррективы в межличностные отношения.
Это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т. д. Для детей старшего подросткового возраста, как и для других поколений, наличие близких отношений с другими людьми, с которыми они разделяют свои проблемы, заботы, мысли, чувства и тревоги служит важным источником жизненной энергии. Детские представления о дружбе, носящей характер приятельства и творчества, в юношестве постепенно изменяются в более сложные, истинные и доверительные отношения.
Отношения подростка к другу становится все более и более взрослыми: его уже не удовлетворяет просто « быть вместе», играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. В представлении подростка друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, быть частицей его «Я». Вот мнение о хорошем друге: « Во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросает в беде,
заступается за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, никогда не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайны, откровенен, умеет дружить по-настоящему». [9] Друг должен быть идеальным человеком, воплощать в себе все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом. В основе юношеской тяги к дружбе - лежит потребность
в понимании другого и себя другим и самораскрытии. «Счастье - это когда тебя понимают» - говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника» Генка Шестопалов. Юношеская дружба не только склонна к чрезвычайной эмоциональности, и выражена она не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговоренности, недомолвках, которые подросток при всем желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят до его друга.
Что касается третьей возрастной категории, то она в свою очередь имеет множество особенностей, которые резко отличают ее от двух предыдущих. Если юность - это сплошной порыв, стремление, натиск, то взрослость - это спокойствие, уверенность в себе и одновременно эмоциональная бедность. Даже в одной и той же социальной среде люди дружат по-разному. Ярче и исключительнее дружеские отношения проявляются в юности и ранней молодости.
С возрастом интенсивность дружбы снижается, это объясняется эмоциональной бедностью личности, однако такое явление может происходить и в юности. Так, например, пушкинский Ленский не единственный, кто « пел поблеклой жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». В жизни каждого человека время от времени могут наступать такие моменты. Большую сдержанность и сухость дружбы взрослых людей нередко объясняют изменением соотношения разума
и чувства, которые рисуются как противоречия. [4, с.246] Взрослый точнее, чем юноша или ребенок воспринимает и понимает чужие переживания. Однако, несмотря на это, он контролирует свои чувства разумом, в этом ему помогает и накопившийся за годы жизни опыт. Существует три момента, которые особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых от дружбы в ранней юности: во-первых, то, что у взрослого практически сформулировано
самосознание, во-вторых, шире сфера общения и деятельности и, в-третьих, появление новых привязанностей. Дружба в понимании взрослых значительно отличается от детской дружбы и дружбы в ранней юности. У взрослых, так как у них есть некий жизненный опыт, другие взгляды на дружбу и друга, взрослые терпимее и осознаннее относятся к этим понятиям. Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон писал так: «Вообще о дружбе можно судить лишь по отношению к людям зрелого возраста и зрелой
души».[8] Так, например, детская дружба может распасться из-за пустяка. Юноши же мирятся с некоторыми недостатками своих друзей, друг является идеалом, что характерно для раннего юношеского возраста. Жизненный мир взрослого человека гораздо сложнее. Его деятельность, круг его общения и сфера интересов неизбежно расчленяются, специализируются. Взрослым людям гораздо сложнее, чем юношам или детям найти себе друга, так как у каждого из них сформировался
характер, у каждого свои жизненные принципы, поэтому взрослому найти человека, который был бы созвучен с ним в отношениях очень и очень сложно. Отсюда и происходит выделяемое психологами разделение дружеских отношений, когда с одним из друзей человека связывают общие интеллектуальные интересы, с другим - воспоминания молодости, а с третьим - личные переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которые люди предпочитают не переходить, однако, это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой. [4,
с.246] Таким образом, дружеские отношения во всех возрастах имеют высокую нравственно - психологическую ценность, наличие друзей считается одной из важнейших предпосылок психологического комфорта и удовлетворенности жизнью. Глава II. Исследование понимания сущности, значимости и особенностей дружбы в настоящее время. ( Практическая часть) Цель - определение понимания сущности, значимости дружбы и особенностей дружбы в настоящее время. Задачи: 1. Исследовать особенности возрастных представлений о дружбе в настоящее
время. 2. Ранжировать основные формы межличностных отношений и определить место дружбы. Методики: 1. Разработка анкет о дружбе, анкетирование, обработка и анализ полученных результатов. 2. Опросник. Ранжирование и определение с ее помощью значимости дружбы. §1. Исследование особенностей возрастных представлений о дружбе в настоящее время Для реализации первой задачи были разработаны анкеты «Дружба- это…» для разных возрастных групп: детей
младшего школьного возраста (1-я возрастная группа) (см. Прилож.1), учащихся старших классов (ранняя юность, 2-я возрастная группа) [2 с 6] (см. Прилож.2) и взрослых (3-я возрастная группа) (см. Прилож.3). В каждой из групп в анкетировании принимали участие по 50 респондентов. Анализ результатов анкет, проведенных среди младших школьников, показал, что 60% опрашиваемых на вопрос:
« Что такое дружба?», ответили, что это - доверительные отношения между людьми, сходные с отношениями в семье, для которых характерны взаимопомощь, честность, взаимопонимание, доброта и уважение. А для остальных 40% дружба - это лишь определенная совместная деятельность: игра, учеба, общение, времяпрепровождение и т.п. (см. Прилож.1а, диагр.1). Изучив ответы на второй вопрос, получили следующие результаты, что большинство детей (92%) имеют большое количество друзей.
И только 8% опрошенных ответили на этот вопрос отрицательно. При анализе третьего вопроса выяснилось, что такие качества, как доброта, честность, откровенность, верность и вежливость присутствуют практически у всех детей (98%). Самым распространенным ответом на вопрос, кто является другом для ребенка, был ответ: тот человек, который меня поддерживает в трудных ситуациях и понимает.
Так ответило 79%, остальные 21% отвечали, что это тот человек, с которым можно весело провести время. Ответы на последний вопрос анкеты дали следующий результат: в понимании 72% детей дружба проявляется в общении, в понимании, во взаимопомощи. У остальных 28% дружба проявляется в совместной игре, встречах за пределами школы (см. Прилож.1а, диагр.2). На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: уже в возрасте 9-10 лет в большинстве случаев дружба играет значительную роль в жизни детей и является
ценностью, без которой они не представляют себе жизни. Отношение дружбы в меньшинстве случаев реализуется в контексте игры. Это объясняется тем, что к 9-10 годам ребенок уже имеет опыт межличностных отношений, выходящий за пределы семьи, и, благодаря этому, происходит постепенное выделение, развитие, упрочение собственно дружеских отношений, а игра становится лишь одним из видов деятельности, в котором эти отношения развиваются.
Следующим шагом исследования был анализ анкет старшеклассников (ранняя юность) (см. Прилож.2). Исследовав ответы на вопросы № 1 и 5 , можно сделать выводы, что для 72% опрашиваемых дружба - это доверительные отношения, для которых характерны взаимопонимание, взаимовыручка. Для 13% - это просто отношения с людьми, 9% опрашиваемых сравнивали дружбу с жизнью и миром, а остальные 6% затруднялись ответить (см. Прилож.2а, диагр.1). Примерно такими же являются ответы на вопросы № 2 и 3.
Так, другом является близкий человек, который понимает, помогает в сложной ситуации, жертвует собой, который всегда рядом. Следовательно, для опрашиваемых дружба проявляется в поддержке, понимании, взаимопомощи и доверии (см. Прилож.2а, диагр.2). Это, таким образом, и является содержанием современных дружеских отношений. При анализе ответов на 4-й вопрос выяснилось, что у 58% опрашиваемых настоящих друзей немного, они объясняют это тем, что настоящих друзей много не бывает.
Остальные 42% респондентов имеют много друзей. Анализ ответов на вопрос № 6 показал, что 92% опрашиваемых считают, что дружбу надо поддерживать совместным времяпрепровождением и частым общением. 8% считают, что дружбу поддерживать не следует: « Она либо есть, либо ее нет». При возникновении каких-либо жизненных трудностей 38% респондентов-старшеклассников обратятся к друзьям, 28% - к родителям, 28% - к родным и друзьям, а оставшиеся 6% предпочитают решать
свои проблемы самостоятельно. Ответы на вопрос о значении дружбы (вопрос № 8) у 98% сводятся к следующему: дружба имеет огромное значение, и без нее они не представляют себе жизни. Но один респондент (2%) ответил, что дружба имеет большое значение, но без надежды на нее. В целом, можно сделать вывод, что дружба в период ранней юности играет важную роль в жизни человека. Третьей возрастной категории респондентов (взрослые) также была предложена анкета «Дружба это…?» из 8
вопросов (см. Прилож.3) 71% опрашиваемых определили понятие дружбы (вопрос №1) как необходимость, доверие, сходство родственных душ, взаимопомощь, взаимопонимание, верность, ответственность. Для 19% это не более чем простое общение, а 10% затрудняются ответить на этот вопрос. Самым распространённым ответом на вопрос « В чём проявляется дружба?» (вопрос №6) является ответ- « в поддержке и во взаимопонимании» (68%), а 20% ответили, что в верности,
10% воздержались от ответа. Проанализировав ответы на вопрос «Для вас друг - это…», можно сделать вывод, что для 65% это - близкий человек, которому можно довериться в трудную минуту, для 17% -опора в жизни, для 10% - друг равноценен члену семьи, а для 8% - это обуза. 76% считает, что самыми главными качествами в друге являются честность, бескорыстность, порядочность и преданность, а такие качества как доброта, ум, независимость, постоянство - ценятся менее, не так
важны. На вопрос №4 отрицательный ответ дали 78% респондентов и к этому ответу ещё 18% из всех опрашиваемых добавляли, что «настоящих друзей много не бывает, много бывает только знакомых, сослуживцев и т.д. и т.п а друзей со временем становится меньше», 22% написали, что друзей у них много. Ответы на пятый вопрос можно разделить на три группы: с ответом «да» (77%), с ответом «нет» (14%) и с ответом «иногда, редко» (9%). При возникновении каких-либо трудностей (вопрос №7) 39% опрашиваемых
обратятся за помощью к семье и к друзьям, 35% - к семье, 13% - к друзьям, 4% - к самому себе, а остальных 9% всё зависит от того, какого рода эта проблема. Проанализировав ответы на вопрос о том, какое значение имеет дружба (вопрос №8), следует сказать, что для большинства огромное, большое (77%), для 13% второстепенное, не самое главное, но всё-таки имеет, а для 10% вообще ничего не значит. Возможно, эти 10% - те взрослые, которые так и не смогли найти себе
человека, который был бы созвучен с ними во всех отношениях. Такие явления, как отмечает психолог Кон И.С встречаются в практике межличностных отношений взрослых. [4] Исследовав результат анкеты третьей возрастной группы (40-45 лет), можно сделать вывод: с появлением новых ценностей и понятий дружба в жизни взрослого человека постепенно утрачивает своё прежнее значение, но при этом занимает важное место. Исследовав результаты анкеты среди взрослых и сравнив их с результатами
анкеты среди старшеклассников, можно заметить следующее: по вопросам о сущности дружбы, о качествах друга и т.п. мнения взрослых и старшеклассников практически совпадают. Расхождения во мнениях взрослых и старшеклассников вызвали вопросы: · Много ли у вас друзей? · Если вам трудно в жизни, к кому вы обратитесь за помощью? · Какое значение для вас имеет дружба? (см. Прилож. 4)
В отличие от взрослых значительная часть старшеклассников считает, что друзей должно быть много, что объясняется тем, что в данном возрастном периоде в качестве дружбы могут восприниматься и приятельские межличностные отношения. В случае необходимости, взрослые обратятся за помощью преимущественно к членам семьи, в то время как старшеклассники к друзьям. Это связано с тем, что в основе юношеской дружбы лежит потребность в понимании другого и себя другими, но таковыми «другими» юноши и девушки воспринимают преимущественно
своих сверстников, схожих с ними интересами и взглядами на жизнь. Ответ на вопрос анкеты о значении дружбы подтвердил и результат рейтингового исследования: в отличие от старшеклассников дружба у взрослых постепенно утрачивает своё прежнее значение, но при этом остаётся важным явлением в жизни человека. К вышесказанному необходимо добавить, что в период ранней юности происходит «переход» от подростковой группы к юношескому периоду жизни, что связано с появлением, наряду с учебным
видом деятельности, элементов профессиональной деятельности. Этот «переход» у разных людей происходит с разной скоростью, что и определяет наличие у респондентов-старшеклассников взглядов, одновременно присущих как юношам, так и подросткам. §2. Определение значимости дружбы Для определения рейтинга дружбы как межличностного отношения респондентам необходимо было расположить по значимости следующие ценности межличностных отношений: семья, дружба,
любовь, общение, деловые отношения. Данное исследование было предложено двум возрастным категориям: старшеклассникам (ранняя юность), и взрослым. Старшеклассников было опрошено - 43 человека, а взрослых - 32 человека. Опрашиваемые старшеклассники определили место дружбы следующим образом (см. диагр.1). Диаграмма 1. Взрослые же определили место дружбы следующим образом (см. диагр. 2) Диаграмма 2. 1 Из диаграмм видно, что около половины старшеклассников поставили дружбу на второе
место, а взрослых - на третье место. Первое место старшеклассники отдали семье, первую и вторую позиции у взрослых заняли семья и любовь. Такие результаты позволяют заключить, что дружба признается одной из приоритетных ценностей межличностных отношений. То, что взрослые на второе место, после семьи и, соответственно, перед дружбой поставили любовь, можно объяснить следующим: имея больший жизненный опыт, взрослые определяют любовь как основу семейной жизни.
Заключение Психологи называют дружбу наряду с любовью, семьёй, деловыми отношениями, общением, одной из форм межличностных отношений. Её выделяют отношения глубокой привязанности, взаимной симпатии. Для неё характерны: взаимовыручка, откровенность, доверие и т.д. Отношения с другом занимают в жизни каждого исключительное место. Дружба позволяет взаимодополнять друг друга, делает насыщенней и богаче мир каждого человека.
В каждом возрасте дружба имеет свои особенности, которые связаны с развитием деятельностной сущности личности, при этом во всех возрастах дружеские отношения имеют высокую нравственно-психологическую ценность, наличие друзей психологами считается одной из важнейших предпосылок личностного комфорта. На основании проведённого исследования (ранжирование, анкетирование) можно отметить следующее: Дружба в настоящее время занимает одно из приоритетных мест в отношениях между людьми.
С возрастом проявления дружбы изменяются: · Уже у младших школьников отношения дружбы реализуются не столько в контексте игры, сколько в совместной деятельности, общении; со становлением личности, определяющим в дружеских отношениях становится общение, основанное на взаимопонимании; · В жизни взрослых дружба по значимости уступает место семье и любви, но при этом продолжает играть важную роль. У всех категорий респондентов (младшие школьники, старшеклассники (ранняя юность), взрослые) совпали
мнения о сущности дружбы, её основных критериях: взаимопонимании, доверии, взаимопомощи и т.д. Именно эти критерии и определили небольшое количество настоящих друзей в жизни человека, что и было отмечено респондентами. Результаты исследования обнадёжили, т.к. изначально у нас существовало предположение о том, что дружба за последнее время претерпела столь значительные изменения, что не рассматривается современным поколением как одна из основных ценностей.
Возможно, если бы масштабы исследования были значительно шире - результаты исследования могли быть иными. Но на данном этапе работы над темой можно утверждать, что дружба не «затерялась» во времени. Список литературы: 1. Боцманова Э. М Захарова А. В. Дружба в подростковом возрасте. //www.vospitanic.h1.ru/article/psycholog y_of_juvenile_age/juvenile_friendship.ht m. 2. Волков Б. С. Психология подростка - 3-е изд. исправл.
И доп М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с. 3. Гавриловец К. В. Дружба, товарищество, любовь. Мн: Народная асвета, 1981 48с. 4. Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк 3-е изд М.: Политиздат,1989 - 348 с. 5. Мохов В. А. Исследование дружбы детей младшего школьного возраста. //www/psychology.ru/lomonosov/tesies/gd. htm. 6. Немов Р. С. Психология.
В 3 кн. Кн.1 М.:Владос,2001 688с С. 601 -604. 7. Никулина И. В Прыкина Ю.Ю. и др. Дружба в молодежной среде в условиях развития нового общества. //www.unn.ru/f14/k2/students/friends.htm 8. www.feshouse. sitecity.ru/ltext_2001220117.phtml?p_ide nt=ltext_2001220117.p2001224041 9. www.gumanitarist.narod.ru/psixo_druchba_ vzroslaz.htm. 10. www.morozov.vlz.ru/forum.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |