Темаэтого выступления заинтересует тех, кто внимательно наблюдает за происходящим вего собственной душе, кто обеспокоен нравственным состоянием нашихсовременников. Апостол Павел в одном из посланий заповедует своему ученику «невозлагать скоро рук на новообращенных, дабы те, возгордившись, не уловлены былидьявольской сетью». Именно эта гордость, это самолюбие, взращенное в языческойсреде, и провоцирует все ошибки, присущие новообращенным.
ВБогопочитании и Богопознании у новообращенных случаются различные духовныеподмены: то, что проистекает от мира видимого и даже от мира злых духов, — переносится на божественные предметы. Искажается роль разума, чувств и воличеловеческих: Богопознание и Богообщение кажется то слишком доступным, тослишком запредельным. В отношении к ближним человеческое заменяет Божественное;в отдельных лицах, особенно духовного звания, стремятся видетьсверхавторитетов. По недостатку духовного опыта, новообращенный часто переноситсвой опыт общения с миром на надмирное бытие Господа Бога. Часто он не замечаетискусственного сокращения дистанции между Всесвятым Богом и падшим сердцемчеловека. Такая приближенность к Богу в уме своем, налагает своеобразную печатьна состояние новообращенного, — не всякого, а того, кто попадает под этотсоблазн. Невольно человек себя ощущает, а потом и осознает особой, приближеннойк императору, и занимается духовным сочинительством: видит проявлениеБожественного Промысла там, где его нет.
Частопроявляется эта болезнь в ложном мистицизме. Особенно на это падкипредставительницы прекрасного пола как существа более романтичные, быть может;эмоционально окрашены все их переживания, часто начинают приписывать разнымимелочам, подчас будничным, в жизни своей проживаемого дня некое нравственноезначение: «К чему бы это, а что сие значит? Видимо Господь подсказывает мнеделать то-то и то-то». Начинают сопоставлять даты, дни, месяцы, недели и года:появляется своеобразная мистика чисел, доходящая порой чуть ли не дооккультизма.
Таккак главной потребностью христианина является молитва, то мы очень частовстречаем в новообращенных, в людях искренних, ревнующих по Бозе, явление, котороеможет быть названо замаливанием. Сама по себе молитва дело святое, но неслучайно образом благочестивой души является ладья, снабженная двумя веслами,Ибо благодать божья действует в нас не без нашей воли. Это замаливание нарушаетрежим дня, сбалансированность наших духовных и вещественных упражнений,приводящее к потере остроты, трезвенности восприятия мира людей, событий, и,что странно к угашению чувства ответственности, долга. Иногда новообращенныйвпадает в род душевного недуга, отводя на утреннюю молитву часы, не ценитвремя, Богом данное для рассудительного и трезвого употребления.
Другаячерта, искажающая наше Богопознание — это стремление ускорить то, что призваносвершаться по воле Божьей, т.е. достижение нами нравственного совершенства. Наиболеедеятельные из нас привыкли в мирской жизни добиваться всего своими силами.Многие помнят так называемые месячники: месяц соблюдения правил уличногодвижения, «догоним и перегоним...», сделаем город образцовым в предельнокороткий срок и т.д. Таким образом лествицу духовную превращают… в эскалатор.Это стремление жирафа вытянуть как можно выше свою голову, безусловнопровоцирует шишкам падать на нее и пригибать ее к земле. Такие прогрессисты, — можно назвать это большевизмом в Православии, — страдают тяжко, заставляястрадать и других. Не наблюдая в себе желаемого, бывают часто озадачены, гонимыдухом уныния, отчаяния, иногда и вовсе сворачивают с рельс благочестивой жизни,убедившись, что желаемое они в себе выдавали за действительность. Особенно этоопасно в делах педагогики и воспитания. Поэтому есть комплекс новообращенных всемье, когда родители хотят из каждого ребенка сделать прп. Сергия или СерафимаСаровского, — все это чревато дурными последствиями.
Неопытномудуховному оку христианина очень трудно взирать на Божество, во светенепреступном пребывающее. Гораздо легче падшему сердцу созерцать то, что лежитвне Бога. В частности иногда новообращенный вместо Бога начинает созерцатьпадшую силу, которая препятствует ему угождать Богу. Темнеет лик христианина,его духовность теряет присущий свет, из души уходят положительные эмоции:надежды на Бога, радость, благодушество, упование на Его волю, но: под каждойлавкой мерещится бес. Вера в бесов и силы зла оказывается сильнее веры в Бога,его промысла. Мы православные более чем кто бы то ни было чувствуем и понимаемтайну исторического процесса, знаем, что есть тайна беззакония, что силымирового зла соединены друг с другом, но когда вместо всемогущества Божьего вмировоззрении новообращенного поселяется некий паук, он забывает, что все вруках Божьих.
Взаимодействиес ближними прежде всего таким близким является для нас наш пастырь — священник.Теряя чувство дистанции с пастырем мы обессиливаем благодать священства,которое свои дары щедро подает только тому, кто созерцает Христа за спинойсвященника. Прилепившись к священнику, в присутствии священника мы неиспытываем борьбы с помыслами: уходят все вопросы и новообращенный впадает внекую духовную расслабленность. Последствия этой болезни известны: потерянравственной свободы, духовной самостоятельности, излишний критицизм, какреакция на обожествление пастыря.
Вотношении к ближним у новообращенных наблюдается и следующая ошибка. Онистремятся просветить всех и всякого, попадающегося на их пути. Начинаетсясвоего рода духовное «инквизиторство». Если совершенного христианинахарактеризует осторожность, тактичность, чуткость, нежелание подавить чью-либосвободу, новообращенный напоминает танк, наезжающий и подминающий под себяслушателей. Лучшая картинка, характеризующая новообращенного: хватает человека,ждущего своей очереди в общественный туалет, откручивает пуговицы на егосюртуке и проповедует ему, игнорируя его не столько нравственное, сколькофизическое состояние. При этом человек становится сухим и черствымрационалистом. Типичным пример: нежелание проводить в последний путь, скажем,умершего сродника, который не являлся церковным человеком. Т.е. новообращенныечасто называют безбожниками близких людей, бывают парадоксально черствы,близоруки, эгоистичны по отношению к ним. Часто рвут родственные, дружескиесвязи слишком решительно, ибо не соблазн дышит на них, но непонимание и горечьобиды. Здесь такт, мягкость, светлое общение с человеком гораздо болееплодоносны, чем подобный ригоризм.
Наконец,отношение к самому себе. Очень часто, неправильно воспринимая Бога и ЕгоПромысел, новообращенный выполняет первую часть пословицы: «На Бога надейся».Но «сам не плошай» — это ему не понятно.
Частолюди, едва уверовавшие во Христа, коренным образом меняют отношение к самимсебе. Вместо того, чтобы подтянуться, оправиться, следить за своей чистотой, завнешним своим видом, новообращенный мысленно залезает в ту пещеру, гдеспасались и спасаются, по его мнению, Божии люди. Нечесаная голова, немытыеуши, расхлястанная одежда, сутулость осанки, вечный траур под ногтями, давнонемытое лицо — вот всем знакомый портрет философствующего юноши-христианина,выходя на лютый мороз, забывая шапку-ушанку, он говорит: «Бог милостив», — незамечая, что немилостивые симптомы менингита начинают сковывать его мозг.Отсутствие духовной рассудительности, отсутствие здорового отношения к своемуестеству — вещь совершенно неправославная: скорее это эскапизм, какой-тоизвращенный буддизм, — как угодно назовите, — но только не православие.
Тоже самое наблюдается и в отношении своих способностей и талантов. Частостремясь к духовной простоте, мы приходим к толстовскому опращению, теряемживые искорки души, теряем знания, которые долго копили, и сами потом начинаемстрадать, не знаем куда себя в Церкви применить, как приложить свои силы.
Список литературы
cвящ.Артемий Владимиров. О духовных соблазнах новообращенных