Муниципальноеобщеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа№ 5»
Образ воднойнечистой силы в славянской мифологии
Выполнила: ученица 6Акласса
Рудая Алена
Кулунда, 2007
Введение
Всем нам с детства знакомобраз русалочки из сказки Ханса Христиана Андерсена «Русалочка», даже взрослыес удовольствием смотрят одноименный мультипликационный фильм Уолта Диснея, науроке литературы в шестом классе школьники знакомятся с повестью Н.В. Гоголя«Майская ночь, или Утопленница», на экранах телевизора мы видим рекламный роликс участием русалок. Не удивительно, что возникает вопрос: как возник образрусалки, каковы его истоки, чем отличаются представления о ней разных народовмира?
Цель исследования –изучить мифологическую основу образа русалки (основное внимание уделяяславянской мифологии), найти отличия этого образа от других водных духов,населяющих, по мнению наших предков, реки, озера, ручьи, осветить народныепраздники, связанные с прославлением русалок.
Объектом изучения выбранобраз русалки в представлении славянских народов. Предметом исследованияявляется местообитания русалки, ее образ жизни, отличие этого образа от другихводных духов.
Используя методобобщения, изучив различные источники, в своей работе я опишу наиболее типичныечерты внешности, поведения русалки. С помощью сравнительного метода найдуотличия русалки от других водных духов, в частности, водяного. Теоретико-методологическимиосновами исследования являются современная литература, мифологический словарь, сайтИнтернета «Славянская мифология».
Этапы исследования:
1. Определение объекта и предметаисследования;
2. Подготовка материалов по темеисследования;
3. Анализ результатов исследования;
4. Оформление работы.
Структура работы:
Работа состоит из 5 глав,введения, заключения и библиографии. Объем работы – 15 листов печатного текста.Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель, предметисследования, методы исследования. Основная часть состоит из 5 глав. В первойглаве дается краткий обзор произведений искусства, центром которых являетсяобраз русалки; во второй главе описывается мировоззрение древних славян; третьяглава посвящена образу Водяного; в четвертой главе освещены обряды, посвященныерусалкам; в пятой главе представлены другие водные духи.
В заключении приведенывыводы по исследованию.
Глава 1
Русалка плыла по рекеголубой,
Озаряема полной луной;
И старалась онадоплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь,колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звукее слов
Долетал до крутыхберегов.
(М.Ю. Лермонтов«Русалка»)
Образ русалки довольночасто встречается в искусстве: достаточно вспомнить «Ундину» В.А. Жуковского,незаконченное произведение А.С. Пушкина «Русалка», картины русских художниковКуинджи «Ночь на Днепре» и Крамского «Русалки», оперы «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакого,А.С. Даргомыжского «Русалка», «Ундину» П.И. Чайковского. Как возник образпрекрасной девушки? Его появление уходит своими корнями в мифологическоепрошлое древних славян. Русалка — один из самых сложных образов славянскоймифологии, дух в образе женщины, появляющийся обычно перед мужчинами. Интересентот факт, что в традиционных русских поверьях о рыбьем хвосте русалки упоминаетсяредко. Нежность, грация – этими чертами не наделен никто более из «нечистойсилы». Притягательна своей трагичностью та черта русалки, которая подчеркиваетее одиночество; она совершенно одинокое существо, не имеющее «пары», в отличиеот водянихи, домовихи, лешичихи. В поверьях русалка обычно одиноко сидит надереве у лесного ручья в облике обычной девушки (без пугающего рыбьего хвоста),расчесывая длинные светлые волосы гребнем из рыбьей кости.
Глава 2
Иногда началом историиславян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Наша история значительностарше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда нашипредки жили в полном согласии с окружающей их природой. Еще до принятияхристианства на Руси, то есть до 988 года, славяне поклонялись многим богам. Попреданиям наших предков, Вселенная состояла из трех ярусов: на небе жили высшиебоги (Перун, Белобог, Хорс, Сварог и другие), земля была отдана духам природы –домовым, лешим, русалкам. Под землей обитали злые демоны (бесы, черти).Известный ученый-фольклорист А.Н. Афанасьев писал об этом: «Древнейшееязычество состояло в обожании природы, и первые знания о ней человека быливместе и его религией». Славяне верили, что после смерти их души не исчезают, апринимают образы ветра, огня, пара, облака, дыма или вселяются в новое тело — бабочки, летучей мыши, какого–нибудь животного или растения, а иногда даже впланеты или звезды. Как же не поклоняться природе, когда в ней воплощены душипредков? Придет срок — ныне живущий обретет новый облик. Если прожил свою жизньдостойно, то воплотится в доброй стихии, если прожил плохо, то в злой. В этомзалог живучести дохристианских верований с древнейших времен до наших дней.
Издавна со страхомпересказывались были и небылицы о том, что славяне поклоняются водяным девам.Еще в VI веке византиец Прокопий Кесарийскийписал: «Они (славяне) поклоняются и рекам, и нимфам, и иным демонам, приносявсем им жертвы. С гневом отзывались о водопоклонении русичей первые церковникиКиевской Руси и их последователи. В рукописи Прелога (XV век) сказано: «Одни бьют в бубны, другие дудят в дудки, иныеже надевают маски, наряжаются и во множестве, оставив церкви, бесятся на виду увсех, называя эти игры русалиями».
Шли века, звучали гневныепроповеди, а славяне продолжали почитать священную воду и живущих в ней дев.Помнят о русалках и поныне, только вот стали стесняться своих древнихверований, считая их пережитками, русалок — нечистой силой. Не иначе как векагонений сделали свое дело. Настало время рассказать, откуда пошел этот обычай ичто он означает.
Еще в незапамятныевремена прародительское племя Ариев называло дождь небесным молоком, котороепроливается на землю из груди небесных нимф, облачных жен. Обитая в дождевыхтучах — небесных источниках воды, — воздушные девы получили и другое название — водяные.
Позже, когда забылисьстаринные метафоры, жены и девы, оставив небеса, поселились в морях, реках,озерах. Такие представления были у всех индоевропейских народов. Индусыназывали их апсараси — «шествующие по водам», греки — наядами и нереидами,немцы — никсами и ундинами, славяне — русалками. Само слово означает«русоволосая водяная дева». Эти владетельницы источников живой воды с годами неутрачивают свою молодость и красоту, они прекрасны, как эльфы, с которымисостоят в родстве. Правда, встречаются среди них печальные взрослыедевы-утопленницы, жертвы несчастной любви или утонувшие из-за злой мачехи.Именно такую утопленницу описывает Н.В. Гоголь в повести «Майская ночь, илиУтопленница»: «Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие,будто тени, девушки в белых, как снег, убранный ландышами, рубашках; золотыеожерелья, монисты, дукаты блистали на шеях; но они были бледны; тело их былобудто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряноммесяце. Хоровод, играя, придвинулся к нему ближе».
Живя в краю, изобильномреками и озерами, речушками и ручьями, болотами и родниками-«студенцами»,древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитанияводы.
Кто не слышал выражения:«венчаться вокруг ракитового куста»? оно обозначает «гражданский», то есть неоформленный официально (прежде — церковным венчанием) брак между мужчиной иженщиной. Таким образом, русский язык сохранил воспоминания о древнейшихязыческих браках, заключавшихся возле священных ракит. Славяне, почитавшиеводу, были уверены, что нерушимые клятвы – в том числе и клятвы любви — даютсяблиз воды, она им свидетель.
Водой иногда испытывалина суде: истцу и ответчику предлагали войти в воду на семь шагов, при этомвиновный, оказавшись перед лицом справедливой и мудрой реки, должен былнепременно смутиться и тем себя выдать. Вероятно, именно так нередко ипроисходило. С помощью воды гадали о будущем и о женихах, наводили и, наоборот,отводили от себя чары…кстати, сами слова «чародей», «чародейство», по-видимому,происходят от древнейшего обряда вызывания дождя, когда женщины-жрицы поднималик Небу руки и выливали на Землю воду из больших «чар»-сосудов. «Чародейство»,таким образом, оказывается просто «действием с сосудом, полным воды».
Особой силой наделялиславяне родниковую воду, а всего более воду из родника, возникшего от удараПеруновой молнии. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось вназваниях многих источников. Отсюда же идет обычай расчищать и обихаживатьроднички, доживший до сегодняшних дней.
Итак, вода — как и другиеприродные сути-были для славянских язычников исконно доброй, дружественнойстихией. Но подобно всем стихиям, заставляла обращаться с нею на «вы». Моглаведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смытьвесенним разливом деревню, поставленную «без спросу»- мы сказали бы теперь,«без знания местности». Вот почему водяной, мифический обитатель озер, рек иручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо,опытные жители леса заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть. Поэтому иВодяной в сказаниях выглядит в общем опаснее Лешего.
Глава 3
Водяной – дух рек и озер.Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длиннымизелеными волосами и бородой. Вместо рук у него перепонки, как у лягушки, хвострыбий, глаза горят, как раскаленные угли, обычно сидит на коряге и звонкохлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, аживотных и людей тащит в воду.
Иногда Водяногопредставляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и«ластоногого». В других случаях он вполне похож на человека и от обычного«доброго молодца» отличался в основном тем, что с левой полы его одеждыпостоянно стекала вода. Чаще всего выступает в образе мужчины с отдельнымичертами животного (лапы вместо рук, рога на голове). Водяные соотносятся счерным цветом; им приносили в жертву черного петуха, существовал обычай держатьна водяных мельницах черных животных. Водяные утаскивали людей к себе на дно,пугали и топили купающихся. Эти поверья о Водяном сопоставимы с легендой оморском царе, отразившейся в русских былина о Садко.
Народная память сохраниланемало рассказов, в которых люди и Водяной сумели поладить. Например, женеВодяного, Русалке, наступил срок разрешиться от бремени и взволнованный мужкинулся на берег — звать прохожую пожилую женщину на помощь жене. Или Водянойиз запруженного ручья попросил человека передать его жалобу своему дядьке — Морскому Хозяину. Или пришлые Водяные пытались выдворить из омута его исконногообитателя и опять-таки люди помогли отстоять справедливость…
Эти рассказы хранят длянас древнюю мудрость, великую и простую науку жить во взаимопонимании и мире сприродой.
Глава 4
Народная память неизменила старине и празднует русальную неделю, начиная с четверга передТроицей, которая в разные годы выпадает на разные дни. Вообще, конец мая-начало июня -пора полного пробуждения творческих сил природы, потому ипоявляются в эту пору девы и жены, посылающие земле плодородие. Водяные девыпосылают на землю не только дожди и туманы, но и росы. Вот с утренней влагой,очень важной для созревания посевов, и связаны представления о русалках. В этовремя женщины в ритуальных играх снимали браслеты и плясали «спустя рукава»,как бы превращаясь в русалок, размахивающих руками-крыльями и сеющих дождь. Этобыл древний танец плодородия, описание которого сохранилось в сказке оЦаревне-лягушке. До наших дней сохранились старинные женские браслеты, накоторых изображен танец женщин с распущенными рукавами.
С древнейших временотмечалась эта русальная неделя. Современный исследователь языческих обрядовдревних славян академик Б.А. Рыбаков пишет: «Русалии праздновались в начале иконце зимних святок, обрамляя годичные заклинания природы и судьбы молениями оводе, обязательном условии будущего урожая. Русальная неделя, приходившаяся,как показывает славянский календарь IV века, на 19-24 июня и завершавшаяся праздником Ивана Купалы, былаглавным праздником в честь русалок». Всю неделю, что называют в народе«зелеными святками», шаловливые русалки рыщут по полям, катаются по зеленойржи, качаются на деревьях, привлекая неосторожных путников, чтобы защекотать ихдо смерти и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного.
Всю троицкую ночь сберезками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, срадостными кликами бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе всевместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц. Встречи срусалкой обычно происходят вечером, ночью, при неверном свете луны, около воды,в лесу. Она показывается, пытается привлечь внимание и исчезает, как бызаманивая. Даже встретившись с ней лицом к лицу, человек лишь иногда успеваетразглядеть ее. Она не вступает с человеком в договорные отношения, как лешийили водяной, она всегда чужда человеку.
В некоторых украинскихповерьях русалки заманивали молодых людей таинственным появлением иисчезновением. Те, которым удалось спастись, рассказывали потом, чтопростоволосые обнаженные девушки пытались завлечь их в чащу лесапривораживающим смехом. Не каждого мужчину русалка станет заманивать. Он долженобязательно понравиться ей. Тогда она может одна или со своими подругамизацеловать и защекотать его до смерти. Своего избранника она губит так, словносовершает некий ритуал любви, может быть, доставляя ему ощущения, каких он неиспытывал. По русским преданиям, чтобы избавиться от нападения русалок, надоначертить на земле крест, обвести его окружностью и расположиться внутриобразованного круга. Также избежать встречи с русалкой поможет полынь, которуюнужно держать в руке. Русалка может выйти замуж за земного мужчину, но бракэтот бывает неудачным. У женщин русалки иногда просили одежду. Женщины вешалина деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки – венки. Всю Троицкую неделю пелирусальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали»русалок. Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надеваливенок и с песнями провожали ее в рожь.
Глава 5
Как известно, русалки –не единственные обитатели водоемов. Они жили в тесном содружестве с другимиводными духами:
Разновидностью русалок внекоторых местах, например в Калужской губернии, считались опасные «святочницы».Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поютбез слов и пляшут. Местопребывание их – бани и неосвященные избы. В этой жегубернии бытовала быличка о том, как девки в бане встретили святочниц, которыенабросились на них и стали «колупать». Спаслись они тем, что рассыпали по снегубусы, которые святочницы бросились подбирать.
Анчутка — злой дух,бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощники водяных и болотных. Всказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.
Лобасты – русалки,живущие в камышах. По поверьям, это дети, умершие некрещеными илидевушки–утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные они проводят в играх ишалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь вхороводе и сделать ее своей подругой–лобастой.
Болотник – дух болота,живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена–болотница, дева–утопленница,состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седогостарика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника втрясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдуваявоздух пузырями и причмокивая.
Водяница – жена Водяного.Утопленница из крещеных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Онапредпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади подмельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы могут рватьсети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.
Ичетик – злой дух из родаводяных. Не обладает могучими способностями своего старшего сородича, да именьше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает всопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотнопьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу – посевы заливает, подмываетмостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенкаили пьяницу взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никитувешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).
Бродницы – духи,охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям,бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги,девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь илиомут.
Дана – славянская богиняводы. Светлолицая девушка–река, напевающая свою журчащую, жизнерадостную песню.Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадетблагодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» — «вода», «неня»- «мать») и осталось в названии многих рек (Днепр, Днестр, Двина, Донец).Особые почести этой богине воздавались во время купальских праздников.
Водяные духи, в частностирусалки, стали основой литературных, музыкальных, художественных произведений.Знакомясь с этими произведениями, читатели, зрители, слушатели проникаютсясудьбой этих необычных, трогательных, притягательных и таинственных существ,имя которым – русалки. В народе говорят, что в образе русалок продолжают «жить»на земле утопленницы, проклятые души. Может поэтому образ русалки сложен изагадочен. Он таит в себе все страдания и злоключения ее прошлой жизни.
Заключение
Изучая образ русалки,хочется отметить, что славянская мифология выделяет его из остальных водных духов,и это не удивительно. Во–первых, русалка – самое красивое водное существо, безстрашного рыбьего хвоста (по сравнению с представлениями других народов); зачастуюона не являлись нечистой силой (в случае, если русалкой становилась крещеннаядевушка или ребенок). Во–вторых, русалки – это самые одинокие существа, ониочень трогательные и, что удивительно, создается иллюзия беззащитности. В–третьих,русалки не являются по своей сути самыми злобными существами, как, например,Водяной или мавки. В–четвертых, именно образ русалки вдохновил немалописателей, поэтов, художников на создание произведений, в центре которых –образ романтичной девушки с печальной судьбой. Думается, что образ русалкибудет трогать душу, будить воображение не только современных людей, но ичитателей, слушателей, зрителей будущего.
Библиография
1. Мифологический словарь /Гл. ред, Е.М.Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991.- 736 с.
2. Семенова М. Мы – славяне!: Популярнаяэнциклопедия.-СПб.: Азбука, 1998.-560 с.
3. Сайт Интернета «Славянская мифология»