Реферат по предмету "Религия и мифология"


Рассказ о печи Ахная как диалектический феномен

Наталия Гуткина
«Возвращаюсьв безродье родное…» 
Признайтесьсразу: мы давно примирились с тем, что во многом невежественны, и мы ничего нежелаем изменить в таком положении вещей, верно? Мы давно нашли ответы навсевозможные «почему?», то есть мы просто перестали задавать себе сложныевопросы! И даже самые очевидные вещи (для чего тысячи людей посвящают изучениюКниги всю жизнь и не могут жить по-другому) нас давно не волнуют. В самом деле?
Длячего люди читают ТОРУ? Почему читают Тору? Может быть, все еще не вышли издетского возраста и хотят продолжить ощущение разлитой в воздухе сказки?
Крупнейшийеврейский средневековой философ Рамбам так определял людей, читающих текстыБиблии: есть люди, которые читают повествования Танаха как сказки и верят им,есть люди, которые читают повествования Танаха как сказки и поэтому не верятим, наконец, существуют такие читатели, которые умеют прочесть глубокийвнутренний смысл, заложенный в повествованиях Танаха и при этомабстрагироваться от формы изложения.
Еврейскиефилософы принадлежат к третьей группе читателей Библии. К какой группечитателей относишься ты? Согласитесь, чтобы ответить на этот вопрос, нужно дляначала стать читателем.
Чтоя открываю для себя? Начав заниматься Библией, неожиданно понимаю, как могла быответить на философские вопросы, поставленные греками, вижу пути в психологию иэтику, тоньше чувствую экзистенциализм, возможность мистического постиженияБога. Все это происходит на самом деле … Но это достижения на личностномуровне. Важнее другое.
Ещепророки отмечали, что Израиль часто засевает чужие поля и возделывает чужиевиноградники, забывая о своих собственных.
Этастранная особенность нашего народа часто заставляет евреев быть в большейстепени русскими, чем это свойственно самим русским: лучше многих русских людейговорить и писать по-русски, знать и преподавать русский язык и русскуюлитературу. В духовном порыве слиться с “державным” народом евреи доходят досамоотрицания и полного равнодушия к судьбе собственного народа.
Такиелюди как правило ничего не слышат, и нет “ничего непобедимее равнодушия” -” разон уже научился говорить о своем народе “у вас” — пиши пропало (ЗеевЖаботинский) “шишек на лбу у нас много, спина порядком сгорбилась, от вековогоперепуга руки трясутся, скарб наш убог и сделан по старой моде… есть над чемпосмеяться при желании...”
Авторстатьи “Четыре сына” Зеев Жаботинский еще в 1911 году предвидел судьбу евреев,равнодушных к собственному народу. Это жалкие жизненные итоги, осознаниепритворства и лжи перед людьми и своею собственной душой, которое наступит вконце жизненного пути.
Современныйрусский поэт Борис Слуцкий определяет своё отношение к еврейству и еврейскойжизни как возвращение “из точки в пространство”:
Созреваюили старею -
Прозреваюв себе еврея.
Я-тодумал, что я пробился,
Я-тодумал, что я прорвался.
Непробился я, а разбился,
Непрорвался я, а сорвался.
Я,шагнувший ногою одною
Толи в подданство,
Толи в гражданство,
Возвращаюсьв безродье родное,
Возвращаюсьиз точки в пространство.
Тот,кто был лишен знаний иудаизма в детстве, может восполнить в любом возрастенедостаток “материнского молока”, если только захочет, кроме того, всовременном мире есть возможность получить эти знания вовремя. Не случайно р.Адин Штейнзальц сказал, что еврей — это тот, у кого внук еврей. Однако длябольшого числа евреев это вовсе не очевидно.
Нужныли современным детям познания в иудаизме? Нужно ли современным родителям,лишенным в силу понятных причин познаний в еврейской религии, приобщать к сейневедомой и столь странной науке своих детей? Вопрос, прямо скажем, непростой.
Преждечем вы сами ответите на этот вопрос, познакомьтесь с фрагментом из книгиГермана Вука “Это Бог МОЙ”:
“…Некоторые люди, я слышал, не хотят давать своим детям познания в иудаизме,объясняя свою позицию таким образом:
—мы не хотим нашего ребёнка ни к чему принуждать. Когда он вырастет, он самрешит, что ему нужно.
Однакото, что делают такие родители, — это ведь самое что ни на есть серьёзноепринуждение, которому они могут подвергнуть своего ребёнка. Они принуждают еговсю жизнь оправдывать собственное невежество. Какой взрослый человек пойдёт исядет в классе среди школьников изучать ивритский алфавит, ТОРУ и еврейскиеобычаи? Нет ничего проще, чем отказаться от религиозного обучения, как отличноизвестно многим из моих читателей. Восполнять то, что упущено в детстве, — этовсё равно, что карабкаться на Эверест.
Подобнымродителям должно было бы хоть изредка закрадываться в голову сомнение и имследовало бы хоть раз спросить себя:
—А вдруг я ошибаюсь? И если я действительно ошибаюсь, то не нелепо ли заранеецементировать в ребёнке мой отказ от религии.
Ктому времени, когда я понял, что иудаизм мне нужен, он был уже мне преподан какарифметика, как география, как многие познания, преподанные мне задолго до тоговремени, когда у меня возник интерес к этим познаниям или необходимость в них.
Позвольтемне высказать предположение, что слова “а вдруг я ошибаюсь” — это слова,которые, как воздух, нужны людям нашего века, — идёт ли речь об иудаизме или очём угодно другом. Вокруг нас кишат легковесные истины. Но где тяжёлыесомнения? Повторять, как попка, агностические афоризмы последних двух столетий,— это вовсе не значит сомневаться. Это значит всего лишь повторять вызубренныйшкольный урок. Я ощущаю в себе способность сомневаться. Это — моё единственноеинтеллектуальное преимущество, помимо умения писать, обеспечивающего мне хлебнасущный.
Новы можете возразить:
—Будьте добры, оставьте меня в покое. Вам нравится манипулировать словами ичитать книжки, и это довело вас до того, что вы решили жить по закону Моисееву.Что ж, на здоровье! Но я — человек занятой.Я как раз собираюсь переезжать всвой новый дом. Это очень красивый дом, но он влетел мне в копеечку, я по уши вдолгах, и мне теперь придётся. У меня растут сыновья и дочери, и я их оченьлюблю, хотя они, по-моему, немного глуповаты. Я бы не прочь им дать кое-какиепознания в иудаизме, но я так же непрочь дать им ещё много, много всего, о чёмне может быть и речи. Я, в общем, довольно счастлив, я доволен тем, что имею…Так что вы идите себе подобру-поздорову своей дорогой, а я пойду своей.Разумно?
Внацистских лагерях смерти… цвет немецкого еврейства… начинали вдруг читатьТанах или даже изучать иврит. Почему? Они хотели прежде чем на них опуститсятьма, пронять, кто они такие и почему им суждено погибнуть… Гитлер былуникумом. Его попытка уничтожить евреев не была случайностью, не была она ибезумной выходкой маньяка. Нет, это был венец его деятельности… Ницше ещё впрошлом веке отлично понимал, к чему должны привести его идеи (“Бог мёртв!“)Может быть, именно то, что он первым их увидел, свело его с ума....
Погибло6 миллионов евреев. В течение всей человеческой истории чудесное выживаниеевреев воспринималось как свидетельство того, что есть Б-г во вселенной. ЕслиБ-га нет, то это можно доказать лишь одним способом: убить всех евреев и темсамым запечатлеть в сердцах людей смерть еврейского бога. Это была логикабезумия; но с его, Гитлера позиций, трудно было бы найти более рациональныйаргумент.
Нокто мы ещё такие? Что означает наша долгая история? Есть ли в ней какой-нибудьсмысл для 5 миллионов американских адамсонов, которые водят машины, смотряттелевизор… и ничем не выдают своего славного и страшного происхождения, и ещёдля 5 миллионов израильских адамсонов, говорящих на иврите, тоже имеющихмашины… и не помнящих ни слов Исайи, ни Синайских скрижалей? Ради этого линаши предки в течение двух тысячелетий сносили удары судьбы и всё-таки выжили?
Чтодо меня, то я верю: наша история не бессмысленна… Бог жив, и мы, Его народ.
—Мы избраны, но для чего? — спросил меня капитан израильского лайнера (он былбеженцем из нацистской Германии) — Избраны для того, чтобы страдать?
—Да, и для этого тоже. Такова истина, которую мы знаем. Это было не то избрание,о котором попросил бы хоть один народ на земле.
Всердцах большинства евреев гнездится инстинкт, побуждающий их сохранять в себесвоё еврейство… Это зов нашего самого глубокого, самого истинного, самоголучшего “я”. Глупец тот, кто его стыдится. В нём — наше бессмертье. Наши детиждут от нас ответа: что им делать, куда им идти? Завтра нас не станет, и онибудут семьёй Авраамовой… (из книги Г.Вука.”Это Б-г мой. Еврейский образжизни. Иерусалим, 1991 с. 403-405)
Сегодняеврей нужен своему народу именно как еврей. Более того, живущий как еврей, всоответствии с идеалами и этикой иудаизма, он необходим и всему миру ичеловечеству. Другого пути нет. И это самое главное.  
***
Откроемодну из самых известных, хрестоматийных агадот и …. обнаружим, как вихрьдискуссии закружил нас с неистовой силой. Мы мгновенно оказались в мире СПОРА,разногласий, это и значит, что мы попали в мир еврейской традиции, который поопределению, по природе своей — дискуссионный, остро полемический. И о чем онипостоянно спорят? Неужели так трудно прийти к ОБЩЕМУ МНЕНИЮ? И вообще как можнодостигнуть равновесия? В том-то и дело, что согласно еврейской традиции,равновесие достигается не одинаковостью, не единомыслием, а дискуcсией. Для достижения гармонии надо, чтобы все подходы и всесистемы в Учении столкнулись одна с другой, чтобы таким образом было найденоместо для каждого из них по его значимости и содержанию. Kомментируетрав Кук в своей книге Эйн Айя слова Талмуда:
МудрецыТалмуда преумножают мир на Земле. Рав Кук объясняет: ошибаются некоторые,думая, что мир на Земле достигается единством во мнениях. Те, кто считают так ивидят, что Мудрецы, изучающие Тору, умножают подходы и системы, приходят квыводу, что те усиливают разногласия и тем самым приводят к противоположномурезультату. В действительности же истинный мир невозможно достичь чисто мирнымпутем.
Вотхрестоматийно известный рассказ о печи Ахная.
Врассказе о печи Ахная мы встречаемся с позицией мудреца, требующего, чтобынебеса вынесли законодательное решение. То есть он хочет получить такоеподтверждение своим словам, которое не подлежит критике, по поводу которогонельзя спорить и к которому приложимы только оценки, относящиеся к такимявлениям, как чудо, Откровение и т.п. Этот рассказ находится в трактате Бавамециа, 59б.
Агадаследует за hалахической дискуссией, в которой мудрецыспорят, может ли быть очищена печь, оскверненная нечистотой. Почти все учителясчитают, что не может. Один раби Элиэзер, великий ученый, не соглашается:
“Втот день раби Элиэзер высказал все аргументы, (возможные) в мире, но ученые ихне приняли. Наконец, он сказал им: “Если Галаха на моей стороне, то пустьрожковое дерево это докажет”. Он указал на росшее рядом рожковое дерево,которое сдвинулось со своего места на сто локтей, а некоторые говорят, начетыреста локтей. Они сказали ему: “Движение рожкового дерева — это еще недоказательство”. Сказал раби Элиэзер: “Если Галаха на моей стороне, водныйпоток докажет это”. Водный поток повернулся и потек в противоположную сторону.Они сказали ему: “Поведение водного потока — не доказательство”
Сказалраби Элиэзер: “Если Галаха на моей стороне, стены Дома Учения докажут это”.Стены Дома Учения стали наклоняться внутрь.
РабиЙегошуа тогда поднялся и стал ругать стены дома. “Когда ученики мудрости спорятмежду собой, какое право вы имеете вмешиваться?” Из уважения к раби Йегошуастены перестали наклоняться, но из уважения к раби Элиэзеру не выпрямились иостаются наклоненными по сей день. Тогда раби Элиэзер сказал ученым: “ЕслиГалаха на моей стороне, пусть снизойдет с небес”. Тогда раздался небесный голоси сказал: “Что вы делаете с раби Элиэзером? Галаха соответствует его словамвезде”.
Тогдараби Йеhошуа встал и сказал: “Не на небе!” (Дварим,30:12). “Что он имел в виду, говоря это? — сказал раби Иpмeяhу. — Он имел в виду, что современи дарования Торы на горе Синай мы не обращали внимания на небесный голос,несмотря на то что Ты записал в Своей Торе: “Не отзывайся в тяжбе, кривя судом,(лишь бы) клониться к большинству” (Шмот, 23:2).
РабиНатан встретил пророка Элиягу. Он спросил его: “Что Всевышний Святой делает вэтот час?
СказалЭлиягу: “Он смеялся и говорил: „Мои дети победили Меня, мои дети победилиМеня"”.
Итак,если вы любители галахических споров о том, что считать чистым и что –нечистым, то присоединяйтесь и спорьте — это чисто галахический аспект – и ондля больших знатоков Галахи неоценим. Если же вы хотите понять позицию главногозастрельщика спора, то эта задача куда сложнее.
Это«великий», как его называли, Элиэзер (сознавая все его величие, его сотоварищи,однако, не постеснялись подвергнуть его АНАФЕМЕ (херему) любопытно при этом,что достопочтимое Собрание, отлучившее его от «кафедры», возглавлял егособственный шурин), и рассказ великолепно демонстрирует странности характера иличности Элиэзера бен Гурканоса, одного из учеников р. Йоханана бен Закая.
ОЭлиэзере сыне Гурканоса было известно, что истинная традиция, полученная им отего учителей, была обширнее, чем традиция, в которой был сведущ любой другоймудрец, и об этом свидетельствовал Йоханан бен Закай. Пять учеников было урабана Йоханана бен Закая: раби Элиэзер бен Горкенус, раби Йегошуа бен Хананья,раби Йосей Гакоген, раби Шимон бен Нетанъэль и раби Эльазар бен Арах. Онопределял их достоинства так: «Раби Элиэзер бен Горкенус подобен выкопанному вземле резервуару для воды, чьи стенки покрыты изнутри известью, так что из негоне просочится ни капли … Он часто повторял: «Если все мудрецы Израиля будут наодной чаше весов, а Элиэзер бен Горкенус – на другой, он перевесит всех…». АбаШауль говорил от его имени: «Если все мудрецы Израиля будут на одной чаше весови с ними вместе – Элиэзер бен Горкенус, а Эльазар бен Арах – на другой, онперевесит всех».
ВеликийЭлиэзер обязан был уступить мнению большинства, потому что, как напомнил раббиИеошуа на основе стиха Торы «Ло башамаим», решающим в определении закона являетсямнение большинства мудрецов, а не голос с небес. Поскольку рабби Элиезер непожелал все же уступить мнению большинства, он был подвергнут херему (анафеме),который был провозглашен Санhедрионом, возглавляемым,как уже было сказано, собственным его шурином раббаном Гамлиелем II. Вот какие бушевали страсти!
Еголюбимый ученик и товарищ рабби Акива был единственным человеком, осмелившимсяпринести ему эту печальную весть. Он пришел к рабби Элиезеру одетый в черное инамекнул об этом решении словами: «Похоже на то, что твои товарищи держатся оттебя на расстоянии». Рабби Элиезер понял намек и согласился с приговором,потому что он сознавал важность подчинения авторитету Сaнhедриона.
Талмудрассказывает, что в этот день земля Израильская потеряла треть своегоплодородия. Раббану Гамлиелю угрожал сильный шторм на море, что он такжеприписал этому случаю наложения анафемы на его шурина. Он объявил небесам, чтоон издал этот указ об анафеме только потому, что он стремился избежать расколав Израиле, и тогда шторм ослабел. В результате анафемы рабби Элиезер бенГурканос вынужден был переехать в Кейсарию, где он провел остаток своей жизни вотносительном уединении.
Рассказо печи Ахная необычайно важен также с точки зрения нравственно-философской как,может быть, последние дебаты по вопросу об открытом и закрытом знании, которыепроизошли в Явне, где собрались мудрецы Устной Торы и где, возможно, впервые веврейской истории, они стали настоящей религиозной и просветительной силой.Отлучение, которому большинство мудрецов Торы подвергли рабби Элиэзера, былопризвано, помимо всего прочего, подчеркнуть, что «Тора — не нанебесах». Что из этого следует?
Суждение,что Тора находится «на небесах», означает, что Тора дана взаконченном виде и передавать ее могут только особые люди. В противоположностьэтому Тора, которая не находится на небесах — это Тора, которая передана враспоряжение людей, и поэтому ее можно толковать, рассуждать о ней логически, иизучая ее, большинство людей способны приходить к тому или иному выводу.
Борьбаэтих двух воззрений — это, как пишет в книге «Социология невежества»А.Штейнзальц, «по существу, борьба между закрытостью и открытостью знания”.
Рассказ,приведенный в трактате Бава Мециа, завершается тем, что раздается голос с неба:«Правильное решение принадлежит рабби Элиэзеру сыну Гурканоса».Несмотря на такое свидетельство небес, выводы, к которым в ходе рассуждений ипрений приходят мудрецы, занятые толкованием Торы, противоречат принятойтрадиции. Вот почему дебаты завершаются столь выразительной встречей и финалом:
РабиНатан встретил пророка Элиягу. Он спросил его: “Что Всевышний Святой делает вэтот час?
СказалЭлиягу: “Он смеялся и говорил: „Мои дети победили Меня, мои дети победилиМеня"”.
Хорошоизвестный рассказ о печи Ахная помогает понять своеобразие иудаизма c его способностью к адаптации и развитию, — такая диалектикане было случайной. Иудаизм нуждался как раз в таком сочетании качеств для того,чтобы быть одновременно стабильным и гибким.
Концепция«двойной» Торы, Устной и Письменной, давала иудаизму как раз такой типгибкости, утверждая, что интерпретации каждого нового поколения мудрецовобладают авторитетом Моисея и находятся в непрерывной цепи традиции. В то жевремя строгая приверженность принципам еврейского закона позволила иудаизмутвердо выдержать вызов, брошенный христианством, а впоследствии исламом. Длямудрецов Талмуда фраза «Слушай Израиль, Господь наш Бог, Господьодин» (Дварим 6:4) означала, что ни один пророк не может подняться вышестатуса смертного человека и что жизнь надо прожить в соответствии с закономТоры. (Л.Шиффман От текста к традиции).
Что мы попробовали сделать, читая рассказ о печиАхная? Мы погружались и в исторические реалии, и биографию мудреца, инравственно-этические проблемы эпохи, которые отразились в этом тексте во всейсвоей глубине и более чем современном значении. Спор и чистом и нечистомприобрел совершенно особенное значение, текст агады убедительносвидетельствовал о диалектическом развитии и феномене всей агадической имидрашистской литературы.
Попробуйте исключить из обсуждения хотя бы одиниз названных аспектов, и представление о путях развития Устной Торы истановлении иудаизма будет беднее и, следовательно, более поверхностно. В спорене просто рождается истина или формулируется проблема, природа спора, егодиалектика – это уже путь к еврейскому пониманию мира.  
Список литературы
1.A.Штeйнзaльц«Bвeдeниe в Taлмyд»,Иepycaлим, 1993 г.
2.A.Штeйнзaльц.«Myдpeцы Taлмyдa». Иepycaлим,1996 г.
3.А.Штейнзальц Агада в Талмуде Вавилонский Талмуд:Антология Агады, с комментариями. Москва, Иерусалим: Институт изученияиудаизма, 2001. Т.1, стр. XI-XIV
4.А.Штейнзальц, Амос Функенштейн. Социология невежества Институт изученияиудаизма в СНГ, 1997
5.Аверинцев С.С Аггада в учительном контексте Вавилонский Талмуд:Антология Аггады, с комментариями. Москва, Иерусалим: Институт изученияиудаизма, 2001. Т.1, стр. XV-XIX
6.Ковельман А.Б. Толпа и мудрецы Талмуда. Малая серия библиотеки Флавиана. Вып.1. М. -Иерусалим. – 1996
7.Mишнa c кoммeнтapиями p.П.Kehaти,Иepycaлим, издaтeльcтвo«Aмaнa».1990-1996 гг.
8.Mишнa и Toceфтa: Пepeвoд H. Пepфepкoвичa, CПб,1899-1906 гoды.
9.Моше Вейсман MИДРАШРАССКАЗЫВАЕТ Швут Ами Иерусалим Отв. ред. Цви Вассерман 1997, русск.перевод, Цви Вассерман
10.Френкель И Дом учения эпохи мудрецов в устныхпреданиях, или бейт-мидраш в зеркале агады — НЕШ 9, 2001. стр. 33-57
11.Шинан А. Мир агадической литературы.1990, Библиотека Алия, гл 9, стр.139-157
12. Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в Эпоху ВторогоХрама и период Мишны и Талмуда. Серия «Современные исследования». – Гешарим. –2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.