Оглавление
Глава 1 Понятие ветхозаветной религии
1.1 Сходство ветхозаветной религии с другими религиями
1.2 Основные отличия ветхозаветной религии от других религий
Глава 2 Формирование ветхозаветной религии
2.1 Евреи – как основоположники ветхозаветной религии
2.2 Возникновение иудаизма
Глава 3 Почему религия ВЕТХОзаветная?
3.1 Как Ветхий завет стал ветхим
3.2 Ветхозаветная религия как порождение христианства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ветхозаветнойназывается. монотеистическая религия, которую имели праотцы всех народов, нокоторая приобрела свою фиксированную определенность через Откровение,полученное Моисеем и другими еврейскими пророками. Поэтому она обычнопонимается как религия евреев до пришествия Христа Спасителя и начала НовогоЗавета (далее начинается иудаизм или новоиудейство).[5]
К основным чертамэтой религии, как повествует Библия, следует отнести, во-первых, ее безусловныймонотеизм. Утверждения некоторых исследователей о политеистическом характереветхозаветной религии не выдерживают критики при внимательном рассмотренииприводимых ими аргументов. Главные из них следующие:
1. Веврейском тексте Библии с первых же строк говорится об «Элогим», т. е. о богах(так как суффикс «им» указывает на множественное число), а не о Боге, как этопереведено на другие языки.
2. В Библииупоминаются имена различных богов, которым поклонялись евреи: Адонаи, Ягве,Саваоф и др.
3. Многочисленныебиблейские антропоморфизмы в отношении Бога говорят о примитивном, свойственномполитеистам представлении о Боге в ветхозаветной религии.[2]
Целью даннойработы является определение отличий ветхозаветной религии от другихвероисповеданий.
Глава 1 Понятие ветхозаветной религии 1.1Сходство ветхозаветной религии с другими религиями
Ветхозаветнаярелигия имеет многие черты, общие для большинства религий. К ним относятся,например, учение о личном Божестве, об Откровении, о добре и зле, о воздаянии,об ангелах и демонах, о необходимости жертвоприношений (кровавых), молитв имногое другое.
В то же времярелигия Пятикнижия неопределенно говорит о бессмертии души человеческой(например, Еккл. 12,7), которая сходит в преисподнюю, шеол, страну забвения,место бессознательного пребывания, вечного непробудного сна (например: «Длядерева есть надежда, что оно, если не будет срублено, снова оживет… а человекумирает и распадается; отошел, и где он? человек ляжет и не встанет; доскончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14;7,10,12).
«Закон»(Пятикнижие) не говорит ни о посмертном воздаянии, ни о воскресении мертвых ивечной жизни, ни о Царствии Божием. Бог «Закона» является безусловныммздовоздаятелем лишь здесь, в земной жизни. И потому религия «Закона» невозвышает человека над идеалом чисто земного благополучия (шалома).[2]
Но уже унекоторых пророков встречаются выражения, из которых можно заключить, чтоумершие не просто спят вечным сном, но испытывают и определенные состояния.Так, пророк Иезекииль говорит, что «пораженные, падшие от меча» будут положенысреди необрезанных в самой глубине преисподней (32, 18-32). А пророк Исаия опосмертной участи нечестивых говорит: «Червь их не умрет и огонь их не угаснет»(66, 24).
Ветхозаветнаярелигия в лице пророков чает воскресения мертвых. Эту надежду высказываетправедный Иов, когда говорит: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последнийдень восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрюБога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (19, 25-27). Овсеобщем воскресении говорит вполне определенно Исаия (26,8; 16, 19), осуществлениеего предвидит Иезекииль (гл. 37). По воскресении для праведников будет вечнаяблаженная жизнь, а грешникам — посрамление: «И многие из спящих в прахе землипробудятся, одни — для жизни вечной, другие — на вечное поругание ипосрамление» (Дан. 12, 2-3).[3] 1.2 Основныеотличия ветхозаветной религии от других религий
Однако рядважных особенностей выделяют ветхозаветную религию из прочих религий. Этоучение о творении мира из «ничего» о сотворении человека как образа Божия, огрехопадении человека и др. Здесь остановимся на ее учении о Мессии и особомизбранничестве еврейского народа.
1. ОжиданиеМессии (греч. Χριστός — Помазанный; еврейское«машиах» означает «Помазанник») является центральным пунктом ветхозаветногоОткровения, душой всей ветхозаветной религии. В отдельных ветхозаветных книгахМессия наделяется различными чертами: царя, первосвященника, пророка. В некоторыхтекстах Он объединяет в Себе все эти служения (Иер. 33,14-18 и др.). Но самоеважное, что Он является Спасителем всего человечества, евреев и неевреев, отгреха, зла и страданий, Который принесет на землю правду и истину и устроитвечное Божие Царство всеобщей святости, любви и мира (Ис. 2; Мих. 4; Ис. 53 идр.).
Но «невежды инеутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания»(2 Пет. 3,16), и это Откровение Божие о Христе. Иудейские священники, богословыи учители внушили своему народу чисто земное, вполне языческое, политическоеистолкование Мессии: Он будет еврейским царем, которому подчинятся все народыземли, и для еврейского народа наступит царство полного земного благоденствия.Отсюда становится понятным, почему за учение о Своем Царстве не от мира сего(Ин. 18; 36) был отвергнут пришедший Мессия Господь Иисус Христос, ибогооткровенная ветхозаветная религия прекратила свое существование. Возникиудаизм, сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону ветхозаветнойрелигии, но утративший ее существо.
2. Чтоозначало богоизбранничество еврейского народа, какую оно имело цель? Пониманиеего также было глубоко искажено в еврейском народе. Поскольку самое важное —обусловленность избранничества верностью Богу в вере и нравственной жизни —было фактически полностью игнорировано. Весь акцент сделан на этническойпринадлежности. Отсюда убеждение в вечной неотъемлемости избранничества,утверждение национальной исключительности евреев, их превосходства над всемидругими народами. Естественно, что подобная идея не может не импонироватьэгоистическому сознанию человека, и потому она пустила глубокие корни виудаизме.[4]
Глава 2 Формирование ветхозаветной религии 2.1 Евреи –как основоположники ветхозаветной религии
Вдействительности же, в общекультурном, философском, научном развитии, каксвидетельствует история, евреи стояли существенно ниже многих окружающих народов(Египта, Вавилона, Греции, Индии) и избрание еврейского народа было строгообусловлено важнейшим религиозным фактором: «Если будешь слушать гласа Моего, ибудешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете уМеня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меняцарственным священством и народом святым» (Исх. 23; 22). Об этойобусловленности свидетельствует также тот очевидный факт, что израильскиепророки постоянно призывают этот народ к покаянию, обличая его:
в«жестоковыйности» (Втор. 9, 6: «Посему знай, что не за праведность твоюГосподь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею; ибо ты народжестоковыйный»);
в развращенностии скором богоотступничестве (Втор. 9,12-14: «И сказал мне Господь: встань,пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта;скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан.И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; не удерживайМеня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной»);
в упорстве инепослушании (Ис. 65, 2: «всякий день простирал Я руки Мои к народунепокорному»; ср. Евр. 3, ΤΙ 1) и т. д.[1]
Еврейскийнарод был избран в ветхозаветную эпоху по причинам, в Откровении прямо неназванным. Как не были прямо указаны причины избрания апостола Петра, отрекшегосяХриста, или Иуды Искариота, предавшего Его. Промысл Божий постоянно избирает теили иные народы и отдельные личности с учетом их свойств для исполненияконкретных исторических целей. Однако контекст Библии показывает, что основнойпричиной избрания еврейского народа были его преимущественные способности ксохранению и проповеди среди всех народов земли Откровения о спасении мирачерез Христа-Господа. Но поскольку способности могут быть реализованы оченьразлично, то и его избрание носило временный и прообразовательный характер, каки весь ветхозаветный Закон, который имел «тень будущих благ, а не самый образвещей» (Евр. 10,1).
Об отнятииизбранничества у евреев, не принимающих Христа, совершенно определенно имногократно сказано в Евангелии. Например, в притче о злых виноградарях:«Поэтому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу,приносящему плоды его» (Мф. 21,43). И без притчи: «Говорю же вам, что многиепридут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в ЦарствеНебесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач искрежет зубов» (Мф. 8, 11-12).[3] 2.2Возникновение иудаизма
На почвеотвержения Христа и утраты избранничества возник иудаизм как антипод еврейскойветхозаветной религии. Иудаизм ожидает и подготавливает пришествие своегоХриста (по христианскому Откровению — антихриста), с иным, разумеется, учением.В отличие от Ветхого Завета, иудаизм представляет собой уже скорее идеологию,нежели религию.
Отсюдастановятся понятными и слова апостола Павла о том, что «весь Израиль спасется»(Рим. 11, 26). Здесь «весь» означает не всех вообще. Но лишь тех евреев,которые в конце истории — когда в Церковь «войдет полное число язычников» (Рим.11, 25), т.е. когда среди других народов уже не останется истинных христиан,примут Господа Иисуса Христа, убедившись, что Он и есть истинный Мессия. Этиевреи, будучи историческим остатком плотского Израиля, составят тогда весь (каки в начале христианства) «новый Израиль», который и окажется спасенным,вошедшим в число избранных Божиих. Как писал апостол Павел: «Хотя бы сыныИзраилевы были числом как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9, 27).Таким образом, обетование, данное Аврааму (Быт. 12, 3), исполнится в Церкви,ибо «Бог верен» (Рим. 3,4).
Характерветхозаветной религии заметно меняется в Псалтири и у пророков. Здесь звучитуже боль о грехе, покаяние, молитва о чистоте сердца (Пс. 50), возвеличиваетсясмирение (Пс. 33,19; Мб, 6; Ис. 57,15).[4]
Существенныотличия ветхозаветной религии от христианства и в нравоучении. Если поотношению к своим соплеменникам, близким и пришельцам она требует соблюдениясправедливости (например, «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради» и т.д.(Втор. 5, 17-19), то в отношении других народов она открывает путь квседозволенности. Такие, например, предписания закона, как:«Введет тебяГосподь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку иИакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и сдомами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями,высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами,которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться» (Втор. 6,10-11) или: «Не ешьтеникакой мертвечины; иноземцу… отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему»(Втор. 14, 21) — и другие подобные достаточно свидетельствуют об уровневетхозаветной морали. Те повеления, которые давались еврейскому народу во времязавоевания земли обетованной от имени Бога, — одна из ярких ее иллюстраций.
Ветхозаветнаямораль явилась предметом особого внимания Самого Господа Иисуса Христа. Онрешительно изменил сам принцип отношений между людьми, поставив во главу углалюбовь ко всем — независимо от их национальности, веры и пола. «Ибо, — говоритГосподь, — если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: неубивай. Кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся набрата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано: око за око,зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому… Вы слышали, что сказано: любиближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших,благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь заобижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного… Ибо есливы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Иесли вы приветствуете только бра тьев ваших, что особенного делаете? Не так жели поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец вашНебесный» (Мф. 5, 20-48).
Ввидуочевидного несовершенства ветхозаветного закона апостол Павел писал: «Деламизакона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2,16), потому «оправдывающие себязаконом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5,4)·
Ветхий законподавляет человека многочисленностью внешних, обрядовых предписаний, которымидолжен руководствоваться иудей. Это привело в конечном счете к фетишизацииобрядового закона, «субботы». Христос осудил это, сказав ревностным блюстителямзакона: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).
Глава 3 Почему религия ВЕТХОзаветная? 3.1 КакВетхий завет стал ветхим
Чемобъясняется несовершенство богооткровенной религии Ветхого Завета?
Во-первых,тем, что Ветхий Завет был лишь подготовительным к пришествию Христа, носилпрообразовательный и временный характер (Евр. 7; 18-19, 22; 8; 5-8,13; 9,8-10),был лишь тенью будущих благ (Евр. 10; 1).
Во-вторых,его этнической ограниченностью. Все ветхозаветные нравственные и обрядовыеустановления предназначались не всему человечеству, но одному племени,избранному для исполнения конкретного дела, и потому давались, исходя из егодуховного уровня, нравственных особенностей, интеллектуальных возможностей и т.д. Господь, когда отвечал на вопрос фарисеев, «позволительно ли разводитьсямужу с женою?» — объяснил, почему евреям был дан такой несовершенный закон.Иисус сказал им в ответ: «По жестокосердию вашему он [Моисей] написал вам сиюзаповедь» (Мк. 10; 2, 5). В те времена, следовательно, еще невозможно было датьсовершенное Откровение, «самый образ вещей» (Евр. 10; 1) всем людям земли, ипотому была дана лишь «тень будущих благ» — и только одному народу с учетом егодуховных и душевных сил.
В-третьих,ветхозаветная религия и в принципе не могла быть совершенной, посколькусовершенство Откровения дано лишь явлением Бога во плоти (1 Тим. 3,16) испасения Им человека Своей Жертвой и Воскресением.
Поэтомувеликий знаток Писания свт. Иоанн Златоуст говорит, что «ветхозаветное… такотстоит от новозаветного, как земля от неба».[6]
3.2 Ветхозаветнаярелигия как порождение христианства
Далее,выражение «христианство выросло из ветхозаветной религии» не совсемточно. Точнее сказать, что у них много общего. Общность эта состоит в том, чтоу них один общий источник. Этот источник — Сам Бог. Религия Ветхого Заветаполучена путем божественного Откровения, данного Моисею и другим пророкамеврейского народа. Христианство — религия Откровения Самого Богавоплотившегося.
Таккаково же соотношение между христианством и ветхозаветной религией?
Вглаза бросается явное несовершенство богооткровенной религии Ветхого Завета.
Во-первых, несовершенным былосамое основание духовной жизни. В ветхозаветной религии вся духовная жизньутверждалась на «рабско-наемнической» психологии человека, напонимании заповедей Божиих как данных человеку извне, как юридического закона.
Обращаетна себя внимание и даже поражает глубоко земной характер всех этих обещаний,наград и угроз, отсутствие каких-либо духовных целей, какого-либо учения оЦарстве Божием. Здесь нет никакой мысли о вечной жизни, о духовных благах, оспасении. Высшее обещание, которое дается за верность Богу в Пятикнижии это:Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились днитвои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исход 20, 12).
Вотэто слабое, почти незаметное звучание в ветхозаветной религии идеи неземногоспасения, высшего духовного идеала наиболее ярко говорит о ее духовном уровне.
Во-вторых, чрезвычайно существенныотличия ветхозаветной религии от христианства и в нравственном плане. Об уровневетхозаветной морали свидетельствуют такие, например, предписания закона:
… введеттебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму,Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты нестроил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и сколодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками имаслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться. [3]
Обилиевнешних, обрядовых предписаний, которыми должен руководствоваться иудей вВетхом законе, подавляет человека. Это обстоятельство в конечном счете привелок фетишизации обрядового закона, «субботы». Христос осудил это,сказав ревностным блюстителям закона: Суббота для человека, а не человек длясубботы (Мк. 2, 27).
Впослании апостола Павла к Евреям по существу дается оценка ветхозаветной религии:
ДухСвятый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняяскиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы,не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами ипитиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установленыбыли только до времени исправления (Евр. 9, 8-10).
Закон,имея тень будущих благ, а не самый образ вещей… никогда не может сделатьсовершенными приходящих (Евр. 10, 1).
Ибо,если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать местадругому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь,когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Говоря«новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко куничтожению (Евр. 8, 7-8,13).[5]
Заключение
Ветхозаветнаяеврейская религия была явлением исключительным среди дохристианского языческогомира. Вера в Единого Бога Творца и Промыслителя, в вечную жизнь и воскресение,в праведное загробное мздовоздаяние, относительная строгость жизненныхустановлений и многих нравственных предписаний, моральная чистота культа,запрещение человеческих жертвоприношений и многое другое являлось, безусловно,великим даром Божиим еврейскому народу и доброй закваской для окружающих племени народов. Ветхозаветное Откровение дает и наиболее полную картину творениямира, происхождения человека, истории грехопадения. Во всем этом ветхозаветнаярелигия имела, бесспорно, большое положительное значение для древнего мира.[4]
ВетхозаветноеОткровение сохраняет определенную ценность и в христианскую эпоху. Главное внем — пророческие указания на Христа Спасителя. Эти указания, многие из которыхпоражают точностью своих хронологических, географических и генеалогическихпредсказаний, исполнившись на Иисусе Христе, дают исключительную возможностьдля каждого беспристрастного искателя истины увидеть в нем обещанного БогомМессию и Господа.
По сравнениюс Ветхим Заветом Христос — не иудейский царь над всей землей, не политическийреформатор, не благоустроитель материальной жизни, претворяющий камни в хлебы(Мф. 4, 3-4) скоропреходящих плотских удовольствий, но Хлеб вечный, Путь,Истина и Жизнь (Ин. 14,6) для всего человечества в вечном бытии Царства Божия.
Полнымконтрастом с Ветхим Заветом является и евангельское учение о праведности. Если«Закон» устанавливает две правды, две различные морали: одна — для внутреннихвзаимоотношений среди евреев, другая — для их отношений ко всем другим народам(подробнее об этом см. ниже), то евангельская праведность едина и требует любвико всем людям без исключения.[3]
Списокиспользованной литературы
1. Абрамов Ю.А., Демин В.Н.Сто великих книг. – М., 1999. – С. 8-10.
2. Демидов В.П. Донских О.А.Макарова Н.И. Штуден Л.Л. «Культурология», учебно-методический комплекс. –Новосибирск: НГУЭУ, 2005 г.
3. Крывлев И.А. Библия:историко-критический анализ. – М., 1985. – С. 3-41.
4. Немировский А.И. мифыдревности: научно-художественная энциклопедия: Ближний Восток. – М., 2001. – С.203-211.
5. Фрэзер Д.Д. Фольклор вВетхом завете. – М., 1990. –542 с.
6. Шифман И.Ш. Ветхий завети его мир. – М., 1987. – 239 с.