Реферат по предмету "Религия и мифология"


Происхождение религии. Предыстория религии - мифологическое мышление

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯАКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Новосибирскийфилиал
Кафедрасоциально-культурного сервиса и туризма
Контрольнаяработа
Подисциплине: «История и теория религии»
На тему: ПРОИСХОЖДЕНИЕРЕЛИГИИ. ПРЕДЫСТОРИЯ РЕЛИГИИ – МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Студентки 1курса гр. № — 14
БОНДАРЬ ОльгиНиколаевны
Научныйруководитель:
канд.философ. наук
ЩЕКОТИНЕвгений Викторович
г.Новосибирск 2008

Содержание
Введение
1. Древняя мифология
2. Характерные черты мифа
2.1 Отождествление фантазии среальностью
2.2 Объяснение действительности внаглядно-образной форме
2.3 Эмоциональная насыщенность
2.4 Связь с магией
3. Логика мифологического мышления
4. Мифология и религия
Заключение
Список литературы

Введение
Что такое религия?Существует множество ее определений, но если внимательно посмотреть на них,становится заметно, что она все, связанное с нею, делает священным. Ее символы,реликвии, храмы – это святыни, ее положения – святые истины, ее наиболее отличившиесяприверженцы причисляются к лику святых, ее служители, совершающие религиозныеобряды, — священнослужители, священники. Священность, святость есть понятие,которое относится к вещам возвышенным, заветным, исключительно значимым иважным, необычайно почитаемым. Поруганье святынь – святотатство – люди считаютужасным грехом, недопустимым проявлением безнравственности.
Отождествление«религиозного» и «святого» чрезвычайно затрудняет критическое обсуждениевопросов религии. Недаром американцы говорят, что в гостях никогда не следуетбеседовать о религии: какое-нибудь случайное высказывание может быть сочтено заоскорбление святыни. Объектом исследования данной контрольной является религияи мифологическое мышление.
Предмет исследования –происхождение религии.
Цель исследования изучитьпроисхождение религии и мифологического мышления.
Задачи: 1. Рассмотретьпуть восстановления религии.
2. Рассмотретьвозникновение мифологического мышления

1. Древняя мифология
Религия является одной изосновных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ееосновными формами – такими как мифология, философия, искусство. Историческипервой формой духовной культуры является мифология. В далекой древностимифология была общей почвой, на которой произрастали и религия, и философия, иискусство, которые первоначально еще не разграничивались в качестве особых,отдельных областей культуры. Миф – это наиболее ранний феномен духовнойкультуры, ее зародыш. И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этогоисчез, не просто первоначальный и давно пройденный этап ее развития. Мифпродолжает жить в культуре вплоть до нашего времени – рядом с другими ееформами. Слово «миф» (от греч. myphos)буквальноозначает сказание, предание. Под мифологией же понимается совокупность мифов,сказанных каким – либо народом (или разными народами). Но надо помнить, что миф– сказание особого рода. В самом кратком виде его главная особенностьвыражается в таком определении: миф-это вымысел, принимаемый за правду. Данноеопределение при всей его простоте содержит внутренний парадокс, можно понятьсущность мифа. Дело в том, что люди, принимающие миф за правду, не могут видетьв нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его заправду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел – для других. Людитой культуры, в которой миф рождается, живет и воспринимается как правда, верятв него и не знают, что он есть миф. В их глазах он вовсе не миф. То, что ониимеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, которая дает им«иные глаза» — иное видение мира.
В более поздней разобравшисьв этом порядке культуре миф нередко воспринимается как сказка. Но сказка – этоуже не миф, поскольку она не претендует на то, чтобы быть достоверным описаниемреальности. Даже маленькие дети не верят, что в сказке все «взаправду». Миф жепо своей сути предназначен служить подлинным знанием того, что есть на самомделе.
Почему же люди, сочиняямифы, верят в истинность своих вымыслов? Да потому, что они, по их представлениям,ничего не «сочиняют», то есть не выдумывают и не придумывают. В их сказаниях илегендах мир предстает таким, каким он для них существует. Они не толькорассказывают мифы – они живут в том мире, который описывается их мифами.Разумеется, жить в этом мире они могут лишь постольку, поскольку содержаниемифов не вступает в противоречие с реальными условиями их жизни и неопровергается их жизненным опытом. Но мифы – не случайные плоды досужейфантазии, они не возникают « ни с того ни с сего». В мифах, так или иначе, выражаетсяимеющиеся у людей опыт жизни деятельности. А поэтому нет ничего удивительного,что они, живя в мире мифов, вместе с тем существуют и действуют в реальном мире– по крайне мере, пока между тем, что говорится в мифах, и тем, что происходитв жизни, не обнаружатся существенные расхождения.
Таким образом, мифологиявыступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма, в которойлюди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный имижизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.
Для древних людей их мифыбыли очевидной и не нуждающейся ни в каких доказательствах достоверностью.Поэтому мир, в котором они жили, значительно отличался от нашего: он былустроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населенсуществами, способными существовать, по нашим понятиям, только в воображении.Составить некоторое представление об этом мире можно, опираясь на следыпервобытной мифологии в фольклоре современных народов, а также в архаическихкультурах, сохранившихся у африканских племен, у обитателей островов Океании,аборигенов Австралии, Америки, у некоторых северных народов. Причем междумифами разных народов существует значительное тематическое сходство. Вразличных вариациях они повествуют об одном и том же: о происхождении иустройстве мировоззрения, небесных тел, земли, растений, животных, человека иего образа жизни – охоты, земледелия, ремесел, обрядов и ритуалов. В нихнеизменно, так или иначе присутствуют фантастические описания богов,необычайных животных, загробного царства и прочее.
Мир древних людей,отраженный в их мифологии, был, с одной стороны, загадочным и непонятным. В нейкакими-то неведомыми способами совершались необыкновенные чудеса. В мифах почтинет сведений о конкретных механизмах происходящих в нем процессов. Но, вотличие от современных ученых, древние мифотворцы, видимо, не особенноинтересовались подобными «техническими подробностями», ограничиваясь описаниемвнешних проявлений действия таких механизмов. Поэтому, с другой стороны, мирдревних людей был им ясен, нагляден и понятен, а наглядность рассказадостаточно обеспечивала его убедительность.
Возьмем,например, проблему происхождения мира. В разных мифах она решается несколькопо–разному, но всегда — предельно просто. Согласно одним мифам, мир вылупилсяиз гигантского яйца; по другим – он появлялся из воды, или из воздуха, или изнебесного огня; по третьим – родился от брака Дня и Ночи и так далее. Тут всеясно – разумеется, если только не поднимать лишних вопросов о «подробностях» и«механизмах». Но в архаической культуре такие вопросы не ставятся. В эддическоймифологии[1] возникновение мираобъясняется так. Когда еще не было ни неба, ни земли и всюду зияла бездна,жил-был великан Имир. На него напали разбойники и убили его. И из тела Имираобразовалась земля, а из черепа — небо, кости великана превратились в скалы,кровь — в море, волосы — в деревья, ресницы — в травы и злаки, мозг — в облака.Если у читателя возникают какие — то недоумения (как могли жить великан и разбойники,когда «всюду зияла бездна», чем они в этой бездне питались, каким образомпроизошло превращение крови в морскую воду или волос в деревья и прочее.), тоэто потому, что он принадлежит к иной культуре.
Древниемифы рисуют образы духов, управляющих различными явлениями и процессами.Наиболее могущественные духи со временем становятся богами, которым людипоклоняются. Духи и боги в чем-то похожи на людей, но не обязательно существуютлишь в человеческом облике. В мифах живыми, одушевленными, разумными существамимогут оказаться животные, растения и вообще любые вещи и явления природы —камни, реки, горы, ветры, времена дня и года, солнце, луна, звезды. Как сневидимыми духами, так и с одушевленными предметами люди общаются: просят опомощи, хвалят, ругают, наказывают, награждают жертвоприношениями. Все, чтопроисходит в природе, очень сходно с человеческими делами. Животныеразговаривают, солнце и луна спускаются с неба, чтобы поспать, духи и богиссорятся, мирятся, женятся, рождают детей.
Когда-то,повествует танзанийское сказание, Солнце (которое было сыном бога Матунде) жилона севере и земля была очень красива и прохладна, а правителем земли была Луна.Однажды сын Матунде посмотрел вверх, увидел Луну и очень сильно ее полюбил. Исказал: «Я женюсь на ней!» Он пошел за ней на юг, где она жила на небесах,забрался на небо и женился на Луне. Они поселились в большой скале, и Луна, какводится, родила много детей. Когда она их родила, Матунде принес ей в жертвучерную корову, и Луна сотворила дождь. Край стал прекрасным. С тех пор людиприносят Луне жертвы.
Мифизображает человека в неразрывной связи с окружающей природой. Чаще всего людиоказываются потомками первой человеческой пары — мужчины и женщины, сотворенныхбогами из глины, земли, камня камня или песка.
Учернокожих австралийцев есть предание, рассказывающее, как бог Бунджил вылепилдве глиняных фигурки, сделал из волокон эвкалиптовой коры волосы и приклеил ких головам, а потом стал дышать им в рот, нос и пуп. И они зашевелились и сталилюдьми. А на острове Таити аборигены полагали, что первый человек был высечениз камня. Но он решил обзавестись женщиной и сделал женскую фигуру из земли, апотом вынул из своего левого бока ребро и вставил его в эту фигуру. Она сразуже ожила и вскочила на ноги. У многих народов люди считались потомкамиразличных животных. На острове Борнео думали, что первый человек был сотворендвумя большими птицами из земли и красной смолы.
Стечением времени число мифов росло, они охватывали все больший круг природныхявлений и человеческих дел. Увеличивалось также количество обрядов и магическихдействий, которые люди совершали, вступая в общение с богами и природнымисилами. Мифы соединялись в большие мифологические системы, в языческие религии,представлявшие собой более или менее целостное мировоззрение, в рамках котороголюди описывали и объясняли окружающую действительность и свое место в ней. Издревней мифологии выросли и многое из нее вобрали в себя более поздниемонотеистические религии, том числе и христианство.
Вистории европейской цивилизации огромную роль сыграла античная мифология. Этаграндиозная мифологическая система, созданная древними греками, с огромнымпантеоном богов, возглавляемых Зевсом (Юпитером), стала даже государственнойрелигией Древнего Рима. Однако существовали и другие аналогичные системы — вДревнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Некоторые из них (например,упоминавшаяся выше эддическая мифология) известны нам в значительно пострадавшемот времени виде. Это относится и к славянской мифологии.
Историческиеисточники позволяют думать, что у древних славян был свой пантеон богов,сходный с эллинским. В Киевской летописи говорится, что князь Владимир, «начавкняжити» в Киеве, «поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перунадеревянного с серебряной [седой] главой и золотым [пшеничным] усом, и Хорси, иДаждъбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь». Это, возможно, были наиболеепочитаемые боги восточнославянских племен. Перун занимал среди нихглавенствующее положение, подобно Зевсу. Он был военным богом, богомдружинников, «хозяином верхних вод», то есть неба и дождя. Хорси (или Корша) —бог здоровья и веселья, «славянский Вакх»; его иногда изображали сидящим набочке с виноградным венком на голове, а в жертву ему полагалось приносить вино,пиво, мед. Даждьбог (имя это означает «дающий благо»), сын бога-кузнецаСварога, был богом Солнца, света, тепла, а Стрибог — богом ветра. Макошь —водяная богиня (и, может быть, жена Перуна); ее также, наверное, почитали какпокровительницу домашнего хозяйства. В пользу такого предположения говорит то,что слог «кош» в ее имени является корневым в таких словах, как «кошель»,«лукошко», «кошевой» (так назывался глава «коша» — казачьего поселка). О Семарглене мало что известно. Возможно, он пришел в славянскую мифологию от пруссов (уних была богиня зимы Земаргла, от дыхания которой происходит иней и мороз) илиот персов (которые почитали Симурга — волшебную птицу с головой собаки).Некоторые ученые полагают, что «Семаргл» — это то же, что «Седьморглав», или«Семиглав», то есть имя семиглавого дракона, бога подземного царства. Были у восточныхславян и другие боги — богиня красоты и любви Лада (подобная Афродите-Венере);ее дети Дида и Лель; Велес — «скотий бог», покровитель скотоводов, пастухов,крестьян; Услад — бог приятного отдыха и другие.
Отголоскидревнеславянских мифов звучат в русском фольклоре. Выражение «чур меня» доноситдо нас имя страшного бога Щура. Сказочная Баба-Яга, слепая, с костяной ногой, —образ смерти; ее избушка на курьих ножках — символ гроба, а печь, куда онанамеревается посадить своих гостей, напоминает об обряде сжигания трупа,приносимого ей в жертву. Змей — таинственный дух зла; он приходит с каких-тогор («Горыныч»), пышет огнем, но как он выглядит — неизвестно. Его облик вбылинах и сказках не описывается. Борьба человека со Змеем — это борьба ссилами зла, победа над Змеем знаменует освобождение от них.

2. Характерныечерты мифа
Изучениедревней мифологии позволяет заметить, что все мифы обладают некоторыми общимичертами, характеризующими их специфику.
2.1 Отождествлениефантазии с реальностью
Человек,верящий в миф, живет в мире, где реальность переплетена с фантазией. Фантазиядля него не менее очевидна, чем реальность. Он буквально «воочию», «наяву»видит в реальности то, что на самом деле существует лишь в его воображении.Поэтому его вера в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Алогические доводы против нее бессильны, ибо люди обычно более склонны доверятьсвоим глазам больше, чем логике.
2.2 Объяснениедействительности в наглядно-образной форме
В этомотношении миф подобен философии и науке, которые тоже ставят своей задачейобъяснение действительности. Но философия и наука объясняют действительность спомощью абстрактных понятий и логических рассуждений, а миф — с помощьюнаглядных образов и чувственных ассоциаций. Вместе с тем в мифе фантазия,облеченная в наглядно-образную форму, приобретает художественный характер.Благодаря этому миф выступает как произведение искусства (хотя те, кто верят внего, могут этого и не замечать).
 Художественность мифа нередкостановится одним из главных его достоинств — примером здесь служит античнаямифология.

2.3Эмоциональная насыщенность
Благодарясвоей достоверности и художественной образности миф непосредственно затрагиваетчувства людей. Он вовлекает их в переживание происходящих в нем событий.Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимымот них. Это укрепляет его веру. Глубокая эмоциональная вовлеченность делаетчеловека неспособным к холодному рациональному размышлению над содержаниеммифа. На всякие попытки логической критики мифа он отвечает непониманием ираздражением: об этом говорят многие этнографы, изучавшие жизнь племен,сохранивших до нашего времени архаическую культуру.
2.4 Связьс магией
Мифологияне только формирует духовную жизнь людей — она вооружает людей и «техническими»средствами воздействия на окружающую действительность с помощью магии —чародейства, колдовства, шаманства и прочего. Магия представляет собойсовокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическимидействиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями)скрывается духовное, мистическое содержание. Последнее и является той силой,которая воздействует на духов и направляет ход событий в желательную дляучастников магического обряда сторону. Вера в силу магического обряда, как ивера в связанный с ним миф, не зависит от успешности этого обряда. Более того,она способствует его эффективности. А если магия не дает желаемого результата,то это обычно объясняется неверным проведением магических процедур иливмешательством каких-то враждебных сил.

3. Логикамифологического мышления
Каквозникают мифы? Хотя они наполнены вымыслом, это не значит, что люди создают ихпроизвольно, в зависимости от чисто случайной игры воображения.
Любоймиф связан с какими-то наблюдаемыми фактами. Иначе он просто не мог бысуществовать. Какие-то факты, данные непосредственных наблюдений всегдаприсутствуют в содержании мифа, образуя «опорную площадку», от которойотталкивается мифологический вымысел. Объяснение смены времен года смертью ивоскрешением бога Озириса в древнеегипетском мифе фантастично, но сама сменавремен года есть факт, а не фантазия. Существование Луны на небе — наблюдаемыйфакт, а вот объяснение этого факта забрасыванием на небо сандалии колдуна — этовымысел. Мифотворчество предполагает переход от наблюдений к объясняющему ихвымыслу. Как же совершается этот переход?
В мифологическоммышлении есть своя логика. Существуют определенные принципы, в соответствии скоторыми человеческая мысль рождает миф.
Первыйиз этих принципов — принцип антропоморфизма. Слово «антропоморфизм» (от греч. anthropos — человек и morphe —форма) буквально означает «человекоподобие». Принципантропоморфизма состоит в том, что все и мире уподобляется человеку, мыслитсяпо «образу и подобию» человека. Такая мыслительная установка была вполнеестественной для первобытных людей. Дело в том, что мы, сталкиваясь с какими-тоявлениями, можем познавать их, лишь опираясь на какой-то круг предварительнонакопленных знаний. А на фоне еще очень малых знаний об окружающем мире,которыми располагал первобытный человек, наиболее знакомым предметом для негобыл он сам. Поэтому, не осознавая того, первобытные люди так или иначе наделяликакими-то человеческими чертами все вещи и явления, которые попадались им вдействительности или создавались с помощью воображения.
К самымважным человеческим свойствам, на которые уже первобытные люди не могли необратить внимания, относится, прежде всего, жизнь со всеми ее проявлениями —потребностями, желаниями, чувствами и прочее. Далее, нельзя было не заметить,что в человеке есть «внутри» его тела какая-то сила, которая управляет телом, —некий «дух» или «душа». Было бы неверно думать, что первобытные люди понималипод этими словами то, что гораздо позже стали ими обозначать философы. У нихеще не было настолько развито абстрактное мышление, чтобы противопоставлятьидеальное материальному и рассматривать дух или душу как нематериальнуюсущность. Они представляли себе дух то ли в виде какого-то существа (чаще всеготоже человекоподобного), то ли в виде какого-то неопределенной формы облака.Но, как бы то ни было, дух также наделялся жизнью и всем, что ей присуще (в томчисле и какой-то телесностью). При этом в одном теле может жить не одна, анесколько душ, а одна и та же душа может быть присуща нескольким разным телам.
Так,дакоты (североамериканские индейцы) считали, что у человека есть четыре души:
 1) душатела, умирающая вместе с ним;
 2) дух,который живет всегда рядом с телом;
 3)душа, управляющая телом и после смерти улетающая от него;
 4)душа, которая сидит в маленьком пучке волос покойника и остается там до техпор, пока родственники хранят этот пучок.
/>Есть также «вакан» — душа, сила,воля, вселяющаяся одновременно в разных людей и разные предметы и вызывающаястрах; когда оружие воина — «вакан», оно смертоносно и к нему не должнаприкасаться женщина[2]. Таким образом, принципантропоморфизма приводит к тому, что разнообразные вещи и явления «оживляются»и «одушевляются». Отсюда начинается путь, ведущий к появлению фантастическихсуществ и мифических богов которые тоже, подобно человеку, имеют тело и душу. Всяэта «живность» — боги, духи, животные, растения и наделенные жизнью предметы —ведет себя «по-человечьи»: разговаривает, ест и пьет, рождает потомство,совершает добрые и злые поступки, то есть делает все то, о чем и рассказываетсяв мифах.
Второйпринцип мифологического мышления — это «закон сопричастности». Так, французскийученый Л. Леви-Брюль, исследовавший в начале XX в. первобытное мышление, назвал принцип, с помощью которогодревние люди строили ассоциации и связи представлений. «Сопричастность», поЛеви-Брюлю, есть особое, мистическое единство вещей. Это означает, что единствомногих явлений обусловлено не каким-либо физическим, наблюдаемымвзаимодействием, а, если можно так выразиться, «общностью душ». Явления,находящиеся в этом единстве, «сопричастны» одной духовной силе, ими управляетнекий общий, охватывающий их дух.
Так, наостровах Торресова пролива туземец племени умаи чувствует себя «сопричастным»со своим кланом, с собакой, которая является тотемом его племени, с душой сна,с лесной душой и так далее. Он как бы живет с ними «одной жизнью» и дажеотождествляет себя с ними. Индейцы бороро в Бразилии хвастают, что они красныепопугаи. При этом они считают себя также и людьми. Этнограф-европеец,беседовавший с ними, признается, что никак не мог понять эту «нелепицу». Но егособеседники не видели здесь никакого противоречия и настаивали на том, что хотявнешне они не похожи на красных попугаев, тем не менее, бороро и красные попугаи — это одно и то же.[3]
Согласнопринципу «сопричастности» все, что происходит с какой-нибудь вещью,воздействует на «сопричастные» с ней другие вещи. А так как воздействие это происходитв силу мистического «сопричастия», то этим и объясняется, почему первобытныелюди, как говорилось выше, не интересуются конкретными механизмами физическоговзаимодействия.
Как жепервобытные люди определяли, какие вещи и явления «сопричастиы» друг другу?Леви-Брюль полагает, что это делалось на основании самых различных и частосовершенно случайных обстоятельств. Таким обстоятельством могло быть внешнеесходство, соприкосновение, следование друг за другом во времени.«Сопричастность» могла быть также и результатом специальных магическихдействий. Важнейшим логическим средством установления «сопричастности» былааналогия: если предметы по каким-то признакам сходны, значит, они «сопричастны».Изображение человека или животного во всех примитивных культурах считаетсямистически связанным с оригиналом, а потому никто не сомневается, что можновоздействовать на людей и животных, манипулируя с изображающими их рисункамиили фигурками. Основанный на аналогии принцип «подобное вызывает подобное» —краеугольный камень многих магических действий.
 Как известно, рассуждения по аналогиине приводят к логически падежным выводам. И хотя иногда первобытное мышление спомощью аналогии улавливало действительные связи явлений, чаще всего оноприходило к необоснованным и с современной точки зрения несуразным суждениям. ВКонго однажды туземцы причиной засухи объявили шляпы европейцев-миссионеров(поля шляп, мол, перегородили дорогу дождю). В Древнем Китае не мидели ничегонеобычного в том, что вдова рожает ребенка от глиняной статуи мужа. Не менееабсурдные «сопричастия» получались путем умозаключений по принципу «после этого— значит, вследствие этого». Путешественник Ф. Сагар рассказывает осевероамериканских индейцах: «Однажды вечером,когда мы беседовали о животных страны, я, желая показать туземцам, что у нас,во Франции, водятся зайцы и кролики, при помощи теней моих пальцев изобразилпротив света на стене фигуры этих животных. По чистой случайности туземцыназавтра наловили рыбы больше обыкновенного. И они решили, что причинойбогатого улова были именно те фигурки, которые я им показывал. В простоте своейтуземцы принялись упрашивать меня, чтобы я каждый вечер взял на себя трудделать то же самое...»[4]
Такимобразом, мифологическое мышление, каким бы странным оно нам ни казалось, нельзясчитать лишенным логики. Интересно в этом отношении описание беседы британскогоантрополога Э. Эванса-Причарда с мальчиком из африканского племени азанде.
Мальчик,пробегая по лесной тропинке, ушиб ногу о корень. Ранка загноилась. «Он заявил,что в том, что он ударил ногу о корень, виновато колдовство… Я сказалмальчику, что он был неосторожен и потому ударил ногу о корень, которыйестественным образом вырос на тропинке, а не появился там благодаря колдовству.Он согласился, что корень рос там сам по себе, независимо от колдовства, нодобавил, что он, как и все азанде, следит внимательно за тем, куда ступает, иесли бы он не был околдован, он бы увидел корень. В качестве решающегоаргумента он заметил, что все порезы… заживают быстро, поскольку такова ихприрода. Почему в таком случае эта ранка гноится и не закрывается, если она несвязана с колдовством?»
Авторыкниги, приводящие эту цитату, продолжают: «Предположим, что Эванс-Причардпродолжил бы дискуссию с мальчиком и объяснил ему, что рана гноится от попавшейв нее земли. Но тот, очевидно, возразил бы ему, сказав, что раны специальнозалепляют землей, чтобы в них не проникло колдовство». А если бы Эванс-Причардпопытался говорить о микробах, вызывающих воспаление, то мальчик, наверное, могбы ответить, что эти невидимые, таинственные микробы и есть не что иное, каквредные духи.
«Амикроскоп — ну чем не магический прибор для обнаружения скрытых колдовскихсил?»[5]
Мальчику из племени азанде трудно отказать в логике. Но его логикаесть логика мифологического мышления. Это мышление логично по-своему — в тоймере, в какой это соответствует примитивной культуре.
Можно заметить некоторое сходство между мифологическим мышлением имышлением детей. Ж. Пиаже на основании многолетних исследований показал, что наранних этапах развития интеллекта детское мышление эгоцентрично: маленькийребенок чувствует себя центром всего мира и не может еще понять, как выглядитмир с точки зрения других людей. Он плохо отличает свои фантазии и сны от яви,наделяет все предметы жизнью и разумом, то есть какой-то «душой» (хотя он, какправило, не задумывается над этим и само слово «душа» не употребляет). Пиаженазывает подобные установки «детским анимизмом». Детскому мышлению, по Пиаже,свойственен также «арте-фициализм» — склонность думать, что предметы и явленияприроды кто-то делает. Эти особенности детского мышления заметны, когдаребенок, например, говорит: «Какая противная дверь: она меня специальноударила!» или спрашивает: «Кто сделал луну?» Вместе с тем эти особенностинапоминают рассмотренные выше черты мифологического мышления. В этой связинекоторые ученые полагают, что биологический закон, согласно которому онтогенезповторяет филогенез (то есть в ходе развития индивида воспроизводится в сжатомвиде развитие вида), относится и к человеческому интеллекту: в детском возрастечеловек проходит через стадию умственного развития, на которой он мыслитподобно тому, как мыслили древние люди.

4. Мифология и религия
Строгой разграничительной линии между мифологией и религией нет.Многие историки полагают, что уже самые древние мифы можно считать первойисторической формой религии. Так, Л. Я. Штернберг выделял три ступени развитиярелигии в первобытные времена: 1) вера в одушевленность природы (аниматизм); 2)вера в духов и богов; 3) вера в существование души как особого бестелесногоначала, которое может отделяться от тела и сохраняться после его смерти(анимизм)1. Другие историки предпочитают не называть древнююмифологию религией, полагая, что этого имени заслуживают только развернутые исистематизированные мифологические системы.
О древнеегипетской и древнегреческой мифологии нередко говорят како религии древних египтян и греков. Вместе с тем некоторые исследователиутверждают, что подлинная религия возникает только тогда, когда появляется верав единого, единственного Бога-творца, создателя мироздания (единобожие, илимонотеизм). В европейской научной традиции мифологические верования всуществование многих богов (многобожие, или политеизм) чаще всего характеризуюткак примитивную, языческую религию. Т. Гоббс, один из крупнейших философовНового времени, считал, что различие между религией и мифологией относительно и зависит от того,какие верования получают государственное признание: «Страх перед неведомойсилой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенныхгосударством, называется религией, не допущенных — суеверием»[6].Как бы то ни было, несомненным остается одно: религия исторически вырастает измифологии и сохраняет в себе многие ее черты. В достаточно развитом обществеона отделяется от мифологических верований и становится самостоятельной ивесьма значимой культурной формой. Мифы продолжают жить во всякой культуре, ниполучившая признание в обществе религия, как правило, противопоставляет себя ими осуждает их как «суеверие». Так, православная церковь в нашей страненеодобрительно относится к деятельности колдунов, шаманов и разных «народныхцелителей», которые «общаются» с духами, «астральными телами», «космическимисилами» и «снимают порчу» с помощью заговорим (хотя сами эти «маги» и«волшебницы» зачастую, наоборот, стараются всячески подчеркнуть, что они воюютс «нечистой силой», опираясь на истинно православную веру).

Заключение
В ходе выполненияконтрольной работы по теме «Происхождение религии. Предыстория религии –мифологическое мышление» цель работы была достигнута:
1.        Была рассмотренадревняя мифология и пути ее возникновения;
2.        Рассмотреныхарактерные черты;
3. Рассмотреновозникновение мифологического мышления.

Список литературы
1. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.
2. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. М., 1991.
3. Ильин В.В. История философии:Учебник для вузов. СПб., 2005.
4. Ильин В.В., Кармин А.С., НосовичН.В. Религиоведение. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.
5. История религии / Под ред. И.Н.Яблокова: В 2 т. М., 2004.
6. Кармин А.С. Культурология. СПб.,2004.
7. Шмелев Ю.А. Философия религии:Систематический очерк. М., 1998.
8. Малерб М. Религии человечества. М.СПб., 1997.
9.Религия в истории и культуре: Учебникдля вузов / Под ред. М.Г. Писшиника. М., 2000.
10. Радугин А.А. Введение в религиоведение:теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 2000. – 240 с.
11. Свенцицкая И.С. Раннее христианство.Страницы истории. М., 1983.
12. Социология религии: классическиеподходы. Хрестоматия / Науч. ред. и сост.,
13. Томсон М. Философия религии. М.,2001.
14. Угринович Д.М. Психологиярелигии. М, 1986.
15. Францев Ю.П. У истоков религии исвободомыслия. М.; Л., 1959.
16. Фрейд 3. Психоанализ. Религия.Культура. М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет труда и заработной платы (на материалах ООО "Алтайпрофиль" г. Барнаул)
Реферат Анализ финансовой деятельности ОАО Машук
Реферат Анализ использования рабочего времени и начисления заработной платы
Реферат Зношення, амортизація та відновлення основних фондів підприємства
Реферат Михаил Афанасьевич Булгаков. Столица в блокноте
Реферат Биологические активные добавки
Реферат Деньги происхождение, сущность, функции. Виды денег
Реферат Электронные системы адаптивного компьютерного обучения, на основе стандартов образовательных сред
Реферат Анализ предприятия ООО Леонар Авто
Реферат Работа суточного наряда дежурной части ОВД по приему, регистрации и оперативному реагированию на заявления, сообщения о преступлениях и происшествиях
Реферат Иван Тихонович Посошков и его наследие
Реферат Австро-итало-французская война
Реферат Наташа Ростова
Реферат Теоретические основания развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Реферат Разработка квартального плана по выпуску продукции гипотетичиского НПЗ с разбивкой по месяцам в натуральном и ценовом выражениях исходя из показателей max выпуска котельного топлива