Пелоп,Пелопс (P e l o y) · герой, сын Тантала. Убив Пелопа, Тантал пригласил богов напир и подал им угощение, приготовленное из его тела. Разгневанные боги,отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопа к жизни.Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены Пелопа в котел скипящей водой; юноша вышел из него наделенным необычайной красотой (Pind. Ol. I37-50). Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра,опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновойкости; с тех пор у потомков Пелопа на левом плече сохранялось белое пятно.
Пелопунаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царемИлом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища.Для этой цели его покровитель Посейдон подарил ему золотую колесницу,запряженную крылатыми конями; при переправе через море кони мчались так легко,что оси колесницы не касались волн.
ВГреции Пелоп стал свататься к Гипподамии, дочери Эномая, царствовавшего в Писе(Элида). Эномай, испытывавший страсть к собственной дочери (вариант: ему былапредсказана смерть от будущего зятя), заставлял претендентов на руку Гипподамиисостязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимуществово времени, а затем без труда нагонял его и поражал ударом копья в спину. Кмоменту появления Пелопа в Писе Эномаем было убито двенадцать или тринадцатьчеловек; их могилы показывали в Олимпии еще во II в. н.э. (Paus. VI 21, 9).Согласно одной версии мифа (Pind. Ol. I 67-88), Пелоп легко выиграл состязание(или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням.
Болеераспространен другой вариант мифа, по которому Пелоп воспользовался помощьюМиртила, возницы Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но недерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и обладаниеГипподамией в течение одной ночи. Гипподамия, покоренная красотой Пелопа,уговорила Миртила оказать ему содействие. Миртил заменил металлическую чеку вколеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб(Apollod. epit. II 3-9; Paus. VIII 14, 10-12). Пелоп, который хотел избавитьсяот свидетеля его коварной победы (вариант: когда Миртил пытался овладеть Гипподамией),столкнул его в море; Миртил, падая, проклял Пелопа и его род. Это«проклятие Пелопидов» считалось одной из причин трагическихиспытаний, выпавших на долю сыновей Пелопа — Атрея и Фиеста и их потомков(Soph. El. 504-515; Eur. Orest. 988-994). Очищенный Гефестом от крови Миртила,Пелоп унаследовал власть в Элиде и распространил ее на всю южную Грецию,которая вместо прежнего названия «Апия» стала называться Пелопоннесом(«остров Пелопа»).
Средиего сыновей традиция называла: Трезена — героя-эпонима одноименного города всеверном Пелопоннесе, Алкафоя — деда Аякса, Питфея — деда Тесея. С именемПелопа в античности связывали установление Олимпийских игр. На территорииАльтиса в Олимпии находился священный участок Пелопа и святилище Гипподамии, вкоторых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию Пелопа сЭномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр.
Вмифе о Пелопе широко распространенный мотив похищения невесты или состязания заневесту сплелся с историческими воспоминаниями о древних связях южной Греции смалоазийскими племенами, восходящими к середине II. тыс. до н.э.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта greekroman.ru/