Реферат по предмету "Культура и искусство"


Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге

МИНИСТЕРСТВОКУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедрамузееведения и экскурсоведения
КУРСОВАЯРАБОТА ПО КУРСУ
«Методикатематических экскурсий»
Тема:«АрхитекторФ.- Б.Растрелли в Петербурге»
Санкт-Петербург
2007г.

Введение
Тематическая экскурсия«Ф. – Б.Растрелли в Петербурге» является довольно востребованным экскурсионныммаршрутом, предлагаемым во многих туристских фирмах.
Околопятидесяти лет Б.-Ф. Растрелли — выдающийся архитектор XVIII века — прожил в России.Здесь сформировался его талант. Здесь он создал произведения, которые принеслиему мировую известность.
Экскурсия,созданная в данной курсовой работе, рассчитана как на гостей, так и не вменьшей степени на жителей Санкт-Петербурга, поскольку позволяет много узнатьне только о творениях величайшего архитектора, но и о его личной жизни,раскрыть понятие «растреллиевское барокко. Экскурсия, предоставляет возможностьпроследить эволюцию архитектора, показать процесс его творческого возмужания. Итем самым приобретает особый интерес.
На основеэкскурсионных объектов объясняется стиль барокко, его сходство и различия, посравнению с другими странами.
Показ многихобъектов позволяет показать многоплановость творений Растрелли, не оставляя втоже время у экскурсантов разрозненного впечатления об архитекторе.
Эти принципынашли свое отражение в методической разработке и тексте экскурсии, созданиекоторых в соответствии с экскурсионной методикой является одной из задачкурсовой работы. Это подразумевает соответствие экскурсионного маршрута требованиямк экскурсиям тематического характера, оформление технологической карты поутвержденной форме, создание текста экскурсии в соответствии с технологическойкартой; текста, отражающего как индивидуальные особенности автора, так иналичие приемов показа и рассказа, логических переходов и т.п. Помимо этого ещеодной задачей является работа с найденными материалами таким образом, чтобысоотнести их с конкретным маршрутом и поднимаемыми вопросами, а такжеознакомление с литературой, посвященной методике и практике ведения экскурсий,общения с аудиторией и т.д.
Цельюкурсовой работы является отработка полученных в ходе курса «Методикатематических экскурсий» теоретических знаний и практических навыков на основесоздания тематической экскурсии «Ф.Б.Растрелли в Петербурге», что позволитиспользовать полученный опыт при выполнении подобных задач в будущем.
Задачамикурсовой работы являются:
1. Отборлитературы, необходимый для создания индивидуального текста экскурсии
2. Отборобъектов.
3. Разработкатехнологической карты экскурсии, которая необходима в дальнейшем для облегчениянаписания текста экскурсии, отображения приоритетных вопросов, которые будутзатем отражены в экскурсии.
4. Составлениемаршрута.
5. Составлениеэкскурсионного текста.
Созданиеметодической разработки и текста экскурсии требует использования экскурсионнойметодики, которая подробно расписана в работе Емельянова Б.В., в которой такжесодержатся важные для проведения экскурсии указания как технического, так ипсихологического характера.
Созданный вкурсовой работе экскурсионный маршрут включает много разных экскурсионныхобъектов, что подразумевает изучение соответствующего материала. В первуюочередь надо отметить книгу Ю. Овсянникова «Франческо Бартоломео Растрелли».Использование автором архивных данных, мемуарной литературы, позволиливоссоздать страницы жизни и творчества зодчего, показать связь его с событиямиэпохи. Книга Овсянникова Ю.«Франческо Бартоломео Растрелли» предоставляеттщательно проработанный материал об архитектуре, созданной Растрелли.
Книга ГалиныКозьмян «Ф. – Б.Растрелли» дает значительный материал об истории создания творенийзодчего, где прежде всего делается акцент на художественном анализе построек.
КнигаКаганова Г.З. «Петербург в контексте барокко» была необходима для лучшегопонятия стиля барокко, и его специфики в Санкт – Петербурге.
Созданиюэкскурсии также помогло использование справочника – путеводителя В.Г. Исаченко«Архитектура Санкт – Петербурга», который построен как ряд своеобразныхэкскурсионных маршрутов.
Такимобразом, изученная литература послужила достаточным материалом для созданияэкскурсии в соответствии с поставленными в курсовой работе задачами.

Санкт-Петербургскийгосударственный университет культуры и искусств
Кафедрамузееведения и экскурсоведения
 
Методическаяразработка экскурсии
«АрхитекторФ.Б. Растрелли в Петербурге»
Продолжительностьэкскурсии — 3 часа
Место проведения — город Санкт-Петербург
Состав участников — жители и гости Санкт-Петербурга
Авторы:
студентка гр. 401 БахтинаЕ.Р.
Научный руководитель ПоршневВ.П.
Санкт-Петербург
2007г.

Цель: Познакомитьэкскурсантов с творениями Ф.Б.Растрелли, отразив в ходе экскурсии своеобразиеего архитектуры и осветив на основе показа экскурсионных объектов эволюциюзодчего.
Задачи: — проследить историю развития таланта архитектора.
— сделатьакцент на наиболее знаменательных событиях и выдающихся личностях, которыеоказали влияние на деятельность архитектора.
— обозначитьместо Ф.Б.Растрелли среди других русских архитекторов.
— показать спецификурусского барокко.
— показатьзначимость работ Растрелли для Санкт – Петербурга.
— показать творенияФ.Б.Растрелли.
Краткоеописание маршрута:
Экскурсияначинается на Дворцовой набережной, с которой осуществляется панорамный показЗимнего дворца, а также показ Невы. По Дворцовой набережной и Суворовскойплощади автобус доезжает до набережной Лебяжьей канавки, с показом дома Д. Кантимираи через Понтелемоновский мост автобус выезжает на улицу Пестеля.
Далее маршрутпроходит по Преображенской площади, через Кирочную улицу и Суворовский проспектк площади Растрелли, где производится остановка, когда экскурсанты вернулись вавтобус, осуществляется переезд на Шпалерную улицу.
Послеостановки по Шпалерной улице автобус проезжает к набережной Фонтанки, с показомдома№48 и №31 по Шпалерной, где жил Архитектор.
По набережнойФонтанки автобус выезжает на Невский проспект, где осуществляется показАничкова дворца. Во время движения по Невскому проспекту указывается наосновные элементы его декора. Также показывается Строгановский дворец. По МалойМорской улице осуществляется въезд на Гороховую улицу, через которую автобусвыезжает на Садовую улицу, откуда производится показ дворца Воронцовых. Потом автобусдоезжает до Гостиного двора, где осуществляется его показ, где экскурсиязаканчивается.
Тезисывступления к экскурсии:
— знакомствос экскурсантами
— организационные сведения
— своеобразиезодчего как архитектора
— характеристика экскурсии
Тезисызаключения экскурсии:
— историческаяэпоха – закат творчества зодчего
— своеобразие«растреллиевского барокко»
— архитектурныешедевры как напоминание о величие архитектора
 
Списокрекомендуемой для создания текста экскурсии литературы
1. Архитектура:краткий справочник; ред. Н.Г. Адамчик. — Минск.:, 2004. — 123с.
2. ГрабарьИ.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках; СПб., Лениздат, 1994.- 223с.
3. ЗодчиеСанкт-Петербурга XIX — начала XX века; СПб., Лениздат. 1998.-318с.
4. ИсаченкоВ.Г. Архитектура Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель.- СПб.:«Паритет», 2002.- 416 с., ил.
5. ИконниковА.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М.: «Искусство»,1990. – 326 с.
6. КагановГ.З. Петербург в контексте барокко; СПб., «Стелла», 2001. – 208 с., ил.
7. КозьмянГ.Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -199 с.
8. МавродинВ.В. Основание Петербурга. — Л.: Лениздат, 1978. — 231 с.
9. ОвсянниковЮ.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 223 с., ил.
10. ПыляевМ.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. — СПб.: Паритет, 2003.- 480 с.
11. Санкт-Петербург.Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник/ Ред. Коллегия: Белова Л.Н.,Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.- 697 с.

I. От дебюта догениального творения
 
1. Зимнийдворец — шедевр русского барокко сер. XVIIIвека
 
Здравствуйте, меня зовут Бахтина Елена!
Я проведу длявас экскурсию «Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли в Петербурге». Мойрассказ продлится 3 часа, и за это время мы познакомимся с лучшими творениямизодчего в Санкт-Петербурге. Начнём мы нашу экскурсию здесь на Дворцовойнабережной, где находится красивейшее творение зодчего и один из главныхдворцов Санкт-Петербурга — Зимний дворец.
Царь Петр сюности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будетпоходить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейскимпорядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем посламискать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числеприглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли(1675—1744), проживавший в Париже, отец Франческо Бартоломео Растрелли. В 1715году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру и приехал вПетербург вместе с сыном.
Около пятидесятилет Б.-Ф. Растрелли — выдающийся архитектор XVIII века — прожил в России.Здесь сформировался его талант. Здесь он создал произведения, которые принеслиему мировую известность.
Крупнейшийпредставитель русского барокко, Растрелли переосмыслил традиции европейского бароккопод влиянием русской художественной культуры. Его постройки отличаютсястремлением к пространственному размаху ансамбля, применением характерных длярусского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок, увлечениеминтенсивной расцветкой стен, обилием позолоты, растительных мотивов в декоре,все это мы можем с Вами увидеть в Зимнем дворце.
Давайтеобратим внимание на местоположение дворца.
Дворцоваяплощадь — является главной площадью нашего города, и входит в состав трехцентральных площадей, также как Декабристов и Исаакиевская — с расположеннымина них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором.Эти ансамбли образуют единый пространственный организм на берегу Невы.
И, конечноже, жемчужина в этом ансамбле – Зимний дворец. Своими северным фасадом Зимнийдворец обращен в сторону Невы. Её широкие водные просторы неразрывно связаны сперспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на нихзданий. Здесь с особенной силой и ясностью раскрывается величие и неповторимоесвоеобразие архитектурных панорам города. Ансамбль центральных площадейсформировался и приобрёл свой современный облик в результате преемственноститворческой деятельности нескольких поколений русских зодчих, почетное местосреди которых принадлежит герою нашей экскурсии – Франческо БартоломеоРастрелли.
Теперешний,привычный нам, Зимний дворец имел предшественников. Два деревянных и четырекаменных. Но так как ни они определили будущий лик города, то и память о нихстерлась у поколений. В начале 70-х годов XX века только специалистызнали о пяти первых дворцах. О вероятном существовании шестого стало известнолишь в конце 1978 года.
16 февраля1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца.Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый посчету проект Зимнего дворца. Растрелли пришлось приложить немало сил, потратитьвремя и нервы, чтобы убедить царицу строить не просто дворец, а создаватьансамбль, в котором дворец хоть и главная, но все же часть этого ансамбля.
В 1762 годумонументальное трех этажное здание Зимнего дворца было закончено.
Дворецзадуман и осуществлен в виде замкнутого четырёхугольника с обширным внутренним двором.Фасады дворца разделены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннамиионического и композитного орденов. Посмотрите, видите колонны, объединяют второйпарадный и третий этажи.
Сложный ритмколонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей,множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и надмногочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности ивеликолепию декоративное убранство здания.
РассматриваяЗимний дворец можно понять, что это большой источник сведений о России,Петербурге и императорской династии. Ведь именно он прошел почти весь путь отоснования Петербурга и Российской империи как таковой.
Зимний дворецсейчас трудно оценивать с этой точки зрения, не взяв во внимание, что сейчасэто одно из зданий Эрмитажа. Зимний дворец сейчас нельзя отделить от техвыставок и экспозиций что находятся в нем, а, смотря с этой точки зрениядворец, это почти неисчерпаемая кладезь знаний,
Можносказать, что Зимний дворец известен во всём мире, его знают также какфранцузский Лувр и как английский Тауэр.
Зимний дворецне столько необычен сколько, неповторяем только постоянные перепланировки догениальности и просто талант архитектора, создали тот стиль, который присущЗимнему дворцу.
Зимний дворец- бесспорно, настоящий дворец-шедевр, строгой и серьезной архитектуры,совершенно лишенной какой бы то ни было вычурности тех легкомысленных приемов,которые художник разрешал себе в загородных дворцах и садовых павильонах. Здесьвсе благородно, и когда начинаешь внимательно изучать отдельные части, тоубеждаешься, что они хорошо обдуманы и взвешены, и сделано все, чтобы этотдлиннейший фасад получил оживленную, но все еще строгую разбивку. Но все жеобщее впечатление, при всей его несомненной торжественности, не вдохновляет, какСмольный, где будет наша следующая остановка.
2. Дворецгосударя молдавского Дмитрия Кантемира – первый самостоятельный проект Ф.Б. Растрелли
 
ФранческоБартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русскойстолицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты.Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себяна родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в тупору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелостизамысла с застройкой Петербурга. Первый заказ, который получает БартоломеоКарло, — обустройство мызы Стрельна, создание там великолепного парка сканалами, водяными каскадами. Модель будущего ансамбля отец поручает сделатьсвоему сыну Франческо. Так начался творческий путь будущего великогоархитектора на российской земле.
Первойсамостоятельной же работой молодого зодчего в Петербурге было строительство пособственному проекту с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для князя Д.К.Кантемира,молдавскому писателю, ученому и политическому деятелю, господарю Молдавии,фасад которого сейчас находится справа.
Судя посохранившимся чертежам и гравюре, это действительно ученическая работа, гдебольше от голландской, вернее раннепетербургской архитектуры, чем от итальянскойили французской. И все же в компоновке объемов уже чувствуется талант ученика.Не случайно в 1729 году молодой Антиох Кантемир, сын, в сатире «На зависть игордость дворян злонравных» написал:

Растреллистоль искусно невесть строить домы
Как ты кафтанпо вкусе, по времени года…
И сделалпримечание: « Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусныйархитектор; за младостью возраста не столько в практике силен, как в вымыслах ичертежах. Инвестиции его в украшения великолепны, вид зданий казист; однимсловом, может увеселиться око в том, что он построил.» (1)
Таково первоеи потому важное для нас свидетельство современника о творчестве ФранческоБартоломео. Ныне здесь размещается Главное управление Морского регистра. Какотмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа.Тем не менее, в компоновке объемов чувствовался талант ученика.
Здание былоперестроено в формах классицизма, затем эклектики, представляя собой звенозастройки набережной. Дом, несмотря на перестройки, сохранил основные члененияфасадов.
А пока нампредставилась возможность, хотелось бы поподробнее рассказать, как все-такиФ.Б.Растрелли приехал в Санкт – Петербург. Франческо Бартоломео Растреллиродился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптораБартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки.
Какие-либосведения о годах детства и отрочества будущего архитектора нам не известны. Мыможем лишь высказывать различные предположения и догадки. Вероятнее всего, чтоРастрелли-отец, мечтавший, как и большинство родителей, увидеть в сынепродолжателя своего дела, тратил немало времени на обучение ФранческоБартоломео рисунку, лепке, основам архитектурной композиции, строительногодела, то есть всему тому, что сам изучал.
Размеренноетечение жизни Франческо Бартоломео нарушает известие о смерти Людовика XIV и восшествии на престолпятилетнего Людовика XV. Умонастроения художников Франции осенью 1715года прекрасно понял царь Петр I. Из Петербурга в Париж к русскому резиденту летит депеша:«…понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многиемастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах…дабы потребных непропускать…» (2)
19 октября1715 года был подписан договор между Иваном Лефортом, советником Петра I в Париже иК.Б.Растрелли. Документ утверждал, что «помянутый господин Растрелли обязуетсяехать в Санкт – Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там вслужбе его царского величества три года…» (3)
Это первоеизвестное нам письменное упоминание о Растрелли-младшем, хотя он даже не названпо имени. Он еще молод. Ему пятнадцать лет, и всем невдомек, что именно этотподросток станет играть важную роль в искусстве столь далекой от Парижатаинственной России.
ДляРастрелли-отца подписанный договор – последняя надежда найти свое место в жизнии добиться успеха. За этой подписью горечь понимания, что искусство егоустарело для королевского Парижа. Именно в этом специфика Русского барокко. ВРоссии этот стиль стал развиваться позднее, во многом благодаря Растрелли.
Еще в 70-хгодах XX столетия исследователи утверждали: молодой Растрелли выезжал изПетербурга в Италию или Францию на учебу. Поначалу так писали не ведая всехдокументов о ранних работах Франческо Растрелли. Затем по традиции. Не мог неуезжать, обязан был. Иначе как же потом сумел стать столь блистательным зодчим.Но факты свидетельствуют: не уезжал, только работал, не покладая рук.
Между 1727 и1730 годами Растрелли создает проект каменного Дворца с садом для князя ИванаДолгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растреллиприступил к сооружению Собора Воскресения в Смольном монастыре. С 1748—1757 гг.над Кремлем деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскуюрезиденцию на берегу Яузы.
Становлениюталанта архитектора способствовали не только его целеустремленность иувлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, но иобщение с поистине великими архитекторами. В дом Растрелли-старшего, частозаходили Земцов, Трезини, а также Гаэтано Клавери, прославившийся позже своимитворениями в Дрездене при Королевском дворе Августа.
С 1730 года,с воцарением Анны Иоанновны, начинается новый период в жизни ФранческоБартоломео. Период, когда многообещающий с неуемной фантазией подмастерье постепенностановится модным придворным мастером.
За двапрошлых десятилетия принцессе Анне наскучили холодные и тесные покои. Теперь поправу она требовала пышности и роскоши, которую так хотел дать Бартоломео КарлоРастрелли.
Первый заказот всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года:построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобныйманеж. С этим заданием он успешно справляется.
Осенью 1734года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить емувозвести замок в Курляндии. День закладки дворца — 24 мая 1736 года — сталпраздником для архитектора. Знакомство с чертежами, по которым велосьстроительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растреллиприемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенностьталанта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужиеоткрытия, создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое.
Вскоре появилсядолгожданный и радостный указ: «Ее императорское величество указала именнымсвоего императорского величества указом…архитектору де Растрелли по учиненномус ним контракту быть при дворе своего императорского величества придворнымархитектором…» (4)
Итак,официальным строителем дворцов для Анны Иоанновны в Москве и Петербургечислился Бартоломео Карло Растрелли. А сын принимал участие в составлениипроектов. И, скорее всего, очень значительное. В выдумке, в архитектурнойфантазии Растрелли-младший превосходил отца. (Вспомним свидетельство Кантемира.)И Растрелли-старший, вероятно, понимал это. Вот почему, находясь в преклонномвозрасте, когда уже никто не мог опровергнуть его, Франческо БартоломеоРастрелли все работы этих лет приписал единолично себе.
В 1738 годукурьер доставляет в Митаву пакет с высочайшим рескриптом – государыняимператрица жалует Франческо Бартоломео Растрелли звание обер – архитектора.Двадцать два года со дня приезда в Россию он ожидал этого дня. Он думал имечтал о нем. Наконец свершилось. Того, чего не смог добиться отец, достиг сын.
Строительстводворцов было политикой. Размах и роскошь свидетельствовали о богатстве имогуществе. А за внушительными размерами и пышностью убранства можно былоукрыть расстроенные финансы, тайное желание казаться сильнее, чем ты есть.Только за три года, с 1744-1747 годов архитектору Растрелли помимо всех прочихдел поручено: закончить строительство Аничкова дворца, сделать новую пристройкук Зимнему дворцу Анны Иоанновны, перестроить дворец в Петергофе.
Растрелли былочень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников.Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейныеобстоятельства подручных мало волновали обер-архитектора. Единственный критерий— быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела.
С честолюбивым,эгоистичным и вспыльчивым обер-архитектором, вероятно, было не так легко ипросто работать. Можно было ожидать скандалов, взаимных обид, но привлекала иподкупала бесконечная игра фантазии, талантливость, жизнелюбие итальянца. Досего дня в архивах не обнаружено ни одной жалобы архитекторов на Растрелли, ниодного расследования склоки или ссоры. Значит, работали согласно, увлеченно,помогая и даже творчески обогащая друг друга. А с чиновниками, с придворнымислужителями — ругался. Исступленно, зло, обидно. Не мог терпеть канцелярскихбездельников. Будучи чрезвычайно активным, он мог сразу вести параллельнонесколько дел. Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год- проект ичертежи убранства помещений Петергофского дворца; разработка проекта Смольногомонастыря; строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооруженияАндреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проектубранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора вПетербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов,строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.
Иногда такаязагруженность работой приводила Растрелли к некоторым просчетам, В частности,известны неудачные решения Растрелли при строительстве киевского храма в честьАндрея Первозванного (1744— 1752). Исследователи считают, что Андреевскаяцерковь Растрелли — это поиск решения, идея будущего собора, воплощенная затемв Смольном Монастыре.
Всё,сооруженное Растрелли на протяжении своей жизни: великолепные дворцы ироскошные дома, соборы и храмы, парки и сады — и те, что уцелели, и те что былиподняты из руин, опаленных войной, вызывают сегодня у нас неподдельноевосхищение. Мы уже не мыслим свое существование без них. Ибо они частьполученной нами в наследство духовной и художественной культуры.
Наконец, мыможем воочию увидеть русское барокко в исполнении Франческо БартоломеоРастрелли.
Пред намиодно из красивейших творений Растрелли – Смольный монастырь.
Здесь мысделаем с Вами остановку.
 

II. Смольный монастырь — одно из совершенных созданий Ф.Б. Растрелли
 
1.Смольный монастырь – доминанта в застройке района и панораме невских берегов
 
Елизавета Петровна решила накануне своего сорокалетияпостроить величественный монастырь. Указано было строить монастырь небывалый покрасоте и великолепию – памятник благополучному царствованию. Стол двадцатьдевять благородных семей составят окружение будущей настоятельницы. Для каждойотдельный апартамент.
Храм поднялсяв центре крестообразного двора, образованного двухэтажными кельями, оченьпохожими на небольшие загородные дворцы. Устремленный ввысь, стройный инарядный огромный собор кажется очень легким, способным в любое мгновениеоторваться от земли. А обилие колонн и декоративных украшений рождает ощущение,что он не построен, а вылеплен из камня. К сожалению, Растрелли не довелосьполностью воплотить свой замысел: не были отделаны интерьеры, и осталась тольков модели ажурная 140-метровая колокольня. Деньги понадобились на войну сПруссией и для строительства нового Зимнего дворца.
Последней в модели рождалась колокольня. Доминантаансамбля. Монументальным столпом эпохи. Но, растреллиевский столп так и неподнялся над Петербургом.
Растрелли непришлось закончить здание собора: в 1757 году строительство (начатое в 1748году) приостановилось в связи с Семилетней войной,война с Пруссией. Деньги, отпущенные на строениеСмольного монастыря, потребовались армии. К началу войны с Пруссией успелитолько завершить строительство келий.
Собор – доминанта в застройке района и панораме невскихберегов.
Волею судьбытак получилось, что неподалеку от площади, названной в честь нашего героя,недалеко от одного из его любимейших творений находился дом, где он жил.
 
2.Смольный монастырь – жемчужина творчества Ф.Б. Растрелли
 
Именно в соборе Смольного особенно наглядно проявилосьотличие барокко Растрелли от барокко европейского. В европейских странах фасад– всегда самостоятельно созданная архитектурная «картина», никак не связанная собъемной композицией здания, все богатство демонстрируется на главном фасаде.Собор же Смольного «всефасаден». Причем каждая из сторон храма не толькосмотрится самостоятельно торжественной и нарядной, но и разнится от прочих.
Зодчий исполнил указание императрицы – возвести собор втрадициях русского пятиглавия. Но вместо строгого и правильного объемадревнерусского храма выросло строение, поражающее своим логичным сочетаниемразнообразных геометрических объемов, вогнутых и выпуклых плоскостей.
Оригинальнорешение пятиглавой церкви — собора Смольного монастыря. Смольный монастырьвообще наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь во всюсвою ширину. Это не только лучшая жемчужина в творчестве Растрелли, это инаиболее «русское» из его произведений.
В Смольном Растрелли достиг того, что храм раскрывает своюкрасоту и свое величие абсолютно с любой точки монастырской территории, будучис ней неразрывно связанным, логично являясь ее смысловым центром.
Несмотря нанезавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и поисполнению остается одним из самых значительных и цельных произведенийРастрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.
В 30-е годы XIXвекаархитектор В.П.Стасов, которому наконец-то поручили завершить недостроенныйансамбль, записал в своем дневнике: «Характер зданий, произведенных графомРастрелли, всегда величественен …всегда согласен с местоположением,…внутреннееустройство превосходно удобно,…не обременен по тогдашнему времени множественнымиукрашениями …»(5)

III. Эволюция почеркаРастрелли сквозь призму времени и стилей
 
1. Ф.Б.Растрелли– придворный архитектор
Мы с Вамивыезжаем на Шпалерную улицу. Слева от Вас находится Таврический дворец, а вправые окна автобуса Вы можете видеть дом №48, где жил Франческо Бартоломео в 30-е годы XVIIIвека. Совсем рядом отсюда на проспектеЧернышевского дом 3 находилась Канцелярия от строений, где так часто бывалФранческо Бартоломео.А сразу через несколько домов находится дом №31 поШпалерной улице. Здесь жил Франческо Бартоломео в 20-е годы XVIIIвека. Таким образом на Шпалернойнаходится целых два дома, связанных с жизнью нашего зодчего. Мы выезжаем нанабережную реки Фонтанки, откуда мы выедим на Невский проспект, где мыпознакомимся с еще одним творением Франческо Бартоломео – Аничковым дворцом,который был сооружен, когда Растрелли был еще обер-архитектором. Последний раз, когдафортуна была благосклонна к Растрелли, когда, как это ни парадоксально, Петр IIIудостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званиемгенерал-майора и орденом Св. Анны. Петр III оказался единственным извсех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто оценил его трудытаким образом. После переворота 1740 года, который осуществил Миних в пользуАнны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано прекратить всеработы в Курляндии и срочно явиться в Петербург. Миних, который теперь сталпервым министром, принял архитектора ласково и поручил ему построить для новойправительницы Анны Леопольдовны российский Версаль в Летнем саду. Растреллипонял, что талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хорошийювелир или певец. В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект новогоЛетнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась егозакладка.
В ноябре 1741года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трондочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу непредвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затемот него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. Вдобавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказовитальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов,хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе. В такойнеопределенности прошло два года. Поскольку Елизавета Петровна жаждала иметьсобственные роскошные дворцы, она вынуждена была обратиться к Растрелли.
Весной 1744года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнегодворца, а через несколько месяцев — продолжить строительство Аничкова дворца,начатого еще Земцовым. Кроме того, императрица прибавляет к его жалованью ещетриста рублей, и теперь оно составляет полторы тысячи рублей. Так ЕлизаветаПетровна оценила заслуги зодчего за создание Летнего дворца — первогособственного дома императрицы, выстроенного специально для нее. К сожалению,этот Летний дворец простоял лишь до 1797 года, когда Павел I повелел на местеЛетнего дворца возвести для себя Михайловский замок.
 
2.Растреллиевское барокко
 
Осенью 1743года умер Земцов, не успев окончить начатого им весной 1742 года Аничковадворца, предназначавшегося Елизаветой для Алексея Разумовского. Было выведеноуже два этажа, и работы продолжались под присмотром земцовского ученикаДмитриева, а потом под руководством Джузеппе Трезини. Однако вскоре императрицапоручила и эту постройку Растрелли, который с 1744 года вел ее до конца уже посвоим чертежам. Аничков дворец был окончательно отделан только к весне 1750году, когда состоялось освящение его церкви. Для отделки дворца императрицаЕлизавета приказала вывести из Митавского дворца Бирона все ценные вещи. Былидаже сняты двери и выломаны различные украшения.
В своемпервоначальном виде Аничков дворец не сохранился. Он известен нам лишь постаринным изображениям. О его пропорциях, плане и растреллиевском виде даетясное представление чертеж главного фасада, сделанный во второй половине XVIIIвека. В архитектурном отношении он значительно ниже Летнего дворца. Особеннонеприятно в нем отсутствие сильного центра, того решительного удара здания,который так любят большие итальянские мастера. Все три ризалита здесь почтиоднозначащие и разбивают интерес. Однако грех этот, наверное, надо приписатьЗемцову, а не Растрелли, которому пришлось считаться с уже почти готовымистенами. Даже сама декорация стен, поскольку она зависела от кирпичной кладки,принадлежала Земцову. Чтобы помочь делу, Растрелли решил совсем уничтожить этотничтожный центр, перенеся интерес на боковые павильоны. Он поставил по бокаммассивные купола, игривые формы которых должны были скрасить и«развеселить» несколько скучный замысел и то же время совершенноизменить взаимоотношение всех частей первоначальной концепции. Купола Аничковадворца очень любили изображать художники XVIII века, вписывая их в своиперспективные виды Петербурга. При тогдашних невысоких постройках они виднелисьсо всех концов города и были так же типичны для своего времени, какПетропавловский и Адмиралтейский шпицы. Гораздо лучше самого Аничкова дворцабыла колоннада, стоявшая на берегу Фонтанки, на высокой рустованной стенке,поднимавшейся прямо из воды.Ну вот Аничков дворец был построен для АлексеяРазумовского, а мы сейчас направляемся к другому дворцу, тоже находящемуся наНевском проспекте – Строгановскому дворцу, который так же как и Аничков,предназначался для приближенного к двору его величеств Величие Растрелли в том,что он сумел сочетать европейское барокко с традициями русского зодчества. Онже первым перенес на петербургскую почву и стиль рококо.
Декоративныйстиль, созданный для украшения интерьеров и произведений прикладного искусства,Франческо Бартоломео Растрелли использовал в убранстве фасадов своих строений,придав им тем самым еще большую нарядность и пышность XVIII век — это эпохагосподства в Европе нового стиля в искусстве — стиля барокко.
Определеннопротянутые по фасаду линии кажутся неприятно резкими и просто непринужденными,их стараются либо перебивать другими формами, либо просто выбрасывают. Самоздание уже более не кажется сложенным из отдельных камней, а точно вылитым изодного гигантского куска, скорее вылепленным, чем построенным.
В погоне заживописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, апреподносит их постепенно, повторяя их по два, по три и по пять раз. Глазпутается и теряется в этих опьяняющих волнах форм, воспринимает сложную системуподнимающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, топропадающих линий. Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бегалиний и потока форм.
Настало времяпышного расцвета индивидуализма. Знаменательно, что именно стиль барокко,объявивший войну классицизму, гораздо ближе, чем ренессанс, подошел к одной изнаиболее захватывающих сторон римской архитектуры — создания грандиозныхархитектурных пространств. Любимый прием барокко — центральность композиции.Старинное деление храма на три нефа, характерное для готики, было удержано вэпоху Ренессанса, и только в дни барокко уступило место единству пространства,архитектуре больших масс. Зодчие убрали прочь все перегородки и аркады,мешавшие глазу охватывать могучее пространство, и залили храм таким моремсвета, какого еще не знали до сих пор.
Все, чтосоздал Растрелли на протяжении почти полувека, было сделано в России и сталодостоянием русской культуры периода елизаветинского рококо. На формированиеуникального «растреллиевского стиля» оказало влияние итальянскоебарокко, господствовавшее на родине архитектора более полутора столетий,французский классицизм «большого стиля» Людовика XIV, при дворекоторого он начинал работать вместе с отцом, традиции древнерусскойархитектуры, «нарышкинское», «галицынское» барокко и,конечно же, петербургский стиль.
Ранние работыРастрелли, выполненные при Анне Иоанновне более французские, чем итальянскиеили немецкие. Но вскоре Растрелли начал вырабатывать собственный стиль, которыйназывают «русским барокко». Оригинальный стиль, созданный Растрелли,прежде всего, выражал пафос русской государственности и не повторял ниевропейское барокко, ни классицизм, ни рококо.
Выразительныесредства, заимствованные им лишь частично от форм европейского барокко ирококо, были подчинены главной цели — создать ощущение парадоксальности,величия и, вместе с этим, легкости, воздушности, подвижности. Поэтомууникальный растреллиевский стиль ближе к рококо, чем к барокко с его мощной итяжелой динамикой. От барокко растреллиевские постройки отличает компактность,прямоугольность плана, отсутствие пространственных разрывов в объемах зданий,криволинейных поверхностей стен, динамичного «охватыванияпространства». Главная особенность стиля Растрелли состоит вдвойственности, неопределенности приема.
В оформленииинтерьеров Растрелли последовательно осуществляет принципы стиля рококо. Онсохраняет прием анфиладного построения, зеркала и орнамент рокайль. Но вотличие французских мастеров, Растрелли смелее вводит в интерьер классическийордер, колоннады, аркады, в результате чего, конструктивная, обрамляющая изаполняющая функции совершенно перепутываются, создается пластичное,вариативное впечатление.
ГениальностьРастрелли проявляется в том, что он разрушает привычные представления оспецифике архитектурных стилей. Удивительная целостность художественногомышления Растрелли проявилась и в его внимании к деталям. Этот архитекторникогда не ограничивался, как другие, общим проектом здания, он сампририсовывал к нему декоративную лепнину, балконные и оконные решетки, орнаментнаборного паркета, мебель, камины, светильники и дверные ручки.
Оглядываясьназад на все созданное Растрелли и сравнивая его творчество с искусством лучшихмастеров тогдашней Европы, мы должны признать, что по силе художественноговдохновения, по исключительному дару острой «выдумки», он не уступаетникому из современников. Там, где он вообще слабее — во внутреннем убранстве — он стоит ниже некоторых мастеров рококо. Такие певцы рококо, как Оппенор,Боффран, Бабель и Кровилье-старший, оставили на стенах украшенных ими дворцовобразцы более изящного стиля и более утонченного вкуса, чем дал нам Растрелли взалах петербургских дворцов. Рядом с ними он кажется увальнем, грубияном и«варваром», но как только он выбирается из внутренних покоев наружу,как только из декоратора — «уборщика покоев» — превращается вархитектора, так он снова единственный мастер, властелин форм, не знающий ниодного соперника, самый обаятельный из всех «зодчих-живописцев».«Варваром» он продолжает оставаться и здесь, но «варварство»это сродни той стихийной мощи, той первобытности и суровой примитивности,которой свойственны народному творчеству и искусству единичных великанов. Вэтом «варварстве» Растрелли, столь не похожем на западнуюутонченность, в его кустарности, иногда почти аляповатости, вне всякогосомнения, отразилась Русь, в которой так причудливо и загадочно сочетаются двавечно борющихся начала — Запад и азиатчина.
 

IV. Строениядля частных лиц
 
1. Строгановскийдворец — как пример позднего творчества архитектора
 
В левые окнаавтобуса, перед рекой Мойкой Вы можете видеть Строгановский дворец.
Из дворцов,построенных Растрелли для елизаветинских вельмож, сохранились только два: графаМихаила Илларионовича Воронцова и барона Сергея Григорьевича Строганова. Обаотносятся к поздним творения архитектора.
О которых,тем не менее, судить сложно. Это было время больших перестроек. Среди всей этойломки сохранило в неприкосновенном виде свой внешний облик, пожалуй только одноиз поздних творений Франческо Бартоломео Растрелли — городской дом баронаСергея Строганова.
Архитектура дворцав высшей степени типична для Растрелли и представляет как бы переход от плоскойтрактовки Летнего дворца к рельефной, «скульптурной» манере егопоследних построек. Это постепенное движение от плоскости к архитектуре массчрезвычайно характерно для эволюции растреллиевских форм. Он начал с широкихгладких стен, декорированных только слабо выступающими пилястрами, оченьскромно профилированными — таков Митавский дворец. В Летнем дворце выноспилястр и вообще лепной декорации уже решительнее и определеннее.
Зданиеявляется выдающимся памятником барокко. Центр главного фасада выделен ризалитомс парными колоннами, красоту фасада подчеркивают кованые железные решетки подокнами бельэтажа. Выразителен и пластичен скульптурный декор.
Род Строгоановыхбыл старым и сказочно богатым. Им принадлежала большая часть солеварен и горныхразработок России. Предания гласят, что еще в XV веке у Строгоновых былодостаточно средств, чтобы выкупить князя Василия Темного из татарского полона.
2 ноября 1752года Сергей Григорьевич Строганов сообщил сыну Александру, отъехавшему в Европуна учебу: «Наш петербургский дом сгорел до основания и на том же месте я началстроить новый и такой огромный и с такими украшениями и внутри и снаружи, чтоудивления достойно».(6)
ПередФранческо Бартоломео возникла увлекательная задача: с одной стороны, возвестине дворец, не усадьбу, а дом, достойный богатого и сиятельного вельможи, а сдругой — ничем не нарушить предписания властей о внешнем облике Невскойпершпективы. И еще: чтобы вид дома с набережной реки Мойки был столь жепристоен и величественен, как и со стороны Невского.
ДомСтроганова – первый частный дом, сооруженный Растрелли в системерегламентированной городской застройки. Первый и единственный сохранившийся.
Он сразу жепривлекает к себе внимание среди близлежащих строений Невского проспекта.
Богатый иобразованный, Сергей Григорьевич Строганов не жалеле средств на строение егонового дома. Сжигаемый нетерпением, он даже сумел уговорить Архитекторавременно поселиться в недостроенном дворце. Пусть ежедневно и ежечаснонаблюдает за ведением работ. И архитектор согласился.
Реставрациядворца продолжается и сейчас, в отреставрированных залах размещены экспозиции ивыставки Русского музея.
Начатый через три года после закладки дворца Воронцова, домСтрогановых завершен строением на три года раньше.
Давайте же выясним историю строения дворца Воронцовых.
 

2. ДворецВоронцовых – как пример усадебного дворца в панораме города
 
Вице – канцлеру Михаилу Илларионовичу Воронцову в желаниипригласить Растрелли для строения нового дома Елизавет отказать не могла.Помнила, как ноябрьской ночью 1741 ехала под его защитой в его санях подниматьпреображенцев. И еще был Воронцов сродником. Жена его, Анна КарловнаСкавронская, доводилась императрице двоюродной сестрой по материнской линии.
По всем этим причинам весной 1749 года пришлось ФранческоБартоломео Растрелли, среди всех прочих занятий рисовать фасады и планыбудущего дворца вице – канцлера, ведавшего иностранными делами империи.
Место для Воронцовского дома выбрали неподалеку отАничкова, где поселился Алексей Разумовский. Только фасадом новому домупредстояло смотреть к центру города, на Садовую улицу, а к Фонтанке обернутьсябольшим регулярным парком.
От неспокойной улицы дворец отгородился литой чугуннойрешеткой. Архитектор сам сочинил ее простой и легкий узор. Два длинных низкихкорпуса, вставшие перпендикулярно к дворцу, торцами к улице, образовалипарадный двор. Настоящее усадебное строение.
Решая фасад дворца, архитектор использовал свойтрадиционный прием – три ризалита. Центральный широкий, в пять окон, лишь чутьвыступает вперед. Он на пол этажа выше боковых ризалитов и обильно декорировансдвоенными колоннами, пилястрами и лепными наличниками больших оконных проемов.Впервые в узор наличников зодчий вводит барельефы мужских голов в шлемах. Позжеэтот мотив он использует для украшения Зимнего дворца.
Замысловатые, исполненные величавой красоты наличникиРастрелли – своеобразная визитная карточка мастера. По ним определяют еготворения. Многие пытались ему подражать, но никто не достигал совершенства.
Про усадьбу Воронцова рассказывали в городе с завистью.Каждая дверная ручка, каждый столбик перил лестничных маршей былипроизведениями искусства. Своей красотой и изыском поражали светильники,шпалеры, мебель. От самого Тьеполо привезли из Италии плафоны для парадногозала. Роскошью и богатством дворец соперничал с царскими. Но еще с большимудовольствием шептались о неслыханных тратах и долгах вице-канцлера. Охотноповторяли фразу Воронцова: «Истинно вам доношу, что я через строение совсембанкротом стал»(9)135. Можно представить, как Растрелли, с его итальянскимхарактером раздражали слишком растянувшиеся сроки строительства.
К счастью все имеет свое завершение. Дворец строили почтидесять лет. Прожил в нем Воронцов около пяти.
Приход к трону Екатерины IIдля Воронцова, также как и для Растрелли,был весьма символичен. Определился новый характер времени, непохожий напредыдущий. Очередная эпоха утверждала собственный вкус и требовала нового еговыражения. Для Растрелли – это означало закат его карьеры, так как барокко дляЕкатерины уже не был в моде. Для Воронцова – это так же означало отход от дел.
Бывшего канцлера Воронцова « по нездоровью»(7) сослали вЕвропу. Вслед за ним потянулись в разные края и другие некогда всемогущиеелизаветинские вельможи.
С 1810 года во дворце разместился Пажеский корпус, ныне — Суворовское училище.
Мы немножко проедим вперед, и посмотрим на Большой Гостиныйдвор, говоря о котором всегда упоминают Растрелли. Там наша экскурсия иподойдет к концу. Это крупнейшее торговое здание города. Занимающее целыйквартал. Его образ определяют двухъярусные аркады общей длинной более 1 км.
Известно, что растреллиевский проект был необычайно красив,но и необычайно дорог для купцов. Строительство Гостиного двора относится к1757-1785 годам. Другим архитектором является не без известный Жан – БатистВален – Деламот, чьих творений в нашем городе тоже очень много.
Но какова же была судьба нашего героя?
28 июня 1762года к власти пришла Екатерина II, как я уже сказала. С этого времени надголовой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая,что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли ссемьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается стайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствияситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитекторВаллен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение оботставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставкеобер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона —тысяча рублей в год. В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицуКурляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Биронузавершать и отделывать начатый им когда-то дворец. Почти год он проработал вМитаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперьуправлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Этоозначало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в этоже время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однакобарочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которогоинтересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 годаумерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью — купитьтам картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их вПетербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-товремя без заботы о хлебе насущном. Нет никаких известий, насколько удачной былаэта коммерческая акция, но известно другое — прошение Растрелли о принятии егов члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года.Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер, но осталисьего великолепные творения, которые нас радуют. Наша экскурсия подошла к концу. Затри часа нашей экскурсии мы смогли проследить эволюцию стиля Ф.Б. Растрелли;увидеть дома, где он жил; познакомиться с его великолепными творениями. Хочупоблагодарить Вас за внимание.

Примечания
1- Овсянников Ю.М.: Франческо БартоломеоРастрелли; Л., Искусство, 1982. – 19 с.
2 — Овсянников Ю.М.: Франческо БартоломеоРастрелли; Л., Искусство, 1982. – 9 с.
3 — Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли;Л., Искусство, 1982. – 10 с.
4 — Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат,1976. — 35 с.
5 — Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат,1976. -183 с.
6 — Овсянников Ю.М.: Франческо БартоломеоРастрелли; Л., Искусство, 1982. – 95 с.
7 — Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат,1976. — 152 с.

Библиография
 
1) Архитектура: краткийсправочник; ред. Н.Г.Адамчик. — Минск.:, 2004. — 123с.
2) Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIIIи XIX веках; СПб., Лениздат, 1994.- 223 с.
3)Зодчие Санкт-Петербурга XIX — начала XX века;СПб., Лениздат. 1998.-318с.
4) Исаченко В.Г. Архитектура Санкт – Петербурга.Справочник – путеводитель.- СПб.: «Паритет», 2002.- 416 с., ил.
5) Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры.– М.: «Искусство»,1990. – 326 с.
6)Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко;СПб., «Стелла», 2001. – 208 с., ил.
7) Козьмян Г.Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976.-199 с.
8) Мавродин В.В. Основание Петербурга. — Л.:Лениздат, 1978. — 231 с.
9) Овсянников Ю.М.: Франческо БартоломеоРастрелли; Л., Искусство, 1982. – 223 с., ил.
10) Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы избылой жизни столицы. — СПб.: Паритет, 2003. — 480 с.
11) Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград:Энциклопедический справочник/ Ред. Коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н.,Дегтярев А.Я. и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. — 697 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.