Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религия и воспитание человека

Министерство образования РФ
Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова
Факультет инженерной педагогики и информатики
Кафедра инженерной педагогики.
Религия и воспитание человека.
Курсовая работа
Выполнила: студентка 3 курса
Научный руководитель:
Лаврентьева Н.Б.
__________________________
(подпись)
Оценка___________________.
“___”_______________2005 г.
Барнаул 2007 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ. 5
1.1 Вера в духовной жизни человечества. 5
1.2 Три мировые религии. 8
1.2.1 Буддизм… 8
1.2.2 Христианство. 10
1.2.3 Ислам… 12
2. ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА… 14
2.1 Религия и семья. 14
2.2 Религия и школа. 17
2.3 Роль детской религиозной литературы… 20
3. ИТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ… 22
3.1 Религиозная школа. 22
3.1.1 Просветительная деятельность православной церкви наалтае. 23
3.2 Антирелигиозная школа. 24
3.2.1 Атеистическое воспитание и критерии его эффективности. 25
3.2.2 Принципы атеистического воспитания. 26
3.2.3 Духовное образование в россии в годы великойотечественной войны   27
3.3 Светская школа. 28
4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ… 30
4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе. 30
4.2 Православное образование. 32
4.3 Принципы православной педагогики. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 38
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы воспитания человекаформирования его личности относятся к актуальным проблемам современности ипредставляют громадный интерес для широкого круга научных дисциплин: философии,социологии, психологии, педагогики, психиатрии, психофизиологии,нейрофизиологии и др.
Личность – это живой,действующий человек, носитель общих свойств психики, претерпевающей сложнейшиеизменения в процессе онтогенеза организма.
На воспитание человека влияеточень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации,фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияние такого серьезного фактора какрелигия.
Долги годы мы жили без религии,в мире атеизма, сейчас религия восстанавливает свои права и играет очень важнуюроль во многих сферах жизни людей, особенно в такой важной как воспитание
Цель моей курсовой работы –изучение влияния религии на воспитание человека, формирование и развитие еголичности.
Задачи:
изучение литературы;
рассмотрение истории религии дляболее целостного понимания ее сущности;
выявления взаимосвязей междурелигией и семьей, религией и школой и общего значения религии для развитиякультуры человека;
рассмотрение вопроса о религии вРоссии и ее влияние на историческое развитие школы;
изучение атеистическоговоспитания, как противоположного религиозному;
изучение сегодняшнего положениярелигиозного воспитания и выявление принципов православной педагогики;
определение характера влияниярелигии на воспитание человека;
обобщение и подведение итогов поданной теме.
Объект изучения – религия.
Предмет изучения – религиозноевоспитание человека.
1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ
Не существует народов, на какихбы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религиясопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва лине все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и дажеподсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозныхпроявлений. [2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который игралбы более важную роль, чем религия. В поисках бога человечество исходила немалодорог, пройдя путь мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма. [3,7]
Что же такое религия? Ученные ибогословы определяют ее по разному и порой очень противоречиво. Религиюсвязывают с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости(немецкий богослов Шлейермахер); английский мыслитель Рассел определил ее какстрах перед неведомым и т.д. [3,9] 1.1 Вера в духовной жизни человечества
… Есть Бог, есть мир, ониживут вовек,
А жизнь людей мгновенно, иубога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв.Фра Беато Анджслико
К началу третьего тысячелетиясовременной цивилизации все шесть миллиардов живущих на земле людей верят. Одниверят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс,справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека,его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой иобычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит ичувствует.
Вера — универсальное свойствочеловеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный”появился 30-40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженныеучёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существованиеверы.
Человек обладает сознанием,поэтому он — не только “природное” существо. Стать человеком — значит обрестиспособность “осознавать” себя, т.е. видеть и чувствовать не только своюпричастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём.“Сознание” человека — это знание, разделённое с другими людьми, “совместное”понимание мира и места человека в нём. Очень важна здесь эта частичка “со-”. Опытаодного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобыусвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длитсяобучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других ипередавать свой, а тем самым — и обобщать его. Так в человеческом сообществевозникает “обобщённое” представление о мире. Другими словами, все люди,составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что“доверяют” опыту соплеменников — прошлому и настоящему. Вот почему вера — этоколлективное представление о мире.
Наблюдая и осмысливая окружающиймир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченноемироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особойпроницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человекне в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну исмысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, котораяобнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно онавыделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человекпридумал тысячи имён, но суть их одна — это Бог.
Истинного облика Бога не ведалникто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был быБогом. От Него люди получали этические законы, правила жизни, и никакой другойлогикой, кроме божественной, эти правила не могли быть объяснены. [4,26]
Практически все религии сходятсяна том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человекдолжен быть “спасён”. Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весьопыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живётчеловек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многиерелигии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религиивоспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни другиеучат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, — отсмерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том,что духовное совершенствование важнее мирских забот, — основная составляющаячасть многих религий.
Наличие многих религий неизбежноприводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь Истина должна бытьодна, а религий — много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие- вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религиюединственно верной, а все прочие — неистинными, не ведущими к подлинномуспасению.
Обратимся к тем факторам,которые влияют на формирование конкретной религии. Бог говорит с каждым народомна его собственном языке — на языке культурных традиций народа, особенностейего национального характера, способа мышления и богопознания. Душа народа — тайнане меньшая, чем душа и личность того пророка или просветлённого, которыйпередал своему народу божественное откровение. И третья, самая непостижимаятайна — воля Бога, открывающего Себя человеку.
Религий и систем верований насвете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю суть конкретной религии можеттолько душа, живущая именно этой верой. [4,31]
1.2 Три мировые религии 1.2.1 Буддизм
Человек, следующий Дхарме, похожна человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, иего окружит свет.
Из наставлений Будды
Буддизм — древнейшая из мировыхрелигий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, еёоснователя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (Мудрец изплемени шакьев) жил в Индии в V-IVвв. до н.э. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились позже(христианство — пять, ислам — 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетиясвоего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления,культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — инымисловами, целую цивилизацию. [4,103]
Более 25 веков назад в одном измаленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майипосле долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принцжил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бына троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.
Узнав о том, что на светесуществуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданийи отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь,но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называетсяБодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилосьэто, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) онпрочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы”(так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам исёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушатьнаставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.
В возрасте 80 лет Буддаскончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учениепо всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось иразвивалось. Таковы факты реальной биографии Будды — человека, ставшегооснователем новой религии. [4,111]
Буддизм вобрал в себя множестворазнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, атакже определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. В Россиибуддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
Многих верующих буддизмпривлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни ипривычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда неотвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им.Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их нисчитали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение.
Если христианство неразрывносвязано с верой в Христа, а ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямунине играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма.
В буддизме нет церкви, но естьобщина верующих — сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении побуддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину ируководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианскойцеркви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов вмире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредникамимежду богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам — это ихобязанность и добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведутдушеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. [4,135]1.2.2 Христианство
Христианство (от греческогослова christos — «помазанник», «Мессия») зародилось какодна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство сиудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры — проявляетсяи в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, — священная книга как иудеев,так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианамии является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины иСредиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существованиязавоевывало приверженцев и среди других народов. [4,140]
Возникновение и распространениехристианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадкаее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихсяв римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путьвнутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрьсобственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгийаскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательноесмирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления ЦарстваБожьего на земле.
Однако уже первые христианскиеобщины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всегомира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявилсясвойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромномупространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общинстановились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет нееллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих ипредопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающейнациональных и языковых границ.
Потребность в единении, с однойстороны, и довольно широкое распространение христианства по миру — с другой,породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может бытьслаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым иБожьей благодатью.
Следующим шагом в развитиипонятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могутотдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковьполучила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первыехристианские общины. [4,148]
Православие — одно из трехосновных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалось какего восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах ВосточнойЕвропы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (отгреческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианскихписателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии,где оно было господствующей религией в IV — XI веках. [5,13]
Крещение Киева князем Владимироми Новгорода Добрыней — это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкоепринятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий вконце XVIII в. На волне переселения христианствораспространялось и утверждалось по всей территории Руси. [5,27]
Православная Церковь придаетбольшое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большимцерковным праздникам. Сущность поста — это «очищение и обновлениечеловеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Большихмногодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днемПетра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым. [5,38]
Другими крупнейшими (наряду справославием) направлениями в христианстве является католицизм и протестантство.1.2.3 Ислам
Третьей (самой поздней повремени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Этоодна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной иЮго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам,тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульмантакже среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целикомпридерживается ислама.
Ислам зародился в Аравии в VIIвеке н.э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма,ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесьмного легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророкбожий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд«откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям.Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев,Евангелие для христиан. [4,167]
Догматика ислама очень проста. Мусульманиндолжен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был егопосланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — этобиблейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; чтосуществуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие вислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во властибога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получатвоздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю,грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественноепредопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. [6,53]
Хотя ислам в какой-то степени исплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия встранах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Этонашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.[4, 202]
2. ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Начало XXIв. ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на жизньлюдей, обществ, государств, на политику и межнациональные отношения. Большоевлияние оказывают традиционные религии: православие, католицизм, ислам и т.д. Одновременнов наши дни получили распространение новые, нетрадиционные культы и учения,активно укрепляющие свои позиции в мире.
Активизация религиозной жизни ивозникновение новых религиозных учений вызваны несколькими причинами. Главныеиз них – разочарование многих людей в современной цивилизации с еенесправедливостью и жестокостью, поиск новых идеалов и ценностей. Традиционныерелигии не для всех оказываются приемлемыми в этом поиске, для некоторых они могутказаться излишне консервативными, сложными для восприятия, требующими большойдуховной работы. Многих, особенно молодежь, отпугивают обрядность, неизвестныйязык богослужения, его продолжительность. Большинство людей не понимает, почемупри едином Боге христианские церкви разделены и в лучшем случае терпимыевзаимоотношения, а в худшем – враждуют между собой.
Для современных образованныхлюдей характерны попытки соединить в своем мировоззрении религиозные идеи сновейшими гипотезами и нерешенными проблемами науки. Все это свойственночеловеческой психике, с этим невозможно не считаться. [7, 209] 2.1 Религия и семья
Семья относиться к числу самыхдревних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальнойформой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальнойдифференциации религиозные действия совершались в рамах этой первоначальнойсоциальной структуры.
На этой основе возниклопредположение: семья и религия находятся между собой в такой тесной связи, чтосемья может быть понята именно как «естественной» носитель религии,как религиозное образование.
Во многих обществах религиозныеритуалы совершались в рамках семьи и огонь домашнего очага считался священным. Довольночасто и в настоящее время семья является тем местом, где совершаютсярелигиозные ритуалы, но при этом следует помнить, что то, что мы называемсемьей сегодня, существенно отличается от того, что было семьей в древнихобществах.
В ходе развития и внутреннейдифференциации общества его институциональные образования разделились на двесферы – частную и общественную область жизни. Семья во многом утратила чертыобщественной организации, которыми была наделена в прошлом, и стала в большеймере делом частной жизни. Религиозные верования и религиозная практика всовременном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора,частным делом. Возможно с этим связано то обстоятельство, что сегодня в первуюочередь многих привлекают те религиозные ритуалы, которые связаны с событиямисемейной жизни. Многие склонны сегодня рассматривать семью как главную инерешимую базу организованной религии в ее традиционных формах.
Действительно, в современномобществе существует тесная связь между церковью и семьей. Социологическиеданные подтверждают, что церковная деятельность в большей степени обращена кженщинам и детям, среди церковных преобладают мероприятия, связанные с семьей,среди прихожан сегодня большинство составляют женщины.
Тем не менее, в ряде отношенийвзаимосвязь семьи и религии представляется в настоящее время не столь ужоднозначно нерушимой; во всяком случае, понимание существа и характера этойсвязи требует принять во внимание те изменения, которые претерпели и семья, ирелигия, как повлияли эти изменения между ними.
Прежде всего в общественномсознание произошло изменение в оценки значимости и необходимости ритуальногосопровождения таких событий как рождение ребенка, бракосочетание и смерть. Сегоднядостаточно значительному числу людей представляется возможным обойтись безцерковного ритуалах в этих случаях. [8,184-185]
Обратимся теперь к вопросу оботношении религии к семье, имея в виду свойственное «религиям спасения»понимания семьи и поучения, касающиеся семейной жизни, т.е. нормативный аспектотношения религии к семье.
Религии спасения, такие, какбуддизм и христианство, должны были пройти долгий путь поисков, прежде чем имудалось найти способ совместить признание общественно полезных функций семьи сих индифферентным отношением к общественной жизни «в миру» как проявлениемосновной религиозной установки неприятия мира. [8,188]
Учения о семья и браке, нормысемейных отношений, устанавливаемые разными конфессиями, оказывают определенноевлияние, — как это показывают данные исследований, — на поведение приверженцевсоответствующих конфессий. В какой-то мере, церковь способна осуществлять вэтом отношении функцию социального контроля. Католики по сравнению спротестантами реже вступали в смешанные браки, реже прибегали к абортам, у нихбыло меньше разводов, семьи были более многодетными.
Процессы изменения структурысемьи, ее функций, ценностных предпочтений включены в общий процесс социальныхперемен в обществе и одним из факторов, воздействующих на изменения в семье ибраке, является влияние религии и церкви. [8, 190]
2.2 Религия и школа
Возврат к идее церковнойкультуры, пересмотр основ мировоззрения в свете христианских начал ставят наочередь вопрос о взаимоотношении Церкви и школы. Для школы, глубоко живущейидеей раскрытия личности ребенка, трудность религиозного воспитания всегдазаключалась в том, чтобы избежать всякой принудительности и насильственногонавязывания религиозной жизни, — отсюда идеал свободной, секуляризованной школы.[9,155]
Религиозное одичание иогрубление, шаткость духовных основ в моральном воздействии школы одинаковоярко характеризуют пагубные результаты принятой системы – пагубные как дляЦеркви, так и для школы. Огромное количество детей растет вне всякогорелигиозного влияния, пропадает для Церкви, грубеет и дичает, а с другойстороны, духовная атмосфера школы искусственно отстраняет в детях ихрелигиозные запросы, искусственно рассекает духовный мир ребенка, отделяя в немего религиозные движения от всего остального содержания души, заранеерасслабляет и принижает религиозные силы детской души. В такой «свободнойшколе» (свободной от религии) дети вовсе не воспитываются в подлиннойсвободе, ибо одна из важнейших, можно сказать, центральная сила души, какойявляется религиозная сфера, должна притаиться, должна быть искусственно смятойи отстраненной. Можно ли поэтому думать, что религиозная свобода достигается всекуляризованной школе? Не отрицая того, что она часто не достигается и в тойшколе, которая не порвала с Церковью, подчеркнем лишь, что отделение школы отЦеркви неизбежно давит на религиозный мир ребенка, расслабляет и принижаетрелигиозные движения. Очевидно, что свобода в религиозной жизни ребенка недолжна быть связываема с вопросом об отношении школы и Церкви, а это означает,что защищать идею секуляризованной школы во имя религиозной свободы невозможно.[9,156]
Одно идейное преодоление системысекуляризованной культуры не может помочь школе: оно расшатывает идеологическиеоснования современного педагогического творчества, но не может психологическивывести за их пределы. Школа ждет новой жизни, тех островков целостной жизни, вкоторых не будет современной разорванности отдельных сфер, — и только тогда дляпедагогического творчества может открыться реальный выход на иной путь. [9,162]
Но отрыв школы от Церкви для наснеприемлем особенно по религиозным мотивам. Противопоставление Церкви и мира,Церкви и культуры чуждо христианству с его основным догматом Боговоплащения, сего верой в спасение мира, с его идеалом обожения. Христианство не толькоутверждает мир, но оно именно и занято спасением мира, устроением его,восстановлением правильной иерархии сил мира. [9,165]
И все же мы стоим на порогесоздания церковной школы – в подлинном и серьезном смысле этого слова. Делоидет совсем не о том, чтобы школы – народные, городские, средние и т.п. –находились в ведении и управлении церковных общин. Это, конечно, возможно, ноне в этом суть и смысл идеи церковной школы. Дело и не в том, чтобы школойзаведовали священники; и даже не в том, чтобы в школе было отведено много часовЗакону Божию. Все это может быть, но может и не быть – и не в этом смысл идеицерковной школы. Ее суть в том, чтобы школа была внутренне пронизанарелигиозным началом, чтобы она по духу своему вела детей к Церкви, а не уводилаот Нее, чтобы она укрепляла и развивала религиозные запросы детей, а неубивала, не коверкала их. Религиозная сфера имеет центральное значение виерархии душевных сил, и нет никакой психологической необходимости для питаниярелигиозной сферы давать много чисто религиозного материала. Все, решительновсе в школе и жизни может питать и углублять наши религиозные силы – этовсецело зависит от духовной установки, зависит от того какой дух царит в школе.Как отдельные люди могут, ни слова не говоря о Боге, привести к Богу однойсвоей личностью, устремлением души своей вечной правде, так и школа может вестидетей к Богу не тем, как и что будет говорить она о Боге, а тем куда духовноустремит она движение души, чем зажжет и воодушевит детские сердца. Проблемарелигиозной школы лежит больше всего в его духовной атмосфере, в подлинности,искренности целостности ее внутренней религиозной установки, а не в обилиипреподавания Закона Божия, не в специальных мерах религиозного воспитания. Огоньверы зажигается только от огня же в другой душе; и роль интеллекта, рольобразования здесь вторична, хотя и очень существенна. Можно считать бесспорным,что основной почвой на которой возникают религиозные сомнения, являются вовсене какие-либо интеллектуальные трудности, а все то, что отравляет и бременитсердце ребенка или юноши. Не нужно держать детей под стеклянным колпаком, вискусственной оранжерейной обстановке, не нужно вовсе закрывать от детейреальную жизнь со всеми ее провалами и скорбями; но чтобы укрепить и развитьрелигиозные движения в душе ребенка, нужна прежде всего атмосфера духовнойсвободы и религиозного одушевления. Нужно, чтобы дети любили Церковь, любили еевсей душой искренне и свободно, ибо не потерпит наше сердце никакогопринуждения, отвращается и от него, и от того, к чему нас принуждают. Церковьтак полна красоты и правды, что к Ней не нужно принуждать; но нужно, чтобыкаждой душе дано было найти в Церкви отзвук на ее искания и запросы, дано былоопытно познать правду и силу Церкви. Основная предпосылка и основная трудностьцерковной школы заключена именно здесь – в создании атмосферы свободной,всецелой, всесторонней любви к Церкви. Конечно, к свободе должно еще ивоспитывать детей, свобода не дана ранних ступенях жизни, вернее, сознание ещене может владеть ею, но к свободе можно воспитать лишь в атмосфере свободы. Нигдеэто так не сказывается, как в вопросе об обязательности посещения Церкви. [9,167]
Для семейного и школьноговоспитания одинаково неотвратимо и настойчиво встает один и тот же вопрос –вопрос о создании целостной религиозной структуры. Не об утопии невозможнойсвятости идет дело, а лишь о подлинной, свободной и творческой устремленности кБогу. Наши грехи не смутят души ребенка, хотя и заполняют ее грустью – лишь быона видела ни одни грехи, но и раскаяние в них. Дети так чутки, что они безслов, без внешних данных легко и быстро улавливают духовный мир взрослых. Иесли они живут в атмосфере искренней религиозной жизни – как легко и свободнозагорается их душа любовью к Богу и Церкви! Детской душе так естественна, такнужна религиозная жизнь, что, если только она видит ее перед собой, она безвсяких усилий отдается ей. Но для этого необходима здоровая духовная атмосфера,необходимо, чтобы вся жизнь искала освящения в Церкви. [9,169] 2.3 Роль детской религиозной литературы
Возможно, кто-то считает, чточтение сказок детям – буржуазная сентиментальность, попытка убежать от жестокойпрозы жизни в мир фантазий. Но все же чтение детям подобных произведениясоставляет неотъемлемую часть воспитания детей в вере, поскольку в немзаключены силы, помогающие становлению детской личности, а именно ееинтеллектуальной, эмоциональной, волевой и духовной сторон. Чтение высокихобразцов детской религиозной литературы ни в коем случае не должно заменять нирегулярного участия детей в богослужениях, ни чтения Священного писания ввоскресной школе и дома, ни молитвы в кругу семьи. Богослужения, знакомство сПисанием и молитва – это основополагающие элементы воспитания ребенка в вере.
Может показаться, что детипринимая пассивное участие в литургии и в других богослужениях в церкви, слушаяслова Писания в воскресной школе и видя, как дома молятся их родители, бабушкии дедушки, проявляют недостаточно интереса к этим сторонам жизни христианина. Делов том, что услышанные слова дети на подсознательном уровне сохраняют в своихсердцах, в своих душах и мыслях вплоть до того часа, когда Богу будет угоднопробудить их к живой вере. Однако только этого не достаточно для воспитанияребенка в вере. Хорошая детская религиозная литература также нужна длястановления личности ребенка и укрепления его веры. Маленький христианин,слушая интересные произведения, углубляет знания родного языка, что необходимодля понимания слов Священного писания. В Библии заключено слово Божье,облеченное в формы, доступные человеческому разуму.
3. ИТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ3.1 Религиозная школа
В большинстве стран мираинститут школы вышел из лона церкви, а жрецы и представители духовенства былипервыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмыбыли основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились встенах монастырей.
Со времени принятия христианствапо XVIII в. включительно образование в России былополностью сосредоточено в руках Церкви и носило сугубо религиозный характер.
Это были преимущественно школына дому у священника. Освоение начал веры, катехизиса являлось их единственнойцелью. Лишь попутно здесь учились чтению, письменности и счету. Длительноевремя приходские школы были на Руси единственными очагами образования, и толькоединицы из малоимущих могли учиться в них. К 1865 г. в введении ПравославнойЦеркви насчитывалась 21 тыс. таких школ. Они получали финансовую поддержку отгосударства. Национальные школы прибывали под крышей костелов, кирх, мечетей,синагог и дацанов. [2,10]
В России в то время действовалатрадиция духовной школы с ее ключевой фигурой добродетельного наставника –монаха-аскета. Ее суть состояла в утверждении приоритета святости,духовно-нравственного воспитания относительно передачи «книжной учености».Наставник ориентировал ученика на поиск абсолютного добра и справедливости. [10,17]
Светские школы стали появлятьсяв стране лишь при Петре I. Их было очень мало – кначалу XIX в.315 на территории всей России. Позднееколичество таких школ увеличилось, и большинство перешло в ведение земства, анекоторые стали частными. [2,10] В эпоху Петра святоотеческая традиция неисчезает, несмотря на европеизацию и придание светского характера образованию. Онакультивируется старообрядчеством в формах семейного воспитания. Но идея «просвещениядуши», ее «освящения» проникла и в сферу светского образования.[10,17]
К началу XXвека в ведении светских властей находилось 43 тыс. школ, столько же былоначальных церковноприходских школ. К ведению Православной Церкви относилисьтакже духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения.
Образование и воспитание во всехэтих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выборамировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Показательно,что в 1817 г. особым манифестом Российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. Тем самым обучение былоподчинено задаче формирования религиозного чувства у подрастающего поколения.
Изучение «Закона Божия»,церковной истории, церковнославянского языка, уроки церковного пения занимали вначальных земских и частных школах почти половину учебного времени, а вцерковноприходских большую его часть. Все школьные учебники проходилиобязательную церковную цензуру. Преподаватель «Закона Божия» былодновременно церковным надзирателем учебно-воспитательного процесса. [2,11]
Традиция святоотеческоговоспитания оказала влияние на развитее педагогических воззрений в системеотечественного светского образования, хотя и опосредованно – через формированиепарадигмы жизненно-нравственного образования. [10, 19] 3.1.1 Просветительная деятельность православной церквина алтае
Приоритетная роль церкви висторико-культурном развитии Алтая в XVIII – в начале XX вв. определилась с одной стороны, потребностьюгосударственной власти в универсальном проводнике своей политики в делеполитического, социально-экономического, духовно-идеологического и культурногоосвоения Алтая, а с другой – заинтересованности церкви в процессе колонизациикак благоприятной возможностью поправить свое экономическое положение исохранить роль духовного источника.
Особая роль церкви определяласьнеоднородностью этнического и социального состава населения, многообразиемнастроений и идей входивших в него групп. Церкви отводилась важная роль вконсолидации населения, а также в его духовно-нравственном воспитании. Вэкстремальной жизненной ситуации церковь являлась психологической и моральнойподдержкой для переселенцев.
Просветительная деятельностьправославной церкви определялась как задачами религиозного, так и светскогохарактера. При этом, если канцелярия горного начальства проводила политикуподготовки в основном квалифицированных работников для рудников и заводов, тоцерковь видела свою главную задачу в распространении веры и знания среди всехпереселенцев. Установлено, что механизм решения данных задач включал:
во-первых, создание сети учебныхзаведений для подготовки кадров священнослужителей, выполнявших не только своипрямые обязанности, но также функции учителя и врача;
во-вторых, формирование фондовлитературы религиозного и светского содержания, комплектуемых из привозных иместных книг;
в-третьих, организацию библиотеки читален при храмах. [11,6-7] 3.2 Антирелигиозная школа
Длительное время советская школаявлялась важнейшим звеном партийно-государственной системы атеизма. Весьпроцесс обучения и воспитания был направлен на формирования у выпускниковнепримиримого отношения к религии. Многочисленные атеистические методическиепособия для учителей обществоведения и литературы, биологии и химии, физики идаже математики, разнообразные хрестоматии и популярные брошюры издательства «Просвещения»способствовали формированию «образа врага» из религии. Такойидеологизированный образ представлял собой своеобразную смесь враждебности иневежества. Антирелигиозная школа навязывала одностороннее представление орелигии, отрицала связанную с верой высокую духовность.
Указания Министерстваобразования предписывали руководителям школ составлять планы антирелигиознойработы с учащимися, особенно с пионерами, комсомольцами и учителями,периодически проводить антирелигиозные мероприятия, создавать клубы и кружкиатеистов, выпускать стенгазеты, высмеивающие религию, духовенство и верующих.
Учреждения культуры, средствамассовой информации всячески поддерживали у детей и взрослых созданный изрелигии образ врага". Атеизм был господствующей официальной идеологией, ик началу «перестроечных преобразований» большая часть населениянаходилась под ее воздействием. Лишь немногочисленные общины верующих и ихсемейное окружение сохраняли религиозность. [2,11-12] 3.2.1 Атеистическое воспитание и критерии егоэффективности
Атеистическое воспитание –целенаправленное, планомерно организованное воздействие на отдельного человекаили на группу людей, обеспечивающее формирование у них научного мировоззрения икоммунистической морали, глубокой коммунистической убежденности и высокойсоциальной активности.
Объект атеистического воспитания– вся масса трудящихся, прежде всего те, кто находится под влиянием религии ицеркви.
Субъектом атеистического воспитанияявляются лектор, агитатор и пропагандист атеизма, которые выступают в качествепредставителей коллективного субъекта Коммунистической партии. [12,74-75]
Чем же определяетсяэффективность атеистического воспитания? Очевидно, есть основание говорить не окаком-то однозначном признаке, а о системе критериев. Один из главных, общихкритериев – это связь атеистического воспитания с жизнью, практикойкоммунистического строительства. Под ним следует понимать прежде всеготребование насыщения содержания атеистических выступлений соответствующимипримерами, взятыми из жизни. Причем взятыми не ради иллюстрации иразвлекательства, а как средство аргументации в доказательство разъясняемыхидей, чтобы помочь трудящимся осмыслить явления современности, проникнуть всущество конкретных задач, стоящих перед обществом. Но самое главное состоит втом, чтобы атеистическое воспитание через все его формы практически побуждалолюдей к духовному совершенству, способствовало формированию активногоатеистического общественного мнения, чтобы слово рождало дело. [12,79-80] 3.2.2 Принципы атеистического воспитания
1. Принцип партийности инаучности. Характерной чертой принципа партийности в атеистическом воспитанииявляется непримиримость по отношению ко всем проявлением религии и суеверий. Религиозноевоспитание порождает трагическую «раздвоенность души» у ребенка имолодого человека. Религия отравляет сознание детей и молодежи разжиганиемфанатизма, воспитанием духа стойкости в вере, вплоть до самопожертвования. [12,94-95]
2. Принципконкретно-исторического подхода в атеистическом воспитании. Требование данногопринципа – необходимость исходить из конкретного общественно социальногоуровня, т.е. учитывать особенности данного исторического этапа развития. Применительнок атеистическому воспитанию это обозначает, что коммунисты вели борьбу срелигией не абстрактно, а конкретно, подчиняя ее задачам революционногопреобразования общества. [12,109-110]
3. Принцип сочетания позитивногои критического. Позитивное – созидательная сторона атеистического воспитания,которая идейно и практически обуславливает формирование научногоматериалистического, в том числе и атеистического мировоззрения человека испособствует развитию его социальной активности. Критическое – преодолениеусловий и причин существования религиозного мировоззрения. [12,135]
4. Принцип комплексного подхода.Принцип требует, чтобы воспитание было не узко религиозным, а подчиненнымпрактическим задачам коммунистического строительства, органическивзаимодействующим со всеми сторонами коммунистического воспитания, с жизнью ибытом людей. [12,147] 3.2.3 Духовное образование в россии в годы великойотечественной войны
Когда началась ВеликаяОтечественная война – это был шок для советского правительства. Ведь не Сталинобратился первый с обращением к народу. Первым человеком, который обратился кнароду, был ничтожный, презираемый правительством старик – митрополит Сергий(Страгородский). Он не имея ни радио, ни других средств связи, в проповеди вовремя богослужения обратился к народу, призывая защитить Отечество. Вот тогда ипоняли, что надо использовать моральную силу церкви. [13,217]
В годы Великой Отечественнойвойны меняется позиция советского государства по вопросу духовного образования.Церковь и верующие, проявившие себя как истинные патриоты Отечества, перестаютрассматриваться в качестве противников.
14 июня 1944 г. состоялосьторжественное открытие Богословского института и пасторских курсов в московскомНоводевичьем монастыре. [14,88]
Первый же опыт знакомства сжелающими подготовиться к пастырскому служению показал, что учебные планы ипрограммы духовных школ должны были быть приведены в строгое соответствие сзапросами современной церковной жизни и уровнем богословской иобщеобразовательной подготовки лиц, поступающих в институт.
Отсутствие у поступающихосновных сведений по вопросам вероучения побудило перестроить учебный план исоздать подготовительный курс, первоначально названныйогласительно-христианским училищем, а затем переименованным в пастырские курсы.Их целью было дать слушателям в течении года минимум знаний о православнойвере, достаточных для поступления в Богословский институт. [14,89]
В 60-х годах началось новоепреследование верующих, уничтожили 2/3 церквей, действующих при Сталине. 3.3 Светская школа
Идея светской школы – завоеваниедемократического и культурного развития человечества, давно утвердившееся встранах, где церковь отделена от государства, а государственные учебныезаведения выведены из ее подчинения, а также из-под опеки религиозных конфессий.Таким образом, «светская школа» — это учебное заведение, нейтральноекак к религии, так и к атеизму. В ней недопустимо навязывание религиозного илиатеистического миропонимания, каких-либо догм или ритуалов. Учащимсягарантируется возможность мировоззренческого самоопределения, необходимого длясвободного становления личности.
Светская школа – непременноеусловие обеспечение свободы совести граждан в демократическом обществе. Особенноэто структура необходима в нашей многонациональной и многоконфессиональнойстране, где и поныне значительная часть населения составляют неверующие люди,индифферентные к религии или последовательные атеисты. [2,13]
Школа в демократическом обществедолжна равным образом гарантировать защиту учащихся от давления как религии,так и атеизма. Закон Российской Федерации «Об образовании» неразрешает в государственных и муниципальных учреждениях образования создаватьрелигиозные движения и организации. Свобода, плюрализм и светский характеробразования здесь провозглашены принципами работы.
Бесспорно, некоторые издостижений науки, с которыми знакомятся учащиеся в школе, допускаютальтернативные (материалистические или идеалистические, атеистические илирелигиозные) толкования, и учителю не следует умалчивать об этом. Школьнику,как правило, трудно выработать самостоятельное суждение в подобных ситуациях. учитель,на наш взгляд, должен знакомить учащихся с этими альтернативами и давать им собственнуюоценку, но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения, чтобы они моглисамостоятельно принять решение. [2,15]
4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе
И средняя, и высшая школы должныознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществитьосознанный выбор мировоззрения. На мой взгляд, знание хотя бы основ вероученийи истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимодля современного образованного человека. [2,16]
С целью религиоведческогопросвещения в школах вводятся факультативные предметы «Религия и еепамятники», Из истории религий", «Мировые религии», «Религиоведение»,«Великие книги человечества» и др. [2,17]
Преподавание религиозныхдисциплин в светской школе – дело новое. И родители школьников, и сами учителянедостаточно ориентируются в этом вопросе. По данном центральной печати, 78%старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучениюрелигии, а не как к «Закону Божию». Прежде всего преподавателямнеобходимо совершенствовать собственные знания по теории и истории религии. Вбиблиотеках имеется обширная литература по этим вопросам – как атеистическая,так и религиозно-апологетическая.
Религиозные центры России впоследнее время издали дореволюционные пособия по «Закону Божию» икатехизисы. Ими могут воспользоваться учителя религиозных воскресных школ иклассов. Но для светской школы такие пособия не подходят.
В некоторых вузах приступили кподготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для нихорганизованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается. В ближайшиенесколько лет таким учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовкуи собственный опыт. [2, 19]
Светская школа должнаформировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый вдемократическом обществе, где плюрализм мировоззрений – главное условие диалогаи сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога– это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренноеупреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагоготчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное – онпонимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят отидеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так,чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.
Для духовного обогащенияучащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влияниирелигии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, преждевсего собственного Отечества. На мой взгляд, это требование – одно из важнейшихпо своей методологической значимости. [2,22]
Школьный класс или студенческаягруппа практически никогда не бывают мировоззренчески однообразными. В нихнередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть класса или группы –неверующие или индифферентные в отношении к религии. Сегодня религиозная тема всредней и высшей школе – не только предмет возросшего интереса учащегося, но ипочва для нежелательных разногласий в подростковом и юношеском коллективе,которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, еслипреподаватель допустит осуждающее высказывание в адрес той или иной конфессии иее приверженцев, изменит принципу нейтральности в образовании. [2,23]
4.2 Православное образование
В прежни времена в образованиичеловека наряду со школой принимали значительное участие семья и Церковь. Семьяограждала подрастающего человека от всех бурь и опасностей, поселяла в его душеуважение к традиции и укладу жизни, созидала фундамент нравственности. Это былосвойственно всем ярусам социальной стратификации – от царской до простойкрестьянской семьи. [15,16]
Церковь придавала этомунравственному устроению, образовавшемуся и сложившемуся в душевном теплесемейного очага, духовную первооснову, она устремляла душу к высоким идеаламистины, добра и красоты, не давала человеку, даже оказавшемуся в самых трудныхобстоятельствах жизни, отчаяться и впадать в уныние. [15,16]
Глубокое качественное изменениепретерпевает современная школа под воздействием информационного бума иглобальной компьютеризации общества. Любая информация становиться сегодня болеедоступна с помощью компьютерной технологии, через так называемую виртуальнуюреальность, без привычного общения с живыми людьми. В условиях неограниченногодоступа к мировым информационным ресурсам через стремительно развивающиесякомпьютерные связи уже в обозримом будущем люди, живущие в любом «медвежьемуглу», смогут пользоваться всеми сокровищами знаний. Но путь глобальнойнаучно-технической революции чреват искушениями и проблемами, подстерегающиминас там, где порой мы их вовсе не ожидаем. В частности, идет процесс разрушениятрадиционных связей между людьми – родственных, личностных, общественных. [15,17]
Главной задачей образования унас всегда было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентацияпозволила нам при любых поворотах истории и даже в условиях жестокогоантиличностного тоталитарного режима сохранять высокий уровень образования. [15,17]
Интересы, нужды духа,нравственные и религиозные, требуют рассматривать человека как уникальнуюличность во всей ее целостности. Но такой подход нельзя осуществить в рамкахрационализма. он возможен только после признания прав веры в сфере разума.
Отсюда выводились исключительноважные для педагогики мысли:
Во-первых, человек в нейизначально рассматривался не только как существо физическое, но и какнравственное, что позволяло обосновать необходимость воспитания. Есличеловеческая душа имеет первоначальное и особенное содержание и именно оно естьисточник слов, мыслей и дел, то последние составляют «нашу личную вину илинашу личную заслугу. Ответственность предполагает две вещи: наличие норм исвободу. Причем не эмпирическую, но нравственную, свободу самосовершенствования.Воздействие внешних факторов на развитие личности стихийно, и лишь воспитаниеимеет целесообразный характер, может выявить в эмпирии порядок и смысл, чемспособствует овладению нравственной свободой.
Во-вторых, представление очеловеке как о единичной и особенной личности не позволяет устранитьиндивидуальный подход в воспитании. Однако это не все. Единичность иособенность есть „нечто первоначальное и простое“, недоступноенаучному анализу, который предполагает сложность и многозначность явлений. Следовательно,педагогика должна признать, что в человеке всегда будет скрыта определеннаятайна. Это обязывает поставить вопрос о границах воспитания, связанный с правомребенка на свободу, что, в свою очередь, влияет на выработку принциповвоспитательных отношений. В такой системе координат они не могут осуществлятьсякак субъект-объектные.
В-третьих, мышление было быспокойной и безучастной переработкой происходящих событий, если бы не задачи,которые „происходят в своем последнем основании не из влияний внешнегомира, а из влечений и неотразимых требований сердца“ В связи с этимобразование становиться проблемой свободы, проблемой целостного развития. [16,80]
4.3 Принципы православной педагогики
1. При построении системыпедагогики, отвечающий духу Православия, мы должны стремиться использовать всебогатство педагогических идей. Мы ищем органического синтеза всего ценного, чтоимеется в современной педагогике.
2. Современная педагогика привсем богатстве ее творческих исканий скованна узкими рамками педагогическогонатурализма, отвергающего участие высшего мира в развитии человека. Необходимоосвободиться от педагогического натурализма не только в понимании путей, но и вформулировке его целей. Воспитание не может проходить мимо этого, не можетотодвинуть в сторону участие в вечной жизни. Этим определяется существеннорелигиозная основа воспитания в целом.
3. Духовное начало в человекеесть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимостиво всей живой целостности состава человека. Все это может быть понято правильнолишь при учении христианской антропологии об образе Божием в человеке.
4. Образ Божий в человеке неесть его природа, но он входит в его природу и дает ей то начало личности,которого в товарном мире вне человека нет. Начало личности становится центромчеловеческой природы, в которой в силу этого все личностно, т.е. все восходит кдуховному средоточию в человеке.
5. Цель воспитания в светеПравославия есть помощь детям в освобождении их от власти греха черезблагодатное восполнение, находимое в церкви, помощь в раскрытии образа Божия. Иначеэто может быть формулировано как раскрытие пути вечной жизни, как приобщение квечной жизни и жизни эмпирической.
6. Развитие эмпирическойличности в ребенке. Это развитие, осмысляемое в свете учения о духовном начале,иерархически связывающем все в человеке, должно служить цели спасения личностичерез освящение и преображение эмпирического естества.
7. Принцип всецелой личности вчеловеке позволяет формировать задачу воспитания ребенка как раскрытие еголичности – но не в линиях так называемого гармонического развития естества, а влиниях внутренней иерархичности в человеке.
8. Физическое воспитание нетолько оправдано, но и необходимо; даже больше оно священно как устроение жизнитела. Этот принцип дает основание для правильного понимания проблем физическоговоспитания в частности, устанавливает значение и границы спорта и иных формфизического воспитания.
9. Психическое развитие должнобыть свободно от порождения тех тяжелых конфликтов, под бременем которых такстрадает современный человек. Здесь с особенной силой выступает проблемавоспитания дара свободы; послушание авторитету, могущее при правильномистолковании последнего быть проводником духовного здоровья.
10. Развитие характера каксовокупности сил творческого социального осуществимого действования, какпсихофизической крепости, самообладания и жизненного творчества имеет, как ивсе в эмпирических задачах воспитания, инструментальное значение.
11. Вся проблема дисциплины ввоспитании должна быть связана с учением об опосредствующей функции поведения ивсей эмпирической жизни во внутреннем развитии человека. Существенный смыслдисциплины как частного выражения того, что нам дано вести детей и помогать им,заключается в развитии дара свободы, в постепенном освобождении духовных силребенка от плена случайных поверхностных его порывов.
12. Проблемы сексуальноговоспитания получают в воспитании эмпирической личности чрезвычайно серьезноезначение. Если неверно видеть в начале пола источник духовной неустроенностичеловека, если бесспорно, что сублимация энергии пола расширяет творческиевозможности человека, то все же данные современной психопатологии убеждают втом, устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического идуховного здоровья личности.
13. Социальное воспитание должнобыть связано с идеей Церкви как благодатной соборности. Точно также инациональное воспитание, углубляя и одухотворяя связь личности с роднымнародом, должно быть связано с идеей сверхнационального единства перед Богом,не могущего быть зачеркнутым никакими историческими конфликтами вовзаимоотношениях разных национальностей.
14. Моральное воспитание должнобыть построено в линиях мистической морали, какую развивает христианство. Нимораль благоразумная, ни мораль разума не преодолевают начала греховности, ибоне связывают служение добру с преданностью Богу. Подлинная моральная свободалежит не в организации отвечающего закону добра поведения, а в свободе отсамоутверждения, в восстановлении реального единения с Богом.
15. В духовном созреванииогромное, а иногда и совершенно исключительное значение принадлежитэстетической сфере в нас. Использование эстетических сил в целях укреплениядуховной жизни тем более важно, что современная жизнь проникнута эстетикой.
Эстетическое воспитание должноиметь в виду две цели: низшую, служащую задачам развлечения и игры, и высшую,служащую питанию души через приобщение души к красоте.
16. Интеллектуальное воспитание,развивая инициативу в уме, творческие силы, способность интуиции, должноразвивать и удовлетворять потребность в целостном мировоззрении.
17. В религиозном воспитанииосновное место должно принадлежать развитию религиозного вдохновения, живой,свободной и всецелой погруженности души в жизнь Церкви. [9,148-153]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе ярассмотрела тему религиозного воспитания человека.
Несомненно, любое воспитание –это некоторое навязывание подростку определенного образа действиймировосприятия родителями, учителями, старшими друзьями. Но у детей есть свойинтерес к религиозной реальности. В жизни ребенка обязательно долженприсутствовать период мифологического восприятия мира. Значит ребенку нужнорелигиозное воспитание просто для того, что бы быть ребенком. Ребенок неагностик, его восприятие духовного мира и живо, и реалистично. Он оченьмистично видит мир. Но мир ребенка ограничен и чудо в нем имеет постояннуюпрописку [17,13]
Сегодняшнее поколение детейдичает, грубеет, теряет человеческое обличие. А религия дает людям надежду насветлое будущее, заставляет их верить в чудо, нравственно и эстетическивоспитывает и одухотворяет.
Конечно, верить или не верить вБога – это личное дело каждого, и у человека должен быть выбор, альтернатива. Но,по-моему, с ранних лет нужно воспитывать в детях чувство религиозности, добра итепла. И может быть тогда наш мир станет хоть чуть-чуть добрее, приветливее, небудет равнодушен к беде близкого, научиться состраданию и милосердию, чего внаш век многим не хватает.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Мистика. Религия. Наука. /Ред. Г.В. Смирнов – М.: Канон, 1998.
2.        Религия в истории и культуре. /Ред. М.Г. Писманика – М.: Юнита, 2000.
3.        Мень А.: История религии в поисках пути, истины и жизни. – М.: Инфра-М,2001.
4.        Основы религиоведения /Ред. А.В. Солдатова – М.: Высшая школа, 1994.
5.        Марченков В. Г.: Начала православия. – М.: Петит, 1991.
6.        Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока – М.,1986.
7.        Ан С. А.: Человек в религиях мира. – Барнаул, 1999.
8.        Социология религии. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
9.        Зеньковский В. В.: Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.– М.: Школа-Пресс, 1996.
10.     Православие, современное образование и культура. Сборник материаловВсероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 1996.
11.     Матяхина М. Р.: Православная церковь в культуре Алтая XVIII– начала XX вв. – Санкт-Петербург, 1997.
12.     Ленсу М. Я.: Основы атеистического воспитания. – Минск, 1976.
13.     Личность в церкви и обществе. – М., 2003.
14.     Якунин В. Н.: Духовное образование в России в годы Великой Отечественнойвойны: // Педагогика. – 2003. – №3 – С.88 – 91.
15.     Игумен Иоанн: Православное образование в России: традиция и развитие,уроки и перспективы. // Педагогика. – 1999. – №4 – С.15 – 21.
16.     Кузьмина С. Л.: XIX век: наука и религия вискусстве воспитания. // Педагогика. – 1999. – №2 – С.76 – 81.
17.     Куров А.: Школьное богословие. – М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.